Организационно-экономические особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга

Долгих Е.Ю.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215386

Аннотация:
В данной статье приведены основные факторы, связанные с обеспечением конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга. Данные факторы обусловлены тенденций развития сферы услуг в условиях цифровизации экономики. Приведены аргументы в пользу трансформации сферы услуг в области обучения и досуга с учетом использования в них виртуальной компоненты, которые ставят вопрос об исследовании в данной плоскости. Автором сформулированы некоторые предложения по обеспечению конкурентоспособности предприятий, оказывающих такие услуги, с учетом организационно-экономических особенностей. Статья может быть полезна для руководителей и представителей коммерческих блоков предприятий, оказывающих услуги в области технологий виртуальной и дополненной реальности

Ключевые слова: ИТ-отрасль, иммерсивные технологии, услуги с использованием иммерсивных технологий, конкурентоспособность, процесс оказания услуг, факторы конкурентоспособности

JEL-классификация: M11, M21, O31, O33



Введение

По данным НИУ ВШЭ иммерсивные технологии входят в рейтинг перспективных цифровых технологий [2]. Их присутствие во всех сферах неоспоримо также ввиду их сквозного характера [10]. Появился новый термин – сквозные цифровые технологии (СЦТ) [19].

Иммерсивные технологии, как составная часть СЦТ ИТ-отрасли – это общий термин, описывающий совокупность технологий, которые призваны эмулировать физический мир с помощью цифровых виртуальных сред, создавая ощущение погружения. Они позволяют заменить реальную жизнь на восприятие виртуальной жизни, искусственным образом стимулируя наши чувства и обманывая наше тело в принятии другой версии реальности [24]. Виртуальное (цифровое) погружение позволяет расширить возможности человека в разных сферах: образовании, медицине, военной сфере и др. Зачастую продукты с иммерсивными технологиями воспринимают как разного рода игры, приложения в гаджетах, поэтому до 2016 года эти продукты, в основном, и демонстрировались только на рынке развлечений [23]. Принимая во внимание характер иммерсивных технологий, имеется два основных вида продуктов с иммерсивными технологиями: это базовые (в виде готовых VR/AR-решений) и сложные продукты (базовый продукт плюс его научное сопровождение вместе с аппаратной частью, обеспечивающей иммерсию (погружение). К сложным относят учебно-тренировочные средства, а также средства 3D-визуализации.

Иммерсивное обучение - метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой обучаемые могут полностью погрузиться в процесс. Технологии, реализующие иммерсивное обучение, представлены виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальностью, а также трехмерными визуализациями и симуляциями (3D) [14].

С развитием цифровизации общества всё больше людей вовлечены в этот процесс благодаря широкой доступности и разнообразию средств накопления, обработки и передачи информации. Появляется ряд направлений в ИТ-отрасли, требующих сотрудников с новыми профессиями, связанными не только с программированием и работой с базами данных, но и прочими. В настоящее время ряд исследований освещают проблемы в нехватке профессиональных кадров для ИТ-отрасли, их недостаточную квалификацию как по возрастным показателям, так и по квалификационным. На официальном сайте Минцифры России указано, что в глобальной экономике мало отраслей, развивавшихся в последние годы так же динамично, как ИТ-отрасль. Россия — не исключение. Темпы роста той части ИТ-отрасли России, которая не связана с продажей оборудования, превышают 12% в год, и в ближайшие годы будут превышать темп роста ВВП как минимум втрое [7].

Также известно, что рынок продуктов с иммерсивными технологиями находится на начальной стадии и имеет хорошие перспективы роста в связи с глобальной цифровизацией и сквозным проникновением иммерсивных технологий во все сферы деятельности и оценивается ведущими аналитическими агентствами как весьма объемный. Данный рынок в России ориентируется не столько на индивидуального, сколько на коллективного пользователя [6], его решения и продукты не имеют ограниченной отраслевой принадлежности. И, как следствие этого, данные продукты не являются исключением для применения их в сфере услуг, которая, в свою очередь, испытала на себе влияние цифровизации и претерпела существенные изменения в особенности в обучении и досуге. Цель исследования заключается в выявлении отличий факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг в классическом понимании от сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга, так и в выработке предложений по созданию механизмов по обеспечению конкурентоспособности таких предприятий.

