Анализ факторов, определяющих качество человеческого капитала в условиях цифровизации экономики

Андрющенко Г.И.1, Савина М.В.1, Хоминич И.П.2
1 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Андрющенко Г.И., Савина М.В., Хоминич И.П. Анализ факторов, определяющих качество человеческого капитала в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 3. – С. 955-970. – doi: 10.18334/ce.17.3.117409.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760067
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена анализу процессов, связанных с трансформацией человеческого капитала в условиях цифровизации экономики. Инновационные аспекты этого процесса приобретают важное значение в обеспечении экономической безопасности и социальной стабильности российского общества. В данном аспекте рассматривается влияние образования и здравоохранения на развитие человеческого потенциала. Важным фактором формирования требований к качеству человеческого капитала является состояние рынка труда и создание адекватного механизма передачи и реализации потребностей быстро меняющейся производственной и социальной среды системе образования, создания соответствующей требованиям этой среды системы защиты здоровья и долгосрочного использования человеческих ресурсов, что позволит необходимый обеспечить уровень экономической безопасности

Ключевые слова: образование, здравоохранение, экономическая безопасность, социально-экономическая стабильность, человеческий потенциал, качество и доступность образования, медицинской помощи, стратегия экономической безопасности

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение. Современные темпы цифровой трансформации экономики инициируют проблемы рынка труда, связанные с новыми требованиями и трансформацией профессиональных компетенций. Эти проблемы вызваны, прежде всего, скоростью развития информационно-коммуникационных технологий, которые коренным образом изменяют потребности в количестве и качестве человеческого капитала. Определение и прогнозирование потребностей рынка труда в таких условиях весьма затруднительно. Однако скорость трансформации профессиональных компетенций позволяет многим экспертам предполагать, что рынок труда может настолько сузиться, что высвобождающаяся рабочая сила станет серьёзной социально-экономической проблемой. Хотя справедливости ради надо отметить, что существует и иная точка зрения, что, учитывая интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности, будет разработано решение, которое обеспечит дополнительные рабочие места в цифровом мире и классических индустриях, не менявшихся до этого десятилетиями.

В основу цифровой трансформации заложены технологии искусственного интеллекта, роботизации бизнес-процессов, комплексного управления информацией, интеллектуальной обработки данных и т.д.

В настоящий момент рынок интеллектуальной обработки данных и роботизации процессов признан самым быстрорастущим в ИТ-сфере. Российский рынок начал формироваться позже других, хотя сейчас рост оценивается в среднем в 30‒50% в год. [3] Потребность в такого рода услугах велика, рост мог быть выше, но сдерживается он острой нехваткой кадров. В ближайшие четыре года число IT-специалистов в России должно вырасти в два раза, до миллиона человек. Общая годовая потребность цифровой экономики страны в высококвалифицированных кадрах к 2024 году, по прогнозу аналитиков, увеличится на четверть и достигнет значения 290–300 тыс. человек в год. При этом в Москве сосредоточенно 20% рабочей силы в данной сфере, что приводит к особо острой потребности в IT-кадрах цифровой экономики регионов России. [3]

Очевидно, что эффективная цифровая трансформация невозможна без развития компетенций людей: как общих профессиональных, так и для работы с новыми технологиями и новыми методами. В этих условиях работник сталкивается с ситуациями неопределенности и турбулентности. Он должен обладать знаниями, умениями и навыками решения сложных нестандартных проблем на основе творческо-аналитического подхода. В этой связи приобретают все большее значение такие креативные качества как гибкость и способность принимать решения в условиях постоянных изменений, непрерывное обучение и самообучение через всю жизнь.

Главными элементами цифровой трансформации становится согласованность стратегических процессов, обеспечение экономической безопасности и наличие людей, способных реализовать эти системные изменения.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года определяет экономическую безопасность как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [1 ] К основным вызовам и угрозам экономической безопасности Стратегия относит снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала.

