Анализ реализации стратегических решений по обеспечению научно-технологической безопасности России

Ладынин А.И.1, Митяков С.Н.2
1 МИРЭА – Российский технологический университет, Россия, Москва
2 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать:
Ладынин А.И., Митяков С.Н. Анализ реализации стратегических решений по обеспечению научно-технологической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2115-2126. – doi: 10.18334/epp.13.7.118354.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310330

Аннотация:
В статье представлен анализ результатов исполнения документов стратегического планирования в области управления научно-техническим прогрессом и обеспечения научно-технологической безопасности Российской Федерации. Рассмотрены ключевые приказы и стратегии, утвержденные на федеральном уровне, определяющие государственную политику развития сектора науки и высоких технологий, на основе которых определены ключевые индикаторы и проанализирована их динамика в соответствии с временными рамками, определенными соответствующими нормативно-правовыми документами. Исследование показало, что на основе динамики рассматриваемых показателей можно сделать вывод о недостаточно эффективном исполнении задач, зафиксированных в соответствующий актах. Так, приближение к целевым значениям продемонстрировали только показатели, характеризующие реализацию национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474., в то время как результаты исполнения задач, определенных в остальных рассматриваемых в статье документах, достигнуты не в полной мере. На основе проведенного анализа сделан вывод о существовании проблемы результативности исполнения стратегических планов и необходимости разработки механизмов дополнительного контроля и мониторинга их практической реализации для обеспечения научно-технологической безопасности России.

Ключевые слова: научно-технологическая безопасность, стратегическое планирование, индикаторы развития, исполнение стратегических решений

JEL-классификация: I23, I25, I26, O31



Введение

Экономический рост неразрывно связан с технологическим развитием, определяющим возможности государства и благосостояние граждан, уровень экономической и национальной безопасности. Поэтому на сегодняшний день, приоритетной задачей для страны остается обеспечение технологического суверенитета и импортоопережения в ключевых сферах экономической деятельности. Эти задачи, как правило, отражены в соответствующих документах целевого развития, представленных на разных иерархических уровнях. Вместе с тем необходимо признать, что не все запланированные цели развития реализуются в обозначенные сроки. Более того, некоторые показатели так и достигаются в последующие периоды. В настоящей работе представлен обзор актуальных на сегодняшний день документов стратегического планирования и анализ динамики целевых индикаторов, определенных в них. Научная новизна исследования состоит в систематизации и анализе ключевых индикаторов, оценке и научно-обоснованных выводах о динамике исполнения соответствующих документов стратегического планирования.

Обзор научных публикаций

Следует признать, что на сегодняшний день научно-технологическое развитие России идет недостаточно интенсивно. В работе [1] представлена динамика некоторых индикаторов инновационного развития России, где можно зафиксировать снижение значений почти всех индикаторов: инвестиции в инновации находятся на уровне 2% от объема выпущенной продукции; результативность инновационной деятельности, определяемая долей инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, снизилась с 9% в 2013 году до 5% в 2021 году; наблюдается снижение доли организаций, осуществляющих маркетинговые, организационные и, особенно, экологические инновации.

В одном из майских Указов Президента России 2012 года были намечены целевые ориентиры, напрямую связанные с развитием инновационных процессов в стране, которые должны были быть выполнены к 2018 году [2]. Выделим среди намеченных три индикатора: инвестиции в основной капитал, производительность труда и долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП. Уровень инвестиций в основной капитал планировалось к 2018 году довести до 27% от ВВП. Фактически к 2018 году этот уровень не изменился относительно 2011 года и составил чуть менее 21%. Производительность труда было решено увеличить в полтора раза. В действительности она выросла всего на 8%. Долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП планировалось к 2018 году по отношению к 2011 году повысить в 1,3 раза. До 2014 года график повышения выполнялся, а затем данный параметр даже слегка уменьшился. В результате вместо запланированных 30% рост составил лишь 9% [1]. Приведенные примеры демонстрируют многочисленные случаи невыполнения целевых показателей документов стратегического планирования, начиная от Указов Президента РФ и Национальных проектов и заканчивая стратегиями, концепциями, законодательными актами, принятыми на уровне страны, субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства.

