Мониторинг финансовых инноваций в статистике центральных банков

Болонин А.И.1, Болонина С.Е.2, Лещенко Ю.Г.3,4
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия, Москва
3 ООО «Первое экономическое издательство», Россия, Москва
4 Российская Академия Естественных Наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Болонин А.И., Болонина С.Е., Лещенко Ю.Г. Мониторинг финансовых инноваций в статистике центральных банков // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – Том 4. – № 2. – С. 119-138. – doi: 10.18334/ide.4.2.118424.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54118717
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В работе исследуется реализующийся на современном этапе мониторинг финансовых инноваций в статистике центральных банков. Актуальность исследования вызвана тем, что финансовые инновации и цифровизация не только трансформируют финансовый сектор, но, и также формируют пробелы в статистических данных центральных банков. Данный процесс обусловлен внедрением новых финансовых продуктов, и совершенствованием в связи с этим существующих банковских услуг. Основываясь, на разработанной Комитетом Ирвинга Фишера дорожной карты – «Формирование статистической информации по финансовым технологиям», авторами поведён анализ Fintech-компаний, охватывающий различные сегменты финансового рынка в контексте пробелов в статистических данных; данных по Fintech-компаний с существующими данными в официальной статистике, и осуществляемых международных инициатив в этом направлении. В заключении сделан вывод, что мониторинг финансовых инноваций в статистике центральных банков зависит от доступной информации и варьируется от страны к стране, что может потребовать корректировки различных национальных стратегий для построения статистических данных по финансовым технологиям.

Ключевые слова: мониторинг, финансовые инновации, технологии, официальная статистика, центральный банк, цифровизация, финансовый сектор, Комитет Ирвинга Фишера

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Финансовые инновации и цифровизация в финансовом секторе активно расширяются. При этом «новые Fintech-компании особенно прогрессируют в предоставлении платежей, клиринговых, расчетных услуг и кредитов» [3] (Bolonin, Ragulina, 2019). Для того чтобы обеспечить свою долю рынка, действующие банковские (традиционные) учреждения:

– сотрудничают с Fintech-компаниями или приобретают их;

– создают собственные технологические решения;

– или разрабатывают новые бизнес-модели (например, формирование филиалов банка без физических отделений или продвижение мобильного банкинга).

Очевидно, что эти нововведения приносят пользу конечным потребителям за счет снижения стоимости финансовых услуг. В то же время конкуренция между банками и Fintech-компаниями усиливается, так как последние снижают барьеры для входа в цифровые платформы и, следовательно, расширяют спектр услуг. Fintech-компании открывают новые каналы финансирования малых и средних предприятий (МСП) и упрощают их доступ к трансграничным платежам, оборотному капиталу, управлению денежными потоками и др. «Кредитование и краудфандинг на основе акционерного капитала – является одним из технологических нововведений, как в странах с формирующимся рынком, так и в странах с развитой экономикой» [13] (Panova, Bolonin, Yarygina, 2020).

Однако «Fintech создает проблемы для центральных банков, поскольку оказывает непосредственное влияние на их ключевые задачи, такие как реализация денежно-кредитной политики, мониторинг финансовой стабильности и контроль за платежными системами» [8] (Leshchenko, Medvedeva, 2018). Например, трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики может измениться в результате роста цифровых валют. Риски финансовой стабильности могут возникнуть из-за платформ однорангового кредитования или взаимосвязанности между классическими посредниками и Fintech-компаниями. «Нововведения Fintech в платежных системах могут осложнить мониторинг деятельности по отмыванию денег и финансированию терроризма» [2, 9] (Bolonin, 2016; Leshchenko, 2019).

Соответственно, центральным банкам нужна адекватная информация о финансовых технологиях и их деятельности, чтобы должным образом координировать (оценивать) выгоды и риски. Кризис, связанный с Covid-19, актуализировал важность мониторинга финансовых технологий, поскольку многие потенциальные финансовые преимущества Fintech-деятельности связаны с заменой физических взаимодействий новыми IT-решениями.

