Факторный анализ эффективности сбытовых энергетических компаний на основе линейной эконометрической модели

Тагирова А.М.1
1 ФГБОУ ВО Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667616

Аннотация:
В данной статье представлено исследование взаимосвязи показателя эффективности сбытовых энергетических компаний от основных составляющих деятельности организаций. Актуальность данного исследования заключается в том, что вопросы повышения эффективности деятельности энергосбытовых компаний, регулирования сбытовых надбавок, увеличение объемов продаж представляют наибольший интерес как со стороны руководства энергосбытового сектора, так и со стороны потребителей электроэнергии, ввиду того, что энергоснабжение потребителей во многом определяется способностью энергосбытовых организаций адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внутри страны и на внешних рынках. Для проведения факторного анализа был проведен анализ взаимосвязи переменных в множественной регрессии, позволяющий выделить силу взаимного влияния отдельных факторов на результат и тесноту связи набора факторов с исследуемым результатом. Проведение факторного анализа на основе линейной эконометрической модели позволило сформировать зависимость выдвинутых факторов функционирования сбытовых компаний, а также сформировать модель прогнозирования основной деятельности. Выявленные методы требуют доработки, а также проведения более глубокого анализа взаимосвязи объема продаж и сбытовой надбавки, что приводит к необходимости разработки и проведению управленческих решений, которые в наибольшей степени позволят увеличить эффективность функционирования энергосбытовых компаний в различных регионах.

Ключевые слова: эффективность деятельности, энергосбытовые компании, классическая линейная эконометрическая модель, сбытовая надбавка, факторы эффективности функционирования энергосбытовых компаний

JEL-классификация: L81, Q43, L94



Введение

Актуальность исследования связана с тем, что современные тенденции экономики, проявляющиеся в развитии цифровой экономики, экономики знаний и постзнаний, устанавливают мировые тренды с длительным временным горизонтом. На сегодняшний день появляются новые товаров и услуги, отрасли и виды деятельности, что ведет к изменению спроса и предложения. Прогноз спроса электороэнергии и тепла является важнейшей задачей энергосбытовых компаний. Ввиду чего, в условиях быстро изменяющейся среды, когда влияние социально-политической и экономической сфер требует стремительной трансформации деятельности, перед энергосбытовыми компаниями стоит задача не только стабильного функционирования организации, но и, в первую очередь, обеспечения непрерывного развития, наращивания своего экономического потенциала. Опираясь на развитие основной деятельности энергосбытовых компаний, которая представляет собой учет и расчет потреблённой электроэнергии и тепловой энергии, а также организацию передачи электроэнергии от производителей к потребителям, первоначально необходимо провести комплексный анализ затрат энергосбытовой компании.

Говоря о затратах энергосбытовой деятельности, требуется учитывать специфику данной отрасли, которая является основной причиной отсутствия возможности управления затратами. Это связано в первую очередь с тем, что энергосбытовые компании не являются носителями затрат, в связи с чем влияние на размер маржинального дохода является трудно реализуемой задачей.

Целью исследования является проведение факторного анализа эффективности сбытовых энергетических компаний на основе линейной эконометрической модели

В исследовании были использованы системный и факторный анализы, метод сравнений, методы статистического анализа.

Исследованию эффективности функционирования энергосбытовых компаний посвящены труды отечественных ученых О. О. Мозговой, Ю. В. Шеваль [1], Б.И. Файн [2], О.Н. Скворцова [16], М.М. Суюнчева, В.В. Кузнецова [17], В.А. Баринова, А.С. Маневич, Э.П. Волкова [18], А.А. Макарова [19]. Однако фокус их внимания не затрагивал вопросы оценки факторов, оказывающих влияние на эффективность энергосбытовых компаний, ввиду чего данная проблемная область требует дальнейшего исследования и проработки.

Научной новизной исследования является оценка факторов влияния на эффективность деятельности энергосбытовых компаний, отличающаяся от существующих применением линейной эконометрической модели, которая позволяет определить силу взаимного влияния отдельных факторов на результат и тесноту связи набора факторов с исследуемым результатом.

