Interdisciplinarity in university education as a factor of the regional innovative development

Arutyunova D.V.1, Alesinskaya T.V.1
1 Южный федеральный университет, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54060726

Abstract:
The state strategy of scientific and technological development of Russia provides for the idea of universities as an important component of the regional innovation system. This determines the task of developing the entrepreneurial activity of universities in general and the development of their knowledge commercialization function in particular. The problem of formation of the concept of university participation in the strategy of innovative regional development and description of its factors and mechanisms is actualized. Approaches and models of university participation in the regional innovative development are analyzed. The main indicators of the universities' influence on the regions' innovation potential are identified. The mechanisms of this influence are determined. The concept of training personnel with knowledge and experience in the field of technology transfer is justified. The methods and technologies that contribute to a faster and more effective entry of students into professional activity, the main parameters of the internal and external environment that form the conditions for the successful implementation of the concept, the list of competencies being formed are presented. The study may be of interest to the management of universities and regional authorities from the point of view of the formation and implementation of effective strategies for their interaction.

Keywords: university education, regional economic development, knowledge transfer, technobrokers, interdisciplinarity, project approach

JEL-classification: I23, I25, I26, R12, R13



ВВЕДЕНИЕ:

В настоящее время динамичная и глобальная трансформация общества диктует необходимость пересмотра роли традиционных институтов, в том числе и системы высшего образования, что требует не только анализа происходящих процессов, но и оценки возможных результатов и эффектов в будущем. В качестве наиболее важного для государства стратегического результата данной трансформации видится ускорение социально-экономического развития регионов. Считается, что именно инвестиции в систему университетского образования могут способствовать развитию региона через усиление инновационного потенциала и конкурентоспособности. Данная концепция так же объясняется последовательным переходом экономики на путь экономики знаний: в действующих условиях функционирование вузов оказывает особое влияние на инновационное развитие организаций, отраслей, а, следовательно, и региона в целом. Это позволяет идентифицировать вузы как важный элемент региональной инновационной системы.

Данная идея лежит в основе современной стратегии научно-технологического развития России [19]. Основополагающими элементами стратегии являются кадры, человеческий капитал, инфраструктура, взаимодействие и кооперация, управление и инвестиции, сотрудничество и интеграция в области исследований и разработок. Также важное место отводится развитию университетов в программах развития территорий: вузы позиционируются как драйверы экономического и инновационного развития регионов. Этому способствует тренд на развитие предпринимательской деятельности университетов в целом и появление у них функции коммерциализации знаний.

Таким образом, в современных условиях постиндустриального и информационного общества, одним их инструментов экономического и инновационного развития региона становится система высшего образования и университеты, как основной элемент.

Вопросы влияния вуза на инновационное развитие организаций, отраслей и региона в целом рассматриваются в работах М.А. Боровской, И.К. Шевченко [6] М.А.Каменских [9], А.А. Вертиновой [7], Серебренников С.С., Иванова Н.М. [17] Никитина Ю.Ф. [14] и др. Авторы акцентируют внимание на значимой роли университетов в развитии экономики региона, формировании новых механизмов взаимодействия и, как следствие, новых университетских моделей. Однако, по мнению некоторых авторов (например, И. Феллер [27, с.339-341]) описанный подход не имеет развития с точки зрения практики: существуют исследования, которые ставят под сомнение способность вузов влиять на экономическое развитие региона. Поднимается вопрос о целесообразности реализации миссии вузов в таком аспекте, так как это напрямую коррелирует с тенденцией снижения качества образовательного процесса. Данный факт базируется на разнонаправленном векторе развития вузов и организаций, как экономических субъектов: ориентир на образование и фундаментальные исследования в вузах зачастую идут в разрез с ориентирами предприятий в контексте повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли. Очевидно, что для минимизации сформулированных противоречий и эффективной реализации поставленных стратегических задач инновационного развития региона, необходимо не только наличие элементов системы, но и понятные механизмы их взаимодействия.

Целью настоящего исследования является формирование концепции участия вузов в реализации инновационной стратегии регионального развития.

В качестве объекта исследования рассматривается университетское образование. Предмет исследования – процессы подготовки профессионалов, востребованных с точки зрения потребностей региона. В рамках поставленной цели решались следующие задачи.

