Модель трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций
Гаранин М.А.1, Збарский А.М.2
1 Самарский государственный университет путей сообщения
2 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754208
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Статья содержит результаты исследования, нацеленного на совершенствование отраслевых транспортных университетских комплексов. Показано развитие отраслевого транспортного образования России, начиная с 1701 года. Выделены и рассмотрены четыре основных этапа развития отраслевых транспортных образовательных организаций.
Показана связь университетов с рынком и роль государства в развитии транспортного образования страны. Дан анализ текущей ситуации в системе транспортного образования России, обозначены тенденции развития и доказана необходимость трансформации образовательных организаций. Проведен обзор существующих методических и методологических решений процесса трансформации.
Разработана и предложена процессная модель трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций. Представлен алгоритм трансформации университетов на основе трех уровней управления.
Трансформация университетов позволит включить их в будущую конфигурацию образовательной системы, в которой университеты станут сферой притяжения лидеров изменений отрасли и будут способствовать формированию новых рынков
Ключевые слова: транспортное образование, трансформация, рынок, процессная модель
JEL-классификация: I23, I26, L91
Введение
К концу второго десятилетия XX века в пространстве высшего образования сформировались категории университетов: национальные исследовательские, опорные, федеральные. Отдельную категорию составляют отраслевые университеты, приобретшие форму университетских комплексов в отдельных регионах и отраслях. Подведомственные различным министерствам и ведомствам, такие образовательные организации выпали из повестки основных преобразований, реализуемой министерством науки и высшего образования. За последние 30 лет такие отраслевые образовательные организации развивались по своей траектории. Систему высшего образования всегда отличала инертность и консерватизм. Во многом благодаря этому система выживала в период разрушительных преобразований. Сегодня отраслевые транспортные организации, поддерживаемые отраслями и бизнесом, играют свою роль в регионах, включаясь в региональные повестки.
Несмотря на это, существует проблема отсутствия единых подходов к развитию отраслевых транспортных образовательных организаций, позволяющих задать рамки трансформации, области рекомендуемых преобразований и коридор преобразований. Роль регулятора ограничивается формированием и контролем ключевых показателей эффективности, учитывающих отраслевую специфику, а также контролем исполнения обязательных условий, включая лицензионные требования, а также требования федеральных стандартов. Из фокуса внимания уходят показатели инновационной деятельности, а также показатели, отражающие роль образовательных организаций в регионе.
Целью исследования является разработка модели трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций. Под трансформацией понимаются внутренние и внешние преобразования образовательных организаций, обеспечивающие снижение расхождение между возможностями образовательных организаций и запросами общества. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие основные задачи: рассмотрены этапы развития отраслевых транспортных образовательных организаций; изучена текущая ситуация и необходимость трансформации образовательных организаций; проведен обзор существующих методических и методологических решений процесса трансформации; разработана и предложена процессная модель трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций.
Методы исследования
Методологической основой исследования являются: системно-классическая теория, институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции и теории динамических способностей, обеспечивающие объективные основы исследования сферы услуг, закономерности и последствия трансформации во времени типов и моделей экономического развития. В исследовании использовались результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области совершенствования и развития высшего образования. В ходе решения поставленных задач в работе нашли применение частно научные методы – метод математического моделирования, методы системного анализа, метод экспертных оценок и др.
Этапы развития отраслевых транспортных образовательных организаций
В наше время сеть образовательных организаций России, осуществляющих подготовку специалистов для транспорта, имеет разветвленную структуру. Она включает подведомственные федеральным агентствам университетские комплексы, включающие филиалы, а также муниципальные и государственные образовательные организации, подведомственные министерству науки и высшего образования, а также министерству просвещения. На рис. 1 представлено генеалогическое древо развития сети отраслевых транспортных университетов. Понятие «отраслевое транспортное образование» включает сеть образовательных организаций, подведомственных федеральным агентствами министерства транспорта РФ, имеющих исторические тесные связи с предприятиями транспорта, высокую долю трудоустройства выпускников в отрасль. Значительная доля потребности в кадровом обеспечении отрасли (свыше 90 %) покрывается указанными образовательными организациями.
Развитие отраслевых транспортных образовательных организаций включает 4 основных этапа. Выделение этапов развития основано на двух факторах: доминирующей модели университета в мире и роли государства к системе развития человеческого капитала.
