Анализ дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов
Шекайро М. Б. И.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 7 (Июль 2023)
Цитировать:
Шекайро М. Б. И. Анализ дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 7. – С. 2527-2540. – doi: 10.18334/ce.17.7.118412.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310533
Аннотация:
В данной статье рассматриваются подходы к определению качества человеческих ресурсов и их дифференциации по регионам России, согласно роли и влияния человеческих ресурсов на социально-экономическое развитие регионов. Качество человеческих ресурсов представляет собой совокупность характеристик человеческих ресурсов, показывающих уровень доступа человека к культуре, мотивацию, научный, интеллектуальный и иные аспекты. Дифференциация социально-экономического развития регионов происходит за счет влияния ряда нерегулируемых факторов производства, в том числе человеческих ресурсов, государственных и негосударственных институтов. В статье предлагается подход к определению дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов в организациях. Проведённые исследования выявили высокую дифференциацию по регионам в поставленных целях планировании рабочей силы, управлении эффективностью, повышении подотчетности и развитии сотрудников. Дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах. Рассмотрены способы выявления качества человеческих ресурсов. Проведен анализ уровня высшего образования в регионах России. Результаты исследования показали необходимость увеличения численности специалистов, имеющих высшее образование, так как качество человеческих ресурсов имеет влияние на социально-экономическое развитие регионов
Ключевые слова: качество человеческих ресурсов, социально- экономическое развитие региона, высшее образование, дифференциация регионов, социально-экономическая система
JEL-классификация: E24, J24, O15, R11, R13
Введение
Актуальность темы заключается в том, что человеческие ресурсы в последнее время стали очень важны среди ресурсов организации, а управление человеческими ресурсами превратилось в очень сложную задачу, потому что достижение организацией своих целей, в основе которых стоит развитие и улучшение производительности, в значительной степени объединено с повышением производительности труда и эффективности работы ее сотрудников [12]. Под качеством человеческих ресурсов понимается степень соответствия свойств человеческих ресурсов требованиям, продиктованным в обществе/организации/регионе как целостной системе в процессе реализации конкурентных преимуществ и возможностей [2].
В работе исследовались труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросом качества человеческих ресурсов: стандартами качества занимались Ала Бригит [5, c. 258–356], Омар Аль -Таравнех [15, c. 155-172], Саусан Шукр Маджид [19, c. 22-26]; развитием человеческих ресурсов в цифровую эпоху занимались Al Hakim Y. R [2, c. 15-24], Евсеев В. О. [9, c. 221-248], Эфендиев А. Г. [22, c. 150-164]; подходами к формированию качества человеческих ресурсов занимались Agarwal U. A. [1, c. 41-73], Жук С. С. [10, c. 101-123], Масалова Ю.А. [14, c. 154-174], Слепцова Е.В. [20, c. 98-100]. Научным пробелом является увеличение качества человеческих ресурсов является трудным без развития систем образования, науки, культуры. Цель исследования - провести анализ дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов на основе качества образования в этих регионах. Научная новизна исследования заключается в том, что дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах. Авторская гипотеза заключается в том, что для достижения данной цели от руководства организации требуется выявление и развитие профессиональных способностей, умений и талантов отдельных сотрудников, чтобы достичь желаемого результата должны привноситься изменения в навыки, способности, профессиональные умения сотрудников. Информационной базой данных исследования послужили официальные данные Федеральной статистической службы, факты, выводы и суждения в научных публикациях, результаты исследований и статей. При проведении исследования использовались методы научных исследований, статистические методы, экспертные оценки, при анализе использовался матричный метод.
Основная часть
Результаты исследования и их обсуждение. Проведённые исследования выявили высокую дифференциацию по регионам в поставленных целях планировании рабочей силы, управлении эффективностью, повышении подотчетности и развитии сотрудников [13]. Дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах [4].
При этом, регионы должны снабжаться четкой и доступной информацией и рекомендациями для сотрудников и менеджеров, чтобы эффективно управлять и анализировать ключевые процессы и функции управления персоналом [16]. Будут и впредь прилагаться усилия по разработке и внедрению улучшенных и удобных информационных отчетов для поддержки обмена информацией и принятия решений в рамках управления [22]. Это также будет способствовать разработке более ориентированного на человека и конкретного подхода к управлению человеческими ресурсами с точки зрения выявления ключевых потребностей специалистов и возможностей дальнейшего развития и максимального использования потенциала сотрудников [7]. По состоянию на конец 2021 г., в организациях высшего образования обучались 78.1 тыс. аспирантов (86.7% человек от общей численности), на конец 2020 г. – 75.1 тыс. аспирантов (85.6% человек) [19] (Рис.1).
Рис. 1. Динамика численности специалистов с высшим образованием в РФ в
2020-2021 гг.
Источник: составлено автором на основе [18]
Увеличение качества человеческих ресурсов является трудным без развития систем образования, науки, культуры [21]. Россия является одной из самых высокообразованных стран в мире по уровню высшего образования и численности специалистов с высшим образованием.
