Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле

Женжебир В.Н.1, Сурай Н.М.1, Скрынченко Б.Л.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Женжебир В.Н., Сурай Н.М., Скрынченко Б.Л. Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 637-648. – doi: 10.18334/epp.12.2.114170.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122560
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Совершенствование информационных технологий порождает преобразование всех сфер жизнедеятельности человечества. В настоящее время одним из главных направлений цифрового государства является формирование цифровой экономики. Целью исследования является обследование опыта внедрения цифровых технологий в деятельность отечественных компаний сферы ритейла. Проанализированы теоретические подходы к терминологическому пониманию цифрового предприятия, цифровых технологий в ритейле. Отмечается актуальность и практика развития цифровых решений в ритейле. В статье проведен анализ перспектив внедрения цифровых инновационных технологий в сферу ритейла. Раскрыта сущность основных цифровых технологий, применяемых сетевыми торговыми предприятиями. Новизна исследовательского подхода заключается в определении основных направлений трансформации торгово-технологических процессов в ритейле в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровой ритейл, цифровые технологии, бизнес-процесс, оптимизация бизнес-модели, аналитика данных, технология Big Data, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность, смарт-контракт

JEL-классификация: M31, O31, L81

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



[1] (Suray, Neverov, Gorelova, 2017). , , e-commerce ( ), . , , COVID-19. 2021 . - 65 , 2020 8,3% [2]. . , , , , [3].

.. , , , [4] (Semenova, 2020).

, . , . .

, : ; ; ; ; IT-; ; ; , . , , , , , - [5, 6] (Dorofeev, Filatov, Zhenzhebir, Palastina, Tarasov, 2010; Filatov, Zhenzhebir, Alekseev, et al., 2017).

. .

, .

, -, , , .

- .

, . , 2021 e-commerce 11%, 2018 2,5 . Data Insight, E-Commerce 2022 14%, 2024 . 34%, 2022 . 5,5 (. 1).

1. e-commerce 20182022 ., %

: [7].

e-commerce, Data Insight, , 2020 58%. , : , , .

e-commerce , , Alibaba Amazon, .

, - 2021 4 . 2016 - 920 (. 2).

2. - 20162021 ., . : [8].

- 2020 (. 3).

3. - 2020 ., %

: [9].

, , , , -, [10] (Filatov, Zhenzhebir, Knyazev, et al, 2015).

, :

1) ;

2) -;

3) , ;

4) - .

, , , ( Big Data), , , . , ( ), , , (21%), (16%), (13%) (. 4).

4. , , %

: [11].

-. M-commerce ( ) , () [12] (Gavrilov, 2022).

(, , ) (, OZON, Wildberries), , , , , .

, , . , - , Bubble.

( ). , , - WAN ( SD-WAN) - , [13]. Fortinet Security Fabric, , , .

-. , , .

- , -, . , Amazon - , Amazon Robotics, 100 . . , , . SWIP , 21%.

- [14] (Semenova, Voronkova, Ostrovskaya, Panova, 2019):

1) , , ;

2) ( RPA) , , ;

3) , , ;

4) . , . . , Wildberries .

, . , HBR, 73% .

( ) . . 2030 , , , , , , , [15]. .

, , , 42% . . 21% .

, , . , 26% , . - , 23% .

- .

, . . , . , 2019 .

, . . .

Big Data, . , , , . , , Big Data -, .

Big Data .

. . (, Amazon Echo, , Google Home) - . . , Ozon Lamoda , - SberBox. . QR- .

, .

( VR) , , , . 3D- . , , .

, 2020 100 .

e-commerce . , -.

:

;

[16] (Alekseev, Galitskiy, Zhenzhebir, Dorofeev, Denisov, Mayorina, Polozhentseva, Fadeev, 2016);

, , , , , ;

, ( ) [17] (Ashalyan, Dibrova, Zhenzhebir et al., 2013);

, ;

, ;

- - .


Источники:

1. Сурай Н.М., Неверов П.А., Горелова Т.П. Современное состояние и перспективы развития территориально сгруппированных торговых форматов в России // Инновационные процессы в условия глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG-2017): сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Прага, 2017. – c. 99-107.
2. В России в 2021 году выросло число онлайн-покупателе. Skillbox.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/business/v-rossii-v-2021-godu-vyroslo-chislo-onlaynpokupateley (дата обращения: 09.01.2022).
3. Путин анонсировал цифровую трансформацию в России. Rline.tv. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rline.tv/news/2020-12-04-putin-anonsiroval-tsifrovuyu-transformatsiyu-v-rossii (дата обращения: 28.10.2021).
4. Семенова А.А. Будущее цифрового ритейла: тренды для инноваций // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 1. – c. 64-69. – doi: 10.25631/PEJ.2020.1.64.69.
5. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Женжебир В.Н., Паластина И.П., Тарасов А.А. Анализ проблем, возникающих при формализации бизнес-процессов и автоматизации менеджмента организации // Современные гуманитарные исследования. – 2010. – № 3(34). – c. 33-35.
6. Филатов В.В., Женжебир В.Н., Алексеев А.Е. и др Менеджмент традиционные и современные модели. / Словарь или справочник. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 474 c.
7. Доля e-commerce в российской рознице составит 14% в 2022 году. Newretail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://newretail.ru/novosti/retail/dolya_e_commerce_v_rossiyskoy_roznitse_sostavit_14_v_2022_godu5675 (дата обращения: 09.01.2022).
8. ECommerce 2021: основные цифры. E-pepper.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2021-osnovnye-tsifry.html/ (дата обращения: 11.01.2022).
9. Аналитика рынка интернет-торговли за 2020 год. Shopolog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/analitika-rynka-internet-torgovli-za-2020-god (дата обращения: 11.01.2022).
10. Филатов В.В., Женжебир В.Н., Князев В.В. и др Управление хозяйственными связями предприятия с поставщиками и потребителями. / Монография. - Москва: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2015. – 570 c.
11. Цифровая активность организаций розничной торговли. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 13 c.
12. Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции. / Учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 369 c.
13. Подводные камни модернизации структуры ИТ: как оптимизировать филиальные сети и обеспечить их безопасность. New-retail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/tehnologii/podvodnye_kamni_modernizatsii_struktury_it_kak_optimizirovat_filialnye_seti_i_obespechit_ikh_bezopas8156 (дата обращения: 03.11.2021).
14. Семенова Ю.Е., Воронкова О.В., Островская Е.Н., Панова А.Ю. Использование омни-каналов в современной розничной торговле // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 10(100). – c. 169-172.
15. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года)». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184 (дата обращения: 22.01.2022).
16. Алексеев А.Е., Галицкий Ю.А., Женжебир В.Н., Дорофеев А.Ю., Денисов М.А., Маёрина Е.С., Положенцева И.В., Фадеев А.С. Методология ценообразования инновационных проектов и научно- исследовательских работ, выполняемых по госзаказу органов исполнительной власти. / Коллективная монография. - Москва: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. – 307 c.
17. Ашалян Л.Н., Диброва Ж.Н., Женжебир В.Н. и др. Управление лицензионной деятельностью: вопросы теории и практики. / Монография. - Москва: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2013. – 417 c.

Страница обновлена: 27.03.2024 в 08:06:47