Эксперимент с самозанятостью граждан: анализ проблем и прогноз итогов

Майкоглуян Д.В.1, Зимовец А.В.1
1 Таганрогский институт управления и экономики

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 1 (Январь 2024)

Цитировать:
Майкоглуян Д.В., Зимовец А.В. Эксперимент с самозанятостью граждан: анализ проблем и прогноз итогов // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 1. – С. 203-220. – doi: 10.18334/ce.18.1.120072.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60018861

Аннотация:
Современное российское предпринимательство стало формироваться в конце прошлого столетия. Однако за прошедшие десятилетия, оно не стало нормой для значительной части лиц: по экспертным оценкам, на сегодняшний день значительное количество Россиян осуществляют свою деятельность без регистрации или заключения трудового договора. И хотя причины данного явления, отчасти лежат в историческом прошлом, решать же их нужно сегодня: из-за высокой «теневой» занятости, бюджет государства ежегодно недополучает десятки и сотни миллиардов рублей. Одним из вариантов решения проблемы явилась концепция «самозанятости», при регистрации которой, не потребуется платить огромные налоги и вести бухгалтерскую отчетность. Эксперимент с самозанятостью, плановой длительностью в десятилетие, подходит к своей середине. Именно поэтому, накопив определенный практический материал, авторы делают обзор положительных и отрицательных аспектов данной формы ведения деятельности, выявляют основные проблемы самозанятых и делают прогноз о возможных последствиях проводимого эксперимента. Результаты исследования позволят более четко оценить результаты проводимого эксперимента и принять решение о его пролонгации. Статья будет интересна лицам, интересующимся особенностями и тенденциями развития самозанятости в России.

Ключевые слова: самозанятость, налог на профессиональный доход, государственная поддержка малого предпринимательства, «теневая» занятость

JEL-классификация: H25, L26, M11, M21



Введение

Непрерывные изменения, происходящие в российской экономике, обусловленные как внутренними императивами, так и внешними факторами, не могли не повлиять на вектор развития отечественного предпринимательства. В соответствие с нормами статьи 34 Конституции [1] РФ, каждый человек имеет право заниматься законной предпринимательской деятельностью. Кроме конституционной регламентации, правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, присутствуют в гражданском, административном, налоговом праве, а так же в различного рода регламентирующих документах локального и регионального уровней.

Одним из вариантов предпринимательства, в современной России является так называемая «самозанятость» – особый режим осуществления деятельности граждан и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, нормы, регламентирующие деятельность самозанятых, носят, как это указывается в соответствующем законодательстве, экспериментальный характер, из-за чего в реальной деятельности самозанятых достаточно часто возникают проблемы.

Целью настоящего исследования является анализ промежуточных данных о реализации эксперимента с самозанятостью и прогноз развития ситуации после окончания эксперимента.

В рамках достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. анализ сущность самозанятости и целей государственного решения по созданию указанного режима осуществления деятельности граждан и индивидуальных предпринимателей.

2. выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются самозанятые

3. прогноз решений органов государственной власти в отношении самозанятых, после окончания проводимого эксперимента

Объект исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым статусом самозанятых лиц.

Предметом исследования выступает динамика развития самозанятости в рамках осуществления государственного эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Методы исследования: в работе наряду с общеэкономическими методами использованы методы статистического анализа данных, изучения документов и информационных материалов, а так же метод графического отображения информации.

Информационной базой исследования послужили авторские наблюдения за развитием института самозанятости (в т.ч. общение с самозанятыми Ростовской области), а так же официальные статистические данные государственных органов власти.

Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в деятельности федеральных органов власти в контексте развития института самозанятости и придания ему более понятного статуса.