Основная часть

На сегодняшний день механизм ценообразования в энергетической отрасли является многоступенчатым и формируется из нескольких составляющих (Рисунок 1). В соответствии с установленной структурой цены на электроэнергию проведен анализ по изменению основных её составляющих на примере энергосбытовых компаний трех регионов за 2020-2023 гг: ООО «Ивановоэнергосбыт» Ивановской области; ООО «Энергосбытхолдинг» Московской области; ООО «Татэнергосбыт» республики Татарстан.

Рисунок 1. Распределение составляющих цены на электрическую энергию

(составлено автором на основании [3])

На основании проведенного исследования наблюдается следующая динамика конечной цены на электроэнергию для потребителей:

1. Стоимость покупки электроэнергии изменяется ежегодно и снижается в зависимости от класса напряжения;

2. Тариф на передачу увеличивается в зависимости от классов напряжения;

3. Сбытовая надбавка практически не изменяется в динамике и также снижается от классов напряжения;

4. Инфраструктурная составляющая незначительна в структуре тарифа.

Однако, основным показателем, определяющим маржинальный доход энергосбытовой компаний в структуре цены, является сбытовая надбавка. Главным утверждением проведенного анализа для сбытовой отрасли является незначительная составляющая сбытовой надбавки в структуре цены, а также её снижение в зависимости от класса напряжения. Ввиду чего основным направлением для развития энергосбытовой компании является исследование сбытовой надбавки.

В настоящее время в электроэнергетической отрасли РФ осуществляют сбытовую деятельность два вида организаций: гарантирующие поставщики (далее ГП) и независимые энергосбытовые компании (далее НЭСК). Говоря о формировании сбытовых надбавок ГП необходимо выделить, что данный показатель утверждается и устанавливается региональными органами тарифного регулирования в сфере электроэнергетики (далее РЭК) и ранжируется по группам и подгруппам потребителей электрической энергии. В данном случае размер сбытовой надбавки ГП должен учитывать в себе возмещение затрат на ведение сбытовой деятельности, а также соответствующую норму прибыли. До 2018 г. расчет сбытовой надбавки ГП осуществлялся по методике, основанной на принципе возмещения экономически обоснованных затрат. Данный принцип подразумевает планирование необходимой валовой выручки на основе постатейного прогнозирования расхода в регулируемый период. Однако в настоящее время для расчета используют принцип возмещения эталонных затрат ГП. Изменение методики формирования сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков связано с тем, что согласно предыдущему методу расчета значение сбытовой надбавки тем выше, чем выше её составляющие, а именно стоимость покупаемой ГП электроэнергии, ввиду чего в практике присутствуют случае умышленного приобретения ГП на ОРЭМ электроэнергии по увеличенной стоимости.

Тем не менее оценивая положение гарантирующих поставщиков после смены метода расчета сбытовой надбавки необходимо отметить, что метод сравнения аналогов позволяет управлять фактическими затратами сбытовых организаций, которые ГП могут сокращать в сравнении с эталонными. Такой метод управления расходами предоставляет возможность оставлять сэкономленные средства. Но не стоит забывать, что рост эталонных расходов и тем самым увеличение сбытовой надбавки повышают конкуренцию на рынке сбыта, что вынуждает потребителей задуматься об альтернативных вариантах приобретения электроэнергии, таких как НЭСК и собственная генерация.

Что касается НЭСК, в текущий момент сбытовая надбавка не регулируется РЭК, что позволяет таким энергосбытовым компаниям самостоятельно утверждать методики расчета. Тем не менее большинство НЭСК используются принцип экономически обоснованных затрат и уделяют значительное внимание изменению сбытовой надбавки, которая к тому же продиктована рыночными условиями, где главным конкурентом выступает ГП и в значительно степени зависит от стоимости электроэнергии. Кроме того, многие потребители электрической энергии не осведомлены о возможности смены сбытовой компании с ГП на НЭСК, у которых сбытовая надбавка может быть гораздо ниже.

