World experience of import substitution policies and food provision
Yushkova Ya.A.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Russia
Download PDF | Downloads: 38
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 3 (July-september 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54303008
Abstract:
The article is devoted to the study of the world experience in the implementation of the import substitution policy and food supply strategies in various territories. Various approaches and their effectiveness were considered on the example of specific countries, such as China, India, Argentina, the USA, the EU countries and Canada. The author analyzes both successful and unsuccessful attempts at import substitution and food security, identifying key success factors and the main reasons for failure. Based on the data collected, recommendations to improve approaches and strategies in these areas were given.
Keywords: import substitution, food security, national strategies, agro-industrial policy
JEL-classification: Q13, Q17, Q18
Введение. В современном мире одной из ключевых проблем, стоящих перед государствами, является задача обеспечения своих территорий продовольственными товарами и уменьшения зависимости от импорта [3]. Это обусловлено рядом факторов, включая экономическую нестабильность, глобализацию, климатические изменения и прочие вызовы. Особый интерес представляет анализ мирового опыта реализации политики импортозамещения и стратегий обеспечения продовольствием, так как он позволяет изучить различные подходы к решению указанных проблем и определить наиболее эффективные из них.
Целью исследования является рассмотрение мирового опыта в области импортозамещения и обеспечения продовольствием.
Задачи исследования:
– проанализировать стратегии и подходы импортозамещения, применяемые в разных странах, их успехи и провалы;
– провести анализ стратегий обеспечения территорий продовольственными товарами.
Практическая значимость исследования. Анализ мирового опыта в области импортозамещения и обеспечения продовольствием позволяет сформировать более полное понимание текущих тенденций в этих сферах, выявить общие закономерности и разработать рекомендации для усовершенствования существующих подходов.
Мировой опыт реализации политики импортозамещения. Импортозамещение – это экономическая стратегия, основная идея которой заключается в замене импортных товаров и услуг на отечественные, с целью поддержки национальной экономики и снижения зависимости от иностранных поставок. Этот подход предполагает развитие внутренней промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, способных заменить импортные товары.
Ключевыми целями политики импортозамещения являются: укрепление внутреннего рынка, стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест, улучшение торгового баланса и обеспечение национальной безопасности через снижение зависимости от иностранных поставок [4; 5].
Вместе с тем, импортозамещение имеет как потенциальные преимущества, так и риски. Среди преимуществ можно выделить стимулирование внутреннего производства, создание новых рабочих мест, увеличение конкуренции на внутреннем рынке, что способствует повышению качества продукции. Основными рисками импортозамещения являются: возможность защиты неэффективного производства, риск увеличения цен из-за отсутствия конкуренции, нехватка инвестиций для развития отечественных отраслей, а также угроза международных торговых конфликтов.
Существует множество примеров успешной реализации политики импортозамещения в различных странах. К примеру, Китай в последние десятилетия применяет стратегию импортозамещения в сферах высоких технологий и промышленности, что позволило стране стать одной из ведущих мировых экономик. Поддержка государством внутренних производителей и научно-исследовательских центров, совмещенная с активным привлечением иностранных инвестиций, способствовала увеличению конкурентоспособности китайского производства [6].
Индия также применяет стратегию импортозамещения, особенно в сфере сельского хозяйства и фармацевтики. Эта стратегия помогла создать мощную базу для развития этих отраслей и снизить зависимость от импортных продуктов.
Аргентина в свою очередь применяла политику импортозамещения в середине 20 века. Хотя в краткосрочной перспективе это привело к бурному развитию промышленности, в долгосрочной перспективе это вызвало серьезные экономические проблемы, связанные с высокими ценами, низкой конкуренцией и нехваткой инвестиций.
Также стоит отметить, что не все попытки реализации импортозамещения оказались успешными. Некоторые страны, такие как Нигерия и Венесуэла, столкнулись с серьезными экономическими проблемами при попытках заменить импорт на отечественное производство. В этих случаях причинами неудачи стали недостаточная подготовка инфраструктуры, высокая степень коррупции, низкий уровень технологий и неправильное управление экономикой.