Основная часть

Среди инновационных отраслей экономики, наиболее динамично развивающихся в последнее время, первое место занимает ИТ-отрасль или отрасль информационных технологий. Из наиболее значимых групп ИТ-технологий актуальны технологии виртуальной и дополненной реальности (иммерсивные технологии), которые используются в предоставлении услуг в разных сферах человеческой деятельности. Данное явление создало предпосылки к возникновению нового сегмента в сфере услуг – оказание услуг с использованием иммерсивных технологий, сочетающих в себе элементы реальной и виртуальной (дополненной) реальности.

Потребность в услугах с иммерсивными технологиями диктуется рядом факторов:

- цифровизацией в экономической, социальной, образовательной деятельности;

- широкими возможностями программных и аппаратных средств по созданию интерактивных информационных ресурсов;

- высокими темпами технико-экономического развития общества;

- сравнительно высокой экономической эффективностью от использования данных технологий в обеспечении образовательной и досуговой деятельности.

Нами выделены существенные изменения в оказании услуг с использованием иммерсивных технологий в таких областях, как образовательная деятельность и досуг, а именно:

- в процессе получения знаний обучаемый становится не сторонним наблюдателем какого-либо научного явления, а принимает участие и играет в нем свою роль, что существенно повышает его восприятие;

- во время обучения имеется возможность получения и совершенствования профессиональных навыков без использования полигонного оборудования с реальными изучаемыми образцами;

- исходя из вышеизложенного фактора, ряд элементов, вовлеченных в образовательный процесс с использованием иммерсивных технологий, значительно сокращает расходы на полигонные испытания;

- имея техническую возможность моделирования любых ситуаций при помощи иммерсивных технологий, обучаемые развивают свои профессиональные компетенции там, где навыки передать невозможно;

- используя иммерсивные технологии в досуговой деятельности, пользователи становятся полностью вовлеченными в процесс познания окружающих (или вымышленных) событий через игры, что предоставляет возможность переключения мозговой деятельности, следовательно, возможности комфортного отдыха.

В силу востребованности данных услуг усиливается их конкуренция.

Известно, что понятия конкуренция и конкурентоспособность имеют взаимосвязь: без наличия конкурентов не будет предпосылок повышать свою конкурентоспособность, а игроки рынка, в разной степени работающие над повышением своей конкурентоспособности, будут составляющими частями конкурентного поля. Выявление конкурентных преимуществ в компании и их иерархичность будут способствовать решению стоящих перед компанией задач в соперничестве с другими аналогичными компаниями. В качестве первоочередных факторов, влияющих на деятельность предприятия сферы услуг, выступают субъекты и объекты. Субъектами являются лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты предприятия сферы услуг: основные фонды и товарно-материальные ценности.

Очевидно, что конкурентные позиции предприятия сферы услуг будут складываться под влиянием факторов внешней и внутренней среды. При этом, в отличие от торговых и торгово-производственных предприятий, влияние факторов внешней среды (объективных) будет превалирующим. Факторы конкурентоспособности предприятия сферы услуг объясняются по-разному:

– это параметры, определяющие характер и результаты протекания экономических процессов, обусловливающих количество и качество предлагаемых услуг (Б. Райзберг [22], Р. Фатхутдинов [28]);

– это причины, наличие которых являются необходимыми или достаточными для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности (В. Павлова [20]);

– это движущие силы конкурентоспособности предприятия (С. Бондаренко, В. Бокий [1]).

Помимо вышеизложенного, исходя из разработанной в 90-х годах ХХ века М.Портером теории конкурентного преимущества [13], имеются следующие условия получения данных преимуществ компанией сферы услуг:

- выгодное базирование для быстрого накопления специализированных ресурсов и навыков;

- точная информация о потребителях и их предпочтениях;

- совпадение интересов топ-менеджмента и персонала (внутренние факторы);

- возможности роста и капиталовложений.

