Приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма
Давыдович А.Р.1, Иваненко А.В.1, Баль Н.В.1, Сыркова И.С.1
1 Сочинский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549075
Аннотация:
В данной публикации представлены результаты исследования, направленного на решение актуальной научной проблемы в области определения приоритетных направлений развития малого бизнеса на основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства в индустрии туризма. Незаконченность научно-исследовательской дискуссии о методах оценки макроэкономических рисков в индустрии туризма предопределяет поиск новых методов, развитие и адаптированние существующих.
В статье для решения некоторых вопросов оценки макроэкономических рисков и оценки степени их влияния, выбора приоритетных направлений развития малого предпринимательства в индустрии туризма были применены такие методы исследования как контент - анализ электронных ресурсов, экспертный, логический и математико-статистический методы.
В статье на основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства была построена карта рисков, составлен рейтинг приоритетных направлений развития малого бизнеса в индустрии туризма.
Материал статьи может будет интересен представителям бизнес-сообщества, специалистам сферы туризма, студентам, аспирантам и молодым ученым.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, индустрия туризма, экспертная оценка рисков, макроэкономические риски, карта рисков, матрица рисков, приоритетные направления развития малого бизнеса
JEL-классификация: D81, G32, Z31, Z32, L83
Введение
Огромный вклад в развитие внутреннего туризма и повышение туристической привлекательности страны вносит малый бизнес. Именно от владельцев небольших гостиниц и кафе, экскурсоводов, производителей сувениров и местных продуктов питания очень часто зависит, какие впечатления получит турист. Как следует из исследования OneTwoTrip расходы жителей России на внутренний туризм в 2021 г. выросли до 3,12 трлн руб. это на 33,5% больше, чем за аналогичный период 2020 г. По сравнению с допандемийным 2019 г. траты выросли на 39,8%, а с 2018 г. — на 51,9% [1].
Значение малого предпринимательства для индустрии туризма было подтверждено включением Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г в Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики вклад туризма в ВВП России с 2018 по 2022 гг. составляет менее 3% (рис.1). Этот уровень можно охарактеризовать как крайне низкий. Так во Франции вклад туризма в ВВП страны составляет 8,5%, в Китае – 11,3%, Испании – 14,3%. [2]
Рисунок 1- Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии
в валовом внутреннем продукте РФ в 2018-2022 гг, %
Источник: составлена авторами по материалам [2]
Оборот отрасли по итогам 2021 г. оценивается в 2,5 трлн руб. (в 2019 г. составлял 1,6 трлн руб.) – 80% от уровня 2019 г. [2]. Отдельные показатели деятельности организаций индустрии туризма в 2018-2021 гг. представлены на рисунке 2 и в таблице 1.
Рисунок 2 - Вклад индустрии туризма в экономику России
в 2018-2021 гг., млрд руб. [2]
Источник: составлена авторами по материалам [2]
Таблица 1 - Отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии, 2018 - 2021 гг. [2]
Показатель
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Число
организаций, шт.
|
113009
|
111874
|
113847
|
114041
|
Выручка
(без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) млрд руб.
|
6207,3
|
4879,3
|
5212,4
|
7130,5
|
Прибыль,
млрд руб.
|
371,4
|
353,6
|
254,6
|
483,0
|
Убыток,
млрд руб.
|
168,5
|
180,1
|
471,4
|
233,1
|
Сальдированный
финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд руб.
|
202,9
|
173,5
|
-216,8
|
249,8
|
Из таблицы 1 видно, что количество организаций туриндустрии с 2018 г увеличилось на 9,1%, размер выручки увеличился на 14,8%, а прибыли - на 30% или 111, 6 млрд руб. по отношению к 2021 г.
В 2022 г. из-за осложнившейся геополитической обстановки, связанной с проведением специальной военной операции индустрия туризма столкнулась с определенными проблемами, которые отрицательным образом сказались на ее развитии, а именно:
ü санкционное давление и геополитическая нестабильность снижает положительный эффект от продвижения туристского продукта на международном рынке;
ü снижение уровня доходов российских граждан сокращает спрос на внутренние туристские поездки;
ü ослабление курса рубля к доллару и другим мировым валютам, повышенные инфляционные ожидания населения, повышение ключевой ставки ЦБ;
ü постоянные изменения законодательства, введение ограничений, продиктованных политической обстановкой, рост проверок бизнеса, усиление налоговой нагрузки на малый бизнес.
