Intellectual resources in strategic management of innovative development of the Republic of Belarus
Golovchanskaya E.E.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ
2 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 1 (January-March 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=52456742
Abstract:
The article examines the importance of intellectual resources in the evolution of the national innovation-oriented economic system of the Republic of Belarus.
Separate economic indicators of innovative development of the country as the effectiveness of the use of intellectual resources are analyzed.
Statistical characteristics of intellectual resources are given. The state strategic and program documents defining the retrospective of the innovative economy are studied.
The attention is focused on identifying the role of intellectual resources and the importance of their development in the system of the national innovation system.
The conclusion about the gradual but insufficient increase of the intellectual resources' role in the system of state priorities, as well as the need for additional measures for their development is made.
Keywords: intellectual resources, innovation activity, national innovation system, management
JEL-classification: O31, O32, O33
Введение
В современных условиях мирового экономического кризиса возрастает роль национальных приоритетов, определяющих экономическую безопасность любой страны. Значимость интеллектуальных ресурсов в системе важных направления государственного управления трудно переоценить. Именно интеллектуальные ресурсы в системе инновационного воспроизводства через коммерциализацию инноваций и объектов интеллектуальной собственности определяют интеллектуальный капитал и, как следствие, интеллектуальный потенциал развития национальной экономики [1]. Интеллектуальные ресурсы определятся нами как совокупность способностей индивидуумов, задействованных в научно-исследовательской и инновационной деятельности национальной экономики [2]. Отличие авторского подхода к пониманию интеллектуальных ресурсов от других мнений, заключается в структуре интеллектуальных ресурсов, в которую включаются: физические ресурсы, ментальные ресурсы, социальные ресурсы, эмоциональные ресурсы, духовные ресурсы, глубинные ресурсы. Составляющие структуры определяют содержание способностей интеллектуальных ресурсов. Т.е., это исследователи, задействованные в научно-исследовательской и инновационной деятельности, имеющие высшее образование, а также имеющие ученые степени кандидата наук и доктора наук. Причем, развитие интеллектуальных ресурсов происходит от базового (физические ресурсы, ментальные ресурсы) к высокому (социальные ресурсы, эмоциональные ресурсы) и высшему (духовные ресурсы, глубинные ресурсы). И важным здесь является то, что уровень развития интеллектуальных ресурсов определяет уровень развития социально-экономического развития страны в целом. Чем выше уровень развития интеллектуальных ресурсов, тем выше эффективность их задействования в инновационной сфере, выражающаяся в объектах интеллектуальной собственности и инновациях и тем выше ВВП национальной экономики [3,4].
Анализу развития инфраструктуры инновационной экономики Республики Беларусь и посвящены работы Климука В.В., Усновича А.Н. [5 c. С.929-942]; характеристике факторов и их особенностей в системе инновационного развития национальных экономик различных стран уделено внимание в работе Никитской Е.Ф., Валишвили М.А. [6 c.1355-1370]; вопросы индикативной оценки экономического развития Республики Беларусь в рамках Союзного государства отражены в исследованиях Косьмина А.Д., Косьминой Е.А. [7, с.183-200]; динамические аспекты развития инновационной экономики Республики Беларусь проанализированы в работе Шумилина А.Г. [8, с.32-38].
Обзор и анализ многочисленных источников показал недостаточную проработанность вопросов развития интеллектуальных ресурсов и их места в инновационной системе Республики Беларусь.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства подтверждают актуальность темы данной статьи. Цель работы – исследование вопросов значимости развития интеллектуальных ресурсов в системе стратегирования инновационного развития Республики Беларусь, что позволит формировать ориентиры их развития. Цель работы достигается путем исследования государственных программных документов в процессе трансформации социально-экономической системы Республики Беларусь.