Политика импортозамещения в России получила новое развитие после 2014 года, когда в ответ на международные санкции было введено "продовольственное эмбарго", ограничивающее импорт ряда продуктов питания из стран-санкционеров [2].
Россия приняла ряд мер по стимулированию отечественного производства, включая государственное финансирование и поддержку, налоговые льготы и меры по защите рынка. Это способствовало росту производства в ряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, где производство значительно увеличилось в ответ на продовольственное эмбарго. Однако, несмотря на рост производства, российская политика импортозамещения столкнулась с рядом вызовов. Среди них – завышенные цены на отечественные товары, недостаточное качество некоторых продуктов, ограниченные возможности для инноваций и развития, а также риск перегрузки отечественных производителей, которые могут столкнуться с трудностями при внедрении новых технологий и стандартов [7].
Реализация политики импортозамещения в России оказала значительное влияние на экономику страны. Благодаря увеличению отечественного производства в ряде секторов, Россия смогла частично компенсировать ущерб от санкций. Тем не менее, стоит отметить, что импортозамещение не всегда оказывается экономически эффективным решением и может вести к повышению цен и снижению конкуренции на рынке.
Российский опыт показывает, что политика импортозамещения может способствовать развитию отечественного производства и увеличению продовольственной безопасности. Однако для устойчивого развития и успешной реализации такой политики необходима грамотная стратегия, включающая инвестиции в науку и технологии, обеспечение высоких стандартов качества и безопасности продуктов, а также гибкость для адаптации к изменяющимся условиям рынка и мировой экономики.
В долгосрочной перспективе, стратегия импортозамещения в России может быть успешной, если она будет дополнена другими мерами, направленными на укрепление инновационного потенциала страны, повышение качества продукции и создание условий для развития конкуренции. Это могут быть меры поддержки малого и среднего бизнеса, инвестиции в науку и образование, а также меры, направленные на сокращение бюрократических барьеров для предпринимательства.
Российский опыт реализации политики импортозамещения представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует дальнейшего анализа и изучения. В то же время, этот опыт демонстрирует возможность значительного развития отечественного производства при правильном подходе и наличии комплекса поддерживающих мер.
Стратегии обеспечения территории продовольственными товарами. Обеспечение территории продовольственными товарами – это важная составляющая продовольственной безопасности, которая стала особенно актуальной в условиях глобализации и климатических изменений [1]. Существуют различные стратегии и подходы к обеспечению продовольствием, применяемые на глобальном уровне, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Один из подходов заключается в самообеспечении, когда страна стремится к полному удовлетворению своих продовольственных потребностей за счет своего сельского хозяйства. Этот подход подразумевает развитие отрасли сельского хозяйства и увеличение внутреннего производства продуктов питания. Такая стратегия, как правило, включает в себя субсидии для фермеров, налоговые льготы, исследования и разработки в области агротехнологий.
Другой подход – это импорт продуктов питания. Этот вариант может быть эффективным для стран с ограниченными возможностями сельского хозяйства, но имеющих доступ к мировым продовольственным рынкам. Такая стратегия может включать в себя ведение активной торговой политики, включая заключение международных соглашений и снижение тарифов на импорт продуктов питания.
Все эти стратегии могут способствовать увеличению продовольственной безопасности, однако их эффективность в значительной степени зависит от конкретных условий и контекста каждой страны. Приведем примеры трех крупных игроков: США, страны ЕС и Канада.
США – крупнейший экспортер продовольствия в мире, во многом благодаря своим обширным земельным ресурсам и высокоэффективному сектору сельского хозяйства. Стратегия обеспечения продовольствием в США основывается на поддержке местных фермеров и научных исследований в области агротехнологий. Также страна активно использует глобальные рынки для обеспечения продовольствием, импортируя те продукты, которые не могут быть произведены в стране или там, где это экономически нецелесообразно.