Пандемия коронавируса проявила эти угрозы и вызовы и заставила острее ощутить тот факт, что состояние социальной сферы, формирующей качество рабочей силы, а значит, непосредственно определяющей стоимость человеческого капитала, серьезно влияет на экономический рост и благосостояние граждан .

Цель данной статьи состоит в определении факторов, формирующих качество человеческого капитала в условиях цифровой трансформации экономики.

Научная новизна заключается в уточнении теоретических подходов к обоснованию конфигурации факторов, определяющих качество человеческого капитала в трансформируемой экономике, которые способствуют обеспечению экономической безопасности.

Такой подход полностью меняет позицию социальной сферы. Именно она ответственна за формирование креативных качеств работника, поддержание его эффективной работоспособности на максимально долгий период, его материальное обеспечение и поддержку в периоды, когда работник теряет способность к труду. Цифровая трансформация экономики вскрыла проблему оптимизации модели развития человеческого капитала, так как в постиндустриальном мире качество человеческого капитала обеспечивает конкурентное преимущество и, как становиться очевидным, обеспечивает экономическую безопасность страны. [4 ]

Методика. В исследовании использованы частные научные методы: сравнительного и хронологического анализа при изучении теоретических подходов к изучению трансформации человеческого капитала как фактора обеспечения экономической безопасности; структурно-логического и функционального анализа при рассмотрении сущности воздействия таких важных отраслей социальной сферы как образование и здравоохранение на формирование инновационных качеств человеческого капитала.

В статье использованы инструменты и методы системного, процессного, креативно-инновационного анализа трансформации человеческого капитала и другие традиционные методы изучения инновационных процессов.

Применение этого инструментария позволяет исследовать особенности развития инновационных процессов в парадигме информационно-цифровой трансформации. [9]

Дискуссия. Важным фактором долгосрочного использования человеческих ресурсов и их адаптации к трансформационным изменениям, обеспечению необходимого уровня экономической безопасности является создание механизма передачи и реализации потребностей быстро меняющейся производственной и социальной среды в системы образования, здравоохранения и другие социально-экономические институты.

В части обеспечения безопасности, по мнению Волкова А. Д. и Морозова А. А., «... качественные характеристики общественной системы определяются механизмами ее воспроизводства, включая механизмы отбора (социальные лифты) и формирования субъектов, оказывающих преобладающее влияние на ее облик.... Институциональный статус субъекта находится в органической связи с его ролью в воспроизводстве системы. Иначе, при несоответствии, система не будет воспроизводить себя на прежних принципах, изменит свою архитектуру», что может привести к ее разрушению. [6]

Стрелка вверх: в
о
с
п
р
о
и
з
в
о
д
с
т
в
о

Подпись: Создание общественных благ Подпись: Потребление благ и воспроизводство человеческого капитала

Подпись: Распределение и перераспределение благ

Подпись: Капитализация способности к труду

Рис. 2. Человеческий капитал и социальная безопасность в процессе воспроизводства социально-экономической системы [6]

По их мнению, «понятие человеческого капитала связывает способность человека к труду, производству благ и потреблению с социальной безопасностью за счет институциональной составляющей, обеспечивающей воспроизводство и способности к труду индивида, и социальной безопасности в едином социально-экономическом механизме. В человеческом капитале отражается вклад человека в развитие общества, который общество оценивает через предоставление человеку возможности удовлетворять свои потребности – посредством денежного дохода и пользования общественными благами и услугами. Эта взаимосвязь может быть представлена на рис 2. [6]

Высокая скорость цифровой трансформации определяет высокую потребность в специалистах основными характеристиками будут креативное мышление и soft skills, то есть «гибкие навыки», которые понадобятся, чтобы добиться успеха в работе, независимо от специальности. Всѐ меньше будут востребованы люди рутинных профессий, и всѐ в большей мере будут востребованы креативные люди. [14]

Soft skills подразумевает навыки, которым нельзя научиться на тренингах. Они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Современные работодатели особенно ценят людей с хорошо развитыми навыками soft skills.

