Альтернативные источники финансирования социальных инноваций в условиях цифровизации

Андреева О.В.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты проведенного автором исследования альтернативных источников финансирования социальных инноваций в условиях цифровизации. Раскрыты особенности таких инновационных инструментов как краудфандинг, фандрайзинг, эндаумент в финансировании социальных инноваций, выделены преимущества использования данных технологий, что позволило обосновать их актуальность и эффективность, определены риски, препятствующим внедрению цифровых технологий и предложены направления повышения привлекательности данных инструментов

Ключевые слова: социальные инновации, экосистемы, цифровые платформы, краудфандинг, фандрайзинг, эндаумент-фонды, цифровые социальные инновации

JEL-классификация:  O35, G32, H22



Введение. Инновационные цифровые преобразования в последние годы существенно меняют экономическое пространство, поведение общества и позволяют обеспечить более качественное получение как экономических, так и социальных эффектов [1]. Цифровизация [2] создает новые возможности для общественных трансформаций и социально-инновационного развития, что обусловлено эффективностью коллаборации участников социально-инновационных проектов, снижением трансакционных издержек, возможностью проведения трансакций в режиме реального времени, что обеспечивается сетевыми моделями в рамках цифровой экономики. Использование цифровых платформ в социальной сфере способствует решению не только локальных проблем и задач, но и имеет огромный неиспользованный потенциал, способный обеспечить устойчивое развитие страны и развитие гражданского общества в целом. Цифровизация позволяет создавать инновационные экосистемы и платформы, повышая возможности партнеров создавать для себя благоприятную среду в целях решения значительного спектра различных задач за счет формирования в рамках данных экосистем современного формата взаимодействия научного сообщества, бизнес-структур и государства (краудфандинг [3], краудлендинг [4], краудинвестинг [5], краудревординг); представителей гражданского общества, которые на добровольной основе направляют свои финансовые и другие ресурсы для оказания поддержки новаторам, как отдельным гражданам, так и организациям, предлагающим и уже реализующим инновации, в том числе социальные. За счет внедрения новых технологий существенно сокращается временной лаг разработки, коммерциализации и внедрения инноваций. Расширение доступа к цифровым технологиям ускоряется, тем самым растет количество инструментов, предоставляющих большие возможности для создания ценностей, позволяя обществу принимать участие в социально-инновационных процессах в социальной сфере, создавая социальные блага в различных ее отраслях (образовании, здравоохранении, сфере социально-значимых услуг и т.д.).

Цель исследования – на основе рассмотрения инновационных инструментов привлечения финансовых ресурсов (альтернативных источников финансирования) для успешной реализации социальных инноваций определить риски, препятствующие внедрению цифровых технологий, и предложить направления повышения привлекательности и расширения практики применения данных инструментов.

Материал и методы исследования. Исследование проведено с применением общенаучных методов (абстрагирования, обобщения, синтеза, аналогии), метода научно-тематического анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, количественных методов анализа официальных данных Центрального банка Российской Федерации, информационных материалов Агентства социальной информации и Агентства стратегических инициатив, Фонда поддержки социальных проектов, метода сравнительно-сопоставительного анализа платформенных сервисов в России.

Результаты исследования и их обсуждение. Важным аспектом, определяющим жизнеспособность «проектов социальных инноваций, является наличие финансовых ресурсов» [6]. В современных условиях значительная часть социально-инновационных проектов (социальных инноваций) сталкивается с проблемой недостаточного финансового обеспечения [7], и в данном аспекте Интернет-ресурсы и цифровые платформы, социальные сети и краудфандинг, которые за счет таких характеристик, как прозрачность, отсутствие необходимости проведения сложных оценок эффективности проекта (инновации), возможность расширения аудитории и вовлечения ее в процесс разработки и внедрения проекта, представляются значимыми инструментами, могут позволить новаторам привлечь дополнительные финансовые и другие ресурсы.