Принимая во внимание, что сбытовая надбавка, а также потребители и объем приобретения ими электрической энергии являются основополагающими факторами, влияющими на эффективность энергосбытовых компаний, необходимо учитывать, что сбыт электрической энергии – это завершающее звено в цепочке создания стоимости и главный источник образования денежных потоков для любого вида направления деятельности в отрасли: от производства и передачи электроэнергии до оперативно-диспетчерского управления. Кроме того, специфика электроэнергии как товара заключается в отсутствии возможности её складирования и аккумулирования, ввиду чего производство и потребление неразрывно связаны между собой. Именно поэтому важным показателем функционирования деятельности энергосбытовых компаний является изменение дебиторской задолженности, риск возникновения которой связан с одновременной продажей электроэнергии и оплатой пост-фактум. Также важно отметить, что ввиду регулируемости деятельности ГП обязаны заключать договор с любыми потребителями, ввиду чего они объективно не способны проводить политику, исключающую неплатежеспособных потребителей.

Для оценки изменения дебиторской задолженности данный показать был проанализирован по трем компаниям, находящихся в различных регионах РФ: ООО «Ивановоэнергосбыт», ООО «Энергосбытхолдинг», ООО «Татэнергосбыт» (рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение дебиторской задолженности энергосбытовых компаний за 2019-2022 гг. (составлено автором)

По результатам проведенного исследования прослеживается рост дебиторской задолженности по всем компаниям. Такая доля дебиторской задолженности может существенно снижать ликвидность и финансовую устойчивость предприятий, а также серьезно снизить эффективность финансово-экономической деятельности компаний. С учетом специфики работы энергосбытовых компаний, для устойчивого развития необходимо осуществлять грамотную политику по снижению дебиторской задолженности.

Проанализировав динамику изменения дебиторской задолженности, сбытовых надбавок, а также объема потребления прослеживается взаимосвязь данных показателей. Ввиду чего для подтверждения данного утверждения был проведен факторный анализ.

Для проведения факторного анализа был проведен анализ взаимосвязи переменных в множественной регрессии, позволяющий выделить силу взаимного влияния отдельных факторов на результат и тесноту связи набора факторов с исследуемым результатом.

Для оценки влияния каждого фактора на результат используется классическая линейная эконометрическая модель обычного вида, которая представляет зависимость переменной y от x1, x2 … xm [15]:

, (1)

где Y – зависимая переменная , e – случайная составляющая модели, xm – независимые переменные, bm – подлежащий оцениванию параметр.

Рассматривая классическую модель множественной регрессии предполагаем, что независимые переменные являются неслучайными (детерминированными) величинами.

Введем следующие обозначения: (разработано автором)

y – чистая прибыль энергосбытовых компаний

x1 – сбытовая надбавка

x2 – объем продаж электроэнергии

x3 – дебиторская задолженность

В качестве информационный базы будет исследована компания ООО «Энергосбытхолдинг». Статистически данные компании представлены в таблице 1.

Таблица 1. Статистические данные ООО «Энергосбытхолдинг»

(в млн. руб.) (составлено автором)

Период
Чистая прибыль (Y)
Сбытовая надбавка (Х1)
Объем производства(X2)
ДЗ(X3)
2017
12,35
1 552,89
591,08
29,5
2018
12,71
1684,9
655,72
69,9
2019
16,47
1 771,89
627,28
39,14
2020
9,9
1 718,58
558,88
54,84
2021
22,23
2 023,50
648,69
73,26
2022
25,58
2 161,31
635,07
104,59
2023
30,93
1 809,87
572,85
28,36

Ввиду проведения анализа в разрезе трех факторов влияния на эффективность деятельности энергосбытовой компании была использована следующая система уравнений [15].

Подпись: (2)

Таким образом, линейная эконометрическая модель компании ООО «Энергосбытхолдинг» принимает следующий вид (разработано автором):

(3)

Полученные данные свидетельствуют о том, что с увеличением сбытовой надбавки на 1 тыс. руб., чистая прибыль увеличивается на 0,05 тыс. руб.; с увеличением объема продаж на 1 тыс. руб. чистая прибыль увеличивается на 0,007 тыс. руб.; с увеличением дебиторской задолженности на 1 тыс. руб. чистая прибыль снижается на 0,25 тыс. руб.

Следующим этапом проведения анализа является оценка относительного влияния приведенных факторов на результат или эластичность: (разработано автором)

(4)

Рассчитанные коэффициенты показывают, что с увеличением в среднем сбытовой надбавки на 1 % при фиксированном объеме продаж и дебиторской задолженности, чистая прибыль увеличивается на 4,71 %. Увеличение объема продаж в среднем на 1 %, приводит к увеличению чистой прибыли на 0,23 %. Рост дебиторской задолженности на 1% приводит к снижению чистой прибыли на 0,77 %.