В научной литературе можно выделить ряд публикаций, где обсуждаются причины неисполнения документов стратегического планирования и предлагаются пути решения соответствующих проблем. А.Б. Золотарева и И.А. Соколов отмечают низкий уровень реализации документов стратегического планирования, который они связывают с недостаточной реалистичностью их целей [3]. Указанные недостатки авторы объясняют отсутствием нормативной регламентации и закрытым характером процедуры разработки данных документов. По мнению авторов, для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо возвращение процесса стратегического планирования в России в правовое поле, включающее преодоление разрыва между предусмотренной законодательством и фактической процедурой планирования. Авторы отмечают целесообразность обеспечения соответствия документов стратегического планирования научно-обоснованным прогнозам социально-экономического развития страты.

А.Г. Добкин рассмотрел недостатки действующего в РФ законодательного регулирования вопросов контроля за реализацией документов стратегического планирования, а также ответственности за их ненадлежащее исполнение [4]. По мнению автора, положения законодательства, связанные с контролем и ответственностью в сфере стратегического планирования, являются недостаточными. В работе обосновывается целесообразность принятия единого порядка контроля и мониторинга реализации документов стратегического планирования, а также введения в законодательство специальных норм, которые предусматривают ответственность за их неисполнение.

Е.В. Балацкий и Н.А. Екимова обосновали целесообразность отказа от инструмента социального прогнозирования в пользу методов планирования и проектирования [5]. По их мнению, в настоящее время происходит становление альтернативных методов предвидения будущего: планирования, проектирования, футурологии, форсайта и стратегической разведки. Это потребует увеличения горизонта планирования и проектирования, внедрения механизма исполнения планов и проектов, а также инструментария предпроектного предвидения.

А. А. Храмченко, М. Ю. Карпец, Ю. Э. Коваленко полагают, что ключевыми субъектами реализации задач стратегического планирования должны стать институты развития [6]. Императивами их деятельности должны стать содействие достижению запланированных целей, поддержка проектов в соответствии с установленными государством приоритетами. Создание новых институтов развития должно основываться на потребностях системы стратегического планирования и охватывать те области, в которых корпоративный сектор не может быть вовлечен в реализацию соответствующих документов.

Н.А. Трусов отмечает необходимость обеспечения координации всех органов публичного управления, задействованных в разработке и исполнении документов стратегического планирования на всех иерархических уровнях [7]. По его мнению, требуется наладить интегрированные в указанные процессы функциональные связи путем организации единого центра стратегического планирования с передачей ему соответствующих полномочий. Такой центр должен отвечать за разработку и реализацию основных документов стратегического планирования страны, обеспечивать их координацию и мониторинг, контролировать соответствующий процесс правовой реализации, дисциплинировать исполнителей, осуществлять управление ресурсами.

В коллективной монографии [8] С.Н. Митяков рассмотрел задачу мониторинга исполнения стратегических управленческих решений, которая в настоящее время является одним из важнейших факторов обеспечения экономической безопасности. Одной из ключевых угроз национальной и экономической безопасности автор видит ненадлежащее исполнение целевых индикаторов документов стратегического планирования на различных иерархических уровнях: на страновом уровне – стратегических документов РФ, на уровне региона – стратегий развития территорий, на уровне отрасли – отраслевых стратегий и стандартов, на уровне предприятия – корпоративных стандартов, на уровне индивидуума – различных кодексов. С.Н. Митяковым разработан алгоритм, который позволяет оценить эффективность участия отдельных исполнителей в реализации документов стратегического планирования, а также определить адекватность изначальных предпосылок установления целевых индикаторов.

В работе [9] решение задачи мониторинга исполнения стратегических управленческих решений доведено до конкретного алгоритма. Поскольку органы исполнения стратегических решений размещены на различных иерархических уровнях, для каждого исполнителя синтезируются системы индикаторов и целевых значений, косвенно связанные с индикаторами и их целевыми значениями, заложенными в документах стратегического планирования. Таким образом обеспечивается распределение ответственности между исполнителями. Фактические значения показателей свидетельствуют об уровне эффективности участия конкретных организаций или физических лиц в реализации заявленных целей. Синтез подобных систем представляет собой достаточно сложную задачу, которая должна решаться современными методами, в том числе, с применением машинного обучения.

