Information technology as a tool to improve the efficiency of the tourism organizations

Nikulina Yu.N.1
1 Оренбургский государственный университет, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 7 (July 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54310347

Abstract:
The article discusses the impact and interrelation of booking information systems on the tourism industry. The author analyzes the advantages and disadvantages of modern booking information systems. Special attention is paid to the consideration of methodological approaches to the introduction and implementation of information systems in the tourism industry of the Russian Federation. The scientific novelty of the research lies in the development of a structural and functional model of the booking information system and the definition of its main business processes and tasks: ensuring the exchange of information between users, obtaining background information about interacting objects; information support for the subject industry, ensuring automation of the process, integrated provision of booking services, as well as related services. It is concluded that in modern conditions there is an objective need for the introduction of a unified booking information system, the model of which has a more global functionality and makes it possible to increase the efficiency of travel industry organizations.

Keywords: tourism, information system, reservation, travel organization

JEL-classification: Z31, Z32, L83



Введение

В современных условиях внедрения инновационных и цифровых технологий все сферы общественной жизни подвержены трансформации, в том числе и индустрия туризма. Появление информационных систем бронирования определялось уровнем развития компьютерных технологий и меняющимися ожиданиями и потребностями пользователей [1].

Информационные системы бронирования являются связующим звеном между туристическими организациями, авиакомпаниями и коллективными средствами размещения, а также между многими другими организациями, задействованными в процессах оказания туристических и сопутствующих услуг. Процесс глобализации определяет быстро расширяющийся поток информации, который приводит к построению информационного общества [2].

Исследование вопросов развития информационных систем бронирования требует особого внимания, так как индустрия туризма должна развиваться также быстро, как и другие сферы экономики. Внедрение информационных систем бронирования является ключевым фактором оптимизации работы организаций, предоставляющих туристические услуги, в том числе способствует предоставлению туристических услуг на более высоком уровне, а также значительно упрощает весь процесс получения услуги на туристском рынке.

Информационные системы бронирования позволяют сэкономить необходимое время и ресурсы, помогают оптимизировать работу организации и являются инструментом управления деятельностью туристической организации и повышения ее конкурентоспособности.

В числе основных современных проблем внедрения и использования информационных систем бронирования можно выделить следующие:

во-первых, отсутствие четкого государственного регулирования в области использования информационных систем бронирования в туриндустрии;

во-вторых, зависимость от иностранных информационных систем бронирования;

в-третьих, отсутствие единой информационной системы бронирования для всех участников предоставления туристических услуг.

Рассмотрением вопросов в целом информационных технологий в индустрии туризма занимались многие российские ученые, тем не менее, проблемы в области взаимосвязи информационных систем бронирования и туристских организаций, подходов к внедрению и использованию информационных систем бронирования не достаточно полно изучены.

Целью статьи является определение взаимосвязи и влияния информационных систем бронирования на деятельность организаций туриндустрии, систематизация методических подходов к внедрению информационных систем бронирования в индустрии туризма, разработка структурно-функциональной модели информационной системы бронирования в рамках цифровизации индустрии туризма, а также функционала единой информационной системы бронирования как инструмента повышения ее эффективности, оптимизации бизнес- процессов оказания туристических услуг и повышения их качества.

Роль информационных систем бронирования в организации процесса оказания туристических услуг

Информационные системы бронирования развивались достаточно стремительно, особенно на последних этапах, что с одной стороны связано с техническим прогрессом в целом, с другой - с глобальным развитием индустрии туризма [3].

Для того чтобы оценить влияние информационных систем бронирования на индустрию туризма, необходимо рассмотреть, как данные системы влияют на бизнес в целом, в том числе туристический (рисунок 1).

Рисунок 1 – Роль информационных систем бронирования в организации процесса предоставления туристических услуг («Составлено автором»)

Информационные системы бронирования положительно сказываются на бизнес-процессе организаций туриндустрии [4]. Тем не менее, каждая из современных систем бронирования имеет положительные аспекты внедрения и определенные недостатки. В числе основных действующих информационных систем бронирования на зарубежном и отечественном рынке - Amadeus, Worldspan, Galileo, Sabre, Sirena и Алеан (таблица 1)

Таблица 1 – Достоинства и недостатки современных информационных систем бронирования («Составлено автором»)

Достоинства
Недостатки
Клиент сам выбирает период поездки, набор дополнительных услуг и может наглядно рассмотреть, что его ожидает
Процесс отмены брони, как правило, во всех системах предусмотрен, но размер и порядок выплаты штрафа, срок и размер зависит от различных факторов, в том числе от ценовой политики отелей и авиакомпаний.
Предоставлен доступ к ресурсам широкого круга авиакомпаний и средств размещения
Процесс подтверждения бронирования включает как минимум 24 часа, что в свою очередь иногда приводит к негативным последствиям, как для клиента, так и для турагента, например, из-за отсутствия свободных мест в отеле или самолете, необходимо будет заново выбрать отель и все услуги, и цена к этому времени может измениться.
Моментальная оплата на сайте
Подключение компании к информационной системе бронирования – это технически непростое мероприятие, требующее привлечения IT – специалистов или программистов, что влечет дополнительные затраты на оплату труда.
Полная автоматизация процесса бронирования
Программное обеспечение для информационных систем бронирования также имеет высокую стоимость, поэтому его в основном используют только крупные, сетевые компании и ассоциации.