В результате измерение финансовых технологий становится важной задачей центральных банков (например, уже применяется в работе по финансовой стабильности, экономическому анализу, анализу рынков и платежей). К сожалению, в настоящее время нет согласованной на международном уровне официальной статистики для отслеживания таких измерений, что способствовало созданию Комитетом Ирвинга Фишера [1] рабочей группы для анализа проблем с данными, возникающих в связи с развитием финансовых технологий, и выработки возможных рекомендаций для статистики центральных банков. В соответствии с мандатом Комитета на рабочую группу возложены следующие обязанности:

– проводить оценку дополнительных потребностей центральных банков в данных о финансовых технологиях и возможных сценариях их использования;

– осуществлять анализ существующих официальных источников данных, их фактического использования и существующих инициатив по сбору данных в сфере финансовых технологий;

– выявлять пробелы в данных и оценивать издержки и выгоды от инициатив по их устранению;

– уточнять роли и обязанности различных сторон, которым может быть поручено разрабатывать, собирать, сопоставлять и поддерживать статистику финансовых технологий;

– предоставлять руководству информацию по разработке адекватных статистических определений для сбора исчерпывающей информации о финансовых технологиях с глобальной точки зрения.

Эти действия направлены на то, чтобы помочь заинтересованным сторонам отслеживать рынок финансовых технологий и восполнить пробелы в статистике центральных банков. Из чего следует, что для исчерпывающей информации о данных финансовых технологий необходимо национальное и международное сотрудничество, поскольку многие наборы данных формируются различными статистическими, надзорными, академическими и коммерческими агентами [4] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, 2022).

Цель работы: исследовать финансовые инновации в статистике центральных банков в контексте их мониторинга.

Задачи исследования:

– выявить степень развития официальной статистики центральных банков по данным о финансовых инновациях (технологиях);

– определить процесс идентификации Fintech-компаний в рамках финансовых инноваций в статистике центральных банков;

– уточнить сопоставимость Fintech-компаний с существующими данными, необходимые для мониторинга.

Объект исследования: финансовые инновации в статистике центральных банков.

Предмет исследования: организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе мониторинга финансовых инноваций в статистике центральных банков.

Информационной базой исследования послужили российские [4, 11, 13 и др.] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, 2022; Panova, Trushina, 2019; Panova, Bolonin, Yarygina, 2020) и зарубежные [17, 20, 28 и др.] (Dorfleitner, Hornuf, Schmitt, Weber, 2017) источники, в том числе авторские работы [1–3, 10, 15, 24] (Bolonin, Anuprienko, 2012; Bolonin, 2016; Bolonin, Ragulina, 2019; Leshchenko, 2022; Bolonina, Konishchev, Alieva, Bolonin, 2020; Leshchenko, Bolonina, 2019).

В процессе исследования применялись общенаучные методы систематизации, сравнительного статистического анализа; использовались сравнительный, институциональный, эволюционный, синергетический методологические подходы, сочетание методов анализа и синтеза к выявлению проблем (тенденций, закономерностей и противоречий).

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что авторские предложения имеют потенциал применения в процессе совершенствования нормативно-правовой базы в области статистики финансовых инноваций Банком России для формирования и использования системы мониторинга, оценки финансовых инноваций, развития соответствующего регулирования Fintech-компаний.

Развитие официальной статистики центральных банков по данным о финансовых инновациях (технологиях). Fintech/технологические инновации, используемые для предоставления финансовых услуг, в последние годы быстро развиваются, трансформируя финансовый ландшафт, создавая ряд проблем для статистики центральных банков. В частности, в официальной статистике СНС [2] отсутствует сопоставимая на международном уровне информация о финансовых технологиях, а отслеживание быстро меняющихся финансовых структур оказалось затруднительным. Тем не менее отдельную информацию о таких данных можно получить, используя материалы СНС. Специальная рабочая группа Комитета Ирвинга Фишера рассмотрела различные инициативы, запущенные для мониторинга финансовых инноваций в статистике центральных банков [25] (Leshchenko, 2020). По результатам одного из пилотных проектов, Комитет опубликовал отчет, результатом которого стал целевой план (дорожная карта) – «Формирование статистической информации по финансовым технологиям» (табл. 1).