Применение цифровых технологий в решении задач непосредственно в социальной сфере послужило появлению феномена цифровых социальных инноваций (далее – ЦСИ). В настоящее время исследованиям ЦСИ посвящено недостаточное число работ и отсутствует четкое определение данного феномена. Наиболее полное определение, на наш взгляд, сформулировано Halpin H. и Bria F. в научной работе, где авторами ЦСИ трактуется как «тип социальных и совместных инновационных решений, где новаторы, пользователи и общества сотрудничают друг с другом, используя цифровые технологии для совместного создания знаний и решений, чтобы удовлетворить социальные нужды» [8], то есть цифровая среда способствует более эффективному взаимодействию участников социально-инновационного процесса, тем самым снижает трансакционные издержки, создает новые форматы реализации социальных инноваций и формирует благоприятную среду для их поддержки, в том числе финансовой. ЦСИ характеризуются признаками как цифровых инноваций, так и социальных, то есть имеют двойственную природу [9, с.712], отсюда, по мнению Соловьевой Т.С., и с чем мы согласны, определяются основные направления ЦСИ: целевая социальная направленность, цифровое технологическое решение и новизна для того контекста, где оно реализуется. Стоит отметить, что при этом цифровые технологии используются как вспомогательный инструмент достижения прогнозируемого социального эффекта, что принципиально отличает ЦСИ от технологических инноваций, которые направлены в целом на получение экономических (технологических) эффектов [10, с. 109].

К масштабным цифровым социальным инновациям, инициированным «сверху», следует отнести Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), внедрение которой направлено на повышение эффективности управления системой социальной помощи в стране, повышение качества и скорости предоставления мер социальной защиты (поддержки), планирования бюджетных расходов на реализацию социальных обязательств, обеспечение адресного подхода при оказании мер социальной поддержки. Также, в рамках цифровизации социальной сферы, Правительством РФ, начиная с 2020 года, в практику внедряется цифровая платформа «Социальное казначейство», по сути, являющейся социальной инновацией, инициированной «сверху». Государственные органы используют данную модель на основе единых стандартов оказания мер социальной поддержки в целях обеспечения адресности, снижения социального неравенства в «проактивном» формате на принципах «одного окна» с учетом возникновения той или иной жизненной ситуации (инвалидность, беременность и роды, пенсионный возраст и т.д.), наступление которой выступает триггером предоставления социальной поддержки. С 01.01.2024 на данной платформе реализуется еще одна социальная инновация – технология социального контракта, формируется реестр нуждающихся в получении мер социальной защиты.

Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" [11] заявлена как одна из национальных целей развития страны и рассматривается как необходимый процесс, направленный на повышение качества и уровня жизни граждан. Однако, внедрение цифровых инструментов сопровождается рисками, снижение/устранение которых представляется актуальной задачей. По мнению автора, к рискам, препятствующим внедрению цифровых технологий, следует отнести следующие:

- недостаточно быстрая рефлексия нормативно-правового поля и правоприменительной практики на современные потребности цифровой экономики и быстро растущие запросы общества;

- неравномерный доступ к цифровым инструментам в межтерриториальном разрезе, обусловленным отсутствием Интернета в малонаселенных пунктах ряда регионов страны (в основном высокогорные и северные регионы страны), в связи с незаинтересованностью операторов из-за экономической нецелесообразности в решении этой проблемы и требует привлечения государственных ресурсов, что в условиях ограниченности бюджетных средств в современных условиях весьма проблематично;

- риск межрегионального цифрового разрыва, вследствие низкой обеспеченности ресурсами отдельных регионов для эффективной цифровизации, что увеличивает вероятность цифрового неравенства общества;

- низкий уровень финансовой и цифровой грамотности граждан, что ведет к невозможности и/или нежеланию граждан пользоваться предоставляемыми цифровыми сервисами;

- риск дефицита профессиональных кадров, в первую очередь IT-специалистов;

- риски злоупотребления технологиями и связанными с цифровизацией новыми возможностями, с несанкционированным использованием чужой информации, с использованием чужих ресурсов, мошенничеством и т.д. Задача государства состоит в том, чтобы свести к минимуму эти риски.