Европейский Союз, с другой стороны, существенно зависит от импорта продовольствия, особенно в отношении некоторых ключевых товаров, таких как фрукты и овощи. Стратегия стран ЕС основывается на поддержке местных производителей через общую сельскохозяйственную политику и регулярный контроль качества продуктов. Также страны ЕС активно участвуют в международной торговле продовольствием.
Канада – еще одна крупная страна-экспортер продовольствия, специализирующаяся на зерновых, мясе и молочных продуктах. Политика Канады в области продовольствия стремится к балансу между поддержкой национальных производителей и использованием международных рынков.
Успешность стратегий этих стран говорит о важности гибкого подхода, учитывающего национальные ресурсы и глобальные тенденции. Однако важно также обратить внимание на примеры стран, где стратегии обеспечения продовольствием не привели к желаемым результатам. Так, в некоторых развивающихся странах, например, во многих странах Африки, продовольственная безопасность остается критической проблемой из-за недостатка инфраструктуры, низкой производительности сельского хозяйства и политической нестабильности [12; 13]. Эти примеры служат напоминанием о том, что обеспечение продовольствием требует комплексного и грамотного подхода.
Обеспечение территории продовольственными товарами является одной из ключевых задач российской государственной политики. Этот вопрос приобрел особую актуальность в контексте введения международных санкций в 2014 году и последующего запрета на импорт некоторых категорий продовольствия из ряда стран [10].
Государственная поддержка сельского хозяйства в России направлена на увеличение внутреннего производства продовольствия. Это включает в себя финансовые стимулы для фермеров и аграрных компаний, инвестиции в научные исследования и разработки в области агротехнологий, а также усиление инфраструктуры в сельских районах.
Контрсанкции 2014 года привели к значительному сокращению импорта продовольствия в Россию. В результате активизировалась политика импортозамещения, направленная на развитие отечественного производства с целью замены импортируемых товаров.
В таблице 1 представлено изменение уровня самообеспеченности России основными продуктами питания по сравнению с 2013 годом (до санкций).
Таблица 1. Самообеспеченность РФ основными продуктами питания
Продукты питания
|
2013 (%)
|
2020 (%)
|
Изменение
|
Зерно
|
98
|
100
|
2
|
Мясо
и мясные продукты
|
77
|
100
|
23
|
Молоко
и молочные продукты
|
76
|
89
|
13
|
Рыба
|
68
|
84
|
16
|
Картофель
|
97
|
97
|
0
|
Масла
|
85
|
100
|
15
|
Овощи
|
83
|
88
|
5
|
Фрукты
и ягоды
|
31
|
61
|
30
|
Таблица 1 демонстрирует динамику самообеспеченности Российской Федерации основными продуктами питания в период с 2013 по 2020 годы. Общий тренд указывает на увеличение уровня самообеспеченности по большинству типов продуктов.
Самообеспеченность по зерну достигла 100% к 2020 году, что отражает существенное увеличение производства зерновых в России. Такой же уровень был достигнут для мяса и мясных продуктов, что говорит об успешной реализации стратегий импортозамещения в мясной индустрии.
Значительные успехи были достигнуты также в области молока и молочных продуктов, рыбы и масел, где уровень самообеспеченности увеличился до 89%, 84% и 100% соответственно.
Несмотря на то, что уровень самообеспеченности овощами вырос с 83% до 88%, а фруктами и ягодами – с 31% до 61%, эти показатели по-прежнему оставались ниже, чем у других продуктов. Это указывает на потенциал для дальнейшего развития отечественного производства в этих областях.
Рисунок 1. Потребление и уровень самообеспечения продовольствием в России
Источник: [9].
Как видно из рисунка 1, потребление имеет положительную тенденцию роста с одновременным самообеспечением продовольствия.
В России существуют государственные запасы продовольствия, созданные для обеспечения продовольственной безопасности страны в экстренных ситуациях. Они включают в себя запасы зерна, мяса и других ключевых продуктов питания.
