Склонность к индивидуальному предпринимательству и самозанятости: роль социально-экономических факторов
Устинова К.А.1, Баймурзина Г.Р.2
1 Вологодский научный центр Российской академии наук, Россия, Вологда
2 Башкирский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Россия, Башкортостан
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 9 (Сентябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46670067
Цитирований: 5 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена той ролью, которое предпринимательство играет в экономической жизни и жизни общества. А также сохраняющимися на протяжении длительного периода времени проблемами, которые связаны с невысокой предпринимательской активностью населения, с недоступностью и неэффективностью мер поддержки предпринимательства. Данное исследование нацелено на определение склонности населения к предпринимательству и выявление тех условий, которые могут либо способствовать, либо препятствовать ведению предпринимательской деятельности. Наряду с обозначенными аспектами, в «зону нашего внимания» входили такие вопросы как выявление отдельных аспектов финансового положения бизнеса, определение причин потери бизнеса и источника доходов, выявление планов о смене направлений бизнеса в ближайшее время и причин этого, а также оценка предоставления мер государственной поддержки. Результаты исследования свидетельствуют о большей распространенности индивидуального предпринимательства по сравнению с самозанятостью. Показано, что на склонность населения к самозанятости и предпринимательству оказывает влияние снижение налоговых ставок, предоставление налоговых каникул, оказание дополнительной государственной поддержки. Ключевым параметром, определяющим склонность населения к самозанятости и предпринимательству, был материальный. В качестве препятствий для ведения бизнеса населением назывались высокие административные барьеры, а также снижение покупательной способности населения, и, тем самым падение потребительского спроса
Ключевые слова: индивидуальное предпринимательство, самозанятость, условия для ведения бизнеса, меры поддержки
Финансирование:
Вологодская часть проекта выполнена в рамках госзадания №0168-2019-0006 на тему «Обеспечение социально-экономического развития региона на основе активизации предпринимательской деятельности на локальной территории». Башкортостанская часть проекта реализована при поддержке РФФИ, грант № 20-011-00934 «Развитие человеческого потенциала в условиях прекаризации социально-трудовой сферы»
JEL-классификация: L26, M21, J21
Введение
Важным фактором экономического роста выступает развитие предпринимательства. Это проявляется в том, что в регионах с количеством малых и средних фирм, на 1% превышающих другие территории, ВРП – выше на 0,06–0,17% в зависимости от прочих условий [4] (Zemtsov, Tsareva, 2018). По другим оценкам, закрытие 50–60% фирм в 2020 г. может сопровождаться падением ВРП в среднем на 3–10% за год [3, c. 176] (Zemtsov, 2020, р. 176).
Соответственно, роль государства заключается в создании среды для увеличения предпринимательской активности посредством участия предпринимателей в различных программах, в т.ч. и социального характера. Однако анализ динамики предпринимательской активности россиян за период с 2005 по 2020 год свидетельствует, что в России всего шесть субъектов, где условия способствуют ведению бизнеса [1]. Они объединены в первый и самый немногочисленный тип регионов. В остальных случаях наблюдается либо низкая инвестиционная активность, либо высокий уровень неопределенности и нестабильности.
Это приводит к тому, что, по данным международных рейтингов, Россия по уровню предпринимательской активности уступает многим государствам. Так, в 2019 году по результатам мониторинга GEM при разбросе значений примерно от 5% до 35% среднероссийский показатель составлял 9,33%. Следует подчеркнуть, что на текущий момент доля желающих открыть свой бизнес составляет 25%, в то время как оценивающих подобную перспективу как нежелательную – 63% [9].
Среди некоторых причин подобной ситуации выступает то, что большинством российских предпринимателей (71%) условия ведения бизнеса в стране характеризуются как неблагоприятные. Почти половина опасаются, что может стать еще хуже. В то время как только 15% считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса. При таких оценках неудивительно, что каждый десятый предприниматель в качестве перспективы на ближайшие три года рассматривает закрытие бизнеса, 6% – склоняются к продаже фирмы [2] [10]. В 2019 г. большинство россиян (62%) по-прежнему не верят в возможность ведения честного бизнеса в нашей стране, несмотря на то, что доля скептиков снижается (на 7% по сравнению с 2007 г.) В то же время доля положительных ответов увеличивается с 21% до 34% [3].