Как уже отмечалось, одной из основных проблем реализации социально-направленных проектов (социальных инноваций) является недостаточное финансовое обеспечение и сложность в привлечении дополнительных источников финансирования. В России в настоящее время запущены и реализуются государственные программы поддержки (федеральные, региональные, местные) проектов социально-ориентированной направленности, созданы специальные фонды. Для финансирования социально- инновационных проектов могут привлекаться различные фандрайзинговые источники. Так, государство в рамках прямой поддержки социально-инновационных проектов может предоставлять гранты (на развитие проекта) и субсидии (компенсация издержек на проект), например, через Фонд президентских грантов. Бизнес-сообщество также активно подключается к поддержке перспективных социальных проектов (инноваций), например, крупные компании в рамках программ корпоративной социальной ответственности (КСО) [12], малый и средний бизнес может предоставлять ресурсы, в том числе финансовые, на реализацию социальных инноваций, направленных на решение социальных проблем на территории присутствия с конкретным конечным социальным эффектом. Источником фандрайзинга [13] могут выступать частные фонды, а также частные лица, мотивацией которых выступает желание помочь в реализации социального проекта (инновации) с ожидаемым социальным эффектом.

Следует отметить, внедрение инновационных цифровых технологий позволяет максимально расширить охват участников фандрайзингового процесса, обеспечить его прозрачность, а также отследить конечный результат. В последние годы отмечается рост эффективности онлайн-технологий в фандрайзинге, обусловленное такими факторами как отсутствие территориальных границ, что позволяет привлекать большее число доноров (спонсоров), которые выпали из зоны охвата традиционным фандрайзингом, простота в использовании и дешевизна, а также скорость процесса получения средств. Таким образом, использование онлайн-фандрайзинга значительно расширяет возможности получения дополнительных финансовых ресурсов.

Активное развитие в последнее время получила такая форма финансирования социальных проектов как краудфандинг, представляющий собой коллективное инвестирование с помощью инвестиционных платформ (народное финансирование – англ. crowdfunding, crowd – толпа, народ, funding – финансирование) на добровольной основе. Популярность краудфандинга в стране возрастает с развитием социального предпринимательства и позволяет осуществлять социальные проекты (социальные инновации) в различных отраслях социальной сферы за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Социальный краудфандинг направлен на финансирование проектов/инноваций в социальной сфере с четкой ориентацией на получение конкретных положительных социальных эффектов [14], что отличает его от благотворительных проектов, и путем объединения усилий людей сфокусирован на решении социальных проблем, оказании помощи нуждающимся и поддержке социальных проектов/инноваций, способствует повышению социальной ответственности общества. По мнению автора, можно выделить основные преимущества использования технологии краудфандинга при реализации социальных проектов/инноваций:

- возможность получения финансовых ресурсов на безвозмездной основе на реализацию социальных проектов /инноваций, где стоит отметить такой важный момент как отсутствие посредников между донорами и реципиентами, что существенно повышает оперативность привлечения финансирования;

- транспарентность и скорость проведения финансовых операций, что, безусловно, представляется важным как для отдельных граждан, так и для организаций (бизнес-структур), выступающих донорами в реализации социальных проектов/инноваций, повышает их доверие и способствует привлечению дополнительных источников финансирования;

- выявление отношения (спроса) общества к заявленному социальному проекту/инновации и его продвижение, благодаря чему можно определить уровень заинтересованности доноров к заявленному проекту/инновации еще на начальном этапе жизненного цикла, получить отзывы, критические замечания и рекомендации, которые могут быть учтены и использованы в дальнейшем продвижении проекта;

- развитие новых стратегических возможностей и контролируемость процесса реализации социального проекта /инновации;

- возможность привлечения дополнительных источников финансирования без территориальной привязки, используя цифровые платформы, социальные сети и другие Интернет-ресурсы.

Таким образом, в современных непростых финансовых условиях, при ограниченности бюджетных средств, развитие краудфандинга в социальной сфере способствует более эффективному процессу разработки и реализации социальных проектов/инноваций, направленных на решение социальных проблем и обеспечить создание действенного механизма привлечения финансирования для социальных инноваторов, как физических лиц, так и социально-ориентированного бизнеса.

В России данный механизм применяется относительно недавно и на законодательном уровне закреплен в 2019 году Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019 № 259-ФЗ, которым определен порядок функционирования краудфандинговых платформ [15].