Качество человеческих ресурсов представляет собой совокупность характеристик человеческих ресурсов, показывающих уровень доступа человека к культуре, мотивацию, научный, интеллектуальный и иные аспекты [17]. Дифференциация регионов по качеству человеческих ресурсов может быть отражена с помощью внедрения и реализации прогрессивной социально-экономической системы [6]. Следовательно, аспекты, влияющие на дифференциацию регионов по качеству человеческих ресурсов важны для прогрессивной экономики в организациях [9] (Рис. 2).
Рис. 2. Аспекты, влияющие на дифференциацию регионов по качеству человеческих ресурсов
Источник: составлено автором.
Процесс выявления качества человеческих ресурсов конкретен и требует объединения отдельных частей в общее, в то, что требуется при формировании разных уровней организационного процесса (Рис. 3).
Рис. 3. Выявление качества человеческих ресурсов
Источник: составлено автором.
Чтобы определить качество человеческих ресурсов, должен быть применен рациональный административный подход и спецификация работы в организации, включая в себя эффективность и результативность [1]. Эффективность — это оптимальное использование всех имеющихся возможностей, таких как материальные и человеческие ресурсы, для получения выход с наименьшими затратами [20]. Что касается результативности, то она достигается за счет результатов поставленных задач [8]. Следовательно, для определения требований, необходимых сотрудникам при работе организации, в организации должна быть создана соответствующая среда, а также должны быть разработаны стратегические планы и стандарты, которые определяют качество человеческих ресурсов [14].
Стратегический план качества человеческих ресурсов включает в себя систему показателей, которые позволяют оценивать, анализировать и контролировать качество работы сотрудников в организации [11]. В стратегический план оценки качества человеческих ресурсов в высших учебных заведениях и организациях включены следующие аспекты:
1) оценка профессиональных качеств (включает работоспособность, нравственные, деловые и профессиональные качества);
2) оценка эффективности управления качеством ресурсов (мотивация, удовлетворенность трудом, совершенность);
3) оценка результативности труда (удовлетворенность сотрудником, ценность и качество совершенной работы).
Высшим учебным заведениям необходимо выпускать образованных и квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда и общества, чтобы достичь развития государства, поэтому все человеческие ресурсы, системы и политика должны быть направлены на установление соответствующих условий и стандартов для образования сознательных и высококвалифицированных специалистов в своих областях [10]. Основой для анализа дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов является качество образования в этих регионах. Как показывают данные таблицы 1, доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения, по субъектам (регионам) РФ в основном уменьшается с каждым годом [5]. Представлены численности специалистов с высшим образованием, по регионам РФ в 2015 – 2021 гг. (Табл. 1).
Таблица 1
Доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения по регионам Российской Федерации, тыс. чел.
Регионы
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Российская
Федерация (РФ)
|
0,31
|
0,30
|
0,32
|
0,31
|
0,3
|
0,31
|
0,31
|
Центральный
федеральный округ (ЦФО)
|
0,38
|
0,36
|
0,34
|
0,37
|
0,35
|
0,34
|
0,33
|
Северо-Западный
федеральный округ (СЗФО)
|
0,29
|
0,3
|
0,29
|
0,28
|
0,29
|
0,3
|
0,29
|
Южный
федеральный округ (ЮФО)
|
0,29
|
0,3
|
0,29
|
0,28
|
0,27
|
0,26
|
0,25
|
Северо-Кавказский
федеральный округ (СКФО)
|
0,29
|
0,28
|
0,29
|
0,28
|
0,27
|
0,25
|
0,24
|
Приволжский
федеральный округ (ПФО)
|
0,31
|
0,32
|
0,3
|
0,3
|
0,32
|
0,3
|
0,31
|
Уральский
федеральный округ (УФО)
|
0,41
|
0,4
|
0,41
|
0,4
|
0,39
|
0,37
|
0,36
|
Сибирский
федеральный округ (СФО)
|
0,38
|
0,39
|
0,38
|
0,36
|
0,34
|
0,33
|
0,32
|
Дальневосточный
федеральный округ (ДФО)
|
0,40
|
0,41
|
0,39
|
0,4
|
0,38
|
0,39
|
0,38
|
Из этого анализа можно сделать вывод, что численность специалистов с высшим образованием в Российской Федерации в 2021 году по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 13 996 чел. (Рис. 4).
Рис. 4. Динамика уменьшения численности специалистов с высшим образованием, по регионам Российской Федерации за 2021 г.
Источник: составлено автором на основе [3]
Как видно из анализа динамики показателей, среднегодовая численность специалистов с высшим образованием снижается по всем регионам РФ. С 2015 по 2021 г. интегральное значение численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук (Рис. 5) и ученую степень доктора наук, показаны в разрезе федеральных округов (Рис. 6).
Рис. 5. Динамика численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук, по регионам Российской Федерации 2021 г.
Источник: составлено автором на основе [3]
Из анализа динамики следует, что происходит убыль численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук, эта динамика (2021 год к 2015 году) составляет 12 %, или 10024 человека, и эти результаты наблюдаются во всех федеральных округах РФ.