1. Понятие самозанятости и ее роль в системе государства

В конце 2023 года исполняется 5 лет, как на территории России реализуется Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [2]. В соответствие с указанным законом, на территории России, начиная с 1.01.2019 года и до 31.12.2018 года включительно, проводится эксперимент, в соответствие с которым физические лица и индивидуальные предприниматели, при соблюдении ряда условий, могут использовать простой и весьма «дешевый» режим налогообложения. Лиц, которые перешли в своей деятельности на уплату Налога на профессиональный доход, принято называть «самозанятыми», подразумевая под ними как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить, что при широком использовании указанного термина в печати, официального определения самозанятости, законодатель не дает. Указываются лишь отдельные характерные черты или виды деятельности, которыми может заниматься самозанятый, причем, как указано в законе, региональные органы власти, могут дополнять этот перечень. Как показывает анализ научных публикаций, под самозанятостью в основном понимается «трудовая деятельность работника, осуществляющего свою деятельность в сфере оказания услуг или реализации товаров физическим или юридическим лицам в установленном законом порядке, которая связана с удовлетворением личностных и общественных потребностей при самостоятельной организации собственного рабочего места и приносящей заработок или трудовой доход» [7].

В свое время, режим самозанятости (без упоминания самого термина, но в виде перечня видов деятельности), был внесен в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом 30.11.2016 N 401-ФЗ [3]. Целью данного действия, стала попытка не только узаконить предпринимательскую деятельность отдельных категорий лиц, но и пополнить бюджет налоговыми поступлениями. Однако, данная инициатива имела слабый успех [4], так как большинство неофициально осуществляющих предпринимательскую деятельность лиц решили, что затраты на ведение бухгалтерии и уплату налогов – выше, чем риск попасть под проверку. Государство, в свою очередь понимало, что издержки на каждое доказывание незаконного предпринимательства могут оказаться существенно выше полученных бюджетом штрафов, так же не предпринимало в этом направлении существенных мер. В результате, количество лиц, зарегистрировавшихся в 2017 году в качестве самозанятых по всей стране не превысило даже 1000 человек, в то время как по оценочным данным в стране работало не по трудовым договорам около 25 миллионов человек – т.е. около четверти всего трудоспособного населения.

Ситуация изменилась с 1.01.2019 года, когда в стране стал действовать режим налогообложения «Налог на профессиональный доход», среди преимуществ которого следует отметить:

1. низкую налоговую ставку (4% от величины выручки при продаже продукции или оказании услуги физическому лицу, и 6% – юридическому лицу);

2. отсутствие необходимости приобретать кассовый аппарат, вести бухгалтерский учет и подавать декларации в налоговую инспекцию: все операции по выставлению чеков, расчету величины налога и т.д. – осуществляются автоматически в приложении «Мой налог» или в личном кабинете пользователя на сайте налоговой инспекции.

3. указанным режимом смогли воспользоваться не только физические лица, но и при некоторых ограничениях – индивидуальные предприниматели, в т.ч. уже действующие.

В начале заинтересованность потенциальных самозанятых новым режимом налогообложения оказалась невысокой, однако спустя буквально пару лет, количество ежегодно регистрируемых самозанятых стало приобретать устойчивый линейный характер (рисунок 1).

Рисунок 1. – Динамика количества самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (составлено авторами: до 01.01.2020 - по [13]; после 01.01.2020 – [6])

Среди основных причин, по которым люди предпочитают открывать самозанятость и вести свою деятельность именно в этой форме, можно отметить следующие:

1. самозанятые имеют возможность самостоятельно регулировать график работы, выбирать проекты и клиентов, а также работать из любой точки мира и практически в любой сфере деятельности. Это позволяет самозанятым иметь осуществлять полный контроль над своей жизнью и работой.

2. самозанятость может предоставить возможность заработка более крупной суммы денежных средств, нежели в случае занятости по найму, ибо самозанятый единолично принимая решение, может самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию и выбирать товары и услуги, в наибольшей мере пользующиеся рыночным спросом. Кроме того, самозанятые имеют возможность получать доход от нескольких источников одновременно.

3. самозанятость позволяет людям работать в тех сферах, которые им интересны и в которых они хорошо разбираются. Самозанятые в наибольшей мере могут использовать свои навыки и таланты, не ограничиваясь рамками корпоративного мира.

