Анализ динамики и перспектив развития торговли в условиях пандемии

Московцева Л.В.1, Пахомова Н.Г.2, Хрючкина Е.А.3, Макаров И.Н.4, Назаренко В.С.5
1 Липецкий государственный технический университет, Россия, Липецк
2 Липецкий Государственный технический университет, Россия, Липецк
3 Елецкий филиал Российского нового университета, Россия, Елец
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
5 Администрация Липецкой области Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать:
Московцева Л.В., Пахомова Н.Г., Хрючкина Е.А., Макаров И.Н., Назаренко В.С. Анализ динамики и перспектив развития торговли в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 7. – С. 1675-1688. – doi: 10.18334/epp.11.7.112095.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46397535

Аннотация:
В статье анализируется динамика розничной торговли в России, рассматривается влияние пандемии COVID-19 на розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. Исследуется изменение структуры формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам и положение розничных торговых сетей. Так же в статье затронут рост интернет-торговли и рассматриваются прогнозы развития розничной торговли и интернет-торговли в среднесрочном периоде.

Ключевые слова: COVID-19, розничная торговля, продовольственные товары, непродовольственные товары, торговые сети, интернет-торговля

JEL-классификация: L81, E21, E27



Введение

Распространение коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения оказали значительное воздействие на экономику всех стран без исключения.

Влиянию пандемии Covid-19 на экономику посвящены публикации ряда авторов [1–6, 8] (Borkova, Doronin, Mazin, 2021; Bukhvald, 2020; Drobot, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020; Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020; Zimovets, Khanina, 2021; Podolskaya, Singkh, Shkel, 1959), которые оценивают первые итоги борьбы с коронавирусом, влияние на реальный сектор, на рынок труда, положение малого бизнеса, проблемы обеспечения конкурентоспособности в это неустойчивое время.

В числе наиболее пострадавших отраслей присутствует и торговля. Цель нашего исследования – оценить изменения в розничной торговле, произошедшие под влиянием пандемии, и рассмотреть возможные перспективы.

В качестве эмпирической базы исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, аналитических и исследовательских агентств.

По прошествии более года с начала пандемии Covid-19 и после преодоления нескольких волн распространения вируса можно подвести некоторые итоги влияния пандемии на отечественную экономику.

Следует отметить, что публикуемые официальные данные позволяют сделать осторожное предположение, что ситуация в экономике развивалась намного лучше, чем предполагалось в начале распространения коронавируса и введения ограничительных мер.

Так, снижение ВВП за 2020 год составило 3,0%, тогда как по различным прогнозам, сделанным во втором квартале 2020 г., ожидалось снижение в среднем порядка 5,4% [4] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020). Сентябрьские оценки Минэкономразвития этого же года ожидали снижения ВВП по итогам года на 3,9% [15].

В целом можно отметить, что сложившееся положение дел лучше, чем предполагалось, во многом связано с теми мерами поддержки, которые были разработаны и осуществлены правительством.

В частности, в правительственный перечень отраслей, пострадавших от Covid-19, вошла и розничная торговля непродовольственными товарами.

Торговля в целом является значимой отраслью, ее вклад в ВВП составляет 13,4% по итогам 2020 г., а доля занятых в торговле достигла 15,4% занятого населения [14].

В 2020 г. вклад торговли в налоговые поступления бюджетов всех уровней составил порядка 10%, а доля торговли в обороте малого бизнеса – 57% [14].

Рассмотрим динамику розничной торговли в период пандемии более подробно. На первый взгляд, несмотря на неблагоприятный фон, оборот розничной торговли сохранил положительную динамику и составил 33 873 млрд руб. (рис. 1). Темпы прироста значительно сократились: 0,7% в 2020 году против 6,5% в 2019 году (рис. 2).

Рисунок 1. Оборот розничной торговли, трлн руб.

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Положительный прирост сохранился благодаря торговле продовольственными товарами, оборот которой увеличился на 2,9% и достиг 16 587 млрд руб. Торговля же непродовольственными товарами сократилась на 217 млрд руб., или на 1,2%.

Рисунок 2. Темпы прироста оборота розничной торговли,% г/г.

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Рассмотрим месячные данные по обороту розничной торговли за 2020 год (рис. 3). Начало активного распространения коронавирусной инфекции, ограничительные меры, а значит, и пик снижения оборотов торговли приходятся на апрель 2020 года – 2 144,4 млрд руб. против 2 953,1 млрд руб. в марте того же года (-27,4%).