В этих условиях формирование стратегических ориентиров развития малого бизнеса в индустрии туризма должно осуществляться с учётом анализа социально-экономических показателей, мнения экспертного сообщества, оценки макроэкономических рисков и степени их влияния на развитие бизнеса.
Изучением проблем развития малого предпринимательства в индустрии туризма, инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развития малого предпринимательства в условиях новых вызовов и формировании цифровой экономики в региональном пространстве; определением концептуальных направлений вовлечения субъектов малого бизнеса в программы развития регионов занимались такие ученые как: Завьялова Н. Б., Кадина В.С. [3], Мельников М.С., Самохин В.В. [4], Бровко С.Б., Солод Т.В. [5], Волкова И.А., Галынчик Т.А. [6], Глезман Л.В. [7], Козырев А.В. [8] и другие.
Нельзя не отметить работы, посвящённые развитию внутреннего и выездного туризма в России, изучению проблем туристической отрасли регионов РФ; исследованию факторов, определяющих состояние туристической сферы. Это исследования Плешивцева А.А. [9], Лукашенок Т.Р., Охрименко Е.И. [10], Иванова Ю.О., Андреев Н.В., Поздняков К.К. [11], Рубцова Н.В., Солодухин К.С. [12], Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. [13] и другие.
Вместе с тем, многие вопросы не получили достаточного отражения в научной литературе. Это относится, в первую очередь, к оценке макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства в индустрии туризма.
Всесторонний обзор литературы был проведен в этом исследовании для достижения поставленной цели.
Целью исследования является определение приоритетных направлений развития малого бизнеса на основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства в индустрии туризма.
Достижение цели исследования предопределило постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Исследовать основные социально-экономические показатели развития малого предпринимательства, формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в индустрии туризма.
2. Провести анализ развития малого предпринимательства в индустрии туризма, выявить существующие проблемы.
3. На основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства определить приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма.
Объектом исследования являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в индустрии туризма.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в рамках взаимодействия субъектов малого предпринимательства в индустрии туризма.
Научная новизна исследования состоит в следующем: на основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков составлен рейтинг приоритетных направлений развития малого бизнеса в индустрии туризма.
К числу наиболее значимых результатов, определяющих новизну проведенного исследования, можно отнести следующие:
1. Проанализированы основные социально-экономические показатели развития малого предпринимательства, формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России, выявлены и сформулированы актуальные проблемы развития малого предпринимательства в индустрии туризма.
2. На основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства была построена карта рисков, составлен рейтинг приоритетных направлений развития малого бизнеса в индустрии туризма.
В качестве основной научной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что определить приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма возможно используя результаты экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценив степень их влияния на развития малого предпринимательства.
Материал и методы исследования
В фокусе настоящего исследования лежит анализ социально-экономических показателей развития малого предпринимательства в индустрии туризма, определение проблем субъектов малого предпринимательства на основании макроэкономических показателей развития туризма в Российской Федерации, взятых из официальных информационных источников.
С целью получения информации для подготовки и выбора приоритетных направлений развития малого предпринимательства в индустрии туризма были применены такие методы исследования как контент - анализ электронных ресурсов, логический и математико-статистический методы.
При определении перспективных стратегий развития малого бизнеса в индустрии туризма был применен метод экспертной оценки и оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков, оценки степени их влияния на развитие малого предпринимательства
В статье были использованы данные официальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ, законодательные и подзаконные правовые акты, справочные и аналитические материалы Министерства экономического развития России, Интернет-ресурсы.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2022 г. предприниматели столкнулась с самыми разными трудностями — от ухода иностранных компаний и релокации сотрудников до пересмотра сложившихся практик. Это связано с двумя ключевыми событиями 2022 г., оказавшими наибольшее влияние на бизнес — специальная военная операция и санкции.
Проанализировав динамику отдельных социально-экономических показателей развития малого бизнеса в индустрии туризма были выделены основные проблемы и представлены пути их решения (табл. 2).
Таблица 2 - Проблемы малого бизнеса в индустрии туризма и пути их решения*
Проблема
|
Пути решения
|
1. Нехватка собственных денежных
средств для развития бизнеса
|
Снижение стоимости кредитных ресурсов,
повышение заинтересованности инвесторов в финансировании проектов и
увеличение государственного субсидирования малого бизнес
|
2. Недостаточная поддержка со стороны
государства на начальном этапе создания малого бизнеса
|
Развитие центров поддержки малого
бизнеса, а также разработка государственных программ в области содействия
|
3. Высокие хозяйственные риски в
условиях нестабильности экономической системы
|
Разработка дополнительной
государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в
период санкций
|
4. Нехватка квалифицированного
персонала
|
Взаимодействие с профильными
образовательными организациями.
