Подходы к построению научно-технологического комплекса в России
Францева М.В.1
1 Министерство науки и высшего образования РФ
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Францева М.В. Подходы к построению научно-технологического комплекса в России // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 93-104. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117236.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456637
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Санкционные ограничения, наложенные на Россию иностранными государствами, ограничивают возможности ее развития и вынуждают оперативно формулировать и воплощать особый путь, построенный на уникальном сочетании национальных ценностей и эффективного научно-технологического комплекса. В работе проведен анализ возможностей построения научно-технологического комплекса страны, обзор теоретических подходов к данному вопросу, выделены основные виды научно-технологической деятельности, изучены структурно-функциональные возможности по его развитию, предложены базовые методологические положения, обеспечивающие становление научно-технологического комплекса, сформулирована модель научно-технологического комплекса страны для реализации приоритетов ее научно-технологического развития
Ключевые слова: Научно-технологический прогресс, научно-технологический комплекс, организационный поход, структурно-функциональный подход
JEL-классификация: I23, I26, I28, O31, O33
Введение
В условиях развернутой глобальной технологической гонки по созданию новых технологий, производству высокотехнологичной продукции, с одной стороны, негативному санкционному давлению на экспортно ориентированные отрасли экономики России с другой, технологическое лидерство становится не только определяющим фактором экономической независимости и глобальной конкурентоспособности страны, но и основой ее национальной безопасности.
Существующая системная детерминанта осложнения научно-технологического развития страны прежде всего проявляется в политическом давлении на сектор исследований и разработок со стороны иностранных государств. Санкционные ограничения коснулись доступа к зарубежному оборудованию, материалам, программному обеспечению, базам данных, что привело к трудностям выстраивания международной кооперации ученых, профессиональных сообществ, а также блокированию производственно-технологических кооперационных цепочек. Подавляя инновационную и инвестиционную активность субъектов научно-технологического развития, санкции оказывают непосредственное негативное влияние прежде всего на диффузию инноваций.
Однако именно обеспечение диффузии инноваций при ориентации государства в практике управления институциональной средой на осуществление непрерывного инновационного процесса, обновление технологической базы, а также активное наращивание человеческого потенциала является ключевым условием научно-технологического развития.
Существующая геополитическая турбулентность может вызывать как новые для России риски, связанные с уменьшением эффективности научной и технологической деятельности, так и наоборот, – формировать векторы трансформации и ускорения научно-технологического развития страны.
В этой связи на фоне происходящей фундаментальной перестройки глобальных процессов генерации, распространения и использования инноваций, задача ускоренного научно-технологического развития не может быть решена без структурной сборки его институциональной и организационной основы. Такой основой может выступить научно-технологический комплекс.
Цель работы – провести анализ возможностей управления научно-технологическим комплексом в России на базе структурно-функционального и организационного подходов, определить условия, которые будут способствовать его развитию в нашей стране.
Научную новизну исследования составляет уточнение понятия «научно-технологический комплекс», а также сформулированные основы конфигурации структурных элементов научно-технологического комплекса, которые могут быть применены для построения инновационных систем в Российской Федерации.
Научно-технологический комплекс: теоретические аспекты управления.
В целях изучения научно-технологического комплекса как инструмента научно-технологического развития в рамках настоящей статьи необходимо понятийное уточнение.
Проанализировав существующие определения термина «научно-технологический комплекс», Е.В. Семенов подчеркивает их неоднозначность и неопределенность, что делает данный термин фактически непригодным к использованию в документах государственного планирования [1, c. 7–32].
В основе определения термина «научно-технологический комплекс», по мнению Е.В. Семенова, должен быть организационный подход, при котором научно-технологический комплекс представляется совокупностью взаимосвязанных организаций и других субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках цепочки создания инноваций, важных для развития общества, начиная от стадии фундаментальных исследований и технологических разработок и завершая внедрением в практическое использование [2, c. 93].
Исходя из этой логики авторы статьи «Научно-технологический комплекс России: понятийный аппарат и основы организации» заостряют внимание на возможностях государственного планирования и управления в стратегической перспективе. С их точки зрения должно быть сформировано целевое видение приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса, вокруг которых должна быть организована соответствующая деятельность заинтересованных субъектов [3, c. 49–58].
Развивая мысль авторов в рамках данной работы, считаем возможным предложить собственное определение понятия. Научно-технологический комплекс – это инструмент государственного управления научно-технологическим развитием, представляющий собой систему осуществления научно-технологической деятельности полного инновационного цикла в соответствии с приоритетами научно-технологического развития, включающую в себя ее субъекты, формы их кооперации, а также необходимую институциональную среду.
Предложенное определение формулирует основную сущностную цель научно-технологического комплекса и суть государственной научно-технической политики: осуществление научно-технологической деятельности полного инновационного цикла, которая соответствует приоритетам развития страны в соответствии с целевым видением, зафиксированном в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [4].
