Перспективы развития российско-японского сотрудничества в сфере туризма

Михина И.С.1, Савельева Э.С.1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)

Цитировать:
Михина И.С., Савельева Э.С. Перспективы развития российско-японского сотрудничества в сфере туризма // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1051-1062. – doi: 10.18334/eo.10.4.111277.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44491636
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос сотрудничества России и Японии в сфере туризма. Определено, что развитие туризма способствует повышению эффективности экономики государства, выравниванию социального и экономического развития на территории. Анализируются динамика туристских прибытий, выделена доля рынков по регионам мира. Акцентируется внимание на приоритетных направлениях туризма. Особое внимание уделяется мерам, которые применяются для расширения российско-японского сотрудничества в сфере туризма. Выведены определенные тенденции в развитии российско-японских отношений на 2020 год, а также перспективы российского рынка на 2020-2021 год.

Ключевые слова: туризм, перспективы развития российско-японских отношений, Россия, Япония

JEL-классификация: F15, Z32, Z38



Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления перспективных направлений развития туристских дестинаций между Россией и Японией, использования потенциала, который может быть в дальнейшем адаптирован для страны в целом и Приморского края в частности.

К вопросу сотрудничества России со странами АТР обращались многие авторы. Наибольший интерес для нас представляют работы Кульгачева И.П., Лепешкина В.А., Мантейфель Е.А. [7, с. 38–39] (Kulgachev, Lepeshkin, Manteyfel, 2017, р. 39–39), Костюченко И.Г. [10, с. 81–94] (Kostyuchenko, 2018, р. 81–94) и Кривко А.С. [15, с. 973–975] (Krivko, 2018, р. 973–975). В своих трудах они освещают возможности стран АТР и перспективы развития их дальнейшего сотрудничества с Россией, но Японии уделяется меньшее внимание, несмотря на то, что она является важным стратегическим партнером России уже многие годы. В ходе написания работы были проанализированы цели посещения японских туристов России и российских туристов Японии, определены их предпочтения, исходя из чего выявлены перспективные направления туризма в рамках российско-японского сотрудничества на 2021 год.

Целью настоящей работы является изучение и анализ российско-японских отношений, а также выявление перспектив и дальнейшего развития туристской сферы.

Сейчас, в условиях сложной эпидемиологической ситуации сложно говорить о развитии туризма, но после снятия карантинных мер перед странами встанет вопрос восстановления экономики. Туризм может поспособствовать быстрому восстановлению туристской отрасли и сопутствующих сфер экономики, расширению российско-японских отношений в рамках туристского обмена и сближению двух культур.

В ходе написания работы были задействованы такие методы научных исследований, как анализ, синтез, дедукция, статистика, а также аналоговый метод.

Оценка российско-японских отношений в сфере туризма

Культурные обмены и контакты между людьми были важным элементом отношений между двумя странами с советских времен. Объявленные на 2018–2019 годы «Год России в Японии» и «Год Японии в России» будут способствовать укреплению и развитию этого направления. Это первый подобный проект в двусторонних отношениях между Россией и Японией. За прошедшие годы произошло более 600 событий.

Российская Федерация обладает большим количеством туристских ресурсов, учитывая экономические, территориальные и социальные аспекты, также и потенциалом для их развития.

В настоящее время г. Владивосток выступает привлекательным местом для посещения иностранными туристами, особенно из азиатских стран [1] (Timonina, 2016). Город близко расположен относительно Азиатско-Тихоокеанского региона, предлагает широкий выбор развлечений, наполнен смешанной культурой, имеет большое количество достопримечательностей, проводит значительное число мероприятий, в том числе и с привлечением иностранцев. В августе 2017 года было также значительно упрощено оформление виз и их стоимость в рамках «Свободного порта Владивосток», что также играет значительную роль в привлечении иностранных туристов в городе.

Объем туризма между Россией и Японией неуклонно растет. В 2019 году количество японских туристов, посещающих Россию, увеличилось на 20% по сравнению с предыдущим годом (с 102 000 до 119 240 человек), а количество россиян, посещающих Японию, увеличилось на 37% за тот же период (с 77 251 до 94 810) [8].