Существует также ряд инициатив по развитию продовольственного рынка и инфраструктуры, включая создание оптово-распределительных центров, развитие логистики и совершенствование системы качества и безопасности продуктов питания.
Таблица 2. Изменение цен на основные продукты питания в России
Еда
|
2013 г., руб./кг
|
2020 г., руб./кг
|
Динамика, %
|
Говядина
|
244,55
|
330,58
|
+35
|
Цыплята
охлажденные и замороженные
|
107.03
|
151,27
|
+41
|
Рыба
замороженная
|
90,79
|
182,14
|
+201
|
Масло
|
308,92
|
610.02
|
+98
|
Молоко
|
38,64
|
54.04
|
+40
|
Картофель
|
23.18
|
23,84
|
+3
|
Капуста
|
17.30
|
32.08
|
+85
|
яблоки
|
63,26
|
95,66
|
+52
|
Таблица 2 представляет изменения цен на основные продукты питания в России с 2013 по 2020 год. В целом, наблюдается существенное увеличение цен на все продукты.
Самое значительное увеличение цен произошло в категории замороженной рыбы, где цены увеличились более чем в два раза (+201%). Это связано с рядом факторов, включая увеличение затрат на производство и транспортировку, изменения в рыболовной политике и условиях экспорта.
Другие продукты, которые показали значительный рост цен, включают масло (+98%), капусту (+85%) и цыплят (+41%). Молоко и говядина также показали существенный рост цен на 40% и 35% соответственно.
Цены на картофель выросли менее значительно (+3%), что связано с высоким уровнем самообеспеченности по этому продукту.
Опыт России показывает, что обеспечение продовольствием на территории страны требует комплексного подхода, учитывающего множество факторов, от поддержки отечественного сельского хозяйства до создания эффективной инфраструктуры и системы качества продукции. Вместе с тем, этот процесс представляет собой сложную задачу, требующую баланса между стимулированием отечественного производства и поддержанием открытости для международного сотрудничества и торговли.
Анализ мирового опыта. Проанализировав мировой опыт реализации политики импортозамещения и обеспечения территории продовольственными товарами, можно сделать ряд выводов, которые могут быть полезными для применения в различных национальных контекстах.
Во-первых, мировой опыт реализации политики импортозамещения показывает, что нет универсального подхода к импортозамещению или обеспечению продовольствием. Каждый выбранный подход должен учитывать специфику страны, включая ее естественные ресурсы, структуру экономики, политический контекст и социально-экономическое развитие.
Во-вторых, и импортозамещение, и обеспечение продовольствием требуют комплексного подхода, что включает в себя различные меры, такие как поддержка национального сельского хозяйства, ведение активной торговой политики, развитие исследований и разработок в области агротехнологий, и многие другие.
В-третьих, обе стратегии включают в себя определенные риски и требуют аккуратного управления. Импортозамещение может привести к протекционизму, искажению рынка и увеличению цен на продукты для конечных потребителей. С другой стороны, зависимость от импорта продуктов питания может угрожать продовольственной безопасности, особенно в условиях мировых кризисов или торговых войн [11].
В-четвертых, опыт стран, применяющих стратегии импортозамещения и обеспечения продовольствием, подчеркивает важность непрерывной адаптации и реформирования этих стратегий в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Исходя из анализа мирового опыта, можно предложить несколько направлений для усовершенствования подходов и стратегий в этих областях. Одним из них, может быть, разработка более гибких и адаптивных политических мер, способных быстро реагировать на изменения в экономическом и политическом окружении.
Другое направление включает в себя усиление международного сотрудничества в области продовольственной безопасности, включая обмен научно-техническими достижениями, совместные проекты по развитию сельского хозяйства и координацию в области торговой политики.
В целом, мировой опыт в области импортозамещения и обеспечения продовольствием предлагает ценные уроки и идеи, которые могут быть применены в различных национальных контекстах, с учетом конкретных условий и потребностей каждой страны.