В настоящее время в условиях необходимости быстрой мобилизации и концентрации финансовых и кадровых ресурсов для создания отечественных технологий, задача жесткой приоритизации научно-технической и инновационной политики, а также ее увязки с другими политическими задачами поставлена крайне остро. Именно такой подход имеет потенциал сформировать основы новой индустриализации страны, в ходе которой будет ликвидировано технологическое отставание основных отраслей и созданы новые инновационные направления роста.
С.Ю. Глазьев отмечает, что правильный выбор приоритетов развития способен обеспечить кардинальное повышение конкурентоспособности экономики для совершения скачка из технологической отсталости на передовую экономического развития [5, c. 467].
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в современном мире связаны, в первую очередь, с междисциплинарными исследованиями и разработками, которые способны внести максимальный вклад в ускорение экономического роста, обеспечение безопасности населения и повышения конкурентоспособности страны за счет развития технологической базы экономики и наукоемких производств. Приоритетные направления формируются для достижения национальных целей и обеспечиваются через освоение ключевых (критических) технологий, которые, в свою очередь, выступают целевым ориентиром освоения технологического уклада, развития отраслей экономики [4].
Исходя из акцента на междисциплинарных и межотраслевых исследованиях возникает задача развития интеграции между субъектами, организациями, исследовательскими центрами и отдельными научными группами и учеными. Их деятельность, в свою очередь, должна быть сфокусирована на развитии комплекса межотраслевых (междисциплинарных) критических технологий, которые, могут находить применение в различных областях общественной жизни и совокупно вносить значимый вклад в реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий.
Приоритетные и критические технологии, направленные на преодоление определенных вызовов, имеют научную основу и базируются на современной теории технологического развития, формируются исходя из национальных интересов и актуальных проблем социально-экономического развития с учетом мировых тенденций научно-технологического развития.
Структурно-функциональный подход к формированию научно-технологической деятельности.
Научно-технологический комплекс фактически воплощает в себе условия для осуществления научно-технологической деятельности.
Рассмотрим нормативное закрепление основных положений развития научно-технологической деятельности в нашей стране, которое формирует определенную структуру институтов, ее регламентирующих. Базовым является Федеральный закон от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которому «научно-технологическая деятельность – деятельность (включая научную, образовательную, конструкторско-технологическую, испытательную, информационную, инжиниринговую, консалтинговую), направленная на создание, коммерциализацию, распространение и использование инновационных технологий, обеспечивающая производство на их основе высокотехнологичной продукции (услуг), а также на создание научной и технологической инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [6].
На основе анализа, проведенного авторами исследования «Научно-технологический комплекс России: понятийный аппарат и основы организации» [3, c. 49–58], а также рекомендаций ЮНЕСКО [7, c. 2], выделим основные виды научно-технологической деятельности:
1. Исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития от фундаментальных и прикладных квалифицированных исследований до опытно-конструкторских разработок, включая испытания на опытном производстве.
2. Деятельность научной и технологической инфраструктуры: крупные уникальные установки, центры коллективного пользования, испытательные стенды и др. инфраструктурные объекты, обеспечивающие проведение прорывных исследований; научно-технические услуги, облегчающие реализацию исследований; услуги по сбору и обработке научно-технической информации, которая обосновывает и развивает результаты исследований ученых; патентно-лицензионная деятельность, необходимая для закрепления результатов исследований в нормативном виде; инженерно-консультационные услуги; программное обеспечение, необходимое для проведения исследований, сбора и анализа данных; коммерциализация и трансфер технологий; инжиниринговые услуги.
3. Подготовка кадров (научно-технологическое образование научных работников и специалистов): высшее образование, аспирантура, курсы дополнительного профессионального образования, уникальные образовательные сессии в рамках научных конференций и др.
4. Деятельность по сбору, обработке и распространению научной информации, проверке, стандартизации и образованию.
С учетом выделенных видов и специфики научно-технологической деятельности предлагаем классификацию субъектов научно-технологического комплекса:
1. Институциональные, которые осуществляют научные исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития. К ним относятся научно-исследовательские организации, R&D-подразделения (Research & Developmet / исследования и разработки) предприятий, малые инновационные предприятия и иные наукоемкие организации.
2. Способствующие:
- субъекты управления научно-технологическим развитием;
- инфраструктура поддержки и развития инноваций, включающая как субъектов, отвечающих за коммерциализацию и внедрение разработок в реальный сектор экономики, так и информационные системы и базы данных научно-технической информации;
- система подготовки и повышения квалификации научных кадров, а также персонала, который обеспечивает научно-исследовательскую деятельность.