Разумеется, при этом не учитывалась цифровизация экономики, породившая СЦТ, которые, в свою очередь, оказывают влияние на деятельность предприятий сферы услуг. Соответственно, к имеющимся факторам обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (базирование, информация о потребителях, наличие капитала, комплекс внутренних факторов, направленный на четкое функционирование предприятия, использование инноваций [15], доступ к сбытовым сетям, репутация компании на рынке) добавляются новые, связанные с СЦТ (высококвалифицированные ИТ-специалисты [26], качество используемых инструментов для реализации услуги и качество ИТ-продукта [5]).

Следовательно, СЦТ как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, будут влиять на развитие самой сферы услуг.

Технологии виртуальной и дополненной реальности (иммерсивные технологии), являясь СЦТ, находятся в перечне наиболее значимых цифровых технологий.

Иммерсивные технологии активно используются практически во всех сферах, в особенности, в сфере услуг (в образовании, здравоохранении, культуре и досуге), промышленности и военном деле [2]. По мере развития цифровых технологий, вовлечение общества в виртуальный мир, применение иммерсивных технологий «перекочевало» из сферы услуг в области досуга в сферу услуг в области обучения. В последние 5 лет можно наблюдать сотни наименований новых продуктов с иммерсивными технологиями, при помощи которых пользователь погружается в тот или иной тематический процесс, связанный с получением новых навыков, в том числе, посредством игровых процессов. Их классификация приведена в рисунке 1.

Рисунок 1 – Классификация продуктов с иммерсивными технологиями по функциям и в соответствии с универсальной десятичной классификацией [разработан автором на основе 4]

В связи с вышеизложенным нельзя отрицать тот факт, что услуги в обучении и досуге с использованием иммерсивных технологий будут отличаться от услуг в общепринятой, классической терминологии.

В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 [3] услуга - это результат, как минимум, одного действия, обязательно произведенного (осуществленного при взаимодействии) между поставщиком и заказчиком (потребителем), как правило, нематериальный. Использование иммерсивных технологий в обучении и досуге относится к социально-культурным услугам, так как направлено на обучение, подготовку кадров, повышение квалификации персонала, а также на развлечение и повышение культуры среди населения.

Отсутствие научно обоснованной типологии услуг с использованием иммерсивных технологий определяет необходимость их систематизации по конкретным признакам (Таблица 1).

Таблица 1

Типология услуг с использованием иммерсивных технологий


Признак
Группа
1.
Как вид сервиса

1.1.
По уровням оказания услуг
- государственные;
- частные;
- смешанные
1.2.
По роли в сфере обслуживания
- основные;
- вспомогательные;
- сопутствующие
1.3.
По количеству объектов воздействия
- на индивидуального пользователя;
- на группу пользователей
2.
Как процесс производства услуги

2.1.
По месту предоставления
- по месту нахождения пользователя (пользователей);
- по месту дислокации исполнителя;
- смешанное (дистанционное) оказание услуг
2.2.
По степени иммерсии (показателям иммерсивности, содержащимся в применяемом для оказания услуги продукте) в процессе получения услуги
- с эффектом полного погружения;
- с эффектом частичного погружения
2.3.
По степени соответствия объективности (исторической достоверности) в содержащемся контенте
- полностью соответствует;
- в большей степени;
- в меньшей степени;
- не соответствует
2.4.
По взаимосвязи элементов обучения и досуга в процессе получения услуги
- присутствуют;
- отсутствуют
2.5.
По возможности оказания услуги с совместным использованием иммерсивных технологий с другими сквозными цифровыми технологиями
- используется
- возможность имеется;
- возможность отсутствует
3.
Как вид профессиональных услуг

3.1.
По видам
- обучение профессиональное (85.3);
- образование профессиональное дополнительное (85.42);
- деятельность музеев, библиотек и архивов (91.01, 91.02);
- деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари (92.1);
- деятельность спортивных клубов (93.12);
- деятельность зрелищно-развлекательная прочая (93.29)
3.2.
По отраслям
- образование;
- развлечения и досуг
[разработана автором]

Вышеперечисленная классификация наглядно свидетельствуют о безусловном влиянии цифровизации на сферу услуг, выраженном в качественном взаимодействии реальных и виртуальных действий пользователей услуг в обучении и досуге.

