Организационно-экономические особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга
Долгих Е.Ю.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215386
Аннотация:
В данной статье приведены основные факторы, связанные с обеспечением конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга. Данные факторы обусловлены тенденций развития сферы услуг в условиях цифровизации экономики. Приведены аргументы в пользу трансформации сферы услуг в области обучения и досуга с учетом использования в них виртуальной компоненты, которые ставят вопрос об исследовании в данной плоскости. Автором сформулированы некоторые предложения по обеспечению конкурентоспособности предприятий, оказывающих такие услуги, с учетом организационно-экономических особенностей. Статья может быть полезна для руководителей и представителей коммерческих блоков предприятий, оказывающих услуги в области технологий виртуальной и дополненной реальности
Ключевые слова: ИТ-отрасль, иммерсивные технологии, услуги с использованием иммерсивных технологий, конкурентоспособность, процесс оказания услуг, факторы конкурентоспособности
JEL-классификация: M11, M21, O31, O33
Введение
По данным НИУ ВШЭ иммерсивные технологии входят в рейтинг перспективных цифровых технологий [2]. Их присутствие во всех сферах неоспоримо также ввиду их сквозного характера [10]. Появился новый термин – сквозные цифровые технологии (СЦТ) [19].
Иммерсивные технологии, как составная часть СЦТ ИТ-отрасли – это общий термин, описывающий совокупность технологий, которые призваны эмулировать физический мир с помощью цифровых виртуальных сред, создавая ощущение погружения. Они позволяют заменить реальную жизнь на восприятие виртуальной жизни, искусственным образом стимулируя наши чувства и обманывая наше тело в принятии другой версии реальности [24]. Виртуальное (цифровое) погружение позволяет расширить возможности человека в разных сферах: образовании, медицине, военной сфере и др. Зачастую продукты с иммерсивными технологиями воспринимают как разного рода игры, приложения в гаджетах, поэтому до 2016 года эти продукты, в основном, и демонстрировались только на рынке развлечений [23]. Принимая во внимание характер иммерсивных технологий, имеется два основных вида продуктов с иммерсивными технологиями: это базовые (в виде готовых VR/AR-решений) и сложные продукты (базовый продукт плюс его научное сопровождение вместе с аппаратной частью, обеспечивающей иммерсию (погружение). К сложным относят учебно-тренировочные средства, а также средства 3D-визуализации.
Иммерсивное обучение - метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой обучаемые могут полностью погрузиться в процесс. Технологии, реализующие иммерсивное обучение, представлены виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальностью, а также трехмерными визуализациями и симуляциями (3D) [14].
С развитием цифровизации общества всё больше людей вовлечены в этот процесс благодаря широкой доступности и разнообразию средств накопления, обработки и передачи информации. Появляется ряд направлений в ИТ-отрасли, требующих сотрудников с новыми профессиями, связанными не только с программированием и работой с базами данных, но и прочими. В настоящее время ряд исследований освещают проблемы в нехватке профессиональных кадров для ИТ-отрасли, их недостаточную квалификацию как по возрастным показателям, так и по квалификационным. На официальном сайте Минцифры России указано, что в глобальной экономике мало отраслей, развивавшихся в последние годы так же динамично, как ИТ-отрасль. Россия — не исключение. Темпы роста той части ИТ-отрасли России, которая не связана с продажей оборудования, превышают 12% в год, и в ближайшие годы будут превышать темп роста ВВП как минимум втрое [7].
Также известно, что рынок продуктов с иммерсивными технологиями находится на начальной стадии и имеет хорошие перспективы роста в связи с глобальной цифровизацией и сквозным проникновением иммерсивных технологий во все сферы деятельности и оценивается ведущими аналитическими агентствами как весьма объемный. Данный рынок в России ориентируется не столько на индивидуального, сколько на коллективного пользователя [6], его решения и продукты не имеют ограниченной отраслевой принадлежности. И, как следствие этого, данные продукты не являются исключением для применения их в сфере услуг, которая, в свою очередь, испытала на себе влияние цифровизации и претерпела существенные изменения в особенности в обучении и досуге. Цель исследования заключается в выявлении отличий факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг в классическом понимании от сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга, так и в выработке предложений по созданию механизмов по обеспечению конкурентоспособности таких предприятий.