Первый фактор. Доминирующая модель университета тесно связано с понятием «рынок». С начала XVIII века (появления первого транспортного учебного заведения) выделены три точки зрения на университетскую модель: университет – накопление и передача накопленных знаний (догумбольдтовский период); университет – получение новых знаний в ходе научных исследований (гумбольдтовский период); университет – среда для формирования новых рынков. Нетрудно заметить, что только в последнем варианте университет рассматривается в качестве основы для экономики.
Второй фактор. Роль государства в развитии системы подготовки кадров также менялась. Она определялась основными задачами, стоящими перед страной. XVIII век – развитие флота. XIX век – транспортное соединение регионов страны. XX век – развитие промышленности (довоенный период), восстановление и развитие отраслей народного хозяйства (послевоенный период). Конец XX века – выход образовательных организаций в рынок. Начало XXI века – экстенсивное инновационное развитие государства в условиях технологического суверенитета и промышленной революции.
Учитывая описанные факторы, можно выделить следующие этапы развития отраслевых транспортных образовательных организаций:
1 этап. XVIII век – появление первых морских учебных заведений, необходимость наличия которых диктовалась потребностями государства в формировании и развитии гражданского и военного флотов. Этапу соответствует жесткое государственное управление образовательными организациями на основе государственного заказа.
2 этап. XIX век – появление первых политранспортных образовательных организаций, осуществляющих подготовку инженеров для железнодорожного транспорта и транспортных сооружений (дорог, мостов, тоннелей). Указанные учебные заведения развивались по модели гумбольдтовского университета, т. е. формировании образовательных программ на основе исследований. Формируется ведомственное управление образовательными организациями.
3 этап. XX век – факультетское разделение существующих образовательных организаций (специализация вузов по видам транспорта), появление новых образовательных организаций, обусловленное развитием железнодорожного, воздушного, а также морского и речного видов транспорта. Государственное управление образовательными организациями дополняется свободой при появлении рынка образовательных услуг (конец XX века).
4 этап. XXI век – самоопределение образовательных организаций в условиях регуляторной роли государства. Научно-инновационная деятельность – основа современного университета, основной ресурс – научно-педагогические работники. Задача менеджмента – конфигурование ресурсами для достижения наилучшего результата. Фокусирование государства на университетах, как основного ресурса для инновационного развития и среды для развития человеческого капитала.
Отметим три 3 «ветви» отраслевого транспортного образования:
– образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов для железнодорожного транспорта;
– образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов для морского и речного транспорта;
– образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов для воздушного транспорта.
Следует отметить, что сегодня имеется тенденция к укрупнению вузов, объединяющих несколько видов транспорта: российский университет транспорта и дальневосточный государственный университет транспорта, а также ряд других вузов осуществляют подготовку специалистов для нескольких видов транспорта.
Текущая ситуация и необходимость трансформации образовательных организаций
Основой сети отраслевых транспортных образовательных организаций являются отраслевые транспортные университеты. Эволюция университетского развития за свою историю пережила различные взгляды и понимание общества целей и ценностей университета: от университета – толкователя и транслятора теологических догм до университета (Университет 1.0) – пространства создания и внедрения инноваций, а также развития территории (Университет 3.0). Нельзя не отметить важность гумбольдтовской модели университета (Университет 2.0), определившей развитие национальных вузов в XIX – XX веках.
В работах [29 – 30] показано развитие университетов через призму экономических и общественных интересов (рис. 1). Сочетание этих интересов формирует границу устойчивого развития университета. Задачей менеджмента вуза является преодоление этой границы. В понятие «менеджмент вуза» включается не только команда управления (ректорат), но и весь спектр институтов управления: ученый совет, попечительский и наблюдательный советы. Естественным ограничением кривой развития университета являются ресурсные возможности. Если первая описанная граница имеет измеримое выражение – позиции университета на рынке образовательных услуг, определяемые общепринятыми индикаторами, то последнее понятие весьма условно, поскольку каждым университетом понимается по-разному. К ресурсам следует отнести: материально-техническую базу, финансы, человеческий капитал, а также систему внешних связей университета с бизнесом, регулятором и учредителем. Эффективность управления определяется умением конфигурирования этими ресурсами в быстро меняющихся условиях. Наибольший потенциал развития кроется в развитии сотрудников. Рис. 1 демонстрирует траектории развития университета.
