Инновационная активность субъектов Дальневосточного федерального округа: сравнительная оценка

Погребцова Е.А.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69185856

Аннотация:
Повышение качества инновационной деятельности субъектов Дальневосточного федерального округа является одним из приоритетных направлений государственной политики. Однако, для успешной реализации этой задачи необходимо тщательно изучить факторы, которые могут способствовать или препятствовать инновационной активности, а также определить тенденции в сильных и слабых сторонах инновационной деятельности субъектов. Важно отметить, что развитие инфраструктуры в инновационной сфере неоднородно, а доля затрат на разработки и исследования остается невысокой. Низкий уровень внедрения технологий на производстве в соответствующих субъектах также остается проблемой. Проанализировав положение каждого субъекта Дальневосточного федерального округа, проведенный мониторинг позволяет определить варианты стимулирования инновационной активности и наметить пути развития инновационной деятельности субъектов. В настоящей статье исследован уровень инновационной активности, финансирование инноваций и проблемы, а также особенности внедрения инновационных технологий в Дальневосточном федеральном округе. В данном исследовании были выявлены факторы, ограничивающие инновационную активность, и предложены практические пути их разрешения. Полученные результаты имеют практическую значимость, так как позволят развить инновационный потенциал субъектов Дальневосточного федерального округа и способствовать его социально-экономическому устойчивому развитию.

Ключевые слова: инновационная активность, субъект, Дальневосточный Федеральный округ, мониторинг, потенциал, инновационные технологии

JEL-классификация: D25, O31, O32, Q55



Введение

Формирование экономики инновационного типа является приоритетной задачей для современной России, в том числе и для субъектов Дальневосточного федерального округа. Как отмечает Красова Е.В., оно способствует устойчивому развитию территории, созданию конкурентоспособной экономики и значительному повышению уровня благополучия населения. Преодоление сложностей и успешное осуществление данного курса требуют скоординированных усилий на всех уровнях – от государственного до регионального и корпоративного. Именно такое совместное действие позволит достичь поставленных целей и обеспечить стабильное и благополучное инновационное развитие территории [1].

Данный округ занимает 36 % территории России, протяженность с запада на восток на 3 тыс. км и с севера на юг на 3,2 тыс. км. Однако, несмотря на богатство природы, уровень социально-экономического и инновационного развития Дальнего Востока отстает от многих других регионов России. В дальневосточном федеральном округе проживает всего 5,6 % населения страны, а валовой региональный продукт к 2023 году составил 4 % (в Российской Федерации – 2,8 %) [2].

Как отмечают Дугаржапова Д. и Мошков А. В., на территории Дальневосточного федерального округа, обнаружена значительная неоднородность и неравномерность развития инновационно-технологических процессов, выявлен низкий уровень инновационной активности предприятия, слабое внедрение технологических инновационных проектов в сектора экономики [3, 4].

Дальневосточный федеральный округ и его составляющие субъекты развиваются интенсивно, но промышленная база и социальная среда не соответствуют целям и задачам инновационного развития, заявленным в стратегических документах [5].

Эти обстоятельства подчеркивают необходимость проведения мониторинга и выявления мероприятий по устранению различий и стимулированию развития инновационной отрасли федерального округа. Один из вариантов – формирование специальных инициатив, направленных на поддержку предприятий, содействие при внедрении технологических инноваций, а также важность обучения и повышения квалификации персонала для улучшения их подготовки к инновационным процессам [6].

Для этого необходимо сформировать комплексный подход с совместными усилиями со стороны государства, бизнес- и научного сообщества. Для анализа и решения данных задач используется мониторинг инновационной активности, который помогает выявить проблемы и предложить новые способы инновационного развития субъектов Дальневосточного федерального округа.

Целью исследования является выявление особенностей формирования инновационной активности как ключевого фактора развития субъектов Дальневосточного федерального округа.

Исследование отличается научной новизной и выявляет основные проблемы, а также предполагает пути внедрения инновационных технологий для разработки стратегии развития субъектов Дальневосточного федерального округа.

Авторская гипотеза содержится в том, что инновационный потенциал субъектов Дальневостоного федерального округа используется не в полную мощность, однако, необходимо использовать комплексный подход для дальнейшего инновационного развития.

Методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, официальная статистика и научные статьи. Анализ осуществлен на основе результатов С. Г. Алексеев [7], Д. Б. Дугаржапова [3], Н. Е. Егоров [8], Е. В. Красова [1], Н. А. Медушевский [5], А. Г. Окорокова [9], Д. З. Убонова [10] и другие. В работе использовался системный подход, анализ эмпирических данных, сравнение и обобщение результатов. В условиях быстрого изменения окружающей среды необходимо постоянное изучение данных исследований.

Результаты исследования

Инновационная стратегия должна осуществляться на всех уровнях с целью максимального использования научного потенциала территорий. Каждый федеральный округ должен создать современную систему обеспечения научных исследований и разработок, чтобы превратить Дальневосточный федеральный округ в промышленно развитый, активно заселенный и конкурентоспособный регион. Однако острые социально-экономические проблемы мешают инновационной системе региона развиваться активно и выходить за пределы адаптивной стратегии. Необходимо осознавать текущее состояние и масштаб проблем развития научной инфраструктуры для их быстрого и эффективного решения [1].

Основная идея инновационного развития заключается в широком использовании передовых научно-технических достижений при производстве и переработке продукции с применением высоких технологий. Такое мнение разделяют многие специалисты в области региональной экономики и управления инновациями [11].

Отечественная экономика постепенно ориентируется на поддержание научно-инновационного уровня, развитие технологий. Это способствует обеспечению эволюционного перехода к следующему поколению научно-технических решений. Однако основным недостатком является недостаточная научная база для возникновения новых производств в различных регионах [12]. Данная тенденция подтверждается мониторингом инновационной активности Дальневосточного федерального округа (табл. 1).

Таблица 1 - Уровень инновационной активности организаций Дальневосточного федерального округа

Субъект
2010
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Республика:
- Бурятия
11,0
4,8
6,4
4,7
6,8
5,2
5,8
4,6
4,4
- Саха (Якутия)
7,4
7,0
7,6
7,9
8,6
3,9
8,6
14,5
12,3
Край:
- Забайкальский
6,7
6,1
4,0
2,9
5,6
3,8
4,1
4,7
3,9
- Камчатский
9,6
11,8
12,7
11,9
15,5
13,1
12,8
10,9
9,4
- Приморский
7,9
6,1
4,2
4,5
9,7
5,7
7,1
7,4
7,7
- Хабаровский
11,1
9,7
8,5
7,9
13,3
8,1
5,9
7,2
7,7
Область:
- Амурская
5,9
5,4
6,1
6,0
6,3
5,1
6,7
5,9
6,8
- Магаданская
34,3
14,3
12,2
6,6
10,3
13,3
9,4
9,1
8,6
- Сахалинская
3,1
2,6
3,3
3,9
6,0
5,0
4,8
3,9
4,8
- Еврейская автономная
10,5
5,3
6,5
6,7
7,2
4,3
5,5
4,5
4,0
Чукотский автономный округ
12,5
17,8
7,2
10,7
12,5
7,8
6,7
9,0
7,5
Дальневосточный федеральный округ
8,6
6,9
6,2
5,9
8,9
6,0
6,9
7,7
7,4
Российская Федерация
9,5
9,3
8,4
8,5
12,8
9,1
10,8
11,9
11,0
Составлено автором на основе источников 13, 14

Почти во всех субъектах наблюдается снижение инновационной активности. За рассматриваемый период только Приморский и Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области улучшили данный показатель. Они являются лидерами по уровню инновационной активности. Данные субъекты в основном осуществляют свое развитие за счет дотаций. Однако, введение развития государственно-частного партнерства может привлечь в регион не только дополнительные источники бюджетных средств, но и новых инвесторов. Они могут привнести новое видение развития в области инноваций и инвестиций, которое может отличаться от того, что уже существует в Дальневосточном федеральном округе. Например, уровень инновационной активности организации Самарской области по итогам 2022 года составил 17,9 %.

