Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле
Женжебир В.Н.1, Сурай Н.М.1
, Скрынченко Б.Л.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122560
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Совершенствование информационных технологий порождает преобразование всех сфер жизнедеятельности человечества. В настоящее время одним из главных направлений цифрового государства является формирование цифровой экономики. Целью исследования является обследование опыта внедрения цифровых технологий в деятельность отечественных компаний сферы ритейла. Проанализированы теоретические подходы к терминологическому пониманию цифрового предприятия, цифровых технологий в ритейле. Отмечается актуальность и практика развития цифровых решений в ритейле. В статье проведен анализ перспектив внедрения цифровых инновационных технологий в сферу ритейла. Раскрыта сущность основных цифровых технологий, применяемых сетевыми торговыми предприятиями. Новизна исследовательского подхода заключается в определении основных направлений трансформации торгово-технологических процессов в ритейле в условиях цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровой ритейл, цифровые технологии, бизнес-процесс, оптимизация бизнес-модели, аналитика данных, технология Big Data, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность, смарт-контракт
JEL-классификация: M31, O31, L81
��������
� ��������� ����� ����� ��������� �������� �������� ����� �� �������� ��������� ������������� �������� ������������ ��������� [1] (Suray, Neverov, Gorelova, 2017). � ���������� � ������� �������, � ��������� � ����� ��������, ��� e-commerce (����������� ��������), ����������� ��������� �������� ������������� � ��������� ������������� ����������. ��� ������� ���, ��� ������������ ����� ������������ ������� ��������� �������� �������� ���������� � �������� ���������� �������, � ����� ����� �������������� �������� ������������ COVID-19. �� ������ 2021 �. ���������� ������-����������� � ������ �������� ����� 65 ��� �������, ������������ �� ��������� � 2020 ����� ����� �� 8,3% [2]. �� ��������� ����������� ������ ����������� �������� ������������� � ���������� ��������� ���������� �������������� ���������� � ������� ������� ������. �� ������ ��� ���������� ������������� ����������� ���������, ����� ��������� ���������� ������� ��� ����������� ���� ������������ ����, ����������� ������, �������� �� ������� �������, � ������� ��������� ���������� ��������� �������� ������������ ����� [3].
�������� �.�. ��������, ��� �������� ������ ������������ ����� ������������, ��������� � ����������� ��������� ��� ����� �������� �����������, ����������� � �������������� �������� ��������� ��� ����� ����������� ������� ��� ����� � �������������� ��������� ������������ [4] (Semenova, 2020).
��� ���� ����� ���������� ������������� �� ����� � ����������� ������������������� ����������� ��� ������������, ���������� ���������� �������������� ��������� ������������� �������� �������. ��������� ������������ ��������� ������� ������������ ������������, �������� ����������� ���������� ����������� �� ������ ����� � ��������� ����������� ������������� �������� ������������. ���������� �������� ��������� ������� ������������� ����������� ��������� ����� ����������� �� �������� ����� ������������ � �������������� � �������� � ���������� � �������� ��������.
������ ������������ �������� ����������� � ����� ������� �������, ��� ����� ����� ���������� ������� � ������� ������������ ����� ��������: ���������� ����� ��������� �������������� ����������; ������������������ � ��������� ������������� �������� ������; ������������ ������� �� ��������� � ���������� �������� �������; ��������� � ������� ������ � ��������� ��������������� ��������; ������� ����������������������� IT-������������; ����������� ����������� ������ � �������� �������; ������������� �������������� ����� ������������ ������ ����������� �������������; ���������� ����� ������������� ���������, ��������� � �������������. �������, ��������� � ���������������� �������� ����������, ������������� �� ��������, �������� �������� ������� ��� �� ������ �����������, ��� � �� ������ �������� �����, �������������� ������-�������� [5, 6] (Dorofeev, Filatov, Zhenzhebir, Palastina, Tarasov, 2010; Filatov, Zhenzhebir, Alekseev, et al., 2017).
� ��������� ����� ����� ��������� ���������� ������ ������ � ������������ ������� ��������� �������������� ������������ ������������ �����. ������� ��������� ������������ ����� ����������� �������� �������� ������������ ��������.
����� ������ �������� ������������ ��������� �������� ���������� � ������������ �������� ����� �������, � ����� ���������� �� �������������.