Основная часть
Республики Беларусь неразрывно связана с инновационным развитием экономики. Ориентиры и пути движения определяются стратегиями и программами которые разрабатываются в системе государственного прогнозирования и планирования страны. Не смотря на то, что теоретиками и практиками подтверждается и подчеркивается ключевая роль интеллектуальных ресурсов в процессе достижения целей социально-экономического развития страны, важность их развития по-прежнему остается весьма актуальной. Такой вывод подтверждается анализом некоторых статистических показателей за 2017-2021г.г. (табл.1)
Таблица 1 – Отдельные показатели научно-исследовательской и инновационной деятельности Республики Беларусь
№
п/п |
показатель
|
2017г.
|
2021г.
|
1
|
Число организаций,
выполнявших научные исследования и разработки, ед.
|
454
|
445
|
2.
|
Рентабельность
реализованной продукции по организациям с основным видом деятельности
«научные исследования и разработки», процентов
|
34,6
|
23,7
|
3
|
Коэффициент
изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на
10 000 человек населения)
|
0,6
|
0,4
|
3
|
Общий объем
организаций, осуществлявших затраты на инновации в общем объеме обследованных
организаций, процентов
|
21,6
|
19,7
|
5
|
Удельный вес
отгруженной инновационной продукции новой для мирового рынка в общем объеме
отгруженной инновационной продукции организаций промышленности, процентов
|
0,5
|
0,6
|
Как видно из таблицы, ряд экономических показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности имеют отрицательную динамику. Обращает на себя внимание коэффициент изобретательской активности, значение которого достаточно низкое (например, по отношению к аналогичному показателю в РФ – 1,63) [10] и имеет отрицательную динамику. Данный показатель важен, поскольку «результирует» научно-исследовательскую деятельность, которая в формате объектов интеллектуальной собственности через внедрение в реальный сектор экономики определяет инновационность производства, а также инновационность производимой продукции.
Исследование состояния интеллектуальных ресурсов показало отрицательную динамику (рис.1,2)
Рисунок 1 – Численность интеллектуальных ресурсов национальной инновационной системы Республики Беларусь
Источник: составлено автором на основании [9]
Рисунок 2 – Численность интеллектуальных ресурсов со степенями доктора и кандидата наук национальной инновационной системы Республики Беларусь
Источник: составлено автором на основании [9]
Рисунок 1 демонстрирует отрицательную динамику численности интеллектуальных ресурсов, занятых в инновационной сфере. Наблюдается также снижение уровня развития интеллектуальных ресурсов (рис.2), что выражается в уменьшении исследователей со степенями доктора наук и кандидата наук.
Зарождение инновационно ориентированной экономической системы Республики Беларусь происходило на ранних этапах ее самостоятельного социально-экономического развития. В период трансформационной перестройки и построения социально-ориентированной рыночной экономики (1991-1995г.г.) государственное управление фокусировало свою деятельность на формировании инфраструктуры национальной инновационной системы [11]. Разрабатывалось законодательство в сфере инновационной деятельности, регулирующее механизмы и процессы формирования интеллектуальной собственности (рис. 1). При Совете Министров РБ создан комитет по науке и технологиям (1993 г.), который в 1997 г. преобразован в самостоятельную структуру «Государственный комитет по науке и технологиям». Анализ документов показывает важность кадрового обеспечения рынка труда инновационной экономики и слабое внимание к необходимости развития интеллектуальных ресурсов.
В дальнейшем в целях повышения конкурентоспособности страны инновационная деятельность была ориентирована на поддержку и обеспечение новыми технологиями процессов модернизации промышленности [12,13,14]. Осуществлялась институциональная достройка инновационно ориентированной экономической системы. Для совершенствования управления деятельностью в области науки «Национальный центр интеллектуальной собственности» вошел в структуру Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ РБ). Дорабатывалось законодательство в области регулирования прав интеллектуальной собственности, цифровизации экономики (рис.1). В этот период значимость интеллектуальных ресурсов повышается, что в программных документах отражается как «необходимость развития кадрового потенциала для обеспечения потребностей рынка труда». В 2011 году были приняты ряд законодательно-правовых документов, определяющих и регулирующих научно-исследовательскую и инновационную деятельность страны. Основы нормативно – правовой базы представлены на рисунке (рис.3).
