Development and trends in the digitalization of business process management

Lyu Yasin1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54316195

Abstract:
Information and digital technology play an integral role in business process management. Now, in the context of the rapid development of science and technology amidst Industry 4.0, there are new trends in the implementation of digital and information technology in the field of BPM. Business process management and related disciplines have been developing for four decades. However, there is still a lack of publications explaining the process of digital technology development in BPM. The article presents an overview of the process of digitalization and the development of digital technology in business process management and an analysis of new trends. Particular attention is paid to the new trend of hyperautomatization. Therefore, the architecture of its implementation is presented.

Keywords: business process management, BPM, digital technology, digitalization, hyperautomation

JEL-classification: M11, M21, O31



Введение

Бизнес-процессы повсеместно распространены в компаниях всех отраслей, и управление бизнес-процессами является важной частью управления компанией. Управление бизнес-процессами всегда представляло большой интерес для руководителей компаний во всех отраслях и, конечно же, является актуальной темой в научных кругах. После многих лет развития управление бизнес-процессами уже давно неотделимо от информационных и цифровых технологий. В контексте индустрии 4.0 цифровые технологии также претерпели прорыв. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что анализ процесса и тенденций цифровизации управления бизнес-процессами представляет интерес для научного и коммерческого сообщества. На основе научных исследований и работ российских и зарубежных авторов в данной статье рассмотрен процесс цифровизации развития управления бизнес-процессами в предприятиях и проанализированы тенденции их цифровизации.

Концепция процесса может быть прослежена вплоть до принципов научного управления Тейлора. В стандарте ISO 9000–2015 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата» [1].

Что на самом деле означают бизнес-процессы для компаний на практике?

Можно говорить о бизнес-процессах как о способе моделирования деловых действий предприятия. На данный момент существует множество способов, с помощью которых компании могут моделировать свой бизнес, например, концептуальный анализ на макроуровне, анализ по операциям на микроуровне и т. д. Исходя из необходимой цели, можно рассмотреть различные системы подходов к моделированию бизнеса. (как показано на рисунке 1)

Рисунок 1. Метод бизнес-моделирования предприятия от макро к микро

Составлено автором на основании анализа литературы

Истоки «управления бизнес-процессами» можно проследить до расцвета промышленной революции, когда появились автомобильная сборочная производственная линия Форда и концепция научного управления Фредерика Тейлора [2]. По мнению Пола Хармона (на англ. Paul Harmon) сегодняшняя система управления бизнес-процессами (на англ. Business Process Management, BPM) является результатом развития трех традиционных направлений - «современное управление качеством», «управление бизнесом» и «информационные технологии». [3] (как показано на рисунке 2).

一些文字和图案

中度可信度描述已自动生成

Рисунок 2. Обзор изменения подходов к бизнес-процессу

Источник: [2]

Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (на англ. The Association of Business Process Management Professionals, ABPMP) определяет BPM следующим образом: управление бизнес-процессами (BPM) — это дисциплинированный подход к определению, проектированию, выполнению, документированию, измерению, мониторингу и контролю автоматизированных и неавтоматизированных бизнес-процессов для достижения последовательных, целевых результатов, согласованных со стратегическими целями организации. [4]

Можно заметить, что в развитии BPM ученые стремятся упростить работу, уменьшить ручную нагрузку и т. д. в ожидании повышения эффективности бизнес-процессов и бизнеса компаний. Информационные и цифровые технологии играют в этом чрезвычайно важную роль, и как управление качеством, так и управление бизнесом в системе BPM (на рисунке 2) требуют поддержки инструментов информационных и цифровых технологий. В определении BPM, данном Gartner, также есть прямая ссылка на то, что технология часто используется в сочетании с BPM.

На самом деле, если вспомнить историю BPM, то в 1990-х годах, когда появилась концепция реинжиниринга бизнес-процессов (на англ. Business Process Reengineering,BPR), BPM уже начало выходить за рамки чистой теории управления и стало сочетаться с информационными технологиями и информационными системами. В то время люди проецировали изменения в бизнесе сверху вниз на информационные системы, основываясь на основании теории реинжиниринга бизнес-процессов. В конце 20-го века ERP, представитель внедрения BPR, все чаще использовался в компаниях; постепенно развивались методы управления рабочими процессами и технической интеграции, а современные информационные и цифровые технологии основательно интегрировались в BPM [5].

