Факторы управления, ориентированные на качество теплоснабжения, в условиях применения тарифов по методу «альтернативной котельной»

Малкова Т.Б.1, Верстина Н.Г.1, Гамм М.В.1
1 Московский государственный строительный университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54634735

Аннотация:
В исследовании представлены факторы управления, ориентированного на качество в условиях применения тарифов по методу «альтернативной котельной». При формировании эффективной системы управления новыми котельными собственники должны учитывать не только свои стратегические цели и задачи, но и требования общества, государства, быть социально ориентированными. Для оценки значений комплексных показателей качества обслуживания потребителей были использованы данные по обслуживанию потребителей в консультационных пунктах сбытовой компании на примере города Иванова. Приведенные данные коррелируют с данными по отключению тепловой энергии по вине потребителей или вине теплоснабжающих организаций. В результате выявлено неоднозначное влияние различных индикаторов на качество обслуживания потребителей. Приведенные данные коррелируют с данными по отключению тепловой энергии по вине потребителей или вине теплоснабжающих организаций. В результате выявлено неоднозначное влияние различных индикаторов на качество обслуживания потребителей. В исследовании показана степень приоритетности факторов, определяющих эффективность деятельности подсистем теплоэнергетики территорий.

Ключевые слова: котельные, качество теплоснабжения, тариф «альтернативной котельной», комплексные показатели качества, эффективность деятельности подсистем теплоэнергетики, инвестиционная привлекательность строительства котельных

JEL-классификация: L97, L98, L74



Введение

В последние годы вопросу эффективности функционирования теплоснабжающих организаций и качеству теплоснабжения потребителей отводится значительной внимание. На фоне торможения роста заработной платы потребителей наблюдается ежегодный рост тарифов в различных регионах страны. Между тем, повышение качества теплоснабжения во многих регионах пока затруднено. Это связано, прежде всего с уровнем износа основных активов генерации и тепловых сетей, износ в некоторых регионах достигает 75 %. Этот фактор связан со значительные потерями тепловой энергии, использованием устаревших технологий, медленным внедрением энергосберегающих и цифровых технологий, оказывающим влияние не только на качество теплоснабжения, но и на отношение потребителей к отрасли. Конечно, исключение составляют Москва и Московская область, где потери тепловой энергии снижены максимально (менее 10%) за счет вложенных инвестиций в капитальный ремонт и модернизацию тепловых сетей.

Целью исследования является выявление проблем обеспечения качества теплоснабжения потребителей и определение основные факторы, оказывающих влияние на повышение качества теплоснабжения и внедрения клиенто - ориентированной стратегии развития теплоснабжающих организаций при внедрении метода «альтернативных котельных».

Отрасль теплоэнергетика требует изменений в управлении и создании единого теплоснабжающего поставщика, который бы нес ответственность за качество теплоснабжения потребителей. Возможно, эту ответственность необходимо возложить еще на муниципалитеты.

Вопросам управления эффективностью деятельности теплоснабжающих организаций посвящены труды ученых И.Е. Морозова, Н.И. Пасяда, В.И. Фролова, Л.Н. Власова, Ю.А. Ковальчук, В.А. Чернышёва, Н.Г. Верстиной, Е.В. Корзун и др. [5].

Но до сих пор вопрос внедрения и использования метода «альтернативной котельной» при формировании тарифа и влияния на эффективность функционирования теплоснабжающих организаций не достаточно проработан и требует тщательного исследования. Тем не менее, данный метод применяется на практике во многих регионах.

Авторская гипотеза исследования строится на основе системного анализа управления эффективностью функционирования теплоснабжающих организаций, основой которого являются анализ и оценка показателей качества теплоснабжения потребителей и оптимизация затрат на выработку тепловой энергии и внедрение передовых цифровых технологий по сбережению ресурсов теплоснабжающих организаций.