Несмотря на внимание к данным вопросам со стороны органов власти, выражающееся в разработке и реализации нормативных основ поддержки предпринимательской активности, ее уровень в большинстве регионов не только не растет, но и в ряде случаев снижается [12] (Chepurenko, 2013). Подобную ситуацию отчасти объясняют тем, что по-прежнему отсутствуют «четкие ориентиры внутренней политики по отношению к предпринимательскому сектору», а например, вопросы социальной ответственности бизнеса не всегда взаимоувязаны с приоритетами социальной политики [11] (Frolova, Medvedeva, 2018).
Вследствие роста практической значимости обозначенных выше аспектов увеличивается и количество исследований и публикаций, в рамках которых затрагиваются вопросы предпринимательства в контексте социально-экономического развития. В зарубежных научных работах обращается внимание на необходимость учета в ходе анализа региональных условий, в т.ч. социальных, пространственных связей [13] (Granovetter, 1985), сложившихся правил игры [14] (Polanyi, 1957). Схожие выводы встречаются и в отечественных исследованиях [5] (Ilyinyh, Mikhaylova, 2015). В последнем случае подчеркивается, что «при одних условиях индивиды готовы проявлять себя в инновационном и предпринимательском плане, при других – испытывают внутреннее сопротивление подобного рода активности» [6] (Obraztsova, Popovskaya, 2017).
Данное исследование нацелено на определение склонности населения к предпринимательству и выявление тех условий, которые могут либо способствовать, либо препятствовать ведению предпринимательской деятельности в Вологодской области и Республике Башкортостан. Наряду с обозначенными аспектами в «зону нашего внимания» входили такие вопросы, как выявление отдельных аспектов финансового положения бизнеса, определение причин потери бизнеса и источника доходов, выявление планов о смене направлений бизнеса в ближайшее время и причин этого, а также оценка предоставления мер государственной поддержки.
Характеристика информационной базы исследования
Исследование базируется на данных социологических опросов населения «Качество занятости и человеческое развитие», проведенных по единому опроснику в Вологодской области (ФГБУН ВолНЦ РАН, 2021 г.) и Республике Башкортостан (БФ ФНИСЦ РАН, 2020 г.). Инструментарий исследования разработан Башкирским филиалом ФНИСЦ РАН в рамках реализации гранта РФФИ № 20–011–00934 «Развитие человеческого потенциала в условиях прекаризации социально-трудовой сферы» [4]. Несмотря на использование единой анкеты, авторы отмечают, что сопоставительный анализ данных ограничивается различиями в методах сбора информации и формировании выборки исследования.
Объектом исследования в Вологодской области выступило экономически активное население в возрасте от 18 до 74 лет, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Общий объем выборочной совокупности по Вологодской области составляет 1500 респондентов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к общеобластному опросу. Величина случайной ошибки выборки 3–4% при доверительном интервале 4–5%. Тип выборки: районирование с пропорциональным размещением единиц наблюдения, квотная. Количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых в общей выборке по Вологодской области составило 207 человек.
Выборка по Республике Башкортостан воспроизводит структуру взрослого населения от 18 лет и старше по типу поселения, полу, возрасту, образованию и социально-трудовому статусу (занятое, незанятое население). Объем выборки составил 1 566 респондентов, в том числе 111 самозанятых и индивидуальных предпринимателей. В целях более глубокого анализа феномена самозанятости в Республике Башкортостан число самозанятых было увеличено методом «снежного кома» до 405 человек. В подвыборку вошли 109 предпринимателей (владельцев бизнеса или крестьянско-фермерских хозяйств); 272 – работающих в личном подсобном хозяйстве, на дому и т.д.; 24 человека, сочетающих работу по найму с самозанятостью. Таким образом, исследуемая подвыборка по Республике Башкортостан – стихийная и априори состоящая в большей степени из самозанятого населения, чем из зарегистрировавшихся в налоговых органах предпринимателей.
Результаты исследования
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в абсолютном большинстве случаев опрошенное население было отнесено к группе работающих (это было распространено как в отношении наемных работников, так и индивидуальных предпринимателей и самозанятых).
Анализируя продолжительность времени, в течение которого население было вовлечено в предпринимательство и самозанятость, следует отметить, что в Вологодской области каждый третий был самозанятым и предпринимателем более чем 10 лет, каждый четвертый – от 3 до 5 и от 5 до 10 лет соответственно. Остальные группы населения представлены в меньшей степени (табл. 1). В Республике Башкортостан, напротив, наиболее многочисленной группой было население, имеющее стаж предпринимательства или самозанятости до трех лет. Что, на наш взгляд, отражает одновременные эффекты от государственной поддержки самозанятых и индивидуальных предпринимателей в период пандемии и введения специального налогового режима для самозанятых (налог на профессиональный доход). Как известно, в Республике Башкортостан налог на профессиональный доход начал действовать с 1 января 2020 г., в Вологодской области – с 1 августа 2020 г.
