Approaches to assessing the efficiency of energy sales companies
Tagirova A.M.1, Malkova T.B.1
1 Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Russia
Download PDF | Downloads: 50
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 5 (May 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53965303
Abstract:
The article discusses approaches to assessing the efficiency of energy sales companies, taking into account their main features in the electricity market. Based on a comparative analysis of the main characteristics, features and methodological approaches to the efficiency of energy supply companies, the following opinion was substantiated. Amidst uncertainty and risks associated with the energy crisis, the fundamental approach to evaluating efficiency is an integrated approach consisting in the analysis of key factors of the energy supply companies' efficiency. At the same time, special attention should be paid to industry factors that most determine both the opportunities for further development and the risks affecting the results of the business. The article will be of interest to those who professionally deal with energy supply companies and methods to improve their activities, federal and regional government bodies, researchers, academic staff and graduate students.
Keywords: energy sales company, efficiency assessment approaches, traditional financial model, discounted cash flow method, qualimetric model, energy sales companies' financial performance indicators
JEL-classification: M11, M21, Q41, Q48
Введение
Непрерывно изменяющаяся конкурентная среда, рост тарифов, растущая дебиторская задолженность, невысокие финансовые результаты и неопределенность, вызванная отсутствием возможности прогнозирования развития тех или иных событий, свидетельствуют о необходимости управления экономической эффективностью организаций. Однако, прежде чем применять те или иные методы управления эффективностью энергосбытовых компаний необходимо исследовать природу эффективности, изучить все показатели эффективности, а также методы её оценки.
Экономическим проблемам эффективности предприятия посвящены научные труды отечественных ученых В.И. Рясина [7, c. 1-7], Т.Б. Малковой [8, с. 686-690], Верстиной Н.Г. [9, с. 199-204], Кукукиной И.Г. [10 с. 1-4], а также зарубежных экономистов У. Кинга [11, с. 29], Д. Клиланда [11, с. 29], К. Р. Макконнелла [12, с.39 ], С. Л. Брю [12, с.39 ], М. П. Тодаро [13,с. 644], Ф. К. Беа [14, с.113], Э. Дихтла [14, с.113], М. Швайтцера [14, с.113] и др. Но тем не менее, несмотря на наличие различных методов оценки эффективности существуют подходы, которые не получили однозначной оценки и требуют проведения дополнительных исследований.
Являясь основным показателем функционирования организации эффективность позволяет оценить устойчивость развития предприятия, а самое главное, она представляет собой стимул, способствующий повышению экономического потенциала. Среди многообразия существующих определений понятия эффективность выделяют главное, что эффективность — одна из возможных характеристик качества функционирования экономической системы, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.
Проблема анализа и оценки эффективности является одной из центральных в научно-исследовательской деятельности и на сегодняшний день является одной из приоритетных в деятельности энергосбытовых компаний, несмотря на наличие достаточного набора методов ее определения.
Целью данного исследования является выявление подхода к эффективности функционирования энергосбытовых компаний, в наибольшей степени позволяющего получить максимально полезный эффект с учетом применения наименьших затрат.
На сегодняшний день вопросам содержания понятия «эффективность» уделяется достаточно пристальное внимание, что обусловлено сложностью и многогранностью данной категории. Практическая значимость эффективности отражается повсеместным внедрением и использованием данного понятия и различных финансовых, экономических и технических показателей его оценки. Однако, выявленные подход к оценке эффективности не позволяют комплексного понимания к вопросам функционирования, что выражено фрагментарным анализом показателей эффективности.
Основываясь на анализе проведенного анализа, опыта зарубежных стран, основных принципов эффективности и привлекательности энергосбытовых компаний, гипотезой исследования является предположение авторов о том, что комплексный подход к оценке эффективности функционирования энергосбытовых компаний с учетом ключевых факторов позволяет с наибольшей степенью вероятности выявить «узкие места» деятельности организаций, проанализировать природу выявленных проблем и оперативно принять меры по их устранению.
Для проведения исследований в научной работе были использованы общенаучные методы познания, такие как сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Кроме того, при проведении сравнительного анализа походов к оценке эффективности была применена квалиметрическая модель определения коэффициентов весомости выявленных факторов.
Сущность эффективности деятельности энергосбытовых компаний и подходы к её оценке
На современном этапе экономического развития энергосбытовой деятельности существование значительного количества систем оценки эффективности деятельности предприятия заставляет более детально подходит к вопросу проведения анализа эффективности. (рис.1) [1]. Говоря об эффективности деятельности энергосбытовых организаций необходимо особое внимание уделить узкоспециализированным факторам, влияние которых на энергосбытовую отрасль требует обязательной оценкой эффективности деятельности компаний. Так как деятельность сбытовых компаний является посреднической, данные компании ничего не производят, собирают денежные средства за потребленный ресурс.