Таким образом, авторская гипотеза заключается в предположении о существовании четких этапов развития цифровизации управления бизнес-процессами, исходя из развития теории BPM и цифровой экономики. Цель данной статьи состояла в том, чтобы рассмотреть и проанализировать развитие цифровых технологий для BPM за последние четыре десятилетия, а также новые тенденции развития цифровых технологий в этой области. Теоретическую и эмпирическую основу данного исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных авторов по управлению бизнес-процессами предприятия и развитию цифровых технологий, а также практико-ориентированные публикации и открытые ресурсы. В данной статье используются общенаучные методы исследования - абстрагирование, анализ, синтез и систематизация. Научная новизна выражена в обобщении и анализе многочисленных этапов развития цифровых технологий для управления бизнес-процессами предприятия и будущих тенденций.

Основная часть

За четыре десятилетия, прошедших с развития теории управления бизнес-процессами, информационные цифровые технологии претерпели ряд важных изменений и произвели революцию в жизни человека и бизнесе - с 1980-х годов, когда информация обрабатывалась централизованно на мейнфреймах, до 1990-х годов, когда персональные компьютеры были подключены к Интернету и обрабатывали информацию в режиме реального времени в модели сервера, и до пост-интернетовской эры распределенных вычислений и облачных вычислений после 2005 г.. [3] Соответственно, технические методы реализации управления бизнес-процессами развивались на протяжении нескольких поколений, породив широкий спектр терминологии и взаимосвязанных технических концепций управления бизнес-процессами в области управления архитектурой предприятия, инструментов моделирования процессов для разработки программного обеспечения, инструментов системной интеграции, инструментов бизнес-правил и т.д.

Анализ цифровых технологий для управления бизнес-процессами в предприятиях позволил разделить развитие цифровых технологий для BPM на 5 этапов.

1) Этап «Оцифровка рабочих заданий»;

2) Этап «Поток работы»;

3) Этап «Программный пакет корпоративного класса»;

4) Этап «Система управления бизнес-процессами»;

5) Этап «Гиперавтоматизация».

Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

i. Этап «Оцифровка рабочих заданий»

Оцифровка - преобразование информации и документов из аналогового в цифровой формат [6], например, ввод рукописных цифр и текста в компьютер.

Первый в мире компьютер появился в 1946 году, что и положило начало оцифровки. Тем временем, компьютеры начали использоваться для обработки рабочих заданий, генерирования данных и их анализа для оптимизации операционных процессов. В этот момент между компьютерами не были связи, поэтому информационные технологии на данном этапе не поддерживают «процесс» обработки данных несколькими рабочими местами и их совместной работы в режиме реального времени и синхронизации.

ii. Этап «Поток работы»

Поток работы — это абстрактное и общее описание бизнес-правил между рабочим процессом и этапами его операций. Поток работы использует компьютер для автоматической передачи документов, информации или задач между несколькими участниками в соответствии с определенными заранее установленными правилами. [7] То есть, рабочие задачи оцифровываются, а затем обрабатываются в автоматизированном потоке в соответствии с заранее определенными шагами и правилами. Например, процесс сканирования документа, а затем передача его между несколькими участниками для подписания с помощью компьютера.

В 1968 году Фриц Нордсик (Fritz Nordsieck) высказал идею использования информационных технологий для автоматизации потока работы. [8] Развитие информационных технологий в этот период заложило хорошую основу для развития потока работы. В период с 1970-х до середины 1990-х годов начали появляться и развиваться крупномасштабные интегральные схемы, [9] что обеспечивало возможность применения компьютера для реализации технологии потока работы. В 1970-х годах было опубликовано множество исследовательских работ и достижений, связанных с потоком работы, среди которых наиболее показательными были: прототип системы SCOOP, разработанный Майклом Д. Зисманом (Michael D. Zisman), и тестовая система серии OfficeTalk, разработанная Кларенсом А. Эллисом (Clarence A. Ellis) и Гэри Дж. Наттом (Gary J. Nutt) и др. [7] Эти две системы положили начало технологии потока работы и были самыми ранними системами автоматизации делопроизводства. В 1993 г. была создана отраслевая организация по стандартизации технологий поток работы — Коалиция WfMC (Workflow Management Coalition), которая в 1994 г. выпустила эталонную модель для совместной работы систем управления потоками работы и сформулировала ряд отраслевых стандартов. С тех пор технология потока работы начала широко использоваться в различных отраслях промышленности. [7] Строго говоря, система потока работы не является системой управления бизнес-процессами, ее можно считать предшественницей системы управления бизнес-процессами.

iii. Этап «Программный пакет корпоративного класса»

Данный этап можно назвать этапом взаимообусловленного развития информационных цифровых технологий и теории управления бизнес-процессами.