Отстающими регионами остаются республика Бурятия, Забайкальский край, Еврейская автономная область. Проблемы с реализацией инновационных проектов часто возникают из-за отсутствия или недостатка финансовых ресурсов. Алексеев С. Г. предполагает, что наличие определенного оптимального размера инновационного резерва в регионе является необходимым условием для гибкой адаптации к инновационным изменениям в макросреде и инфраструктуре региона. В то же время, высокий уровень инновационного резерва свидетельствует о низкой эффективности использования инновационного потенциала [7]. Предприятия, внедряя инновационные технологии по проектам, в большинстве случаев зависят от займов и государственной поддержки. Еще одной проблемой является рискованность бизнеса в условиях недостаточного спроса на инновации.

В 2020 году на Дальнем Востоке России действовало 235 научно-исследовательских и разработочных организаций, что составляло 5,6% от общего числа российских федеральных округов (рис. 1). Наибольшее количество таких организаций сосредоточено в Приморском крае (20,4 %) и Хабаровском крае (19,6 %). По сравнению с 2019 годом, число этих организаций увеличилось на 4,9 %.

В 2020 году в Дальневосточном федеральном округе также была активно осуществлена инновационная деятельность, которой занимались 522 организации, что составляло 4,6 % от общего числа российских федеральных округов. Это число на 17,3 % больше, чем в 2019 году [15].

единицы

Рисунок 1 – Количество научной и инновационной активности организаций в Дальневосточном федеральном округе в 2020 году

Составлено автором на основе источников 13, 15

В Приморском крае научными разработками занимаются более 140 организаций, в Республике Саха – 138 организаций, в Камчатском крае – 70 организаций. Амурская область – 65 организаций. Меньше всего действующих организаций в Чукотском автономном округе (17 единиц) и в Европейской автономной области (13 единиц).

Обеспечение устойчивого развития инновационной активности предприятия напрямую зависит от объемов финансирования. В 2020 году в Дальневосточном федеральном округе было затрачено 19418,4 млн рублей на исследования и разработки, что составило 1,7 % от общих внутренних затрат Российской Федерации. Большая часть этих затрат, а именно 18622,0 млн рублей, была направлена на текущие потребности и требования. В 2020 году 95,9 % внутренних затрат составили текущие расходы, а 4,1 % - капитальные расходы (табл. 2). Доля внутренних расходов на исследования и разработки по отношению к валовому региональному продукту в 2019 году составила 0,3 % в данном федеральном округе, в то время как среднее значение по стране составило 1,2 %. Важно отметить, что несмотря на то, что промышленность является отраслью специализации, финансирование научных исследований в данном направлении не является приоритетом в макрорегионе. В 2020 году только 6,0 % от общего объема внутренних затрат на исследования и разработки было выделено на эту отрасль (в 2019 году – 7,9 %). Большая часть внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2020 году в Дальневосточном федеральном округе – 82,6 % – была финансируется за счет бюджетных средств. Сектор учреждений высшего образования составил 12,9 % от общего объема внутренних затрат на исследования и разработки.

Таблица 2 – Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ по субъектам Дальневосточного федерального округа, млн руб.

Субъект
2010
2018
2019
2020
2021
2022
Республика:
- Бурятия
457,8
811,8
868,8
898,5
973,3
1101,1
- Саха (Якутия)
1635,7
2874,0
2934,3
3025,7
3561,8
3959,3
Край:
- Забайкальский
144,3
423,5
402,2
529,6
559,8
619,4
- Камчатский
1035,7
1374,9
1404,2
1556,1
1560,0
1649,4
- Приморский
3931,4
7907,4
7045,8
7863,8
8083,7
8757,9
- Хабаровский
990,8
2315,8
2168,4
2035,1
2373,7
2173,3
Область:
- Амурская
342,5
566,1
595,8
665,9
731,4
936,2
- Магаданская
720,4
809,5
774,1
811,8
862,2
866,9
- Сахалинская
728,3
1137,6
1070,5
1061,8
1099,6
1123,7
Дальневосточный федеральный округ
10053,6
18312,2
17412,7
18622,0
19996,0
21381,1
Составлено автором на основе источников 13, 14

Из бюджета использованы наибольшие средства в Приморском крае (8757,9 млн руб.) и Республике Саха (3959,3 млн руб.), наименьшие в Магаданской области (866,9 млн руб.) и Забайкальском крае (619,4 млн руб.). Например, процентное соотношение расходов на прикладные исследования в Республике Бурятия значительно возросло за последние десять лет. В 2011 году этот показатель составлял 11,7 %, в то время как в 2022 году он увеличился до 13,1 %. Такой рост можно рассматривать как положительную тенденцию в инновационной сфере, свидетельствующую о повышении прикладной направленности исследований и разработок. Это означает, что все больше усилий и ресурсов вкладывается в создание и внедрение практически значимых инноваций, что помогает развитию и прогрессу республики [10].