Таблица 1 Дорожная карта «Формирование статистической информации

по финансовым технологиям»

Параметры
Характерные особенности
Классификация Fintech
В ходе пересмотра МСОК [3] все этапы цепочки создания стоимости финансовой деятельности и продуктов должны быть отнесены к разделу «K» (финансовые услуги).
Ввести категории, описывающие деятельность Fintech-компаний
Идентификация Fintech-компаний
Необходимо разработать национальные и международные сборники данных по Fintech-компаниям. Отправными точками могут быть неофициальные списки Fintech, если таковые имеются
Сопряжение с существующими данными
Сопряжение составленных списков Fintech-компаний с существующими данными (например, данными баланса, отчетами о прибылях и убытках, структурой собственности и годовыми отчетами) является ключом к более всестороннему экономическому анализу
Развитие сотрудничества
Внутреннее и внешнее сотрудничество необходимо для объединения существующих данных и получения выгод от их сопряжения.
Сбор данных только один раз, но использование их для разных целей с правом доступа к данным на основе «необходимой информации», что имеет важное значение для организации эффективной статистики с минимальным бременем для отчитывающихся субъектов.
Обмен данными внутри учреждений, между национальными учреждениями и на международном уровне нуждается в совершенствовании.
Сотрудничество с промышленными (экономическими) субъектами необходимо для понимания эволюции рыночных структур и бизнес-моделей
API [4]-интерфейсы и веб-поиск с помощью искусственного интеллекта
Чтобы ограничить нагрузку на отчетность, можно использовать общедоступные интернет-данные или данные из API для заполнения пробелов в данных.
Автоматизированные методы сбора данных могут быть чрезвычайно полезны, если имеется квалифицированный персонал для управления этими инструментами
Обзоры
«Обзоры служат положительным аспектом при мониторинге:
- со стороны поставщиков финансовых услуг – для сбора информации о Fintech-компаниях; а также
- со стороны спроса (что означает другие финансовые или нефинансовые компании) – для понимания процесса о внедрении финансовых инноваций»
Примечание: в среднесрочной перспективе, возможно введение обязательных требований к отчетности
Источник: составлено авторами по исследуемым материалам [25] (Leshchenko, 2020).

Согласно дорожной карте, представленной в таблице 1, можно сделать вывод о том, что ее реализация будет способствовать принятию в глобальных масштабах пересмотра классификации экономической деятельности, рациональнее учитывая поставщиков Fintech-услуг. Руководящий принцип будет заключается в том, что поставщики финансовых услуг должны будут классифицироваться по их основным видам экономической деятельности, независимо от технологической интенсивности, заложенной в их услугах.

Анализируя далее дорожную карту, можно утверждать, что многие пробелы в статистике центральных банков отражают тот факт, что Fintech-компании, занимающиеся финансовым посредничеством, не классифицируются в финансовом секторе, что требует дальнейшей работы над формальной классификацией их деятельности. В настоящее время, с точки зрения статистики, Fintech не интерпретируется как сектор или деятельность и не определяется покупкой продукта/услуги. Поэтому центральные банки классифицируют Fintech-компании на индивидуальной основе.

На практике все сложнее, многие Fintech-услуги не предоставляются финансовыми компаниями (банковскими учреждениями или страховыми компаниями), то есть считается, что это – поставщики бизнес-услуг или IT-предприятия в соответствии с действующей схемой классификации (например, роботы-консультанты могут быть классифицированы как поставщики программного обеспечения). Значительная часть бизнеса этих компаний явно связана с финансовым посредничеством и должна быть интегрирована в статистику финансового сектора. Лишь в некоторых случаях Fintech-услуги предлагаются аффилированными организациями, непосредственно контролируемыми традиционными финансовыми посредниками, это означает, что чаще всего их деятельность размыта в отчетах консолидированных групп. Другой пример, существующих ограничений статистики касается новых типов организаций, таких как интернет-банки, предлагающие мобильные и цифровые банковские услуги («необанки»), и объединяющие в общую группу кредитные организации.