4. некоторые люди выбирают самозанятость, так как этот формат ведения деятельности дает им возможность учиться, расти и развиваться в новых сферах, а также иметь контроль над всеми аспектами своего бизнеса.

5. самозанятость позволяет стать своим собственным боссом и принимать все решения самостоятельно, что может являться стимулом как для развития, так и достижения личных целей.

2. Анализ проблем и ограничений самозанятости

Анализируя данные, отображенные на рисунке 1, можно заметить, что количество индивидуальных предпринимателей, применяющих режим налога на профессиональный доход, хоть и увеличивается, но остается на порядок меньше, нежели самозанятых-физических лиц. Данный факт объясняется несколькими ограничениями, накладываемыми законодателем на лиц, применяющих режим налогообложения «налог на профессиональный доход», в том числе:

1. запрещено нанимать сотрудников;

2. максимальная величина выручки за год не может превышать 2,4 миллиона рублей;

3. нельзя заниматься торгово-закупочной деятельностью (за исключением продажи самостоятельно произведенной продукции);

4. запрещено сотрудничать с бывшим работодателем в течение двух лет с момента увольнения;

5. существуют запреты на производство и реализацию продукции, требующей специальной маркировки, в т.ч. алкогольную продукцию, табак, молочную продукцию, безалкогольные напитки и упакованную воду, БАДы, товары легкой промышленности, обувь и т.д. [14];

6. самозанятый не может оказывать услуги, требующие наличия лицензии (к примеру – оказание медицинских услуг. Однако, такого ограничения не имеется, если режим налога на профессиональный доход будет применять индивидуальный предприниматель.

7. так как самозанятый не является плательщиком Налога на доходы физических лиц, то он не может получить по нему вычет на обучение, лечение и т.д.

Данные ограничения указаны законодателем в явном виде. Однако, встречаются ограничения, которые являются следствием других законов. К примеру, достаточно часто самозанятый – физическое лицо, приобретает сырье или оборудование у юридического лица путем перечисления денежных средств со своего лицевого счета (карточки). В данном случае, несмотря на казалось бы безналичный способ расчета, такой платеж приравнивается к платежу наличными, и продавец должен будет выставить покупателю кассовый чек. Однако, если продавец не имеет кассового аппарата (что не запрещено законом), то операция купли-продажи в данном случае не может быть совершена без нарушения действующего законодательства.

Другой пример: во многих населенных пунктах Российской Федерации действуют специальные организации, финансируемые за счет бюджетных средств (к примеру – Фонды поддержки предпринимательства), целью которых является оказание безвозмездной юридической и иной помощи предпринимателям. Однако, в связи с тем, что самозанятый-физическое лицо не имеет официального статуса предпринимателя, то оказание помощи таким лицам будет противоречить уставам указанных организаций. Если такая помощь все же будет оказана, то данное деяние может быть расценено проверяющими структурами как нецелевое расходование денежных средств государства, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Указанные выше примеры не исчерпывают всех проблем самозанятых, однако они не являются серьезным препятствием в глазах зарегистрировавших режим налогообложения по системе «налог на профессиональный доход», в результате чего, при имеющейся динамике, к концу периода проведения эксперимента (31 декабря 2018 года), количество лиц, осуществляющих свою деятельность без регистрации, снизится с оценочных 25 миллионов человек до 7-10 миллионов, т.е. примерно в 2,5-3,0 раза.

Для поддержания тенденции «выхода физических лиц из тени», государство реализует различные инструменты мотивации данного действия [16]. К примеру, в стране реализуется федеральная программа заключения с определенными категориями граждан «Социального контракта», по которому государством будущему самозанятому (регистрация самозанятости или индивидуального предпринимательства предусматривается соответствующим договором с государством) выдается субсидия в размере 350 тысяч рублей. Так же в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России реализуется льготное кредитование «Программа 1764» по которой представителям малого и среднего предпринимательства стали доступны льготные кредиты не более чем под 2,75% плюс ключевая ставка Центрального банка [5]. По оценочным данным на 1 января 2023 года, такой мерой поддержки воспользовались более 50 тысяч предпринимателей.