Формы кооперации и интеграции субъектов научно-технологического комплекса создают его структурную основу для реализации конкретных приоритетных задач и могут быть как отраслевыми, так и технологически сквозными, решая проблемы нескольких приоритетных направлений.
При этом внутри научно-технологического комплекса формируются целевые подсистемы по решению задач отдельных приоритетных направлений. Такие подсистемы осуществляют необходимую научно-технологическую деятельность полного инновационного цикла.
Институциональную среду обеспечения научно-технологической деятельности формирует нормативно-правовая база управления и финансирования научно-технологического развития.
Организационный подход к сборке научно-технологического комплекса.
Рассмотрим возможную конфигурацию структурных элементов научно-технологического комплекса на уровне страны.
Используемые сокращения:
НТР – научно-технологическое развитие
НТК – научно-технологический комплекс
Национальные цели – национальные цели Российской Федерации [8]
Стратегия НБ – Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [9]
Стратегия НТР – Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [4]
Инициативы СЭР – Инициативы социально-экономического развития [10]
Стратегия диверсификации ОПК – стратегия страны в области диверсификации оборонно-промышленного комплекса
Комиссия по НТР – Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации [11]
ПИРы – программы инновационного развития
ГП НТР – государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [12]
НТИ – Национальная технологическая инициатива
ФНТП – Федеральные научно-технические программы [4]
КНТП – Комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла [4]
ВИП ГЗ – Важнейшие инновационные проекты государственного значения [4]
ЕГИСУ НИОКТР – Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ [13]
Дорожные карты развития ВТН – дорожные карты развития высокотехнологичных направлений [14]
Рис. 1. Возможная модель научно-технологического комплекса, выстроенного в соответствии с приоритетами научно-технологического развития страны
Источник: авторская работа
Ключевой гипотезой при разработке данной модели является тезис, что для эффективной реализации приоритетов научно-технологического развития в России уже созданы основные необходимые элементы; результативность модели достигается за счет организации структуры взаимодействия элементов. Однако, в целях выстраивания отрасли непрерывного производства инноваций необходима корректировка, дополнение, а в некоторых случаях пересмотр основ ряда существующих в стране документов государственного регулирования и стратегического планирования, большинство из которых в настоящее время не рассматривает технологическое развитие системно в соответствии с STI-подходом (использование науки, технологий и инноваций «science», «technology», «innovation» как средства обеспечения устойчивого развития общества), а сосредоточено на конкретных исследованиях и разработках, которые не всегда соотносятся с концепцией «больших вызовов».
Предлагаемый подход базируется на следующих базовых методологических положениях:
1. Приоритеты научно-технологического развития должны определяться методом прогнозирования на основе постоянного мониторинга научно-технической сферы с учетом тенденций научно-технологического развития, результатов технологического аудита, и быть ориентированными на освоение перспективного технологического уклада. Прогнозирование может осуществляться специально созданным экспертно-аналитическим органом – комиссией по прогнозированию научно-технологического развития.
2. Приоритеты научно-технологического развития должны выступать основой целеполагания при стратегическом планировании как на уровне государства и регионов, так и на уровне стратегий и программ инновационного развития государственных корпораций, компаний, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях их диверсификации и наращивания гражданских компетенций.
3. Необходимо закрепление единого перечня приоритетов научно-технологического развития. К сожалению, до сих пор существует методологический разрыв, который заключается в важности концентрации кадровых, инфраструктурных, финансовых и других ресурсов прежде всего на разработке решений, отвечающих «большим вызовам» и приоритетам научно-технологического развития, но, при этом, в нормативных документах страны приоритеты фактически задвоены и действуют в рамках сразу двух параллельно существующих указов Президента Российской Федерации: от 1 декабря 2016 года № 642 [4] и от 7 июля 2011 г. № 899 [15]. При этом правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 340 [16], фактически устарели и не могут без существенной доработки применяться для корректировки действующих приоритетов.
4. Необходимым представляется и расширение приоритетов научно-технологического развития вызовами, имеющими меньший масштаб, но обладающими высокой объективной значимостью: поддерживающими, поисковыми, фоновыми исследованиями. Необходима также концентрация усилий на решении проблем отставания в сфере развития качества жизни, реальной демотивации экономических агентов, технико-экономической деградации и др. [17, c. 117–134].
5. Управление научно-технологическим развитием в регионах должно строиться на основе региональной программы такого развития. Методология разработки программы должна учитывать задачи федеральных стратегических документов и опираться на накопленные научно-образовательные и производственные компетенции регионов, а также вектор планируемого будущего научно-технологического развития.
6. Структурную основу научно-технологического комплекса должны составлять системы кооперации и интеграции его субъектов. Такими системами могут выступать существующие, но переосмысленные под задачи научно-технологического комплекса и приоритетов научно-технологического развития технологические платформы, экосистема Национальной технологической инициативы, научно-промышленные кластеры двойного назначения, межрегиональные и региональные промышленные кластеры, научно-образовательные центры мирового уровня и др.