В целом Fintech-услуги, -продукты и -фирмы являются предпосылками пересмотра официальных систем классификации предприятий. В настоящее время есть возможность внести коррективы, поскольку МСОК, поддерживаемый Организацией Объединенных Наций, пересматривается. В частности, некоторые новые типы организаций, занимающихся краудфандингом, роботизированным консультированием и предоставлением платежных услуг еще не были классифицированы как тип поставщика финансовых услуг в разделе «K», поскольку центральные банки на региональном и национальном уровнях подчеркивают необходимость корректировки других систем классификации.

Следовательно, пересмотр МСОК и связанных с ним классификаций может быть осуществлен с использованием двустороннего подхода:

– аналитический – это гарантирует, что наиболее важные этапы в цепочке создания стоимости финансовых продуктов будут относиться к категории в разделе «K» (финансовые услуги), когда они предлагаются как отдельные услуги;

– синтетический – на основе практических исследований, это гарантирует, что эмпирически идентифицированные кластеры могут быть отнесены к категории в разделе «K» при условии, что они являются финансовыми компаниями, то есть компетентные специалисты чаще всего начинают с определения групп по видам деятельности, которые они считают Fintech, и собирают данные на этой основе (табл. 2).

Таблица 2 Сегменты Fintech-рынка

Сегмент рынка
Функциональность
Платежи
Организации, которые выполняют часть или все функции, необходимые для отправки и/или получения стоимости от одного клиента к другому через любой цифровой канал, включая каналы в цепочке создания стоимости, облегчающие и выполняющие расчет и клиринг
Кредитование
Организации, которые способствуют заимствованию денег или финансируют активы отдельных потребителей и/или малых предприятий с традиционными и нетрадиционными финансовыми компаниями через Интернет, облачные платформы или платформы на основе приложений
Сбережения и вклады
Депозитные организации, которые предоставляют цифровые банковские услуги (включая банкинг как платформу), а также сберегательные продукты с использованием мобильных технологий
Страхование
Организации, которые обеспечивают часть или все функции цепочки создания стоимости страхования (например, коммуникация, анализ рисков, распределение) за счет использования конкретных технологий (например, искусственного интеллекта, робототехники) вместо традиционных методов
Инвестиции
Организации, которые предоставляют цифровые платформы для инвестиционной и/или торговой деятельности (включая криптовалюту) или позволяют физическим лицам торговать на традиционных биржах/платформах со своих собственных устройств
Финансовое планирование и консультации
Организации, которые используют искусственный интеллект и/или робототехнику для предоставления финансовых консультаций частным лицам или малым предприятиям, рекомендуя подходящие сберегательные, инвестиционные или кредитные продукты, а также управляя финансовыми ресурсами
Привлечение капитала
Платформы акционерного или долгового финансирования, которые позволяют предприятиям или частным лицам привлекать средства для инвестиционных или благотворительных целей, включая поставщиков услуг цифровой комплексной проверки
Поставщики технологий B2B
(бизнес для бизнеса)
Организации, которые создают или поддерживают платформы и/или продукты, предоставляемые другими поставщиками финансовых услуг для использования другими Fintech-компаниями, но не предоставляют финансовые услуги населению под своим собственным брендом
Источник: [15, 24, 26] (Bolonina, Konishchev, Alieva, Bolonin, 2020; Leshchenko, Bolonina, 2019; Lev, Leshchenko, 2020).

Данные подходы могут сохранить актуальность официальной статистики в условиях финансовой цифровизации, так как стратегий, базирующихся на чисто априорном понимании экономических и финансовых последствий Fintech недостаточно, поскольку используемые ими термины (например, «инновационные фирмы» или «новые участники») могут со временем изменяться. То есть фирма, которая сегодня занимается Fintech, может не стать таковой через десять лет, если ее технология больше не будет считаться инновационной, но она продолжит предоставлять аналогичные услуги.

