К вопросу о развитии самозанятости в России

Носырева И.Г.1, Белобородова Н.А.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Носырева И.Г., Белобородова Н.А. К вопросу о развитии самозанятости в России // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 3. – С. 371-386. – doi: 10.18334/et.10.3.117541.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52263934
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
С введением в России изменений в законодательство, касающихся налога на профессиональный доход, были созданы более благоприятные условия для легализации самозанятости населения. В статье содержится попытка выявить тенденции в развитии самозанятости в разрезе федеральных округов и видов деятельности, определить основные направления миграционных потоков самозанятых граждан, а также размеры средних доходов самозанятых граждан в различных федеральных округах. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что легализация самозанятости населения имеет положительную динамику за 2020-2023 гг., растут доходы самозанятых граждан от профессиональной деятельности; наибольшая численность самозанятых сосредоточена в крупных российских агломерациях, где эксперимент по установлению специального налогового режима и официальной регистрации самозанятых был начат раньше. В то же время, значительная часть самозанятых граждан продолжают оставаться в неформальном секторе экономики и не желают проходить процедуру официальной регистрации. Это требует проведения обширной информационной работы среди населения со стороны государственных органов и заинтересованных структур. Дальнейшее развитие самозанятости в России позволит создать условия для реализации предпринимательских инициатив населения и создаст предпосылки для повышения устойчивости экономики в кризисные периоды.

Ключевые слова: занятость населения, самозанятость, легализация самозанятого населения, самозанятые граждане, налог на профессиональный доход

JEL-классификация: J21, J22, J24



Введение

В последние годы российская экономика и рынок труда были подвержены влиянию различных факторов, вызывающих ситуацию неопределенности [6]. Данные факторы были связаны с пандемией новой коронавирусной инфекции [5], цифровизаций экономики [12], [16]. санкционной политикой других государств, мобилизацией части работников [4]. В условиях высокой турбулентности рынок труда постепенно трансформировался: наблюдалось перераспределение работников между различными видами экономической деятельности. Некоторые отрасли высвобождали излишнюю численность персонала, а другие – активно привлекали новых сотрудников. По ряду профессий, специальностей можно было наблюдать кадровый голод и последовавшую за ним «гонку заработных плат» (это IT-специалисты, строительство, логистика), тогда как в других отраслях (ресторанный, гостиничный бизнес) экономические возможности повышения заработных плат персоналу были исчерпаны в предыдущие годы. В связи с этим, в условиях роста цен, работники постепенно перераспределялись в курьерские службы, службы доставки, интернет-торговлю и другие виды экономической деятельности, связанные, прежде всего, со сферой услуг, которые активно привлекали рабочую силу. В условиях трансформации рынка труда наблюдаются изменения в сфере занятости населения [3], связанные в том числе с увеличением масштабов неформальной занятости. Широкое распространение получает самозанятость населения.

Постановка проблемы. Кризисные явления в экономике, инфляционные процессы оказывают значительное влияние на развитие крупных организаций, а также на предприятия мелкого и среднего бизнеса: снижаются доходы от ведения хозяйственной деятельности, падают реальные доходы занятого населения, растет безработица. В период мобилизации можно было наблюдать отток части мужского населения в страны ближнего и дальнего зарубежья, уход части работников мужского пола в теневые формы занятости, а также снижение интенсивности притока иностранной рабочей силы на территорию нашей страны, что не могло не оказать влияния на возникновение трудодефицитной конъюнктуры на рынке труда по ряду видов деятельности. Изменения в налоговом законодательстве, связанные с налогом на профессиональный доход, на фоне ситуации неопределенности в экономике, способствовали тому, что часть предприятий малого и среднего бизнеса, в целях сохранения рабочих мест при отсутствии средств для оплаты простоев работников, стали инициировать перевод работников в статус самозанятых. Это было связано с оптимизацией налоговой нагрузки предпринимателей. К тому же, на фоне падения доходов населения, наблюдалась тенденция поиска новых источников доходов, получаемых за счет профессиональной деятельности (ремонт помещений, услуги по перевозке грузов, репетиторство, услуги в сфере индустрии красоты, услуги такси и т. д.). В этих условиях проблемы легализации самозанятого населения приобретает особую актуальность как с точки зрения получения дополнительных поступлений в бюджет, так и для организации легальной трудовой деятельности отдельных категорий населения.