Основная часть
Среди инновационных отраслей экономики, наиболее динамично развивающихся в последнее время, первое место занимает ИТ-отрасль или отрасль информационных технологий. Из наиболее значимых групп ИТ-технологий актуальны технологии виртуальной и дополненной реальности (иммерсивные технологии), которые используются в предоставлении услуг в разных сферах человеческой деятельности. Данное явление создало предпосылки к возникновению нового сегмента в сфере услуг – оказание услуг с использованием иммерсивных технологий, сочетающих в себе элементы реальной и виртуальной (дополненной) реальности.
Потребность в услугах с иммерсивными технологиями диктуется рядом факторов:
- цифровизацией в экономической, социальной, образовательной деятельности;
- широкими возможностями программных и аппаратных средств по созданию интерактивных информационных ресурсов;
- высокими темпами технико-экономического развития общества;
- сравнительно высокой экономической эффективностью от использования данных технологий в обеспечении образовательной и досуговой деятельности.
Нами выделены существенные изменения в оказании услуг с использованием иммерсивных технологий в таких областях, как образовательная деятельность и досуг, а именно:
- в процессе получения знаний обучаемый становится не сторонним наблюдателем какого-либо научного явления, а принимает участие и играет в нем свою роль, что существенно повышает его восприятие;
- во время обучения имеется возможность получения и совершенствования профессиональных навыков без использования полигонного оборудования с реальными изучаемыми образцами;
- исходя из вышеизложенного фактора, ряд элементов, вовлеченных в образовательный процесс с использованием иммерсивных технологий, значительно сокращает расходы на полигонные испытания;
- имея техническую возможность моделирования любых ситуаций при помощи иммерсивных технологий, обучаемые развивают свои профессиональные компетенции там, где навыки передать невозможно;
- используя иммерсивные технологии в досуговой деятельности, пользователи становятся полностью вовлеченными в процесс познания окружающих (или вымышленных) событий через игры, что предоставляет возможность переключения мозговой деятельности, следовательно, возможности комфортного отдыха.
В силу востребованности данных услуг усиливается их конкуренция.
Известно, что понятия конкуренция и конкурентоспособность имеют взаимосвязь: без наличия конкурентов не будет предпосылок повышать свою конкурентоспособность, а игроки рынка, в разной степени работающие над повышением своей конкурентоспособности, будут составляющими частями конкурентного поля. Выявление конкурентных преимуществ в компании и их иерархичность будут способствовать решению стоящих перед компанией задач в соперничестве с другими аналогичными компаниями. В качестве первоочередных факторов, влияющих на деятельность предприятия сферы услуг, выступают субъекты и объекты. Субъектами являются лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты предприятия сферы услуг: основные фонды и товарно-материальные ценности.
Очевидно, что конкурентные позиции предприятия сферы услуг будут складываться под влиянием факторов внешней и внутренней среды. При этом, в отличие от торговых и торгово-производственных предприятий, влияние факторов внешней среды (объективных) будет превалирующим. Факторы конкурентоспособности предприятия сферы услуг объясняются по-разному:
– это параметры, определяющие характер и результаты протекания экономических процессов, обусловливающих количество и качество предлагаемых услуг (Б. Райзберг [22], Р. Фатхутдинов [28]);
– это причины, наличие которых являются необходимыми или достаточными для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности (В. Павлова [20]);
– это движущие силы конкурентоспособности предприятия (С. Бондаренко, В. Бокий [1]).
Помимо вышеизложенного, исходя из разработанной в 90-х годах ХХ века М.Портером теории конкурентного преимущества [13], имеются следующие условия получения данных преимуществ компанией сферы услуг:
- выгодное базирование для быстрого накопления специализированных ресурсов и навыков;
- точная информация о потребителях и их предпочтениях;
- совпадение интересов топ-менеджмента и персонала (внутренние факторы);
- возможности роста и капиталовложений.