К сожалению, у нового поколения формируется представление о том, что обучение в вузе не даёт гарантий актуальности выбранной профессии, а также получения высокооплачиваемой работы по профилю, поэтому краткосрочное обучение может обеспечить достойную зарплату сейчас. Социальные сети наводнили примеры успешных блогеров, которые сделали себя сами, работают прямо с пляжа, путешествуют по миру. Хватает среди них и школьников, которые уже к выпускному сами могут купить себе квартиру. [10]

Сомнения молодых россиян имеют основания, хотя бы потому, что часть выпускников не работает по полученной в вузе специальности. Как сообщает Росстат, среди выпускников вузов 2016–2018 года не работают по специальности 31%, а среди выпускников колледжей и профучилищ — 43% и 50%. [21]

Подобный «образовательный пессимизм» формируется в семье. Стагнация на рынке труда, обострившаяся во время пандемии, изменила настроения семей на депрессивные. Сейчас даже имея вузовский диплом очень трудно устроиться на работу. При этом доходы падают. С 2014 по 2017 год реальные доходы населения в России сокращались, в 2018 году показали рост 0,1%, а по итогам 2019 года увеличились на 1% в годовом выражении. По итогам 2020 года они отстают на 10,6% от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов. [24 ]

Поступление на бюджетное место требует оплаты подготовительных курсов, услуг репетиторов и т. д., при этом полной уверенности в результате нет. Поэтому сейчас многие выбирают платное обучение на тех программах, которые реально освоить.

В 2021 году Министерство просвещения разрешило выпускникам школ, которые не планируют поступать в вузы, сдать вместо ЕГЭ государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому и математике, чтобы получить аттестат. Это означает предварительную селекцию выпускников. В 2022 рекордное число школьников отказались сдавать ЕГЭ по физике - 16% от общего числа, в то время как в 2016 было 26% от всех сдающих. Математики в этом году на 16% меньше чем в прошлом, при этом 25 % не набрало минимальное количество балов.

Дефицит абитуриентов на бюджетные места технического профиля может превысить 20 тыс. мест. [25]

Следует отметить, что число выпускников общеобразовательных школ в 2021 году составило 700,3 тысяч. Это общее количество, а вместе с учащимися из учебных заведений профессиональной направленности, составляет 835,1 тысячи человек. В 2020 году из общеобразовательных школ вышло на 3% меньше выпускников, а всего аттестат зрелости в 2020 году получили на 6% меньше. По прогнозам рост численности выпускников продолжиться до 2025 года. [17]

В динамично меняющемся мире есть социальный заказ на работника, способного адаптироваться к социально-экономической трансформации, а также самостоятельно ориентироваться в жизненных и профессиональных проблемах и нести за свои действия ответственность.

Потребность рынка труда в кадрах определенной квалификации обосновала увеличение государственного заказа в 2021 году. Вузам выделено более 576 тысяч мест. К общему объему добавлено около 48 тысяч бюджетных мест, из которых 33,7 тысяч - для бакалавров и специалистов. Следует обратить внимание на тот факт, что основная масса добавленных бюджетных мест, а это примерно 9%, будет обеспечивать потребности региональных вузов. Предполагается, что вплоть до 2024 года контрольные цифры будут расти.

Таким образом, на одно очное бюджетное место бакалавриата и специалитета будут претендовать два выпускника школы и на одно очное бюджетное место по программам магистратуры - три выпускника программы бакалавриата [22]

В первую очередь, увеличение бюджетных мест коснется направлений, связанных с развитием цифровой экономики. На 18 процентов, по сравнению с 2020 годом, вырастет число бесплатных мест по математике и механике, компьютерным и информационным наукам, информатике, информационной безопасности, электронике, радиотехнике. Всего здесь выделено 73,8 тысячи дополнительных мест. [2]

Кроме того, как школа, так и вузы ориентированы на работу с успевающими школьникам и студентам, а работать нужно со всеми, преодолевая их образовательную неуспешность. Образовательная политика должна быть равнонаправленной на каждого, чтобы из вуза профессионально и социально успешные люди.