Стоит особое внимание уделить взаимодействию собственников котельных, инвесторов, муниципалитетов территорий. Взаимодействие должно строиться не только на основе желаемой норме прибыли от инвестиций, но и на социальной ответственности инвесторов и собственников новых котельных, а также региональной службы по тарифам и муниципалитетов. Этому вопросу, на наш взгляд, недостаточно уделяется внимания.

По нашему мнению, первоочередными изменениями, касающимися собственников котельных и которые необходимо осуществить при формировании единой теплоснабжающей организации, должны являться: расширение полномочий совета директоров и активизация диалога между собственниками и инвесторами, а также собственниками и муниципалитетами.

Основная часть

Анализ удельного веса требований среди собственников теплоснабжающих компаний выявил, что основными приоритетами становятся: уровень добавленной стоимости компании, ее имидж и инвестиционная привлекательность [1,2,6]. Для формирования устойчивых тенденций повышения указанных приоритетов собственники могут использовать такие управляющие воздействия, как:

- внедрение клиенто - ориентированной стратегии развития, формирование законодательной базы стимулирования инвестиций в строительство новых модернизированных котельных, использующих метод «альтернативной котельной»;

- повышение качества, надежности и безопасности услуг, оказываемых теплоснабжающими организациями;

- внедрение системы контроля воздействия рисками;

- повышение эффективности использования производственных активов;

- снижение потерь тепловой энергии при транспортировке;

- снижение потребления топлива;

- снижение эксплуатационных издержек;

- рост прибыли теплоснабжающей организации; создание прозрачного механизма формирования и регулирования тарифов по методу «альтернативной котельной».

На наш взгляд, под качеством теплоснабжения потребителей следует понимать такое безопасное, бесперебойное, соответствующее техническим нормативам, теплоснабжение, направленное на создание комфортных условий и качества жизни потребителей.

При формировании эффективной системы управления новыми котельными, которые будут применять тариф «альтернативной котельной» собственники должны учитывать не только свои стратегические цели и задачи, но и требования общества, государства, быть социально ориентированными [6,7,8].

В таком случае с точки зрения социальной ответственности совокупность элементов в формируемой теплоснабжающей организации, ориентированной на качество, можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

Рисунок 1. Факторы управления, ориентированные на качестве теплоснабжения, для теплоснабжающей организации (разработано автором)

В философии качества основным приоритетом любой организации и каждого сотрудника должно быть удовлетворение запросов потребителей тепловой энергии. Это первоочередная проблема, требующая государственной поддержки и заключающаяся в нормативном закреплении прав и обязанностей, обеспечивающих надежность и бесперебойность теплоснабжения потребителей.

Уровень сотрудничества между поставщиками тепловой энергии и потребителями нами определен на основе комплексного показателя KC [ 6]:

KC = Х×UH + Y×UC + Z PC, (1)

где UH – индикатор информативности; UC – индикатор исполнительности;

PC – индикатор результативности; X = 0,2; Y = 0,5; Z = 0,3.

Для оценки значений комплексных показателей качества обслуживания потребителей нами были использованы данные по обслуживанию потребителей в консультационных пунктах сбытовой компании на примере города Иванова (таблица 1).

Приведенные данные коррелируют с данными по отключению тепловой энергии по вине потребителей или вине теплоснабжающих организаций. В результате выявлено неоднозначное влияние различных индикаторов на качество обслуживания потребителей. Так, среди трех исследованных показателей наиболее благоприятное влияние оказали характеристики информативности.

Таблица 1 Показатели качества обслуживания потребителей тепловой энергии в г. Иваново в 2019–2020 гг. (разработано авторами)

Показатели (весовая доля)
2019 год
2020 год
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Возможность личного
приема потребителей
0,8
0,6
0,7
0,5
0,6
0,7
0,8
0,8
Возможность использования телефонной и интернет связи
1
1
0,9
1
1
1
1
1
Наличие сайта ТСО(теплоснабжающей организации) сбытовой компании
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Наличие печатного пе-
риодического издания
0
0
0
0
0,5
0,5
0,5
0,5
Простота и доступность
схемы обжалования действий по ошибочным счетам