В связи с данными особенностями приведем примеры положительного эффект от качества используемых иммерсивных технологий для реализации услуги в области обучения и досуга с учетом внесения в них виртуальной компоненты (Таблица 2).

Таблица 2

Услуги, наиболее подверженные внесению в них виртуальной компоненты

Наименование услуги согласно ОКВЭД 2
До цифровизации
В настоящее время
Положительный эффект от использования
Обучение профессиональное (85.3), образование профессиональное дополнительное (85.42)
Разрезной макет
Виртуальная лаборатория
Экономия места, большее количество передаваемой информации, более глубокое восприятие
Электрифицированный (аналоговый) стенд
Интерактивный (цифровой) стенд
Более точная и яркая передача информации объясняемых процессов, виртуальный ассистент
Учебные пособия (книги, сборники, учебники)
Интерактивный киоск
Сравнительно большее количество учебного материала
Учебный кинофильм, кинотренажер
Учебно-тренировочное средство различной степени иммерсии
Высокая скорость адаптации обучаемого к реальному образцу, возможность получения оценки собственных действий
Деятельность музеев, библиотек и архивов (91.01, 91.02)
Экспонаты материалы, документы, находящиеся на хранении, доступные ограниченному кругу лиц
Интерактивный киоск
Сравнительно большее количество материала, возможность ознакомления большего количества людей с недоступными экспонатами, материалами, документами
Реплика картины (портрета исторической личности), доступной для всех посетителей
Оживающая картина – ЖК панель в багете, в верхней части которого установлена веб-камера, реагирующая на движение
Наглядность, красочность события, когда персонаж сам «оживает» и вместо экскурсовода или пояснительной записки излагает историю о себе
Стенды, залы, отражающие смену эпох
Виртуальный стенд с эффектом дополненной реальности
Экономия места, наглядный виртуальный показ смены времен (эпох)
Экскурсовод
Виртуальный экскурсовод, AR-приложение
Аполитичный, непредвзятый подход в изложении материала, экономия времени на ожидание набора группы
Зал музея
Иммерсивный зал
Помимо получения информации от экспонатов, мощный эффект физического погружения в ключевой эпизод того или иного события
Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари (92.1)
Игровые автоматы, азартные игры
Мобильное приложение с виртуальным погружением в процесс игры через VR/AR-оборудование
Безопасность, возможность взвешенного отказа от азартного предложения без вреда для здоровья
Деятельность спортивных клубов (93.12)
Стрелковый тир
Интерактивный стрелковый тир
Безопасность, сравнительно небольшая стоимость выстрелов, большее количество виртуальных локаций, больше возможностей у характера действия целей, следовательно, выше уровень подготовки по стрельбе
Деятельность зрелищно-развлекательная прочая (93.29)
Кинотеатр
Просмотр кино с использованием VR/AR-оборудования
Экономия площади, возможность дистанционного просмотра через подписку на канал
Компьютерный клуб
Компьютерный клуб с использованием VR/AR-оборудования
Большая зрелищность, эффект иммерсивного погружения в игровой процесс, возможность получения первоначальных навыков в управлении некоторыми устройствами (например, БПЛА) без изучения программ обучения, полного получения физических ощущений от воздействия агрессивных сред на зрение и слух
Страйкбол, подвижные тактические игры
LBE VR (Развлечения, основанные на местоположении location-based entertainment – LBE, или family entertainment center - FEC)
Близость к жилым районам, экономия площадей, отсутствие инвентаря, кроме VR/AR-оборудования
[разработана автором на основе 29]

Имея в виду всё вышеизложенное, приходим к следующим выводам:

- «классические» факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг, будут отличаться от факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга;

- понятия «конкурентоспособность услуги в области иммерсивного обучения и досуга» будут другими, чем «конкурентоспособность услуги».

Следует также подчеркнуть, что для обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг в области иммерсивного обучения будут применимы одни методы и средства, а в области иммерсивного досуга – другие.

Напомним, что при описании предприятий сферы услуг «классические» факторы, влияющие на конкурентоспособность данных предприятий, подразделяются на внутренние и внешние (Таблица 3).

