Методика проведения обследования и моделирования бизнес-процессов предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (53), Май 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Обеспечение конкурентоспособности и существования российских компаний в современных экономических условиях невозможно без пересмотра принципов их функционирования. Необходима реализация мероприятий по реинжинирингу компании в соответствии с новыми условиями и задачами, т.е. кардинальное изменение технологии функционирования компании.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, реинжиниринг, моделирование бизнес-процессов
Обеспечение конкурентоспособности и существования российских компаний в современных экономических условиях невозможно без пересмотра принципов их функционирования. Необходима реализация мероприятий по реинжинирингу компании в соответствии с новыми условиями и задачами, т.е. кардинальное изменение технологии функционирования компании.
В качестве основополагающего принципа перестройки организации наиболее целесообразно выбрать «ориентацию на клиента». При этом следует обеспечить создание и использование менеджерами компании таких инструментов и методик, которые позволили бы им управлять степенью неопределенности с целью достижения максимально возможного экономического результата функционирования компании. Таким образом, можно сформулировать основную цель проведения реинжиниринга [1] предприятия в современных условиях: повышение способности предприятия действовать в условиях неопределенности (без снижения ее степени) и достигать поставленных целей (миссии компании). Или, другими словами, на предприятиях необходимо создавать и поддерживать требуемую степень гибкости управления. Но при этом не следует забывать и об экономической дилемме: а) каковы затраты на достижение необходимой гибкости; и б) каковы выгоды от ее присутствия.
Для любой компании, находящейся в конкретно обусловленной ситуации, всегда имеется свой предел гибкости управления, превышать который экономически нецелесообразно. Его пороговая величина зависит как от специфики отрасли и компании, так и от особенностей технологии функционирования предприятия, изменение которой возможно в результате реализации мероприятий по реинжинирингу предприятия.
Осуществление реинжиниринга невозможно без изучения имеющихся бизнес-процессов. Основная цель любого из них – преобразование входных ресурсов, необходимых для реализации процесса, в выходные, т.е. в готовую продукцию. Все это не происходит само по себе, а реализуется конкретным исполнителем или группой исполнителей. И делается это ради тех, кто потребляют продукты деятельности предприятия, то есть являются его клиентами.
Основной «начинкой» каждого бизнес-процесса является совокупность подпроцессов, работ и операций, которые осуществляются с помощью вполне определенного механизма.
Существуют первичные и вторичные входы и выходы процесса.
Первичные входы обеспечивают начало процесса, вторичные возникают на составляющих его подпроцессах.
Первичные выходы – это плановый выпуск основного продукта. Вторичными выходами являются побочные продукты, не являющиеся главной целью бизнес-процессов.
Общий алгоритм проведения работ по реинженирингу предприятия должен включать в себя решение следующих задач:
1. Установление целей реинжениринга.
2. Уточнение миссии и целей компании, выделение ключевых факторов успеха.
3. Анализ бизнеса и его среды (с целью выбора первоочередных объектов для изменений, если изменения не затрагивают организацию в целом). Построение модели «как есть».
4. Проектирование новых бизнес-процессов (построение процессов в соответствии с целями, миссией и ключевыми факторами успеха). Построение модели «как должно быть».
5. Составление проекта изменений (перечень мероприятий с указанием этапов выполнения работ, сроков, бюджетного финансирования и ответственных).
6. Реализация проекта (внедрение изменений).
7. Контроль и оценка результатов на всех этапах выполнения реинжиниринга.
Для того, чтобы разработать универсальную методику проведения реинжиниринговых мероприятий, необходимо провести классификацию бизнес-процессов типового предприятия. Можно выделить несколько способов классификации.
1. По уровню иерархии:
а) базовые бизнес-процессы ‑ бизнес-процессы первого уровня (композиция которых возможна лишь на уровне «бизнеса компании в целом»);
б) подпроцессы (функции) ‑ бизнес-процессы, которые могут быть подвергнуты оперативной композиции.
Этот способ применяется при построении различных моделей бизнес-процессов (в частности, при проведении уточнения и декомпозиции модели).
2. По вкладу в создание основной стоимости:
а) основные ‑ бизнес-процессы, в рамках которых создается добавленная стоимость (конечная или промежуточная) для продукта, входящего в бизнес-портфель компании;
б) вспомогательные ‑ бизнес-процессы, поддерживающие основную деятельность компании и направленные на сохранение ее как единого организма.
Этот способ классификации важен при выделении бизнес-процессов, которые предполагается подвергнуть реинжинирингу, а также для определения особенностей осуществления его (реинжиниринга) функций.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:11