Современные реалии функционирования энергосбытовых компаний в условиях усиления воздействия различных факторов на эффективность деятельности организаций с учетом нестабильной политической и экономической обстановки в Российской Федерации, побуждают менеджмент компаний к повышению эффективности бизнес-процессов системы, получению максимального полезного эффекта с учетом применения наименьших затрат, что побуждает к изучению факторов эффективности, воздействие на которые приводит к достижению максимальных результатов деятельности энергосбытовых компаний, повышению финансовой устойчивости, а также способности компании осуществлять свои цели и задачи.
Рис. 1 Классификация методов оценки эффективности компаний [1]
Для составления полного суждения об эффективности деятельности энергосбытовой компании необходимо принимать во внимание множество факторов [2]. Помимо обобщающих факторов особого внимания требует изучение вопросов отраслевой специфики рассматриваемых компаний, значение результатов которой оказывает влияние как на экономику региона, так и на экономику страны в целом.
Комплексный системный подход к оценке эффективности энергетических предприятий позволит повысить качество управления, что отразится на повышении роста их эффективности функционирования и снижении темпов роста тарифов на электроэнергию.
Принципы формирования ключевых показателей эффективности будут неизбежно меняться, поскольку деятельность ЭСО неразрывно связана на технологическом, экономическом и социальном уровнях с миллионами потребителей электроэнергии, поэтому следует учитывать наиболее значимые направления развития ЭСО и факторы, определяющие функционирование.
На основании изложенного, а также принимая во внимание специфику энергосбытовой отрасли, выделены следующие ключевые факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности энергосбытовых компаний (Рис 2).
Рис. 2 Факторы эффективности энергосбытовых компаний [2]
Для оценки эффективности деятельности энергосбытовой компании ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ», осуществляющей свою деятельность на территории г. Москвы, была проведена сравнительная оценка путем определения данного показателя несколькими методами: традиционный финансовый подход, метод дисконтированных денежных потоков и комплексный подход (рис.3).
Рис. 3 Методы оценки эффективности деятельности организаций, апробированные на результатах деятельности энергосбытовой компании ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» [3]
Согласно проведенному анализу эффективности деятельности компании финансовое состояние организации ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» значительно ухудшилось, что связано с высокими инвестициями (рис.4). Однако, полученная информация не даёт возможности оценить, какие именно мероприятия приводят к негативным последствиям.
Рис. 4 Динамика изменения финансовых показателей энергосбытовой компании ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» [4]
На основе комплексного анализа факторов эффективности энергосбытовых компаний с применением квалиметрической модели [5] определения коэффициентов весомости выявленных факторов был получен следующий результат. (Таблица 1)
Таблица 1 [5]
Бальная оценка эффективности деятельности ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ»
Перечень оцениваемых
показателей
|
Абсолютное значение
факторов
|
Балльная оценка с учетом
коэф. весомости
|
1. темп роста ВРП;
|
рост
|
0,01863
|
2. уровень инфляции в регионе;
|
рост
|
0,01553
|
3. Инвестиционный климат региона, в котором находится
предприятие.
|
рост
|
0,03106
|
4. темп роста тарифов на электроэнергию;
|
рост
|
0,05435
|
5. уровень сбытовой надбавки в регионе;
|
рост
|
0,02717
|
6. доля покупки электроэнергии в регионе;
|
средняя
|
0,01812
|
7. отношение дебиторской задолженности к кредиторской
задолженности
|
меньше 1
|
0,00922
|
8. коэффициент текущей ликвидности;
|
от 1 до 2
|
0,01581
|
9. рентабельность собственного капитала (%);
|
меньше 3
|
0,00527
|
10. доля затрат на осуществление энергосбытовой деятельности в
общей структуре затрат компании;
|
снижение
|
0,00659
|
11. коэффициент обновления ОС
|
меньше 1
|
0,01932
|
12. коэффициент выбытия ОС
|
меньше 1
|
0,02415
|
13. опыт работы высшего менеджмента компании в отрасли;
|
выше 6
|
0,04150
|
14. уровень квалификации работников.
|
высшая квалификация
|
0,03458
|
15. уровень инновационного развития рынка энергоснабжения
(коэффициент персонала, задействованного в нир и окр);
|
выше 0,25
|
0,03057
|
16. доля затрат на НИОКР в общей сумме затрат компании;
|
рост
|
0,03668
|
17. уровень цифровизации предприятия.
|
локальная цифровизация
|
0,01019
|
Итого
|
|
0,40
|
· отсутствия грамотной политики по цифровизации энергосбытовой компании;
· высокой доли затрат на осуществление проекта «Управление спросом» при отсутствии результирующих показаний по проведенным мероприятиям;
· низкого показателя отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности.
Особое внимание уделяется ситуации, которая складывается с регулированием роста дебиторской задолженности. В текущей ситуации уевлечение данного показателя на розничном рынке заставляет энергосбытовые компании самостоятельно покрывать кассовые разрывы, тем самым подвергая себя вероятности возникновения неплатежеспособности. В большинстве случаев к должникам относятся следующие категории потребителей [6]:
· бюджетные потребители с недостаточными лимитами финансирования;
· предприятия сферы ЖКХ;
· управляющие компании многоквартирных домов, пользующиеся возможностью потреблять электроэнергию с минимальным риском быть отключенными за неплатежи;
· недобросовестные исполнители коммунальных услуг (ИКУ), не перечисляющие поставщикам денежных средств, полученных от населения, а также уклоняющиеся от заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией;
· крупные промышленные предприятия, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении.