Появление «Бизнес-процесса» как управленческой мысли отмечено статьей американского ученого Хаммера 1990 года «Реинжиниринг работы: не автоматизируйте, уничтожайте» (на англ. Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate), [10] и в 1993 году он изложил свои взгляды в книге «Реинжиниринг корпорации: манифест бизнес-революции». [11] Основная идея такова: Использование информационных и цифровых технологий для повышения эффективности бизнеса заключается не в автоматизации бизнес-процессов, а в коренном устранении звеньев бизнес-процесса, которые не добавляют ценности для клиентов, и использовании информационных и цифровых технологий для внедрения инноваций в бизнес-процесс.

Появление «Бизнес-процесса» обусловлено двумя факторами: первый - миниатюризация компьютеров. Появление IBM PC позволило использовать компьютеры в управленческой и деловой деятельности для приложений на уровне рабочих мест. Второе — это развитие сети. Модель клиент-сервер, появившаяся в 1990-х годах, привела к появлению революционного ERP-продукта, такого как SAP R3, который соединял микрокомпьютеры в различных рабочих местах и формировал автоматизированный процесс.

В контексте реинжиниринга бизнес-процессов предприятия осуществили фундаментальную реорганизацию и реинжиниринг бизнес-процессов посредством нисходящего ре-дизайна. Вместо этого в информационные системы проецируется больше “изменений”, таких как практическое применение ERP-систем, а также были достигнуты определенные результаты. [12]

Основная цель ERP, CRM и других программных пакетов уровня предприятия, которые начали процветать в середине 1990-х годов, заключается в решении проблемы интеграции информации из сквозных процессов на предприятии. ERP объединяет операцию ряда функциональных приложений предприятия, таких как продажи, планирование, управление материалами, закупки, производство, финансы и контроль качества, для сбора, хранения, управления и интерпретации данных уровня предприятия. Таким образом, ERP, CRM и другие программные пакеты уровня предприятия — это не системы управления бизнес-процессами как таковые, а системы записей для выполнения бизнес-процессов.

В этот период также появилось программное обеспечение «интеграция приложений предприятия» (на англ. Enterprise Application Integration, EAI), представленное Tibco [13] и другими, предшественник сегодняшних iPaaS (An Integration platform-as-a-service), для решения проблемы интеграции информации и данных между системами.

На сегодняшний день цифровые технологии на этапах I–III получили вполне распространённое практическое применение на предприятии, в то время как последующие этапы все еще изучаются.

iv. Этап «Система управления бизнес-процессами»

Одним из первых ученых, упомянувшим BPMS, стал Димитрис Карагианнис (Dimitris Karagianni) в 1995 году. Несмотря на это, его понимание все ещё касалось системы управления потоками работы (WMS), [14] что отличается от ядра BPMS, такого, как это может быть понято сейчас.

В отчете Gartner 2006 года система может быть определена как BPMS, если она имеет и поддерживает три важные функции: интеграцию, среду выполнения и двигатель правил. [15]

n Интеграция — это способность средств интеграции системы связывать модель процесса с другими компонентами системы или с другими системами для выполнения задач процесса.

n Среда выполнения - относится к программной среде, которая предоставляет ресурсы, необходимые программе при ее выполнении, включая операционные системы, библиотечные функции, конфигурационные файлы и т. д. В BPMS это может быть понято как хранилище для хранения моделей процессов, компонентов, файлов, бизнес-правил и всей информации, необходимой для правильного выполнения процесса.

n Двигатель правил - координационный двигатель (координирует последовательность действий в соответствии с разработанным процессом и правилами) и двигатель правил (абстрактное представление правил процесса, позволяющее гибко изменять его правила).

