Уровень цифровизации университета как один из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике

Изотова А.Г.1, Гаврилюк Е.С.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Уровень цифровизации университета как один из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117094.

Аннотация:
В данной статье представлен анализ цифрового уровня университета как одного из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике. Рассмотрены основные подходы к классификации факторов конкурентоспособности университетов. Сформирован комплекс параметров, отражающих уровень цифровизации университета, и на их основе проведена оценка уровня цифровизации вузов (на примере некоторых субъектов высшей школы Санкт-Петербурга). Была установлена корреляция между уровнем цифровизации учреждения высшего образования и его местом в международных и отечественных рейтингах, а именно: чем выше уровень цифровизации, тем более высокую позицию в рейтинге занимает вуз. Эта зависимость отражает комплексную оценку университета, основанную на его конкурентных преимуществах, что позволяет сделать вывод, что уровень цифровизации вуза непосредственно влияет на его конкурентоспособность в современных условиях на рынке образовательных услуг. Статья будет интересна специалистам в сфере образования и инноватики, а также всем тем, кто наблюдает за современным состоянием области высшей школы и ее ключевыми направлениями и тенденциями развития

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, уровень цифровизации, российские университеты, инновационная экономика, цифровизация образования

JEL-классификация: I23, O31, O33



Введение

В настоящее время одними из ключевых показателей, определяющих ценность специалистов на рынке труда, выступают качественные характеристики его степени знаний и образовательного уровня. Вследствие этого возрастает важность определения качества предоставляемых учебных заведением образовательных услуг, которые прямым образом влияют на квалификацию и последующую ценность сотрудника, эффективная деятельность которого воздействует не только на работу организации, но и на всеобщий уровень элементов рынка труда и экономику в целом. Именно поэтому современным учреждениям высшего образования в рамках постоянно трансформирующейся внешней среды необходимо разрабатывать продуктивную стратегию, направленную на реализацию факторов, способных повысить уровень конкурентоспособности университета, и на создание принципиально новых конкурентных преимуществ [1] (Kuznetsov, 2021).

Важным критерием, отвечающим за эффективность этого процесса в рамках, в которых продуктивно действуют представители высшей школы, является формирование и последующая реализация реформ, отвечающих экономическим интересам вуза и готовых оперативно отражать требования, предъявляемые внутренней и внешней средой. В этих условиях учреждения высшего образования должны применять меры, направленные на сознательную трансформацию и адаптацию, вызванные изменяющимися характеристиками внешней среды, как внутри собственной структуры, так и вне ее, что приведет к созданию и развитию новых конкурентных преимуществ.

Учреждения высшего образования и пути повышения их конкурентоспособности с целью эффективного функционирования в экономической структуре государства выступают актуальной темой для исследования в кругу экспертов. Различные факторы конкурентоспособности учреждений высшего образования и их классификация рассматривается в научных трудах Кузнецова Д.Л. [1] (Kuznetsov, 2021), Булгаковой М.А. и Лукьяновой В.А. [2] (Bulgakova, Lukyanova, 2021). Особенность факторов, отражающих конкурентоспособность университетов в международных масштабах и на глобальном уровне, проанализирована в работе Ульяновой М.Е. [3] (Ul’yanova, 2018), а отличительные характеристики подхода к установлению факторов университета как экосистемной сущности в своей статье исследует Голдобина М. В [4] (Goldobina, 2017).

Отечественные авторы – Плотникова Е.В., Ефремова М.О., Заборовская О.В. [5] (Plotnikova, Efremova, Zaborovskaya, 2019) и Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. [6] (Brodovskaya, Dombrovskaya, Pyrma, Azarov, 2020) – в своих статьях формулируют критерии для создания комплексной оценки, на основе которых может проведена оценка уровня цифровизации университета. Халин В.Г. [21] (Halin, 2019) в своей монографии поднимает вопрос о том, какие показатели, отвечающие за конкурентоспособность университетов (в том числе и цифровые), могут быть использованы для оценки качества предоставляемых вузом услуг, что, в свою очередь, выступает одним из ключевых конкурентных преимуществ.

Целью данного исследования является анализ уровня цифровизации российских университетов как одного из основных факторов конкурентоспособности учреждений высшего образования.

