Воздействие цифровых технологий на качество человеческих ресурсов
Шекайро М.Б.И.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997306
Аннотация:
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием цифровых технологий на качество человеческих ресурсов, поскольку человеческие ресурсы и потенциал признаны критически важными для роста цифровой экономики, задача управления ими и их развития имеет важное значение.Новизной исследования выступаетанализ изменениякомпетенций работников в России при воздействии на них цифровизации, определение занятости специалистов в профессиях, связанных с интенсивным применением информационно-коммуникационных технологий и выявление аспектов влияния цифровизации на качество человеческих ресурсов. Это позволяет решить важную научную проблему – выявить те компетенции специалистов разных направлений, на которые больше всего влияет развитие цифровых технологий. Данная статья будет интересна руководителям компаний и специалистам в сфере управления человеческими ресурсами, студентам и аспирантам экономических направлений, а также широкому кругу читателей, которые интересуются аспектами влияния цифровых технологий на человеческие ресурсы
Ключевые слова: человеческие ресурсы, качество, цифровые технологии, информационные технологии, цифровая экономика
JEL-классификация: O31, I25, O15, L86, O33, J24, J01
Введение
Цифровые технологии проникли в современную экономику всех развитых стран. Благодаря современным цифровым технологиям стала возможной удаленная работа, повышение квалификации и профессиональных навыков сотрудников с помощью онлайн платформ. Исследования аналитиков позволяют говорить о том, что эффективность развития экономики зависит от цифровых технологий, что подтверждает актуальность темы.
Оценка уровня человеческих ресурсов предполагает несколько направлений исследования: научные навыки, технические навыки, социальные навыки, умение работать с информацией (в том числе, с цифровой), согласно исследованиям Колесниковой Ю.С. [6, с. 19-22], и Ларионовой Н.И. [6, с. 23-24].
Развитие экономики происходит с новыми технологиями и продуктами, которые создаются людьми. Специалисты должны повышать свои профессиональные навыки, и в этом им помогают цифровые инструменты, согласно Голышеву А.О. [3, с. 140-142].
Круглов Д.В. [7, с. 951-958] в своих исследованиях затрагивал влияние digital-технологий на качество человеческих ресурсов. Кроме рутинных каждодневных дел и задач, специалистам необходимо развивать свой творческий и профессиональный потенциал. Цифровые технологии позволяют замещать рутинные операции, которые ранее осуществлял персонал.
Сайфуллина Л.Д. [9, с. 92-96] исследовала управление человеческим капиталом в системе цифровых экономических отношений. Цифровые знания и информация связаны с тем, что обстоятельства, вызывающие появление этого ресурса, специфичны для сотрудника. Например, сотрудники могут интегрировать новые знания, разрабатывать новые идеи и более эффективно и разумно использовать человеческие ресурсы.
Эти исследователи внесли свой вклад в изучение взаимосвязи человеческих ресурсов и цифровизации экономики. При этом остаются пробелы в части исследования влияния цифровых технологий на конкретные компетенции специалистов в России.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении и изучении влияния цифровизации экономики на конкретные компетенции специалистов, на качество человеческих ресурсов.
В качестве научной новизны исследования выступает анализ изменения компетенций работников в России при воздействии на них цифровизации, определение занятости специалистов в профессиях, связанных с интенсивным применением информационно-коммуникационных технологий.
Авторская гипотеза заключается в следующем: цифровизация экономики в большинстве своем положительно влияет на качество человеческих ресурсов.
В процессе написания статьи использованы труды зарубежных и отечественных авторов, а также электронные ресурсы. Методологической основой исследования выступили синтез, анализ, сравнение, обобщение.
Основная часть
Умственные и творческие способности привели к возникновению нового типа современного общества. По мере развития цифровых технологий это помогает улучшить качество жизни во многих областях, включая политику, культуру, экономику и общественная безопасность. Поэтому в развитых странах пренебрегают повседневными потребностями, такими как еда, кров, одежда и лекарства, которые выступали основными ценностями в прошлом [5]. С другой стороны, цифровая экономика вовлекает людей в цифровую среду, которая помогает им расти и реализовывать свой интеллектуальный потенциал.