Рисунок 3 - Основы нормативно-правовой базы инновационной деятельности Республики Беларусь
Источник: составлено автором на основании [15]
В 2012 году был принят Закон «Об инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», в котором были сформулированы основные термины, определения и содержание «Национальной инновационной системы», даны понятия, содержание деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, определены организационно-правовые отношения. К концу 2015года сформировались основы «Национальной инновационной системы» (НИС) РБ во главе которой – Президент Республики Беларусь. Дано четкое определение понятия «Национальная инновационная система» - это «совокупность государственных органов, регулирующих в сфере своих компетенций отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность» [16]. Основная задача НИС – «обеспечение высокой и эффективной наукоемкости, высокой технологичности во всех отраслях и сферах экономики страны, как базиса ускоренного социально-экономического развития республики». Дальнейшее управление национальной инновационной системой было ориентировано на постиндустриальный этап развития экономики: совершенствование институциональной среды, развитие высоких технологий, развитие рынка интеллектуальной собственности, рынка наукоемких товаров и услуг, развития рынка инвестиций, ориентирующих вектор движения к 5–6-му технологическим укладам [17]. Необходимость достижения экономического роста определило важность усиления инвестиционной составляющей и повышения производительности труда. Возросла роль знаний, интеллекта и, в целом, существенно повысилась значимость интеллектуальных ресурсов. Однако общее понимание их важности отражается в программных документах как «кадровое обеспечение инновационного развития экономики» [18].
В этот период разрабатывается стратегия «Наука и технологии – 2040». В стратегии было сформулировано принципиально новое видение долгосрочного инновационного развития страны: производство инноваций на основе интеллектуализации. Определены направления реализации стратегии: развитие интеллектуальных технологий, машин, «умных» материалов, нано-, био-, IT-и космических технологий. Выбран целевой ориентир – достичь уровня развития мировых лидеров [19]. Реализация стратегии предполагает 3 этапа. Первый связан с актуализацией заделов (2018–2020 гг.), второй – создание точек роста на основе цифровизации (2021–2030 гг.), третий этап – поддержание лидерства на основе интеллектуальных технологий (2031–2040 гг.). Научно-исследовательская и инновационная деятельность будет направлена как на трансформацию традиционных отраслей, так и на развитие новых направлений: 3-D технологии, электротранспорт, беспилотная авиация, интеллектуализация зданий, трансплантация и т. д. Содержание перспективных направлений развития инновационно-ориентированной экономики представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Стратегические приоритеты развития национальной инновационно ориентированной экономики
Источник: составлено автором на основании [19]
В настоящее время действующими прогнозными документами социально-экономического развития Республики Беларусь являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года, принятая Советом Министров Республики Беларусь 4 февраля 2020 года, и Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг. [20]. В рамках прогнозных документов сформирована программа развития инновационной деятельности, которая фокусируется на нескольких ключевых направлениях:
- стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности путем освобождения технологического оборудования, запасных частей, соответствующих 5–6-му технологическому укладу, от налогов на добавленную стоимость, ввозимых таможенных пошлин;
- создание национальной системы технологического прогнозирования;
- создание и стимулирование развития опытно-внедренческих структур;
- обеспечение цифровой трансформации традиционных секторов экономики;
- повышение роли «креативного класса» – ученых, изобретателей, предпринимателей-новаторов и др.
Согласно программе, будет продолжено совершенствование национальной системы интеллектуальной собственности, инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности и ряд других направлений, обеспечивающих преемственность программ поэтапного социально-экономического развития страны и реализацию направлений стратегических направлений развития. Следует отметить повышение значимости роли интеллектуальных ресурсов в национальной инновационной системе РБ. В качестве приоритетных направлений развития выдвигается не только повышение уровня развития кадров, обеспечивающих экономические процессы Беларуси, но и формирование, и развитие «креативного класса», определяющего результативность научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Четко прослеживается стимулирующая, интеллектуальная направленности программных документов. В стратегии «Наука и технологии – 2040» интеллектуальный потенциал и институциональная среда определяются ключевыми факторами научно технологического развития. Обращает на себя внимание повышение роли интеллектуальных ресурсов, которое в стратегии выражается в важности усиления интеллектуального потенциала. Такое усиление возможно за счет роста исследователей со степенью доктора наук и кандидата наук, стимулирования развития молодых ученых.
Выводы
Глубокий анализ многочисленных стратегических и программных документов в контексте прогнозирования и планирования развития национальной инновационно ориентированной экономической системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о последовательном, постепенном решении задач достижения устойчивого социально-экономического развития. Возможность решения данной задачи обеспечивается путем использования широкого спектра инструментов прогнозирования и планирования, которые позволяют формировать и совершенствовать концепции, стратегии и программы развития национальной экономики.