Идентификация Fintech-компаний. Учитывая, что еще не существует согласованного на международном уровне официального статистического определения финансовых технологий, сложно создать их официальные реестры или списки Fintech-компаний, которые были бы сопоставимыми. Следовательно, во многих странах нет официальных реестров Fintech-компаний. Еще две проблемы заключаются в том, что некоторые виды деятельности в сфере финансовых технологий не требуют регистрации в надзорном органе, и что быстрое развитее инноваций в их сфере препятствует проведению любых переписей компаний, занимающихся финансовыми технологиями. Таким образом, центральные банки вынуждены применять новаторский подход к выявлению компаний в сфере финансовых технологий, что, возможно, является альтернативным вариантом в создании статистики Fintech (в результате существует множество неофициальных списков Fintech).

Например, в 2018 году в зоне Евро было выявлено около 2800 Fintech-компаний, что может составлять около 23% от всех Fintech-компаний по всему миру [23] (Kochanska, Papaefthymiou, 2020).

Первоначальная характеристика Fintech-компаний в Испании была определена путем создания базы данных на основе информации, доступной из различных государственных и частных источников: Испанской национальной комиссии по рынку ценных бумаг (CNMV); отраслевых ассоциаций (Испанская ассоциация Fintech, Insurtech, Испанская ассоциация краудлендинга и частные консалтинговые фирмы).

Национальный банк Австрии ссылается на список Fintech Directory Austria, предоставленный Fintech-Austria в качестве основы для анализа структуры австрийского рынка финансовых технологий с точки зрения обеих фирм, и их сегментация на разные бизнес-модели, которые включены в выборку.

Около 430 немецких компаний были определены как Fintech в независимом отчете, подготовленном по заказу Министерства финансов Германии [17] (Dorfleitner, Hornuf, Schmitt, Weber, 2017).

Обмен мнениями с крупными финансово-технологическими организациями дает возможность изучить структуру рынка финансовых технологий и разработать проекты для дальнейшего сбора данных. С учетом того, что формального метода выявления Fintech-компаний не существует, такое взаимодействие помогает выявить ключевые заинтересованные стороны. Далее, после того как список Fintech-компаний составлен, целесообразно разделить деятельность Fintech-индустрии на рыночные сегменты или категории (табл. 2).

Сопоставимость Fintech-компаний с существующими данными, необходимыми для мониторинга. Сопоставимость списка Fintech-компаний с существующими данными официальной статистики (например, данными баланса) является ключом к более полному пониманию Fintech-деятельности. Как показывает практический опыт, из годовой финансовой отчетности на уровне фирмы, внесенной в коммерческие регистры, можно извлечь необходимую информацию. То есть после того, как станут доступны данные по балансовым показателям компаний, отчетам о прибылях и убытках, структуре собственности и годовым отчетам, можно провести всесторонний экономический анализ. В таблице 3 отражены возможные взаимосвязи между Fintech-деятельностью, бизнес-моделью и соответствующим традиционными финансовыми продуктами.

Таблица 3 Взаимосвязь между Fintech-деятельностью,

бизнес-моделями и финансовыми инструментами

Fintech-деятельность
Бизнес-модель
Финансовый инструмент
Сбережения и вклады
От цифровых банков до
неформальных
кредитных союзов
Депозиты
Кредитование
Кредитные брокеры и альтернативные кредиторы
Займы
Привлечение капитала
Платформы акционерного или долгового финансирования, позволяющие предприятиям или частным лицам привлекать средства для инвестиционных целей
Долговые ценные бумаги / капитал
Виртуальные валюты
Криптографические активы – это передаваемые цифровые активы, предназначенные для предотвращения их дублирования
Нефинансовые активы (финансовый актив при наличии финансового обязательства)
Источник: составлено авторами по исследуемым материалам.

Однако без внутреннего и внешнего сотрудничества взаимосвязь, рассмотренная в таблице 3, не будет эффективной. В связи с чем центральные банки активно пытаются найти рациональные способы обмена информацией как внутри, так и между юрисдикциями, особенно в отношении показателей на микроуровне [20, 21]. Что касается финансовых технологий, координация между регулирующими органами для обеспечения обмена информацией особенно важна, поскольку финансовые инновации актуальны не только для финансовых регулирующих органов, но и для органов, ответственных за защиту потребителей, кибербезопасность, защиту данных и т. д.