Рисунок 3. Оборот розничной торговли по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпы роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала,%)

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Продовольственная торговля отреагировала в меньшей степени, чем непродовольственная. Так, на апрель пришлось снижение оборота на 14,1% до 1 229,4 млрд руб. (рис. 4). Однако на уровень марта 2020-го (1 430 млрд руб.) продовольственная торговля вышла только в октябре 2020 года (1 432,6 млрд руб.).

Рисунок 4. Оборот розничной торговли продовольственными товарами по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпы роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала,%)

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Торговля непродовольственными товарами в апреле 2020 г. сократилась на 39,9%, достигнув 914,9 млрд руб., но быстрее вернулась к мартовским значениям уже в июле-августе (рис. 5).

Рисунок 5. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпы роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала,%)

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Теперь рассмотрим месячную динамику торговли продовольственными и непродовольственными товарами относительно показателей 2019 года (рис. 6). Согласно представленным данным, падение объемов торговли в апреле 2020 года составило к 2019 году: всего по розничной торговле – 19,3%, по продовольственным товарам – 4,6%, по непродовольственным товарам – 33,1%. Причем начиная с июня – для продовольственной и с июля – для непродовольственной торговли отмечается выход на положительные темпы роста относительно 2019 года.

Рисунок 6. Темпы роста розничной торговли,% месяц к месяцу прошлого года

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

В то же время не стоит забывать о том, что представленные выше данные приведены в текущих ценах. На рисунке 7 дается динамика индекса физического объема оборота розничной торговли в% к 2020 году. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что за 2020 год ИФО розничной торговли сократился на 15,8 п.п., продовольственных товаров – на 3,5 п.п., непродовольственных товаров – на 9,1 п.п.

Рисунок 7. Индексы физического объема оборота розничной торговли, в% к 2000 г.

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Изменения, произошедшие в розничной торговле, сказались и на структуре хозяйствующих субъектов (рис. 8). В сложившейся ситуации в лучших условиях, естественно, оказались крупные игроки. Малый бизнес, столкнувшись с серьезными ограничениями и не имея существенных резервов, пострадал значительно сильнее.

Рисунок 8. Структура формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в январе – сентябре 2020 (внешнее кольцо) и в январе – сентябре 2019 (внутреннее кольцо), в% к итогу

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

В результате в структуре товарооборота выросла доля субъектов, которые не относятся к МСП (доля с 49,2% возросла до 53,5%). Увеличение произошло за счет сокращения доли средних предприятий на 0,3 п.п., малых предприятий – на 0,7 п.п., микропредприятий – на 0,8 п.п., ИП – на 2,4 п.п., продажи на рынках и ярмарках – на 0,7 п.п.

Рисунок 9. Динамика доли оборота торговых сетей в розничной торговле

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Доля оборота торговых сетей достигла 38,5% в общем обороте (рис. 9). Темпы роста доли сетей стали максимальными за последние пять лет – 12,6%. В розничной торговле пищевыми продуктами доля сетей достигла 44,2%. Темп роста доли составил 10,5% (рис. 10).

Рисунок 10. Динамика доли оборота торговых сетей в розничной торговле пищевыми продуктами

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Соответствующие изменения, связанные с усилением позиций крупных игроков, иллюстрируют и данные, представленные в таблице 1. Снижение отмечается по всем показателям, начиная от численности субъектов, осуществляющих розничную торговлю, и заканчивая числом торговых мест на рынках.

Таблица 1

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли, на конец года 1


2005
2010
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Организации, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), тыс. единиц2)
366,1
373,4
380,5
352,3
327,2
290,3
254,5
223,5
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), тыс. единиц2)
1448,3
1769,0
1418,7
1384,7
1294,3
1258,2
1191,4
1060,1
Розничные рынки, единиц3)
5831
3427
1308
1158
1091
1002
967
911
Число торговых мест на рынках, тыс. мест3)
1214
961
352,4
311,0
282,2
261,8
251,5
236,1
1) Данные за 2014г. приводятся с учетом сведений по Крымскому федеральному округу.
2) По данным государственной регистрации. До2017г. – включая ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
3) По данным сплошного обследования розничных рынков
Источник: данные Росстата [10].

При этом на фоне роста сокращения точек физического присутствия в 2020 г. произошел взрывной рост интернет-торговли в России. Так, согласно данным исследовательского агентства Data Insight, данный рынок в ковидном 2020 г. вырос на 58%, а его объем достиг 2,7 трлн руб. [9].

Темпы роста интернет-торговли являются одними из самых внушительных (рис. 11). В то же время, несмотря на солидные показатели, отечественный рынок имеет значительный потенциал для дальнейшего роста.

Рисунок 11. Объем рынка интернет-торговли и темпы его роста в 2020 г.

Источник: [9].