Использование аутсорсинга, т.е. привлечение специалистов извне, которые не на постоянной основе, а при необходимости, будут оказывать определенные услуги и работы |
5. Низкий спрос на инновационные
технологии со стороны малых предприятий
|
Предоставление выгодных предложений
(льготные условия,
аренда, рассрочка и т.п.) на приобретение инновационной продукции субъектам малого бизнес |
6. Низкий интерес инвесторов в
развитии
технологических и фондоемких производств в малом бизнесе |
Государственная поддержка данных
отраслей и привлечение
кредитных ресурсов на льготных условиях |
7. Недостаток сведений о рынках сбыта
|
Составление и регулярное обновление
перечня приоритетных направлений развития региона
|
8. Низкий уровень развития
инфраструктуры
|
Повышение интереса государства в
развитии специализированных институтов поддержки малого бизнеса
|
9. Осуществление деятельности
незаконным путем
|
Упрощение документального оформления
регистрации малого бизнеса, ликвидация административных барьеров для
предпринимателей и организация налаженной правовой системы
|
10. Высокая стоимость кредитных
ресурсов
для субъектов малого бизнеса |
Развитие механизмов целевого
кредитования, государственных
субсидий, а также разработка системы страхования всевозможных рисков |
В сложившейся ситуации особую важность приобретают меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в индустрии туризма, т. к. участие малого бизнеса влияет на достижение Национальных целей РФ. В таблице 3 представлены меры поддержки малого бизнеса в индустрии туризма.
Таблица 3 - Меры поддержки малого бизнеса в индустрии туризма*
№
|
Мера поддержки
|
Вид поддержки
|
1
|
Кредит
туроператорам на оборотные цели по ставке от 7% годовых.
|
Кредит
на 36 месяцев с суммой кредита от 50 тыс. до 50 млн рублей. Кредит выдается
для:
- предоставления денежных средств для блоков мест у российских перевозчиков по договору между туроператором и перевозчиком; - предоставления денежных средств для блоков мест в коллективных средствах размещения на территории России по договору между туроператором и средством размещения. |
2
|
Кредитование
в рамках приоритетного направления «туризм»
|
Кредитование
по ставке от 7% годовых на инвестиционные и оборотные цели.
Инвестиционные цели: 120 месяцев от 0,5 млн до 2 млрд рублей. Оборотные цели: 36 месяцев от 0,5 млн до 500 млн рублей. |
3
|
Региональные
лизинговые компании (РЛК)» и «лизинговый продукт «спорт и туризм».
|
От 2,5 млн
рублей до 200 млн рублей по ставке 6% для российского оборудования или 8% -
для иностранного.
|
Для определения приоритетных направлений развития малого бизнеса в исследовании была проведена экспертная оценка вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценка степени их влияния на развития малого предпринимательства в индустрии туризма.
В качестве экспертов выступали 100 представителей бизнес-сообщества, осуществляющих свою деятельность в индустрии туризма на территории Краснодарского края. Выборка формировалась с учетом российской структуры частных хозяйствующих субъектов:
10%
|
респондентов представляли интересы
среднего бизнеса;
|
41,7%
|
опрошенных – организаций малого бизнеса;
|
48,3%
|
индивидуальных предпринимателей.
|
Результаты оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков*
Риск
|
Эффект
(описание) |
Вероятность
|
Последствия
|
Уровень
риска |
1.Ослабление рубля
|
Ослабление национальной валюты. Результат - падение спроса
среди покупателей; снижение рентабельности бизнеса.
|
10
|
8
|
80
|
2.Снижение внутреннего спроса
|
Снижение внутреннего спроса в индустрии туризма связано с
увеличением стоимости отдыха, низким качеством услуг, геополитической
ситуацией в мире.
|
9
|
8
|
72
|
3.Снижение внешнего спроса
|
Снижение внешнего спроса в индустрии туризма вызвано геополитической
ситуацией в мире, проведением СВО в РФ, санкциями.
|
7
|
6
|
42
|
4.Рост конкуренции
|
Рост конкуренции приводит к изменению моделей поведения
клиентов, методов ведения бизнеса, цифровизации; способствует снижению цен
для потребителей.
|
5
|
6
|
30
|
5.Развитие цифровых сервисов
|
Развитие цифровых сервисов в туризме влечет за собой
трансформацию бизнес-процессов и бизнес-моделей, оптимизацию штата
сотрудников в компании.