Взаимодействие туристических компаний с информационными системами бронирования создает возможности для развития и повышения эффективности их деятельности (рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты взаимосвязи туристических компаний с информационными системами бронирования («Составлено автором»)

В целом можно констатировать, что использование информационных систем бронирования туристскими организациями имеет недостаточное правовое регулирование на государственном уровне, в связи с чем, возникают проблемы при взаимодействии между организациями, которые предоставляют туристические услуги и клиентами [5]. На наш взгляд, решением данного вопроса может быть разработка и функционирование единой платформы бронирования, основными участниками которой стали бы не только авиакомпании, отели, туроператоры, турагенства, но также и организации, предоставляющие сопутствующие услуги в области туриндустрии.

Методические подходы к внедрению и использованию информационных систем бронирования в индустрии туризма РФ

Деятельность российских туроператоров в большей степени ориентирована на использование специальных информационных систем. Через сайты туроператоров турист может забронировать тур как самостоятельно, так и в офисе компании. Но при самостоятельном бронировании туристу доступны не все предложения, а лишь те, которые подключены к системе, так называемого, онлайн - бронирования, то есть, бронирование, не требующее подтверждения туроператора, отелей, авиакомпаний и т.д.. [6,7]

Существенных различий между сайтами туроператоров и тем как они работают и взаимодействуют с другими компаниями нет, поэтому и функционал их имеет схожую структуру. Чаще всего бронирование интересующих клиента туристских услуг происходит не напрямую через туроператора, а через офисы турагенств, но и в том и в другом случае, чтобы забронировать услуги, сотрудникам необходимо обратиться сразу к нескольким информационным системам бронирования. В основном, это система бронирования отеля и система бронирования авиабилетов, но сами турагенты и туроператоры работают не с системами, а с сайтами, которые подключены сразу к нескольким таким системам [8].

Использование систем бронирования на сайтах туроператоров позволяет бронировать нескольких услуг через один сайт, иметь визуальное представление базы отелей, предоставляет возможность: включения в тур дополнительных параметров (питание, трансфер, экскурсии), в любой момент до вылета изменить параметры тура, бронирования как пакетного, так и индивидуального тура, самостоятельного бронирования услуг туристом. Одновременно с этим, существует ряд ограничений и недостатков использования данного инструмента: необходимо время на обработку запроса, обработка заявок на бронирование не автоматизирована, до подтверждения бронирования необходимо производить оплату, данный способ не освобождает от заполнения документации, договоров, требуются расходы на разработку и сопровождение сайта и обучение персонала для организации работы с ним [9].

Проанализировав информационные системы бронирования российских туроператоров, можно выделить следующие особенности:

- удобный и простой в использовании функционал;

- все системы бронирования российских туроператоров имеют схожую структуру и работу;

- системы бронирования не до конца автоматизированы, требуется работа сотрудников;

- имеется возможность использования дополнительных параметров при выборе туристических услуг.

Исходя из анализа способов взаимосвязи информационных систем бронирования и организаций туриндустрии, можно выделить подходы к внедрению информационных систем бронирования в туристическую компанию (рисунок 3).

Рисунок 3 - Подходы к внедрению и использованию информационных систем бронирования («Составлено автором»)

Внедрение информационных систем бронирования в индустрии туризма реализуется исходя из запросов туристической организации, еe размеров и возможностей (таблица 2).

Таблица 2 - Достоинства и недостатки подходов к внедрению информационных систем бронирования («Составлено автором»)

Подход
Достоинства
Недостатки
Покупка программного обеспечения
Использование всех возможностей системы без ограничений, в том числе возможность обновления системы.
Высокая стоимость.
Аренда программного обеспечения
Доступность. Возможность сменить систему после истечения срока аренды.
Действуют ограничения на отдельные тарифы использования.
Разработка собственной системы
Разработка системы под концепцию организации.
Высокая стоимость.

Независимо от выбранного подхода к внедрению информационной системы бронирования в туристскую организацию, результаты ее использования должны отвечать определенным требованиям, в связи с чем, необходимо выделить показатели эффективности подходов к внедрению информационной системы бронирования в туристскую организацию:

1) экономические – учитывают влияние на основные показатели деятельности компании в результате внедрения системы бронирования (увеличение продаж, рост производительности труда и т.д.);

2) научно-технические - характеризуют новизну, простоту и удобность использования;

3) социальные – принимают во внимание социальные результаты от внедрения и использования (увеличение доходов сотрудников, улучшение условий труда и отдыха сотрудников, повышение степени удовлетворенности потребностей туристов) [10].