Рис. 6. Динамика численности специалистов, имеющих ученую степень доктора наук, по регионам Российской Федерации 2021 г.
Источник: составлено автором на основе [3]
Так, в течение анализируемого периода динамика имеет тенденцию к снижению. Отметим, что во многих федеральных округах, убыль в 2021 г. по сравнению с 2015 г. составила 14,2%, или 3972 человек.
Заключение
Таким образом, в результате проделанных исследований можно сделать следующие выводы:
1- Предложенный в статье подход к определению дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов позволил рассмотреть способы выявления качества человеческих ресурсов.
2- Проведен анализ уровня высшего образования в регионах России: дифференциация регионов РФ проводилась по качеству человеческих ресурсов, при этом анализировалась динамика численности специалистов с высшим образованием в этих регионах.
3- Дифференциация регионов по качеству человеческих ресурсов может быть отражена с помощью внедрения и реализации прогрессивной социально-экономической системы (определены аспекты, влияющие на дифференциацию регионов по качеству человеческих ресурсов и описан процесс выявление качества человеческих ресурсов, были рассмотрены стандарты качества человеческих ресурсов в организации и в высших учебных заведениях).
4- Основой для анализа дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов является качество образования в этих регионах. Исследование показало, что доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения, по всем регионам Российской Федерации имеет ежегодную тенденцию к уменьшению. Так же было выявлено, что в динамике 2015-2021 гг. происходит убыль численности специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук и имеющих ученую степень доктора наук, и эти результаты наблюдаются во всех федеральных округах РФ.
Результаты исследования показали необходимость увеличения численности специалистов, имеющих высшее образование в РФ, так как качество человеческих ресурсов имеет влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Источники:
2. Al Hakim Y. R. Effect of Work Commitment on Teacher Job Satisfaction, Indonesian Scientific // Management Journal of Education. – 2021. – № 1. – p. 15-24.
3. Darmawan D., Arifin S., Mardikaningsih R.,Irfan M. Effects of Education, Work Ability and Work Experience on Job performance // Journal of Business Economics. – 2021. – № 1. – p. 35-47.
4. Leadership on Job Performance M. Irfan. Leadership on Job Performance, Economy, Finance, Investment and Sharia, Vol. 1, №.1 September, pp. 23-32
5. Ала Бригит. Комплексные стандарты качества. 2021. 455 с
6. Асалиев А. М. Экономика и управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 143 c.
7. Бен Кейх Нисрин «Обучение с точки зрения общего управления качеством: случай строительной компании минерал», мастерская, деловая администрация // Колледж экономических наук и наук управление, университет Алжира. 2019. – c. 456.
8. Гончарова Н. В. Управление человеческими ресурсами организации в условиях современного рынка труда. - М.: ИНФРА-М, 2021. – 162 c.
9. Евсеев В. О. Человеческие ресурсы в системе социоэкономических уравнений. - М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. – 379 c.
10. Жук С. С. Институционально-инструментальные аспекты управления качеством человеческих ресурсов. - М.: Дашков и К, 2021. – 239 c.
11. Жук С. С. Управление качеством человеческих ресурсов: теория и практика. - М.: Дашков и К, 2022. – 232 c.
12. Завьялова Е. К. Управление развитием человеческих ресурсов. - СПб: СПбГУ, 2021. – 252 c.
13. Зайцева Т. В. Управление развитием человеческих ресурсов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2022. – 128 c.
14. Масалова Ю.А. Подходы к формированию качества человеческих ресурсов // Социальная философия и практика. – 2023. – № 4 (34). – c. 154-174.
15. Омар Аль -Таравнех Профессиональная администрация кадров. / издание №1. - Дар Аль -Бегиннинг, Иордан, 2022. – 198 c.
16. Показатели образования России. База данных Федеральной службы статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka-3 (дата обращения: 05.02.2023).
17. Забелина О.В., Омельченко И.Б., Майорова А.В., Сафонова Е.А. Развитие человеческих ресурсов в цифровую эпоху: стратегические вызовы, проблемы и возможности. / монография. - М.: ИНФРА-М, 2021. – 253 c.
18. Россия в цифрах. Ежегодное статистическое издание Федеральной службы государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927 (дата обращения: 05.02.2023).
19. Саусан Шукр Маджид, Мухаммад Авд Аль Зияд Общее управление качеством, приложения в промышленности и обучении. / Сафа Хаус для печати, публикации и распространения. - Иордания, 2022. – 72 c.
20. Слепцова Е.В., Кузьменко А.Ю. Качество человеческих ресурсов как основа конкурентоспособности организации сферы услуг // Человеческий ресурс. – 2021. – № 2 (56). – c. 98-100.
21. Степанов А.А. Человеческие ресурсы в инновационной экономике: ретроспектива и перспектива развития. / Монография. - М.: Научный консультант, 2021. – 240 c.
22. Эфендиев А. Г. Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления. / монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 192 c.
Страница обновлена: 13.08.2024 в 22:20:21