В качестве эмпирической базы исследования послужили данные, собранные Главным информационно-вычислительным центром (ГИВЦ) Минобрнауки России по мониторингу высшего образования. Исследование основано на анализе информации по количеству онлайн-курсов на открытых цифровых платформах и различным международным и отечественным рейтингам ведущих университетов, а также результатов, полученных в ходе опроса сотрудников и студентов российских вузов авторами исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что сформирован перечень показателей оценки уровня цифровизации университета, позволяющих выявить достоинства и недостатки процесса и своевременно реализовать управленческие решения, обеспечивающие интенсификацию инновационного развития национальной экономики на цифровой основе, и сформулирована универсальная формула расчета данного уровня.

Основные подходы к классификации факторов конкурентоспособности университета

Высокий уровень конкуренции, присущий современной рыночной экономике, не обошел стороной и рынок образовательных услуг. Несмотря на то, что учреждения высшего образования не являются коммерческими организациями, они все чаще выполняют роль полноправных субъектов существующей экономической модели. Функционирование университетов во многом обусловлено показателями их эффективности, выраженными в виде конкурентных преимуществам, которые необходимо непрерывно развивать и усиливать для формирования и сохранения стабильных позиций в области высшей школы [2] (Bulgakova, Lukyanova, 2021).

Конкурентоспособность университета является сложной и целостной структурой, включающей в себя комплекс различных факторов, оказывающих прямое воздействие на функциональность вуза и уровень результативности данного процесса. В то же время факторы конкурентоспособности в большей степени влияют на трансформацию деятельности представителей высшей школы за счет развития и последующего роста конкурентоспособных преимуществ.

Следует определить, какие факторы конкурентоспособности университетов существуют, и на какие признаки опираются современные исследователи для их классификации и систематизации. В первую очередь, факторы конкурентоспособности подразделяются на внешние и внутренние. Несмотря на то, что представители первой группы практически не подчинены контролю самого образовательного учреждения, они должны не выпадать из поля зрения самого университета и быть тщательно проанализированы для формирования конкурентной стратегии в силу своего воздействия. К факторам внешнего контура относятся следующие показатели:

- Экономическая и социально-демографическая политика государства;

- Регулирование системы образования со стороны государственных органов;

- Законодательная база, обеспечивающая координацию процесса предоставления основных услуг учреждением высшего образования и т.д. [1] (Kuznetsov, 2021)

В то же время внутренние факторы представляют собой большой и разнообразный перечень потенциальных возможностей университета, на который тот способен воздействовать прямым образом для усиления собственных конкурентных преимуществ. Качество и эффективность предоставляемых образовательных услуг, квалификация сотрудников университета, уровень научно-исследовательской и инновационной деятельности – все это определяет внутренние факторы конкурентоспособности.

При том, что факторы макросреды в среднем носят обобщённый и универсальный характер для всех учреждений высшего образования страны, в отличие от факторов микросреды, являющихся индивидуальными для каждого университета по причине специфических характеристик деятельности самой организации, функционирование представителей высшей школы представляет собой сложный процесс, включающий в себя взаимосвязь элементов внутреннего и внешнего контуров. Именно поэтому при составлении и эффективной реализации стратегии, нацеленной на повышение конкурентоспособности, необходимо тщательно подходить к исследованию внешних факторов, на основании результатов которого должна строиться модификация факторов внутренней среды с целью приращения конкурентных преимуществ.

Самым распространённым признаком классификации факторов конкурентоспособности выступает функциональная и предметная область деятельности вуза. В данном случае выделяются следующие основные группы факторов [1, 2] (Kuznetsov, 2021; Bulgakova, Lukyanova, 2021):

- Экономические и финансовые;

- Материально-технические;

- Маркетинговые;

- Кадровые и т.д.

Каждая из этих групп содержит в себе совокупность конкретных показателей, отражающих своей сущностью содержание определенной категории. Так, например, к маркетинговым факторам может относится имидж образовательного учреждения, качество услуг и ценовая конкурентоспособность.

Отдельным пунктом можно выделить факторы, связанные со спецификой конкурентоспособности университета в международном образовательном пространстве. Рассматриваемая ситуация затрагивает процесс интернационализации высшего образования, выраженного приобретением международного характера механизмами и функциями университета. Факторы конкурентоспособности в данном случае будут выражаться, например, получением международного опыта в процессе реализации образовательного, научного и инновационного процессов, и формированием престижа и имиджа, способных быть конкурентоспособными на глобальном уровне [3] (Ul’yanova, 2018).