Таким образом, различия в темпах и характере инновационного развития в различных регионах обусловлены разнообразными факторами, такими как социально-экономические условия, географическое положение и особенности технологического прогресса, определяющие распределение инновационной инфраструктуры. Необходимо формировать региональную инновационную систему, которая будет выключать в себя специфические институты и механизмы стимулирования и регулирования инновационных процессов на уровне конкретного субъекта Российской Федерации [16]. Среди основных направлений создания развитой инновационной системы выделяются элементы (рис. 2).

Направления создания инновационной системы,разработка региональной инновационной стратегии, включающая в себя взаимодействие между различными ведомствами и регионами,создание благоприятной экономической и правовой среды для функционирования предприятий, готовых внедрять инновационные разработки,формирование инфраструктуры, способствующей инновационной деятельности,установление механизмов контроля за инновационной деятельностью,развитие взаимодействия между научными учреждениями и промышленностью,совершенствование государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок

Рисунок 2 – Основные направления создания инновационной системы субъектов Российской Федерации

Составлено автором на основе источников 8, 9, 10, 17, 18, 19, 20, 21

Все субъекты дальневосточного федерального округа можно поделить на три основные группы. Первая группа – развитые инновационные регионы. Республика Саха оказывает положительные результаты, за счет регионального законодательства и сформированной инфраструктуры (государственный комитет по политике и науке, центр поддержки предпринимательства, агентство инвестиционного развития и т.п.). Процессы модернизации и инновационной деятельности в Магаданской области направлены на разработку и внедрение новых технологий, преимущественно в сферах горнодобывающей, энергетической и рыбной промышленности. Основными инновационными направлениями развития Камчатского края является приграничное и трансграничное сотрудничество.

Вторая группа – среднеразвитые инновационные субъекты. Правительство Хабаровского края компенсируется расходы на оформление интеллектуальной собственности и создание предприятий, также предоставляются субсидии в связи с введением новой продукции. Сахалинская область активно следует инвестиционно-индустриальному пути развития, заложенному в региональной стратегии до 2025 года. В настоящее время ключевым приоритетом региона является привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности экономики, решения инфраструктурных проблем и обновления социальной сферы. Развитие инновационной экономики Чукотского автономного округа основывается на горнодобывающей промышленностью (интенсивным освоением крупных месторождений золота, серебра, олова и меди). Для поддержки инновационной деятельности в Амурской области устанавливается минимальная ставка арендной платы, применяются налоговые льготы, а также оказывается информационное и консультационное сопровождение. Приморский край характеризуется развитием низкотехнологичного производства.

Третья группа – крайне низкие показатели инновационной активности. Одной из негативных тенденций в Республике Бурятия и Европейская автономная область является сокращение численности работников, занятых исследованиями и разработками, увеличение доли инновационной продукции, сокращение внутренних затрат. В Забайкальском крае нет четко сформированной интеграции науки, образования и промышленного сектора экономики.

Выводы

Инновационная активность субъектов Дальневосточного Федерального округа оказывается неоднородной, что связано с рядом факторов. Во-первых, разное развитие инфраструктуры в инновационной сфере. В некоторых субъектах округа отсутствуют необходимые научные и технические ресурсы, которые бы позволили развивать и внедрять новые технологии. Низкий уровень научных исследований и разработок также является препятствием для инновационной активности.

Во-вторых, малая доля затрат на разработки и исследования. Однако в федеральном округе доля затрат на разработки и исследования существенно ниже среднероссийского уровня.

В-третьих, низкий уровень внедрения технологий на производстве. Внедрение инноваций требует значительных затрат на модернизацию производственных мощностей и обучение персонала. Однако многие предприятия в Дальневосточном федеральном округе не готовы вкладывать средства в модернизацию и обновление технологий.