Цель исследования: на основе изучения статистических данных, характеризующих численность, динамику и распределение самозанятых по федеральным округам РФ и видам деятельности, выявить тенденции развития самозанятости, определить основные направления миграции самозанятых граждан и размеры средних доходов в разрезе федеральных округов.

Новизна исследования связана с тем, что авторами предпринята попытка на основе анализа статистических данных выявить основные тенденции в распределении самозанятых по федеральным округам РФ и видам деятельности, уровню доходов; дать собственную оценку динамике численности самозанятых, а также спрогнозировать дальнейшие тенденции изменения численности самозанятых граждан.

Гипотеза. В ситуации турбулентности внешних условий, под влиянием изменений в налоговом законодательстве РФ в течение последних двух лет повышалась численность самозанятых, росла выручка самозанятых, однако можно предположить, что темпы роста численности самозанятых в 2023 г. будут снижаться. По нашим предположениям, в структуре самозанятых теперь будут происходить качественные изменения, связанные с ростом средних доходов.

Методология исследования включает анализ статистических данных информационных платформ, сравнительный анализ динамики численности самозанятых с использованием табличного и графического методов, анализ научной литературы, а также нормативно-правовых документов.

Понятие занятости и развитие форм самозанятости в России

Самостоятельная занятость населения, связанная с ремесленничеством, художественными и кустарными промыслами, ведением крестьянского хозяйства в нашей стране упоминается еще в материалах Первой всеобщей переписи населения 1897 г. [15]. Позднее, с 1930 г. самозанятость регулировалась Законом «Об индивидуальной трудовой деятельности» и закреплялась Конституцией СССР.

Современное содержание понятия «занятость населения» в нашей стране основано на рекомендациях МОТ [2], [7]. Согласно рекомендациям Резолюции 19-ой Международной конференции статистиков труда, занятые лица – это все лица в трудоспособном возрасте, которые в течение короткого учетного периода осуществляли любую деятельность, связанную с производством товаров или оказанием услуг за плату или прибыль.

В нормативно-правовых документах РФ 1990-х гг. понятие «самозанятый» изначально трактовалось достаточно широко: самозанятым считался гражданин, который самостоятельно обеспечивает себя работой на основе гражданско-правовых договоров [11], а самозанятость рассматривалась как одна из форм борьбы с безработицей. С 2017 г. чаще используется более узкая трактовка, согласно которой данный термин означает физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) физическим лицам и связанную с личным трудовым участием, направленную на получение дохода. При этом самозанятые граждане не должны быть зарегистрированы как ИП и не должны привлекать наемную рабочую силу.

Возможности регистрации граждан в качестве самозанятых в России были значительно увеличены в 2018 году, когда в налоговом законодательстве появился термин «налог на профессиональный доход» [14]. Введение данных изменений позволило упростить и процедуру регистрации, и учет доходов самозанятых граждан. Цифровизация экономики в последние годы и связанное с этим усиление контроля со стороны государства за финансовыми потоками граждан и юридических лиц создают для этого определенные условия [13]. Самозанятый обязан платить налог на профессиональный доход в размере 4% от доходов – с физических лиц и 6% от доходов – с юридических лиц.

Положительными сторонами самозанятости являются: возможность самообеспечения, а также совмещения самозанятости с другой работой, возможность отказаться от своей деятельности в качестве самозанятого в любое время, самозанятый имеет право самостоятельно делать отчисления в пенсионный фонд и не теряет права на небольшую социальную пенсию по старости при достижении пенсионного возраста.

К негативным сторонам самозанятости можно отнести: трудовой стаж самозанятого не учитывается при расчете пенсионных накоплений (если у него нет другой работы), отсутствуют страховые взносы в пенсионный фонд (в случае, если у гражданина нет трудовых отношений с организацией), отсутствуют взносы на медицинское и социальное страхование

Результаты проведенного исследования

Эксперимент по установлению специального налогового режима и регистрации граждан в качестве самозанятых в РФ стартовал в ряде регионов в качестве пилотного проекта с начала 2019 г., а затем охватил все регионы РФ. Он будет продолжаться до конца 2028 г. Поэтому, на наш взгляд статистические данные за 2020-2023 гг. являются показательными.

Рассмотрим динамику численности самозанятых в РФ за 2020-2023 гг.