1. Проанализировать основные модели взаимодействия вузов и регионов;

2. Выявить параметры и ключевые индикаторы развития региональной экономики через призму высшего образования;

3. Определить механизмы данного взаимодействия;

4. Выявить тенденции, влияющие на данный процесс;

5. Предложить систему взаимодействия вузов и региональной экономики при подготовке кадров.

Научная новизна исследования заключается в выявлении основных элементов взаимодействия вузов и региона с точки зрения его инновационного развития, включающих основные принципы, модели, индикаторы, механизмы взаимодействия, образовательные технологи подготовки профессионалов, востребованных с точки зрения развития региона, а также в формировании концепции влияния вузов на инновационное развитие регионов и условия ее успешной реализации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Система взаимодействия вузов и регионов выстраивалась на протяжении многих лет. Еще в 1960-х годах в международном научном сообществе появилась концепция «Третьей миссии университета», которая описывала идеальный университет и определяла его роль и место в развитии общества. В России работы, посвященные Третьей миссии, появились в начале 2000-х годов и, помимо традиционных образования и науки, были ориентированы на участие университета в формировании социально-экономических, инновационных, предпринимательских аспектов [4 с.51-52, 8 с.69, 13 с.93]. На сегодняшний день Третья миссия приобретает особое значение и рассматривается с точки зрения двух подходов:

1) участие университета в формировании культуры региона (культурологический подход);

2) университет как двигатель прогресса в экономике и социальной сфере (социально-экономический подход) [12 с.92].

Вторая составляющая раскрывается через призму основных моделей и концепций участия университета в инновационном развитии регионов: концепцию «Третья миссия университетов», модель предпринимательского университета, модель тройной спирали, четырехзвенной спирали, треугольника знаний. Проведенный анализ первоисточников позволил выделить основные характеристики, представленные в таблице 1.

Следует отметить, что данные модели также получили широкое распространение и апробацию в научных трудах отечественных исследователей, среди которых: Калиновская Т.Г., Косолапова С.А., Прошкин А.В. [10], Константинов Г.Н., Филонович С.Р. [11], Разинкина И.В. [18] и др., а также в практике выстраивания стратегии развития российского высшего образования.

Таблица 1. Модели участия университета в инновационном развитии регионов

Модель
Авторы
Основные характеристики
Третья роль (миссия) университетов
М. Мархл, А. Паусист [13, с.90]
Акцент на социальную и культурную значимость («служение обществу»)
Модель предпринимательского университета
Б. Кларк [24 с.19], А. Гибб [28 с.95]
Активное взаимодействие вуза с внешней средой (промышленность, бизнес, государственные структуры)
Модель тройной спирали
Г. Ицковиц и Л. Лейдесдорф [26 с.10]
Сбалансированное взаимодействие государства, бизнеса и вузов через сетевую структуру
Модель четырехзвенной спирали
Э. Караянис и Э. Григорудис [23 с.33]
Модификация модели тройной спирали. Дополнительно охватывает субъектов гражданского общества. Взаимодействия развиваются в рамках формирования кластерных интеграционных структур
Треугольник знаний
М. Унгер и В. Полт [30 с.12]
Модель функционального типа, которая характеризуется двусторонними каналами коммуникаций между наукой, образованием и инновациями.
Акцент на акторов национальной инновационной системы либо ее подсистем
Составлено авторами на основе источников [13, 23, 24, 26, 28, 30].

Таким образом, к классическим функциям университета, которые традиционно представлены образовательной и научно-исследовательской деятельностью, добавляется еще одна – взаимодействие с другими субъектами региональной экономики. Этот факт, в том числе, влечет за собой и изменения в самом вузе, связанные с выстраиванием внутренних процессов.

Во-первых, развитие описанных моделей приводит к расширению основного функционала вузов, которые становятся генераторами экономической активности и передачи знаний, субъектами развития человеческого капитала, извлечения прибыли от исследовательской деятельности, коммерциализации знаний.

Во-вторых, меняются управленческие подходы к решению внутренних задач, что обусловлено необходимостью выстраивания эффективной системы внутренних процессов, подчиненных стратегическим целям, ориентированным вовне.

Еще один результат тесного взаимодействия вузов с субъектами внешней среды - это синергетический эффект, который формируется за счет более эффективного и интегрированного взаимодействия таких составляющих, как образовательная, научная и инновационная деятельность: развиваются функции, связывающие данные сферы.