0,5

0,6

0,4

0,3

0,5

0,6

0,4

0,3
Степень полноты, акту-
альности и достоверности информации

1

0,9

0,9

0,5

0,6

0,9

0,9

0,9

Повышение показателя информативности способствовало росту комплексного показателя Кс до значения 0,4. Из приведенных данных следует, что причинами снижения количества реализованной тепловой энергии и качества обслуживания потребителей являются:

· высокий удельный вес потребителей с низким уровнем доходов;

· невнимание руководства к продажам и причинам своевременной оплаты потребленного ресурса;

· технологические или процессные недоработки;

· недостаточная заинтересованность менеджмента ТСО в качестве обслуживания;

· повышение тарифов на тепловую энергию и их экономическая обоснованность.

В частности, результаты проведенного анализа свидетельствуют, что слабой стороной деятельности теплоснабжающих организаций является низкий уровень удовлетворения потребителей в части ценообразования и показателей качества теплоснабжения. Поэтому для повышения эффективности функционирования теплоснабжающей организации необходимо выполнение комплекса мер:

· оптимизировать рост тарифов;

· повысить эффективность эксплуатации оборудования;

· обеспечить приток инвестиций на строительство современных котельных и активизировать внедрение инноваций.

Рассмотренные исследования показали, что необходимы изменения законодательства, закрепляющего курс развития теплоэнергетики на комплексное повышение эффективности теплоснабжения, энергосбережение и обеспечение интересов потребителей, как по качеству теплоснабжения, так и по прозрачности формирования тарифа на тепловую энергию, а также реализацию организационных механизмов, обеспечивающих равные условия пользования результатами оперативной оптимизации нагрузок для всех потребителей.

Генерирующие компании, в свою очередь, заинтересованы в проведении целенаправленной инвестиционной политики. Они не связаны гражданско-правовыми отношениями с конечным потребителем, они освобождены от проблем розничных продаж, но их подстерегает опасность отсутствия средств на техническое перевооружение, обновление и модернизацию оборудования, расширение производства, поскольку сохранить соответствующий уровень инвестиционной составляющей в тарифах, направленной на модернизацию основных производственных фондов, в течение длительного времени, как правило, до 20–30 лет. Это представляет в современных условиях значительные затруднения. Привлечение сторонних инвесторов в такое фондоемкое производство, как генерирующие мощности, на условиях «длинных денег» является весьма сложной задачей в нынешних условиях. Поэтому строительство модернизированных котельных намного привлекательнее для инвесторов. Значительная стоимость внеоборотных активов, непрерывный рост восстановительной стоимости тепловых сетей и затрат на их обслуживание в условиях хозяйственной изоляции как от клиентов, так и от потенциальных инвесторов и поставщиков базовой продукции (генерированной тепловой энергии), может привести к ситуации, когда задача поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии может быть не обеспечена средствами настолько, что возможно возникновение технологического коллапса для всей теплоэнергетической системы [ 2,3,5 ].

Если представить ранжированную структуру влияния перечисленных факторов на функционирование теплоснабжающих организаций с учетом экономической специфики каждого этапа производства и обращения, то сложится картина, представленная в таблице 2.

Таблица 2. Степень приоритетности факторов, определяющих эффективность деятельности подсистем теплоэнергетики территорий (разработано авторами)

Подсистемы
Факторы(степень приоритетности)
Генерация
Доставка
Сбыт
Стимулы
2
4
3
Цели
1
1
2
Информация
4
3
5
Принуждение
3
2
4
Давление общества
5
5
1

Из таблицы 2 видно, что эффективность функционирования теплоснабжающей организации в целом не может быть достигнута при разной приоритетности факторов, определяющих эффективность входящих в нее подсистем. Для того, чтобы достичь максимальной эффективности функционирования теплоэнергетической системы в целом и обеспечить ее экономическую, технологическую, ресурсную и профессионально-кадровую безопасность, необходимо формирование единой структуры управления, основанной на согласовании текущих и стратегических целей развития обеспечения тепловой энергией территории.

