Normative and legal problems of regulating the agglomeration creation and activity at the regional level
Saveleva N.K.1, Sozinova A.A.1, Makarova T.V.1, Shpengler A.V.1, Barmina E.A.1
1 Вятский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 19 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 3 (March 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50792812
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The relevance of the research topic is due to the importance of agglomerations for the socio-economic system of the region. Today, agglomerations are becoming not only places of maximum concentration of resources, but also points of attraction of investments, poles of territorial growth. The development of agglomerations is due not only to agglomeration effects, but also to the priorities of regional economic policy and spatial development of the constituent entities of the Russian Federation. For the functioning of agglomerations, it is necessary to have clear and competent legislative regulation of their activities both at the federal and regional levels. The authors analyze federal and regional legislation establishing the process of creation and functioning of agglomerations, identify the main problems and draw conclusions about the need for further development of legislation in this direction. All this confirms the high relevance of the study. This article is of interest to researchers in the field of regulatory and organizational process of agglomerations in the Russian Federation.
Keywords: agglomeration, legal regulation, region, regional legislation, spatial development
JEL-classification: R58, R12, R13
Введение
Социально-экономическое значение развития агломераций в современных реалиях трудно переоценить. Агломерации выступают драйверами развития регионов, позволяя аккумулировать различные ресурсы для экономической системы субъекта. Однако нормативно-правовое регулирование деятельности агломераций в России как на федеральном, так и на региональном уровнях не развито либо развито крайне слабо.
Возрастающая актуальность роли агломераций в социально-экономическом развитии регионов, отсутствие федерального закона и пробелы регионального нормативно-правового регулирования развития агломераций представляет насущную проблему, требующую своего решения.
В исследовании были проанализированы авторские исследования в области регионалистики и развития социально-экономических систем региона [33-37], а также значительный объем нормативно-правовых актов федерального уровня [1,3,4,5], документов стратегического развития территорий [5,6,7,8,9], а также стратегические документы и законодательство ряда субъектов Российской Федерации [10-32].
Авторская гипотеза строится на том, что агломерации представляют собой важным элемент развития региональных социально-экономических систем и требуют четкого законодательного регламентирования как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного региона России.
Целью исследования является рассмотрение законодательного обеспечения создания и деятельности агломераций в Российской Федерации и выявление основных тенденций для дальнейшего законодательного регламентирования функционирования агломераций в регионах.
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью и теми эффектами, которые привносит создание агломераций в субъектах Российской Федерации, которые должны функционировать в рамках четко обозначенной нормативно-правовой конструкции в целях социально-экономического развития как субъекта РФ, так и государства в целом.
Основными методами проведения исследования является монографический метод, нормативно-правовой метод, формально-юридический метод и метод сравнительного правоведения.
Научная новизна исследования заключается в выявлении актуальных тенденций развития нормативно-правового регулирования агломераций условиях регионального пространства.
Основная часть
Сегодня научная проблема создания адаптивной и устойчивой системы управления экономикой региона остается приоритетной как с точки зрения государства, так и с позиций регионального сообщества [35]. Исследование способности территории к самостоятельному развитию является объектом «внимания ученых и специалистов-практиков не одно десятилетие [37].
Развитие территорий должны активизировать человеческий капитал; совершенствовать сферу образования территорий; усиливать интеграцию образования и науки; повышать уровень квалификации занятых в промышленности [36]. Все это возможно в том числе при создании агломераций в территориальных образованиях государства.
В настоящее время очевидна актуализация научных и практических разработок, нацеленных на социально-экономическое регулирование агломерационных процессов в государстве [33]. Деятельность агломераций невозможна без четкой и актуальной нормативно-правовой базы.
Разработка и принятие нормативно-правовых актов в области развития агломераций и агломерационного эффекта несомненно выступает важнейшим направлением в области социально-экономического развития регионов.
Это обусловлено объективным процессом урбанизации территорий, концентрации промышленности в кластерные образования и важнейший фактор развития территорий [34].
На сегодняшний день отсутствует комплексный федеральный нормативно-правовой акт, посвященный агломерациям. Упоминание о законодательном понятии термина агломерации дается в ряде подзаконных нормативно-правовых актов.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 26 ноября 2019 года № 1512 дается следующее определение агломерации [3].