Рис. 1. Численность самозанятых в динамике за 2020-2023 гг. (человек)*

Источник: составлено авторами по данным Платформы поставки данных ФНС России [10].

Численность самозанятых имеет положительную динамику. Так за 3 года, с января 2020 г. по январь 2023 г. количество самозанятых увеличилось на 6 363 553 человека или в 16,3 раза, что свидетельствует об экспоненциальном росте [10]. Однако темпы роста численности самозанятых снижаются. Если в 2020 г. он составил 417,8%, то в 2021 г. уже 233,9%, а в 2022 г. – 166,4%. Можно говорить о том, что численность самозанятых близка к насыщению и в 2023 г. рост составит не более 10-15%. Т.е. в 2023 г. можно ожидать прироста самозанятых порядка 1 млн человек. Однако по разным оценкам, потенциал роста числа регистрируемых самозанятых в России составляет не менее 15–18 млн человек.

Распределение самозанятых по федеральным округам происходит не равномерно. В порядке убывания рейтинг округов выглядит следующим образом:

1. Центральный округ (2 317 068 человек).

2. Приволжский округ (1 112 666 человека).

3. Южный округ (757 806 человек).

4. Северо-западный округ (719 223 человека).

5. Сибирский округ (631 864 человека).

6. Северо-Кавказский округ (521 836 человек).

7. Уральский округ (489 003 человека).

8. Дальневосточный округ (230 805 человек).

Динамика самозанятых по регионам присутствия дана на рис. 2.

Рис. 2. Численность самозанятых по основным регионам присутствия за 2019-2023 гг., человек

Источник: составлено авторами по данным Государственной платформы поддержки предпринимателей, самозанятых [8].

В тройку лидеров входят Центральный, Приволжский и Северо-западный округа. Южный округ отстает на 32% от Приволжского, однако уверенно набирает обороты. Сибирский, Северо-Кавказский и Уральский округа постепенно задействуют свой потенциал роста, демонстрируя внушительную динамику в 23-25% в год.

Таблица 1

Динамика самозанятых по основным регионам за 2019-2023 гг., человек

Регион
янв. 2020
янв. 2021
янв. 2022
янв. 2023
Москва
212973
503245
900355
1258795
Московская обл.
79624
175827
336836
493574
Санкт-Петербург
9485
118645
288059
443780
Краснодарский край
н/д
50106
164516
308286
Республика Татарстан
60242
105755
174095
239304
Республика Дагестан
н/д
н/д
н/д
219683
Ростовская обл.
4567
43494
108880
192085
Свердловская обл.
4666
50906
119505
188846
Самарская обл.
4740
43198
97871
158418
Новосибирская обл.
3451
36072
87845
142352
Источник: составлено авторами по данным Государственной платформы поддержки предпринимателей, самозанятых [8].

Динамика выручки самозанятых за 2022-2023 гг. свидетельствует о ее росте, причем пиковым периодом является конец года – декабрь. В декабре 2022 г. была зафиксирована рекордная выручка в 125,77 млрд рублей.

Рис. 2. Динамика выручки самозанятых за 2022-2023 гг.

Источник: составлено авторами по данным Платформы поставки данных ФНС России [10].

По сравнению с 2021 г. в 2022 г. темп роста выручки в среднем составил 65% в год. Однако, начиная со второго полугодия 2022 г., темп роста превышал среднее значение и приблизился к 70%.

Наибольшая выручка зафиксирована в Центральном федеральном округе (рис. 3). Остальные округа отстают на порядок. Так на начало 2023 года выручка самозанятых Центрального и Приволжского федеральных округов отличалась в 4,4 раза, а по сравнению с Дальневосточным округом разница в 13,7 раза. Серьезную динамику демонстрирует Северо-западный округ, где прирост составил 1,8 раза (табл. 2).

Рис. 3. Динамика выручки по федеральным округам на январь 2022 г. и январь 2023 г.

Источник: составлено авторами по данным Государственной платформы поддержки предпринимателей, самозанятых [8].

Объем выручки объясняется количеством занятых. Центральный федеральный округ имеет наибольшее количество самозанятых, что связано с более высокой плотностью населения, более высокими доходами граждан, концентрацией промышленных центров и большими экономическими возможностями для развития самозанятости.