Скорость инноваций имеет решающее значение в цифровой экономике, поскольку технологии быстро меняются, и то, что было важно вчера, может стать еще более важным в будущем. В этом контексте цифровые менеджеры должны обеспечить образование, трудоустройство и профессиональное развитие своих сотрудников. Процесс обучения при современном развитии информационно-коммуникационных технологий дает доступ к информации, не покидая свое рабочее место, т. е. удаленно [3, с.140].
В связи с этим возникает вопрос о поиске достоверной и актуальной информации. Для будущего развития цифровой экономики важно найти способы приобретения специалистами знаний и навыков, которые они смогут использовать в своей работе и внести свой вклад в инновации.
Под влиянием цифровизации развивается и социальная компетентность сотрудников. Ключевыми элементами программы социализации сотрудников являются индивидуальный подход, умение проявлять сочувствие и т. д. Поскольку сегодняшняя рабочая сила поручает роботам все больше технических задач, социальные навыки и человеческие аспекты работы становятся все более актуальными и важными.
Экономическая статистика показывает непосредственное влияние цифровых технологий на сегодняшнюю рабочую силу (сотрудников), где каждый сотрудник сталкивается с реалиями современной работы. На основе данных опроса консалтинговой компании Deloitte за 2022 г. мы проанализировали влияние цифровизации на качество человеческих ресурсов, связанное с изменением квалификации рабочей силы в 2010-2022 гг. (Рис. 1). За последние 5 лет (2018-2022 гг.) проводились исследования влияния цифровизации на компетенции работников по навыкам, выше базовых.
Согласно данным рисунка, развитие навыков, особенно технических, во многом зависит от последствий цифровизации. Навыки восприятия и решения проблем также кардинально меняются под влиянием цифровых технологий. Этот сдвиг связан с тем, что оцифровка бизнес-процессов и роботов может резко увеличить время, которое понадобится при решении ресурсоемких действий [12].
Рис. 1. Исследование компетенций работников в России при воздействии на них цифровизации в 2018-2022 гг., %
Источник: составлено автором на основе [12]
Кроме этого, уровень доступности глобальной сети Интернет и цифровых технологий в России не отстает от уровня других стран мира. Так, согласно отчету Digital 2023 Global Overview Report, интернет-аудитория в России составляет 88,2% от общей численности населения России [11]. По данным исследовательской компании Statista, Российская Федерация занимает шестое место по интернет-аудитории в 2022 г., 129,8 млн человек. [10].
Проанализируем статистические данные взаимосвязи активных пользователей сети Интернет (граждане РФ старше 15 лет) и использования Интернета для заказа товаров и услуг за 2018-2022 гг. (Рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь активных пользователей сети Интернет и пользователей сети для заказов товаров и услуг в РФ в 2018-2022 гг.,
тыс. чел.
Источник: составлено автором на основе [11]
Согласно рис.2, цифровые технологии позволяют пользователям Интернета не только активно им пользоваться, но и совершать покупки товаров и услуг, эта динамика растет большими темпами.
Процессы цифровизации протекают неравномерно в регионах РФ. На рис. 3 показаны причины отказа от пользования Интернетом за 2018-2022 гг. на территориях, не имеющих доступа к сети Интернет.
Рис. 3. Причины отказа от пользования Интернетом за 2018-2022 гг. на территориях, не имеющих доступа к сети Интернет, %
Источник: составлено автором на основе [11]
Резкий спад можно наблюдать с 2018 по 2022 гг. по следующим причинам: высокая стоимость доступа в Интернет, отсутствие спроса, отсутствие навыков и возможностей подключения к Интернету. Это показывает, что за последние пять лет (2018-2022 гг.) с распространением цифровизации повысился объем использование Интернета (в профессиональных и личных целях), стоимость его подключения снизилась в районах, где не было доступа к Интернету, в отдаленных районах и местностях.
Согласно «Индексу цифрового качества жизни 2022» компании Surfshark, Российская Федерация занимает шестое место по доступности и уровню использования Интернета: пользователям приходится работать 34 минуты на оплату домашнего подключения (средний мировой показатель составляет 6 часов и 31 минута) и мобильное подключение всего 2 минуты 18 секунд (среднемировое время 13 минут 8 секунд) [11].
Использование Интернета, современных технологий, современных методов и ценностей цифровой культуры позволяют гражданам России участвовать в проектах развития и организовывать деятельность не только во внеучебном, академическом и профессиональном, но и в различных социальных сферах (например, волонтерство, что тоже повышает качество человеческих ресурсов).