Другим важным фактором капитализации человека является здоровье, которое закладывается до его рождения и формируется в течение всей жизни.

Инвестиции в капитал здоровья и интеллектуальный капитал имеют существенно различные риски. Чем выше ожидаемая продолжительность жизни, тем больше заинтересованность индивида в инвестирование своего развития, повышения квалификации с целью поддержания своей способности к эффективному труду. Неудовлетворительное состояние здоровья снижает масштабы инвестирования в свое образование. Для стран с высокой средней продолжительностью жизни населения характерен более высокий уровень образования. [15 ]

Рост расходов на здравоохранение становиться общепринятой тенденцией.

Следует согласиться с Н.Ф. Челухиной в том, что большинство современных систем здравоохранения, были созданы во времена экономического роста и финансового процветания. В условиях предыдущих глобальных финансовых кризисов системы здравоохранения находятся в поиске механизмов преодоления долговых, фискальных, структурных проблем. Особенно критическими эти процессы представляются на фоне старения населения, которое оказывает влияние как на общество в целом, так и на экономику, системы социального страхования и обеспечения [13].

Всемирная организация здравоохранения распределяет влияние факторов, определяющих здоровье человека следующим образом:

- наследственность – 20%;

- экология – 20%;

- медицинское обеспечение – 10%;

- образ жизни человека 50%. [22]

С этим утверждением можно было бы безоговорочно согласиться, если бы не последние события, связанные с пандемией. Она показала, насколько уязвимой становиться экономика страны, когда происходят такие события. Необходимость преодоления пандемического кризиса заставила пересмотреть отношение к системе здравоохранения. Пандемия усилила значение этой системы, со всей очевидностью определяя ее как фактор экономической безопасности страны.

Таким образом, по итогам обсуждения можно определить цели формирования человеческого капитала в период цифровой трансформации, достижение которых обеспечит экономическую безопасность, такие как формирование аналитических компетенций работников для применения методов и инструментов цифровой трансформации при управлении бизнес процессов и проектов, развитие способности к самообучению и адаптации к новым быстроменяющимся условиям производства, стратегическому мышлению, коммуникативности, креативности. Для поддержания работоспособности соответствующего качества рабочей силы требуется обеспечение доступности медицинской помощи высокого качества, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, проведение социальной политики, направленной на повышение продолжительности трудоспособного возраста, снижение уровня инвалидности и смертности, повышение рождаемости и численности населения.

Результаты

Исходя из концепции нашего исследования мы ограничимся рассмотрением влияния на качество человеческого капитала в период цифровой трансформации только тех отраслей социальной сферы, которые являются определяющими в создании его стоимости, то есть образовании и здравоохранении.

Цифровизация делает более доступными и дешевыми информационно-цифровые технологии, но они были и остаются инструментом, который может быть использован, как во благо, так и во вред.

В этих условиях актуализируется проблематика формирования новых знаний. Система образования должна быстро реагировать на те вызовы, которые появляются в условиях нечетких критериев селекции истинных знаний.

Основой человеческого капитала являются умения, навыки, которые развивают способности индивида. Высшему образованию в трансформационных процессах отводится ведущая роль в становлении высококвалифицированной части трудовых ресурсов, способной генерировать креативные решения, разрабатывать и коммерциализировать инновационные решения, при необходимости обеспечивать высокую адаптивность к резко меняющимся условиям труда.

Важнейшим индикатором определения требований к качеству человеческого капитала является состояние рынка труда. Этот рынок формирует потребность в специалистах необходимого качества. Адекватный механизм передачи и реализации потребностей быстро меняющейся производственной и социальной среды системе образования позволяет обеспечить экономическую безопасность, понимаемую как систему выявления и защиты от потенциальных рисков со стороны соответствия человеческих ресурсов.