Разумеется, при этом не учитывалась цифровизация экономики, породившая СЦТ, которые, в свою очередь, оказывают влияние на деятельность предприятий сферы услуг. Соответственно, к имеющимся факторам обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (базирование, информация о потребителях, наличие капитала, комплекс внутренних факторов, направленный на четкое функционирование предприятия, использование инноваций [15], доступ к сбытовым сетям, репутация компании на рынке) добавляются новые, связанные с СЦТ (высококвалифицированные ИТ-специалисты [26], качество используемых инструментов для реализации услуги и качество ИТ-продукта [5]).
Следовательно, СЦТ как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, будут влиять на развитие самой сферы услуг.
Технологии виртуальной и дополненной реальности (иммерсивные технологии), являясь СЦТ, находятся в перечне наиболее значимых цифровых технологий.
Иммерсивные технологии активно используются практически во всех сферах, в особенности, в сфере услуг (в образовании, здравоохранении, культуре и досуге), промышленности и военном деле [2]. По мере развития цифровых технологий, вовлечение общества в виртуальный мир, применение иммерсивных технологий «перекочевало» из сферы услуг в области досуга в сферу услуг в области обучения. В последние 5 лет можно наблюдать сотни наименований новых продуктов с иммерсивными технологиями, при помощи которых пользователь погружается в тот или иной тематический процесс, связанный с получением новых навыков, в том числе, посредством игровых процессов. Их классификация приведена в рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация продуктов с иммерсивными технологиями по функциям и в соответствии с универсальной десятичной классификацией [разработан автором на основе 4]
В связи с вышеизложенным нельзя отрицать тот факт, что услуги в обучении и досуге с использованием иммерсивных технологий будут отличаться от услуг в общепринятой, классической терминологии.
В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 [3] услуга - это результат, как минимум, одного действия, обязательно произведенного (осуществленного при взаимодействии) между поставщиком и заказчиком (потребителем), как правило, нематериальный. Использование иммерсивных технологий в обучении и досуге относится к социально-культурным услугам, так как направлено на обучение, подготовку кадров, повышение квалификации персонала, а также на развлечение и повышение культуры среди населения.
Отсутствие научно обоснованной типологии услуг с использованием иммерсивных технологий определяет необходимость их систематизации по конкретным признакам (Таблица 1).
Таблица 1
Типология услуг с использованием иммерсивных технологий
№
|
Признак
|
Группа
|
1.
|
Как
вид сервиса
|
|
1.1.
|
По
уровням оказания услуг
|
-
государственные;
- частные; - смешанные |
1.2.
|
По
роли в сфере обслуживания
|
-
основные;
- вспомогательные; - сопутствующие |
1.3.
|
По
количеству объектов воздействия
|
-
на индивидуального пользователя;
- на группу пользователей |
2.
|
Как
процесс производства услуги
|
|
2.1.
|
По
месту предоставления
|
-
по месту нахождения пользователя (пользователей);
- по месту дислокации исполнителя; - смешанное (дистанционное) оказание услуг |
2.2.
|
По
степени иммерсии (показателям иммерсивности, содержащимся в применяемом для
оказания услуги продукте) в процессе получения услуги
|
-
с эффектом полного погружения;
- с эффектом частичного погружения |
2.3.
|
По
степени соответствия объективности (исторической достоверности) в
содержащемся контенте
|
-
полностью соответствует;
- в большей степени; - в меньшей степени; - не соответствует |
2.4.
|
По
взаимосвязи элементов обучения и досуга в процессе получения услуги
|
-
присутствуют;
- отсутствуют |
2.5.
|
По
возможности оказания услуги с совместным использованием иммерсивных
технологий с другими сквозными цифровыми технологиями
|
-
используется
- возможность имеется; - возможность отсутствует |
3.
|
Как
вид профессиональных услуг
|
|
3.1.
|
По
видам
|
-
обучение профессиональное (85.3);
- образование профессиональное дополнительное (85.42); - деятельность музеев, библиотек и архивов (91.01, 91.02); - деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари (92.1); - деятельность спортивных клубов (93.12); - деятельность зрелищно-развлекательная прочая (93.29) |
3.2.
|
По
отраслям
|
-
образование;
- развлечения и досуг |
Вышеперечисленная классификация наглядно свидетельствуют о безусловном влиянии цифровизации на сферу услуг, выраженном в качественном взаимодействии реальных и виртуальных действий пользователей услуг в обучении и досуге.