Так как одним из трендом развития сферы высшего образования в последние несколько лет выступает экосистемный подход, некоторые исследователи рассматривают конкурентоспособность вуза как цельной экосистемы. Такой вариант не трансформирует глобальным образом саму модель классификации по функциональным и предметным отраслям, однако несколько с другого угла подходит к оценке уровня взаимосвязи между элементами и входящими в них критериями конкурентоспособности и внешней средой университета. Внешняя среда в таком случае выступает ключевой точкой, которая служит ориентиром для выстраивания парадигмы изменений внутренних резервов самого университета. База анализируемого подхода лежит во взаимосвязанных отношениях образовательного учреждения и акторов внешней среды, что представляет собой основу самого принципа формирования университетской экосистемы [4] (Goldobina, 2017).

В настоящее время университеты функционируют и реализуют свою деятельность в условиях инновационной экономики, одним из ключевых направлений которой выступает цифровизация. Формирование цифровой экосистемы университета, создание его цифровой модели и цифровая трансформация всех его основных процессов доказывает, что цифровизация является важной тенденцией развития сектора высшей школы. В связи с этим, несмотря на существующие различные подходы к определению факторов конкурентоспособности университета, необходимо рассматривать уровень цифровизации университета как один из ведущих факторов конкурентоспособности университета в рамках его существования в инновационной экономике. Комплексная оценка цифрового уровня учреждения высшего образования позволит выявить параметры, повышение эффективности которых, будет способствовать укреплению конкурентных преимуществ вуза на глобальном уровне.

Оценка уровня цифровизации университета

Уровень цифровизации университета представляет собой комплексный фактор, в основе которого лежит большое число дифференциальных показателей, связанных с процессом цифровизации в различных функциональных областях деятельности университета. Всего было выделено 4 основных группы показателей, каждая из которых представлена определенными, предметными критериями. Данная классификация показателей уровня цифровизации университета представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня цифровизации университета

Показатель цифровизации
Единица измерения
1. Инфраструктура университета (оборудование, информационные системы)
1.1. Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента
ед.
1.2. Доля персональных компьютеров, имеющих доступ к Интернету
%
1.3. Удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) в общей стоимости машин и оборудования
%
1.4. Наличие информационной среды (ИС) в университете
да/нет
1.5. Наличие электронной библиотеки
да/нет
2. Образовательная деятельность
2.1. Наличие на сайте или в ИС электронного расписания, плана образовательной программы, учебного плана с перечнем дисциплин
да/нет
2.2. Возможность загрузки отчетных материалов по курсу в личном кабинете учащегося
да/нет
2.3. Количество онлайн-курсов, размещенных на открытых порталах
ед.
2.4. Наличие возможностей у вуза осуществления дистанционной формы обучения
да/нет
2.5. Наличие электронной зачетной книжки
да/нет
3. Научно-исследовательская деятельность
3.1. Наличие доступа студентов к библиотечным электронным ресурсам вуза
да/нет
3.2. Наличие доступа студентов к внешним зарубежным электронным базам данных (SCOPUS, ResearchGate и т.д.)
да/нет
3.3. Наличие научных мероприятий в формате онлайн для студентов (научных конференций, научных школ)
да/нет
4. Административная деятельность
4.1. Возможность создания корпоративной почты
да/нет
4.2. Возможность заказа электронных справок через ИС/сайт
да/нет
4.3. Возможность связи с преподавателями, обучающимися и сотрудниками университета через ИС
да/нет
4.4. Возможность подачи документов в электронном формате
да/нет
4.5. Возможность рассылки электронных писем с новостями от ИС
да/нет
4.6. Возможность поиска информации о сотруднике, обучающемся или подразделений через ИС/сайт
да/нет
4.7. Наличие мобильных приложений университета
да/нет
Источник: составлено авторами на основе данных [5, 6] (Plotnikova, Efremova, Zaborovskaya, 2019; Brodovskaya, Dombrovskaya, Pyrma, Azarov, 2020).

Как можно увидеть по таблице, показатели распределены по группам, которые сформированы по инфраструктуре университета и основным процессам его деятельности. Для каждого показателя определена своя единица измерения: количество, выраженное в единицах, процентная доля и оценка «да/нет».

Для того, чтобы оценить, каким образом цифровые решения в образовательных учреждениях влияют на их уровень конкурентоспособности, нужно проанализировать места вузов с различным уровнем цифровизации в международных и российских рейтингах лучших университетов, которые во многом отражают конкурентные преимущества учреждений высшего образования.