Сегодня цифровые технологии играют важную роль в привлечении человеческих ресурсов и совершенствовании компетенций сотрудников на рабочих местах. Цифровизация рутинных процессов, связанных с обработкой данных роботами, экономит время управления организацией. Большой прогресс в цифровизации будущего изменит рынок труда, поскольку данные (и цифровые) будут обрабатываться быстрее и эффективнее. Работа будет требовать больше творчества, наблюдательности, абстрактного мышления, человеческой изобретательности и нестандартного подхода к решениям.
Нами была выявлена зависимость между специалистами в РФ в 2022 г., занятых в профессиях, связанных с интенсивным применением цифровых технологий на практике, и специалистами, работающими в отраслях с применением ИКТ (Рис. 4):
В 2022 году в Российской Федерации больше квалифицированных работников, использующих цифровизацию и актуальные ИКТ, чем квалифицированных работников, работающих в сфере ИКТ. Однако специалисты, работающие на должностях, непосредственно связанных с цифровизацией и ИКТ (информационными технологиями, связью), используют цифровизацию в своей работе в соответствии с требованиями данной должности. Это, например, профессионалы, работающие в сфере информационной поддержки, разработки и внедрения программного обеспечения, связи, хранения информации. В профессиях с узкой сферой деятельности (информационные и цифровые технологии) специалистам необходимо совершенствовать и применять конкретные навыки и знания, которые показывают положительное влияние цифровизации на качество человеческих ресурсов.
Рис. 4. Занятость специалистов, применяющих технологии ИКТ, по видам экономической деятельности в РФ в 2022 г.
Источник: составлено автором на основе [10]
Однако многие бизнес-процессы, связанные с цифровой трансформацией экономики и общества, могут быть созданы экстренно и в процессах государственного управления. Согласно указу Президента РФ, Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. устанавливает основные цели развития от творческих инноваций к программной среде, она включает большое количество талантливых молодых людей, преподавателей и исследователей, которые станут важным человеческим капиталом в будущем [1].
В Минцифры России сообщают, что обучение сотрудников в ИТ сфере происходит согласно намеченным целям и задачам. Например, в 2022 году за счет бюджетного финансирования прошли обучение более 115 тысяч человек по направлению «Информационные технологии». В настоящее время более 800 ВУЗов страны предлагают обучение в области информационных технологий [5].
В Российской Федерации в настоящий момент реализуются различные программы и проекты, связанные с цифровой грамотностью, повышением цифровых навыков и компетенций. Производится обучение в онлайн платформах, с применением цифровых технологий для всех уровней подготовки в аспекте цифровизации среды. Некоторые проекты позволяют сэкономить не только время обучения (проходят в онлайн формате), но и средства обучающихся (государственные программы позволяют обучаться со скидкой) [4].
Проекты цифрового развития и переквалификации играют важную роль в цифровом образовании, предоставляя уникальное и комплексное обучение. Данная разработка специально разработана для обучения программы цифровой экономики представителей цифровой экономики, предпринимателей, преподавателей ВУЗов и т.д.
Но благодаря быстрому развитию технологий и цифровых медиа это стало возможным и применяется как проверенный и эффективный способ обмена опытом. Глобальные ИТ-компании, университеты и исследовательские институты провели много исследований в области ИТ, но отношения осложнились санкциями, введенными странами запада в отношении РФ. Несмотря на преимущества цифровой трансформации, работодатели сталкиваются со сложными и непредсказуемыми изменениями [6, с. 22].
Однако, поскольку человеческие ресурсы и потенциал признаны критически важными для роста цифровой экономики, задача управления ими и их развития имеет важное значение. В этой сфере возникает необходимость разработки комплексной стратегии создания имиджа организации, включающей необходимую и эффективную подготовку специалистов, увеличение финансирования и т.д. [8, с. 92].
Исследователей в первую очередь волнуют разные вопросы, но развитие цифровой экономики требует иных взглядов. Исходя из вышеизложенного, важно учитывать аспекты воздействия цифровых технологий на ресурсы людей (Табл. 1).