|
8
|
6
|
48
|
6.Изменение законодательства
|
Отсутствие стабильности в сфере регулирования и правоприменения,
постоянные изменения в законодательстве, рост проверок бизнеса.
|
7
|
7
|
49
|
7.Снижение мер гос. поддержки
|
Приведет к снижению: внутреннего турпотока,
конкурентоспособности отечественного туристского продукта, уровня занятости
населения.
|
8
|
5
|
40
|
8.Геополитические риски
|
Приводят к закрытию туристских направлений, снижению турпотока
потока, сложностям с получением виз, нестабильности на валютном рынке
|
8
|
8
|
64
|
9.Упрощение выдачи виз в РФ
|
Дефицит квалифицированного персонала, нестабильность на
валютном рынке, увеличение бизнес-туристов.
|
6
|
4
|
24
|
10.Ухудшение
экологической ситуации РФ |
Снижение турпотока (экологический, пляжный,
санаторно-курортный туризм), высокая стоимость экологических туров, дефицит
квалифицированных кадров.
|
6
|
6
|
36
|
11.Рост кибер-атак и кибер-угроз
|
Массовые утечки данных, взлом инфраструктуры компании,
нарушение бизнес-процессов, потеря доверия клиентов, потеря денежных средств.
|
9
|
9
|
81
|
Из таблицы 4 видно, что риски с наибольшей вероятностью реализации и с наибольшим негативным эффектом отнесены к наиболее опасным для развития малого бизнеса. К ним относятся ослабление рубля, снижение внутреннего спроса и рост кибер-угроз, а также усиление геополитических рисков.
Таблица 5 – Соотношение отдельных макроэкономических рисков по уровню риска*
Описание
|
Уровень
риска |
Количество
рисков |
Доля рисков данного уровня,%
|
Низкий
риск (<=25)
|
25
|
1
|
9,1
|
Средний
риск (<=50)
|
50
|
6
|
54,5
|
Высокий
риск (<=75)
|
75
|
2
|
18,2
|
Очень
высокий риск (<=100)
|
100
|
2
|
18,2
|
На основе полученных результатов оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков была построена матрица рисков.
Матрица рисков (вероятностей) и влияния на развитие бизнеса в индустрии туризма – это таблица, в которую заносятся наиболее значимые пороговые значения вероятностей возникновения рисков и пороговые значения последствий этих рисков. На пересечении строк и столбцов легко увидеть и понять (оценить) величину риска (рис. 4).
Рисунок 4 – Матрица рисков
Источник: составлена авторами по материалам исследования
Анализ рисков с учетом степени их потенциального влияния на развитие малого бизнеса в индустрии туризма выполнен с помощью онлайн-сервиса по анализу рисков «Мастерпланс» [1]
С помощью матрицы был сформирован рейтинг рисков с наибольшей вероятностью реализации и с наибольшим негативным эффектом. Среди наиболее опасных рисков два из четырех прямо или опосредованно связаны со спросом (снижение внутреннего спроса и ослабление рубля).
Кроме этих рисков предприниматели отмечают и отсутствие стабильности в сфере регулирования и правоприменения, которое выражается в постоянных изменениях законодательства, введении ограничений, продиктованных политической обстановкой, а также в росте проверок бизнеса. И оценивают вероятность реализации рассматриваемых рисков на уровне 40% - 70%, т.е. рынок относит все из них к числу возможных, но однозначного мнения, что какие-то из них скорее всего сбудутся, нет.
При этом оценки влияния на бизнес разнятся очень сильно: если сценарий по упрощению выдачи виз в Россию (точка 9) воспринимается бизнес сообществом нейтрально, то снижение внутреннего спроса (точка 2) или усиление геополитических рисков (точка 8) окажет негативное влияние на абсолютное большинство компаний.
Риски с наибольшей вероятностью реализации и с наибольшим негативным эффектом отнесены к наиболее опасным для отрасли и помечены красным цветом. Оранжевым выделены риски, которые имеют средние оценки вероятности и негативного влияния, и наконец, серым подсвечены риски относительно менее вероятные и менее негативные.
Для туроператоров, не считая выделенных рисков, наиболее негативное потенциальное влияние имеет риск ухудшения экологической ситуации в России. Это отразится в первую очередь, на таких ключевых видах туризма, как пляжный, санаторно-курортный и спортивный.
По итогам проведенного исследования с учетом мнения представителей бизнес-сообщества был составлен рейтинг приоритетных направлений развития малого бизнеса в индустрии туризма.