Наибольшее внимание уделяется вопросам задолженности предприятий, относящихся к ЖКХ. Одной из главных причин увеличения задолженности вышеуказанных организаций является не проработанность вопроса разработки специализированного механизма, позволяющего оказывать влияние на предприятия сферы ЖКХ, а также халатность администрации муниципальных образований при выборе управляющих компаний, которые зачастую оказываются однодневками. Не менее важным фактором роста дебиторской задолженности выступает недостаток денежных средств таких организаций, что не дает возможности списать имеющиеся перед энергосбытовой компанией задолженности, даже при наличии исполнительного листа.
На текущий момент отсутствие инструмента, позволяющего взыскать задолженность с недобросовестных плательщиков электрической энергии, приводит энергосбытовые компании в затруднительное положение. Тем не менее, в процессе изучения методов, воздействующих на должников, удалось выделить те, которые оказываются значительное влияние на повышение платежной дисциплины потребителей электрической энергии (рис. 5).
Рис. 5 Способы повышения платежной дисциплины потребителей электрической энергии [6]
Заключение
Таким образом, представленная нами комплексная модель оценки эффективности функционирования энергосбытовых компаний является более совершенной, но требует доработки и в последствии применения данного метода оценки эффективности деятельности компании. Такой подход имеет большое практическое значение, а игнорирование современных разработок может обернуться значительными финансовыми потерями, т.к. на основе полученной информации руководством энергосбытовых компаний могут приниматься управленческие решения, реализация которых связана с трудовыми, технологическими и финансовыми ресурсами.
[1] Разработано автором
[2] Разработано автором
[3] Разработано автором
[4] Разработано автором
[5] Разработано автором
[6] Разработано автором
References:
Bea F., Dikhtla M. (2001). Ekonomika predpriyatiya [Business Economics] (in Russian).
Chepina E.I. (2012). Problema neplatezhey v sfere elektroenergetiki i optimalnye puti ee resheniya [Problems of non-payment in the sphere of electric power industry and optimal ways for their solution]. Regionology. (2(79)). 115-123. (in Russian).
Grachev S. A., Donichev O. A., Malkova T. B., Fraymovich D. Yu. (2016). Analiz effektivnosti ispolzovaniya regionalnyh innovatsionno-investitsionnyh resursov [Analysis of the regional innovation and investment resources effectiveness]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. (11-1). 686-690. (in Russian).
Kliland D., King V. (1974). Sistemnyy analiz i tselevoe upravlenie [System Analysis and Targeted Management] (in Russian).
Kukukina I. G. (2005). Metodologicheskie aspekty kontseptsii upravleniya rynochnoy stoimostyu predpriyatiya [The methodological aspects of the concept of company market value management]. Vestnik IGEU. (2). (in Russian).
Makkonnell K.R., Bryu S.L. (1999). Ekonomiks: printsipy, problemy i politika [Economics: Principles, Problems and Policies] (in Russian).
Merzlov I.Yu., Shilova E.V., Sannikova E.A., Sedinin M.A. (2020). Kompleksnaya metodika otsenki urovnya tsifrovizatsii organizatsiy [Comprehensive methodology for assessing the level of digitalization in the organizations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (9). 2379-2396. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.9.110856.
Poryadin V.S. (2011). Analiz sushchestvuyushchikh metodov otsenki ekonomicheskoy effektivnosti deyatelnosti predpriyatiy [Analysis of existing methods for assessing the company's economic efficiency]. Vestnik of Pushkin Leningrad State University. (4). (in Russian).
Ryasin V. I. (2005). Printsipy formirovaniya investitsionnoy politiki v energetike regiona [Principles of Investment Policy in the Regional Energy Sector]. Vestnik IGEU. (4). (in Russian).
Sevryugin Yu.V. (2004). Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti promyshlennogo predpriyatiya [Assessment of the investment appeal of an industrial enterprise] (in Russian).
Skvortsov O.N. (2010). Vliyanie organizatsionno-ekonomicheskikh faktorov na effektivnost deyatelnosti regionalnoy energosbytovoy kompanii [The influence of organizational and economic factors on efficiency of a regional electricity sales company\'s activity]. Vestnik ChGU. (2). (in Russian).
Todaro M. P. (1997). Ekonomicheskoe razvitie [Economic development] (in Russian).
Verstina N.G., Silanteva T.N. (2012). Podkhody k effektivnomu formirovaniyu predprinimatelskikh struktur kholdingovogo tipa v stroitelnoy otrasli [Approaches to effective organization of holding business structures in the construction industry]. Vestnik MGSU. (3). 199-204. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 19:27:20