В Российской Федерации такой механизм пока не создан. Высшая школа реагирует на изменения рынка труда с большим опозданием, во многом потому, что образовательный цикл длится 4-6 лет, а бизнес слабо участвует в процессе определения потребностей, так как не хочет разделять ни финансовые, ни социальные риски. Снять это противоречие на определенном этапе мог бы государственный заказ, сформированный с учетом всех факторов, влияющих на состояние рынка труда.

Этот важный шаг по совершенствованию механизма обеспечения рынка труда необходимым количеством специалистов, обеспечивающим инновационное развитие экономики, со стороны государства, сделан. Теперь контрольные цифры приема первокурсников в вузы (КЦП) будут распределятся по новым правилам: запросы на бюджетные места формируют регионы с учетом потребностей экономики и демографии. [23]

Далее должны последовать шаги в направлении реализации единой образовательной и кадровой политики на рынке труда с использованием информационных и цифровых технологий, что позволит предупреждать рост безработицы через формирование у молодежи устойчивых мотиваций к труду, адекватного профессионального выбора, получения профессий, пользующихся повышенным спросом на рынке труда.

Также предстоит сформировать постоянные эффективные системы связи бизнеса и профессиональных организаций, занимающихся подготовкой кадров для разработки единой государственной кадровой политики в условиях многоуровневой информационно-цифровой образовательной среды.

Реализация профессиональных компетенций определяется работоспособностью, выносливостью, устойчивостью к заболеваниям и другими характеристиками. Одновременно с этими имманентно присущими человеку характеристиками, здоровье нации, повышение устойчивости человека к внешней среде и т. д. являются приоритетными направлениями системы здравоохранения. [5]

В этой связи серьезным «экзаменом» для системы здравоохранения стала пандемия коронавируса.

Большинство развитых стран в условиях пандемии ощутило дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты, дезинтеграцию управления между центром и регионами, а также неповоротливость систем финансирования медицинской помощи.

Страны с высоким уровнем расходов на здравоохранения оказались беззащитными перед наступлением пандемии. Италия (затраты на здравоохранение – 8,9% ВВП), Испания (9% ВВП), Франция (11,5% ВВП), Великобритания (9,8%) до сих пор не могут выйти из пандемического кризиса, а наиболее успешными оказались страны с относительно невысокими затратами (Китай — 5%, Россия — 5,3%). [8]

Какие меры позволили этим странам быть успешными? Централизованная система оказания медпомощи, позволившая оперативно перераспределить коечные мощности и необходимое для лечения коронавирусных больных оборудования. Кроме этого, возможность оперативного принятия эффективных карантинных мер, быстрое перепрофилирование больниц и госпиталей, а также ввод новых мощностей. В Российской Федерации медики курировали строительство инфекционных блоков. Примером может служить строительство всего за месяц постоянного современного технологичного госпиталя площадью более 80 тыс. кв. м общей вместимостью 800 койко-мест (при уплотнении — до 900 койко-мест). [8]

По данным мониторинга ВОЗ, в период пандемии 2020 г. правительство РФ также направило 46,7 млрд руб. на доплаты медикам и другим специалистам, задействованным в борьбе с пандемией, 10 млрд руб. — на закупки оборудования, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких, 10,7 млрд руб. — на строительство и оснащение новых инфекционных центров в 15 регионах, 5,2 млрд руб. — на покупку машин скорой помощи в регионах. [8]

Коронавирус сделал очевидным недофинансирование отрасли здравоохранения в предыдущие периоды. Оптимизация, проводимая при учете только финансовых факторов, целью которой была минимизация затрат, привела к разрушению поликлинического звена, снижению койко-мест в больницах, разрушению системы инфекционной защиты.