«Агломерация» – совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 500 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями».
Термин городская агломерация упоминается в Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2021 года № 542 [4]: «Городская агломерация» – образуемая крупнейшим городским округом – «ядром агломерации» и муниципальными образованиями - «спутниками» многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием «маятниковой» трудовой миграции населения.
Также понятие агломераций содержится в ряде норм строительной отрасли, применительно к вопросам градостроительства и организации пространства.
Анализируя документы стратегического планирования, укажем, что термин «агломерация» используется в основном в документах социально-экономического планирования, утверждаемых актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.
Отметим, что отсутствие единого законодательного закрепления термина «агломерация» не обеспечивает единство правоприменения. Это создает определенные сложности, так как не позволяет выявить суть рассматриваемого явления и тем самым обеспечить должное функционирование данного механизма и его организационно-правовое развитие.
Необходимость создания агломераций и соответственно их правовое оформление упоминалась в ряде стратегических и программных документов.
Так, в 2008 году Правительство Российской Федерации утверждает «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», в соответствии с которой крупные городские агломерации должны стать важной частью долгосрочной стратегии развития России и сделать экономику России конкурентоспособной на мировом рынке. Впервые на уровне государственного документа пространственное развитие инфраструктуры и инвестиционной деятельности, создание новых центров экономического роста объявляются в качестве приоритета региональной политики государства, направленной на «снижение регионального неравенства и уменьшение сверх концентрации экономических ресурсов в столичных агломерациях».
Согласно Концепции инновационное и социальное долгосрочное развитие Российской Федерации базируется на научно-техническом и образовательном потенциале крупных городских агломерации, на формировании территориально-производственных кластеров в урбанизированных регионах [5].
Последующее развитие основные идеи Концепции получили в ряде проектов документов, которые официально так и не были приняты. Речь идет о проекте постановления Правительства РФ 2010 года о развитии каркаса системы расселения страны, в котором предполагалось создание 20 крупных агломераций на базе муниципальных образований-миллионников, а также о «дорожной карте» развития агломераций в России 2013 года, определявшей критерии отбора агломераций для участия в реализации социально-экономических проектов.
В Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года №134 «Об основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, рассматриваются «как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках» [3].
В утвержденном Правительством РФ 22 ноября 2018 года «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» предусмотрены шаги по качественной трансформации структуры рабочей силы и динамики производительности труда [6]. Также следует отметить важность утверждения Правительством РФ в 2019 году «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [7]. Вопросы агломерации рассматриваются в Стратегии довольно широко как ключевой приоритет пространственного развития Российской Федерации.
Городскую агломерацию Стратегия определяет, как «совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения (500-1000 тыс. чел. – крупная агломерация или свыше 1 млн. чел. – крупнейшая агломерация), связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями» [9].
В указе Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», а также в Стратегии пространственного развития страны агломерации определяются как полюса экономического роста и воспроизводства человеческого капитала.
В нормативных актах дается понятие сельских агломераций. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2019 № 1332, к понятию «сельских агломераций» относятся сельские территории, поселки городского типа, рабочие поселки, которые не входят в состав городских округов [8].
Однако все перечисленные выше документы не регламентируют процесс создания, оформления, организационного функционирования деятельности агломераций, а определяют только их значимость в социально-экономическом развитии.
Отметим, что попытки принятия федерального закона, регламентирующего общие положения о создании и функционировании регламентаций, принимались. Так, подготовленный в 2020 году Минэкономразвития РФ проект федерального закона «О городских агломерациях» [10] представляет значительный рынок в данном направлении. Однако до сегодняшнего дня данный нормативно-правовой акт не принят. Несомненно, данный законопроект является положительным шагом в нормативно-правовом регулировании деятельности агломераций.
К положительным сторонам законопроекта можно отнести выделение критериев городской агломерации: наличие центра, транспортной доступности, установленной средней плотности населения; разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития городских агломераций; определение форм межмуниципального сотрудничества (соглашения, координационные советы) как условие создания агломерации.