Таблица 1
Продолжительность времени, в течение которого Вы занимаетесь деятельностью, и регистрация в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя, % от числа опрошенных
Вариант ответа
|
ИП и самозанятые
| |
Вологодская область
|
Республика Башкортостан
| |
Продолжительность времени, в течение
которого Вы занимаетесь деятельностью
| ||
Менее
3 месяцев
|
0,0
|
8,9
|
От
3 до 6 месяцев
|
1,9
|
8,9
|
От
6 месяцев до 1 года
|
2,4
|
10,5
|
От
1 до 3 лет
|
12,6
|
24,6
|
От
3 до 5 лет
|
24,6
|
15,8
|
От
5 до 10 лет
|
24,2
|
14,6
|
Более
10 лет
|
31,4
|
14,8
|
Затрудняюсь
ответить
|
2,9
|
1,9
|
Регистрация в качестве самозанятого
или индивидуального предпринимателя
| ||
Да,
зарегистрирован в качестве самозанятого
|
24,6
|
20,1
|
Да,
зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя
|
44,4
|
17,7
|
Нет,
но планирую в ближайшее время
|
9,7
|
22,0
|
Нет,
работаю без регистрации
|
20,3
|
38,0
|
Затрудняюсь
ответить
|
1,0
|
2,2
|
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
В ходе исследования было выявлено, что население в Вологодской области в 41% случаев склонно к самозанятости и предпринимательству при условии снижения налоговых ставок, в Республике Башкортостан таких 34%. В Вологодской области среди условий для предпринимательства и самозанятости почти треть населения отмечает предоставление налоговых каникул на начальном периоде деятельности. Как в Вологодской области, так и в Республике Башкортостан важная роль среди условий для предпринимательства и самозанятости отводится дополнительной государственной поддержке (в первом случае такому условию осуществления предпринимательской деятельности уделяется внимание практически каждым третьим, во втором – почти в 40% случаях; табл. 2).
Таблица 2
При каких условиях Вы были бы готовы зарегистрироваться в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя? (% от тех, кто не зарегистрирован официально в качестве СЗ или ИП и не планирует в ближайшее время)
Вариант ответа
|
ИП и самозанятые
| |
Вологодская область
|
Республика Башкортостан
| |
Снижение
налоговых ставок
|
40,9
|
33,7
|
Предоставление
налоговых каникул на начальный период деятельности
|
34,1
|
4,8
|
Затрудняюсь
ответить
|
31,8
|
9,0
|
Дополнительная
государственная поддержка в условиях кризиса и непредвиденных ситуациях,
например, таких, как пандемия коронавируса
|
29,5
|
38,0
|
Расширение
возможностей льготной аренды земли и помещений
|
20,5
|
13,3
|
Расширение
возможностей льготного кредитования
|
13,6
|
7,2
|
Дополнительное
социальное страхование
|
4,5
|
8,4
|
Другое
|
4,5
|
6,0
|
Примечание:
сумма строк в последнем столбце превышает 100%, так как респондент мог
выбирать несколько вариантов ответа
Ранжировано по первому столбцу в порядке убывания. |
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
Подчеркнем, что решение о снижении налогов и введении налоговых каникул для новых предпринимателей поддержали 36% опрошенных аудитории бизнес-школы «Сколково», отвечая на вопрос о развитии предпринимательства в стране [8]. Тем самым подчеркивалась роль материального фактора при принятии решений в отношении предпринимательства.
Затрагивая вопрос о склонности к предпринимательской деятельности, в 70% случаев как в Вологодской области, так и в Республике Башкортостан отмечалась направленность на новаторскую деятельность, потребность в самореализации, вовлеченность в бизнес. В то время как почти каждый четвертый занимался предпринимательством вынужденно, поскольку на рынке отсутствовала подходящая работа (табл. 3).