Переходя к типу данных, которыми можно обмениваться, опыт центральных банков свидетельствует, что статистику финансовых технологий можно улучшить, используя нормативные данные (балансы, представляемые финансовыми учреждениями) [5, 22] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, 2023). Объединение нормативных данных от различных органов финансового надзора повышает точность отраслевых классификаций, и расширяет охват небанковского сектора.

И поскольку инновации в сфере финансовых технологий не имеют границ и единой юрисдикции, необходимо также международное сотрудничество, так как многие Fintech-компании базируются в одной стране, а работают за ее пределами. При этом международный обмен данными или сбор согласованной межстрановой статистики по Fintech-деятельности может стимулировать развитие официального бизнеса Fintech-компаний, что имеет решающее значение для глобального мониторинга Fintech.

Заключение

Для решения статистических задач (вопросов), связанных с финансовыми технологиями, центральным банкам можно предложить сконцентрировать внимание на следующих ключевых областях: классификация деятельности Fintech-компаний; их методическая обработка; их мониторинг с помощью статистических структур; и продвижение инновационных технологических решений по статистики Fintech на глобальном уровне.

1. Классификация Fintech-деятельности. Центральные банки должны способствовать глобальному принятию пересматриваемой классификации видов экономической деятельности, которая эффективнее учитывает поставщиков Fintech-услуг, посредством:

– поддержки рекомендации Комитета Ирвинга Фишера о пересмотре МСОК в отношении раздела «K», официально представленного в СОООН [5] в 2019 году;

– сотрудничества на национальном, региональном и глобальном уровне с заинтересованными сторонами, отвечающими за официальную статистическую методологию;

– рассмотрения способов реализации рекомендации Комитета Ирвинга Фишера для конкретных мероприятий по сбору данных, в которых участвуют представители центральных банков.

При этом, учитывая возрастающую значимость услуг, предоставляемых Fintech-компаниями на трансграничной основе, может быть рациональнее рассмотреть способы идентификации организаций, участвующих в глобальном финансовом посредничестве, в том числе в контексте Совета по Финансовой Стабильности [7, 19] (Leshchenko, 2018) и/или среди небанковских финансовых партнеров международно-активных банков [11] (Panova, Trushina, 2019).

2. Методологическое определение Fintech-деятельности. Центральные банки должны гарантировать, что статистическая методология, используемая для измерения Fintech-деятельности, соответствует профессиональным и научным стандартам, основополагающим принципам, регулирующим официальную статистику. Для этого необходимо:

– соблюдение высоких стандартов в отношении своевременности, периодичности, точности, обеспечения качества и прозрачности (например, в отношении доступности подробной информации, полноты охвата, деталей используемых методологий, источников и метаданных) при составлении статистики деятельности в сфере финансовых технологий и сборе детализированных данных, с целью соответствия принципам, регулирующим традиционные области статистики;

– признание значимости международной координации для определения общепринятых методологических указаний при измерении Fintech-деятельности и составлении соответствующей статистики (ключевая цель – предотвратить различия между странами в регистрации определенных видов деятельности, возникающие из-за различий в статистической практике, методах);

– обеспечение всестороннего и последовательного рассмотрения вышеупомянутых принципов в контексте уже начатых международных консультаций для подготовки следующих версий СНС и стандартов платежного баланса, которые составляют «краеугольный камень» международной официальной статистической системы.