Таблица 3

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг

Внутренние
Внешние
Организационно-экономическое
положение предприятия (размер
предприятия, размер его активов и
пассивов, структура капитала,
технологическая оснащенность
предприятия)
Экономические:
- денежно-кредитная политика
государства;
- конкуренция;
- специализация и клиентура предприятия
Маркетинговая политика предприятия
Социальные (социальный статус граждан)
Ассортимент услуг и ценовая политика предприятия
Технологические (информационные
технологии)
Менеджмент (персонал предприятия и его квалификация)
Политические факторы:
- государственная политика по
отношению к предприятиям;
- правовое поле
Стратегические и тактические прогнозы предприятия
Географические (региональные) границы рынка, на котором работает данное предприятие, перспективы расширения
[разработана автором на основе 9;13]

Далее стоит указать на то, что имеющийся государственный стандарт «Услуги населению» [3] содержит рекомендации в отношении оказания услуг «физическим лицам, получающим, заказывающим либо имеющим намерение получить или заказать услугу в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (несмотря на замену термина «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» на формулировки «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания» [18]) устанавливает, что заявителями услуги не могут выступать государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов, их территориальные органы, и органы местного самоуправления [16], но фактически они участвуют в процессе оказания услуг как заявители в качестве юридических лиц.

Однако вышеперечисленные трактовки и рекомендации не подразумевают в качестве потребителей услуг предприятия бизнеса (B2B) и государственные структуры (B2G), что не в полной мере затронет процессы оказания услуг в области иммерсивного обучения и досуга, поэтому термин «социальные факторы», влияющий на конкурентоспособность предприятий сферы услуг с использованием иммерсивных технологий, предлагается расширить до «социальные, общественные и государственные» [12].

Во-первых, это диктуется потребностью в данных услугах в сегментах предприятий и государственных структур, о чем свидетельствует анализ состояния рынка продуктов с иммерсивными технологиями [6]. В этой связи возникает потребность не в «коробочных» решениях по оказанию услуги физическим лицам, а в разработке целого ряда мероприятий не только технологического уровня, но методического, в зависимости от сфер деятельности организаций, которым оказываются данные услуги. От компании, оказывающей услуги в области иммерсивного обучения и досуга, требуется инструментарий, ресурсы, способные «говорить с заказчиком на его языке», а не предлагать ему самому себе создавать варианты получения услуги. Поскольку большая часть услуг в области иммерсивного обучения и досуга оказывается при помощи сложных продуктов, описанных и таб. 2, то и для оказания таких услуг требуется их оперативная подготовка. То есть классическое понимание «ассортимент услуг» неприемлемо, наиболее подходят термины: «оперативность подготовки услуги в соответствии с сервисным планом» или «оперативность подготовки комплекса услуг согласно требованиям заказчика». Это не является классическим внутренним процессом оказания услуги в чистом виде, поскольку заказчик задействован в процессе подготовки услуги, но и не является процессом обслуживания, поскольку услуга не предоставлена.

Во-вторых, поэтому «классическая двухблочная» модель предоставления услуги [19] в виде производственных (внутренних) процессов и процесса обслуживания клиентов, будет иметь изменения:

- технологическое сопровождение продуктов с иммерсивными технологиями, содержащее не только техническое (сервисное) обслуживание аппаратных средств, но и постоянное совершенствование программного обеспечения (контента) в соответствии с новыми достижениями в ИТ-отрасли, а также потребностями заказчика; данный процесс не относится к классическому «материально-техническому снабжению», так как можно иметь современное средство виртуальной и дополненной реальности в виде материального ресурса на балансе организации, но с несовременным программным обеспечением;

- эффективное и безопасное использование продуктов с иммерсивными технологиями на основе мониторинга обновляемых исследований в области восприятия технологий виртуальной и дополненной реальности как психического процесса, а также выпускаемых нормативно-правовых документов; данный процесс не относится к классическому понятию «непосредственное оказание услуги», поскольку никакими регламентирующими документами, за исключением касающихся вопросов безопасности использования, пока не ограничен.

Соответственно, совместный процесс подготовки услуги, где методист, а не продавец, общается с заказчиком, требует выделения в отдельную группу.