Таблица 2

Выручка самозанятых по округам Российской Федерации на начало 2022 г. и 2023 г., рублей

Федеральный округ
01.01.2022 г.
01.01.2023 г.
Центральный округ
59 973 348 172
88 943 811 248
Приволжский округ
21 353 864 100
20 317 020 492
Северо-западный округ
11 392 364 786
20 595 362 805
Южный округ
9 562 005 055
12 695 301 547
Сибирский округ
8 701 292 726
11 659 008 197
Уральский округ
7 589 407 908
9 971 271 871
Дальневосточный округ
4 937 616 806
6 476 897 542
Северо-Кавказский округ
2 020 081 502
2 837 344 634
Источник: составлено авторами по данным Государственной платформы поддержки предпринимателей, самозанятых [8].

В 2022 г. в среднем на одного самозанятого приходилось 18 548,1 рублей дохода от профессиональной деятельности, что превышало минимальный размер оплаты труда на 33,5% (с учетом того, что МРОТ в 2022 г. составил 13 890 рублей).

Рис. 4. Средний доход самозанятого от профессиональной деятельности в разрезе федеральных округов на 01.01.2023 г.*

Источник: составлено авторами по данным Государственной платформы поддержки предпринимателей, самозанятых [8] и Платформы поставки данных ФНС России [10].

В январе 2023 г. средний доход на одного самозанятого повысился и составил 25 588,36 рублей. При МРОТ на 01.01.2023 г. в 16 242 рублей, превышение составило уже 63,5%. Полученные данные позволяют предположить, что самозанятость становится популярным статусом среди населения, позволяет иметь достойный и стабильный уровень дохода.

Однако абсолютный показатель среднего дохода по округам отличается (рис. 4). Максимальный доход на одного самозанятого наблюдается в Центральном округе, затем следует Северо-Западный и Дальневосточный округа. Серьезное отставание от МРОТ выявлено по Северо-Кавказскому округу.

Наиболее популярные виды деятельности среди самозанятых: ремонт, автомобильные услуги, информационные и IT-услуги, услуги косметологов (рис. 5). Причем на рисунке даны только виды деятельности, в рамках которых есть несколько направлений деятельности. Например, ремонт включает такие направления как бытовой ремонт, дизайн, отделка, ремонт бытовой техники, сантехник, строительство и т.д. IT-сфера – это администрирование, анализ и обработка данных, услуги вебмастера, верстка и дизайн, компьютерный мастер, программист, техническая поддержка. Причем все представленные виды деятельности среди самозанятых находятся в такой последовательности с начала введения этого режима. Именно бытовые услуги, услуги по ремонту автомобилей, услуги IT-специалистов, косметологов, нянь, репетиторов традиционно являются самыми популярными среди самозанятых.

Рис. 5. Виды деятельности среди самозанятых

Источник: составлено авторами по данным Платформы поставки данных ФНС России [10].

Одной из целей нашего исследования было выявить основные направления миграции самозанятых граждан. Остановимся подробнее на анализе миграционных потоков самозанятых.

Традиционно лидером по приему самозанятых является Москва, хотя со временем динамика замедляется. Санкт-Петербург же демонстрирует постоянство.

Статистика по выезду самозанятых из регионов приведена в табл. 3.

Таблица 3

Количество выезжающих самозанятых по данным на январь 2020-2023 гг.

Регион
Январь 2020 г.
Январь 2021 г.
Январь 2022 г.
Январь 2023 г.
Москва
630
1168
937
830
Московская обл.
2335
3249
3379
2599
Ленинградская обл.
608
1116
1339
878
Санкт-Петербург
н/д
689
н/д
н/д
Краснодарский край
1159
850
н/д
н/д
Республика Дагестан
н/д
н/д
676
193
Республика Башкортостан
н/д
710
667
н/д
Источник: составлено авторами по данным Платформы поставки данных ФНС России [10].

Статистические данные по количеству въезжающих самозанятых приведены в табл. 3.

Таблица 3

Количество въезжающих самозанятые по данным на январь 2020-2023 гг.

Регион
Январь 2020 г.
Январь 2021 г.
Январь 2022 г.
Январь 2023 г.
Москва
10684
11437
9202
2105
Московская обл.
2502
3482
2040
1006
Ленинградская обл.
643
582
н/д
н/д
Санкт-Петербург
2446
3482
4183
2397
Краснодарский край
н/д
1196
1222
818
Свердловская обл.
н/д
н/д
375
302
Новосибирская обл.
504
н/д
355
270
Источник: составлено авторами по данным Платформы поставки данных ФНС России [10].