Следует обратить внимание на то, что большинство субъектов Российской Федерации проводят свою политику в сфере агломераций и даже вышли на более высокий уровень понимания данного процесса, нежели на федеральном уровне. Можно отметить, что субъекты федерации ведут упреждающую политику в вопросах нормативно-правового регулирования деятельности агломераций. В качестве примера можно назвать Томскую область, где на региональном уровне приняты законы, регулирующие сферу агломерирования [11].
Проанализировав региональное законодательство в вопросах правового оформления деятельности агломераций можно сделать вывод о том, что существует четыре типа регулирования агломераций.
Таблица1 – Типы нормативно-правового регламентирования агломераций в РФ
Тип регламентирования
|
Особенности
регулирования агломерации в субъекте РФ
|
В каких
агломерациях предусмотрен порядок
|
Первый тип
|
В стратегии социально-экономического
развития субъекта РФ агломерации не упоминаются, или упоминается только факт
их наличия без регламентации порядка создания и деятельности агломерации.
Регулирование деятельности агломерации формальное
|
Омская агломерация
|
Второй тип
|
В стратегии
субъекта РФ приводятся границы агломераций и указываются направления их
перспективного развития. Подробно статус агломерации не прописан, не указан
порядок создания и функционирования
|
Московская
агломерация, Краснодарская агломерация, Алтайская агломерация
|
Третий тип
|
Иметься закон
субъекта, однако регламентирование создание и деятельности недостаточное.
Имеются общие указания о порядке создания и деятельности агломерации без
достаточного оформления
|
Белгородская
агломерация,
Томская агломерация, Ростовская агломерация, Кемеровская агломерация, Ханты-Мансийская агломерация |
Четвертый тип
|
Действуют или
находятся в процессе разработки и принятия закона субъекта РФ о
перераспределении полномочий между органами МСУ муниципальных образований
агломерации и органами государственной власти региона. Статус агломерации
практически не определен или определён формально
|
Челябинская
агломерация, Самарская агломерация, Саратовская агломерация
|
Как показывают данные, представленные в таблице, только в четырех регионах РФ разработаны региональные законы, определяющие процесс создания и функционирования агломераций.
Далее проанализируем в каких нормативно-правовых и стратегических документах субъекта имеется упоминание не функционирование агломерации. Для анализа бы выбраны ряд агломераций РФ.
Таблица 2 – Нормативно-правовые акты и иные документы планирования развития территории, регламентирующие статус агломераций в различных субъектах РФ
Документ,
регулирующий создание и функционирование агломерации
|
Агломерация
|
Закон субъекта РФ
|
Белгородская, Томская, Кемеровская.
Ростовская
|
Стратегия социально-экономического
развития региона
|
Челябинская. Удмуртская, Омская,
Краснодарская, Красноярская, Ханты-Мансийская, Ульяновская, Удмуртская,
Новосибирская
|
Стратегия развития агломерации
|
Ижевская
|
Концепция развития агломерации
|
Томская, Сургутская, Красноярская.
Иркутская, Нижневартовская, Самаро - Тольятинская
|
Проанализировав данные, представленные в таблице, отметим, что только в одном субъекте РФ принята стратегия развития агломерации. Данная стратегия определяет направления городского развития, развития транспортной инфраструктуры, не указывая порядок создания агломерации и управления агломерационными процессами.
Аналогично можно сказать и о концепциях развития агломерации, которые есть в ряде регионов России. В большинстве регионов России в действующих стратегиях социально-экономического развития упоминаются агломерации как необходимые драйверы роста для экономики региона. Однако отметим, что перечисленные выше документы не являются нормативно-правовыми, а определяют общие тенденции и тренды развития территорий, не определяя ключевые моменты организационного сопровождения деятельности агломерации.
Нормативные документы представлены только в четырёх субъектах РФ, где были приняты региональные законы, регламентирующие порядок создания агломераций, направления деятельности органов власти по развитию городской агломерации, вопросы функционирования агломераций, а также вопросы взаимодействия региональных и муниципальных органов власти в вопросах взаимодействия по вопросам развития агломераций в субъекте. Несомненно, принятие данных актов является положительным направлением для развития нормативно-правового оформления агломераций.