Описанные тенденции еще более актуализируют роль вузов в процессе производства результатов научной и интеллектуальной деятельности. Это, в свою очередь, еще более приближает вузы к полноценным субъектам рыночной экономики, так как позволяет им эффективно использовать ресурсы и своевременно реагировать на вызовы внешней среды.

На следующем этапе анализа были проанализированы и систематизированы основные параметры, являющиеся ключевыми индикаторами развития региональной экономики через призму высшего образования. Согласно исследованиям, проведенным лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ [15 с.11] вклад вузов в развитие регионов формируется по трем ключевым направлениям:

- экономическое развитие региона;

- развитие человеческого капитала региона;

- инновационное развитие региона.

Авторы выделяют несколько подходов к оценке вклада университетов в развитие регионов.

1. Традиционный подход (Д.С. Эллиот, С.Л. Левин и Дж.К.Мейзел) [25, с.19]. В рамках данного подхода вуз играет роль генератора экономической базы региона. Данная роль формируется за счет средств, вложенных в образование (в виде государственного финансирования, промышленного заказа и т. д.).

2. Навыко-ориентированный подход (Б. Блюстоуна) [22]. Данный подход является надстройкой над традиционным подходом и расширяет сферу влияния высшего образования на экономику региона за счет добавления к экономической базе элементов оценки уровня квалификации работников. При данном подходе вузы «производят» более качественный «продукт» - более квалифицированных работников, которые, как следствие, имеют более высокий уровень доходов и потребления. Данный факт оказывает прямое влияние на экономическую составляющую, как минимум, в виде налоговых отчислений в бюджет [15 с.7].

3. Оценка вклада университета как драйвера инновационной деятельности региона (П. Чарльз, Г. Бенневорт) [21 с.542]. Данный подход позволяет акцентировать внимание на вклад университета в инновационное развитие региона через призму создание инновационной экосистемы.

4. Методика ОЭСР. Была разработана в рамках программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития. Данная методика носит комплексный характер и базируется на проведении всесторонней оценки вклада университетов в развитие инновационной составляющей региона. При данном подходе учитываются такие параметры, как развитие человеческого капитала в регионе, вклад университетов в социокультурное развитие региона и развитие окружающей среды. [29].

Таким образом, влияние вузов на потенциал развития регионов можно описать через некоторую систему показателей (ключевых индикаторов). В рамках исследования были определены и сгруппированы ключевые индикаторы по трем выделенным направлениям (табл. 2).

Таблица 2. Индикаторы влияние вузов на инновационный потенциал регионов

Направления влияния
Подходы к оценке влияния
Ключевые индикаторы
Экономическое развитие
-Традиционный подход,
-Навыко-ориентированный подход
-Доля работающих в высшем образовании (в общем количестве активного населения)
-Доля доходов вузов (в доходах региона)
-Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава по отношению к средней в регионе
-Доля обучающихся по целевым договорам предприятий региона
-Доля обучающихся с полным возмещением затрат на обучение
-Доходы вузов в расчете на обучающегося
Развитие человеческого капитала
-Навыко-ориентированный подход,
-Подход ОЭСР
-Уровень превышения заработной платы сотрудников с высшим образованием над заработными платами работников со средним (полным) общим образованием)
-Доля трудоустроенных выпускников в регионе по специальности от общего числа трудоустроенных в регионе
Инновационное развитие
-Оценка вклада университета как драйвера инновационной деятельности региона,
-Подход ОЭСР
-Показатели объема НИОКР вуза
-Уровень цитирования публикаций в базах данных РИНЦ и Scopus
- Количество лицензионных соглашений
-Вклада вуза в общий объем расходов на НИОКР в регионе
Составлено авторами на основе источников [15, 21, 22, 25, 29]

Очевидно, что направления развития, представленные в таблице 2, взаимосвязаны причинно-следственными связями. Так, например, инновационное развитие формируется под воздействием развитием человеческого капитала, а экономическое развитие в большинстве случаев будет обусловлено инновационной составляющей и уровнем человеческого потенциала.

Вопрос выявления ключевых индикаторов инновационного развития региональной экономики через призму высшего образования сопряжен с формированием эффективных механизмов данного взаимодействия. В качестве таковых предлагаются:

- механизм взаимодействия через рынок труда;

- механизм взаимодействия через инфраструктуру (табл. 3).