Таблица 3
Выберите, пожалуйста, вариант, наиболее подходящий для Вас
Вариант ответа
|
ИП и самозанятые
| |
Вологодская область
|
Республика Башкортостан
| |
Я
всегда хотел(а) заниматься своим делом, бизнесом. У меня есть склонность к
новаторской деятельности, потребность в самореализации, люблю
самостоятельность, свободу
|
70,5
|
70,8
|
Мне
пришлось начать свое дело, так как на рынке труда не было подходящей работы
|
23,2
|
26,8
|
Затрудняюсь
ответить
|
6,3
|
2,4
|
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
Подобная позиция соотносится с данными Глобального мониторинга предпринимательства, в соответствии с которыми в целом три четверти респондентов в мире мотивированы по возможности. Данные GEM показывают, что по мере экономического развития уровень вынужденного предпринимательства снижается, в то время как добровольная мотивация и уровень высокопритязательного предпринимательства растут. В среднем в странах с высоким уровнем дохода доля вынужденных предпринимателей составила 18%, со средним уровнем дохода – 28%, а с низким – 35%. В России в 2018 году доля вынужденных предпринимателей составила 39,9%. Это самое высокое значение данного показателя за все время наблюдений. Схожее значение наблюдалось в 2014 году, когда кризисные явления в экономике привели к сокращению спроса на рынке труда.
Рисунок 1. Распространенность добровольного и вынужденного предпринимательства
Источник: Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018/2019: национальный отчет. С. 39.
В случае вынужденного предпринимательства факторами, которые повлияли на осуществление этого вида деятельности, были неудовлетворенность заработной платой (более чем в половине случаев как в Вологодской области, так и в Республике Башкортостан). Каждый четвертый как в первом, так и во втором случае обращал внимание на отсутствие работы в городе или районе. В Республике Башкортостан по сравнению с Вологодской областью были чаще распространены причины, которые связаны с рассогласованием образовательной сферы и рынка труда: отсутствие работы по специальности (в Республике Башкортостан – 35%, в Вологодской области – 16%), а также опыта осуществления профессиональной деятельности (в Республике Башкортостан – 18%, в Вологодской области – 8%). Кроме того, опрошенные из Республики Башкортостан несколько чаще по сравнению с теми, кто проживает в Вологодской области, испытывали неудовлетворенность в отношении графика работы (30% против 21%; табл. 4).
Таблица 4
По какой причине Вы не могли найти подходящую работу? (% от тех,
кому пришлось начать свое дело из-за невозможности найти подходящую работу)
Вариант ответа
|
ИП и самозанятые
| |
Вологодская область
|
Республика Башкортостан
| |
Не
устраивала зарплата
|
55,7
|
54,9
|
Не
устраивали условия труда
|
44,3
|
4,1
|
Не
было другой работы в городе/районе
|
23,0
|
24,6
|
Не
устраивал график работы
|
21,3
|
30,3
|
Не
было работы по моей специальности
|
16,4
|
35,2
|
По
личным, семейным обстоятельствам
|
13,1
|
18,9
|
Не
устраивали условия оформления на работе
|
8,2
|
10,7
|
У
меня не хватало опыта работы
|
8,2
|
18,0
|
Не
позволяло состояние моего здоровья
|
6,6
|
6,6
|
Затрудняюсь
ответить
|
4,9
|
4,1
|
Другая
причина
|
3,3
|
-
|
Примечание:
сумма может превышать 100%, поскольку можно было выбрать несколько вариантов
ответа.
Ранжировано по первому столбцу в порядке убывания. |
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
В 2018 году в российской экспертной выборке было представлено 36 экспертов. По их мнению, больше половины из указанных на рисунке 2 факторов негативно сказываются на развитии предпринимательства в России. Оценка экспертами этих факторов по пятибалльной шкале была ниже 2,5, и это говорит о том, что состояние этих факторов тормозит открытие новых компаний и развитие уже существующего бизнеса.
Рисунок 2. Средние значения экспертных оценок факторов развития предпринимательства в России
Источник: Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018/2019: национальный отчет. С. 78.
На региональных данных показано, что ключевым параметром, оказавшим воздействие на склонность населения к самозанятости и предпринимательству, был материальный. Неудивительно, что в 40% случаев среди индивидуальных предпринимателей и самозанятых были те, кто не испытывал материальных проблем в осуществлении этого вида деятельности (в Республике Башкортостан таких было 45%). Схожая ситуация наблюдалась не только в Вологодской области, но и в Республике Башкортостан. Практически треть опрошенных как в Вологодской области, так и в Республике Башкортостан, характеризуя финансовое положение, отмечают, что им удается сводить концы с концами (табл. 5).
Таблица 5
Какое из следующих суждений в наибольшей степени подходит для оценки финансового положения Вашего бизнеса?