Таблица 6 - Приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма*
№
|
Приоритетные
направления развития малого и среднего бизнеса в индустрии туризма
|
Рейтинг
от 1 до 10 |
1.
|
Внедрение
цифровых решений во взаимодействии с клиентами
|
8
|
2.
|
Сокращение
расходов
|
9
|
3.
|
Разработка
новых туристических направлений для россиян в России
|
6
|
4.
|
Создание
новых направлений бизнеса/ запуск сервисов
|
5
|
5.
|
Цифровизация/автоматизация
внутренних бизнес-процессов
|
4
|
6.
|
Увеличение
расходов на продвижение/маркетинг
|
5
|
7.
|
Разработка
новых туристических направлений за рубежом
|
3
|
8.
|
Внедрение
систем кибербезопасности
|
7
|
9.
|
Упразднение
неэффективных направлений бизнеса/отказ от сервисов
|
5
|
10.
|
Инвестирование
в развитие персонала
|
3
|
11.
|
Снижение
долговой нагрузки
|
7
|
12.
|
Привлечение
внешних источников финансирования
|
7
|
13.
|
Разработка
новых туристических направлений для иностранцев в России
|
4
|
14.
|
Покупка,
создание и/или модернизация основных средств компании (здания, оборудование)
|
4
|
15.
|
Ликвидация/продажа
неэффективных активов/основных средств
|
4
|
16.
|
Слияния
и поглощения
|
3
|
17.
|
Закрытие
бизнеса
|
5
|
Из таблицы 6 видно, что предприниматели уделяют повышенное внимание внедрению цифровых решений, контролю над уровнем расходов и диверсификации бизнеса (разработке новых туристических и бизнес-направлений).
Заключение
Проанализировав динамику отдельных социально-экономических показателей развития малого бизнеса в индустрии туризма были выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели это: нехватка собственных денежных средств для развития бизнеса; недостаточная поддержка со стороны государства на начальном этапе создания малого бизнеса; высокие хозяйственные риски в условиях нестабильности экономической системы; нехватка квалифицированного персонала; высокая стоимость кредитных ресурсов и т.д.
На основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства были определены приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма, среди которых внедрение цифровых решений, контроль над уровнем расходов и диверсификация бизнеса в том числе разработка новых туристических и бизнес-направлений.
[1] Анализ рисков «Мастерпланс» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.MasterPlans.ru/analiz-riska-online.html (https://www.masterplans.ru/!risk/report.php) (Дата обращения 10.11.2023)
Источники:
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.11.2023).
3. Завьялова Н. Б., Кадина В.С. Предпринимательство в индустрии туризма // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 819-830. – doi: 10.18334/epp.10.3.100433.
4. Мельников М.С., Самохин В.В. Анализ уровня развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 195-210. – doi: 10.18334/epp.10.2.100423.
5. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1025-1038. – doi: 10.18334/eo.10.4.111142.
6. Волкова И.А., Галынчик Т.А. Экономический потенциал региона: проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 331-342. – doi: 10.18334/epp.13.2.117190.
7. Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1855-1868. – doi: 10.18334/epp.12.7.115120.
8. Козырев А.В. Концепция адаптивной системы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2755-2774. – doi: 10.18334/epp.11.12.114049.
9. Плешивцева А.А. Тенденции развития российского рынка туризма на фоне внедрения современных информационных технологий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 785-800. – doi: 10.18334/epp.13.3.117429.
10. Лукашенок Т.Р., Охрименко Е.И. Туризм в регионе: определяющие факторы и направления развития на современном этапе // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 11. – c. 3023-3036. – doi: 10.18334/epp.12.11.116647.
11. Иванова Ю.О., Андреев Н.В., Поздняков К.К. Разработка модели влияния индустрии туризма и гостеприимства на экономический рост // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2979-2992. – doi: 10.18334/epp.11.12.114054.
12. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 301-314. – doi: 10.18334/epp.12.1.114074.
13. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2343-2356. – doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
14. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/ (дата обращения: 12.10.2023).
15. Итоги 2022 года. Atorus.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/node/50839?ysclid=lemmi6dq3f376050650 (дата обращения: 15.11.2023).
16. О туризме 2022: рынок и тренды. Corp.wtcmoscow.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/actual/detail.php?code=o-turizme-2022-rynok-i-trendy&sphrase_id=32175 (дата обращения: 15.11.2023).
17. Итоги развития туристической отрасли в 2022 и прогнозы на 2023 год. Strategy.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://https://strategy.ru/news/106 (дата обращения: 15.11.2023).
Страница обновлена: 16.10.2024 в 16:22:05