Рис. 1. Траектории развития университетов РФ
Источник: составлено авторами
Сегодня необходимость таких изменений очевидна [2 – 4, 6 ,12, 24]. Совокупность внутренних и внешних изменений университета, позволяющих обеспечить переход к новой инновационной модели (университет – центр инноваций), идентифицирован как трансформация [24, 26, 28 – 30].
Ближайшие 10 – 15 лет являются периодом самоопределения для университетов. Государственная поддержка регулятора, распространявшаяся ранее преимущественно на подведомственные учебные заведения, сегодня расширила свой охват на отраслевые университеты. Основной формой получения финансовой поддержки является конкурсная основа, причем последние инструменты развития (программа «Приоритет 2030», «Профессионалитет» и др.) в число основных критериальных параметров системы поддержки принятия решения о финансировании включают качество программы развития, степень поддержки региональных органов исполнительной власти и учредителя, а также профессионализм команды управления. Опыт и история развития университетов не являются превалирующими индикаторами, это сильно увеличивает вероятность получения поддержки для региональных и отраслевых вузов. Несмотря на описанные благоприятные факторы, высокую роль имеют процедурные вопросы процесса трансформации, повышающие значение методической и методологической основы.
Обзор существующих методических и методологических решений процесса трансформации
Методологической основой исследования стали труды ученых: Абросимова О. М. [1], Волков А. Е. [2, 6, 7], Марача В. Г. [3], Назайкинская О. Л. [4 - 7], Рац М. В. [8] , Розин В. М. [9], Сазонов Б. В. [10], Фрумин И. Д. [6, 7, 11], Щедровицкий П. Г. [12-14]. Работы указанных авторов раскрываю методологические и методические аспекты трансформации российских образовательных организаций с учетом мировой повестки. Обобщая труды исследователей можно выделить следующие акценты:
- наличие дихотомии, включающей приверженность системы высшего образования традициям и потребности к новым технологиям динамично развивающегося бизнеса;
- инертную академическую и административную среду значительной части региональных и отраслевых российских высших учебных заведений, изолированную в течение длительного времени от мировой повестки;
- попытки имитации двух основных процессов университета («per modum exposicionis» и «per modum commentarii») – образование (наличие актуальных и востребованных образовательных программ) и научно-инновационной (проведение актуальных востребованных бизнесом научных исследований и формирование на их основе актуальных образовательных программ и инновационных разработок);
- рост востребованности устойчивости к неопределенности, как наиболее ценной компетенции выпускников со стороны кадровых агентств для назначения на управленческие должности;
- длительное отсутствие полноценного «социально-гуманитарного» крыла в отраслевых вузах советской модели образования.
Стержнем университетской структуры представляется научная и инновационная деятельность. Следует отметить, что такой формат является логическим развитием эволюции университетов. При этом наука и ее производные не всегда были связаны с техническим прогрессом. Ситуация поменялась в конце XIX века. До того времени технический прогресс развивался благодаря предпринимателям и инженерам. Дальнейшее развитие, уже на рубеже XIX и XX веков столкнулось с необходимостью углубленного, фундаментального понимания процессов, таких, как: строение вещества, электрические и магнитные поля, высшая математика и др. Идеальной моделью является интеграция центров компетенций университетов в «индустриальные машины» крупного и среднего бизнеса.
Методологические основы трансформации современных образовательных организаций исходят из идентификации современного университета как научно-образовательного центра, среды притяжение лидеров изменений. Процесс трансформации же предполагает внутренние и внешние изменения университета, позволяющие обеспечить устойчивый переход к инновационному типу. Внешние изменения включают формирование научно-инновационной экосистемы вокруг университета.
Методологические решения процесса трансформации базируются на анализе практики и обобщении последних результатов в области управления образовательными организациями высшего образования [1 – 30]; на существующих успешных примерах адаптации образования к быстроизменяющимся условиям современного этапа развития экономики [1-16]; на возрастающей необходимости изменений, охватывающих как внутренние процессы (образование, науку, инновации и саму систему управления университетами), так и внешние процессы (систему финансирования университетов, взаимодействие между университетами и государством, между государством и бизнесом, между бизнесом и университетами) [1 – 30].