В работе [10] в качестве ключевых исполнителей стратегических решений рассмотрены университеты. Приведена методика оценки эффективности вузов, которая позволяет оценивать вклад университетов в развитие социально-экономических систем различных уровней: отраслей, регионов и страны в целом. Предложена система 30 индикаторов, непосредственно связанных с национальными проектами «Образование», «Наука», «Цифровая экономика» и рядом других. Методика апробирована на ряде университетов Приволжского федерального округа.

Анализ реализации документов стратегического планирования, посвященных обеспечению научно-технологической безопасности.

Рассмотрим анализа документов стратегического планирования, определяющих политику государства в отношении научно-технологической безопасности России. Первым из рассматриваемых документов представлен Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [11].

Целью Стратегии является создание системы науки, технологий и инноваций, которая должна обеспечить независимость и конкурентоспособность России. Первый этап реализации Стратегии (2017-2019 гг.) уже закончился. В результате его реализации должны были быть созданы механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научно-технической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики; осуществлен запуск научных проектов, направленных на получение новых фундаментальных знаний; начата реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития РФ; сформирована целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для НТР страны; созданы условия для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности.

На втором этапе реализации настоящей Стратегии (2020-2025 гг.), который тоже близится к завершению, должны быть сформированы принципиально новые научно-технологические решения в интересах национальной экономики; реализованы меры по стимулированию активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и масштабному созданию новых продуктов и услуг; обеспечен рост объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, посредством поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок. На рисунке 1 представлена динамика некоторых индикаторов, связанных с реализацией Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [12, 15, 16].


Рисунок 1. Динамика индикаторов, характеризующих реализацию стратегии научно-технологического развития Российской Федерации
Источник: [12], [15], [16]
Как видно из рисунка 1, из шести исследуемых индикаторов только два (экспорт технологий и число договоров о коммерциализации РИД) имеют положительные тренды. Остальные четыре индикатора (численность персонала, занятого НИР, внутренние затраты на НИР, удельный вес инновационных товаров и удельный вес затрат на инновации в общем объеме отгруженной продукции) демонстрируют отрицательную динамику, что свидетельствует о значительном невыполнении первого из рассматриваемых документов стратегического планирования.

Вторым документом планирования, рассматриваемым в данной статье, является Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [13]. Одной из национальных целей РФ в Указе заявлена цифровая трансформация. В документе содержатся целевые индикаторы, которые должны быть достигнуты к 2030 году:

– достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы;

– увеличение доли социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;

– рост доли домохозяйств, с широкополосным доступом к Интернету до 97%;

– увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ в 4 р. по сравнению с 2019 г.

На рисунке 2 представлена динамика некоторых индикаторов, связанных с реализацией Указа Президента РФ № 474. Как видно из рисунка, ситуация в цифровой сфере существенно лучше, чем в целом по развитию науки и технологий. Доля электронных услуг вполне может быть доведена к 2030 году до 95%, а доля домохозяйств с широкополосным интернетом – до 97%. Прогнозировать объемы инвестиций в ИТ сферу в 2030 году пока рано.


Рисунок 2. Динамика индикаторов, характеризующих реализацию национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года
Источник: [12], [15], [16]
Третьим документом в работе рассматривается Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [14]. Одним из национальных интересов является устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе. Национальным приоритетом – научно-технологическое развитие. Целью научно-технологического развития РФ в Стратегии определено обеспечение технологической независимости и конкурентоспособности страны, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов.

Достижение этой необходимо решения задач, среди которых необходимо выделить следующий перечень:

- доведение уровня расходов РФ на развитие науки и технологий до уровня государств, занимающих лидирующие позиции в этой сфере;

- совершенствование системы фундаментальных научных исследований;

- обновление материально-технической базы научных организаций;

- достижение Россией лидирующих позиций в области физико-математических, химических, биологических, медицинских, фармацевтических и технических наук;

- развитие перспективных высоких технологий;

- развитие междисциплинарных исследований;

- усиление взаимодействия между научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями;

- проведение научных и научно-технических исследований в интересах обороны страны и безопасности государства;

- развитие инструментов защиты интеллектуальной собственности;

- развитие производства в РФ оборудования для научных исследований;

- формирование внутреннего спроса на российскую наукоемкую и инновационную продукцию;

- подготовка научных и научно-педагогических кадров по приоритетным направлениям НТР РФ.

