Анализ дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов

Шекайро М. Б. И.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310533

Аннотация:
В данной статье рассматриваются подходы к определению качества человеческих ресурсов и их дифференциации по регионам России, согласно роли и влияния человеческих ресурсов на социально-экономическое развитие регионов. Качество человеческих ресурсов представляет собой совокупность характеристик человеческих ресурсов, показывающих уровень доступа человека к культуре, мотивацию, научный, интеллектуальный и иные аспекты. Дифференциация социально-экономического развития регионов происходит за счет влияния ряда нерегулируемых факторов производства, в том числе человеческих ресурсов, государственных и негосударственных институтов. В статье предлагается подход к определению дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов в организациях. Проведённые исследования выявили высокую дифференциацию по регионам в поставленных целях планировании рабочей силы, управлении эффективностью, повышении подотчетности и развитии сотрудников. Дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах. Рассмотрены способы выявления качества человеческих ресурсов. Проведен анализ уровня высшего образования в регионах России. Результаты исследования показали необходимость увеличения численности специалистов, имеющих высшее образование, так как качество человеческих ресурсов имеет влияние на социально-экономическое развитие регионов

Ключевые слова: качество человеческих ресурсов, социально- экономическое развитие региона, высшее образование, дифференциация регионов, социально-экономическая система

JEL-классификация: E24, J24, O15, R11, R13



Введение

Актуальность темы заключается в том, что человеческие ресурсы в последнее время стали очень важны среди ресурсов организации, а управление человеческими ресурсами превратилось в очень сложную задачу, потому что достижение организацией своих целей, в основе которых стоит развитие и улучшение производительности, в значительной степени объединено с повышением производительности труда и эффективности работы ее сотрудников [12]. Под качеством человеческих ресурсов понимается степень соответствия свойств человеческих ресурсов требованиям, продиктованным в обществе/организации/регионе как целостной системе в процессе реализации конкурентных преимуществ и возможностей [2].

В работе исследовались труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросом качества человеческих ресурсов: стандартами качества занимались Ала Бригит [5, c. 258–356], Омар Аль -Таравнех [15, c. 155-172], Саусан Шукр Маджид [19, c. 22-26]; развитием человеческих ресурсов в цифровую эпоху занимались Al Hakim Y. R [2, c. 15-24], Евсеев В. О. [9, c. 221-248], Эфендиев А. Г. [22, c. 150-164]; подходами к формированию качества человеческих ресурсов занимались Agarwal U. A. [1, c. 41-73], Жук С. С. [10, c. 101-123], Масалова Ю.А. [14, c. 154-174], Слепцова Е.В. [20, c. 98-100]. Научным пробелом является увеличение качества человеческих ресурсов является трудным без развития систем образования, науки, культуры. Цель исследования - провести анализ дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов на основе качества образования в этих регионах. Научная новизна исследования заключается в том, что дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах. Авторская гипотеза заключается в том, что для достижения данной цели от руководства организации требуется выявление и развитие профессиональных способностей, умений и талантов отдельных сотрудников, чтобы достичь желаемого результата должны привноситься изменения в навыки, способности, профессиональные умения сотрудников. Информационной базой данных исследования послужили официальные данные Федеральной статистической службы, факты, выводы и суждения в научных публикациях, результаты исследований и статей. При проведении исследования использовались методы научных исследований, статистические методы, экспертные оценки, при анализе использовался матричный метод.

Основная часть

Результаты исследования и их обсуждение. Проведённые исследования выявили высокую дифференциацию по регионам в поставленных целях планировании рабочей силы, управлении эффективностью, повышении подотчетности и развитии сотрудников [13]. Дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах [4].

При этом, регионы должны снабжаться четкой и доступной информацией и рекомендациями для сотрудников и менеджеров, чтобы эффективно управлять и анализировать ключевые процессы и функции управления персоналом [16]. Будут и впредь прилагаться усилия по разработке и внедрению улучшенных и удобных информационных отчетов для поддержки обмена информацией и принятия решений в рамках управления [22]. Это также будет способствовать разработке более ориентированного на человека и конкретного подхода к управлению человеческими ресурсами с точки зрения выявления ключевых потребностей специалистов и возможностей дальнейшего развития и максимального использования потенциала сотрудников [7]. По состоянию на конец 2021 г., в организациях высшего образования обучались 78.1 тыс. аспирантов (86.7% человек от общей численности), на конец 2020 г. – 75.1 тыс. аспирантов (85.6% человек) [19] (Рис.1).

Рис. 1. Динамика численности специалистов с высшим образованием в РФ в

2020-2021 гг.

Источник: составлено автором на основе [18]

Увеличение качества человеческих ресурсов является трудным без развития систем образования, науки, культуры [21]. Россия является одной из самых высокообразованных стран в мире по уровню высшего образования и численности специалистов с высшим образованием.