Таблица 3. Механизмы влияния вузов на развитие региональной экономики

Механизм
Действия
Эффект
Взаимодействие через рынок труда
Подготовка кадров для реализации трансфера знаний и технологий
Развития регионального рынка труда (консалтинговая деятельность, образовательная деятельность, повышение квалификации сотрудников)
Взаимодействие через институты или инфраструктуру
Реализация совместных проектов (междисциплинарных или мультидисциплинарных проектов) и работа над коммерциализацией проектов
Усиление спроса на инновации через взаимодействие с другими институтами (проведение фундаментальных исследований, совместные НИОКР, развитие предпринимательства)
Составлено авторами

Таким образом, среди основных функций университета особое внимание заслуживает функция взаимодействия с окружением на территории региона, а, следовательно, актуализируется задача трансфера знаний, которая может быть представлена как через коммерциализацию продуктов научной деятельности (реализация лицензионной и экспертной деятельности), так и посредством реализации образовательных программ, востребованных на рынке (рис. 1).

Рисунок 1. Роль университетов в экономике региона

Составлено авторами

Предполагается, что система подготовки кадров для новой экономики должна учитывать основные тренды и тенденции развития общества. В рамках исследования был проведен анализ основных особенностей современного общества, оказывающих влияние на систему взаимодействия вузов и регионов. В ходе анализа были выявлены следующие тенденции:

- ориентация высшего образования на бизнес, а, следовательно, адаптация под определенные потребности бизнеса, ориентирующегося, зачастую, на решение краткосрочных задач;

- использование информационных технологий в образовательном процессе, что формирует в некоторой степени дополнительные свободы обучающемуся, условия для самостоятельного обучения и самореализации;

- актуализация мультидисциплинарности и междисциплинарности знаний, позволяющей получить синергетический эффект и результат в виде новых инструментов и методов исследования;

- расширение видов источников финансирования деятельности вузов (государство, бизнес, студенты);

- внедрение новых методов и технологий в образовательный процесс, в частности, проектное обучение, формирование компетентностной модели выпускника и т.д.

Данные тенденции формируют глобальную повестку и, как следствие, определяют стратегические ориентиры вузов в системе регионального взаимодействия.

Очевидно, что система подготовки кадров для новой экономики должна быть построена на принципах междисциплинарности и практикоориентированности. Образовательные технологии становятся инструментом адаптации и интеграции системы высшего образования в современной экономике знаний: актуализируется проектная деятельность, как формат междисциплинарного взаимодействия [3 с.30-31, 5, 16 с.420-421]. Распространено мнение о ключевой роли в экономическом развитии страны инженерного образования. Однако, в связи с возникающими вопросами и затруднениями при реализации процессов коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности, усиливается востребованность техноброкеров и как профессии и как конкретных участников университетских проектов. Техноброкеры призваны обеспечивать связь зачастую таких далеких от понимания потребностей и проблем друг друга и не умеющих зачастую конструктивно взаимодействовать науки, производства и собственно бизнеса. Поддержка со стороны такого посредника, эксперта-коммуникатора увеличивает шансы на успешное доведение инновационных разработок до внедрения и позволяет интенсифицировать эти процессы.

Подготовка техноброкеров должна основываться на принципе междисциплинарного активного обучения, практического взаимодействия с разными областями знаний, задачами, студентами, экспертами. Это позволит сформировать у обучающихся определенный тип мышления и набор актуальных компетенций:

− комплексное понимание проекта и взаимодействия его маркетинговых, научных и технологических аспектов;

− знание внутренней структуры технологические и маркетинговых цепочек у потенциальных клиентов;

− умение проводить анализ, построение, оптимизацию бизнес-модели, прогнозировать коммерческий потенциал продвигаемого продукта;

− диагностировать проблемы, выявлять потребности, формировать задачи клиента, генерировать и обосновывать альтернативные пути их решения;

− навыки поиска, обработки и анализа информации;

- умение планировать, организовывать и контролировать эффективные коммуникации со всеми участниками трансфера технологий, независимо от их специализации.