На рисунке 3 представлена динамика некоторых индикаторов, связанных с реализацией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [12, 15, 16].


Рисунок 3. Динамика индикаторов, характеризующих реализацию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
Источник: [12], [15], [16]
Анализ рисунка позволяет сделать следующие выводы. Ассигнования на гражданскую науку в России не превышают 0,5% от ВВП, что ниже, чем в большинстве развитых стран. Ассигнования на исследования и разработки из средств государственного бюджета в расчете по паритету покупательной способности национальных валют, в России в 2021 году составили 39672,2 млн долл. (в США – 165560 млн долл., в Китае – 115293,1 млн долл.; в Германии – 52810,6 млн долл., во Франции – 24347, 6 млн долл.). Таким образом, Россия обогнала Францию, но пока еще не дотягивает до Германии по данному показателю. Рост приоритета фундаментальных исследований пока не очевиден. Небольшой рост демонстрирует доля машин и оборудования в составе основных средств НИР, что можно оценить положительно. Расширение участия предпринимательского сектора в научно-технологическом развитии, рост патентных заявок, а также рост кадров высшей квалификации под большим вопросом.

Заключение

В заключение, необходимо отметить важность представленных результатов мониторинга в контексте обеспечения исполнения документов стратегического планирования. В современных условиях экономика России испытывает глобальное давление и вынуждена искать новые точки роста, отвечающие задачам сегодняшнего дня и долгосрочного планирования. Разработка и реализация стратегий технологического развития на всех уровнях иерархии экономических систем – фундаментальный императив институционального обеспечения экономической и национальной безопасности страны. Одновременно, развитие существующих, создание и адаптация новых инструментов мониторинга и прогнозирования ключевых индикаторов для анализа протекающих в государстве процессов в динамике и оценки результативности достижения целей, поставленных стратегическими документами, является приоритетом современной экономической науки.


Источники:

1. Митяков С. Н., Митякова О. И., Мурашова Н. А. Инновационное развитие России: миф или реальность? // Развитие и безопасность. – 2019. – № 3. – c. 53-67. – doi: 10.46960/74159_2019_3_53.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70170954/ (дата обращения: 19.05.2023).
3. Золотарева А.Б., Соколов И.А. Актуальные вопросы стратегического планирования и аудита в современной России // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 5(188). – c. 29-41. – doi: 10.47711/0868-6351-188-29-41.
4. Добкин А.Г. О контроле и ответственности в сфере стратегического планирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2021. – № 6. – c. 170-176. – doi: 10.17803/2311-5998.2021.82.6.170-176.
5. Балацкий Е.В, Екимова Н.А. Инструменты государственного управления: прогнозирование vs проектирование // Управленец. – 2021. – № 1. – c. 18-31. – doi: 10.29141/2218-5003-2021-12-1-2.
6. Храмченко А.А., Карпец М.Ю., Коваленко Ю.Э. Роль институтов развития в реализации стратегического планирования в Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 32. – c. 316-320. – doi: 10.24412/2309-4788-2020-10736.
7. Трусов Н.А. Стратегическое планирование в России: история становления, критика, последствия, состояние (часть II) // Юридическая наука и практика. – 2022. – № 4(60). – c. 83-89.
8. Стратегическое планирование в государственном секторе экономики. / С. Н. Сильвестров, В. Г. Старовойтов, В. П. Бауэр [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. – 344 c.
9. Митяков С.Н., Ширяев М.В. Оценка эффективности исполнения стратегических управленческих решений как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2019. – c. 192-195.
10. Аржанова И.В., Ширяев М.В., Митяков С.Н. О подходах к оценке вклада вузов России в реализацию национальных проектов // Высшее образование в России. – 2019. – № 12. – c. 23-35. – doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-23-35.
11. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010007.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
12. Наука. Технологии. Инновации: 2023. / краткий статистический сборник / В.В. Власова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 102 c.
13. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 21.05.2023).
14. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 21.05.2023).
15. Индикаторы цифровой экономики: 2022. / статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 332 c.
16. Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 23.05.2023).

Страница обновлена: 06.05.2024 в 11:42:59