В первую очередь, необходимо провести оценку уровня цифровизации нескольких университетов. В качестве объектов проведения исследования были выбраны 10 университетов Санкт-Петербурга, ранжированные по следующим признакам:

1. Университет федерального значения – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (ФГБОУ ВО) «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ);

2. Университеты, являющиеся участниками государственной программы поддержки «Приоритет 2030»: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (ФГАОУ ВО) «Национальный исследовательский университет ИТМО» (ИТМО), ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (Политех), ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» (ЛЭТИ), ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП), ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» (СПбГУПТД), ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ПГУПС);

3. Частные и некоммерческие университеты: Частное образовательное учреждение высшего образования (ЧОУ ВО) «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» (СПбУТУиЭ), Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге» (АНООВО «ЕУСПб»), Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (НОУ ВПО) «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов».

В таблице 2 представлены показатели (П) уровня цифровизации (кроме параметра 2.3), рассчитанные для рассматриваемых вузов за 2022 год. Университеты в таблице обозначены следующим образом: У1 – СПбГУ; У2 – ИТМО; У3 – Политех; У4 – ЛЭТИ; У5 – ГУАП; У6 – СПбГУПТД; У7 – ПГУПС; У8 – СПбУТУиЭ; У9 – АНООВО «ЕУСПб»; У10 – Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.

Таблица 2

Значения показателей уровня цифровизации университетов

П
У1
У2
У3
У4
У5
У6
У7
У8
У9
У10
1.1
0,66
0,34
0,37
0,42
0,44
0,38
0,47
0,29
0,7
0,24
1.2
98,31%
81,32%
100%
92,61%
77%
98,5%
44,8%
100%
94,42%
100%
1.3
31,09%
32,64%
28,55%
20,6%
72,2%
34%
40,78%
43,84%
73,05%
25,3%
1.4
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
1.5
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
2.1
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
2.2
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
да
2.4
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
2.5
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
3.1
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
нет
3.2
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
3.3
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
4.1
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
нет
4.2
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
да
4.3
да
да
да
да
нет
да
нет
да
нет
нет
4.4
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
4.5
да
да
да
да
да
нет
да
нет
нет
нет
4.6
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
4.7
да
да
да
да
да
нет
да
нет
нет
да
Источник: составлено авторами на основе анализа базы данных Мониторинга ВО [7].

Для оценки показателя 2.3 – Количество онлайн-курсов, размещенных на открытых порталах – необходимо рассмотреть количество онлайн-курсов каждого университета, представленных на 5 открытых платформах: edX, Coursera, Открытое образование, Stepik и Лекториум. Данные по первым двум платформам взяты за 2021 год, по оставшимся – за 2022. Результаты измерения данного показателя представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количество онлайн-курсов университетов на платформах

Платформы
У1
У2
У3
У4
У5
У6
У7
У8
У9
У10
edX
0
15
0
0
0
0
0
0
0
0
Coursera
162
0
27
0
0
0
0
0
0
0
Открытое образование
224
71
129
13
0
0
0
0
0
0
Stepik
8
0
2
6
0
0
0
0
6
0
Лекториум
28
3
7
3
0
0
0
0
4
0
Источник: составлено авторами на основе данных [8-12].

Проанализировав таблицу, можно отметить, что большинство университетов не размещают онлайн-курсы на различных платформах. Лидером по количеству курсов является СПбГУ, который разместил самое большое число онлайн-курсов на международной платформе Coursera и отечественной платформе «Открытое образование». Неудовлетворительные результаты показали сразу пять университетов, у которых не представлено ни одного курса на всех пяти платформах.

Для расчета комплексной оценки уровня цифровизации необходимо присвоить каждому показателю конкретный удельный вес, который будет отображать его важность. Значение удельного веса определялось с помощью 30 экспертов из анализируемых в исследовании университетов (преимущественно из ИТМО), которые являлись сотрудниками и студентами данных вузов. Среди экспертов были преподаватели, менторы, менеджеры, сотрудники учебного-методического отдела, представители офиса поддержки сотрудников и инженеры по научно-исследовательской работе. При оценке значимости каждого показателя использовался опрос, созданный в Google Forms, в котором респонденты должны были проставить определенные баллы. Оценка удельного веса варьировалась в рамках от 0 до 1, где 0 – наименее значимый для цифровизации университета показатель, а 1 – наиболее значимый. Итоговая оценка (удельный вес) по конкретному показателю рассчитывалась путем нахождения среднего значения. Оценки экспертов для показателя 1.1 «Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента» и удельный вес представлены в таблице 4.