Качество человеческих ресурсов представляет собой совокупность характеристик человеческих ресурсов, показывающих уровень доступа человека к культуре, мотивацию, научный, интеллектуальный и иные аспекты [17]. Дифференциация регионов по качеству человеческих ресурсов может быть отражена с помощью внедрения и реализации прогрессивной социально-экономической системы [6]. Следовательно, аспекты, влияющие на дифференциацию регионов по качеству человеческих ресурсов важны для прогрессивной экономики в организациях [9] (Рис. 2).

Рис. 2. Аспекты, влияющие на дифференциацию регионов по качеству человеческих ресурсов

Источник: составлено автором.

Процесс выявления качества человеческих ресурсов конкретен и требует объединения отдельных частей в общее, в то, что требуется при формировании разных уровней организационного процесса (Рис. 3).

Рис. 3. Выявление качества человеческих ресурсов

Источник: составлено автором.

Чтобы определить качество человеческих ресурсов, должен быть применен рациональный административный подход и спецификация работы в организации, включая в себя эффективность и результативность [1]. Эффективность — это оптимальное использование всех имеющихся возможностей, таких как материальные и человеческие ресурсы, для получения выход с наименьшими затратами [20]. Что касается результативности, то она достигается за счет результатов поставленных задач [8]. Следовательно, для определения требований, необходимых сотрудникам при работе организации, в организации должна быть создана соответствующая среда, а также должны быть разработаны стратегические планы и стандарты, которые определяют качество человеческих ресурсов [14].

Стратегический план качества человеческих ресурсов включает в себя систему показателей, которые позволяют оценивать, анализировать и контролировать качество работы сотрудников в организации [11]. В стратегический план оценки качества человеческих ресурсов в высших учебных заведениях и организациях включены следующие аспекты:

1) оценка профессиональных качеств (включает работоспособность, нравственные, деловые и профессиональные качества);

2) оценка эффективности управления качеством ресурсов (мотивация, удовлетворенность трудом, совершенность);

3) оценка результативности труда (удовлетворенность сотрудником, ценность и качество совершенной работы).

Высшим учебным заведениям необходимо выпускать образованных и квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда и общества, чтобы достичь развития государства, поэтому все человеческие ресурсы, системы и политика должны быть направлены на установление соответствующих условий и стандартов для образования сознательных и высококвалифицированных специалистов в своих областях [10]. Основой для анализа дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов является качество образования в этих регионах. Как показывают данные таблицы 1, доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения, по субъектам (регионам) РФ в основном уменьшается с каждым годом [5]. Представлены численности специалистов с высшим образованием, по регионам РФ в 2015 – 2021 гг. (Табл. 1).

Таблица 1

Доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения по регионам Российской Федерации, тыс. чел.

Регионы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Российская Федерация (РФ)
0,31
0,30
0,32
0,31
0,3
0,31
0,31
Центральный федеральный округ (ЦФО)
0,38
0,36
0,34
0,37
0,35
0,34
0,33
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)
0,29
0,3
0,29
0,28
0,29
0,3
0,29
Южный федеральный округ (ЮФО)
0,29
0,3
0,29
0,28
0,27
0,26
0,25
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)
0,29
0,28
0,29
0,28
0,27
0,25
0,24
Приволжский федеральный округ (ПФО)
0,31
0,32
0,3
0,3
0,32
0,3
0,31
Уральский федеральный округ (УФО)
0,41
0,4
0,41
0,4
0,39
0,37
0,36
Сибирский федеральный округ (СФО)
0,38
0,39
0,38
0,36
0,34
0,33
0,32
Дальневосточный федеральный округ (ДФО)
0,40
0,41
0,39
0,4
0,38
0,39
0,38
Источник: составлено автором на основе [5]

Из этого анализа можно сделать вывод, что численность специалистов с высшим образованием в Российской Федерации в 2021 году по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 13 996 чел. (Рис. 4).

Рис. 4. Динамика уменьшения численности специалистов с высшим образованием, по регионам Российской Федерации за 2021 г.

Источник: составлено автором на основе [3]

Как видно из анализа динамики показателей, среднегодовая численность специалистов с высшим образованием снижается по всем регионам РФ. С 2015 по 2021 г. интегральное значение численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук (Рис. 5) и ученую степень доктора наук, показаны в разрезе федеральных округов (Рис. 6).

Рис. 5. Динамика численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук, по регионам Российской Федерации 2021 г.

Источник: составлено автором на основе [3]

Из анализа динамики следует, что происходит убыль численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук, эта динамика (2021 год к 2015 году) составляет 12 %, или 10024 человека, и эти результаты наблюдаются во всех федеральных округах РФ.

Рис. 6. Динамика численности специалистов, имеющих ученую степень доктора наук, по регионам Российской Федерации 2021 г.