Достаточно подробно регламентируется статус агломераций на региональном уровне в Белгородской области [11]. Также на территории области действуют межмуниципальные соглашения о взаимодействии по развитию агломераций. Больший упор в данном нормативно-правовом акте был сделан на функции муниципальных образований субъекта.
Говоря о нормативно-правовом регулировании, следует коснуться вопросов межмуниципального сотрудничества муниципальных образований, входящих в состав агломерации. Отметим, что данные вопросы поверхностно отражены в Федеральном законе «Об общий принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ [1], который определяет общие направления межмуниципального сотрудничества. Однако терминологически агломерации в законе не упоминаются.
В данном нормативно-правовом акте отражена возможность региональным законодательством определять порядок наделения муниципальных образований, в границах субъекта статусом городских округов с внутригородским делением.
Также в ст. 8 и 9 данного закона определяется принципы межмуниципального сотрудничества. Конкретные формы организации межмуниципального сотрудничества для городских агломераций законодательство не раскрывает.
Следовательно, вопросы межмуниципального сотрудничества в процессе функционирования агломерации также нераскрыты.
Проведенный анализ регионального законодательства позволяет делать вывод, что законы недостаточно подробно регламентируют процесс создания агломераций, не определяют порядок взаимодействия между муниципальными образованиями, входящими в состав агломерации, не прописывают направления межведомственного взаимодействия. Так же в законах не прописан статус создаваемых для управления агломерацией органов и порядок взаимодействия между ними, а также не раскрываются вопросы межмуниципального взаимодействия. Данные пробелы создают практические проблемы в функционирования агломерации, не позволяют четко определить компетенцию органов управления. Все это говорит о недостаточном уровне нормативно-правового регулирования агломерацией как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Таким образом, несмотря на актуальность проблем правом конструкция, «агломерация» как комплексный объект управления и регулирования не сформулирована и не определен единый механизм ее функционирования.
Заключение
На сегодняшний день создание агломераций выступает важнейшим фактором социально-экономического развития региональных систем. Подводя итог вышеизложенному отметим, что в настоящее время имеется явная необходимость в нормативном закреплении понятия «агломерация» и регулировании вопросов агломерационного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Прежде всего необходимо принятие федерального закона, дающего как четкое определение термина «агломерация», так и закрепление основных принципов и базовых положений по созданию и функционирования данного механизма.
В целом развитие нормативного регламентирования агломераций не может ограничиться только определением правового понятия «агломерация», комплексный характер этого социально-правового явления несомненно должен предусматривать учет территориальных процессов различными законодательными актами, в том числе разными отраслями права и законодательства.
Существенное значение в данном случае должны иметь юридически оформленные на федеральном уровне признаки агломераций.
На основе федерального закона должны разрабатываться региональные законы, конкретизирующие все актуальные опросы создания и функционирования агломераций. В заключении отметим, что правовой статус агломерации имеет принципиально важное значение.
References:
Bukhvald E.M. (2021). Aglomeratsii i problemy ikh zakonodatelnogo regulirovaniya [Agglomerations and problems of their legislative regulation]. Russian Journal of Housing Research. (1). 11-26. (in Russian).
Makarova T.V. Teoreticheskie podkhody k tipologizatsii regionov po urovnyu ekonomicheskoy bezopasnosti [Theoretical approaches to the typology of regions by level of economic security] Society. Science. Innovations 2019. 313-318. (in Russian).
Pavlov Yu.V., Khmeleva G.A. (2023). Kontseptsiya regionalnoy aglomeratsionnoy politiki () [The concept of regional agglomeration policy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). (in Russian).
Saveleva N.K., Sozinova A.A., Palkina M.V., Karaulov V.M. (2020). Otsenka innovatsionnogo razvitiya depressivnyh regionov [Assessment of the innovative development of depressed regions]. Theoretical economy. (11(71)). 42-60. (in Russian).
Sorokina N.Yu. (2022). Otsenka perspektiv razvitiya staropromyshlennyh regionov kak regionalnyh «tsentrov rosta» rossiyskoy federatsii [Assessment of the prospects for the development of old industrial regions as regional growth centers of the Russian Federation]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 639-654. (in Russian).
Страница обновлена: 31.03.2025 в 10:46:59