7. На базе Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации, Российской академии наук, Советов по приоритетам научно-технологического развития, Управляющего совета государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», Совета по региональной политике Российской академии наук должен быть создан центр координации деятельности научно-технологического комплекса.
8. Ресурсное обеспечение научно-технологического комплекса необходимо объединить в отдельном национальном проекте с реализацией отдельных приоритетных направлений научно-технологического развития в формате федеральных проектов, включенных в национальный проект. В национальный проект должны войти все задачи по обеспечению полного инновационного цикла, связанные как с сектором исследований и разработок, так и дальнейшего промышленного освоения на базе крупного, малого и среднего наукоемкого бизнеса. В связи с чем финансирование целей национального проекта должно быть обеспечено за счет профильной государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [12], а также отраслевых государственных программ.
Сформированный на государственном уровне научно-технологический комплекс должен обеспечить переход экономики на инновационный путь, который невозможен без внедрения необходимых условий его функционирования:
1. Обеспечение достаточности текущих и потенциальных научно-исследовательских, образовательных и производственных мощностей.
2. Формирование реальных конкурентных преимуществ научно-технологического комплекса на существующих и прогнозируемых рынках сбыта.
3. Наличие механизмов обеспечения приоритетного финансирования проектов научно-технологического комплекса, баланса бюджетного и внебюджетного финансирования.
4. Дополнение существующих механизмов реализации приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации целевыми комплексными научно-техническими программами и проектами полного инновационного цикла (КНТП), федеральными научно-техническими программами (ФНТП), важнейшими инновационными проектами государственного значения (ВИП ГЗ), которые имеют важнейшее значение для научно-технологического комплекса.
5. Фокусировка ресурсов институтов развития Российской Федерации на поддержке проектов, соответствующих приоритетам научно-технологического развития.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что механизмом формирования новой системы экономики и обеспечения ее воспроизводства и смены технологических укладов становится научно-технологический комплекс.
Научно-технологический комплекс при этом рассматривается в расширенном понимании и включает в себя всех субъектов, осуществляющих научно-технологическую деятельность, институциональную среду ее обеспечения, а также формы кооперации субъектов, возникающие в процессе такой деятельности.
При этом научно-технологический комплекс – это прежде всего система, при анализе которой важно рассматривать эффективность отдельных субъектов, а также количество и качество кооперационных связей, способствующих условий экономического стимулирования в рамках целей приоритетных направлений научно-технологического развития.
Дополнительно, в свете реализации задачи изменения модели национальной экономики с экспортно-сырьевой к широко диверсифицированной, особенно остро стоит задача построения стандартизированной системы оценки эффективности деятельности субъектов научно-технологического комплекса, которая будет способна измерять текущее положение, а также экономические и социальные эффекты предпринимаемых мер поддержки. При этом такая система показателей должна учитывать отложенный и диффузный характер социально-экономических эффектов от внедрения результатов научно-технологической деятельности.
Предложенные подходы, отражение и анализ рассмотренных вопросов могут выступить методологической основой разработки стратегических документов в области научно-технологического развития, а также построении целого комплекса инновационных систем в нашей стране.
Источники:
2. Семенов Е.В. Научно-технологическая сфера: способы представления объекта // Наука. Инновации, Образование. – 2013. – № 14. – c. 82-98.
3. Беляков Г.П., Рыжая А.А., Беляков С.А. Научно-технологический комплекс России: понятийный аппарат и основы организации // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 11. – c. 49-58.
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «Об утверждении «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 03.02.2023).
5. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. / Коллекция Изборского клуба. - М.: Книжный мир, 2018.
6. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9973 (дата обращения: 03.02.2023).
7. UNESCO. Recommendation Concerning the International Standardization of Statistics on Science and Technology. Paris, 1982
8. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 03.02.2023).
9. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 03.02.2023).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/jwsYsyJKWGQQAaCSMGrd7q82RQ5xECo3.pdf (дата обращения: 03.02.2023).
11. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46506 (дата обращения: 03.02.2023).
12. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116664 (дата обращения: 03.02.2023).
13. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 «О единой государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/41d45b5cb4d06e48196e.pdf (дата обращения: 03.02.2023).
14. Броницкий Т.Л., Вишневский К.О. Развитие отдельных высокотехнологичных направлений / Белая книга // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2022.
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33514 (дата обращения: 03.02.2023).
16. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 340 «Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/195408/?ysclid=lcxec7o9sm527837166 (дата обращения: 03.02.2023).
17. Никонова А.А. Системный анализ стратегии научно-технологического развития России // Экономическая наука современной России. – 2019. – № 1(84). – c. 117-134.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:07:36