Заключение
Мировой опыт реализации политики импортозамещения и обеспечения территории продовольственными товарами демонстрирует широкий спектр подходов и стратегий, выбор которых зависит от конкретных национальных условий и целей. Важность этой темы подчеркивается неуклонным ростом мирового населения и сопутствующим увеличением спроса на продовольственные товары.
Анализ успешных и провалившихся попыток импортозамещения показывает, что для успешной реализации этой стратегии необходим комплексный подход, учитывающий такие факторы, как структура национальной экономики, уровень развития отраслей, географические и климатические условия, а также внешние экономические и политические факторы.
В отношении обеспечения продовольствием на уровне отдельных территорий, разнообразие стратегий и подходов подтверждает важность индивидуального подхода, опирающегося на местные ресурсы и условия, в то же время использующего лучшие мировые практики.
Анализ Российского опыта показал значительные успехи в обеспечении продовольственной безопасности и реализации политики импортозамещения, хотя и выявил области, где требуются дополнительные усилия и инвестиции.
Таким образом, данная статья подтверждает актуальность и важность дальнейших исследований в области импортозамещения и обеспечения продовольствием, учитывая, как мировой опыт, так и национальные специфики разных стран.
References:
Aka B.F., Guisan M.C. (2017). Cutting Poverty Rate Using Basic Income Grant And International Cooperation In Cote D’ivoire And Other Western Africa Countries Econometrics and International Development. 17 (1). 102-116.
Borodkina V.V., Ryzhkova O.V., Ulas Yu.V., Ushalova A.A. (2015). Issledovanie programm razvitiya importozameshcheniya v regionakh Rossiyskoy Federatsii [Studying of the development of import substitution programs in the Russian Federation’s regions]. Creative economy. 9 (11). 1397-1414. (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.11.2088.
Brakk D.G. (2023). Prodovolstvennaya bezopasnost v usloviyakh klimaticheskikh transformatsiy [Food security amidst climate transformations]. Economic security. 6 (1). 367-384. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.1.117557.
Faltsman V.K. (2015). Kriticheskie tochki politiki importozameshcheniya [Critical points of import substitution policy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (2(272)). 241-262. (in Russian).
Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V., Lev M.Yu., Bukhvald E.M., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Kolpakova I.A., Ivanov E.A., Bykovskaya Yu.V., Sazonova E.S. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti [Russia's economic security in the new reality] Moscow: Institut ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. (in Russian).
Jackson E.A. (2018). Hermeneutics of Ceteris Paribus in the African Context Economic Insights –Trends and Challenges. 9 (71). 9-16.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2022). Gosudarstvennoe upravleniya v sfere natsionalnoy bezopasnosti: aktualnye problemy ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii (po itogam provedeniya Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «VI Senchagovskie chteniya: Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti») [Public administration in national security: actual problems of economic security in modern Russia (based on the results of the International Scientific and Practical Conference 6th Senchagov Readings: Economic security of Russia in the new reality)]. Economic security. 5 (3). 1109-1143. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114811.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2022). Rezultiruyushchie problemy ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii (po itogam provedeniya Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «VI Senchagovskie chteniya: Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti») [The resulting problems of economic security in modern Russia (based on the results of the International Scientific and Practical Conference 6th Senchagov Readings: Economic security of Russia in the new reality)]. Economic security. 5 (2). 711-736. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
Lev M.Yu. (2014). Tsenoobrazovanie v Kitae v period provedeniya reform i krizisnyh situatsiyakh: normativno-pravovoy aspekt [Pricing in China during the period of reform and crisis situations: the regulatory aspect]. Academy\'s Herald. (3). 149-155. (in Russian).
Lev M.Yu. (2023). Sovremennye tsenovye trendy ekonomicheskoy bezopasnosti mobilizatsionnoy ekonomiki [Current price trends in economic security of the mobilization economy] Moscow: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°». (in Russian).
Страница обновлена: 24.04.2025 в 09:01:04