Проще говоря, BPMS состоит из двух частей. Первая - механизм определения и интерпретации потоков работы. Вторая - конфигурируемая и интегрированная система выполнения процессов. Распространенной архитектурой для реализации систем BPMS является сервис-ориентированная архитектура (на англ. service-oriented architecture, SOA). [16] Эта идея настолько технически сложна, что на практике трудно полностью изменить ИТ-архитектуру предприятия. Это связано с тем, что при внедрении BPMS многие предприятия уже создали множество бизнес-приложений и систем, и, если они используют BPMS на основе архитектуры SOA, им придется рефакторизовать исходные различные системы.

Положительным моментом является то, что появление BPMS перевело технологию управления бизнес-процессами в модульную, платформенную фазу развития, позволяя разрабатывать и запускать бизнес-процессы напрямую и быстро, значительно сокращая время, необходимое для разработки процессов, и делая возможным универсальное применение технологии управления бизнес-процессами. Конечно, эта технология нуждается в дальнейшем совершенствовании.

По данным Gartner, тремя платформами BPMS, имеющими наивысшую оценку на сегодняшнем рынке, являются: CMW platform, Appian BPM Suite и IBM Business Automation Workflow. [17]

v. Этап «Гиперавтоматизация»

«Гиперавтоматизация» впервые была включена в отчет Gartner «Глобальные главные стратегические технологические тенденции» в 2020 году [18], а в последующие два года была включена в список ключевых стратегических технологических тенденций в отчетах 2021 [19] и 2022 [20] годов. За три года существования отчета организация Gartner постепенно углубляла свою трактовку гиперавтоматизации.

Гиперавтоматизация — это идея о том, что все, что может быть автоматизировано в организации, должно быть автоматизировано. [19]

Гиперавтоматизация объединяет ряд направлений цифровых технологий:

l Система управления бизнес-процессами на уровне предприятия (например, BPM, iBPM и т. д.);

l Пакет корпоративных приложений (например, ERP, CRM и т. д.);

l Роботизированная автоматизация процессов (РАП, на англ. Robotic Process Automation, RPA);

l Инструменты разработки с низким кодом/без кодирования;

l Искусственный интеллект;

l Другие инструменты для оптимизации бизнес-решений или автоматизации задач.

Идея использования бизнес-процессов для интеграции разрозненных информационных систем компании существует уже давно, будь то появление единой интегрированной системы ERP в 1990-х годах или архитектура BPM/SOA, зародившаяся в начале 21 века, для решения этой проблемы для компаний. Сегодня гиперавтоматизация по-прежнему связана с решением проблемы интеграции процессов в корпоративные ИТ-приложения - RPA облегчает взаимодействие между системами, процесс-майнинг облегчает обнаружение, управление и оптимизацию корпоративных бизнес-процессов, и искусственный интеллект делает бизнес-процессы более эффективными и умными. Эти три элемента вместе образуют краеугольный камень гиперавтоматизации.

На основании приведенного выше описания, архитектура реализации гиперавтоматизации включает в себя уровни технологического стека «бизнес-система - процесс-майнинг - платформа управления бизнес-процессами - задача-майнинг – платформа РАПа» и различные инструменты. Вышесказанное можно проиллюстрировать следующим образом:

图示

描述已自动生成

Рисунок 3. Поток инструментов и архитектура платформы гиперавтоматизации

Составлено автором на основании анализа литературы

С точки зрения управления бизнес-процессами, традиционный BPM - это метод управления "сверху вниз", который сначала разрабатывается, а затем внедряется, в то время как гиперавтоматизация использует новые технологии, такие как разработка с низким кодом, задача-майнингом, процесс-майнингом и РАП для достижения управления бизнес-процессами «снизу вверх», а не «сверху вниз», что не только отвечает требованиям управления бизнес-процессами, но и адаптируется к характеристикам гибкого итерационного бизнеса в быстро меняющейся среде.