Объем рынка краудфандинга за 2023 году относительно показателей 2022 года увеличился на 62% (12,7 млрд руб.) и составил 33,4 млрд руб., в I квартале 2024 года рост составил 98% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (11,1 млрд руб.) [16]. Динамика рынка краудфандинга в России в 2019- 2020 годах представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика рынка краудфандинга в России в 2019-2023 годах, млрд руб. и %

Источник: составлено автором по данным [16]

Следует отметить рост заинтересованности спонсоров к проектам, имеющим социальную направленность: региональное развитие, обучение и повышение квалификации сотрудников, создание рабочих мест, благотворительность, что обусловлено высокой вероятностью получения положительных эффектов от вложения средств в реализацию проектов/инноваций. В данном случае, финансовый результат не выступает приоритетом, что дает возможность новаторам акцентировать больше внимания на получение социального эффекта.

Среди функционирующих в настоящее время отечественных крупнейших краудфандинговых платформ следует выделить Planeta.ru и Boomstarter, ведущих деятельность с 2012 года. Наиболее успешной является Planeta.ru – экосистема, созданная с использованием крауд-технологий, включающая продукты и сервисы традиционного краудфандинга, с численностью около 1,4 млн. пользователей. Planeta.ru в основном специализируется на сборе средств для реализации социальных проектов, направленных на решение социальных проблем и благотворительных программ в целях оказания поддержки нуждающимся категориям граждан, является одной из ведущих отечественных платформ в сфере социального краудфандинга. На данной платформе на 01.02.2022 года было реализовано более 8 632 различных проекта и собрано порядка 1,7 млрд руб. [17], что свидетельствует о росте популярности краудфандинга, как перспективного финансового инструмента [18].

Краудфандинговая платформа Boomstarter позволяет запускать продажи и привлекать финансирование для различных проектов/инноваций, в том числе социальных, с помощью краудфандинга на этапе идей. С момента создания (2012 г.) на платформе уже реализовано 2 692 успешных проекта, собрано более 594,3 млн руб., зарегистрировано более 1051,6 тыс. пользователей (данные регулярно обновляются на стартовой странице сайта платформы [19]).

Вместе с тем, в связи с небольшим сроком действия законодательства в сфере правоотношений на рынке краудфинансирования и многоаспектностью деятельности, остаются вопросы в части налогообложения, в том числе НДФЛ, налога на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС), которые выступают основными налогами, формирующими в том числе экосистему краудфандинга. Так, НДФЛ в настоящее время инвестор уплачивает по базовой ставке 13%, а вопрос о статусе налогового агента остается открытым [20], как и вопрос – как должен осуществляться процесс администрирования НДФЛ. Для решения вышеперечисленных вопросов следует совершенствовать нормативную базу в сфере налогообложения в части уплаты НДФЛ, налога на прибыль и НДС, внести в налоговое законодательство, отсутствующие в настоящее время понятия «краудфандинг» и «инвестиционная платформа», также представляется целесообразным предоставлять налоговые преференции по вышеуказанным налогам, что усилит мотивацию и интерес для альтернативного финансирования.

Таким образом, стремительное развитие инновационных финансовых инструментов, в том числе краудфандинга, предоставляет возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов социально-ориентированному бизнесу для реализации социальных проектов/инноваций, гражданам участвовать в социальных инициативах, реализуемых на краудфандинг-платформах.

Однако, несмотря на вышеуказанные преимущества данного инструмента, по мнению автора, для обеспечения большей эффективности процесса требуется:

- совершенствовать нормативно-правовое поле применения инструментов краудфандинга;

- создать действенный механизм возврата средств донорам при возникновении рисков различного рода (технических, финансовых и т.д.);

- ввести налоговые льготы для краудинвесторов, инвестирующих в социально-ориентированные проекты, и платформ, привлекающих краудфинансирование.