На основе интерпретации коэффициентов регрессии и оценки эластичности можно сделать вывод, что наибольшее влияние на чистую прибыль оказывают сбытовая надбавка и объем продаж.

Однако для анализа истинности построенной модели необходимо провести верификацию, а именно рассчитать парные линейные коэффициенты корреляции, коэффициенты множественной корреляции, а также рассчитать коэффициент детерминации и оценить его значимость.

Расчет парных линейных коэффициентов показал следующие результаты: (разработано автором)

1. = 0,66 достаточно сильная прямая взаимосвязь между сбытовой надбавкой и показателем чистой прибыли

2. = 0,05 практически отсутствует взаимосвязь между объемом производства и чистой прибылью

3. = 0,15 практически отсутствует взаимосвязь между дебиторской задолженностью и чистой прибылью компании

4. = 0,41 умеренная прямая взаимосвязь между сбытовой надбавкой компании и объемом производства

5. = 0,77 достаточно сильная прямая взаимосвязь между сбытовой надбавкой и дебиторской задолженностью компании

6. = 0,59 сильная взаимосвязь между дебиторской задолженностью компании и объемом производства

7. = 0,87 достаточно сильная взаимосвязь между сбытовой надбавкой, объемом производства, дебиторской задолженностью и чистой прибылью компании

Расчет коэффициента детерминации = = 87% свидетельствует о том, что построенная модель объясняет вариацию зависимой переменной, т.е. чистой прибыли компании, за счёт вариации независимых переменных, т.е. сбытовой надбавки, объема производства и дебиторской задолженности, на 87 %. Остальные 13 % объясняются факторами, не учтенными в модели.

Далее для того, чтобы распространить результаты, полученные по данным выборки на генеральную совокупность необходимо оценить значимость полученных результатов, а именно выдвинуть и проверить статистическую гипотезу при уровне значимости α = 0,05:

H0: R2 = 0

H1: R2 ≠ 0

Проведение анализа для случаев малой выборки n < 50 в качестве статистического критерия принимает случайную величину. В данном случае расчет осуществляется по распределению Фишера [15], где:

(5)

= (6)

Таким образом, Fнаб > Fкр и нулевую гипотезу необходимо отвергнуть. Полученные результаты свидетельствует о значимости коэффициента детерминации, модель которого адаптирована к эмпирическим данным и может использоваться для прогнозирования в сбыте электроэнергии и тепловой энергии.

Проведенный факторный анализ наглядным образом демонстрирует тесную взаимосвязь таких показателей, как сбытовая надбавка, дебиторская задолженность и объём продаж. Кроме того, сбытовая надбавка имеет непосредственное влияние на чистую прибыль компании. Ввиду наличия такой взаимосвязи между показателями необходимо определить основные методы воздействия на вышеперечисленные факторы с целью повышения эффективности деятельности энергосбытовой компании.

Обратную зависимость в данном исследовании имеет показатель дебиторской задолженности, вопрос минимизации которой является основополагающим в работе энергосбытовых компаний. Тем не менее, на сегодняшний день нет четкого механизма, позволяющего взыскать задолженность с недобросовестных плательщиков электрической энергии, а также минимизировать риск роста дебиторской задолженности. Однако можно выделить следующие методы, которые оказывают значительное влияние на повышение платежной дисциплины потребителей, а также способствующие снижению риска роста исследуемой задолженности: (разработано автором)

1. Ограничение энергоснабжения, а в ряде случаем отключение от сети

2. Оценка платежеспособных дебиторов

3. Оценка вероятности взыскания задолженности

4. Анализ и ранжирование покупателей

5. Автоматизация учета потребления электроэнергии и расчетов со стороны покупателей

6. Контроль правильности применения тарифов и расчета потерь

7. Своевременность выставления счетов-квитанций всем группам потребителей

Что касается таких факторов как сбытовая надбавка и объем продаж, исследование методов воздействия на данные показатели является распространенным вопросом современного функционирования энергосбытовых компаний. Среди основных методов воздействия можно выделить следующие:(разработано автором)