В связи с данными особенностями приведем примеры положительного эффект от качества используемых иммерсивных технологий для реализации услуги в области обучения и досуга с учетом внесения в них виртуальной компоненты (Таблица 2).
Таблица 2
Услуги, наиболее подверженные внесению в них виртуальной компоненты
Наименование услуги согласно ОКВЭД 2
|
До
цифровизации
|
В
настоящее время
|
Положительный
эффект от использования
|
Обучение
профессиональное (85.3), образование профессиональное дополнительное (85.42)
|
Разрезной
макет
|
Виртуальная
лаборатория
|
Экономия
места, большее количество передаваемой информации, более глубокое восприятие
|
Электрифицированный
(аналоговый) стенд
|
Интерактивный
(цифровой) стенд
|
Более
точная и яркая передача информации объясняемых процессов, виртуальный
ассистент
| |
Учебные
пособия (книги, сборники, учебники)
|
Интерактивный
киоск
|
Сравнительно
большее количество учебного материала
| |
Учебный
кинофильм, кинотренажер
|
Учебно-тренировочное
средство различной степени иммерсии
|
Высокая
скорость адаптации обучаемого к реальному образцу, возможность получения
оценки собственных действий
| |
Деятельность
музеев, библиотек и архивов (91.01, 91.02)
|
Экспонаты
материалы, документы, находящиеся на хранении, доступные ограниченному кругу
лиц
|
Интерактивный
киоск
|
Сравнительно
большее количество материала, возможность ознакомления большего количества
людей с недоступными экспонатами, материалами, документами
|
Реплика
картины (портрета исторической личности), доступной для всех посетителей
|
Оживающая
картина – ЖК панель в багете, в верхней части которого установлена
веб-камера, реагирующая на движение
|
Наглядность,
красочность события, когда персонаж сам «оживает» и вместо экскурсовода или
пояснительной записки излагает историю о себе
| |
Стенды,
залы, отражающие смену эпох
|
Виртуальный
стенд с эффектом дополненной реальности
|
Экономия
места, наглядный виртуальный показ смены времен (эпох)
| |
Экскурсовод
|
Виртуальный
экскурсовод, AR-приложение
|
Аполитичный,
непредвзятый подход в изложении материала, экономия времени на ожидание
набора группы
| |
Зал
музея
|
Иммерсивный
зал
|
Помимо
получения информации от экспонатов, мощный эффект физического погружения в
ключевой эпизод того или иного события
| |
Деятельность
по организации и проведению азартных игр и заключения пари (92.1)
|
Игровые
автоматы, азартные игры
|
Мобильное
приложение с виртуальным погружением в процесс игры через VR/AR-оборудование
|
Безопасность,
возможность взвешенного отказа от азартного предложения без вреда для
здоровья
|
Деятельность
спортивных клубов (93.12)
|
Стрелковый
тир
|
Интерактивный
стрелковый тир
|
Безопасность,
сравнительно небольшая стоимость выстрелов, большее количество виртуальных
локаций, больше возможностей у характера действия целей, следовательно, выше
уровень подготовки по стрельбе
|
Деятельность
зрелищно-развлекательная прочая (93.29)
|
Кинотеатр
|
Просмотр
кино с использованием VR/AR-оборудования
|
Экономия
площади, возможность дистанционного просмотра через подписку на канал
|
Компьютерный
клуб
|
Компьютерный
клуб с использованием VR/AR-оборудования
|
Большая
зрелищность, эффект иммерсивного погружения в игровой процесс, возможность
получения первоначальных навыков в управлении некоторыми устройствами
(например, БПЛА) без изучения программ обучения, полного получения физических
ощущений от воздействия агрессивных сред на зрение и слух
| |
Страйкбол,
подвижные тактические игры
|
LBE
VR (Развлечения, основанные на местоположении
location-based entertainment – LBE, или family
entertainment center - FEC)
|
Близость
к жилым районам, экономия площадей, отсутствие инвентаря, кроме VR/AR-оборудования
|
Имея в виду всё вышеизложенное, приходим к следующим выводам:
- «классические» факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг, будут отличаться от факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга;
- понятия «конкурентоспособность услуги в области иммерсивного обучения и досуга» будут другими, чем «конкурентоспособность услуги».
