Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения» на тему «Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы»
Городецкий А. Е.1, Караваева И.В.1
1 Институт экономики РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Городецкий А. Е., Караваева И.В. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения» на тему «Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы» // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 2. – С. 443-452. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117958.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54166217
Аннотация:
Резолюция подготовлена по результатам работы Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, проведенной в Москве 23 – 24 марта 2023 г. в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН и при организационном и научном участии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук и журнала «Экономическая безопасность».
1. В работе всероссийской научно-практической конференции приняли участие: российские и зарубежные представители научных и высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Владивостока, Екатеринбурга, Донецка, Нижнего Новгорода, Набережные Челны, Казани, Калуги, Костромы, Луганска, Грозного, Перми, Ярославля, Минска (Республика Беларусь); сотрудники: Института экономики Российской академии наук, Центрального экономико-математического института РАН, Института проблем рынка РАН, Института государства и права РАН, Белорусского государственного экономического университета (г. Минск, Республика Беларусь), Института проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН, Института экономики УрО РАН, Вологодского научного центра Российской академии наук, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Центра мониторинга и оценки экономической безопасности, Финансового университета при Правительстве РФ, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), филиал в г. Калуге, Московского международного университета, Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Института макроэкономических исследований Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, Луганского государственного университета имени Владимира Даля, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Московского института психоанализа, Российского государственного гуманитарного университета, Российского университета транспорта, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Военного университета Министерства обороны РФ, Российской таможенной академии (Люберцы), Государственного университета управления, Азово-Черноморского инженерного института – филиала Донского государственного аграрного университета, Чеченского государственного университета, Государственного университета им. Б.Б. Городовикова (Калмыкия), Донецкого национального университета, Казанского государственного энергетического университета, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Коми республиканской академии государственной службы и управления, Национального исследовательского центра «Институт им. Н.Е. Жуковского», Пермского государственного национального исследовательского университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского университета МВД России, Уральского государственного экономического университета, Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, Чеченского государственного педагогического университета, Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Секции «Проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства» РАЕН, АО Банк «Северный морской путь», ПАО Сбербанк, ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «Россети Северо-Запад», Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье», издательства «Первое экономическое издательство», журнал «Экономическая безопасность».
Конференция проводилась в очном и ZOOM-формате по трем секционным направлениям:
- приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов;
- технологический суверенитет в системе экономической безопасности современной России;
- социальная составляющая экономической безопасности современной России.
Общее число зарегистрированных участников составило 114 человек. На пленарном заседании конференции и первой секции присутствовало 87 человек, и были заслушаны и обсуждены 39 научных докладов.
Пленарные и секционные доклады выступлений зарегистрированных участников всероссийской научной конференции «VII Сенчаговские чтения» в соответствии с Программой конференции будут размещены в журнале «Экономическая безопасность» (журнал индексируется в РИНЦ, включен в перечень журналов ВАК РФ, и всем статьям присваивается DOI) и опубликованы в течение 2023 года в соответствии с утвержденной политикой издательства «Первое экономическое издательство» бесплатно.
2. Участники конференции считают необходимым отметить, что последовательное обеспечение требований национальной безопасности в контексте ее экономических и социальных составляющих требует особо внимательного отношения к характеру и направленности преобразований важнейших институтов российского общества и государства в условиях новой реальности. Неслучайно современная практика государственного и муниципального управления все более акцентирует внимание на нарастающем значении своевременной актуализации государственных и общественных институтов в целях полной обеспеченности требований национальной, в том числе социально-экономической безопасности страны. Разумеется, направленность экономических и социальных реформ в стране не может соотноситься только с требованиями безопасности; однако роль факторов безопасности в данном случае остается очень значимой.
Одним из институтов, также тесно связанных с повседневным обеспечением требований национальной безопасности, является система местного самоуправления. Это мотивируется тем, что именно в рамках этой системы наиболее полно и конкретно прослеживается единство публичной власти и гражданского общества; формируются возможности реализации инициатив и ответственности населения за решение хозяйственных, социальных и иных проблем конкретной территории. Полноценная реализация этих возможностей со стороны населения «соучастия в управлении» выступает мощным фактором обеспечения социальной стабильности и безопасности, ключевым условием значительного вклада институтов гражданского общества в решение задач, определенных экономической и социальной политикой государства.
Сложившаяся ситуация потребовала переориентации экономической, промышленной политики преимущественно на внутренние источники развития с возможным привлечением ресурсов дружественных государств и с конечной целью создания самодостаточного народнохозяйственного комплекса, для которого Россия имеет, к счастью, все материальные и людские возможности. Реально можно говорить о возможности опережающего развития отдельно взятой страны не по всему инновационному фронту, а лишь на каком-то узком его сегменте. Речь, следовательно, может идти только о селективно-авангардном опережающем развитии. Задачи селективно-авангардного развития решаются сегодня параллельно с ускоренным импортозамещением нужной продукции, иногда не самыми высокотехнологичными аналогами.