Таблица 4

Оценки экспертов и удельный вес показателя «Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента»


Оценка показателя
Эксперт №1
1
Эксперт №2
0,6
Эксперт №3
0,6
Эксперт №4
0,5
Эксперт №5
0,5
Эксперт №6
0,8
Эксперт №7
0,6
Эксперт №8
1
Эксперт №9
0,7
Эксперт №10
0,8
Эксперт №11
0,7
Эксперт №12
0,2
Эксперт №13
0,8
Эксперт №14
1
Эксперт №15
0,5
Эксперт №16
1
Эксперт №17
1
Эксперт №18
0,7
Эксперт №19
1
Эксперт №20
0,8
Эксперт №21
0,7
Эксперт №22
1
Эксперт №23
0,5
Эксперт №24
0,9
Эксперт №25
0,3
Эксперт №26
1
Эксперт №27
1
Эксперт №28
0,3
Эксперт №29
1
Эксперт №30
1
Итого:
0,75
Источник: составлено авторами на основе данных опроса с помощью Google Forms.

По такому же принципу был произведен расчет удельного веса для всех 20 показателей, отражающих уровень цифровизации университета. Значения удельного веса для каждого показателя выражены в таблице 5.

Таблица 5

Удельный вес показателей уровня цифровизации университета

Показатель
Удельный вес
1. Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента
0,75
2. Доля персональных компьютеров, имеющих доступ к Интернету
0,82
3. Удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) в общей стоимости машин и оборудования
0,68
4. Наличие ИС
0,93
5. Наличие электронной библиотеки
0,83
6. Наличие на сайте или в ИС электронного расписания, плана образовательной программы, учебного плана с перечнем дисциплин
0,88
7. Возможность загрузки отчетных материалов по курсу в личном кабинете учащегося
0,84
8. Количество онлайн-курсов, размещенных на открытых порталах
0,66
9. Наличие возможностей у вуза осуществления дистанционной формы обучения
0,95
10. Наличие электронной зачетной книжки
0,84
11. Наличие доступа студентов к библиотечным электронным ресурсам вуза
0,84
12. Наличие доступа студентов к внешним зарубежным электронным базам данных (SCOPUS, ResearchGate и т.д.)
0,79
13. Наличие научных мероприятий в формате онлайн для студентов (научных конференций, научных школ)
0,80
14. Возможность создания корпоративной почты
0,75
15. Возможность заказа электронных справок через ИС/сайт
0,89
16. Возможность связи с преподавателями, обучающимися и сотрудниками университета через ИС
0,76
17. Возможность подачи документов в электронном формате
0,92
18. Возможность рассылки электронных писем с новостями от ИС
0,71
19. Возможность поиска информации о сотруднике, обучающемся или подразделений через ИС/сайт
0,85
20. Наличие мобильных приложений университета
0,75
Источник: составлено авторами на основе данных опроса с помощью Google Forms.

После выставления удельного веса каждому показателю необходимо произвести нормирование данных, которые измеряются в единицах, конкретно, для того чтобы свести к минимуму вероятность воздействия на итоговый показатель масштаба деятельности университета. Например, для такого большого вуза как СПбГУ, 8 онлайн-курсов на платформе является не самым большим показателем, а для Европейского университета, который в несколько раз меньше по численности сотрудников, удовлетворительным. Нормирование данных будет произведено путем деления показателя 8 «Количество онлайн-курсов, размещенных на открытых порталах» на количество сотрудников профессорско-преподавательского состава (ППС). Показатель 1 «Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента» не требуется подвергать нормированию, т.к. он уже определен в расчете на одного человека, а не на общее количество ПК на университет. В таблице 6 приведен пример нормирования данных Университета ИТМО.

Таблица 6

Нормирование данных Университета ИТМО

Платформа
Кол-во курсов
Кол-во ППС
Нормированный показатель
edX
15
616
0,024
Открытое образование
71
616
0,115
Лекториум
3
616
0,005
Итого:
0,144
Источник: составлено авторами на основе данных [7-12].

По такому же принципу будут рассчитаны нормированные показатели для СПбГУ, Политеха, ЛЭТИ и Европейского университета.

Для расчета уровня цифровизации университета будет использоваться следующая формула:

,

где An – оценка уровня цифровизации n-го университета; – значение i-го показателя цифровизации в n-м университете (в рамках значения показателя «да/нет», да – 1, нет – 0); ki – удельный вес i-го показателя цифровизации.