Таблица 1
Аспекты влияния цифровизации на качество человеческих ресурсов
№ п/п
|
Положительные
аспекты влияния
|
Отрицательные
аспекты влияния
|
1
|
Непрерывный
поток новой информации, возможность получения основных и дополнительных
навыков в любой специальности на удаленной основе (дистанционно)
|
Необходимо
обладать новыми компетенциями (особенно, профессиональными), предъявляются
требования к новым навыкам: креативное мышление, взаимодействие с большим
объемом информации, дистанционная работа
|
2
|
Расширение
списка профессий
|
Моральное
истощение
|
3
|
Новые
технологии, которые помогают при совершении рутинных и каждодневных действий
|
Трудность в
приспособлении к новым условиям и адаптация под них
|
4
|
Цифровизация
технологий и процессов позволяет значительно сэкономить время для других
задач
|
Новые
технологии и цифровизация информации подвержены действиям мошенников и
хакерским атакам
|
Наконец, следует отметить, что современное экономическое развитие постепенно меняет характер интеллектуального труда (на замену физическому труду приходит умственный), что также желает иметь возможность вмешиваться в человеческие ресурсы. Цифровизация экономики создает важные финансовые ресурсы, отношения между цифровыми субъектами и потребность в человеческих ресурсах.
Сегодня знания и информация стали важным двигателем экономического роста. Этот уровень управления знаниями дает возможность повысить производительность и прибыльность производств. Задачи современных технологий очень сложны, как и объемы данных, которые необходимо обрабатывать и интегрировать. Поэтому важнейшим моментом обеспечения цифровой безопасности и сохранения конкурентного преимущества является непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов [9].
Поскольку цифровизация государства ведет к развитию человеческих ресурсов, роль государства в этом процессе нельзя игнорировать. Долгое реагирование на необходимость совершенствования и развития человеческих ресурсов может иметь катастрофические последствия. Прежде всего необходимо определить факторы роста, влияющие на численность рабочей силы населения, в то время как другие факторы могут вызвать замедление роста, например, здравоохранение и образование.
Заключение
Таким образом, в данной статье было изучено влияние цифровизации на качество человеческих ресурсов. Важное воздействие привносят цифровые технологии в компетенции работников технической и социальной направленностей. При этом, отмечается высокий уровень компетенций работников (выше базового) по навыкам решения проблем, когнитивных способностей, социальным навыкам. Кроме того, было определено, что в России в 2022 году больше специалистов в области цифровых технологий и ИТ, чем специалистов, работающих в ИТ-индустрии.
В узкоспециализированных профессиях (информация и цифровые технологии) специалисты должны постоянно повышать свой уровень квалификации, используя искусственный интеллект и специализированные технологии, что показывает положительное влияние цифровых технологий на человеческие ресурсы и подтверждает выдвинутую гипоотезу. Несмотря на преимущества цифровой трансформации, сотрудники сталкиваются с трудным циклом сложных и непредсказуемых изменений. Сотрудники отвечают за разные виды задач, но процесс цифровизации экономики важно анализировать, исходя из различных данных.
Источники:
2. Волкова А. С., Константинова Д. С., Кудаева М. М., Масалова Ю. А. Изменение подходов к использованию человеческих ресурсов под воздействием цифровых технологий // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1491-1506.
3. Голышев А.О. Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики // Молодой ученый. – 2019. – № 17. – c. 140–142.
4. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики // Экономика труда. – 2021. – № 7. – c. 589–608.
5. Завьялова Е., Соколов Д., Кучеров Д., Лисовская А. Настоящее и будущее цифровых методов управления человеческими ресурсами // Форсайт. – 2022. – № 2. – c. 42-51.
6. Колесникова Ю.С., Ларионова Н.И. Влияние информатизации на социально-экономическое развитие региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2020. – № 7 (189). – c. 19-24.
7. Круглов Д.В. Влияние digital-технологий на качество человеческих ресурсов // Экономика труда. – 2020. – № 4. – c. 951–958.
8. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. [Электронный ресурс]. URL: https://digital. gov.ru/ (дата обращения: 01.07.2023).
9. Сайфуллина Л.Д. Управление человеческим капиталом в системе цифровых экономических отношений // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 11–1. – c. 92–96.
10. Countries with the largest digital populations in the world. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/262966/number-of-internetusers-in-selected-countries/ (дата обращения: 05.08.2023).
11. Digital 2023 Global Overview Report. [Электронный ресурс]. URL: https:// datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (дата обращения: 01.07.2023).
12. Deloitte. Global Human Capital Trends 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hctrendsapp.deloitte.com/ (дата обращения: 19.06.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:00:01