Результаты внедрения информационной системы бронирования в туристскую организацию представлены на рисунке 4.

Экскурсионные бюро

Организации предоставляющие билеты на культурно-массовые мероприятия
Упрощенный документооборот

Рисунок 4 - Результаты внедрения информационной системы бронирования в туристскую организацию («Составлено автором»)

Рассмотрев результаты, которым должна отвечать туристская организация, в которую внедрена информационная система бронирования, необходимо отметить, что существующие информационные системы бронирования не обладают функционалом в полной мере, в котором содержались бы сформулированные показатели эффективности ее внедрения [11].

Структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в рамках цифровизации индустрии туризма

Информационные системы бронирования являются элементом большой системы и решают ряд задач в функционировании туристической индустрии, поэтому для эффективной работы всей системы большое значение имеет ее структура и функционал. На наш взгляд, каждая информационная система бронирования представляет собой набор характеристик и компонентов, ориентированных на выполнение обобщенных функций [12].

Структурно-фукнциональную модель информационной системы бронирования в индустрии туризма отличает ее узконаправленная специализация, включающая элементы взаимодействия непосредственных участников процесса оказания туристических услуг. Информационные системы бронирования в индустрии туризма представляют собой коммуникационную систему по сбору, передаче, обработке информации об объекте, предоставляющую сотрудникам и клиентам информацию для реализации ими процесса бронирования туристических услуг [13]. Структурно-функциональная модель, отражает особенности систем бронирования с включением в нее отдельных элементов и характеристик, которые относятся ко всем информационным системам бронирования в индустрии туризма (рисунок 5 ).

Рисунок 5- Структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма («Составлено автором»)

В число основных бизнес- процессов и задач, которые выполняет информационная система бронирования можно отнести следующие:

- обеспечение обмена информацией между пользователями;

- получение справочной информации о взаимодействующих объектах;

- информационная поддержка предметной отрасли;

- обеспечение автоматизации процесса;

- интегрированное предоставление услуг бронирования, а также сопутствующих услуг.

Обобщенная структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма включает доступность интерфейса и одновременно полномасштабный функционал (раздел бронирования, обработка и хранение данных, анализ и формирование отчетов о работе, поисковая система, оплата услуг, тарифы, дополнительные услуги) [14,15].

Таким образом, структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма позволяет более четко и конкретно туристическим организациям понимать суть и назначение каждого ее элемента и выстраивать работу с клиентами на более высоком уровне.

Общие выводы и предложения

В заключении можно сделать вывод, что следующим шагом в развитии и совершенствовании информационных систем бронировании в РФ может стать разработка единой системы бронирования, которая включала бы не только бронирование авиабилетов, отелей и гостиниц, но и другие сопутствующие услуги в туриндустрии.

Функционал предложенной единой информационной системы бронирования будет включать кроме рассмотренных особенностей и структурных элементов, дополнительные инструменты. Необходимость разработки и использования структурно-функциональной модели единой информационной системы бронирования заключается, в том, что она будет включать более широкий спектр услуг для туристических компаний (рисунок 6) [16].

Рисунок 6 - Дополнительные элементы единой структурно-функциональной модели системы бронирования («Составлено автором»)

В числе дополнительных структурных элементов единой информационной системы бронирования, можно выделить следующие.

Во-первых, расширенное предоставление туристических услуг в одной системе (подразумевается, что можно забронировать не только билеты на самолет или поезд, отель или гостиницу, но также и другие услуги, например, билеты на фестиваль или карнавал, индивидуальный транспорт, столик в ресторане, заказ экскурсии и др.);

Во- вторых, отмена или изменение бронирования, возврат денежных средств (то есть, теперь туристы могут изменить или отменить тур без финансовых потерь, но не в последний момент, так как это может привести к убыткам для организаций турима, поэтому можно сделать ограничение, к примеру, нельзя полностью отменить тур за неделю до выезда, но можно изменить его составляющие или перенести);

В- третьих, предоставление специальных предложения и акций, например, если билеты на самолет за несколько дней до вылета еще не были полностью забронированы, то можно предложить их по сниженной цене, также и с другими туристическими услугами;

В- четвертых, предоставление услуг по размещению рекламных кампаний, подразумевается создание отдельного раздела, в котором размещаются акции и сниженные тарифы от разных туристических организаций;

В- пятых, ведение информационного раздела прав и свобод туриста, так как система предоставляет возможность туристам забронировать услуги самостоятельно. В данном разделе будет размещаться различная информация, которую необходимо знать туристам (например, правила и законы определенной территории, список организаций, в которые можно обратиться в другой стране или местности при возникновении сложных ситуаций во время путешествия и т.д. [17].