������� ������� ������������ ����������� � ���������� ����������� ��������� �������� ���������� � ������������� ������, ��� ��������� ���������� �������� ����������� ����������� �������� ������-��������, � ����� ���������� ���� �������, ��������� � �������������� �������������� ���������� � ����� ��������, �������� � �����������.
��������� �������� � ��������� �������� ���������� � ����������� ������ � �������� �������� ���������-������������� ������������� ��������.
����������
������������ ���������� ������������ ������� �������� ����������� ����������� ������������ ���������������� �������, �������������� ������� �������� ������������� �� ����������� � ������� ����������� ��������. ���, � 2021 ���� ���� e-commerce � ����� ������ ������ ���������� ����� ��������� 11%, �� ��������� � 2018 ����� �� ���������� � 2,5 ����. �� ��������� Data Insight, ���� E-Commerce � ����� ������ ����� ���������� ������� � 2022 ���� �������� 14%, � 2024 �. � 34%, � ������ � ����� 2022 �. �������� 5,5 ���� ������ (���. 1).
������� 1. ���� e-commerce �� ����� ������� �� ������ 2018�2022 ��., %
��������: [7].
������������ ����� e-commerce, ����������� ���������� Data Insight, ��������, ��� �� ������ 2020 ���� ����� ����� ����������� ����� ��������� ������� ����� � ��������� 58%. ����� �������� ����������, ���������� �������� ������������� � ����� �������: ������������� ���������, ����������� ��� ������������� ��������� � ������� ��������, ���������� ����������� � ����������� ���������� ��� �������������� � ��������� ����������������� �����.
������������ ����������� ����� e-commerce �������� �� �����������, � ���������� �������� ����������, ����� ��� Alibaba � Amazon, ������� ��������� ������� � �������� ���� �� �����.
����� ������������ �������������� � �������� �� ����� �������� ��������, ��� ����� ������-�������� � �� �� ������ 2021 ���� ��������� ������� 4 ���� ������. ��� ���� � 2016 ���� ����� ������-�������� ��������� ����� ���� 920 ���� ������ (���. 2).
������� 2. ����� ������-�������� � �� �� ������ 2016�2021 ��., ���� ���. ��������: [8].
��������-�������� � ������ � 2020 ���� ������� ���������������� � ��������� �������� ������ (���. 3).
������� 3. ������� � ������ �� �������� ��������-�������� � ������ �� ������ 2020 �., %
��������: [9].
�������������, ���������� ��������� �������� �������������� �������, ����� ��������, ��� � ��������� ����� �� ������ ���������� ������������� �������� �������, �� � ���������������� ������-������, ����������� ������������� ������� �������������� � ���������� � ��������� [10] (Filatov, Zhenzhebir, Knyazev, et al, 2015).
������������ ��������, ��� � ����� ������������ �������������� ������� ����� �������� ������ �������� �����������:
1) ��������������� �������������� � ������������ �� ���������� ����� ����������� ��������;
2) ����������� ������������ ������������� �������� ������-���������;
3) ���������� ���������, ���������� � �������� ������ ��������;
4) ���������� ��-�������������� � ������� ������������.
���������� ����������� ������������ ��������, ��� ����������������� ������������, ����������� ������� � ������������� ����� �������, �������� ������� ������ (��� Big Data), ������������� ���������, ����������� � ��������� ����������, ��������. �� ������ ��������� ������������ �������� ���������� ��������� ��������, ������� ��������� ������ ������ ��������� (����� � ���), ����� ��������, ��� � �������� �������� ����� ������������� ������������� �������� ��������, ��������� � ������������ � ����� ����������� ��������� (21%), ����������� ��������� ���������� (16%), ������������� ������� �������������� (13%) (���. 4).
������� 4. �������� ����������, ����������� � �������, %
��������: [11].
��������� ���������� �������� ��������� ������� ������-�������������. M-commerce (��������� ���������) � ��� ������������� � ��������� ����������, � ������� ���� ����� ������������ ��� ��������� ������ (������) � ������� ��������� ��������� ��� ������������ ��������� ����� �������� [12] (Gavrilov, 2022).