Помимо кредитов, субъектам малого бизнеса доступны «зонтичные гарантии» – такие гарантии подходят предпринимателям, которым не выдали кредит из-за отсутствия залога. Зонтичными гарантиями только прошлом, 2022 году воспользовались около 25 тысяч предпринимателей. Так же в рамках проекта «Мой бизнес», социальным предприятиям и молодым предпринимателям (в т.ч. самозанятым) в возрасте до 25 лет доступны гранты от 100 до 500 тыс. руб., а для Арктической зоны сумма грантов увеличена до 1 млн руб. Для фермеров предоставляются отдельные гранты на покупку земли, животных и спецтранспорта.

Очевидно, что указанные выше способы поддержки предпринимательства (в т.ч. и самозанятости) будут лишь способствовать увеличению количества лиц, осуществляющих свой небольшой бизнес на узаконенных основаниях [9], [10].

Что касается структуры видов деятельности, по которым регистрируется ведение деятельности в виде самозанятости, то по статистическим данным налоговых органов Российской Федерации, наиболее популярными являются следующие отрасли: сфера ремонта, сфера автотранспорта (ремонт, обслуживание, перевозки) и IT-сфера. Более детально структура регистрируемых видов деятельности представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. – Структура видов деятельности, регистрируемых самозанятыми (составлено автором по [15] по состоянию на 30 сентября 2023 года)

Следует отметить, что представленные выше данные о структуре видов деятельности самозанятых может не соответствовать реальному положению дел, так как в соответствие с законодательством, самозанятый при регистрации может как выбрать несколько отраслей (а по факту – работать лишь в одной из них), так и не указывать ни одну из них. Так же следует учитывать, что по факту, отраслевая структура самозанятости может меняться в зависимости от региона; климатических условий; плотности населения; спроса и предложения на те или иные товары, работы или услуги, последствий кризисных явлений в экономике [11] и прочих факторов. В частности, как показывает исследование региональной структуры самозанятости, в Ростовской области превалирует самозанятость в сфере бьюти-индустрии [17], а в Москве, одной из лидирующих отраслей является IT-индустрия.

Больше всего самозанятых, на текущий момент времени зарегистрировано в Москве (1472211 человек), Московской области (602239 человек) и Санкт-Петербурге (555009 человек), что в совокупности составляет более 30% всех самозанятых России. Меньше всего самозанятых зарегистрировано в Ненецком и в Ямало-ненецком автономных округах – чуть более 3 тысяч на 2 региона. Такая неравномерность объясняется как разной плотностью населения и предприятий в регионах, так и уровнем развитости отдельных отраслей народного хозяйства.

Что касается перспектив самозанятости, то тут существует несколько вариантов развития ситуации. В частности, в ближайшие 5 лет (до 31.12. 2028 года включительно), как предусмотрено Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», никаких изменений ни в статусе самозанятых, ни в размерах налоговых ставок – изменений не предполагается. Законодатель даже блокирует те изменения, которые должны были бы улучшить положение самозанятых. К примеру, когда депутатами Государственной думы Я.Е.Ниловым и Д.А.Свищевым в июле 2023 года было внесено предложение об увеличении «предельной величины доходов, учитываемых при определении налоговой базы с 2,4 миллиона до 4,8 миллиона рублей» (что обосновывалось тем, что с момента принятия закона прошло 5 лет и за это время наблюдалась существенная инфляция), ответ Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам был отрицательным. В качестве объяснения было указано следующее «в настоящее время доля плательщиков НПД, получающих доходы, приближенные к предельному значению (от 2,0 миллионов до 2,4 миллиона рублей), за 2022 год незначительна и составляет 0,89 процентов от общего количества плательщиков НПД. … В связи с тем, что НПД введен в порядке эксперимента на срок до 31 декабря 2028 г., предложения об изменении параметров НПД целесообразно рассматривать на основании анализа результатов эксперимента» [8].