Вариант ответа
|
ИП и самозанятые
| |
Вологодская область
|
Республика Башкортостан
| |
У
меня нет текущих финансовых проблем (платежи осуществляются вовремя; можем
выкраивать средства на текущий ремонт, частичную замену оборудования,
поддержание технологий)
|
40,1
|
45,0
|
В
целом мне удается «сводить концы с концами» (средств едва хватает на выплату
налогов, на покрытие первоочередных обязательств)
|
33,3
|
30,4
|
Мое
дело успешно развивается (можем проводить модернизацию производства,
расширяться, вводить новые мощности, технологии)
|
8,2
|
11,0
|
Затрудняюсь
ответить
|
15,0
|
4,8
|
Работаю
в убыток (есть задолженность поставщикам, кредиторам, приходится частично
сворачивать дело)
|
1,4
|
4,5
|
Мое
дело существует на грани закрытия / банкротства
|
1,9
|
4,3
|
Примечание:
ранжировано по первому столбцу в порядке убывания.
|
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
Возможность потери источника дохода население более чем 40% случаев связывало с высокой конкуренцией на рынке. Каждый третий в Вологодской области считал высокими административные барьеры, еще столько же в качестве негативного фактора для ведения бизнеса рассматривали снижение покупательной способности населения и тем самым падение потребительского спроса (в Республике Башкортостан и по первому, и по второму пункту таких было еще больше; табл. 6). Среди причин, которые населением рассматривались как те, которые обуславливают возможность потери источника дохода, – необходимость совершенствования своих знаний, умений и навыков (28% случаев – в Вологодской области, 19% – в Республике Башкортостан), а также отсутствие средств для поддержания оборота (17% – в Вологодской области, 31% – в Республике Башкортостан).
Таблица 6
По какой причине Вы можете потерять свой источник дохода, бизнес?
(% от тех, кто думает, что есть вероятность потери источника дохода, бизнеса)
Вариант ответа
|
ИП и самозанятые
| ||
Вологодская область
|
Республика
Башкортостан | ||
Высокий
уровень конкуренции в сфере моей деятельности
|
41,4
|
39,7
| |
Высокий
уровень административного давления (высокие требования, регулярные проверки,
штрафы со стороны государственных органов и прочее)
|
34,5
|
20,6
| |
Снижение
покупательной способности потребителей
|
34,5
|
40,2
| |
Необходимость
постоянно совершенствовать свои знания, навыки, умения, чтобы оставаться «на
плаву»
|
27,6
|
19,0
| |
Не
хватает средств для поддержания оборота (не хватает оборотных средств, нет
доступа к кредитным средствам, имеются задолженности по кредитам и т.п.)
|
17,2
|
31,2
| |
Затрудняюсь
ответить
|
10,3
|
1,1
| |
Другое
|
6,9
|
2,1
| |
Закрытие
каналов сбыта, невостребованность продукции/услуг
|
3,4
|
11,1
| |
Давление
со стороны криминальных структур
|
3,4
|
2,1
| |
Не
хватает опыта ведения предпринимательской деятельности
|
0,0
|
14,3
| |
Примечание:
сумма может превышать 100%, поскольку можно было выбрать несколько вариантов
ответа.
|
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
Полученные нами результаты соотносятся с результатами исследования ВЦИОМ, в соответствии с которыми ключевым условием успеха называлось наличие стартового капитала (53%), а его отсутствие было одним из главных затруднений на пути начинающих предпринимателей (почти для каждого пятого). Начать собственное дело, по словам опрошенных, помогли бы в первую очередь улучшение материального благосостояния и «финансовая подушка» [8]. Тем не менее отметим, что не отрицалась и роль в бизнесе таких аспектов, как значимость команды (34%), а также личных качеств (24%) и др.
Среди препятствий для развития бизнеса значительную роль, по данным ВЦИОМ, играли бюрократия и административное давление, причем эти факторы выступали среди ключевых барьеров на протяжении восьми лет исследований (27% в 2009 году и 26% в 2017 году).
Несмотря на те затруднения, которые могут возникать при осуществлении предпринимательской деятельности, три четверти опрошенных не планируют смену направлений бизнеса (в Республике Башкортостан несколько меньше – 69%). Желание о смене направлений деятельности может возникать в том случае, когда теряется интерес к текущему направлению и возникает склонность развиваться по новому направлению (в Республике Башкортостан несколько меньше – 46%; табл. 7).
Таблица 7
Планы о смене направления бизнеса в ближайшее время и причины этого
Вариант ответа
|
ИП и самозанятые
| |
Вологодская область
|
Республике Башкортостан
| |
Думаете ли Вы о том, чтобы поменять
направление бизнеса в ближайшее время?
| ||
Да,
я хочу поменять направление бизнеса
|
1,0
|
15,1
|
Нет,
я не собираюсь менять направление бизнеса
|
77,3
|
68,7
|
Затрудняюсь
ответить
|
21,7
|
16,3
|
Почему Вы хотите поменять направление
бизнеса?