К перспективным инструментам финансирования социальных инноваций, по мнению автора, также следует отнести эндаумент [21], представляющий собой одну из форм фандрайзинга. К специфическим особенностям эндаумента относится то, что полученные в рамках благотворительности средства формируют целевой капитал и не расходуются, а на деятельность некоммерческих организаций (НКО) в социальной сфере, в том числе на реализацию социальных проектов/инноваций, направляется доход, полученный в результате инвестирования целевого капитала, а также налоговые льготы для стимулирования использования инструмента эндаумента НКО. В соответствии с действующим законодательством [22] эндаументы могут использоваться в сферах науки и образования (наиболее развитое направление), здравоохранении, культуры, физкультуры и спорта и других отраслях социальной сферы, а также в благотворительной деятельности. Средства эндаументов как институциональных инвесторов могут послужить существенным ресурсом для инвестирования в социально-инновационные проекты. Динамика развития (с 13 в 2007 году до 355 в 2024 году) свидетельствует о перспективности и возрастающей востребованности данного явления. За 2023 год активы эндаумент-фондов превысили 143 млрд руб. Самым крупным является Благотворительный фонд Владимира Потанина. По итогам 2023 года, стоимость чистых активов Фонда в шести целевых капиталах составляет 85,441 млрд руб. [23]. Фондом проводятся и поддерживаются различные конкурсы, образовательные кейсы и другие мероприятия социальной направленности. Например, в рамках реализуемой программы «Эффективная филантропия» проведен конкурс на создание центров социальных инноваций – региональных площадок, способствующих повышению качества социокультурной среды. Поддержка осуществляется в форме договора/пожертвования/договора о гранте.

Как уже отмечалось, большая часть социальных инноваций сталкиваются с проблемой недостатка финансовых ресурсов. Развитие и внедрение инновационных цифровых инструментов в традиционные финансовые технологии позволит привлечь дополнительные источники финансирования для решения социальных проблем в условиях современных вызовов и угроз. Особое место в поддержке социальных инноваций, направленных на нивелирование социальных проблем, снижение социального неравенства, повышение уровня жизни населения, расширение доступности и качества предоставляемых социальных услуг и в целом эффективного функционирования социальной сферы, отводится государству. Помимо финансовой поддержки (субсидии, гранты) участникам социально-инновационных проектов государство может предоставлять свои цифровые платформы в качестве инфраструктуры для их реализации и привлечения дополнительного финансирования. Например, в начале 2022 года в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», по инициативе Президента РФ В. Путина, запущена Цифровая платформа МСП.РФ для повышения доступности услуг и мер поддержки для малого и среднего бизнеса. Цифровая платформа включает в себя 30 онлайн-сервисов, более 800 мер региональной поддержки и др. [24]. По мнению автора, целесообразно в сервисе «Витрина инвестиционных проектов» выделить отдельным ресурсом блок «Социальные инновации», что позволит представителям малого и среднего бизнеса, индивидуальным предпринимателям и самозанятому населению возможность презентовать свои социальные проекты/инновации с целью привлечения дополнительного финансирования и иных ресурсов для разработки, внедрения и масштабирования успешных социальных практик и содействия развитию социально-ориентированного бизнеса, а также инвестировать финансовые ресурсы в социально значимые проекты/инновации.

Выводы. В результате исследования автором рассмотрены инновационные инструменты привлечения финансовых ресурсов для успешной реализации социальных инноваций, к которым следует отнести фандрайзинг, краудфандинг, эндаумент, а также выделены преимущества использования данных технологий, что позволило обосновать их актуальность и эффективность. В целях совершенствования процесса краудфандинга и повышения его привлекательности необходимо совершенствовать нормативную базу в сфере налогообложения в части уплаты НДФЛ путем предоставления инвестору-физическому лицу статуса налогового агента и конкретизировать процедуру администрирования НДФЛ. Также представляется целесообразным внести в налоговое законодательство отсутствующие в настоящее время понятия «краудфандинг» и «инвестиционная платформа» и рассмотреть введение налоговых преференций, что усилит мотивацию и интерес для альтернативного финансирования.

Безусловно, использование цифровых платформ в социальной сфере способствует решению не только локальных проблем и задач, но и имеет огромный неиспользованный потенциал, способный обеспечить устойчивое развитие страны и развитие гражданского общества в целом. Однако внедрение цифровых инструментов сопровождается рисками, к ключевым из которых следует отнести:

- недостаточно быструю рефлексию нормативно-правового поля и правоприменительной практики на современные потребности цифровой экономики и возрастающие запросы общества;

- риск межрегионального цифрового разрыва, обусловленный недостаточным уровнем обеспечения ресурсами для эффективной цифровизации в отдельных регионах;

- низкий уровень финансовой и цифровой грамотности населения;

- риск дефицита квалифицированных кадров, в первую очередь IT-специалистов.