3. Мониторинг финансовых технологий с помощью адекватных статистических структур. Учитывая ускоряющиеся темпы технологических инноваций в финансовых услугах и их последствия для финансовых систем, центральные банки должны разработать комплексный план для постоянного мониторинга ситуации и решения проблем с данными, связанных с финансовыми технологиями, которые могут возникнуть. Возможные действия по построению комплексного плана могут включать:

– создание национальной статистической стратегии по развитию статистики финансовых технологий, если возможно, в тесной координации со всеми компонентами национальной статистической системы, а также с международными разработчиками статистических стандартов;

– содействие сотрудничеству и обмену опытом для минимизации синдрома «изобретено не здесь». В таком сотрудничестве должны участвовать национальные субъекты центральных банков, в частности органы финансового надзора, а также их коллеги из других стран и соответствующие международные организации. Это сотрудничество могло бы осуществляться посредством регулярных встреч и обмена опытом и данными пилотных проектов, организованных под эгидой Банка международных расчетов (BIS) и базельских комитетов;

– создание и совместное использование глобально-согласованного реестра / базы данных по Fintech-деятельности. Это требует, в частности, активной поддержки международных инициатив по продвижению глобальных идентификаторов, таких как идентификатор юридического лица (LEI), одобренный G-20 [6] [6, 18] (Leshchenko, 2017).

4. Продвижение инновационных технологических решений по статистики Fintech на глобальном уровне. Как подчеркивается в различных тематических исследованиях [12, 14, 16, 27, 28] (Panova, 2020), IT-инновации способствуют решению статистических проблем, возникающих в связи с развитием Fintech-деятельности. Для того чтобы стимулировать такие инновации, центральным банкам следует:

– продвигать технологические решения, которые могут облегчить сбор соответствующей статистики, чтобы охватить сложные и быстро развивающиеся Fintech-услуги, с особым акцентом на платежные инновации, влияние крупных технологий, электронные рынки, цифровизацию торгового финансирования и финансовую доступность;

– сотрудничать с другими национальными и международными заинтересованными сторонами для разработки и обмена/изучения адекватных IT-инструментов и процессов для сбора и распространения статистики финансовых технологий с целью достижения экономии за счет масштабов совместной работы;

– сделать доступными для международного сообщества различные решения, разработанные в рамках отдельного проекта, например, путем обмена IT-инструментами, такими как коды программного обеспечения, через безопасные онлайн-репозитории и/или посредством активной поддержки соответствующих инициатив. Спонсором реализации данных инициатив является «Центр инноваций BIS» [10] (Leshchenko, 2022), цель которого – выявление и развитие понимания критических тенденций в финансово-технологических процессах, имеющих отношение к центральным банкам, изучение развития общественных благ для улучшения функционирования глобальной финансовой системы [1] (Bolonin, Anuprienko, 2012) и выполнение функций координационного центра центральных банков по инновациям, где можно было бы обмениваться данными между учреждениями.

[1] Комитет Ирвинга Фишера – действует под эгидой Банка международных расчётов и является международным форумом для обсуждения статистических вопросов, связанных с функционированием центральных банков.

[2] СНС – Система национальных счетов.

[3] МСОК – Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности.

[4] API – интерфейс прикладного программирования.

[5] СОООН – Статистический отдел Организации Объединённых Наций.

[6] G-20 или Группа двадцати – это межправительственный форум, в который входят 19 стран и Европейский союз (ЕС), работающий над решением основных проблем, связанных с мировой экономикой, таких как международная финансовая стабильность, смягчение последствий изменения климата и устойчивое развитие.


Источники:

1. Болонин А.И., Ануприенко В.Ю. О некоторых проблемах финансирования общественных благ // Вестник Академии. – 2012. – № 4. – c. 54-58.
2. Болонин А.И. Мошенничество в электронных платежных системах // Вестник Академии. – 2016. – № 1. – c. 77-80.
3. Болонин А.И., Рагулина Ю.В. Инновации в развитии экономики и общества. / Монография. - Москва: ООО «Русайнс», 2019. – 124 c.
4. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
5. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка устойчивости коммерческого банка в аспекте экономической и финансовой безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 173-200. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117469.
6. Лещенко Ю.Г. Институциональные ориентиры группы 20 (G-20) в аспекте российской экономики и интересах российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17. – c. 2417-2450. – doi: 10.18334/rp.18.17.38255.
7. Лещенко Ю.Г. Совет по финансовой стабильности: перспективы развития механизма глобального регулирования // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 197-222. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39151.
8. Лещенко Ю.Г., Медведева Е.А. Риск-Fintech как скрытая угроза экономической безопасности национальной банковской системы // Экономическая безопасность. – 2018. – № 4. – c. 323-336. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100550.
9. Лещенко Ю.Г. Финансовый мониторинг как механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2019. – № 4. – c. 371-384. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110116.
10. Лещенко Ю.Г. Сотрудничество Российской Федерации с Банком международных Расчетов в контексте экономической безопасности государства // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: Материалы Третьего Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. Тюмень, 2022. – c. 92-97.
11. Панова Г.С., Трушина К.В. Бизнес-стратегии крупнейших банков в области финтех // Банковские услуги. – 2019. – № 3. – c. 2-10. – doi: 10.36992/2075-1915_19_3_2.
12. Панова Г.А. Фонд консолидации банковского сектора как инструмент повышения безопасности на рынке финансовых услуг // Экономическая безопасность. – 2020. – № 1. – c. 41-52. – doi: 10.18334/ecsec.3.1.110120.
13. Панова Г.С. Болонин А.И., Ярыгина И.З. Банки и банковский бизнес в глобальной экономике. - Москва: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2020. – 879 c.
14. Basel Committee on Banking Supervision: Sound Practices. Implications of Fintech developments for banks and bank supervisors. Bis.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/bcbs/publ/d415.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
15. Bolonina S.E., Konishchev E.V., Alieva A.Kh., Bolonin A.I. Algorithm for diagnosing financial stability of corporation // Social and cultural transformations in the context of modern globalism: International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Том 92. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. Grozny, 2020. – p. 3535-3542.
16. The Global Alternative Finance Market Benchmarking Report. Cambridge Centre for Alternative Finance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.invesco.com/content/dam/invesco/emea/en/pdf/2020-04-22-ccaf-global-alternative-finance-market-benchmarking-report.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
17. Dorfleitner G., Hornuf L., Schmitt M., Weber M. Fintech in Germany. Springer. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gbv.de/dms/zbw/880049588.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
18. A Global Legal Entity Identifier for Financial Markets. Financial Stability Board. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsb.org/2012/06/fsb-report-global-legal-entity-identifier-for-financial-markets/ (дата обращения: 30.03.2023).
19. Global Monitoring Report on Non-Bank Financial Intermediation. Financial Stability Board. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsb.org/2020/12/global-monitoring-report-on-non-bank-financial-intermediation-2020/ (дата обращения: 30.03.2023).
20. Irving Fisher Committee (2015): «Data-sharing: issues and good practices», IFC Report. Bis.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/ifc/events/7ifc-tf-report-datasharing.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
21. Irving Fisher Committee (2016): «The sharing of micro data – a central bank perspective», IFC Report. Bis.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifc-report-microdata.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
22. Irving Fisher Committee (2020): «Central banks and fintech data issues», IFC Report. Bis.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifc_ar2020.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
23. Kochanska U., Papaefthymiou V. Characterisation of the euro area fintech scene. / Box in ECB, Financial Integration and Structure in the Euro Area., 2020. – 50-54 p.
24. Leshchenko J.G., Bolonina S.E. Theoretical approaches to the improvement of mechanisms to ensure the external economic security of Russia in international financial and economic organizations // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – p. 11-26. – doi: 10.18334/eo.9.1.39923.
25. Leshchenko Yu.G. Adaptive economic security policy Russian Federation in the Process of Integration to international financial and economic organizations // Наука и инновации - современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Том 1. Москва, 2020. – p. 23-27.
26. Lev M.Y., Leshchenko Y.G. International reserves of the bank of Russia in the system of the state's economic security // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – p. 876-888. – doi: 10.5373/JARDCS/V12SP4/20201557.
27. Survey on Digitalisation and Fintech at Swiss Banks. Swiss National Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.snb.ch/en/mmr/reference/fintech_20190827_umfrage/source/fintech_20190827_umfrage.en.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
28. The future of fintech: a paradigm shift in small Business. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/IP/2015/FS/GAC15_The_Future_of_FinTech_Paradigm_Shift_Small_Business_Finance_report_2015.pdf (дата обращения: 30.03.2023).

Страница обновлена: 04.04.2024 в 09:53:08