(% от тех, кто хочет поменять направление бизнеса в ближайшее время) | ||
Мое
дело перестало приносить доход, начались проблемы (административное давление,
высокие платежи, невостребованность продукции/услуг, кризис и т.п.)
|
0,0
|
42,9
|
Мое
дело стало мне не интересным. Я хочу развиваться, не останавливаться на
достигнутом, увеличить доходы и свободное время. Хочу попробовать себя в
новой сфере
|
100,0
|
46,0
|
Затрудняюсь
ответить
|
0,0
|
11,1
|
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
На склонность к предпринимательству и осуществление этого вида деятельности могут влиять осуществляемые меры поддержки. Однако их доступность и эффективность как для субъектов малого предпринимательства, так и для самозанятых оценивается в среднем ниже трех баллов по пятибалльной шкале. Если о доступности (4–5 баллов) информации о мерах государственной поддержки бизнеса свидетельствует примерно один из трех респондентов, то о доступности самих мер – только один из пяти (табл. 8). Данный результат в некоторой степени контрастирует с распространенным мнением о дефиците информирования и ставит проблему барьеров получения господдержки.
Таблица 8
Оцените, пожалуйста, предоставление мер государственной поддержки по 5-балльной шкале, где 1 – наименьший уровень, 5 – наибольший уровень
Вариант ответа
|
Вологодская область
|
Республика Башкортостан
| ||
для субъектов малого
предпринимательства
|
для самозанятых
|
для субъектов малого
предпринимательства
|
для самозанятых
| |
Доступность информации о мерах
государственной поддержки
| ||||
1
балл
|
12,1
|
12,6
|
30,1
|
31,8
|
2
балла
|
13,0
|
14,5
|
17,2
|
16,5
|
3
балла
|
19,3
|
13,0
|
17,5
|
17,7
|
4
балла
|
16,9
|
15,9
|
8,1
|
9,6
|
5
баллов
|
18,8
|
16,4
|
7,2
|
6,5
|
Затрудняюсь
ответить
|
19,8
|
27,5
|
19,9
|
17,9
|
Средний
балл
|
3,2
|
3,1
|
2,3
|
2,3
|
Доступность мер государственной
поддержки
| ||||
1
балл
|
21,7
|
21,3
|
34,7
|
33,7
|
2
балла
|
15,9
|
16,9
|
17,9
|
17,0
|
3
балла
|
16,9
|
13,0
|
17,0
|
18,9
|
4
балла
|
13,5
|
11,6
|
4,8
|
6,2
|
5
баллов
|
11,6
|
10,1
|
4,5
|
5,0
|
Затрудняюсь
ответить
|
20,3
|
27,1
|
21,1
|
19,1
|
Средний
балл
|
2,7
|
2,6
|
2,1
|
2,2
|
Эффективность мер государственной
поддержки
| ||||
1
балл
|
23,2
|
21,3
|
34,2
|
37,6
|
2
балла
|
12,1
|
15,0
|
18,9
|
15,3
|
3
балла
|
15,9
|
14,0
|
15,3
|
16,3
|
4
балла
|
13,0
|
9,7
|
4,5
|
6,7
|
5
баллов
|
11,6
|
10,1
|
4,3
|
4,1
|
Затрудняюсь
ответить
|
24,2
|
30,0
|
22,7
|
20,1
|
Средний
балл
|
2,7
|
2,6
|
2,0
|
2,1
|
данные аналогичного опроса в Республике Башкортостан, БФ ФНИСЦ РАН, 2020.
Отметим, что как доступность информации, так и доступность самих мер поддержки население Вологодской области чаще оценивало на 4–5 баллов по сравнению с опрошенными в Республике Башкортостан. Например, эффективность мер государственной поддержки как для индивидуальных предпринимателей, так и для самозанятых на пять баллов характеризовало 10–11% в Вологодской области против 4% – в Республике Башкортостан.
В отечественных исследованиях, в частности в работах ВЦИОМ, выделено несколько групп предложений по развитию предпринимательства. Среди них те, которые связаны с финансовой поддержкой (снижением налогов, ставок по кредитам, выделением субсидий), с административным регулированием (упрощением отчетности, снижением бюрократии, с сокращением проверок), с образовательной и консультационной поддержкой предпринимателей [8]. Обозначенные предложения соотносятся с теми, которые могут быть реализованы на региональном уровне, поскольку перечень выявленных нами проблем соразмерен с выделяемыми в целом по стране.
