Теневая экономика стран Прибалтики: почему Европейский союз сворачивает программы сотрудничества в регионе

Захарьев Я.О.1
1 МГИМО МИД РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Захарьев Я.О. Теневая экономика стран Прибалтики: почему Европейский союз сворачивает программы сотрудничества в регионе // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 4. – С. 285-294. – doi: 10.18334/tek.5.4.113669.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48021585

Аннотация:
В статье изложены векторы развития теневой экономики в странах Прибалтики в 2000-2021 гг. На основе источников разных ведомств и сфер трех республик дана картина действий вовлеченных в противоправную деятельность лиц, способствующих развитию криминальных схем, негативно влияющих на сотрудничество внутри Европейского союза, формируя негативный имидж всем трем государствам-участникам регионального объединения. Отражены перспективы развития теневой экономики в Латвии, Литве и Эстонии при сохраняющейся практики реакции ЕС.

Ключевые слова: теневая экономика, Европейский союз, Прибалтика, мигранты, миграция населения, позитивная дискриминация, теневой экспорт, стандарты качества, неучтенный импорт, лобби

JEL-классификация: F15, F16, F22, F59, F65, F69, O17

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Теневая экономика в условиях процессов регионализации и глобализации приобретает комплексные и специфические формы во всех частях планеты. Основная специфика, влияющая на рост данного явления, – это коррумпированные чиновники, которые развивают данную нишу на свое благо, чиня урон населению и имиджу своего государства. Одной из любопытных форм такого действия является комплекс процессов, имеющий место быть в трех государствах Прибалтики. Интересен он, прежде всего, своим фасадом правового регулирования и фактом субституции обычным правом изложенных ниже направлений теневого хозяйствования в субъектах. Ключевым источником для создания данной рукописи послужили личные беседы с гражданами без ограничения в правах в трех республиках, с проживающими лицами, ограниченными в правах, с мигрантами по линии беженцев, с действующими сотрудниками правоохранительных органов на правах анонимности беседы, с бывшими сотрудниками администрации торговых портов Клайпеды, Риги, Таллина, с работниками музейных и архивных фондов Таллина, Вильнюса и Риги, с предпринимателями среднего уровня торгового сегмента, а также периодические издания, освещающие комплекс преступлений региона [1–11] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Цель исследования: на основе полученного материала осветить специфику развития теневой экономики в трех странах Прибалтики в начале ХХI века.

Основная часть

Три республики Прибалтики – весьма проблемный дотационный регион для всех организаций, членство в которых есть у данных стран. Наличие определенных видов лобби давно является основной статьей дохода правительств ввиду практически полной ликвидации промышленности в Латвии и Эстонии и относительно сохранившейся пищевой и легкой – в Литве.

Рисунок 1. Политическая карта Прибалтики

Источник: Карта Прибалтики. URL: https://www.nissa-tour.ru/pribaltika/pribaltika-map.asp (дата обращения: 07.10.2021).

Вместе с тем, будучи членами ряда международных организаций, три республики вводят позитивную дискриминацию, парады нацистов, обилие криминальных схем, которые ужасают Брюссель и побуждают Европейский союз сворачивать большую часть программ сотрудничества ввиду тотальной коррупции и большого количества вещественных доказательств, как расходуются денежные средства, помимо массовых жалоб о нарушении прав человека в различных формах помимо дискриминации и поражения в правах русскоязычного населения трех республик.

В целом существование за счет антироссийского лобби пока возможно, однако речь Джо Байдена о сокращении расходов на проамериканский курс означает ужесточение контроля за отпускаемыми на прибалтийский вектор денежными средствами [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021). Другими словами, единственный источник доходов после ликвидации своих мощностей сокращается и может уйти, и придется оставаться с весьма недружественными соседями, помимо РФ, для Литвы это территориальные претензии Польши, для Латвии – провал прошведских сил с интеграцией в Королевство, для Эстонии – ухудшившиеся отношения с Финляндией и государствами Скандинавии после неудачного ребрендинга паромов на эстонских мощностях. Заявление американских чиновников, что США не планируют уходить по афганскому сценарию из Украины и других стран Восточной Европы, изменило настроение по проводимой стратегии в правящих кабинетах республик. Таким образом, три республики остались в среде комплекса порожденных ими проблем, к которым добавилось возвращение граждан из Соединенного Королевства и ЕС ввиду пандемии и новых волн глобального экономического кризиса. В этих условиях еще больше обострились схемы теневой экономики трех стран, которые и без того создавали массу неудобств как для ЕС и ЕСПЧ, так и для международных региональных отношений.

Разберем, какие общие теневые схемы действуют на территории трех стран.