Подготовку техноброкеров целесообразно организовывать на базе инженерных направлений по причине их специфики, требующей более сложного и трудоемкого процесса получения инженерно-технических компетенций. Студенты-инженеры, получившие экономические, маркетинговые и управленческие знания и навыки в применении к собственной профессиональной сфере, будут таким образом подготовлены либо к работе техноброкера, либо к продуктивному взаимодействию с ним.

Важным условием успешного обучения специалистов - техноброкеров, является ориентация на активную практическую проектную работу в условиях постановки и совместного решения междисциплинарных задач. Концепция Project-based learning предлагает возможность моделирования в процессе обучения специфики тех задач, которые типичны для профессиональной деятельности техноброкеров.

Project-based learning, как концепция обучения, основана на получение знаний и наработку умений и навыков в процессе работы в рамках проекта. Такой формат позволяет формировать и развить у обучающихся нестандартный подход к анализу информации, поиску решений, критическому мышлению, и как следствие, формированию собственного взгляда и трактовки исследуемой проблемы [20]. Технология обучения, основанная на принципах Project-based learning, становится еще более актуальной в связи с участием вузов в программе Приоритет 2030. В условиях отредактированных стратегических задач Project-based learning, в том числе, рассматривается как основа формирования нового качества обучения и масштабирования положительного опыта обучения профессионалов- практиков.

Таким образом, в рамках тематики исследования предпринята попытка формирования концепции подготовки специалистов, основными принципами которой являются:

− проектный подход для активного формирования инженерно-предпринимательских навыков;

− практикоориентированность с точки зрения потенциальных клиентов, рынка, их потребностей;

− междисциплинарность − совместная командная работа над проектом обучающихся различных направлений, востребованных в реальных инновационных проектах (инженерные, экономические, юридические);

− институциональность как необходимое условие реализации данной концепции, призванное обеспечить интеграцию всех элементов предпринимательской экосистемы. Это относится к уровням университета, города, и впоследствии, региона [1, с.24].

Концепция подготовки техноброкеров, а также инженеров и маркетологов, имеющих знания и опыт взаимодействия в области трансфера технологий, реализующая вышеописанные принципы, представлена на рисунке 2 [2, с.36].

Рисунок 2. Концепция подготовки специалистов в области трансфера технологий

Составлено авторами

При использовании проектной деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере технологического предпринимательства необходима реализация образовательной деятельности по двум направления:

1) совместная работа обучающихся на различных направлениях (IT, инженерных, экономических, юридических) в междисциплинарных командах над продуктами, потенциально востребованными на рынке;

2) сопровождение проектной деятельности образовательными мероприятиями, сфокусированными на представление и углубление конкретных тем и вопросов разработки междисциплинарных проектов.

Практический опыт подготовки студентов посредством работы над междисциплинарными проектами позволяет предложить дополнительные направления, способствующие более быстрому и эффективному вхождению студентов в профессиональную деятельность:

1) регулярное участие обучающихся различных направлений в смешанных командах в чемпионатах Worldskills по компетенции «Технологическое предпринимательство»;

2) участие студентов в работе Школы технологического предпринимательства для получения общего представления и наработки специфических навыков в области инновационных проектов и подготовки к участию в чемпионате Worldskills.

Предлагаемая концепция по своей сути является инновацией в образовательном процессе, следовательно, требует определения условий эффективного ее встраивания в существующую систему вуза и идентификации рисков. Основными параметрами внутренней и внешней среды, формирующими условия для успешной реализации, становятся:

− управленческая структура проекта;

− система коммуникаций проекта;

− нормативно-правовая база реализации проектов;

− кадровое обеспечение реализации проектов;

− финансовое обеспечение реализации проекта;

− организационная культура команды проекта и потребителей продукта проекта.

Реализация представленной концепции подготовки кадров способствует формированию следующих способностей:

− применять методы, средства и приемы менеджмента, делового общения в процессах коммерческой деятельности;

− использовать экономические методы, микроэкономические показатели для анализа практических ситуаций;

− анализировать рынки, определять потребности, виды спроса, адекватные им типы маркетинговых мероприятий для обеспечения целей организации;

− формировать спрос, стимулировать сбыт, обосновывать применение комплекса маркетинговых коммуникаций;

− проводить маркетинговые исследования, разрабатывать и организовывать реализацию маркетинговых решений.