Система мер поддержки малого и среднего предпринимательства в современном виде была сформирована до 2015 г. Ее особенностью являлось то, что она была ориентирована на предоставление налоговых льгот, а также на выделение субсидий регионам, позволяющих развивать инфраструктуру поддержки МСП. Объем последних с течением времени сокращался. Осуществлялись меры для снижения налоговой нагрузки через введение специальных налоговых режимов, что позволило также сократить издержки на формирование и подачу отчетности. По данным ФНС, большая часть субъектов МСП применяли специальные налоговые режимы в 2018 г., примерно половина использовали упрощенную систему налогообложения, каждый третий – единый налог на вмененный доход.
Начиная с 2015 г., когда была создана Корпорация МСП, акцент был сделан на предоставлении финансовых мер поддержки для предпринимательства, среди которых кредиты, гарантии по кредитам, поддержка государственных закупок. Тем не менее в научных источниках [15, 16] (Young, Higgins, Lacombe, Sell, 2014; Storey, Sexton, Landström, 2017) присутствовала точка зрения, в соответствии с которой поддержку субъектов предпринимательства напрямую не всегда признавали эффективной. В некоторой степени считалось, что это зависит и от невысокого уровня развития институтов публичного контроля (независимые СМИ, профессиональные сообщества, некоммерческие организации и т.д.) [5]. Тем не менее с 2019 г. объем финансовой поддержки увеличился. Снизились ставки банковских кредитов, получила развитие гарантийная система. В совокупности это оказало положительное влияние на доступность финансирования для малого бизнеса.
Индекс обеспеченности услугами Банка России, учитывающий плотность сети банков и объемы их финансовых ресурсов в регионах, в последние годы рос [6]. В 2017 г. различные виды поддержки были оказаны 2,77% субъектов МСП. Тем не менее лишь половина компаний, которых поддержали, смогла улучшить свои показатели деятельности (Антонова и др., 2020 [1] (Antonova, Barinova, Gromov, Zemtsov, Krasnoselskikh, Milogolov, Potapova, Tsareva, 2020)).
Невысокая обращаемость к программам государственной поддержки в ряде случаев связана с отсутствием доступа к информации (92%), малыми суммами поддержки (51%), отсутствием доверия государству (45%) и чрезмерной отчетностью (34%). Об этом свидетельствуют результаты исследований Института общественных наук РАНХиГС, в частности данные социологического опроса представителей малых и средних фирм в 2018 г. Обозначенные тезисы подтверждают и результаты отечественных исследователей [2] (Barinova, Zemtsov, Tsareva, 2018), оценки аудиторов [7], которые показывают, что государственная поддержка субъектов МСП на региональном уровне оказывается слабой [3, с. 171–172] (Zemtsov, 2020, р. 171–172).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного нами исследования, отметим, что результаты опроса свидетельствуют о большей распространенности индивидуального предпринимательства по сравнению с самозанятостью. Показано, что на склонность населения к самозанятости и предпринимательству положительное влияние оказывает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых каникул, оказание дополнительной государственной поддержки. Ключевым параметром, стимулирующим население к самозанятости и предпринимательству, был материальный. Каждый третий считал высокими административные барьеры, еще столько же в качестве негативного фактора для ведения бизнеса рассматривали снижение покупательной способности населения и тем самым падение потребительского спроса.
Нами было определено, что население чаще проявляет склонность к ведению предпринимательства на добровольной основе, значимым стимулом выступает потребность в самореализации. В этом отношении одним из подтверждающих фактов является то, что желание о смене направлений деятельности может возникать в том случае, когда теряется интерес к текущему направлению и возникает склонность развития по новому направлению. В то же время значительная часть населения склонна к предпринимательству на вынужденной основе вследствие отсутствия на рынке подходящей работы. В случае вынужденного предпринимательства факторами, которые повлияли на осуществление этого вида деятельности, были неудовлетворенность заработной платой, условиями труда, отсутствие работы в месте проживания, неудовлетворенность графиком работы.
На склонность к предпринимательству и осуществление этого вида деятельности могут влиять предоставляемые меры поддержки. Однако их доступность и эффективность была невысоко оценена самими субъектами малого предпринимательства и самозанятыми. Это актуализирует необходимость дополнительных исследований по данному направлению с целью определения тех мероприятий, которые имеют наибольшую эффективность, и определения тех параметров, которые могут оказывать влияние не только на осуществление предпринимательской деятельности, но и на увеличение доступности для предпринимателей мер поддержки. С нашей точки зрения поддержка предпринимательства может быть связана с несколькими группами мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку (снижение налогов, ставок по кредитам, выделение субсидий), административное регулирование (упрощение отчетности, снижение бюрократии, сокращение проверок), образовательную и консультационную поддержку предпринимателей.
