Устойчивое развитие университетов: концепции и подходы к оценке. Часть 1. Теоретические аспекты

Краковецкая И.В.1, Воробьева Е.С.2, Далибожко А.И.1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск
2 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42714567
Цитирований: 6 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Статья открывает цикл работ, посвященных исследованию роли университетов в современном обществе. В настоящее время в мировой практике не сложилась единая, универсальная модель образования для устойчивого развития (ОУР). Авторами проанализированы подходы к формированию концепций устойчивого развития в сфере образования, а также международные и национальные инициативы, направленные на активизацию процесса включения университетов в решение проблем мирового сообщества. Исследование зарубежных и отечественных практик внедрения концепции устойчивого развития в университетскую среду, явилось базой для формирования авторского подхода к формированию концепции устойчивого развития университета. Результаты данного исследования могут быть интересны органам власти и управления, руководящему составу университетов, научным сотрудникам, аспирантам российских и зарубежных вузов, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами образования для устойчивого развития

Ключевые слова: университеты, концепция, устойчивое развитие, ЦУР ООН, рейтинги, образование для устойчивого развития (ОУР)

JEL-классификация: I23, I25, I26

Источники:

1. Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А. Социальное предпринимательство и социальные проекты бизнеса в рамках концепции устойчивого развития // Вестник Академии. – 2015. – № 1. – c. 9-15.
2. Медоуз Д., Рандерс Й, Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: ИКЦ. - М.: Академкнига, 2007. – 342 c.
3. «Наше общее будущее». / Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию: Пер. с англ./Под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. - М.: Прогресс, 1989. – 376 c.
4. John Elkington "Towards the Sustainable Corporation: Win-Win-Win Business Strategies for Sustainable Development" // California Management Review. – 1994. – № 2. – p. 90–100.
5. Elkington, J. (1997), Cannibals with Forks: the Triple Bottom Line of 21st Century Business, Capstone Publishing Ltc. Oxford
6. Фахретдинова Г.Н. Политика устойчивого развития вуза (на примере университета штата Аризоны) // Управление устойчивым развитием. – 2018. – № 1. – c. 97-101.
7. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. – 2015. – № 1. – c. 11 - 74.
8. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития
9. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития - Юнеско. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus.
10. Шимова О.С. Глобальная программа действий по образованию для устойчивого развития в контексте «зеленой» экономики. / Научные труды Белорусского государственного экономического университета. - Минск: БГЭУ, 2017. – 471-476 c.
11. Национальная стратегия образования для устойчивого развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf.
12. В СВФУ начал работу проект «Устойчивый кампус». [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=22&ELEMENT_ID=58488.
13. Official website of Enactus Worldwide. Retrieved from. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enactus.org.
14. Dalibozhko A, Krakovetskaya I. Youth entrepreneurial projects for the sustainable development of global community: evidence from Enactus program. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/18/shsconf_infoglob2018_01009/shsconf_infoglob2018_01009.html.
15. Sustainability Tracking, Assessment & Rating System (STARS)
16. International Sustainable Campus Network. [Электронный ресурс]. URL: https://international-sustainable-campus-network.org/charter-guidelines/.
17. Environmental Association for Universities and Colleges. https://www.eauc.org.uk/who_we_are
18. Gough S., Scott W. Higher Education and Sustainable Development. - London: Routledge, 2007.
19. Auditing Instrument for Sustainability in Higher Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sustainabilityexchange.ac.uk/audit-instrument-for-sustainability-in-higher-educ.
20. Sustainable Development Research Network. [Электронный ресурс]. URL: https://www.greengownawards.org/sustainable-development-research-network.
21. Korea’s Green Growth Experience: Process, Outcomes and Lessons Learned. [Электронный ресурс]. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Koreas-Green-Growth-Experience_GGGI.pdf.
22. About us - China Green university alliance
23. Стартовала программа Campus. [Электронный ресурс]. URL: https://wwf.ru/resources/news/arkhiv/startovala-programma-campus/.
24. Ассоциация зеленых вузов России. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1afaaheyr0d3de.xn--p1ai/%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b3%d0%b8-2019-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0/.
25. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. – 2012. – № 2. – c. 74-84.
26. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р. Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. – 2018. – № 7. – c. 52-65.
27. Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л., Гришин А.И. Устойчивое развитие университета // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 21. – c. 214-218.
28. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. – 2012. – № 2. – c. 74-84.
29. Гришин В.И., Калинина И.А., Карасев П.А., Кулапов М.Н., Шкляев А.Е. Организация управления в «умном» университете // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 5. – c. 222-231.
30. Ключевые характеристики Умного Университета ЮУрГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.susu.ru/ru/university/project-5-100/road-map/university-target-model/mission.
31. Иванов А.И. Концепция здорового образа жизни в спортивно-физкультурных учебных заведениях // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2011. – № 8. – c. 58-61.
32. Штыхно Д.А., Мусатова Ж.Б. Роль вуза в формировании концепции устойчивого менеджмента через управление социальным и культурным разнообразием // Вестник Российского экономического факультета имени Г.В. Плеханова. – 2013. – № 7. – c. 21-37.
33. Историко-культурное наследие в концепции устойчивого развития образовательного учреждения // Вестник Российского экономического факультета им. Г.В. Плеханова. – 2013. – № 5. – c. 33-40.
34. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. – 2016. – № 8-9. – c. 48-55.
35. Зонова М.В. Эволюция миссии университетов: концепция «третьей миссии». / Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. – 181-184 c.
36. Кириллова Т.В. Социальная ответственность современного вуза // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2007. – № 4. – c. 16-18.
37. Ковалева Е.Н. Ориентация на цели стейкхолдеров как ключевая компетенция при формировании имиджа образовательной организации высшего образования (опыт Германии) // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2015. – № 3. – c. 228-234.

Страница обновлена: 15.09.2025 в 20:39:55

 

 

Sustainable development of universities: concepts and approaches to evaluation. Part 1. Theoretical aspects

Krakovetskaya I.V., Vorobyeva E.S., Dalibozhko A.I.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 2 (February 2020)

Citation:

Abstract:
The article opens a series of works devoted to the study of the universities' role in modern society. Currently, there is no single, universal model of education for sustainable development (ESD) in the world practice. The authors analyzed approaches to the formation of concepts of sustainable development in the education, as well as international and national initiatives aimed at activating the process of including universities in solving problems of the world community. The study of foreign and domestic practices of implementing the concept of sustainable development in the universities environment, was the basis for the formation of the authors' approach to the formation of the concept of the University's sustainable development . The results of this study may be of interest to authorities and management, university management, researchers, postgraduates of Russian and foreign universities, teachers, as well as all those interested in education for sustainable development.

Keywords: universities, concept of sustainable development, the UN Sustainable Development Goals (SDGs), ratings, education for sustainable development (ESD)

JEL-classification: I23, I25, I26