3. Прогноз результатов эксперимента с самозанятостью

В дальнейшем, судьба «самозанятости» будет зависеть от того, насколько будет признан проводимый эксперимент успешным. С одной стороны – эксперимент может быть признан успешным. И, по мнению автора, это вполне ожидаемо: институт самозанятости не только легализовал уже около трети ранее осуществляющих деятельность без регистрации лиц, но и обеспечивает стабильный рост доходов по налогу на профессиональный доход (рисунок 3.)

Рисунок 3. – Динамика и тенденции пополняемости бюджета РФ за счет налога на профессиональный доход (составлено авторами по [15])

Как видно из данных, отраженных на рисунке 3, в последние 2-3 года, тенденция роста собираемости по налогу на профессиональный доход в отношении операций с физическими лицами является линейной, а в отношении операций с юридическими лицами – степенной. В обоих случаях, коэффициент надежности аппроксимации имеет достаточно высокое значение (R2>0.8), что свидетельствует о высокой надежности модели.

Однако, если органы государственной власти решат оставить самозанятость и после 2028 года, то резонным станет вопрос о том, что самозанятые – физические лица и индивидуальные предприниматели перешедшие на уплату налога на профессиональный доход – практически полностью дублируют друг друга как в правах, так и в обязанностях. В этом случае вполне ожидаемо внесение изменений в гражданский кодекс РФ, в соответствие с которым индивидуальные предприниматели, как организационно-правовая форма, будут ликвидированы, и должны будут перерегистрироваться либо в юридическое лицо (в случае, если имеют работников или их доходы превышают установленный законодателем лимит), либо сделать даун-грейд и зарегистрироваться самозанятым-физическим лицом, с соблюдением всех налагаемых на них законодателем ограничений.

Если же эксперимент будет признан неэффективным – то с 1.01.2029 года всем самозанятым будет аннулирован их статус, и тогда уже им для продолжения деятельности, нужно будет зарегистрироваться в качестве либо индивидуального предпринимателя, либо юридического лица. В качестве мотивов признания режима самозанятости с уплатой налога на профессиональный доход может быть признано следующее:

1. Доля налогов, поступающих в бюджет от самозанятых, по результатам 2022 года составила около 0,414% (рассчитано авторами по [12] и [15]), что достаточно мало. Более того, из-за того что плательщики налога на профессиональный доход освобождены от обязательной уплаты взносов в пенсионный и иные фонды, то государство теряет еще и эти виды поступлений. И вряд ли поступления от налога на профессиональный доход покрывают эти потери.

2. Вызывает сомнение, что самозанятые на все осуществляемые ими операции выставляют чеки или указывают в них реальную стоимость. Данное сомнение возникает из анализа средней стоимости чека за 2021-2023 годы (рисунок 4), который составляет по операциям, оказываемым физическим лицам всего около 20-25 рублей за операцию. В нынешних условиях, сложно даже предположить, что за товар может быть реализован по цене 20-25 рублей за единицу, особенно с учетом того, что как было указано на рисунке 2, большинство самозанятых оказывает услуги в сфере ремонта.

Рисунок 4 – Динамика средней стоимости чека, выставляемого плательщиками налога на профессиональный доход (составлено авторами по данным [15]).

Если государство примет во внимание указанные факты, и признает эксперимент неудавшимся и аннулирует статус самозанятых, то следует ожидать, что подавляющее количество самозанятых-физических лиц снова «уйдет в тень». Однако, так как сведения о занятости физических лиц уже будет находиться в доступности контролирующих органов, избежать возбуждения административных и уголовных дел о незаконном предпринимательстве в отношении многих из них – вред ли удастся.

4. Выводы и предложения

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что пока эксперимент решает основную поставленную перед ним задачу – выводит малый бизнес из тени. Вследствие этого, можно предположить, что государство, скорее всего, признает эксперимент состоявшимся, однако после его завершения пропишет статус самозанятых в гражданском и налоговом кодексах, что позволит осуществлять за их деятельностью более пристальный контроль, а так же повысит ставки по налогу на профессиональный доход.