Методические решения включают процессную модель трансформации, которые наряду с организационно-управленческими, нормативно-правовыми, социально-экономическими и информационно-технологическими условиями, сочетающими традиционные механизмы с новыми инструментами, отвечающими за область развития. Совокупность указанных условий позволяет обеспечить оперативное конфигурирование стратегическими ресурсами университета с целью создания конкурентных преимуществ.
Процессная модель трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций
Рассмотрение вопросов совершенствования системы отраслевого транспортного образования опиралось на позицию ведущих руководителей – экспертов транспортной отрасли, давших описание в своих работах основных факторов системы подготовки кадров для транспортной отрасли: Ефимов В. Б. [15], Клименков А. Н. [16], Колесников В. И. [17], Лёвин Б. А. [18, 19], Мишарин А. С. [20], Панычев А. Ю. [21, 22], Пашков К. А. [23].
Наиболее полно вопросы трансформации отраслевых транспортных университетов раскрыты в работах [24 – 30], выполненных на базе Самарского государственного университета путей сообщения. В указанных работах рассматривается весь спектр вопросов преобразования внутренних процессов университета (образование, наука, инновации) и внешних процессов университета (взаимодействие с бизнесом, регулятором и учредителем). С учетом рекомендаций и факторов, описанных в работах [17 – 30], был разработан алгоритм трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм трансформации университетов
Источник: составлено авторами
Алгоритм имеет форму контура, позволяющего осуществлять управление процессом на основе обратной связи, включающей оценки результатов и корректировку. Алгоритм включает три уровня управления: уровень регулятора, уровень ученого совета и ректората, а также уровень управления основными процессами (образование и научно-инновационная деятельность). Последние процессы должны быть интегрированы в рынок образования и научно-инновационную экосистему соответственно. Оценка эффективности отнесена к независимому институту, в качестве которого выступают независимые рейтинговые агентства.
Принципы трансформации можно сформулировать следующим образом: принцип комплексности – вовлечение в процесс трансформации всех структурных подразделений университетов; принцип системности – рассматриваются процессы университета, а также весь комплекс внутренних и внешних связей университета; принцип научно-методической обоснованности – научное обоснование проводимых изменений; принцип последовательности – разработка и реализация изменений согласно утвержденной программе; принцип целесообразности – важно не разрушать все до основания, сохранив эффективно работающие механизмы; принцип публичности – разъяснение коллективу работников и обучающихся проводимых изменений; принцип ответственности – ответственность на всех уровнях принятия решений; принцип ресурсной обеспеченности – планирование и учет всех ресурсов; принцип прогнозирования – сценарное формирование траекторий развития и оценка рисков реализации программы; принцип результативности – ориентация на конкретный измеряемый результат.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют обеспечить устойчивое развитие отраслевых транспортных образовательных организаций в условиях быстро меняющейся внешней среды. Предлагаемая модель управления трансформации университета включает организационно-управленческие, нормативно-правовые, социально-экономические, информационно-технологические условия, позволяющие отраслевому транспортному университету, как основы системы кадрового обеспечения транспортной отрасли, решить амбициозные задачи по трансформированию в новый тип (университет – центр инноваций).
Трансформация позволяет «вписать» образовательные организации в будущую систему образования, в которой университетам принадлежит ключевая роль среды притяжения лидеров изменений отрасли и формирования новых рынков. Изменения последних лет только усиливают актуальность проводимых изменений. Пересмотр отношения к болонской системе, импортозамещение и импортопревосходство, технологический суверенитет, а также проникновение сквозных цифровых технологий в сферу образования позволяют пересмотреть подход к системе отраслевого профессионального образования. Ядром, центром трансформации являются сами образовательные организации. Основным ограничением проводимых изменений остается инертность мышления команд управления университетам, им же принадлежит и основная роль и инициатива проводимых изменений.
Источники:
2. Волков А. Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики Материал для обсуждения // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – c. 32–65.
3. Марача В. Г. Образование на рубеже веков: методологические соображения // Образование XXI века: проблемы и перспективы: Международный сборник теоретических, методических и практических работ по проблемам образования. – Текст : непосредственный / Под редакцией В. П. Зинченко. – Рига, Международная ассоциация «Развивающее обучение», Педагогический центр «Эксперимент». Рига, 2002. – c. 38–53.