�� ��������� ����� ������� ����������� �� ������ ��������� ���������� ���������� �������� ����� (��������, �������, ����������) � ���������� ������������� (��������, OZON, Wildberries), �� � ���������� ����� �������, ����� ��� ���������� ���� � �����, ��������� ���������� ������, ������ � ��������, � ����� ������������� ������� ��������.
���������� � ��� ������ � ���������� ���������, ������ � ����������, ����������������� ������������� ������� ������� ��� ��������� ����. ����� �� ����� ���������� ������������ ����� ��������� ������������� ����������� �������� �������� ���������, ������� ��������� ������������� ���-���������� ��� ����������������, � Bubble.
����� �� ����������� ������� ����������� ���������� ����� �������� ������������ ��������� �������������� ���������� (����� � ��). � ����� � ���, ��� �������� ���� ���������� ����������� �� ���������� ������ ���� ������� ��������������, �� ��������� ������� �� ����������-��������������� ���� WAN (����� � SD-WAN) � ��� ����������-������������ �������������� ����, ������������ ������� ���������� [13]. � ����� ����� �������������� ��������� �������� ������������� ����������� ���������� Fortinet Security Fabric, �������������� ������������ � ������ ������� ����, ����������, �������� ����� � ��������� ���������.
� ������������� ������� ������ ������������ ����� ���������� �����-����������. ������ ������������� ���������� ���������� �� ����������� �������� � �������� ���������, ������������ �������� �������, ���������� ������� ������ �� ����� ����������� ������������ ������� � ����������� ���� ��� �������� ��������.
������������� ����������� ��������� �������-��������������� ��������� � ��������, �������������� � ������-���������, �������� ����� �� ������� ����������� ��������� � ������������������ ����������. ���, �������� Amazon � ���������� ��������-�������� � ����, ���������� ����������� ��������� ��������� ������� Amazon Robotics, ������������� ������� 100 ���. ���������� ������ ��������� ����������������� �������. ���, �������� ���������� �������� ��� �������� ��������� ������� � ��������� ������������������ ������� ���������� �������, ������� ���������������� ������� ��������� ������������� ��� ����� � ������������� ��������������� �������� ��������. ����� ������ �������� � ��������� ����� ��������� � SWIP �������� ���������� ������ � �������������� ��������� ���� � ��������� ����� ��������� ���� ����������������, ��������� ����� ������� ����� ��������������� ������ ������� ����������� � ������� �� 21%.
��� ����� ������� ����� �������� �������� ����������� ������������ ����������� ������-��������� [14] (Semenova, Voronkova, Ostrovskaya, Panova, 2019):
1) ����������� �� ��������� ����������, ������������� � ���������� � ��������� ���������������� ����� � �������� �� ���� ������� ������ �������������� ������, ������� ��������� ����������� ��������� ������� �� ���������;
2) ��������� ���������������� ������������� ��������� (����� � RPA) � ������ ������ ��� ������ ���������, ������� �������� � ���������, � ����� ����������������;
3) ���������������� �������, ������� �������� �������� ����, �������������� �������� ������������ � �������� ���������� ���������������� ������;
4) ���������� � ��������� ����������� ������ � ����� ������������ ���������. ����� � ����������� ����������� ��������, � ������� ������� ����� ������������ ��������������� �������������� ������. ������������ ������������ ���������� ������ ����� ����� �������� ������� � ��������������� ������� ������. ���, Wildberries ����� ��������� �������� ������ ������������ ��������� ����������.
���������� ������������� � ��� ��������������� ������ � ��������, ��������������� ������������ ��������������� ���� �� ���� ������� ��� ������ �����. ���, �� ������ ������� HBR, 73% ������������ ���������� ������������ ��������� ������� �� ����� ���������� �������.
������������� ��������� (����� � ��) �������� ����� �� ������������ �������� ������������ ������������ ������� ��������� ���������� ������������ ��������� ��������� ��������� ������. ������������� ��������� ����� � ������ �������� �������� �������������. �������� ����������� ������������ ��������� �������� �������������� ���������� �� ������ �� 2030 ����, ������������ ������ ���������� ��, ����������� �������������� ���������� � ��� ����������, ���������� �� ������������� �������������� ����������, ������� ������������ ������, ��������� ������������� �����, ������������� � ������ ����, ���������������� ��������� �������� ������� � ������������� ������ �������������� ���������� [15]. � ��������� �������� �� ����������� ��� ������� ������������� ����� � ��� �������� ���������������� ��������� � �������� ���������� �������.
