Устойчивое развитие университетов: концепции и подходы к оценке. Часть 1. Теоретические аспекты

Краковецкая И.В.1, Воробьева Е.С.2, Далибожко А.И.1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск
2 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2020)

Цитировать:
Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Далибожко А.И. Устойчивое развитие университетов: концепции и подходы к оценке. Часть 1. Теоретические аспекты // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 2. – С. 207-224. – doi: 10.18334/ce.14.2.100555.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42714567
Цитирований: 6 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Статья открывает цикл работ, посвященных исследованию роли университетов в современном обществе. В настоящее время в мировой практике не сложилась единая, универсальная модель образования для устойчивого развития (ОУР). Авторами проанализированы подходы к формированию концепций устойчивого развития в сфере образования, а также международные и национальные инициативы, направленные на активизацию процесса включения университетов в решение проблем мирового сообщества. Исследование зарубежных и отечественных практик внедрения концепции устойчивого развития в университетскую среду, явилось базой для формирования авторского подхода к формированию концепции устойчивого развития университета. Результаты данного исследования могут быть интересны органам власти и управления, руководящему составу университетов, научным сотрудникам, аспирантам российских и зарубежных вузов, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами образования для устойчивого развития

Ключевые слова: университеты, концепция, устойчивое развитие, ЦУР ООН, рейтинги, образование для устойчивого развития (ОУР)

JEL-классификация: I23, I25, I26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

1. Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А. Социальное предпринимательство и социальные проекты бизнеса в рамках концепции устойчивого развития // Вестник Академии. – 2015. – № 1. – c. 9-15.
2. Медоуз Д., Рандерс Й, Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: ИКЦ. - М.: Академкнига, 2007. – 342 c.
3. «Наше общее будущее». / Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию: Пер. с англ./Под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. - М.: Прогресс, 1989. – 376 c.
4. John Elkington "Towards the Sustainable Corporation: Win-Win-Win Business Strategies for Sustainable Development" // California Management Review. – 1994. – № 2. – p. 90–100.
5. Elkington, J. (1997), Cannibals with Forks: the Triple Bottom Line of 21st Century Business, Capstone Publishing Ltc. Oxford
6. Фахретдинова Г.Н. Политика устойчивого развития вуза (на примере университета штата Аризоны) // Управление устойчивым развитием. – 2018. – № 1. – c. 97-101.
7. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. – 2015. – № 1. – c. 11 - 74.
8. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития
9. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития - Юнеско. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus.
10. Шимова О.С. Глобальная программа действий по образованию для устойчивого развития в контексте «зеленой» экономики. / Научные труды Белорусского государственного экономического университета. - Минск: БГЭУ, 2017. – 471-476 c.
11. Национальная стратегия образования для устойчивого развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf.
12. В СВФУ начал работу проект «Устойчивый кампус». [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=22&ELEMENT_ID=58488.
13. Official website of Enactus Worldwide. Retrieved from. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enactus.org.
14. Dalibozhko A, Krakovetskaya I. Youth entrepreneurial projects for the sustainable development of global community: evidence from Enactus program. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/18/shsconf_infoglob2018_01009/shsconf_infoglob2018_01009.html.
15. Sustainability Tracking, Assessment & Rating System (STARS)
16. International Sustainable Campus Network. [Электронный ресурс]. URL: https://international-sustainable-campus-network.org/charter-guidelines/.
17. Environmental Association for Universities and Colleges. https://www.eauc.org.uk/who_we_are
18. Gough S., Scott W. Higher Education and Sustainable Development. - London: Routledge, 2007.
19. Auditing Instrument for Sustainability in Higher Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sustainabilityexchange.ac.uk/audit-instrument-for-sustainability-in-higher-educ.
20. Sustainable Development Research Network. [Электронный ресурс]. URL: https://www.greengownawards.org/sustainable-development-research-network.
21. Korea’s Green Growth Experience: Process, Outcomes and Lessons Learned. [Электронный ресурс]. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Koreas-Green-Growth-Experience_GGGI.pdf.
22. About us - China Green university alliance
23. Стартовала программа Campus. [Электронный ресурс]. URL: https://wwf.ru/resources/news/arkhiv/startovala-programma-campus/.
24. Ассоциация зеленых вузов России. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1afaaheyr0d3de.xn--p1ai/%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b3%d0%b8-2019-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0/.
25. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. – 2012. – № 2. – c. 74-84.
26. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р. Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. – 2018. – № 7. – c. 52-65.
27. Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л., Гришин А.И. Устойчивое развитие университета // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 21. – c. 214-218.
28. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. – 2012. – № 2. – c. 74-84.
29. Гришин В.И., Калинина И.А., Карасев П.А., Кулапов М.Н., Шкляев А.Е. Организация управления в «умном» университете // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 5. – c. 222-231.
30. Ключевые характеристики Умного Университета ЮУрГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.susu.ru/ru/university/project-5-100/road-map/university-target-model/mission.
31. Иванов А.И. Концепция здорового образа жизни в спортивно-физкультурных учебных заведениях // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2011. – № 8. – c. 58-61.
32. Штыхно Д.А., Мусатова Ж.Б. Роль вуза в формировании концепции устойчивого менеджмента через управление социальным и культурным разнообразием // Вестник Российского экономического факультета имени Г.В. Плеханова. – 2013. – № 7. – c. 21-37.
33. Историко-культурное наследие в концепции устойчивого развития образовательного учреждения // Вестник Российского экономического факультета им. Г.В. Плеханова. – 2013. – № 5. – c. 33-40.
34. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. – 2016. – № 8-9. – c. 48-55.
35. Зонова М.В. Эволюция миссии университетов: концепция «третьей миссии». / Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. – 181-184 c.
36. Кириллова Т.В. Социальная ответственность современного вуза // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2007. – № 4. – c. 16-18.
37. Ковалева Е.Н. Ориентация на цели стейкхолдеров как ключевая компетенция при формировании имиджа образовательной организации высшего образования (опыт Германии) // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2015. – № 3. – c. 228-234.

Страница обновлена: 15.11.2023 в 08:56:32