Чтобы обеспечить экономическую безопасность страны, на создание дополнительного или перепрофилируемого коечного фонда, снабжение его кислородом, врачей — средствами индивидуальной защиты, оснащение реанимационных и пульмонологических отдалений региональных и муниципальных медучреждений в марте и апреле 2020 года из федерального бюджета было выделено более 65 млрд руб. [8]

Итак, трансформация человеческого капитала в соответствии с требованиями экономической безопасности происходит при воздействии социально-экономических факторов. В этой связи стратегия его развития должна быть направлена не на решение отдельных задач, что даст возможность повысить показатели, отражающие отдельные аспекты его функционирования, а на установление устойчивой динамики демографических, социальных и экономических процессов, обеспечивающих экономическую безопасность страны в полной мере.

Заключение

Цифровая трансформация системы управления рынком труда позволит оптимизировать сохранение и развитие человеческого капитала. Современная тенденция уточнения роли государства в этом процессе позволит успешнее прогнозировать результаты развития предприятий, регионов и страны, а также оценивать результаты воздействия на системы подготовки и поддержания, улучшения здоровья и работоспособности человека.

Работник должен свободно распоряжаться главными составляющими человеческого капитала – квалификацией и здоровьем. Сейчас он должен обладать такой профессиональной подготовкой, которая обеспечит ему возможность повышения квалификации или переквалификации в будущем, осуществлять собственное развитие на основе информационных и цифровых технологий, как можно дольше сохраняя работоспособность.

Эффективность экономического и социального развития сейчас зависит от отношения общества к процессу воспроизводства человеческого капитала. Эти проблемы могут быть решены только на трехсторонней основе, с привлечением работника, работодателя и государства.

При оценке соответствия адаптации человеческого капитала к современным требованиям обеспечения экономической безопасности основными стратегическими позициями в его формировании и сохранении являются:

- создание адекватной системы воспроизводства интеллектуального капитала и капитала здоровья новых поколений;

- формирование единой образовательной и кадровой политики на рынке труда с использованием информационных и цифровых технологий, направленной на предупреждение структурной безработицы, формирование у молодежи устойчивых мотиваций к труду, адекватного профессионального выбора, получения профессий, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;

- разработка идеологии и реализация программ здорового образа жизни в соответствии с современными условиями социального, экономического и информационного развития общества.


Источники:

Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года” 15 мая 2017 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/. https://tass.ru/obschestvo/8095895. Дата обращения 30.03.2021
2. Агронович М. Бюджетных мест в российских вузах станет больше//Российская газета - Федеральный выпуск № 170(8224). 03.08.2020. https://rg.ru/2020/08/03/biudzhetnyh-mest-v-rossijskih-vuzah-stanet-bolshe.html. Дата обращения 30.03.2021
3. Алексеев В. Катастрофический дефицит. Цифровому прорыву предрекли острую нехватку IT-специалистов. https://www.dp.ru/a/2020/01/24/Katastroficheskij_deficit. https://tass.ru/obschestvo/8095895. Дата обращения 30.03.2021
4. Андрющенко Г.И. Инвестиционные риски человеческого капитала как источника экономического роста. В сборнике: Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях. Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам Национальной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Петровской, В.З. Чаплюка, Л.Н. Сорокиной. 2018. С. 38-42.
5. Андрющенко Г.И. Здравоохранение как фактор формирования качества жизни. В сборнике: Качество жизни человека в нестабильном мире. Материалы выступлений XV Международного социального конгресса. 2016. С. 146-152.
6. Волков А.Д., Морозов А.А. Человеческий капитал и социальная безопасность: взаимосвязь явлений // КЭ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-sotsialnaya-bezopasnost-vzaimosvyaz-yavleniy. Дата обращения: 01.04.2021.
7. Григорьев С. Г., Лукин В. В., Лукин Д. В. Развитие человеческого капитала в условиях цифровизации https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chelovecheskogo-kapitala-v-usloviyah-tsifrovizatsii. https://tass.ru/obschestvo/8095895. Дата обращения 30.03.2021
8. Журавлева М., Резник И. Как COVID-19 изменит систему здравоохранения//РБК+. Выпуск №8, 29 июля 2020. https://plus.rbc.ru/news/5f0d0b7c7a8aa9187eb1b492. Дата обращения 30.01.2023
9. Савина М.В., Степанов А.А., Степанов И.А. и др. Креативный менеджмент. Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко».-3-е изд., 2021 .- 283 с.
10. Семенец А. Вуз больше не путевка в хорошую жизнь. https://www.rosbalt.ru/moscow/2021/03/26/1894069.html. Дата обращения 30.01.2023
11. Форрестер С.В., Веревкина Д.С. Капитал здоровья как составляющая человеческого капитала в современных условиях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/18EVN616.pdf Дата обращения 30.01.2023
12. Христолюбова Н.Е. Человеческий капитал как ресурс прогресса современной мировой экономики. Вестник ЦЭМИ. 2020. № 1. С. 5.
13. Челухина Н. Ф. Аннуитеты как механизм страхового обеспечения лиц пожилого возраста / Н. Ф Челухина // Страховое дело. – 2011. – № 3 (218). – С. 44.
14. Шестакова И.Г. Человеческий капитал в цифровую эпоху / Шестакова И.Г//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент.- 2018.- № 1. – С.56-63
15. Oster E., Shoulson I., Dorsey E. Limited life expectancy, human capital and health investments: Evidence from Huntington disease. – National Bureau of Economic Research, 2012. – №. w17931.
16. СПбГУТ: Потребность в IT-специалистах резко возрастает Режим доступа:https://rg.ru/2020/12/22/spbgut-potrebnost-v-it-specialistah-rezko-vozrastaet.html?ysclid=lecqmg6v2w976562742 ( Дата обращения 20.02.2023)
17. Сколько выпускников 11 классов в 2021 году в России? Большой вопрос. ru Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3714524-skolko-vypusknikov-11-klassov-v-2021-godu-v-rossii.html?ysclid=led66mjbzn766488709 (Дата обращения 21.03.2023)
18. Информация о социально-экономическом положении России Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/cPP0b1Am/oper-02-21.pdf. https://tass.ru/obschestvo/8095895. (Дата обращения 30.03.2021)
19. Здравоохранение в 2020 году: новые законы, прогнозы, аналитика Режим доступа: https://coko1.ru/articles/med-articles/zdravoohranenie-v-2020-godu-novye-zakony-prognozy-analitika/. https://tass.ru/obschestvo/8095895. (Дата обращения 30.03.2021)
20. В Минобрнауки заявили, что число выпускников 11-х классов увеличится на 40% за 10 лет Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8095895?ysclid=led5vxkdbl860887801 (Дата обращения 30.01.2021)
21. В России более трети выпускников вузов не работают по специальности, заявили в Минтруде Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-bolee-treti-vypusknikov-vuzov-ne-rabotayut-po-specialnosti-zayavili-v-mintruda.html?ysclid=led5r6hwys138132527 (Дата обращения 21.02.2023)
22. Факторы, определяющие здоровье человека Режим доступа: https://studopedia.su/4_10651_faktori-opredelyayushchie-zdorove-cheloveka.html?ysclid=led5my3t75484384198 (Дата обращения 21.02.2023)
23. В 2021 году поступить в вуз сможет каждый второй выпускник школы Режим доступа: https://rg.ru/2021/03/17/v-2021-godu-postupit-v-vuz-smozhet-kazhdyj-vtoroj-vypusknik-shkoly.html?ysclid=led5im18ej379157475 (Дата обращения 21.02.2023)
24. Росстат оценил масштаб снижения реальных располагаемых доходов россиян Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/60129a749a7947cf1ca85d53?ysclid=led5amr3w0542102379 ( Дата обращения 30.01.2023)
25. Стране не хватит инженеров. Абитуриенты массово не сдают ЕГЭ по математике и физике. Режим доступа: https://pikabu.ru/story/strane_ne_khvatit_inzhenerov_abiturientyi_massovo_ne_sdayut_egye_po_matematike_i_fizike_9269623?ysclid=led716khwy628790254 (Дата обращения 21.02.2023)

Страница обновлена: 03.05.2024 в 19:23:36