[1] Всё меньше россиян хотят заниматься бизнесом. URL: https://iq.hse.ru/news/412421651.html (дата обращения: 01.08.2021).
[2] Всероссийский опрос проведен по заказу ООО «Центр социального проектирования «Платформа» с 11 по 17 июня 2019 г. В опросе принимают участие представители российского крупного, среднего и малого бизнеса. Метод опроса — телефонное интервью, выборка объемом 500 респондентов. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 4,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. (Подробнее на сайте ВЦИОМ: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=9801.)
[3] Всероссийский инициативный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 16 февраля 2019 г. В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. (Подробнее на сайте ВЦИОМ: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=9565.)
[4] Результаты социологического опроса «Качество занятости и человеческое развитие. Население». Башкирский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. 2020 г. / Баймурзина Г.Р., Кадыров С.Х., Чуйкова Т.С., Валиахметов Р.М., Кабашова Е.В., Туракаев М.С. Свидетельство о регистрации базы данных № 2021620175 от 26.01.2021. (Заявка № 2021620053 от 21.01.2021).
[5] Даже в США около 2/3 всех государственных закупок, выделяемых по квоте для малого бизнеса, выполняются фирмами, купленными или связанными с крупными корпорациями (Cullen, 2012).
[6] При этом общее число банков в России, в том числе в результате санации банковской системы и внедрения стандартов Базеля III, сократилось с 325 в 2013 г. до 211 в 2019 г. Закрылись многие региональные банки, активно финансировавшие сектор МСП.
Источники:
2. Баринова В.А., Земцов С.П., Царева Ю.В. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России // Вопросы экономики. – 2018. – № 6. – c. 92-116.
3. Земцов С.П. Институты, предпринимательство и региональное развитие в России // Журнал НЭА. – 2020. – № 2(46). – c. 168-180.
4. Земцов С.П., Царева Ю.В. Предпринимательская активность в регионах России: насколько пространственные и временные эффекты детерминируют развитие малого бизнеса // Журнал новой экономической ассоциации. – 2018. – № 1(37). – c. 145-165.
5. Ильиных С.А., Михайлова Е.В. Инновации в организациях: внедрение и сопротивление // Социологические исследования. – 2015. – № 6. – c. 86-90.
6. Образцова О.И., Поповская Е.В. Опыт применения многомерного статистического анализа для характеристики контекстуальных условий предпринимательской деятельности в регионах РФ // Социологические исследования. – 2017. – № 4. – c. 93-106.
7. Отчеты о работе Счетной палаты Российский Федерации в 2017 и 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/951/ (дата обращения: 20.07.2021).
8. Предпринимательство в России: доверие, барьеры и факторы успеха. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ predprinimatelstvo-v-rossii-doverie-barery-i-faktory-uspekha (дата обращения: 17.07.2021).
9. Предпринимательство в России: отношение россиян, барьеры. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-otnoshenie-rossiyan-barery (дата обращения: 20.07.2021).
10. Почему не растет малый бизнес?. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/11/26/chepurenko-sami-po-sebe-nacproekty-dvigatelem-ekonomiki-byt-ne-mogut.html (дата обращения: 17.07.2021).
11. Фролова Е.В., Медведева Н.В. Социальное партнерство бизнеса и власти: взаимные ожидания и тенденции развития в современных условиях // Социологические исследования. – 2018. – № 2. – c. 146-151.
12. Чепуренко А.Ю. Предпринимательство как сфера социальных исследований: Россия и международный опыт // Социс. – 2013. – № 9. – c. 32-42.
13. Granovetter M. Economic action and social structure: the problem of em-beddedness // American Journal of Sociology. – 1985. – № 91. – doi: org/10.1007/978-3-658-21742-6_56.
14. Polanyi K. The great transformation: the political and economic origin of our time. - Boston: Beacon Hill, 1957.
15. Young A., Higgins M., Lacombe D., Sell B. The direct and indirect effects of small business administration lending on growth: Evidence from U.S. county-level data // NBER Working Paper. – 2014. – № 20543.
16. Storey D., Sexton D., Landström H. Six steps to heaven: Evaluating the impact of public policies to support small businesses in developed economies. , 2017. – 176-193 p.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:39