В-третьих, поскольку СЦТ способствуют превращению продуктов в сервисы, расширению цепочек создания ценностей, поставок товаров и услуг [30]. Для компании, стремящейся занять ключевую позицию на рынке услуг в области иммерсивного обучения и досуга, одних внутренних ресурсов компании недостаточно, либо это должен быть высокооплачиваемый аналитический отдел, который занимается исследованиями в области СЦТ. Данные шаги со стороны руководства любой компании привели бы необоснованным затратам, поскольку вопросами ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса уже занимается ряд иностранных компаний, предлагающих свои услуги в Российской Федерации, таких как Gartner, J’son and Partners Consulting, iKS-Consulting и др. [21]. Услуги ИТ-консалтинга весьма востребованы, и их выручка растет сообразно цифровизации [25]. Поэтому использование ИТ-консультантов, а также результатов исследований аналитических компаний ИТ-отрасли – эффективная мера по повышению конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга, способствующая:

- адекватным решениям руководства компании и формированию мероприятий стратегического планирования,

- оценке возможностей компании для дальнейшего развития и укрепления конкурентных преимуществ в сфере СЦТ,

- решению вопроса о понимании ценности услуг с использованием иммерсивных технологий для потребителей разного уровня.

Таким образом, факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга, предлагаются в отличном от классического перечня факторов предприятий сферы услуг дополнениями (Таблица 4).

Таблица 4

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга

Внутренние
Внешние
Организационно-экономическое
положение предприятия (размер
предприятия, размер его активов и
пассивов, структура капитала,
технологическая оснащенность
предприятия)
Экономические:
- денежно-кредитная политика
государства;
- конкуренция;
- специализация и клиентура предприятия
Маркетинговая политика предприятия
Социальные, общественные и государственные
Оперативность подготовки комплекса услуг согласно требованиям заказчика и ценовая политика предприятия
Технологические (иммерсивные
технологии, сквозные цифровые технологии)
Менеджмент (персонал предприятия и его квалификация)
Политические факторы:
- государственная политика по
отношению к предприятиям;
- правовое поле
Стратегические и тактические прогнозы предприятия, основанные на ИТ-консалтинге в области иммерсивных и СЦТ
Географические (региональные) границы рынка, на котором работает данное предприятие, перспективы расширения
[разработана автором на основе 9;13]

Заключение

Таким образом, иммерсивные технологии в обучении и досуге, как наиболее подверженным цифровизации услугам, имеют ряд особенностей, выраженных в трансформации классических факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, и требуют выработки механизмов для обеспечения конкурентоспособности предприятиям, оказывающих такие услуги. Стоит отметить, что механизмами обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга могут быть далеко не любые мероприятия для получения прибыли. Это связано с особенностями, выраженными в востребованности таких услуг со стороны предприятий и государственных структур. Поэтому наиболее эффективный и правильный путь к достижению успеха – формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании [11], направленных на:

- повышение ценности и актуальности услуг за счет мощной методической вовлеченности в процессе их подготовки, взаимодействие с научными организациями и учреждениями образования, воспитания и досуга;

- увеличение материально-технического и технологического потенциала предприятия, позволяющего оказывать многоуровневые по сложности услуги (от виртуальных игр до тренировок летных экипажей);

- улучшение показателей качества продуктов с иммерсивными технологиями [8] через взаимодействие с предприятиями-производителями;

- уникальность, выраженную в правильном балансе между виртуальной (иммерсивной) и реальной компонентами, позволяющими достижению оптимального эффекта от использования без вреда для здоровья (в досуге) и привитию ложных навыков (в обучении);

- тесное взаимодействие с предприятиями-производителями продуктов с иммерсивными технологиями, получение от них признания статуса представителя, провайдера, интегратора (в зависимости от уровня компании-производителя) с возможностью осуществления сервисного обслуживания и авторского надзора;

- развитие дочерних компаний (тесное взаимодействие с подрядчиками), ответственных за разработку программного обеспечения (контента) в соответствии с новыми тенденциями, получаемыми от ИТ-консалтинговых организаций;

- развитие собственной сети, позволяющей интегрировать продукты с иммерсивными технологиями в единое виртуальное пространство.