Остановка импортных поставок важной для народного хозяйства продукции и массовый уход с российской территории известных иностранных компаний заставили в спешном порядке искать им замену в других странах, используя параллельный, не брендовый импорт промышленных изделий и запасных частей для них. Одновременно стало расширяться импортозамещение путем налаживания отечественного производства не только в сельском хозяйстве и ОПК, но и в других жизненно важных отраслях. Экспортные поставки энергоносителей, металлов, удобрений и другой российской продукции были переориентированы в основном в азиатские страны, где они продаются пока по дисконтным ценам.
Насущная необходимость замены импортировавшихся ранее товаров отечественными аналогами заставила временно отложить планы технологического совершенствования производства и даже отказаться от уже введенных высоких стандартов (евро 5 и 4) в автомобилестроении и на других видах транспорта. Приоритетом стал выпуск собственной продукции вместо импортной, пусть даже и менее качественной, и технологичной.
Необходима реформа структур, формирующих как рыночную среду, так и идеологию цивилизованного рынка в стране. Идеология «вульгарного» либерализма и «дикого рынка» уже многократно продемонстрировала свою несостоятельность. Следует, наконец, более чётко определить векторы экономического развития, которое невозможно без обоснованной и подтверждённой практикой экономической теории, понятной действующим на рынке экономическим агентам.
Уникальность текущего момента состоит в том, что переход к модели «больших вызовов» может быть осуществлен в рамках давно назревшей потребности актуализации государственного стратегического планирования как совокупности скоординированных мер, направленных на установление долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения.
На смену вульгарным представлениям о всесилии «невидимой руки рынка» приходит осознание необходимости развития и практического использования современной системы национального стратегического планирования и, в более широком смысле, стратегического управления социально-экономическим развитием страны. Постановку долгосрочных национальных целей развития Российской Федерации, обеспеченных соответствующими национальными/федеральными проектами и государственными программами, можно расценивать как попытку перехода к новой модели социально-экономического развития – модели «больших вызовов» с отечественной спецификой.
Для оценки этих качественно новых вызовов и условий функционирования экономики необходимо серьезное теоретико-методологическое обоснование причин качественно новых угроз темпам развития и самой национальной идентичности современной России, постоянный мониторинг и анализ тенденций возникновения макроэкономических рисков, создания механизмов их типологии и классификации, разработка подходов к оценке уровня социально-экономической безопасности на федеральном и субфедеральном уровнях.
3. Актуальность выступлений участников конференции подтверждается недостаточной практической результативностью парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях ужесточения внешнего санкционного давления:
- увеличением рисков ослабления макроэкономической устойчивости отечественной финансовой системы, развитием инфляционных процессов в экономике;
- недостаточной эффективностью денежно-кредитной (финансовой, банковской, налоговой) политики в условиях применения новых финансовых ограничителей во внешнеторговых отношениях;
- необходимостью пересмотра денежно-кредитной политики с точки зрения ценовых факторов, влияющих на достижение целей нейтрализации угроз экономического роста России и представление предложений по его совершенствованию в контексте обеспечения экономической безопасности в условиях тотального санкционного давления;
- сохранением заниженных темпов экономического развития, наличия сдерживающих факторов монетарного, бюджетного и фискального регулирования;
- отсутствием системы скоординированного стратегического планирования и бюджетирования при принятии стратегических решений;
- усилением рисков и угроз социальной безопасности, связанных с сохранением значительного имущественного расслоения общества;
- усилением рисков развития коррупционной составляющей российской экономики, развития процессов картелизации.
Перечисленные риски и угрозы, формирующиеся в бюджетно-финансовой сфере, в условиях ужесточения внешнего санкционного давления существенно актуализируют проблематику обеспечения социально-экономической безопасности страны и нуждаются в серьезном теоретико-методологическом обосновании.