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 все сферы экономики погрузились в глубокий кризис. Туризм не является исключением. В результате пандемии были закрыты границы и ограничено авиасообщение с другими странами, за исключением столиц для вывоза зараженных туристов. Затрудняет перемещения и введение отдельными странами домашнего карантина для приезжающих и жителей города [5] (Osama Ali Maer, Mun, Fatma Dzhikha, 2020). На сегодняшний день экономика Приморского края оставляет желать лучшего.

С 9 июня 2020 года началось послабление режима самоизоляции. Согласно прогнозам, стабилизация туристского обмена между Россией и Японией планируется на март 2021 года. План поэтапного выхода российской туристической отрасли из карантина предлагается разработать с учетом новых требований безопасности для туристов [5] (Osama Ali Maer, Mun, Fatma Dzhikha, 2020).

Согласно тенденции мирового туризма, можно проследить постоянный рост международных туристских прибытий.

Рисунок 1. Динамика туристических прибытий в мире, чел.

Источник: составлено авторами согласно данным JTB Tourism Research and Consulting Co. Tourism Statistics [2].

Мировой рынок туризма продолжает рост. Общее число туристических прибытий в 2018 году – 1,4 миллиардов (+5,6). В 2010 году прогнозировался рост до 1,4 миллиарда – к 2020 г., 1,8 миллиарда – к 2030 г. На данный момент мы идем на опережение прогнозов.

Стоит отметить, что при подведении итогов 2020 года можно будет наблюдать спад числа туристских прибытий,в связи с закрытием границ, но туристский бизнес быстро восстанавливается и развивается, поэтому мы все еще можем рассчитывать на достижение прогноза по количеству прибытий на 2030 год.

Рисунок 2. Доля рынков по регионам мира, %

Источник: составлено авторами согласно данным JTB Tourism Research and Consulting Co. Tourism Statistics [2].

На рисунке 2 представлена доля рынков по регионам, и согласно предварительным прогнозам, мы можем наблюдать рост рынков Азии, который на 2020 год уже может составить конкуренцию американским рынкам и постепенно сравняться с европейскими рынками.

Согласно «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.» от 20 октября 2008 года № 324-КЗ, основная цель развития туризма – формирование современного туристического продукта Приморского края и обеспечение его конкурентоспособности на рынках АТР и Российской Федерации [6] (Yan Tszyundun, 2016).

В Приморском крае имеется более 2 тысяч памятников истории и древней культуры, 184 единиц государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств, 9 театров, 2 цирка, океанариум, более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры, более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров и другое.

В 2017 году была разработана программа совместных действий между Ростуризмом и Японским агентством по туризму на 2017–2019 годы. Благодаря совместной работе российской и японской сторон в 2019 году турпоток в обе стороны достиг 250 тысяч туристов. Сообщается, что в настоящее время Япония работает над программой стимулирования выездного туризма, целью которой является рост турпотока из Японии за рубеж до 30 миллионов человек в год к 2021 году. Количество японских туристов, выезжающих за границу, на протяжении последних 10 лет не меняется и составляет около 18 миллионов человек в год. В данный момент разрабатывается новая программа по развитию на 2021 год, учитывающая изменения в сфере туризма в связи с пандемией COVID-19.

Рисунок 3. Динамика въезда иностранных граждан в Японию и выезда японских граждан за границу за 50 лет, чел.

Источник: составлено авторами согласно данным Japan Online Media Center. Japan Tourism Business Resources [3].

С 2011 г. наблюдается возрастание въездного туризма в Приморский край туристов из Японии и наоборот. В 2015 году впервые за 45 лет количество иностранных посетителей Японии превысило количество японцев, выезжающих за границу.

Согласно статистическим данным Японской национальной туристской организации (JNTO), представленной на рисунке 4, мы видим прирост туристского потока японских туристов в Россию, а также русских туристов Японию.

Рисунок 4. Динамика совместных туристских прибытий России и Японии (2012–2019 гг.), чел.

Источник: составлено авторами согласно данным Японской национальной туристской организации (JNTO) [8].

Как можно увидеть на рисунке 4, турпоток в Приморский край из Японии постоянно увеличивается. Это во многом связано с развитием отношений между регионом и Японией и формированием специальных условий для туристов из Японии.

Для дальнейшего увеличения турпотока японских туристов в Россию немаловажно исследовать культуру и менталитет японских туристов.