Для оценки перспектив дальнейшего развития розничной торговли рассмотрим данные среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых Министерством экономического развития.

На рисунке 12 представлены данные прогнозов номинального объема розничной торговли в базовом варианте прогнозов до 2024 года (выполнен в 2019 г.), на период 2021–2023 гг. (выполнен в 2020 г.) и данные основных параметров прогноза на период 2022–2024 гг. (представлены в апреле 2021 г.). Следует отметить, что для каждого ряда первое значение является фактическим, второе – оценкой, а последующие – прогнозными значениями показателя.

Можно заметить, что в 2020 г. ситуация сложилась лучше, чем то было заложено в прогноз на 2021–2023 гг. Согласно данным прогноза на 2022–2024 гг., объем розничной торговли превышает даже прогноз доковидного развития торговли: 45 379 млрд руб. против 44 844 млрд руб. к 2024 году.

В то же время следует отметить, что речь идет о номинальном объеме, а в новый прогноз заложена инфляция, превышающая в определенный период таргет Банка России.

Рисунок 12. Прогноз номинального объема розничной торговли, млрд руб.

Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [11–13].

При анализе темпов роста в сопоставимых ценах (рис. 13) можно отметить, что темпы роста превышают прогноз, сделанный в 2019 г., однако это связано с эффектом низкой базы и восстановительным ростом после падения 2020 г.

Рисунок 13. Темп роста розничной торговли г/г в сопоставимых ценах

Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [11–13].

К основным рискам восстановительного роста следует отнести возможные последующие волны коронавируса, связанные с новыми мутациями и недостаточными темпами вакцинации. Также определенные сложности могут быть связаны с неравномерностью введения и снятия ограничительных мер в различных странах, что может создавать временные разрывы в цепочках поставок. В то же время сохранение ограничений будет способствовать дальнейшему стремительному росту интернет-торговли.

Заключение

Итак, какие же выводы можно сделать по итогам нашего обзора. Прежде всего, необходимо отметить, что существенное снижение оборота «классических» предприятий розничной торговли, очевидно, негативно повлияет на большинство жителей малых городов нашей страны, где не столь развита сеть интернет-магазинов и служб доставки. Это качественным образом снизит возможности жителей данных городов приобрести ряд товаров. В целом же индекс физического объема оборота розничной торговли в% к 2019 году за 2020 год розничной торговли сократился на 15,8 п.п., продовольственных товаров – на 3,5 п.п., непродовольственных товаров – на 9,1 п.п. Это не выглядит столь катастрофично, как могло бы быть при продлении жестких карантинных мер, но тем не менее несколько усиливает существующие негативные тренды отечественной экономики.

Однако имеющиеся тенденции дают возможность развития новых форм торговли с использованием цифровых технологий и новых форм доставки на всей территории страны.


Источники:

1. Боркова Е.А., Доронин М.В., Мазин А.С/ Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1181-1194. – doi: 10.18334/epp.11.5.112085.
2. Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1319-1336. – doi: 10.18334/epp.10.5.110134.
3. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 577-588. – doi: 10.18334/et.7.7.110715.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
6. Зимовец А.В., Ханина А.В. Один год борьбы с коронавирусной пандемией COVID-19: анализ результатов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1035-1046. – doi: 10.18334/epp.11.5.112114.
7. Корабейников И.Н., Борисюк Н.К., Смотрина О.С. Инклюзивное развитие экономики в «коронавирусный» период пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 11-26. – doi: 10.18334/epp.11.1.111431.
8. Подольская Т.В., Сингх М.А., Шкель Ф.Е. Проблемы обеспечения глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического развития в условиях пандемии COVID-19 (опыт Китая) // Экономические отношения. – 1959. – № 2. – c. 265-280. – doi: 10.18334/eo.11.2.111959.
9. Итоги E-commerce за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.primikartu.ru/about/news/itogi-e-commerce-za-2020-god.html (дата обращения: 27.07.2021).
10. Розничная торговля. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1 (дата обращения: 27.07.2021).
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_period_do_2024_goda_.html (дата обращения: 27.07.2021).
12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2021_god_i_na_planovyy_period_2022_i_2023_godov.html (дата обращения: 27.07.2021).
13. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/scenarnye_usloviya_osnovnye_parametry_prognoza_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2022_god_i_na_planovyy_period_2023_i_2024_godov.html (дата обращения: 27.07.2021)
14. Торговля. Официальный сайт Минпромторга России. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/trade/ (дата обращения: 27.07.2021).
15. Экономические обзоры. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ekonomicheskie_obzory/ (дата обращения: 27.07.2021).

Страница обновлена: 10.08.2021 в 13:39:57