4. В ходе научной дискуссии участниками конференции, продолжая теоретические позиции российских ученых – академика Л.И. Абалкина, проф. В.К. Сенчагова и других основоположников школы «Экономической безопасности» были выдвинуты следующие предложения:
- проанализировать возрастание значения социального и социально-политического факторов в стратегии экономической безопасности, выделить и охарактеризовать основные проявления, тенденции и противоречия данного процесса в условиях мобилизационной экономики;
- определить и охарактеризовать каналы влияния системных антироссийских санкций на развитие национального хозяйства на федеральном и субфедеральном уровнях и оценить их последствия для экономики и социума Росси;
- целесообразно сосредоточиться на исследованиях по возрождению собственной экономики, промышленности на решении внутренних вопросов социальной сферы; (Казанцев. Тезисы)
- определить долгосрочную экономическую стратегию при исследовании вопросов селективно-авангардного опережающего развития, при котором фронт селективности определить имеющимся у страны ограниченным научно-техническим потенциалом и способностью к его приумножению. Селективно-авангардное технологическое развитие должно сочетаться с построением такого народнохозяйственного комплекса, который бы обеспечивал устойчивость экономики при возможных международных катаклизмах; (Князев. Тезисы)
- показать противоречия и риски государственной бюджетной политики, сдерживающие реализацию национальных стратегических приоритетов, охарактеризовать спецификацию рисков бюджетной политики в условиях системного экономического кризиса;
- определить возможные направления парирования базовых рисков экономической и социальной безопасности России с использованием методов бюджетно-финансового регулирования;
- проанализировать и охарактеризовать просчеты ценовой политики и попыток ценового регулирования в условиях развивающейся в рамках нарастания санкционного давления и развития системного экономического кризиса инфляции с целью их нейтрализации;
- рассмотреть возможности и охарактеризовать основные направления, принципы и методы включения управленческих механизмов определения и регулирования рисков социально-экономической направленности в качестве структурных составляющих в систему государственного администрирования, бюджетирования и стратегического планирования;
необходимы исследования транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России; [1]
- необходимы преобразования в системе местного самоуправления, такие как: сохранение поселенческого звена местного самоуправления при его достаточной приближенности к населению; усиление роли субъектов Федерации в выборе форм внутрирегионального управления и местного самоуправления; гарантии использования непосредственных форм народовластия при решении ключевых проблем муниципального развития; существенное укрепление финансовых основ деятельности органов местного самоуправления; полномасштабное включение муниципального звена управления в «вертикаль» стратегического планирования;
- исследование финансовых рисков в обеспечении экономической безопасности сельских территорий должно найти свое отражение в научном анализе социо-эколого-экономической безопасности и в разработке новой структуры финансового обеспечения развития регионов.
5. В условиях санкционного давления со стороны недружественных стран и фактического формирования новой модели экономического развития считать необходимым продолжить проведение исследований по следующим направлениям:
- влияние институциональных изменений, осуществляемых преимущественно путем реализации институциональных проектов, на траекторию развития экономики и общества, во-вторых, потенциал государства как силы, способной легализовать институциональные проекты и содействовать их легитимизации, то есть превращению институциональных проектов в полноценные социальные институты;
- разработка новых теоретических подходов и практических рекомендаций по определению основных направлений и механизмов обеспечения экономической безопасности с выделением ее социальных и социально-политических аспектов;
- уточнение механизмов оценки и парирования вызовов, угроз и рисков в условиях, когда государственное стратегическое планирование и бюджетирование становится ядром всей системы экономического регулирования;
- проведение исследований по определению базовых ориентиров реформирования бюджетной, налоговой и ценовой политики направленных на минимизацию системных рисков развития;
- разработка методов стимулирования финансовых механизмов, способных обеспечить переориентацию финансовых потоков получаемых в виде доходов предприятий и населения в направлении прорывного роста инвестиционных вложений в высокотехнологичные сектора экономики, развитие институтов социальной поддержки населения, сдвига в структуре потребления в пользу вложений в человеческий капитал, качественного изменения уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры.
- обоснование научных принципов и подходов к совершенствованию национальной системы управления рисками;
- совершенствование инструментария оценки аппарата существующих рисков экономического и социального развития, позволяющего выявлять, определять и количественно исчислять риски и их последствия в среднесрочной перспективе, а также моделировать соответствующие политические и управленческие решения, направленные на их минимизацию или полное нивелирование.
6. В целях практической реализации выводов и предложений, заслушанных и обсужденных докладов на пленарном заседании и секциях, участники конференции:
- считают необходимым публиковать информацию о проведенной конференции в средствах массовой информации с приоритетной публикацией в научном рецензируемом журнале, осуществляющем бесплатно публикационную поддержку конференции, – «Экономическая безопасность»;
- предлагают направить информационные материалы и рекомендации международной научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения», а также опубликованные материалы конференции в соответствующие комитеты Государственной Думы РФ, Совет Безопасности РФ, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- поддерживать постоянно ведущийся диалог между органами власти и государственного управления, с одной стороны, и академическим и вузовским сообществом, с другой, по вопросам эффективности системы институтов обеспечения социально-экономической безопасности, нейтрализации деструктивных тенденций в современной российской экономике;
- развивать деятельность постоянно действующего методологического семинара Института экономики РАН и секции Проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства РАЕН «Сенчаговские чтения»;
- продолжить ежегодное проведение на базе Института экономики РАН, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, других научных структур РАН и РАЕН ежегодной Международной (Всероссийской) научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» для обсуждения проблем социально-экономической безопасности России и ее регионов, сфер и отраслей национальной экономики с расширением тематики и состава участников, март – апрель.
Председатель организационного комитета конференции
Руководитель научного направления Института экономики РАН
доктор экономических наук, профессор
А. Е. Городецкий
Сопредседатель организационного комитета конференции
Зав. сектором экономической безопасности Института экономики РАН
доктор экономических наук, профессор
И.В. Караваева
[1] Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=443540#Po2P6aTg55NsgAsy (дата обращения 31.03.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:18:37