1. Выход на новые рынки сбыта путем территориального расширения зоны продаж

2. Активное позиционирование компаний на рынке дополнительных услуг

3. Повышение уровня цифровизации энергосбытовой компаний

4. Снижение затрат на ведение основной деятельности

5. Внедрение систем привилегий

Выводы

Таким образом, на основе проведенного исследования и полученной линейной эконометрической модели с учетом таких факторов как сбытовая надбавка, объем продаж и дебиторская задолженности, была выявлена непосредственная зависимости с показателем эффективности энергосбытовых компаний, которая позволяет в прогнозных периодах оценить эффект от изменения выявленных переменных с учетом представленных методов воздействия. Тем не менее, выявленные методы требуют доработки, а также проведения более глубокого анализа взаимосвязи объема продаж и сбытовой надбавки, что приводит к необходимости разработки и проведению управленческих решений, которые в набольшей степени позволят увеличить эффективность функционирования энергосбытовых компаний в различных регионах.


Источники:

1. Мозговая О.О., Файн Б.И. Межрегиональная дифференциация сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии до и после перехода на метод сравнения аналогов // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2023. – № 1. – c. 120-149. – doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-1-120-149.
2. Мозговая О.О., Шеваль Ю.В. Установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков методом сравнения аналогов: снижение или рост // Вестник университета. – 2019. – № 12. – c. 119-125. – doi: 10.26425/1816-4277-2019-12-119-125.
3. Официальный сайт Ассоциация «НП Совет рынка». [Электронный ресурс]. URL: https://www.np-sr.ru/ru.
4. Коваленко С.А., Сафонова К.И. Как усовершенствовать методику расчета тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2014. – № 4(72). – c. 81-92.
5. Втюрина Я.П. Проблема дебиторской задолженности в энергосбытовых организациях // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. – № 14. – c. 115-116.
6. Фрей Д.А., Павленок А.А., Нестулаева Д.Р. Совершенствование методов регулирования сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков // Вестник экономики, права и социологии. – 2020. – № 3. – c. 40-46.
7. Бушуев С.А., Виноградов К.А., Виноградов П.К. и др. Современная рыночная электроэнергетика Российской Федерации. - М.: Изд-во «Перо», 2017. – 530 c.
8. Фёдорова Е.А., Афанасьев Д.О. Исследование взаимосвязи цены и спроса на российском рынке электроэнергии // Известия Российской академии наук. Энергетика. – 2015. – № 3. – c. 3-17.
9. Скворцов О.Н. Влияние организационно-экономических факторов на эффективность деятельности региональной энергосбытовой компании // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 2. – c. 454-462.
10. Тагирова А.М., Малкова Т.Б. Проблемы управления устойчивым функционированием и развитием энергосбытовых компаний // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2843-2856. – doi: 10.18334/epp.13.8.118956.
11. Кумаритов А.М., Дзгоев А.Э., Гасиева Д.К., Нартикоева Е.Н., Бабочиев О.Р. Экспериментальный анализ качества и поведения регрессионных моделей в способах оперативного прогнозирования потребления электроэнергии // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2015. – № 3-4. – c. 17-28.
12. Официальный сайт ООО «Ивановский энергосбыт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.esk-ivanovo.ru/.
13. Официальный сайт ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ». [Электронный ресурс]. URL: https://enholding.ru.
14. Официальный сайт ООО «Татэнергосбыт». [Электронный ресурс]. URL: https://tatenergosbyt.ru.
15. Кирин И.Г. Эконометрика. / Курс лекций, 3-е издание, исправленное и дополненное. - Оренбург: ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2015. – 106 c.
16. Скворцов О.Н. Влияние организационно-экономических факторов на эффективность деятельности региональной энергосбытовой компании // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 2. – c. 454-462.
17. Суюнчев М.М., Мозговая О.О., Кузнецов В.В. Исследование перспектив развития конкуренции на розничных рынках электрической энергии. Ssrn. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3416511.
18. Волков Э.П., Баринов В.А., Маневич А.С. и др. Перспективы развития электроэнергетики России до 2030 г. Isem.irk.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://isem.irk.ru/symp2010/papers/RUS/S1-04r.pdf.
19. Макаров А.А. Электроэнергетика России в период до 2030 года: контуры желаемого будущего. / Монография. - М.: Институт энергетических исследований РАН, 2007. – 183 c.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:14:41