Теневые схемы на кладбищах [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021). Дело касается пласта захоронений не только советских воинов-освободителей всех национальностей и могил русских, но и иных национальных меньшинств (татары, чуди, караимы, евреи, могильные захоронения военнослужащих периода СССР 1946–1991 гг., поляки и иные). Доходит до того, что могила может исчезнуть по греческому сценарию уничтожения могилы через срок, если за ней никто не ухаживает, но без нормативной базы греков: т.е. в Прибалтике уничтожаются записи в реестрах, сносится памятник, убирается ограда и родственников ставят перед фактом: могила не найдена. Найти такую «пропавшую могилу» возможно при архивных копиях, выписках, по архивам в РФ, в т.ч. Центральному военному, по ориентиру соседних непострадавших могил. Разумеется, ввиду криминальной схемы от сотрудников кладбищ до администрации территориальной единицы предлагается «обнаружить» могилу за определенные средства теневого отката либо же забыть о могиле, приняв как данность. Стоит ли говорить, что ЕСПЧ завален только по этому вектору томами жалоб пострадавших родственников захороненных в трех республиках лиц [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Портовые теневые операции. Все порты трех стран имеют обильно развитую теневую экономику, прежде всего связанную с незаконной добычей янтаря для азиатских направлений КНР, Южная Корея, Япония, Вьетнам и др. Сырье используется в Азии комплексно: от ювелирных изделий до лекарственных средств китайской и корейской медицины [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Лагеря беженцев. Все, кто были под Шяуляем, знают о палаточном лагере беженцев, который никак не расселен, лицам, находящимся там, выплачивают крохи от дотационных средств, выделенных ЕС на их содержание в достойных условиях. Куда делись эти суммы, кичащиеся соблюдением хартии ЕС литовские власти молчат [3–7] (Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Пыточная тюрьма под Клайпедой. По модели Гуантанамо и нашумевшей иракской Абу-Грей. Вроде бы, в 2009 году был обнародован указ, закрывающий все зарубежные тюрьмы ЦРУ США [11]. По факту хозяйственная территория спокойно работает по назначению со штатом охраны и заключенных [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Проблема беженцев [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021). По квотам и требованиям ЕС три страны приняли, по разным данным, от 3800 до 10000 лиц из разных стран мира, проходящих по реестрам политических заключенных и (или) подвергавшихся со стороны властей по разным вопросам дискриминации запрещенных родов деятельности каждого такого государства Азии и Африки, в т.ч. из блока СНГ [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021). Такой разброс цифр [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021) связан с тем, что часто политическая статья инкриминировалась лицам параллельно или вместе с иными гражданскими и (или) уголовными статьями, что делало их статус переходным: мигрировали по одной программе ЕС, получали статус временного пребывания в трех странах Балтии по другому делу, а далее статус постоянного резидента по пятому разряду законодательных норм. Эта путаница внедрена была властями намеренно с целью получить из ЕС максимальные суммы по содержанию лиц, с одной стороны, а самим беженцам выплачивать мизер, оставляя эту криминальную маржу в своем кармане. Разумеется, эра интернета мгновенно оповестила сеть о творящихся порядках, что побудило фонды ЕС свернуть ряд программ, имея на руках неоспоримые факты растраты властями денежных средств [1–11] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Хуже того, обнаружились массовые факты слива информации вплоть до адресов проживания данных мигрантов любым желающим за символические денежные переводы из системы правоохранительных органов [2–11] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021). В результате чего гарантий безопасности дать перемещенным лицам было уже нельзя, по фондам и законодательству ЕС второй реэмиграции внутри объединения нет, а люди остались жить со страхом, что в любой момент их настигнут и убьют.

Несоответствие стандартам качества ЕС почти всей производимой продукции трех прибалтийских республик побуждает также сбывать ее по теневым схемам ввиду ненужности ни на внутреннем рынке, ни на рынке ЕС и США. Так, обильные поставки продовольствия в условно социальные магазины РФ из Литвы имеют объем, превышающий статистически задекларированный через импорт в 4–6 раз. Разумеется, в РФ теневой экспорт никто не проверяет на качество. Не менее странная статистика идет в рыболовной отрасли трех стран, имея странную амплитуду изменения дельты от улова в готовую продукцию с превышениями второго над первым с сохранением мощностей, что не имеет возможности быть в реальности, т.к. из меньшего объема сырья нельзя теми технологиями сделать большее количество готовых изделий. Неучтенные уловы также распространяются в неизвестных направлениях по Балтийскому морю.