Таким образом, можно сделать вывод, что структурно-функциональная модель единой информационной системы бронирования, имеет более глобальный функционал, включает более конкретные элементы, которые предоставляют пользователям новые возможности для работы и бронирования туристических услуг.


References:

Andreeva E. V. (2023). Razrabotka funktsionala otechestvennoy informatsionnoy sistemy bronirovaniya [Development of the functionality of the domestic reservation information system] The Challenges of the Modern World within the Framework of Social-Humanitarian Knowledge. 205-209. (in Russian).

Andreeva E. V., Nikulina Yu. N. (2022). Informatsionnye sistemy bronirovaniya v industrii turizma [Booking information systems in the tourism industry] Youth and Science: Current Problems of Basic and Applied Research. 144-146. (in Russian).

Baydarov D.Yu., Polosin A.V., Faykov D.Yu. (2023). Formirovanie novoy modeli otechestvennoy ekonomiki v kontekste tekhnologicheskogo suvereniteta: printsipy i mekhanizmy [A new model of the domestic economy in the context of technological sovereignty: principles and mechanisms]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). (in Russian).

Bugaets T. G., Lomokhova K. S. (2020). Sovremennye sistemy bronirovaniya, kak glavnyy faktor effektivnoy deyatelnosti turizma [Modern booking systems as the main factor of effective tourism activity in Crimea] Priority trends and problems of development of domestic and international tourism. 195-199. (in Russian).

Dontsova O. I. (2022). Aktualnye problemy razvitiya tsifrovyh tekhnologiy v promyshlennosti Rossii [Challenges of digital technology development in russian industry]. Creative economy. (6). 2289-2300. (in Russian).

Galanin S. F. (2021). Globalnye sistemy bronirovaniya kak faktor tsifrovizatsii turizma [Global reservation systems as a factor in the digitalization of tourism] Digital technology in the tourism industry and services. 22-30. (in Russian).

Kadzhametova T. N. (2021). Tsifrovye instrumenty i tekhnologii prodvizheniya turistskikh uslug v usloviyakh razvitiya elektronnogo turizma [Digital tools and tourism promotion technologies in the context of the development of e-tourism]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. (4). 109-113. (in Russian).

Kravtsova M.V. (2022). Upravlenie realizatsiey programm i proektov v tsifrovoy ekosisteme [Managing programs and projects in the digital ecosystem]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 47-62. (in Russian).

Kuznetsova A. N. (2018). Otsenka funktsionalnyh vozmozhnostey sistem bronirovaniya v turistskoy otrasli [Functionality estimation of booking systems in touristic branch]. Education and Science Without Borders: Social and humanities. (1). 41-44. (in Russian).

Morozova M. A., Stepanov Yu. G., Burlov D. I. (2021). Innovations in Tourism and Hospitality through Modern Information Systems and Blockchain Technologies Components of Scientific and Technological Progress. (11(65)). 42-46.

Pleshivtseva A.A. (2023). Tendentsii razvitiya rossiyskogo rynka turizma na fone vnedreniya sovremennyh informatsionnyh tekhnologiy [Trends in the russian tourism market against the backdrop of modern information technology]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 785-800. (in Russian).

Radygina E.G., Oshkordina A.A. (2023). Pokazateli ustoychivogo razvitiya predpriyatiy industrii gostepriimstva [Sustainability indicators for companies in the hospitality industry]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 513-522. (in Russian).

Sedenkov S. E. (2019). Informatsionnye tekhnologii v turizme i gostinichnom biznese [Information Technology in Tourism and Hospitality Business]. Teoriya i praktika proektnogo obrazovaniya. (2(10)). 33-35. (in Russian).

Serdyukov S. D. (2022). Informatsionnoe obespechenie i prodvizhenie turistskoy destinatsii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Information support and promotion of tourist destinations in the context of digital transformation] (in Russian).

Shaytura S. V., Peretokin M. A. (2022). Informatsionnye sistemy turisticheskogo agentstva [Travel agency information systems]. Slavic forum. (2). 183-194. (in Russian).

Tkacheva E. A., Klochkov A. V. (2020). Ispolzovanie informatsionnyh tekhnologiy v sfere turizma [Use of information technology in tourism] Trends and problems of development of the tourism and hospitality industry. 194-196. (in Russian).

Vinogradova T.V., Prikhodko P.S. (2015). O proekte sozdaniya natsionalnoy sistemy bronirovaniya sredstv razmeshcheniya v RF [The project of creating a national reservation system of accommodation in the Russian Federation]. The problems of Economy. (1). 12-16. (in Russian).

Страница обновлена: 25.05.2025 в 04:25:31