В соответствии с этим должна формироваться взаимодействие между организациями, характеризующееся спецификой потоков информации, материальных средств, стимулов, целей, связанных циклами обратных связей.

Качественные характеристики используемых технологий получения тепловой энергии находятся на низком техническом и экономическом уровнях, вследствие чего энергоемкость ВВП России на 20 % выше, чем в Китае, в 3 раза выше, чем в Канаде и Бразилии, в 7 раз выше, чем в Германии и Японии [2].

Однако в существующих условиях многие проблемы не могут быть преодолены без вмешательства государства, которому необходимо способствовать:

1. привлечению средств из государственного бюджета в виде грантов, софинансирования процентов привлеченного на инвестиции заемного капитала, софинансирования процентов в платежах по лизингу, устанавливать льготы по налогам на первых этапах функционирования котельных, формируемых тариф на тепловую энергию по методу «альтернативной котельной»;

2. поддержке и развитию научно-исследовательских работ по созданию совершенствованных технологий генерации и передачи тепловой энергии;

3. повышению надежности, безопасности и качества теплоснабжения потребителей;

4. внедрению системы экологического менеджмента;

5.снижению экологических нарушений по вине персонала за счет повышения уровня компетенций персонала;

6. согласованию коммерческих интересов хозяйствующих субъектов с интересами общества;

7. формированию госзаказа на сооружение необходимого объема генерирующих мощностей котельных, тепловых сетей и производства отечественных электронных устройств по КИП и А, учета тепловой энергии и газа;

8. гарантированию реализации тепловой энергии потребителям;

9. экономической эффективности и окупаемости капиталовложений (средние значения по отрасли 7-10 лет);

10. внедрение системы АСКУТЭ для одновременного снятия показателей потребленного ресурса, применение современных цифровых технологий за счет привлеченных государственных грантов;

11. стимулирование отечественных промышленных предприятий по производству современного оборудования для генерации тепловой энергии, в том числе электронного оборудования (приборов учета газа, КИП и А);

12. осуществлению эффективного управления инвестиционно-инновационными мероприятиями с задействованием механизмов прямого и косвенного регулирования в этой сфере.

Теплоэнергетика представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов, обеспечивающих производство и использование тепловой энергии, материальных, человеческих ресурсов, финансовых, необходимых для эффективного функционирования и способствует развитию социальной, научной, информационной сфер. Нами предложена иерархия уровней управления теплоснабжающими организациями по внедрению инноваций [7,8].

Каждый из уровней имеет свои особенности, свой элементный состав и выполняет свои функции. В упрощенном варианте иерархия основных уровней теплоэнергетики представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Иерархия основных уровней теплоснабжения потребителей (разработано авторами)

Все эти уровни взаимодействуют между собой, согласуются и взаимо дополняют друг друга. На каждом из этих уровней решаются специфические задачи и включаются следующие элементы:

1) информационное обеспечение текущей и инновационной деятельности;

2) экспертное обеспечение инновационной деятельности;

3) производственно-технологическая поддержка освоения инновационных продуктов;

4) подготовка и переподготовка кадров;

5) координация и регулирование инновационной деятельности теплоснабжающих организаций

В основу функционирования единой теплоснабжающей организации должны быть положены следующие принципы:

1) надежность, энергосбережение и энергетическая безопасность;

2) оптимальная структура топливно-энергетического баланса (использование всех видов ресурсов);

3) бесперебойное и качественное теплоснабжение потребителей;

4) снижение издержек на поставку 1ГКал тепловой энергии к потребителю;

5) повышение конкурентоспособности вследствие активизации инновационных процессов модернизации производственных фондов;

6) минимизация негативных последствий влияния деятельности на окружающую среду за счет снижения аварийности, внедрения новых технологий;

7) наличие нормативно-правовых актов, обеспечивающих устойчивое функционирование ТСО (теплоснабжающей организации);

8) выполнение основных положений стратегии развития теплоэнергетики России.