Нивелирование/устранение вышеуказанных рисков позволить более эффективно осуществлять процесс формирования целостного цифрового пространства в стране, направленный на повышение качества и уровня жизни населения, в том числе за счет реализации социальных инноваций.


Источники:

1. Мизя М.С., Кипервар Е.А. Развитие цифровой экономики как фактор повышения уровня жизни в регионе // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – doi: 10.18334/epp.14.10.121851.
2. Янченко Е.В. Цифровизация как детерминанта достойного качества жизни // Креативная экономика. – 2024. – № 5. – c. 1007-1030. – doi: 10.18334/ce.18.5.120943.
3. Брусницына Д.В. Перспективы развития рынка краудфандинга в условиях санкций // Новизна. Эксперимент. Традиции. – 2024. – № 2 (26). – c. 13-21.
4. Шангина И.Ю. Анализ и перспективы развития мирового и российского рынка краудлендинга // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2383-2396. – doi: 10.18334/ce.14.10.110962.
5. Ермолаев К.Н., Хатунцева К.К. Краудвестинг как результат развития финтеха // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 8(169). – c. 833-837.
6. Устинова К.А. Социальные инновации: эффекты от реализации и перспективы развития // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1815-1830. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110496.
7. Рыбкина Е.А. Актуальные источники финансирования инновационных проектов // Инновации. – 2023. – № 2 (292). – c. 22-30.
8. Halpin H., Bria F. Crowdmapping Digital Social Innovation with Linked Data. - ESWC, LNCS 9088, 2015. – 606-620 p.
9. Bonina C., López-Berzosa D., Scarlata M. Social, commercial, or both? An exploratory study of the identity orientation of digital social innovations // Inf Syst J. – 2021. – № 31. – p. 695-716.
10. Соловьева Т.С. Теоретические основы концепции цифровых социальных инноваций // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2023. – № 9 (3). – c. 104-116.
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 11.10.2024).
12. Кожухова М.Т. Тенденции, факторы и результаты трансформации современной модели корпоративной социальной ответственности бизнеса // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2024. – № 1(335). – c. 77-84.
13. Парасоцкая Н.Н., Мезенцева Т.М., Мезенцев А.А. Аналитическое исследование актуального экономического явления – феномен «фандрайзер XXI века // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 10 (139). – c. 98-108.
14. Cunha, Jorge & Ferreira, Carla & Araujo, M. & Nunes, Manuel & Ferreira, Paula. (2021). Understanding the Linkage Between Social Innovation and Sustainable Development Goals: Some Insights of Field Research. 1142-1146
15. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 22.09.2024).
16. 2024. Информационно-аналитический материал. Москва. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ruollection/Collection/File/49243/platform_services_2024-1.pdf (дата обращения: 11.10.2024).
17. Planeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/about (дата обращения: 08.10.2024).
18. Митрофанова С.В. Перспективы инструмента эндаумента в системе финансирования социальной сферы в современной России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2024. – № 3(102). – c. 117-122.
19. Краудфандинговая платформа Boomstarter. [Электронный ресурс]. URL: https://boomstarter.ru/ (дата обращения: 11.10.2024).
20. Алетдинова А.А., Андрюшин А.В., Идимешева Ю.В., Муртазина М.Ш. Краудфандинговые технологии как инструмент продвижения социальных инициатив информационного общества // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 12 (470). – c. 150-157.
21. Куваева Ю.В. Чудиновских М.В. Формирование экосистемы краудфандинга: налогообложение в условиях цифровой экономики // Банковское дело. – 2020. – № 12. – c. 12-18.
22. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24879 (дата обращения: 26.09.2024).
23. Результаты эндаумента Фонда в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://endowmentfund.fondpotanin.ru/press/news/rezultaty-endaumenta-fonda-v-2023-godu/ (дата обращения: 07.09.2024).
24. Число пользователей Цифровой платформы МСП.РФ за 2,5 года превысило 900 тыс. Цифровая платформа МСП.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф/analytics/ (дата обращения: 11.10.2024).

Страница обновлена: 20.11.2024 в 17:20:22