Развитие человеческих ресурсов: эволюция концепций и практики
Эсаулова И.А.1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Скачать PDF | Загрузок: 72 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2018)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32759246
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
эпоху инноваций и стремительных организационных изменений проблемы качества рабочей силы становятся важными как никогда ранее, актуализируя необходимость формирования научно обоснованных подходов к развитию человеческих ресурсов (РЧР), соответствующих динамике развития современных организаций. Цель статьи заключается в выявлении эволюционных закономерностей и тенденций, обусловливающих изменение ме-тодологии и практики РЧР. Анализ концепций РЧР в контексте эволюции экономики и ме-неджмента показал, что возникновению новых подходов к обучению и развитию персонала предшествуют три ключевых фактора: изменение запроса организаций в отношении знаний, навыков и поведения персонала; пересмотр роли и вклада работника в обеспечение эффек-тивности и развития организации; появление новых практик, при помощи которых компании развивают человеческие ресурсы, формируя свое конкурентное преимущество. В результате определены и раскрыты признаки происходящей в настоящее время глубокой трансформации концептуальных основ РЧР: изменение требуемых навыков сотрудников; определение роли работника как субъекта собственного развития в интересах организации; переход от индивидуально ориентированного к личностно ориентированному РЧР; трансформация формальных систем обучения в «эко-системы» развития; радикальное сокращение поля деятельности служб управления персоналом в области РЧР.
Ключевые слова: обучение и развитие персонала, конкурентное преимущество организации, потенциал работника, саморазвитие работника, «эко-система» обучения и развития персонала
JEL-классификация: J24, L29, M53
Источники:
2. Ахметова С.Г. Социальное обучение: изменяющийся подход к обучению на рабочем месте // Инновации в образовании. – 2016. – № 2. – С. 17-26.
Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. - М.: Эксмо, 2006. – 432 с.
Крутова А.В. Формирование мотивационной модели управления саморазвитием организации. Дисс. … канд. экон. наук. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук. 2014
5. Латуха М.О. Управление талантливыми сотрудниками: теоретические под-ходы и опыт российских компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2014. – № 4. – С. 46-67.
Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group (BCG). 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://image-src.bcg.com/Images/Russia-Skills_Outline_v1.8_preview_tcm27-177753.pdf ( дата обращения: 24.12.2017 ).
7. Синявец Т.Д. Парадигмальные изменения в содержании стратегии и поли-тики управления персоналом // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2017. – № 1. – С. 123-135.
8. Сотникова С.И. Архитектоника развития персонала: новый контур в рыночной экономике XXI в // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2017. – № 38. – С. 137-154. – doi: 10.17223/19988648/38/12.
9. Полтарыхин А.Л., Альхименко О.Н. Особенности мотивации интеллекту-ального труда в экономике знаний // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2014. – № 5(71). – С. 96-103.
Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях. / под ред. проф. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 144-169 с.
11. Эсаулова И.А. Инновационный потенциал персонала как источник динамических возможностей организации // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. – 2015. – № 2. – С. 262-271.
Эсаулова И.А. Развитие персонала: стратегии, организация, практические решения. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. – 275 с.
13. Baek P., Kim N. Exploring a theoretical foundation for HRD in society: Toward a model of stakeholder-based HRD // Human Resource Development International. – 2014. – № 5. – С. 499-513. – doi: 10.1080/13678868.2014.954189.
Bersin J. Why People Management is Replacing Talent Management. January 25, 2015. Available at: http://joshbersin.com (accessed 12.01.2018)
Dubey P., Sharma S.K., Surenthiran N. Human Resource Development: A Literature Review. Golden Research Thoughts. 2013. Vol. 3. 6. Dec. Available at: www.aygrt.isrj.net (accessed 22.12.2017)
Ferguson M. What Will It Take to Close the Skills Gap? Take an Educated Guess. Chief Learning Officer – CLO Media. June 2, 2017. Available at: http://www.clomedia.com (accessed 12.01.2018)
Gilley J.W., Eggland S.A., Gilley A.M. Principles of Human Resource Development. / Second edition. - Cambridge, MA: Perseus Publishing, 2002. – 482 с.
18. Haslinda A. Definitions of HRD: Key Concepts from a National and International Context // European Journal of Social Sciences. – 2009. – № 4. – С. 486-495.
19. Haslinda A. Evolving terms of human resource management and development // The Journal of International Social Research. – 2009. – № 9. – С. 180-186.
Hu Po. Theorizing strategic human resource development: Linking financial performance and sustainable competitive advantage. Proceedings of the Academy of Human Resource Development. International Research Conference, 2007. Fayetteville, AR: University of Arkansas. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/33a5/a64a7170e4f5074e61da57a86967a74c7ef2.pdf (accessed 18.01.2018)
21. Lee P. Optimising human capital: measuring what really matters // Journal of Industrial and Commercial Training. – 2005. – № 6. – С. 299-303.
Masie E. The Future of Learning Careers. Shrinking learning departments reflect a changing role for learning. Chief Learning Officer. August 17, 2017. Available at: http://www.clomedia.com (accessed 26.01.2018)
23. Richman N. Human resource management and human resource development: Evolution and contributions // Creighton Journal of Interdisciplinary Leadership. – 2015. – № 2. – С. 120-129. – doi: 10.17062_CJIL.v1i2.19.
24. Sambrook S. HRD as an emergent and negotiated evolution // Human Resource Development Quarterly. – 2001. – № 2. – С. 169-193.
Scholz C., Müller S. Dynamic Human Capital Strategy: A new way to strategic human resource management. Strategic Management Society Special Conference. Finland. March 17-20, 2010. Available at: http://www.orga.uni-sb.de/files/97.pdf (accessed 05.12.2017)
26. Sheehan M., Garavan T.N., Carbery R. Innovation and human resource development (HRD) // European Journal of Training and Development. – 2014. – № 1/2. – С. 2–14. – doi: https://doi.org/10.1108/EJTD-11-2013-0128.
Stewart J., Sambrook S. The historical development of human resource development in the United Kingdom. Human Resource Development Review. 2012. Vol. 11. No. 4. Pp. 443-462
Страница обновлена: 06.09.2025 в 14:19:26
Download PDF | Downloads: 72 | Citations: 11
Human resource development: evolution of concepts and practices
Esaulova I.A.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 1 (January-March 2018)
Abstract:
At the age of innovations and rapid organizational changes the problems of labour force quality have become important as never before. These problems actualize the necessity of formation of science-based approach to the human resources development (HRD) corresponding to the dynamics of the modern organizations’ development. The purpose of the article is to reveal evolutionary objective laws and trends conditioning modification of HRD methodology and practice. HRD concepts’ analysis in the context of economics and management evolution has shown that three key factors precede the appearance of new approach to the personnel learning and development: the change of organizations’ inquiry for personnel knowledge, skills and behavior; revision of employees potential for control of the quality of organization’s management; appearance of new practices with the help of which companies develop human resources forming organizational competitive advantages. As a result marks of profound transformation of HRD conceptual framework taking place nowadays have been found and determined: change of the required employee potential; definition of the role of worker as the subject of self-directed learning in the interests of organization; transfer from individually oriented to personal oriented HRD; transformation of formal systems of learning into “eco-systems” of development; radical restriction of HR-departments functionality.
Keywords: employee potential, learning and development, organizational competitive advantages, self-directed learning, “eco-system” of learning and development
JEL-classification: J24, L29, M53