А на сегодняшний день, государству, следует продолжать использовать различные стимулы для «выхода предпринимательства из тени», в т.ч. как продолжая использовать уже работающий инструментарий (поддерживать низкую ставку налога; субсидируя отдельных лиц, желающих открыть самозанятость; оказывая самозанятым бесплатные консультации и т.д.), так и внедряя новый (в т.ч. ежегодно индексировать на величину официальной инфляции максимальный денежный доход самозанятого; узаконить его статус в гражданском и налоговом кодексах, приравняв статус самозанятого к статусу индивидуального предпринимателя; снять ограничения на производство некоторых видов продукции, требующих обязательной маркировки, в т.ч. одежды и обуви).

Как представляется авторам работы, реализация указанных мер, а так же возможная пролонгация эксперимента с самозанятостью, будет способствовать не только выводу предпринимателей из тени, но и формированию положительного имиджа официальной занятости.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом изменений от 01.07.2020). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.10.2023).
2. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977 (дата обращения: 16.10.2023).
3. Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (в актуальной редакции от 02.07.2021) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207915/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/#dst100394 (дата обращения: 16.10.2023).
4. Аваков С.Ю., Зимовец А.В. Об эффективности поддержки субъектов предпринимательства органами муниципальной власти // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 7(115). – c. 42-52. – doi: 10.17308/meps.2019.7/2156.
5. Дело в ставке: как изменилась программа льготного кредитования МСП «1764». Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/delo-v-stavke-kak-izmenilas-programma-lgotnogo-kreditovaniya-msp-1764 (дата обращения: 14.10.2023).
6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ИФНС РФ. Rmsp.nalog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 16.10.2023).
7. Жуков А.Г., Пальянов М.П. Трудовая самозанятость: особенности подготовки студентов организаций среднего профессионального образования // Сибирский учитель. – 2017. – № 4(113). – c. 40-45.
8. Заключение на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Я.Е.Ниловым. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/393494-8 (дата обращения: 16.10.2023).
9. Зимовец А.В., Маринова И.В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1(35). – c. 26-31.
10. Майкоглуян Д.В. Развитие малого предпринимательства в условиях санкций // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Том I. Таганрог, 2023. – c. 454-456.
11. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С., Бахмутская В.С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
12. Отчет Министерства финансов РФ «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год». Официальный портал Министерства Финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/08/main/Illustrirovannoe_izdanie_za_2022_god.pdf (дата обращения: 16.10.2023).
13. Оценочные данные «Центра поддержки самозанятых». Sznpd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sznpd.ru/statistika/ (дата обращения: 16.10.2023).
14. Официальный сайт государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/ (дата обращения: 16.10.2023).
15. Платформа поставки данных ФНС России. Geochecki-vpd.nalog.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://geochecki-vpd.nalog.gov.ru/self-employment (дата обращения: 16.10.2023).
16. Синиченко О.А. Мировой опыт организации государственных (муниципальных) систем инвестиционной поддержки // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Том I. Таганрог, 2023. – c. 535-538.
17. Зимовец А.В., Ханина А.В., Кошман В.В., Сорокина Ю.В. Социальный контракт как мера поддержки малого инновационно ориентированного предпринимательства: сущность и анализ эффективности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1451-1468. – doi: 10.18334/epp.13.5.117218.
18. Ханина А.В., Зимовец А.В. Последствия пандемии COVID-19 для субъектов малого и среднего предпринимательства: прогнозный сценарий эффективности мер поддержки // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 511-526. – doi: 10.18334/epp.12.2.114192.
19. Бердник Н.А., Быстрая Ю.С., Дейнека Л.Н., Зимовец А.В. и др. Экономика. / Учебное пособие. - Таганрог: Южный федеральный университет, 2014. – 374 c.

Страница обновлена: 01.08.2024 в 13:20:14