Следует также подчеркнуть, что для обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг в области иммерсивного обучения будут применимы одни методы и средства, а в области иммерсивного досуга – другие.
Напомним, что при описании предприятий сферы услуг «классические» факторы, влияющие на конкурентоспособность данных предприятий, подразделяются на внутренние и внешние (Таблица 3).
Таблица 3
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг
Внутренние
|
Внешние
|
Организационно-экономическое
положение предприятия (размер предприятия, размер его активов и пассивов, структура капитала, технологическая оснащенность предприятия) |
Экономические:
- денежно-кредитная политика государства; - конкуренция; - специализация и клиентура предприятия |
Маркетинговая
политика предприятия
|
Социальные
(социальный статус граждан)
|
Ассортимент
услуг и ценовая политика предприятия
|
Технологические
(информационные
технологии) |
Менеджмент
(персонал предприятия и его квалификация)
|
Политические
факторы:
- государственная политика по отношению к предприятиям; - правовое поле |
Стратегические
и тактические прогнозы предприятия
|
Географические
(региональные) границы рынка, на котором работает данное предприятие,
перспективы расширения
|
Далее стоит указать на то, что имеющийся государственный стандарт «Услуги населению» [3] содержит рекомендации в отношении оказания услуг «физическим лицам, получающим, заказывающим либо имеющим намерение получить или заказать услугу в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (несмотря на замену термина «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» на формулировки «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания» [18]) устанавливает, что заявителями услуги не могут выступать государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов, их территориальные органы, и органы местного самоуправления [16], но фактически они участвуют в процессе оказания услуг как заявители в качестве юридических лиц.
Однако вышеперечисленные трактовки и рекомендации не подразумевают в качестве потребителей услуг предприятия бизнеса (B2B) и государственные структуры (B2G), что не в полной мере затронет процессы оказания услуг в области иммерсивного обучения и досуга, поэтому термин «социальные факторы», влияющий на конкурентоспособность предприятий сферы услуг с использованием иммерсивных технологий, предлагается расширить до «социальные, общественные и государственные» [12].
Во-первых, это диктуется потребностью в данных услугах в сегментах предприятий и государственных структур, о чем свидетельствует анализ состояния рынка продуктов с иммерсивными технологиями [6]. В этой связи возникает потребность не в «коробочных» решениях по оказанию услуги физическим лицам, а в разработке целого ряда мероприятий не только технологического уровня, но методического, в зависимости от сфер деятельности организаций, которым оказываются данные услуги. От компании, оказывающей услуги в области иммерсивного обучения и досуга, требуется инструментарий, ресурсы, способные «говорить с заказчиком на его языке», а не предлагать ему самому себе создавать варианты получения услуги. Поскольку большая часть услуг в области иммерсивного обучения и досуга оказывается при помощи сложных продуктов, описанных и таб. 2, то и для оказания таких услуг требуется их оперативная подготовка. То есть классическое понимание «ассортимент услуг» неприемлемо, наиболее подходят термины: «оперативность подготовки услуги в соответствии с сервисным планом» или «оперативность подготовки комплекса услуг согласно требованиям заказчика». Это не является классическим внутренним процессом оказания услуги в чистом виде, поскольку заказчик задействован в процессе подготовки услуги, но и не является процессом обслуживания, поскольку услуга не предоставлена.
Во-вторых, поэтому «классическая двухблочная» модель предоставления услуги [19] в виде производственных (внутренних) процессов и процесса обслуживания клиентов, будет иметь изменения:
- технологическое сопровождение продуктов с иммерсивными технологиями, содержащее не только техническое (сервисное) обслуживание аппаратных средств, но и постоянное совершенствование программного обеспечения (контента) в соответствии с новыми достижениями в ИТ-отрасли, а также потребностями заказчика; данный процесс не относится к классическому «материально-техническому снабжению», так как можно иметь современное средство виртуальной и дополненной реальности в виде материального ресурса на балансе организации, но с несовременным программным обеспечением;
- эффективное и безопасное использование продуктов с иммерсивными технологиями на основе мониторинга обновляемых исследований в области восприятия технологий виртуальной и дополненной реальности как психического процесса, а также выпускаемых нормативно-правовых документов; данный процесс не относится к классическому понятию «непосредственное оказание услуги», поскольку никакими регламентирующими документами, за исключением касающихся вопросов безопасности использования, пока не ограничен.