По данной формуле определим уровень цифровизации рассматриваемых университетов. Результаты оценки представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень цифровизации вузов Санкт-Петербурга

Источник: составлено авторами на основе данных опроса с помощью Google Forms и данных [7-12].

Если говорить об идеальной оценке, которую может получить университет, она равна 16,57. Данное значение было рассчитано с учетом того, что показатель 1 равен единице, показатели 2 и 3 – 100%, показатель 8 – 1,5 (0,3 на каждую из пяти платформ), а все остальные показатели, которые оцениваются на основе выбора ответа «да/нет», получили ответ «да».

При анализе диаграммы выявлено, что крупнейший вуз Санкт-Петербурга – СПбГУ – получил наивысшую оценку и занял лидирующую позицию среди десяти рассматриваемых вузов. У данного университета реализованы все функциональные возможности ИС, отраженные в показателях цифровизации, и размещено большое количество онлайн-курсов на четырех открытых платформах. Показатели количества персональных компьютеров в расчете на одного студента и их доступа к Интернету также достаточно высоки. Единственный показатель, который имеет не самое удовлетворительное значение, это удельный вес стоимости машин и оборудования – он в 3,5 раза меньше идеального значения. Однако это не помешало университету получить хорошую оценку, имеющую не очень большой разрыв с идеальной, и занять первое место.

Университеты-участники проекта «Приоритет 2030» расположились в списке сразу после СПбГУ на 2-6 местах. Политех и ИТМО имеют наиболее близкую оценку к университету-лидеру и небольшой разрыв по итоговому результату. Оба университета имеют ИС с полным функционалом и большой процент компьютеров, подключенных к Интернету. Показатели 1 и 3, определяемые в количестве персональных компьютеров и удельной стоимости, могли бы быть выше и это то, на что вузам нужно обратить внимание. Комплексная оценка уровня цифровизации ЛЭТИ вышла ниже, чем у его «партнеров» из этого проекта, однако проблемы у данного университета аналогичные.

Основные недостатки данной категории университетов (ГУАП, СПбГУПТД и ПГУПС), которые снизили общий уровень цифровизации, заключены в отсутствии онлайн-курсов и недостаточной реализации всех возможностей ИС вузов. Показатели инфраструктуры также не на самом высоком уровне. Именно по этим причинам в рейтинге эти университеты находятся в середине и не имеют высшей оценки.

Тройка негосударственных вузов находится на последних местах в десятке. Несмотря на то, что Европейский университет разработал свои онлайн-курсы, он стал последним из-за отсутствия электронного портала, позволяющего цифровизировать многие административные и некоторые образовательные процессы. Проблемы с информационной системой и отсутствие онлайн-курсов не позволили СПбУТУиЭ и Гуманитарному университету профсоюзов подняться выше. Стоит также отметить, что показатели инфраструктуры частных вузов не сильно уступают показателям государственных учреждений, а в некоторых случаях даже превышают их (например, Европейский университет имеет одно из самых значений по доле персональных компьютеров на одного человека – 100% против 98% у СПбГУ).

Чтобы посмотреть, каким образом влияет уровень цифровизации университета на его рейтинг, и выступает ли он фактором конкурентоспособности, проанализируем несколько мировых и российских рейтингов самых лучших учреждений высшего образования. Рассматриваться будут следующие рейтинги:

- Рейтинг Times Higher Education (THE) World University Rankings 2022;

- Рейтинг QS World University Rankings 2022;

- Рейтинг Round University Ranking (RUR) 2022;

- Рейтинг The Center for World University Rankings (CWUR) 2022;

- Рейтинг «100 лучших российских вузов по версии Forbes 2022»;

- Национальный рейтинг университетов (НРУ) за 2022 год;

- Рейтинг «Топ-100 вузов России» RAEX – 2022.

Место каждого университета в вышеперечисленных рейтингах представлено в таблице 7 (если стоит «–», университет отсутствует в рейтинге).

Таблица 7

Места университетов в рейтингах

Университет
Рейтинг
THE
QS
RUR
CWUR
Forbes
НРУ
RAEX
СПбГУ
601-800
242
339
550
4
4
3
Политех
301-350
393
377
864
14
13
8
ИТМО
601-800
365
294
982
7
11-12
13
ЛЭТИ
1201+
701-750
569

34
52
40
ГУАП




64
87-91

СПбГУПТД





74-75

ПГУПС




79


Университет профсоюзов







СПбУТУиЭ







Европейский университет


830




Источник: составлено авторами на основе данных [13-18].