Описанные подходы в реализации различных форм междисциплинарного взаимодействия в рамках проектного обучения имеют стратегические эффекты в части формирования предпринимательского мышления, ориентированного на маркетинг и продвигающего инновационные идеи и результаты технического творчества на рынке, формирования навыков принятия управленческих решений. Таким образом, представленная концепция междисциплинарного взаимодействия, основанного на проектной деятельности, позволит развивать у выпускников предпринимательские способности в сфере инноваций и тем самым внести вклад университета в развитие региона в условиях динамичных изменений внешней среды.

ВЫВОДЫ:

В рамках проведённого исследования были проанализированы подходы, модели и основные индикаторы влияния вузов на инновационный потенциал регионов, определены механизмы этого влияния, а также обоснована концепция подготовки вузами профессионалов в области трансфера технологий как решение задачи встраивания деятельности вуза в инновационное развитие регионов. Анализ моделей взаимодействия вузов и общества позволил сделать вывод о принципиальной реализуемости данной задачи и необходимости разработки механизмов адаптации вузовских процессов к ее решению. Описанные параметры, ключевые индикаторы, механизмы и тренды взаимодействия вузов и региональной экономики, а также сформулированные принципы практикоориентированности, междисциплинарности и институциональности позволили обосновать целесообразность подготовки техноброкеров в рамках инженерных направлений на основе концепции Project-based learning. Представленные методы и технологии, учет и настройка параметров внутренней и внешней среды будут способствовать решению проблемы более эффективного вхождения обучающихся в среду, максимально приближенную к реальной профессиональной деятельности для формирования востребованных компетенций.

В целом взаимодействие университетов с окружением на территории региона и реализация задачи трансфера знаний целесообразно осуществлять как через коммерциализацию продуктов научной деятельности, так и посредством реализации востребованных на рынке междисциплинарных образовательных программ.

В ходе исследования предложена концепция подготовки кадров, имеющих знания и опыт в области трансфера технологий, практикоориентированности, междисциплинарности, институциональности, а также обоснована целесообразность подготовки техноброкеров в рамках инженерных направлений на основе концепции Project-based learning. Представлены методы и технологии, способствующие более быстрому и эффективному вхождению студентов в профессиональную деятельность, основные параметры внутренней и внешней среды, формирующие условия для успешной реализации концепции, перечень формируемых компетенций, что может являться возможными направлениями дальнейших исследований.


References:

Arutyunova D.V. Alesinskaya T.V. (2022). Obshchaya kontseptsiya podgotovki spetsialistov v oblasti transfera tekhnologiy [General concept of training specialists in the field of technology transfer]. The symbol of science. (6-2). 35-38. (in Russian).

Arutyunova D.V., Alesinskaya T.V. (2020). Mezhdistsiplinarnyy proektnyy format obucheniya inzhenerov kak faktor konkurentosposobnosti obrazovatelnyh programm [Interdisciplinary Project-Based Engineering Education as a Factor in the Competitiveness of Educational Programs] Interdisciplinarity in Modern Social-Humanitarian Knowledge 2020 (Intellect in the Digital World: Influence, Management, Development). 21-31. (in Russian).

Arutyunova D.V., Alesinskaya T.V., Drokina K.V. (2021). Kontseptsiya proektirovaniya mezhdistsiplinarnyh obrazovatelnyh programm vuza [The concept of designing interdisciplinary educational programs of higher education institution] Interdisciplinarity in Modern Social-Humanitarian Knowledge 2021 (Social Technologies, Collective Values, and Economic Institutions in a Digital World). 28-39. (in Russian).

Balmasova T.A. (2016). Tretia missiya universiteta – novyy vektor razvitiya? [Universities' third mission - a new vector of development?]. Higher education in Russia. (8). 48-55. (in Russian).

Berezin A.S., Minaeva O.A., Medveditskova A. S., Yurova O.V. (2023). Razvitie ekosistemy proektnoy deyatelnosti universiteta v interesakh klyuchevyh steykkholderov regiona [Development of the ecosystem of the university's project activities in the interests of the region's key stakeholders]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). (in Russian).

Borovskaya M.A., Shevchenko I.K. (2018). Razvitie federalnyh universitetov: prioritety, zadachi, resheniya regione [Development of Federal Universities: Priorities, Challenges, Solutions in the Region] The Third Mission of the University: Federal Universities as Centers of Innovative Development of Regions. 41-47. (in Russian).