Перспективные направления развития туризма в рамках российско-японского сотрудничества

При выборе страны посещения для японцев важным фактором является ощущение безопасности и спокойствия. Японцы не привыкли к рискам и чувствуют беспокойство по малейшему поводу.

Менталитет японца может быть непонятен для европейского жителя, что при организации туризма важно, так как именно на этом основан залог успеха тура.

Были определены цели посещения Японии российскими гражданами, что наглядно представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. Цели посещения Японии гражданами России, 2019 г., %

Источник: составлено авторами согласно данным JTB Tourism Research and Consulting Co. Tourism Statistics [2].

В 2018 году доля, приходящаяся на туризм, составляла 57% (31164 чел.). На 2019 год доля туризма возросла на 13% и составила 70% (66783 чел.), что является рекордным показателем за последние пятьдесят лет.

Японцы очень дисциплинированно относятся к своим туристским обязанностям. Организованные в группы, увешанные фотоаппаратами, они любят экскурсии, любят снимать и фотографироваться, часто записывают на видеокамеру экскурсионные объекты. Они музыкальны, любят песни других народов. Любят изучать за границей культуру других народов. Многие японцы признаются, что путешествие за рубеж для них – наиболее желанная форма проведения отпуска: значительная часть населения Японии достаточно обеспечена, чтобы позволить себе отдых за рубежом [7] (Kulgachev, Lepeshkin, Manteyfel, 2017).

Все большую популярность получают туры с целью образования. Многое еще предстоит сделать в области образования, особенно в том, что касается преподавания японского языка в России и преподавания русского языка в Японии. По данным Japan Foundation, организации, продвигающей японский язык и культуру во всем мире, всего 8650 человек изучали японский язык в России в 2015 году по сравнению с 11 401 в 2012 году. Для сравнения: в 2019 году китайский язык изучали около 56 000 россиян. Количество людей, сдавших тест на знание японского языка (JLPT) в России, может служить еще одним показателем популярности японского языка в стране: в июле 2019 года экзамен сдали 1190 человек по сравнению с 685 японцами, которые сдали эквивалентный экзамен на знание русского языка в октябре 2019 года.

Немаловажную роль сыграло развитие авиасообщения с Японией.

Рисунок 6. Регулярное авиасообщение между Россией и Японией

Источник: составлено авторами согласно данным Японской национальной туристской организации (JNTO) [8].

Из рисунка 6 мы можем увидеть регулярное прямое авиасообщение с Японией. На 2019 год Россией поддерживается тенденция снижения тарифов на авиаперевозки, а также увеличение авиакомпаний на рынке и полетных частот. На сегодняшний день Приморский край имеет прямое авиасообщение с такими городами Японии, как Саппоро, Токио и Осака. А рынок авиакомпаний насчитывает 5 компаний, включая японские: Japan Airlines (JAL), All Nippon Airways (ANA), «Аэрофлот», S7 Airlines, «Аврора».

На протяжении двух-трех последних лет спрос на круизы по Японии устойчиво рос. Этому во многом способствовало открытие посадки/высадки в порту Владивостока крупными круизными компаниями [4]. Впервые в истории Приморского края в 2021 году планируется запуск круиза, начинающегося и заканчивающегося во Владивостоке с заходом в порты Республики Корея и Японии.

Рисунок 7. Маршрут круиза из Владивостока на 2021 год

Источник: составлено авторами.

На рисунке 7 наглядно представлен маршрут круизов, запланированных на лето 2021 года из Владивостока и оканчивающихся также во Владивостоке.

В связи с пандемией проведение круиза стояло под вопросом, но благодаря усилиям правительства Приморского края и участников туротрасли региона маршрут состоится в 2021 году с некоторыми изменениями. Претерпели изменения маршрут и сам лайнер, в то же время увеличено количество круизов, начинающихся и заканчивающихся во Владивостоке.

Согласно предварительным данным, в 2020 году предполагалось, что из портов Китая, Японии и Кореи в столицу Приморья прибудут 15 лайнеров. В том числе был запланирован заход судна в качестве флотеля для Восточного экономического форума.

Запланированы круизы из Владивостока, оканчивающиеся в таких портах Японии, как Фукуока, Канадзава и Тояма.