Источники:

1. Бондаренко С. О., Бокий В. О механизме формирования конкурентоспособности продукции промышленного предприятия // Экономика. – 2019. – № 9. – c. 58–59.
2. Вишневский К.О., Гохберг Л.М.,,Дементьев В.В. Цифровые технологии в российской экономике. / Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 116 c.
3. ГОСТ Р 50646-2012 (переиздание январь 2020 г.) «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения»
4. ГОСТ Р 7.0.90-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования»
5. Дик В.В. Конкурентные преимущества программного продукта и их связь с конкурентоспособностью его потребителя и производителя // Современная конкуренция. – 2012. – № 6(36). – c. 103-117.
6. Долгих Е.Ю. Анализ состояния рынка продуктов с иммерсивными технологиями и перспективы его развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2705-2720. – doi: 10.18334/epp.11.12.113933.
7. Долгих Е.Ю. Инновационные подходы в управлении продажами продуктов с иммерсивными технологиями // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1451-1472. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113843.
8. Долгих Е.Ю., Кожевникова С.Ю., Чернорез Е.В. Влияние показателей качества продуктов с иммерсивными технологиями на конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 8. – c. 2343-2362. – doi: 10.18334/epp.12.8.115260.
9. Дудов А.С. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг // УЭкС. – 2013. – № 12 (60).
10. Жмудь В.А., Ляпидевский А.В., Аврамчук В.С., Губерт Р.. Сквозные субтехнологии в кластере виртуальной и дополненной реальности // Автоматика и программная инженерия. – 2019. – № 2(28). – c. 86-97.
11. Зеленцова Л.С. Механизм формирования устойчивых конкурентных преимуществ организации // Вестник ГУУ. – 2012. – № 11-1. – c. 183-188.
12. Иванов Р.Л. Соотношение государства и общества (проблема субстрата государства) // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2015. – № 2 (43). – c. 6-13.
13. Портер Майкл Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 c.
14. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: педагогика и психология. – 2019. – № 1 (26). – c. 179-182.
15. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. - М.: Магистр, 2009.
16. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/31584 (дата обращения: 07.01.2023).
17. Семиглазов В.А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса. / Учебное пособие. - Томск, Кафедра ТУ, ТУСУР, 2016. – 164 c.
18. Официальный сайт Минпросвещения России. Понятие «образовательная услуга» исключено из российского законодательства. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/5483/ponyatie-obrazovatelnaya-usluga-isklyucheno-iz-rossiyskogo-zakonodatelstva/ (дата обращения: 07.01.2023).
19. Официальный сайт Минцифры. Получатели грантов на развитие СЦТ представили свои проекты на RIW-2019. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/39578/ (дата обращения: 07.01.2023).
20. Павлова В. А. Конкурентоспособность предприятия: оценка и стратегия обеспечения. / монография. - Днепропетровск: Днепропетровский университет экономики и права, 2006. – 267 c.
21. Прохоров А.Д. // Технологии и средства связи. – 2017. – № 4. – url:.
22. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2003.
23. Сайбель Н. Ю., Кошкина Е. С. Виртуальная реальность как бизнес // Концепт. – 2017. – № 1. – c. 54-60.
24. Смолин А.А., Жданов Д.Д., Потемин И.С., Меженин А.В., Богатырев В.А. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. / учеб. пособие. - Санкт- Петербург: Университет ИТМО, 2018. – 59 c.
25. Староверова О.В. Некоторые вопросы ИТ-консалтинга в условиях цифровой трансформации бизнеса // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 4. – c. 237-239.
26. Тихонов А.В., Богданов В.С. Конкурентоспособность отечественных ИТ-компаний. - М.: Институт социологии РАН, 2012.
27. Уколов В.Ф., Черкасов В.В. Цифровизация: взаимодействие реального и виртуального секторов экономики. / монография. - Москва : ИНФРА-М, 2019. – 203 c.
28. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 c.
29. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 26.07.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 11.01.2023).
30. World Economic Forum, Digital Transformation Initiative. Digital business delivers for people, planet and prosperity. [Электронный ресурс]. URL: https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home (дата обращения: 07.01.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:30