Соответственно, совместный процесс подготовки услуги, где методист, а не продавец, общается с заказчиком, требует выделения в отдельную группу.
В-третьих, поскольку СЦТ способствуют превращению продуктов в сервисы, расширению цепочек создания ценностей, поставок товаров и услуг [30]. Для компании, стремящейся занять ключевую позицию на рынке услуг в области иммерсивного обучения и досуга, одних внутренних ресурсов компании недостаточно, либо это должен быть высокооплачиваемый аналитический отдел, который занимается исследованиями в области СЦТ. Данные шаги со стороны руководства любой компании привели бы необоснованным затратам, поскольку вопросами ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса уже занимается ряд иностранных компаний, предлагающих свои услуги в Российской Федерации, таких как Gartner, J’son and Partners Consulting, iKS-Consulting и др. [21]. Услуги ИТ-консалтинга весьма востребованы, и их выручка растет сообразно цифровизации [25]. Поэтому использование ИТ-консультантов, а также результатов исследований аналитических компаний ИТ-отрасли – эффективная мера по повышению конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга, способствующая:
- адекватным решениям руководства компании и формированию мероприятий стратегического планирования,
- оценке возможностей компании для дальнейшего развития и укрепления конкурентных преимуществ в сфере СЦТ,
- решению вопроса о понимании ценности услуг с использованием иммерсивных технологий для потребителей разного уровня.
Таким образом, факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга, предлагаются в отличном от классического перечня факторов предприятий сферы услуг дополнениями (Таблица 4).
Таблица 4
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга
Внутренние
|
Внешние
|
Организационно-экономическое
положение предприятия (размер предприятия, размер его активов и пассивов, структура капитала, технологическая оснащенность предприятия) |
Экономические:
- денежно-кредитная политика государства; - конкуренция; - специализация и клиентура предприятия |
Маркетинговая
политика предприятия
|
Социальные,
общественные и государственные
|
Оперативность
подготовки комплекса услуг согласно требованиям заказчика и ценовая политика
предприятия
|
Технологические
(иммерсивные
технологии, сквозные цифровые технологии) |
Менеджмент
(персонал предприятия и его квалификация)
|
Политические
факторы:
- государственная политика по отношению к предприятиям; - правовое поле |
Стратегические
и тактические прогнозы предприятия, основанные на ИТ-консалтинге в области
иммерсивных и СЦТ
|
Географические
(региональные) границы рынка, на котором работает данное предприятие,
перспективы расширения
|
Заключение
Таким образом, иммерсивные технологии в обучении и досуге, как наиболее подверженным цифровизации услугам, имеют ряд особенностей, выраженных в трансформации классических факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, и требуют выработки механизмов для обеспечения конкурентоспособности предприятиям, оказывающих такие услуги. Стоит отметить, что механизмами обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга могут быть далеко не любые мероприятия для получения прибыли. Это связано с особенностями, выраженными в востребованности таких услуг со стороны предприятий и государственных структур. Поэтому наиболее эффективный и правильный путь к достижению успеха – формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании [11], направленных на:
- повышение ценности и актуальности услуг за счет мощной методической вовлеченности в процессе их подготовки, взаимодействие с научными организациями и учреждениями образования, воспитания и досуга;
- увеличение материально-технического и технологического потенциала предприятия, позволяющего оказывать многоуровневые по сложности услуги (от виртуальных игр до тренировок летных экипажей);
- улучшение показателей качества продуктов с иммерсивными технологиями [8] через взаимодействие с предприятиями-производителями;
- уникальность, выраженную в правильном балансе между виртуальной (иммерсивной) и реальной компонентами, позволяющими достижению оптимального эффекта от использования без вреда для здоровья (в досуге) и привитию ложных навыков (в обучении);
- тесное взаимодействие с предприятиями-производителями продуктов с иммерсивными технологиями, получение от них признания статуса представителя, провайдера, интегратора (в зависимости от уровня компании-производителя) с возможностью осуществления сервисного обслуживания и авторского надзора;
- развитие дочерних компаний (тесное взаимодействие с подрядчиками), ответственных за разработку программного обеспечения (контента) в соответствии с новыми тенденциями, получаемыми от ИТ-консалтинговых организаций;
- развитие собственной сети, позволяющей интегрировать продукты с иммерсивными технологиями в единое виртуальное пространство.