В текущей практике определенное количество инструментов или технологий из набора инструментов гиперавтоматизации используется в управлении бизнес-процессами предприятия. Например, AkzoNobel, крупнейшая в мире компания по производству красок и покрытий, проанализировала 100 миллионов операций с данными с помощью процессов-майнинга, который помог компании повысить эффективность своевременных платежей на 20% и сократить количество ручных проверок счетов на 20% [21]. Однако компаний, которые построили полный набор архитектур гиперавтоматизации, по-прежнему очень мало, и их даже сложно найти. Некоторые поставщики программных услуг в настоящее время постепенно запускают платформы гиперавтоматизации, такие, как UiPath [22] и ProcessGo Plus [23]. Согласно данным опроса Gartner, к 2023 году мировой рынок гиперавтоматизации достигнет 720 миллиардов долларов [24].

Заключение

Таким образом, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, информационные цифровые технологии стали важной частью BPM, или BPM и информационные цифровые технологии неразделимы.

Во-вторых, оглядываясь назад на 40 лет развития, можно сказать, что развитие теории управления бизнес-процессами и развитие информационных цифровых технологий взаимно усиливают друг друга и являются созависимыми. Теория управления бизнес-процессами превратилась в современную теоретическую систему BPM с момента зарождения оригинальной концепции научного управления Фредерика Тейлора. Информационная цифровая технология развивалась с момента появления компьютеров через эпоху инженерии программного обеспечения до сегодняшней эпохи Интернета, а информационная цифровая технология развивалась от единой к плюралистической.

Во-третьих, развитие цифровизации управления бизнес-процессами можно разделить на пять этапов, а именно: этап «Оцифровка рабочих заданий», этап «Поток работы», этап «Программный пакет корпоративного класса», этап «Система управления бизнес-процессами» и этап «Гиперавтоматизация» (См. таблицу 1). Этапы 1–3 полностью применены на практике, этапы 4–5 все еще находятся в стадии исследования и разработки.

В-четвертых, гиперавтоматизация — это тенденция цифровизации управления бизнес-процессами. Архитектура гиперавтоматизации включает в себя «бизнес-система - процесс-майнинг - платформа управления бизнес-процессами - задача-майнинг – платформа РАПа», которая значительно интегрирует различные информационные системы внутри компании, повышает эффективность управления бизнес-процессами и обладает гибким и итеративным характером. Гиперавтоматизация еще не практикуется и не применяется в больших масштабах на предприятиях.

Таблица 1 – Этапы развития цифровизации управления бизнес-процессами.

Составлено автором


Название этапа
Время начала
Тенденции/Цифровые Технологии
1
Оцифровка рабочих заданий
С 1940-х
Оцифровка рабочих заданий с помощью компьютера
2
Поток работы
С 1970-х
Система управления информацией
OA
WfRC
3
Программный пакет корпоративного класса
С 1990-х
Программный пакет: ERP, CRM …
EAI
4
Система управления бизнес-процессами
С 2000-х
BPMS
SOA
5
Гиперавтоматизация
С 2020г.
RPA
Разработка с низким кодом
Process Mining
AI

References:

Burattin A. (2015). Introduction to business processes, BPM, and BPM systems Berlin: Springer.

Chen Cui-e., Wang Shulin., Chen Ying., Meng Yang., Ma Hua (2009). Analysis of Enterprise Workflow Solutions Conference Proceedings, 5th International Conference on Intelligent Computing. 680-687. doi: 10.1007/978-3-642-04020-7_73.

Dimitris Karagiannis (1995). BPMS: business process management systems SIGOIS Bull. 16 (1). 10-13. doi: 10.1145/209891.209894.

Duarte Jorge Cordeiro, Mamede Lima-Marques Modeling and Simulation Competency Center for Mature EnterprisesDl.acm.org. Retrieved from https://dl.acm.org/doi/10.1145/1750405.1750418

Hammer M. (1990). Reengineering work: Don’t Automate, Obliterate Harvard Business Review. 104-112.

Hammer M., Champy J. (1993). Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution New York: HarperCollins.

Harmon Paul (2010). The Scope and Evolution of Business Process Management Springer.

Hill J.B., Sinur J., Flint D., Melenovsky M.J. (2006). Gartner’s Position on Business Process Management

Lyu Ya. (2021). Predposylki, Zarozhdenie i razvitie tsifrovoy ekonomiki [Prerequisites, Emergence and Development of the Digital Economy] Moscow: Izdatelstvo «Pero». (in Russian).

Smith H., Fingar P. (2003). Business process management - the third wave Florida: Meghan-Kiffer Press.

Страница обновлена: 02.05.2025 в 14:07:38