Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле
Женжебир В.Н.1
, Сурай Н.М.1
, Скрынченко Б.Л.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 51 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122560
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Совершенствование информационных технологий порождает преобразование всех сфер жизнедеятельности человечества. В настоящее время одним из главных направлений цифрового государства является формирование цифровой экономики. Целью исследования является обследование опыта внедрения цифровых технологий в деятельность отечественных компаний сферы ритейла. Проанализированы теоретические подходы к терминологическому пониманию цифрового предприятия, цифровых технологий в ритейле. Отмечается актуальность и практика развития цифровых решений в ритейле. В статье проведен анализ перспектив внедрения цифровых инновационных технологий в сферу ритейла. Раскрыта сущность основных цифровых технологий, применяемых сетевыми торговыми предприятиями. Новизна исследовательского подхода заключается в определении основных направлений трансформации торгово-технологических процессов в ритейле в условиях цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровой ритейл, цифровые технологии, бизнес-процесс, оптимизация бизнес-модели, аналитика данных, технология Big Data, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность, смарт-контракт
JEL-классификация: M31, O31, L81
[1] (Suray, Neverov, Gorelova, 2017). , , e-commerce ( ), . , , COVID-19. 2021 . - 65 , 2020 8,3% [2]. . , , , , [3].
.. , , , [4] (Semenova, 2020).
, . , . .
, : ; ; ; ; IT-; ; ; , . , , , , , - [5, 6] (Dorofeev, Filatov, Zhenzhebir, Palastina, Tarasov, 2010; Filatov, Zhenzhebir, Alekseev, et al., 2017).
. .
, .
, -, , , .
- .
, . , 2021 e-commerce 11%, 2018 2,5 . Data Insight, E-Commerce 2022 14%, 2024 . 34%, 2022 . 5,5 (. 1).
1. e-commerce 20182022 ., %
: [7].
e-commerce, Data Insight, , 2020 58%. , : , , .
e-commerce , , Alibaba Amazon, .
, - 2021 4 . 2016 - 920 (. 2).
2. - 20162021 ., . : [8].
- 2020 (. 3).
3. - 2020 ., %
: [9].
, , , , -, [10] (Filatov, Zhenzhebir, Knyazev, et al, 2015).
, :
1) ;
2) -;
3) , ;
4) - .
, , , ( Big Data), , , . , ( ), , , (21%), (16%), (13%) (. 4).
4. , , %
: [11].
-. M-commerce ( ) , () [12] (Gavrilov, 2022).
(, , ) (, OZON, Wildberries), , , , , .
, , . , - , Bubble.
( ). , , - WAN ( SD-WAN) - , [13]. Fortinet Security Fabric, , , .
-. , , .
- , -, . , Amazon - , Amazon Robotics, 100 . . , , . SWIP , 21%.
- [14] (Semenova, Voronkova, Ostrovskaya, Panova, 2019):
1) , , ;
2) ( RPA) , , ;
3) , , ;
4) . , . . , Wildberries .
, . , HBR, 73% .
( ) . . 2030 , , , , , , , [15]. .
, , , 42% . . 21% .
, , . , 26% , . - , 23% .
- .
, . . , . , 2019 .
, . . .
Big Data, . , , , . , , Big Data -, .
Big Data .
. . (, Amazon Echo, , Google Home) - . . , Ozon Lamoda , - SberBox. . QR- .
, .
( VR) , , , . 3D- . , , .
, 2020 100 .
e-commerce . , -.
:
;
[16] (Alekseev, Galitskiy, Zhenzhebir, Dorofeev, Denisov, Mayorina, Polozhentseva, Fadeev, 2016);
, , , , , ;
, ( ) [17] (Ashalyan, Dibrova, Zhenzhebir et al., 2013);
, ;
, ;
- - .
Источники:
2. В России в 2021 году выросло число онлайн-покупателе. Skillbox.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/business/v-rossii-v-2021-godu-vyroslo-chislo-onlaynpokupateley (дата обращения: 09.01.2022).