Carayannis E., Grigoroudis E. (2016). Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness Foresight and STI Governance. (1). 31–42.

Clark B. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organization Pathways of Transformation

Elliott D.S., Levin S.L., Meisel J.B. (1988). Measuring the economic impact of institutions of higher education Research in Higher Education. (28 (1)). 17–33.

Etzkowitz H., Leydesdorff L. (1997). Universities and the Global Knowledge Economy: A Triple Helix of University+Industry+Government Relations

Feller I. (1990). Universities as engines of R&D-based economic growth: they think they can Research Policy. (4). 335–348.

Gibb A. (2007). Entrepreneurship: Unique Solutions for Unique Environments. Is it Possible to Achieve This with the Existing Paradigm? International Journal of Entrepreneurship. (5). 93–142.

Grudzinskiy A.O., Bednyy A.B. (2009). Transfer znaniy – funktsiya innovatsionnogo universiteta [Knowledge transfer as a function of innovative university]. Higher education in Russia. (9). 66-71. (in Russian).

Kalinovskaya T.G., Kosolapova S.A., Proshkin A.V. (2010). Treugolnik znaniy kak faktor innovatsionnogo razvitiya [The knowledge triangle as a factor in innovative development]. Modern high technologies. (10). 118-120. (in Russian).

Kamenskikh M.A. (2014). Issledovanie vliyaniya universitetov na regionalnoe ekonomicheskoe razvitie [Study of the influence of universities on regional economic development]. Regional Economics: Theory and Pactice. (42 (369)). 12-20. (in Russian).

Konstantinov G.N., Filonovich S.R. (2012). Chto takoe predprinimatelskiy universitet [What an entrepreneurial university is] Siberian Skolkovo: Triple Helix. 17-33. (in Russian).

Kudryashova E.V., Sorokin S.E. (2019). Transfer znaniy kak forma realizatsii «tretey missii» universiteta [Transfer of knowledge as a form of implementation of the "third mission" of the university]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. (3). 92-98. (in Russian).

Leshukov O. V., Evseeva D. G., Gromov A. D.,Platonova D. P. (2017). Otsenka vklada regionalnyh sistem vysshego obrazovaniya v sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Assessment of the contribution of regional systems of higher education to the socio-economic development of Russian regions] (in Russian).

Markhl M., Pausist A. (2013). Metodologiya otsenki tretey missii universitetov [Third mission indicators for new ranking methodologies]. Nepreryvnoe obrazovanie. (1(1)). 89-101. (in Russian).

Nikitina Yu.F. (2021). Tendentsii v sfere vysshego obrazovaniya v usloviyakh stanovlenie innovatsionnoy ekonomiki [Trends in higher education in the context of the formation of an innovative economy]. Proektirovanie buduschego. Problemy tsifrovoy realnosti. (1(4)). 270-275. (in Russian).

OECD: Higher Education and Regions. GLOBALLY COMPETITIVE, LOCALLY ENGAGED, 2007. Retrieved February 11, 2023, from https://www.oecd.org/edu/imhe/highereducationandregionsgloballycompetitivelocallyengaged.htm

Razinkina I.V. (2022). Razvitie spirali innovatsiy: sravnitelnyy analiz innovatsionnyh modeley troynoy, chetvertnoy i pyaternoy spiraley [Evolution of innovation helix: comparative analysis of triple, quadruple and quintuple helix models]. Economic sciences. (1). 131-137. (in Russian).

Saginova O.V., Grishina O.A, Shtyhno D.A. (2017). Proektnoe obuchenie studentov na osnove zakazov malyh i srednikh predprinimatelskikh struktur [Project-based learning of students on the base of small and medium-sized business structures requests]. Russian Journal of Entrepreneurship. (3). 417–425. (in Russian).

Serebrennikov S.S., Ivanova N.M., Orlov M.A. (2023). Rol universitetov v innovatsionnom razvitii rossiyskogo biznesa [The role of universities in the innovative development of Russian business]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). (in Russian).

Unger M., Polt W. (2017). The Knowledge Triangle between Research, Education and Innovation — A Conceptual Discussion Foresight and STI Governance. (2). 10–26.

Vertinova A.A., Terenteva V.V., Varkulevich T.V. (2022). Region i universitet kak ekosistema: barery i riski [Region and university as ecosystem: barriers and risks]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (9-1). 137-142. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 09:50:44