4. Назайкинская О. Новая управленческая парадигма для российских вузов: сценарии и риски. [Электронный ресурс]. URL: https://gazeta.spb.ru/2146162-novaya-upravlencheskaya-paradigma-dlya-rossijskih-vuzov-stsenarii-i-riski/ (дата обращения: 01.09.2020).
5. Абрамова М.О., Акоев М.А., Анисимов Н.Ю. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы. / Коллективная монография. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет.
6. Волков А. Е., Назайкинская О.Л., Ганган Л.А. Дефициты управленческих команд и ориентиры по совершенствованию модели университетского управления. / Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы : Коллективная монография. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. – 87-96 c.
7. Фрумин И..Д., Волков А.Е., Реморенко И.М. Уроки первого этапа пандемии COVID-19: как система высшего образования справилась со стресс-тестом. / Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы : Коллективная монография. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. – 6-28 c.
8. Рац М. В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании. – Текст : непосредственный // Вопросы философии. – 1996. – № 9. – c. 169–176.
9. Розин В.М. Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации. - М. : УРСС, 2002. – 315 c.
10. Сазонов Б. В. Организация как социальный институт. Смена парадигм. / Социальное мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий : Труды Института системного анализа РАН. - Москва : УРСС, 2004. – 182–225 c.
11. Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. – 2019. – № 2. – p. 19-41.
12. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993. – 276 c.
13. Филатова М. Н., Шейнбаум В.С., Щедровицкий П.Г. Онтология компетенции // Высшее образование в России. – 2018. – № 6. – c. 71-82.
14. Щедровицкий П. Г. Стратегичность управления: миф или реальность? // Конструирование будущего. – 2016. – № 2. – c. 40-45.
15. Ефимов В. Б. Об инновационном развитии транспортного комплекса РФ // Транспорт Российской Федерации. – 2010. – № 1(26). – c. 4–7.
16. Клименков А. Н. Транспортное образование: проблемы и перспективы развития // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. – № 2(71). – c. 280–282.
17. Колесников В. И., Верескун В. Д., Воробьев В.С. Модернизация транспортной системы России и перспективы развития железнодорожного транспорта // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2008. – № 2. – c. 76–84.
18. Лёвин Б. А. Взаимодействие государства, бизнеса и высшей школы – приоритет отраслевого образования // Транспорт Российской Федерации. – 2007. – № 11 (11).
19. Лёвин Б. А. Подготовка кадров для транспортного комплекса России в условиях реформы высшей школы // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2009. – № 2(21).
20. Мишарин А. С., Евсеев О. В. Актуализация транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года // Транспорт Российской Федерации. – 2013. – № 2(45). – c. 3–14.
21. Панычев А. Ю. Модель транспортного образования: выбор перспективы развития или сценария выживания // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2014. – № 4 (53).
22. Панычев А. Ю. Условия, перспективы и экономика качества транспортного образования // Вестник РГЭУ РИНХ. – 2015. – № 3 (51). – p. 90-96.
23. Пашков К. А. Куда идет реформа транспортного образования? // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2015. – № 6(61). – c. 3-8.
24. Гаранин М.А. Трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 955-968. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40957.
25. Гаранин М. А., Болгова В.В. Модель оценки качества работы преподавателя в механизме контроля качества реализации основой профессиональной образовательной программы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2(23). – c. 63-67.
26. Гаранин М.А. Модель управления университетом как центром развития компетенций // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 183-194. – doi: 10.18334/ce.13.1.39667.
27. Гаранин М.А., Горбунов Д.В. Роль образовательной программы в университете 4.0 // Креативная экономика. – 2018. – № 12. – c. 2017-2034. – doi: 10.18334/ce.12.12.39666.
28. Garanin M. A., Krasnova E. A. Management Model of Innovative University // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap: Institute of Scientific Communications Conference. – Cham : Springer Nature. 2021. – p. 1463-1475.
29. Garanin M. A. Strategic university management based on the theory of the resource concept // Nuances: estudos sobre Educação. – 2021. – № 1. – p. 021009. – doi: 10.32930/nuances.v32i00.9122.
30. Garanin M. A. Implementation of innovations in higher education institutions // Revista on line de politica e gestao educacional. – 2022. – p. 022072. – doi: 10.22633/rpge.v26iesp.2.16571.
Страница обновлена: 19.11.2024 в 11:25:57