3. Путин анонсировал цифровую трансформацию в России. Rline.tv. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rline.tv/news/2020-12-04-putin-anonsiroval-tsifrovuyu-transformatsiyu-v-rossii (дата обращения: 28.10.2021).
4. Семенова А.А. Будущее цифрового ритейла: тренды для инноваций // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 1. – c. 64-69. – doi: 10.25631/PEJ.2020.1.64.69.
5. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Женжебир В.Н., Паластина И.П., Тарасов А.А. Анализ проблем, возникающих при формализации бизнес-процессов и автоматизации менеджмента организации // Современные гуманитарные исследования. – 2010. – № 3(34). – c. 33-35.
6. Филатов В.В., Женжебир В.Н., Алексеев А.Е. и др Менеджмент традиционные и современные модели. / Словарь или справочник. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 474 c.
7. Доля e-commerce в российской рознице составит 14% в 2022 году. Newretail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://newretail.ru/novosti/retail/dolya_e_commerce_v_rossiyskoy_roznitse_sostavit_14_v_2022_godu5675 (дата обращения: 09.01.2022).
8. ECommerce 2021: основные цифры. E-pepper.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2021-osnovnye-tsifry.html/ (дата обращения: 11.01.2022).
9. Аналитика рынка интернет-торговли за 2020 год. Shopolog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/analitika-rynka-internet-torgovli-za-2020-god (дата обращения: 11.01.2022).
10. Филатов В.В., Женжебир В.Н., Князев В.В. и др Управление хозяйственными связями предприятия с поставщиками и потребителями. / Монография. - Москва: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2015. – 570 c.
11. Цифровая активность организаций розничной торговли. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 13 c.
12. Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции. / Учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 369 c.
13. Подводные камни модернизации структуры ИТ: как оптимизировать филиальные сети и обеспечить их безопасность. New-retail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/tehnologii/podvodnye_kamni_modernizatsii_struktury_it_kak_optimizirovat_filialnye_seti_i_obespechit_ikh_bezopas8156 (дата обращения: 03.11.2021).
14. Семенова Ю.Е., Воронкова О.В., Островская Е.Н., Панова А.Ю. Использование омни-каналов в современной розничной торговле // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 10(100). – c. 169-172.
15. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года)». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184 (дата обращения: 22.01.2022).
16. Алексеев А.Е., Галицкий Ю.А., Женжебир В.Н., Дорофеев А.Ю., Денисов М.А., Маёрина Е.С., Положенцева И.В., Фадеев А.С. Методология ценообразования инновационных проектов и научно- исследовательских работ, выполняемых по госзаказу органов исполнительной власти. / Коллективная монография. - Москва: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. – 307 c.
17. Ашалян Л.Н., Диброва Ж.Н., Женжебир В.Н. и др. Управление лицензионной деятельностью: вопросы теории и практики. / Монография. - Москва: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2013. – 417 c.
Страница обновлена: 18.08.2025 в 10:04:17
Download PDF | Downloads: 51 | Citations: 15
Current trends of the digital technologies development in retail
Zhenzhebir V.N., Suray N.M., Skrynchenko B.L.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (February 2022)
Abstract:
The improvement of information technologies generates the transformation of all spheres of human activity. Currently, one of the main directions of the digital state is the formation of a digital economy. The research purpose was to study the experience of implementing digital technologies in Russian retail companies. Theoretical approaches to the terminological understanding of a digital enterprise and digital technologies in retail are analyzed. The relevance and practice of digital solutions in retail is noted. The article analyzes the prospects for the introduction of digital innovative technologies in the retail sector. The particularities of the main digital technologies used by network trading enterprises are revealed. The novelty of the research approach lies in determining the main transformations of trade and technological processes in retail in the digital economy.
Keywords: digital transformation, digital retail, digital technologies, business process, business model optimization, data analytics, Big Data technology, artificial intelligence, virtual reality, augmented reality, smart contract
JEL-classification: M31, O31, L81

Россия, Москва