Проанализировав таблицу, можно отметить, что вузы с наибольшим уровнем цифровизации присутствуют во всех рейтингах и находятся на более высоких позициях, чем университеты с меньшим значением уровня цифровизации. Разброс в местах в рейтингах присутствует (например, у СПбГУ в рейтинге THE место ниже, чем у Политеха несмотря на то, что уровень цифровизации первого вуза выше), и это может быть связано с тем, что сами значения цифровизации у университетов-лидеров отличаются незначительно. Образовательные учреждения с самым низким значением уровня цифровизации не попали практически ни в один рейтинг, а те вузы, у которых значение уровня цифровизации имеет меньший показатель, чем у лидирующих университетов, находятся на более низких местах в рейтингах.

Очевидно, что уровень цифровизации учебного заведения напрямую не влияет на престиж и место университета в глобальных рейтингах, однако можно сделать вывод, что университеты с высокими цифровыми показателями стоят в рейтингах образовательных учреждений на более высоких позициях, чем вузы с более низким уровнем цифровизации. В общую оценку уровня высшей школы, на основе которой определяется ее место в рейтинге, входят множество параметров, среди которых: качество образования, научная репутация, уровень инновационной активности. Следовательно, цифровизация университетов, выражающаяся во внедрении цифровых решений в деятельность учреждений высшего образования, положительно влияет на многие из этих факторов, т.к. цифровизация позволяет повысить качество образования и количество инновационных проектов, организованных на базе университета.

Связь между показателями цифровизации и качеством образования можно увидеть с помощью методик оценки качества управления в университете и качества образовательных услуг, предоставляемых в нём. Например, методика оценки качества образовательных услуг, разработанная МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», содержит в себе следующие показатели: «достаточность материально-технической базы для полноценной реализации образовательной программы» и «полнота и доступность информационных ресурсов» [19]. Региональный центр оценки качества образования Орловской области в своей методике расчета независимой оценки качества образовательной деятельности организаций использовал целые группы показателей, связанных с функциональными возможностями сайта или информационного портала университета [20]. Помимо этого, в расчете должны учитываться возможности образовательного учреждения при использовании современных программных средств общего и специального назначения, т.е. цифровых решений. Также среди критериев фигурировали такие параметры, как «наличие компьютеров, имеющих доступ к широкополосному Интернету», «наличие доступа к электронной библиотеке» и «реализация в общеобразовательной организации программ с использованием дистанционных технологий», которые являются параметрами и в методике определения уровня цифровизации университета.

В монографии «Российские университеты в условиях цифровизации. Математические и инструментальные методы оценки качества управления» предложены различные методики, такие как: методика оценки качества управления в университетах, методика оценки качества образовательных услуг, методика расчета показателя привлечения талантливых студентов. Представленные методики содержат в себе критерии, непосредственно связанные с цифровыми показателями – количество персональных компьютеров в расчете на одного студента, наличие единой информационной системы и электронной библиотеки, доступ к базам данным SCOPUS [21] (Halin, 2019). Таким образом, исходя из вышепредставленной информации, можно сделать вывод, что некоторые показатели уровня цифровизации университета присутствуют в различных методиках оценки качества образовательных услуг университета, которые представляют собой ключевое конкурентное преимущество вуза. Повышение значений показателей ведет к более высокому уровню цифровизации и лучшей оценке качества. Внедрение цифровых решений в университет и его высокий уровень цифровизации помогают улучшить качество образовательных услуг и привлечь в университет новых, талантливых студентов.

Заключение

Инновационный характер развития современной экономической системы в настоящее время способствует присвоению ведущей роли человеческому капиталу, эффективное воспроизводство которого сопряжено с развитием и трансформацией высшей школы. В связи с этим, университеты должны быть заинтересованы в постоянном процессе повышения качества предоставляемых ими услуг путем определения и усиления своих конкурентных преимуществ, что, в свою очередь, положительным образом будет воздействовать на экономику государства в целом. Вместе с тем, представителям высшей школы необходимо учитывать высокую конкурентную среду на рынке образовательных услуг, которая способствует интенсивной поддержке качественного уровня конкурентоспособности университета, ориентированного на удержание собственных рыночных позиций и занятие новых ниш в профильной среде.