������������, ����������� ���������� ���, ��������, ��� 42% ���������� ���������� � ��������� ����� ���������� ���������� � ������� �� ������ �������������� ����������. �������� ������ ������������ ����������� �� � ������������� ������� �������� ���������������� ��������� �������� �������. �� ���������� ������ ���������� � �������� ������� 21% ������������.
����� ���������� ��������, ����������� �� ������ �������������� ����������, �������� ��������������. ���, 26% ������������ ��������, ��� �������������� ����������� � ������������ �� ��������. ����������� ��������� � ���-���� �������� ����� �������������� ��������� ���������, ������� ���������� 23% ������������ � ����� ������������.
� ������� ���������� ���-����� � ������� ����������� ����������� �����������.
����� �� ����� ���������� � ���������� ��������� � ������� �������� ��������� ���������� ���������������, ���������������� � ����������� ��������� ����� � ��. ����� ��������� ���������� ������������ �������. ������������ ����������� �� ������ ���������� ������������� ������ ������ ��������� ������������ ������������������� ������� ������� ��������� � ���������� ������� ������������� � �����, ��������� ��������� � ������������� �������. ���, � 2019 ���� ���� ���������� ����������� ������� ������������� ��� � ����� �������������� ����.
��������, ������ ���������� ���������� ��������������� �������� ���������������� ��������������� ��� ����������� ���������. ���� ������� ����� �������� ������� ����������� ������. �������� ���� ������ �������� ������������� ��������� ��� ������� ������ � ��������� ������.
� ������������� ������� ���������� � ������ ������������� ����������� � ������� �� �������� ���������� Big Data, �������� ������� ����������� � �������� � ������������ ������� �������� ������ ����������. ������ ��������� � ������� � ������� ��������� ��������� ��������������� ����� �� ������ � ������ ������� �����, ��� ������, ����������, ������ � ������������ �������� �������. ���, ���� ������� ���������� �������� �������, ���������� �� ����������� Big Data � ����� ����������� ���������� ������-���������, ��� � ��� ��������� �������������� ������� �������.
�������������� � ��������������� �� ������ ���������� ���������� Big Data ���������� � ����� �������� ������������������������� ����� ��� �������� �������� � ��� ����� ������������� �� ���� ��������������� ������.
���������� ������������� ��������� ����������. ��������� ����� ���������� ������������ ������� � ���������� ������ � ������������ �����. ��������� ��������� (��������, Amazon Echo, ������, Google Home) �������� ������������� ������������ � �������� ���������� ������� � �� ���������� �������� � ������-��������� �� ��� ������� ��� ������ ���������� ����������. � �� ������� ������������ �������� ���������� � ������������� �������� ��� ��� ���������� ����������� ��������. ���, ������������ Ozon � Lamoda ���������� ��������� � ������, ��������� �� ������ ��-��������� SberBox. � �������� ��������� ������ ������ ����� ��������� ������������ � ��������� ������ � ��� ��������� ���������� � ����������������. QR-��� �������� ������� � ������� �������� � ����� ���������� ���������� �������.
� ������� �������� ������� �������� ��������� ������������� ���������� �����������, ����������� � ��������� ����������.
���������� ����������� ���������� (����� � VR) ������������� �������� ����������� �������� ������ ����������, ��� ������� �� �������, � ����� ������������ ��������� �����, ���� ������ ��� �������������. ���������� �������� � ����������� 3D-������� �������� ������������ � ������� ��������� ������� �������������� ������������ � ������� �������. ���������� ����������� � ����������� ���������� �������� ���������� ���������� � ��������, ��������� ����� ��������� ������, �������� ���������� ����� �� ��������� �������� ��� ���������� �������.
���, � 2020 ���� ������� 100 ��� ����������� ��������� ������� � �������������� ����������� ����������.
����������
����� e-commerce � ������ � ���� �� ������� ���������� ��������. ������������ ��������, ��� ������� � ������� �������� ������������� �������� ��������-��������.