Таким образом, повышение инновационной активности в Дальневосточном федеральном округе требует комплексного подхода, который включает развитие инфраструктуры в инновационной сфере, увеличение финансирования инноваций и активную работу с предприятиями для их вовлечения в инновационный процесс. Только совместными усилиями государственных органов и предпринимателей можно создать условия, при которых будет достигнута явная финансовая выгода и проявится интерес со стороны бизнес-структур, разработчиков новой наукоемкой продукции, инвесторов и представителей инновационных проектов.


Источники:

1. Красова Е.В. Научно-исследовательская инфраструктура Дальневосточного федерального округа в контексте инновационного развития региона: тенденции и проблемы развития // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 3. – c. 56-68. – doi: 10.15826/umpa.2019.03.019.
2. Кузнецова Н.В., Кочева Е.В., Матев Н.А., Кравченко А.А. Региональные вызовы российского Дальнего Востока. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2019. – 350 c.
3. Дугаржапова Д.Б. Инновационный потенциал регионов Дальнего Востока: состояние и проблемы // Эко. – 2023. – № 10(592). – c. 86-102. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2023-10-86-102.
4. Мошков А.В. Экономико-географические особенности инновационного развития субъектов Дальневосточного федерального округа России // Геосистемы Северо-Восточной Азии: природа, население, хозяйство территорий. Владивосток, 2021. – c. 46-52.– doi: 10.35735/tig.2021.69.52.008.
5. Медушевский Н.А. Сравнительный анализ потенциала регионов Дальневосточного федерального округа, и оценка возможностей региональной системы высшего образования для инновационного развития территории // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2013. – № 1. – c. 115-136.
6. Погребцова Е.А. Инновационная активность в разрезе федеральных округов Российской Федерации: современное состояние и направления развития // Вестник университета. – 2023. – № 9. – c. 65-74. – doi: 10.26425/1816-4277-2023-9-65-74.
7. Алексеев С.Г. Оценка инновационного потенциала и инновационной активности регионов Сибирского федерального округа // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 2. – c. 111-117.
8. Егоров Н.Е. Инновационный потенциал северо-восточных регионов России // Инновации. – 2012. – № 3(163). – c. 74-77.
9. Окорокова А.Г. Инновации, как движущая сила ДВФО // Молодой ученый. – 2016. – № 8-3(112). – c. 21-22.
10. Убонова Д.З. Анализ развития инновационной деятельности в Республике Бурятия // Управленческий учет. – 2023. – № 11. – c. 163-168. – doi: 10.25806/uu112023163-168.
11. Евсеенко А.В., Унтура Г.А. Инновационная экономика Сибири // Наука. Инновации. Образование. – 2008. – № 3. – c. 152-187.
12. Антоненко И.В. Экономико–статистическая характеристика инновационного развития Южного федерального округа // Экономика региона. – 2009. – № 2(18). – c. 110-115.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2022. – 1122 c.
14. Наука и инновации: объем инновационных товаров, работ и услуг. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bur2023_21-nauka.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
15. Инновационное развитие Российской Федерации в 2020 году Дальневосточный федеральный округ. Miiris.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.miiris.ru/digest/Analitika_DalnFO_2020.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
16. Погребцова Е.А. Социально-экономические особенности инновационного развития субъектов Сибирского федерального округа // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2023. – № 2. – c. 130-137. – doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-2-130-137.
17. Валентей С.Д. и др. Роль субъектов Федерации в формировании модели развития экономики России. / Монография. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 232 c.
18. Осипов В.А., Мальцева К.А. Современные проблемы инновационного развития малого бизнеса в Приморском крае // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. – № 5. – c. 202-211.
19. Малина Д.С. Анализ инновационного потенциала Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006081 (дата обращения: 20.02.202).
20. Погребцова Е.А. Инновационное развитие Уральского федерального округа: проблемы, потенциал и пути трансформации // Научное обозрение. Экономические науки. – 2023. – № 3. – c. 21-26.
21. Мага А.А., Макаренко Т.Д., Вигандт Л.С. Инновационное развитие Забайкальского края как ключевой фактор повышения конкурентоспособности региона // Вестник Читинского государственного университета. – 2011. – № 4(71). – c. 10-15.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:00:25