Таким образом, основными направлениями миграции самозанятых являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Краснодарский край. Это связано с более развитой инфраструктурой и более высокой востребованностью услуг самозанятых.

Москва, Московская область и Санкт-Петербург являются основными центрами притяжения для мигрирующих самозанятых в России. На их долю в 2021 г. приходилось более 90% въезжающих самозанятых. Однако со временем эта тенденция меняется, желающих въехать в Москву с целью получения профессионального дохода становится намного меньше. Так поток самозанятых с января 2021 г. по январь 2023 г. сократился более чем на 80%.

Относительное постоянство демонстрирует Московская область. За 2020-2023 гг. динамика въезжающих и выезжающих из этого региона была относительно стабильной, т.е. из региона выезжало приблизительно то же количество самозанятых, что и въезжало.

Сделать какие-либо точные выводы по остальным регионам пока затруднительно в виду отсутствия статистических данных и короткого периода наблюдений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

- самозанятость в РФ – это достаточно противоречивое явление. С одной стороны, она является индикатором проблем в сфере официального трудоустройства, возникающих у значительной части населения. С другой стороны, она позволяет снизить уровень безработицы в обществе; легализовать профессиональную деятельность и вывести ее из теневых форм; повысить прозрачность, легитимность занятости населения;

- за последние годы (2020-2023 гг.) численность самозанятых граждан демонстрирует положительную динамику; растут доходы граждан, получаемые от самозанятости;

- за три года существования эксперимента по введению нового налогового режима на профессиональный доход можно с уверенностью сказать, что самозанятость показала свою эффективность. Данная форма занятости стала популярной как со стороны самозанятых, так и благоприятной для государства. На сегодняшний момент она позволила выйти из теневой занятости более чем шести миллионам человек трудоспособного населения, которые работают без трудового договора, имеют профессиональный доход и готовы принять участие в строительстве современной цифровой экономики и становлении сильного государства. В свою очередь государству введение нового налогового режима позволило снизить безработицу, повысить собираемость налогов на доходы физических лиц;

- в то же время, значительное число самозанятых субъектов не желают проходить официальную регистрацию и остаются в неформальном секторе экономики. Это связано с такими факторами, как высокое налоговое бремя в случае ведения легальной предпринимательской деятельности при невысоком уровне доходов; большие временные затраты, необходимые для соблюдения законодательства о налогах [9]; недостаток знаний в области финансов и юриспруденции, неинформированность о мерах государственной поддержки самозанятых [14];

- распределение самозанятых по регионам выглядит неравномерно, наибольшая их численность сосредоточена в наиболее крупных российских агломерациях, где эксперимент по установлению специального налогового режима был начат раньше;

- наибольшие доходы среди самозанятых зарегистрированы в Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном округах;

- обследование миграционных процессов показало, что наиболее популярными для въезда являются регионы Центрального и Северо-западного федеральных округов: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Регионами-донорами являются Московская область, Республики Дагестан и Башкортостан;

- введение режима самозанятости сопряжено и с определёнными трудностями, например, «выталкиванием» многих работников из гарантированной формы занятости в негарантированную. Кроме того, как отмечают авторы исследования [1], практически каждый пятый работающий гражданин не имеет доступа к социальной защите, в том числе от профессиональных рисков. Поэтому необходимо вмешательство государства для вовлечение таких работников в обязательные гарантированные формы социальной защиты от профессиональных рисков. И такие шаги со стороны государства предпринимаются. Так, с 1 июля 2023 г. начнет работать новая модель добровольного социального страхования, при которой самозанятые смогут получать выплаты в случае болезни, травмы, протезирования, карантина, процедуры ЭКО или аборта, ухода за заболевшими членами семьи, в том числе – ребенком, во время санаторно-курортного лечения. Размер ежемесячного взноса на социальное страхование составит 1247,38 рублей в месяц, если гражданин выбрал страхуемую сумму равную двум МРОТ, и 1871 рубль, если выбрана сумма равная трем МРОТ. Таким образом, гражданин сам может определять, какой размер выплат в случае болезни он хотел бы получать и исходя из этого уплачивать страховые взносы. Также есть возможность учитывать специфику работы самозанятых граждан и оформлять «страховые каникулы»;