Все вышеизложенное свидетельствует о достижении в системе управления социально-экономическим развитием страны понимания высокой роли интеллектуальных ресурсов. Оценку значимости интеллектуальных ресурсов мы определяем как качественную характеристику: низкая, средняя, высокая (таблица 1).
Таблица 2 - Значимость интеллектуальных ресурсов (ИР) в системе стратегического управления инновационно-ориентированной экономической системой РБ
Этап
|
Период
|
Название этапа
|
Значимость ИР
|
1
|
1991-1995
|
Трансформационная
перестройка
|
низкая
|
2
|
1996-2000
|
Построение
социально-ориентированной рыночной экономики
|
низкая
|
3
|
2001-2005
|
Переход к постиндустриальному
обществу
|
средняя
|
4
|
2006-2010
|
Повышение
конкурентоспособности
|
средняя
|
5
|
2011-2015
|
Инновационное
развитие обеспечивающее конкурентоспособность
|
средняя
|
6.
|
2016-2020
|
Инновационное
развитие, обеспечивающее экономический рост
|
высокая
|
7.
|
2021-2025
|
Интеллектуализация
экономики, обеспечивающая экономический рост
|
высокая
|
Однако, необходимы дополнительные меры по государственной поддержке стимулирования развития интеллектуальных ресурсов. К таким мерам можно отнести гумманизацию управления, способствующей снижению контроля за счет повышения самоответственности и в конечном итоге, развитию творческой инициативы работников, их интеллектуализации; снижение барьеров для защиты докторских диссертаций и кандидатских диссертаций, что позволит увеличить интеллектуальный потенциал страны; повышение оплаты труда ученым, через стимулирование поддержки публикационной активности ученых, расширение системы грантов.
References:
Baynev V. F. (2017). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya kak globalnyy innovatsionnyy proekt [The fourth industrial revolution as a global innovative project]. Nauka i innovatsii. (169). 38–41. (in Russian).
Golovchanskaya E.E. (2015). Intellektualnyy resurs: psikhologicheskiy fenomen ekonomicheskogo konstrukta [Intellectual resource: psychological fenomenon of economic construct]. Fundamental research. (2-2). 347-351. (in Russian).
Golovchanskaya E.E., Karachun I.A., Petrenko E.S. (2021). Upravlenie razvitiem natsionalnoy innovatsionno orientirovannoy ekonomicheskoy sistemy na osnove otsenki indeksa intellektualnoy aktivnosti natsionalnoy ekonomiki [Managing the development of the national innovation-oriented economic system based on the assessment of the intellectual activity index of the national economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 13-32. (in Russian).
Klimuk V.V., Unsovich A.N. (2021). Analiz razvitiya natsionalnoy innovatsionnoy infrastruktury Respubliki Belarus [Analysis of the development of the national innovation infrastructure of the Republic of Belarus]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 929-942. (in Russian).
Korotkevich A.I. (2022). Strategiya investitsionno-innovatsionnoy deyatelnosti v kontekste transformatsii natsionalnoy ekonomicheskoy sistemy po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti [Strategy of investment and innovation activities in the context of transformation of the national economic system by types of economic activities]. Ekonomicheskaya nauka segodnya. (15). 15-26. (in Russian).
Kosmin A.D., Kosmina E.A. (2021). Osnovnye indikatory ekonomicheskoy integratsii subektov Soyuznogo gosudarstva Rossiyskoy Federatsii i Respubliki Belarus [Main indicators of economic integration of the union state of Russia and Belarus]. Journal of International Economic Affairs. (1). 183-200. (in Russian).
Nikitskaya E.F., Valishvili M.A. (2021). Faktory innovatsionnogo razvitiya natsionalnoy ekonomiki: mezhdunarodnye aspekty [Factors of the national economy innovative development: international aspects]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1355-1370. (in Russian).
Shumilin A.G. (2020). Innovatsionnoe razvitie Belarusi v dinamike [Innovative development of Belarus in dynamics]. Nauka i innovatsii. (8(210)). 32-38. (in Russian).
Yakovleva E. V. (2018). Upravlenie intellektualnymi resursami rabotnikov v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Management of intellectual resources of employees in the conditions of innovative development in the digital economy]. Creative economy. (8). 1073–1088. (in Russian).
Страница обновлена: 20.03.2025 в 09:45:47