� ����� ������� ��������� �������� �������� ���������� � ������ ������������� � ����� ������� ���������:
� ������� ������������� ���������� ��;
� ������������� �������� �������� � ��������� ���������� � ����� ���������� ������������ ����������� [16] (Alekseev, Galitskiy, Zhenzhebir, Dorofeev, Denisov, Mayorina, Polozhentseva, Fadeev, 2016);
� �������� �������� ���������� ���������, ������� �������� ��������� ������ �������� ��������� ����� � ����� ����� ������ � ���, �� �����������������, ���������� � ��������, �������� ������, ������������� ���������;
� ���������� �������� ��������� ������, �������� � ������������� ������������� �������� (�������� � �����������) [17] (Ashalyan, Dibrova, Zhenzhebir et al., 2013);
� ����������� ����� ���������� � ������������ �������������� ����� ��������� � ���������, �������������� � ������������;
� ��������� ����������� ���������, ����� ������� ������������� ������� ����������� ������������ �� ����������� ������������� ������ �������� �������� ��� ����������;
� ���������� ��������� ���������� ������������� �������-��������������� ��������� � ��������������� �������� � ���������� �������� ��� ������� ������������� ������-��������� � �����.
Источники:
2. В России в 2021 году выросло число онлайн-покупателе. Skillbox.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/business/v-rossii-v-2021-godu-vyroslo-chislo-onlaynpokupateley (дата обращения: 09.01.2022).
3. Путин анонсировал цифровую трансформацию в России. Rline.tv. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rline.tv/news/2020-12-04-putin-anonsiroval-tsifrovuyu-transformatsiyu-v-rossii (дата обращения: 28.10.2021).
4. Семенова А.А. Будущее цифрового ритейла: тренды для инноваций // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 1. – c. 64-69. – doi: 10.25631/PEJ.2020.1.64.69.
5. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Женжебир В.Н., Паластина И.П., Тарасов А.А. Анализ проблем, возникающих при формализации бизнес-процессов и автоматизации менеджмента организации // Современные гуманитарные исследования. – 2010. – № 3(34). – c. 33-35.
6. Филатов В.В., Женжебир В.Н., Алексеев А.Е. и др Менеджмент традиционные и современные модели. / Словарь или справочник. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 474 c.
7. Доля e-commerce в российской рознице составит 14% в 2022 году. Newretail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://newretail.ru/novosti/retail/dolya_e_commerce_v_rossiyskoy_roznitse_sostavit_14_v_2022_godu5675 (дата обращения: 09.01.2022).
8. ECommerce 2021: основные цифры. E-pepper.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2021-osnovnye-tsifry.html/ (дата обращения: 11.01.2022).
9. Аналитика рынка интернет-торговли за 2020 год. Shopolog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/analitika-rynka-internet-torgovli-za-2020-god (дата обращения: 11.01.2022).
10. Филатов В.В., Женжебир В.Н., Князев В.В. и др Управление хозяйственными связями предприятия с поставщиками и потребителями. / Монография. - Москва: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2015. – 570 c.
11. Цифровая активность организаций розничной торговли. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 13 c.
12. Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции. / Учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 369 c.
13. Подводные камни модернизации структуры ИТ: как оптимизировать филиальные сети и обеспечить их безопасность. New-retail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/tehnologii/podvodnye_kamni_modernizatsii_struktury_it_kak_optimizirovat_filialnye_seti_i_obespechit_ikh_bezopas8156 (дата обращения: 03.11.2021).
14. Семенова Ю.Е., Воронкова О.В., Островская Е.Н., Панова А.Ю. Использование омни-каналов в современной розничной торговле // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 10(100). – c. 169-172.
15. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года)». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184 (дата обращения: 22.01.2022).
16. Алексеев А.Е., Галицкий Ю.А., Женжебир В.Н., Дорофеев А.Ю., Денисов М.А., Маёрина Е.С., Положенцева И.В., Фадеев А.С. Методология ценообразования инновационных проектов и научно- исследовательских работ, выполняемых по госзаказу органов исполнительной власти. / Коллективная монография. - Москва: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. – 307 c.
17. Ашалян Л.Н., Диброва Ж.Н., Женжебир В.Н. и др. Управление лицензионной деятельностью: вопросы теории и практики. / Монография. - Москва: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2013. – 417 c.
Страница обновлена: 18.02.2025 в 19:19:07