Дополнительным фактором развития российско-японских отношений является проведение в Токио Олимпиады в 2021 году. Ежегодно спортивные мероприятия привлекают миллионы туристов со всего мира, в том числе и из России, способствуя межкультурному взаимодействию жителей разных стран. Повышается популярность самого города. Туристов привлекают площадки для проведения соревнований, которые становятся популярными и в последующие годы как олимпийские объекты.

Заключение

Таким образом, можно отследить определенные тенденции в развитии российско-японских отношений на 2020 год:

– увеличение количества путешественников в связи с облегчением визового режима;

– увеличение количества японских авиакомпаний на рынке России;

– снижение тарифов на авиаперевозки в связи с появлением новых рейсов и увеличением полетных частот;

– рост повторных визитов России японскими туристами и Японии – российскими;

– увеличение популярности морских круизов;

– повышение туристов, путешествующих с целью образования;

– рост количества путешественников со средними доходами;

– восстановление продаж туров в Японию региональными турагентствами (европейская часть России);

Перспективы российского рынка на 2020–2021 годы:

– начало полетов японских перевозчиков на Дальнем Востоке России (2020 г.);

– улучшение линейки региональных продуктов (регионы Кансай, Хоккайдо, Хокурику-Синъэцу);

– тенденция перехода от экскурсионного туризма к креативно-тематическому;

– все большее снижение тарифов на перелеты в Японию;

– увеличение популярности лыжных туров;

– вероятность появления новых региональных маршрутов между Россией и Японией.

Таким образом, российско-японские отношения в сфере туризма имеют высокий потенциал для дальнейшего развития. Владивосток для японского туриста – это первый европейский город, благодаря чему с каждым годом растет число прибытий из Японии. Поэтому разработка новых программ для туристов поспособствует быстрому восстановлению туристской отрасли и сопутствующих сфер экономики, расширению российско-японских отношений в рамках туристского обмена и сближению двух культур.


Источники:

1 Тимонина И. Л. Россия — Япония: реальный потенциал экономического взаимодействия //Японские исследования. 2016. № 1. С. 20–31.
2 JTB Tourism Research and Consulting Co. Tourism Statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tourism.jp/en/tourism-database/stats/ (дата обращения: 9.11.2020)
3 Japan Online Media Center. Japan Tourism Business Resources. [Электронный ресурс]. URL: https://business.jnto.go.jp/ (дата обращения: 8.11.2020)
4 Russia in Global Affairs/ Japan and the Development of the Russian Far East. [Электронный ресурс]. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/japan-and-the-development-of-the-russian-far-east/ (дата обращения: 8.11.2020)
5 Осама Али Маер, Мун Д.В., Фатма Джиха Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – doi: 10.18334/eo.10.4.111083.
6 Ян Цзюньдун, Российско-японские торгово-экономические отношения: положение и перспективы // Власть и Экономика – 2016. – №9. – с. 114-116.
7 Кульгачев И.П., Лепешкин В.А., Мантейфель Е.А. Туристские обмены России и стран Восточной Азии: Состояние и перспективы развития // Международная торговля и торговая политика – 2017. - №1 (9). – с. 38-39.
8 Japan National Tourism Organization (JNTO). Японская национальная туристская организация. [Электронный ресурс]. URL: https://visitjapan.ru/ (дата обращения: 5.11.2020)
9 Официальный сайт Администрации Приморского края. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php
10 Костюченко И.Г. Некоторые вопросы экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 81-94. – doi: 10.18334/eo.8.1.38763.
11 Дробот Е.В., Немчинов В.М., Шарипова Р.М. Рецензия на ежегодник «Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура. Том 1» / Гл. ред. д.п.н. Сидорова Г.М., отв. ред. к.и.н. Николаев В.П., Захарьев Я.О., М.: Издательство «ОнтоПринт», 2019 // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 1501-1506. – doi: 10.18334/eo.9.2.40791.
12 Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – doi: 10.18334/eo.10.4.111142
13 Яковчук А.А. Оценка эффективности региональной политики в сфере туризма // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 3103-3114. – doi: 10.18334/eo.9.4.41232.
14 Кузнецова О. П., Косьмин А.Д., Кузьменко А. А., Кузнецов В. В., Кузнецова С. В., Самохвалова О.М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 2165-2178. – doi: 10.18334/eo.9.3.40705.
15 Кривко А.С. Перспективы развития туризма между Россией и Японией // Экономические науки – 2018. – №4 (6) – с. 973-975.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:59:54