- с точки зрения государства, изменения в законодательстве и легализация самозанятых граждан позволяют увеличить поступления в бюджет, сделать более доступной процедуру регистрации для последующего ведения профессиональной деятельности;

- в настоящее время возникает необходимость в проведении обширной информационной работы со стороны органов государственной власти различных уровней, структур, деятельность которых связана с развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, направленной на легализацию самозанятости населения, а также в усилении их контролирующих функций, поскольку незарегистрированные самозанятые становятся недобросовестными конкурентами на рынке за счет искусственного снижения себестоимости производимых работ (услуг);

- таким образом, самозанятость стала своевременным экспериментом, который принес свои плоды, завоевал широкую популярность. Его реализация сопряжена с определёнными трудностями, однако это неизбежно, т.к. предусмотреть все нюансы изначально невозможно. В настоящее время сроком окончания эксперимента называется 2028 г., хотя, как показывает практика, многие успешные проекты были продлены. Хочется надеяться, что и самозанятость займет прочное место среди экономических экспериментов. Дальнейшее развитие самозанятости в России позволит создать благоприятные условия для реализации предпринимательских инициатив населения, снизить административные барьеры для выхода из неформального сектора, а развитие предпринимательства положительно повлияет на экономику в целом.


Источники:

1. Агеева Е.В., Бахматов С.А., Сорокина Т.В. К вопросу о расширении круга застрахованных лиц социальным страхованием от профессиональных рисков // Baikal Research Journal. – 2022. – № 3. – doi: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).5.
2. Аистов А.В. О развитии некоторых форм самозанятости в России в 1994–2002 годах // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2005. – № 2. – c. 185-215.
3. Былков В.Г. Социально-экономические предпосылки трансформации рынка труда в условиях введения беспрецедентных санкций // Экономика труда. – 2022. – № 10. – c. 1489-1508. – doi: 10.18334/et.9.10.116407.
4. Былков В.Г. Трансформация регионального рынка труда под действием санкций // Известия Байкальского государственного университета. – 2022. – № 4. – c. 732-740. – doi: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).732-740.
5. Былков В.Г. Функционирование регионального рынка труда в условиях пандемии COVID-19 // Известия Байкальского государственного университета. – 2021. – № 1. – c. 43-51. – doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).43-51.
6. Былков В.Г., Самарина М.В. Социально-экономические индикаторы предкризисной ситуации на региональном рынке труда // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2015. – № 3. – c. 31. – doi: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).31.
7. Былков В.Г. Рынок труда и развитие занятости населения. / Учебник. - Москва: Компания КноРус, 2019. – 290 c.
8. Государственная платформа поддержки предпринимателей, самозанятых и тех, кто планирует начать свой бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф (дата обращения: 25.02.2023).
9. Пинская М.Р., Шаталов С.Д., Пономарева К.А. Лучшие практики сокращения неформального сектора экономики налоговыми мерами // Известия Байкальского государственного университета. – 2022. – № 3. – c. 447-458. – doi: 10.17150/2500-2759.2022.32(3).447-458.
10. Платформа поставки данных ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://geochecki-vpd.nalog.gov.ru/#/self-employment (дата обращения: 13.03.2023).
11. Прыгунова М.И., Никифорова Э.Г., Зайнуллина М.Р., Нагимова А.М. Легализация самозанятости как основной способ борьбы с неформальной экономической деятельностью на территории РФ // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 2(47). – c. 37-41. – doi: 10.25683/VOLBI.2019.47.210.
12. Самаруха В.И., Краснова Т.Г., Плотникова Т.Н. Развитие цифровой экономики в России и регионах Сибирского федерального округа // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 3. – c. 476-483. – doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(3).476-483.
13. Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю. Самозанятость: от настоящего к будущему (часть 1) // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2022. – № 1. – c. 74-90.
14. Скруг В.С. Современные тенденции развития самозанятости в России // Экономика труда. – 2023. – № 2. – c. 247-262. – doi: 10.18334/et.10.2.117244.
15. Худжебаева Г.Д. Современные подходы к определению самозанятости в России // Human Progress. – 2021. – № 3. – c. 14. – doi: 10.34709/IM.173.14.
16. Агеева Е.В., Афанасова М.А., Баландина А.С. и др. Цифровизация финансово-кредитной сферы в современной России. / Монография. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 406 c.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:41:40