По мнению многих специалистов и ученых, инновационная среда теплоснабжающей организации изменяет процессы, происходящие не только в самой тепловой системе (микросреде), но и в окружающей среде (макросреде).

Рисунок 3. Организационный механизм управления инновационным развитием теплоснабжающих организаций , использующих тариф по методу «альтернативной котельной» ( разработано авторами)

Учитывая, что производство тепла, его передача и сбыт представляют единый технологический процесс, инновационная среда теплоснабжающей организации должна включать:

· инновации, т.е. совокупность усовершенствованных решений технического, технологического и организационного характера в процессах производства, снабжения и сбыта тепловой энергии [6];

· производителей, поставщиков и потребителей тепловой энергии, реализующих современные технологические и управленческие процессы;

· инвесторов, обеспечивающих финансирование строительства котельных с использованием инноваций (комплекса работ по улучшению методов получения и транспортировки тепловой энергии, управления инновационной деятельностью в теплоснабжающей организации).

Заключение

Таким образом, проведенные исследования показали, что факторами управления, ориентированными на качество в условиях применения тарифов по методу «альтернативной котельной» теплоснабжающими организациями, являются не только финансовые – экономические, но и технологические, экологические и организационные. Под качеством теплоснабжения потребителей нами понимается такое безопасное, бесперебойное, соответствующее техническим нормативам, теплоснабжение, обеспечивающее комфортные условия и качество жизни потребителей.

При формировании эффективной системы управления новыми котельными, которые будут применять тариф «альтернативной котельной», собственники должны учитывать не только свои стратегические цели и задачи, но и требования общества, государства быть социально ориентированными в формировании цены на тепловую энергию для потребителей и оптимальной инвестиционной программы, а также качества теплоснабжения.

Особая роль отводится организационному механизму управления развитием ТСО (теплоснабжающих организаций), использующих тариф по методу «альтернативной котельной», так как именно внедрение инноваций позволит существенно повысить эффективность функционирования этих организаций.


Источники:

1. Заренков С.В., Богданов А.Б. Основные направления совершенствования схем теплоснабжения поселений // КС (Энергетика и ЖКХ). – 2015. – № 4(35). – c. 44-36.
2. Слободин М.В. Новые горизонты энергосбережения // Энергорынок. – 2009. – № 11. – c. 14-17.
3. Веселов Ф.В., Соляник А.И. Стимулирование инвестиций в технологическое обновление тепловой энергетики // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 1(172). – c. 41-54.
4. Филиппов С.П., Дильман М.Д. ТЭЦ в России: необходимость технологического обновления // Теплоэнергетика. – 2018. – № 11. – c. 5-22. – doi: 10.1134/S0040363618110024.
5. Цуверкалова О.Ф. Организационно-экономический механизм развития теплоснабжающих организаций с учетом приоритетов обеспечения тепловой энергией потребителей. / Дисс. на соиск. уч. степ, канд. экон. наук. - Москва, 2021. – 213 c.
6. Малкова Т.Б., Доничев О.А. Анализ и оценка функционирования корпоративных структур в энергетике региона. / Монография. - Москва: КноРУс, 2019. – 231 c.
7. Коробач А.А. Роль и значение инноваций в повышении эффективности и конкурентоспособности деятельности предприятий // Новая экономика. – 2021. – № 1. – c. 285-290.
8. Лапаева О.Ф., Иневатова О.А., Дедеева С.А. Современные проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2129-2142. – doi: 10.18334/eo.9.3.40815.
9. Широв А.А. Энергетическая стратегия в контексте достижения целей развития экономики России // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – c. 11-17.
10. Данилова Т.Н., Плотичкин И.А. Инвестиционные возможности системы теплоснабжения малых городов // Финансы и кредит. – 2008. – № 43(331). – c. 43-50.
11. Миронов И.В. ЕТО сможет обеспечить надежность за счет тарифа альтернативной котельной // Профессиональный журнал. – 2013. – № 6(111). – c. 22-26.

Страница обновлена: 29.10.2024 в 21:22:43