Рассматривая различные подходы к определению факторов конкурентоспособности университетов, можно отметить, что несмотря на специфику систематизации данных факторов по определенным группам, сам процесс, в первую очередь, направлен на выявление необходимых и ключевых показателей, оперативная поддержка которых приведет к усилению и сохранению конкурентной позиции. В условиях функционирования современной инновационной экономической модели, цифровизация и все связанные с ней элементы становятся неотъемлемой частью успешной реализации деятельности организаций-представителей сектора высшего образования. Именно поэтому уровень цифровизации университета может быть определен как один из ключевых факторов конкурентоспособности в инновационной экономике.

В ходе данного исследования авторами были определен комплекс показателей, входящих в понятие «уровень цифровизации университета» и проведена оценка этого уровня для вузов Санкт-Петербурга на основе разработанных параметров. При составлении параметров для оценки учитывались основные процессы, происходящие в университетской среде. Именно поэтому показатели были поделены на четыре большие группы: инфраструктура университета, образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность и административная деятельность. Разработанная система параметров оценки уровня цифровизации и присвоение удельного веса каждому показателя путем опроса экспертов позволили создать методику, на основе которой была проведена оценка уровня цифровизации университета. Дальнейшее определение эффектов, полученных при цифровизации университета и внедрении в его систему цифровых решений, показало, что вузы с более высоким уровнем цифровизации находятся на более высоких местах в международных и российских рейтингах университетов, что говорит о лучшей комплексной оценке. Также установлено, что уровень цифровизации учебного заведения влияет на качество оказываемых им образовательных услуг и на показатель, отражающий привлечение талантливых студентов. Данные параметры выступают конкурентными преимуществами университета, что подтверждает положение об уровне цифровизации вуза как об одном из основных факторов его конкурентоспособности.


Источники:

1. Кузнецов Д.Л. Факторы конкурентоспособности вуза // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 3. – c. 116-120.
2. Булгакова М.А., Лукьянова В.А. Факторы конкурентоспособности университета // Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2021. – c. 66-69.
3. Ульянова М.Е. Факторы повышения конкурентоспособности вузов: международный контекст // Мир новой экономики. – 2018. – № 2. – c. 72-77.
4. Голдобина М. В. Факторы конкурентоспособности инновационной экосистемы высших учебных заведений // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2017. – № 3. – c. 48-55.
5. Плотникова Е.В., Ефремова М.О., Заборовская О.В. Комплексная оценка уровня цифровизации ведущих университетов Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9.
6. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Критерии для рейтингования уровня и качества цифровизации процесса образования в вузах РФ // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – № 2. – c. 268-283.
7. Мониторинг (ВО). [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/ (дата обращения: 27.12.2022).
8. Schools and Partners. [Электронный ресурс]. URL: https://www.edx.org/schools-partners/ (дата обращения: 20.12.2022).
9. Partners. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.coursera.org/courses (дата обращения: 20.12.2022).
10. Курсы. [Электронный ресурс]. URL: https://openedu.ru/course/ (дата обращения: 20.12.2022).
11. Stepik. Каталог. [Электронный ресурс]. URL: https://stepik.org/catalog (дата обращения: 20.12.2022).
12. Каталог онлайн-курсов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lektorium.tv/mooc (дата обращения: 20.12.2022).
13. World University Rankings 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking (дата обращения: 04.01.2023).
14. QS World University Rankings 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022 (дата обращения: 04.01.2023).
15. Universities. [Электронный ресурс]. URL: https://roundranking.com/universities/universitiess.html?sort=O&year=2022&subject=SO (дата обращения: 04.01.2023).
16. Global 2000 list by the center for world university rankings. [Электронный ресурс]. URL: https://cwur.org/2022-23.php (дата обращения: 01.05.2021).
17. Черепанова Ю. Лучшие российские вузы – 2022. Рейтинг Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/society/482914-lucsie-rossijskie-vuzy-2022-rejting-forbes (дата обращения: 04.01.2023).
18. Национальный рейтинг университетов. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2022&page=1 (дата обращения: 04.01.2023).
19. Инструменты оценки качества образовательных услуг МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр». [Электронный ресурс]. URL: http://ioc.rybadm.ru/center/kachestvo/instrumenty_ozenki.pdf (дата обращения: 05.01.2023).
20. Методика расчета независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.orcoko.ru/wp-content/uploads/2017/05/ (дата обращения: 05.01.2023).
21. Халин В.Г. Российские университеты в условиях цифровизации. Математические и инструментальные методы оценки качества управления. / монография. - М.: Проспект, 2019. – 896 c.

Страница обновлена: 02.02.2023 в 17:11:34