Криминальные среды национальных меньшинств-беженцев [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021). Не интегрированные никем и никуда беженцы, находящиеся в проблемных условиях, создают логические цепочки коммуникации по языковому и (или) по национальному признаку. Не имея возможности работать, но нуждаясь в деньгах, они создают криминальные национальные схемы в сферах транзита, перевозок, связи с близкими для других мигрантов иных национальностей, пересдачи в аренду площадей, теневых грузчиков портов, в сфере работ серых зарплат и в сфере частного теневого найма в непопулярных линейках рабочих мест. Под их контроль попадает часть бизнеса мусора и свалок (до 2009 года цыгане – цветной металл, после 2016 – различные группы меньшинств) [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Кто платит за парады нацистов [1–7] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021)? До сих пор это наиболее неудобный вопрос для чиновников Брюсселя. Наиболее болезненная для ЕС тема – парады нацистов в трех прибалтийских странах. Безусловно, это стало возможно только за деньги и гарантии сохранения членства во всех организациях стран – организаторов данных дел. Отличительной особенностью данного финансирования являются не проходящие ни по одному реестру наличные денежные средства. Никто из потомков нацистских преступников, проживающих в странах ЕС, США, Канаде и в Латинской Америке, не хочет такой международной славы своих действий [3–7] (Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Депопуляция и ее последствия для роста теневой экономики. С 1990-х наблюдались процессы активной трудовой миграции населения из стран Прибалтики, которые создали вакуум трудовых профессий и простимулировали криминальную сферу незаконного трудоустройства мигрантов и (или) лиц, пораженных в правах в ряде ниш таким образом, что они не проходили и не проходят по трудовым реестрам ЕС ввиду статуса, соответственно, у недобросовестных работодателей появлялась теневая маржа на экономии издержек, налогов и отчислений за свой штат. С ужесточением контроля комиссией Брюсселя по трудовым вопросам три страны пошли на хитрость, внедряя таких «серых сотрудников», как практиканты, которым не полагалось платить каких-либо средств, более того, по бумагам их трудовой день не превышал смены, за которую полагались денежные выплаты. После этого ЕС обязал страны платить практикантам, что по настоящее время проходит в реестре неучтенных денежных средств [1–11] (Burov, 2017; Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021; Dmitrieva, Drobot, 2018; Drobot, Makarov, 2021; Drobot, Makarov, 2021; Lomsadze, 2020; Khanchuk, 2021).

Заключение

Почему ЕС держит в своем составе три проблемные дотационные республики? Безусловно, из-за давления США. Брексит негативно повлиял на устройство ЕС, заставив более внимательно относиться ко всем оставшимся участникам, имея предпосылки для выхода из зоны таких стран с более развитой промышленностью и экономикой, как Греция, Италия, Венгрия и Словакия. Разумеется, сами страны Прибалтики не хотят выходить из ЕС, никто никогда из депутатов парламентов трех республик не поднимал вопрос о выходе из регионального объединения, однако возможен внешний вывод из ЕС при давлении ведущих экономик объединения. Такой прецедент ни разу не был внедрен. Излишне бюрократизированная система оперативного реагирования на противоправные деяния, нарушающие международное законодательство и декларации ЕС, в лучшем случае вызывает глубокую озабоченность, в худшем – словесное осуждение, которые никак не влияют на смену проводимого курса в Прибалтике. Таким образом, игнорируя происходящее в Прибалтике, Брюссель дает карт-бланш на все операции теневой экономики, разрастающиеся в трех республиках в геометрической прогрессии по мере сокращения финансирования из Вашингтона. Количество данных схем будет расти и множиться ввиду неспособности правительств как-либо развивать национальные экономики в конструктивном ключе: создание новых производств и линеек рабочих мест на фоне новых волн глобального экономического кризиса, появившихся форм Covid-19 и комплексных проблем международных отношений, влияющих на регион в целом.


Источники:

1. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 57-72. – doi: 10.18334/tek.1.2.37712.
2. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182. – doi: 10.18334/tek.5.3.112799.
3. Дмитриева Е.О., Дробот Е.В. Теневая экономика: угрозы и последствия // Теневая экономика. – 2018. – № 1. – c. 9-16. – doi: 10.18334/tek.1.1.37636.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 53-77. – doi: 10.18334/tek.5.1.112236.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Сценарии развития и стратегии управления теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 183-198. – doi: 10.18334/tek.5.3.112237.
6. Ломсадзе Д.Г. Концептуальные проблемы методологии научных подходов в исследованиях феномена теневой экономики // Теневая экономика. – 2020. – № 1. – c. 11-22. – doi: 10.18334/tek.4.1.100606.
7. Ханчук Н.Н. Фундаментальные основы современного понимания теневой экономики // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 157-166. – doi: 10.18334/tek.5.3.112901.
8. Жизнь преступная: какой город Прибалтики самый криминальный?. Новостной портал на русском языке в Литве. [Электронный ресурс]. URL: https://baltnews.lt/vilnius_news/20181114/1018566461/Europe-Pribaltika-goroda-kriminal-reiting.html (дата обращения: 07.10.2021).
9. Подборка отчетов пресечения криминальных операций в сфере торговли в странах Прибалтики 2000-2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cargonews.lt/kriminal-avarii-proishestvija/ (дата обращения: 20.09.2021).
10. Из предоставленных самоуправлениями помещений все мигранты переселены – МВД Литвы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.obzor.lt/news/n74776.html 20.09.2021 (дата обращения: 07.10.2021).
11. CIA shuts down its secret prisons. [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/in_depth/7993087.stm (дата обращения: 07.10.2021).

Страница обновлена: 18.12.2023 в 08:41:39