Источник: составлено автором на основе [3]

Так, в течение анализируемого периода динамика имеет тенденцию к снижению. Отметим, что во многих федеральных округах, убыль в 2021 г. по сравнению с 2015 г. составила 14,2%, или 3972 человек.

Заключение

Таким образом, в результате проделанных исследований можно сделать следующие выводы:

1- Предложенный в статье подход к определению дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов позволил рассмотреть способы выявления качества человеческих ресурсов.

2- Проведен анализ уровня высшего образования в регионах России: дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах.

3- Дифференциация регионов по качеству человеческих ресурсов может быть отражена с помощью внедрения и реализации прогрессивной социально-экономической системы (определены аспекты, влияющие на дифференциацию регионов по качеству человеческих ресурсов и описан процесс выявление качества человеческих ресурсов, были рассмотрены стандарты качества человеческих ресурсов в организации и в высших учебных заведениях).

4- Основой для анализа дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов является качество образования в этих регионах. Исследование показало, что доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения, по всем регионам Российской Федерации имеет ежегодную тенденцию к уменьшению. Так же было выявлено, что в динамике 2015-2021 гг. происходит убыль численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук и имеющих ученую степень доктора наук, и эти результаты наблюдаются во всех федеральных округах РФ.

Результаты исследования показали необходимость увеличения численности специалистов, имеющих высшее образование в РФ, так как качество человеческих ресурсов имеет влияние на социально-экономическое развитие регионов.


Источники:

1. Agarwal U. A. Linking Justice, Trust and Innovative Work Behaviour to Work Engagement // Personnel Review. – 2022. – № 1. – p. 41-73.
2. Al Hakim Y. R. Effect of Work Commitment on Teacher Job Satisfaction, Indonesian Scientific // Management Journal of Education. – 2021. – № 1. – p. 15-24.
3. Darmawan D., Arifin S., Mardikaningsih R.,Irfan M. Effects of Education, Work Ability and Work Experience on Job performance // Journal of Business Economics. – 2021. – № 1. – p. 35-47.
4. Leadership on Job Performance M. Irfan. Leadership on Job Performance, Economy, Finance, Investment and Sharia, Vol. 1, №.1 September, pp. 23-32
5. Ала Бригит. Комплексные стандарты качества. 2021. 455 с
6. Асалиев А. М. Экономика и управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 143 c.
7. Бен Кейх Нисрин «Обучение с точки зрения общего управления качеством: случай строительной компании минерал», мастерская, деловая администрация // Колледж экономических наук и наук управление, университет Алжира. 2019. – c. 456.
8. Гончарова Н. В. Управление человеческими ресурсами организации в условиях современного рынка труда. - М.: ИНФРА-М, 2021. – 162 c.
9. Евсеев В. О. Человеческие ресурсы в системе социоэкономических уравнений. - М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. – 379 c.
10. Жук С. С. Институционально-инструментальные аспекты управления качеством человеческих ресурсов. - М.: Дашков и К, 2021. – 239 c.
11. Жук С. С. Управление качеством человеческих ресурсов: теория и практика. - М.: Дашков и К, 2022. – 232 c.
12. Завьялова Е. К. Управление развитием человеческих ресурсов. - СПб: СПбГУ, 2021. – 252 c.
13. Зайцева Т. В. Управление развитием человеческих ресурсов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2022. – 128 c.
14. Масалова Ю.А. Подходы к формированию качества человеческих ресурсов // Социальная философия и практика. – 2023. – № 4 (34). – c. 154-174.
15. Омар Аль -Таравнех Профессиональная администрация кадров. / издание №1. - Дар Аль -Бегиннинг, Иордан, 2022. – 198 c.
16. Показатели образования России. База данных Федеральной службы статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka-3 (дата обращения: 05.02.2023).
17. Забелина О.В., Омельченко И.Б., Майорова А.В., Сафонова Е.А. Развитие человеческих ресурсов в цифровую эпоху: стратегические вызовы, проблемы и возможности. / монография. - М.: ИНФРА-М, 2021. – 253 c.
18. Россия в цифрах. Ежегодное статистическое издание Федеральной службы государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927 (дата обращения: 05.02.2023).
19. Саусан Шукр Маджид, Мухаммад Авд Аль Зияд Общее управление качеством, приложения в промышленности и обучении. / Сафа Хаус для печати, публикации и распространения. - Иордания, 2022. – 72 c.
20. Слепцова Е.В., Кузьменко А.Ю. Качество человеческих ресурсов как основа конкурентоспособности организации сферы услуг // Человеческий ресурс. – 2021. – № 2 (56). – c. 98-100.
21. Степанов А.А. Человеческие ресурсы в инновационной экономике: ретроспектива и перспектива развития. / Монография. - М.: Научный консультант, 2021. – 240 c.
22. Эфендиев А. Г. Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления. / монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 192 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:10:03