Источники:
2. Вишневский К.О., Гохберг Л.М.,,Дементьев В.В. Цифровые технологии в российской экономике. / Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 116 c.
3. ГОСТ Р 50646-2012 (переиздание январь 2020 г.) «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения»
4. ГОСТ Р 7.0.90-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования»
5. Дик В.В. Конкурентные преимущества программного продукта и их связь с конкурентоспособностью его потребителя и производителя // Современная конкуренция. – 2012. – № 6(36). – c. 103-117.
6. Долгих Е.Ю. Анализ состояния рынка продуктов с иммерсивными технологиями и перспективы его развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2705-2720. – doi: 10.18334/epp.11.12.113933.
7. Долгих Е.Ю. Инновационные подходы в управлении продажами продуктов с иммерсивными технологиями // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1451-1472. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113843.
8. Долгих Е.Ю., Кожевникова С.Ю., Чернорез Е.В. Влияние показателей качества продуктов с иммерсивными технологиями на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 8. – c. 2343-2362. – doi: 10.18334/epp.12.8.115260.
9. Дудов А.С. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг // УЭкС. – 2013. – № 12 (60).
10. Жмудь В.А., Ляпидевский А.В., Аврамчук В.С., Губерт Р.. Сквозные субтехнологии в кластере виртуальной и дополненной реальности // Автоматика и программная инженерия. – 2019. – № 2(28). – c. 86-97.
11. Зеленцова Л.С. Механизм формирования устойчивых конкурентных преимуществ организации // Вестник ГУУ. – 2012. – № 11-1. – c. 183-188.
12. Иванов Р.Л. Соотношение государства и общества (проблема субстрата государства) // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2015. – № 2 (43). – c. 6-13.
13. Портер Майкл Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 c.
14. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: педагогика и психология. – 2019. – № 1 (26). – c. 179-182.
15. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. - М.: Магистр, 2009.
16. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/31584 (дата обращения: 07.01.2023).
17. Семиглазов В.А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса. / Учебное пособие. - Томск, Кафедра ТУ, ТУСУР, 2016. – 164 c.
18. Официальный сайт Минпросвещения России. Понятие «образовательная услуга» исключено из российского законодательства. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/5483/ponyatie-obrazovatelnaya-usluga-isklyucheno-iz-rossiyskogo-zakonodatelstva/ (дата обращения: 07.01.2023).
19. Официальный сайт Минцифры. Получатели грантов на развитие СЦТ представили свои проекты на RIW-2019. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/39578/ (дата обращения: 07.01.2023).
20. Павлова В. А. Конкурентоспособность предприятия: оценка и стратегия обеспечения. / монография. - Днепропетровск: Днепропетровский университет экономики и права, 2006. – 267 c.
21. Прохоров А.Д. // Технологии и средства связи. – 2017. – № 4. – url:.
22. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2003.
23. Сайбель Н. Ю., Кошкина Е. С. Виртуальная реальность как бизнес // Концепт. – 2017. – № 1. – c. 54-60.
24. Смолин А.А., Жданов Д.Д., Потемин И.С., Меженин А.В., Богатырев В.А. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. / учеб. пособие. - Санкт- Петербург: Университет ИТМО, 2018. – 59 c.
25. Староверова О.В. Некоторые вопросы ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 4. – c. 237-239.
26. Тихонов А.В., Богданов В.С. Конкурентоспособность отечественных ИТ-компаний. - М.: Институт социологии РАН, 2012.
27. Уколов В.Ф., Черкасов В.В. Цифровизация: взаимодействие реального и виртуального секторов экономики. / монография. - Москва : ИНФРА-М, 2019. – 203 c.
28. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 c.
29. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 26.07.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 11.01.2023).
30. World Economic Forum, Digital Transformation Initiative. Digital business delivers for people, planet and prosperity. [Электронный ресурс]. URL: https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home (дата обращения: 07.01.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:30