Синяя экономика как фактор стратегического развития экономики России в современных условиях
Кокурина А.Д.1, Монастырский Д.И.2
1 Школа финансов научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2 Банк России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Кокурина А.Д., Монастырский Д.И. Синяя экономика как фактор стратегического развития экономики России в современных условиях // Экономика и социум: современные модели развития. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 263-270. – doi: 10.18334/ecsoc.12.4.116990.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52305219
Аннотация:
В статье рассматривается развитие концепции синей экономики в международном экономико-государственном и академическом пространстве. Рассмотрены действия развитых экономик по оценке вклада деятельности на море и в прибрежных зонах в ВВП. Кроме того, рассмотрены актуальные предпосылки развития отраслей синей экономики России для внутреннего потребления и увеличения экономической кооперации со странами БРИКС.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивое финансирование, синие облигации, международные финансовые институты, банки развития
JEL-классификация: F3, F65, P33, P45
Несмотря на то, что рынок зеленых облигаций в России с каждым годом набирает все больше оборотов, рынок облигаций, направленных на финансирование проектов синей экономики, все еще находится в процессе образования. Финансирование проектов синей экономики также пока отстает в процентном соотношении и от других коммерческих инициатив. Например, из всех 18 проектов на территории России, финансируемых Новым банком развития БРИКС, только 5 относятся к проектам синей экономики. [1] Однако, учитывая объем возобновляемых водных ресурсов России [2] и площадь прибрежных зон, можно с уверенностью обозначить синюю экономику в качестве одного из ключевых внутренних ресурсов для развития экономики России.
Концепция синей экономики часто ассоциируется и с экологическими показателями [4], и со стейкхолдерами. Однако если внимательно изучить развитие концепции синей экономики и терминов, в определенные периоды к ней относящихся, то становится очевидно, что синяя экономика относится как к жизненно необходимой хозяйственной деятельности, так и к развитию таких важных вспомогающих компонент, как экологические показатели и развитие местных сообществ. Синяя экономика является современной интерпретацией термина «морской сектор экономики» (marine economy), к которой в основном относились морские природные ресурсы. Однако уже начали выходить исследования [5] (Cruikshank, 1992), авторы которых начали включать показатели деятельности портов, связанных с ними экспорта и импорта, и развитие туризма.
Экономические исследования, вышедшие после 1960-х годов, уже включали в понятие морской экономики полноценную экономическую деятельность на море: судоходство, транспорт, судостроение и ремонт судов (maritime economy) [6] (Colgan, 2013). В 1972 году Бюро экономического анализа США сделало первые шаги по подсчету удельного веса от морской экономической деятельности в валовом внутреннем продукте, а в 2004 году Чарльз Колган провел анализ не только морской экономики, или экономики океана (ocean economy), но и прибрежных зон США (coastal economy) [7] (Joroff, 2009). Таким образом, прослеживается постепенное понимание того, что экономическая деятельность в морских водах во многом связана с экономической деятельностью в прибрежных районах.
В 2009 году термин синяя экономика (blue economy) впервые прозвучал в Сенатском комитете по торговле, науке и транспорту США, признавая роль экономики, связанной с морем и прибрежными зонами, для экономического развития. В том же году на Международном симпозиуме, посвященном Инициативе синей экономики, обозначили концепцию устойчивого использования океана как принцип бережного отношения к окружающей среде и как возможность оценки, насколько бизнес-модели и новые технологии могут отвечать экономическим и природным условиям, способствуя устойчивому использованию ресурсов [8] (Pauli, 2010). Начиная с 2009 года термин синяя экономика официально закрепился, хотя термины, упомянутые выше, также используются в профессиональной среде, официальных документах и исследованиях [9] (Michelle Voyer, Genevieve Quirk, Alistair McIlgorm, Kamal Azmi, 2018).
Примечательно, что если раньше концепция устойчивого использования природных ресурсов предполагала сокращение использования традиционных методов и ресурсов, например нефтегазовой добычи и использования недр [10], то сегодня можно наблюдать поддержку со стороны местных стейкхолдеров [11]. Получается, что при использовании новейших технологий эти традиционные отрасли могут приводить к развитию удаленных районов России. Таким образом, можно сказать, что полноценное развитие сектора синей экономики неразрывно связано с исследованиями и разработками российского высокотехнологичного сектора.
По данным опроса, проведенного в 2021 году «АлeксПартнерс» среди 3 тыс. топ-менеджеров крупных компаний в девяти отраслях, основными причинами для беспокойства были выделены технологическое отставание и возможность конкурировать с бизнес-моделями. Этот опрос был проведен до февраля 2022 года, когда для российских компаний фактически прекратился доступ к рынкам капитала и западным технологиям на фоне общего подрыва операционной и инвестиционной деятельности. Очевидно, что сегодня вопросы выживаемости российских компаний, в особенности высокотехнологичного сектора, и экономики в целом являются ключевыми. Одним из движущих факторов сохранения и наращивания конкурентоспособности российской экономики должны стать международное сотрудничество со странами БРИКС и внутренний ресурс российской экономики – синяя экономика. Отрасли синей экономики могут благоприятствовать развитию высокотехнологичного сектора как на местном, так и на уровне страны. Это поддержит местных предпринимателей, увеличит рабочие места, в том числе и для специалистов в области цифровых технологий.
В Китае морской сектор (измеряемый как валовой морской продукт, или Gross Ocean Product) стабильно рос в среднем по 7,48% в период с 2011 года до начала пандемии в 2020 году и стал одним из важнейших факторов роста китайской экономики в целом, достигнув 9–10% от общего ВВП [12] (Kedong, Liu, Zhang, Huang, Li, Lv, Su, Zhang,, 2022).
В Индии сектор синей экономики составляет примерно 4% от ВВП страны, но с растущей ролью Индии в международном судоходстве и торговых путях можно ожидать роста вклада синей экономики в экономический рост Индии [13]. В Бразилии общий объем экономической деятельности в прибрежных и морских зонах составил 19% от ВВП [14] (Gerhardinger, Martins de Andrade, Ribeiro Corrêa, Turra, 2020).
В представленной таблице сформулированы некоторые цели, задачи и действия, которые могут быть применимы в разработке планов развития и сотрудничества.
Цели
|
Задачи
|
Продвижение морских путей
|
Развитие
инфраструктуры морских путей
Улучшение морской навигации
Сбор и анализ информации о морской коммерческой деятельности
|
Продвижение продукции морского промысла
|
Продвижение
российских морепродуктов
Контроль за законностью рыбного промысла
Культивирование отечественные аквакультур
|
Расширение
предложений и возможностей для туризма и отдыха в прибрежных зонах
|
Увеличение
спектра услуг
Улучшение состояния прибрежных зон
|
Повышение
устойчивости и адаптации прибрежных и морских зон
|
Увеличение
исследований отраслей, связанных с синей экономикой
Коммуникации разработок и возможностей в доступном формате для населения
Структуризация моделей управления отраслями синей экономики в каждом регионе
|
Заключение
В такой ситуации логичен вопрос, насколько повестка целей устойчивого развития остается релевантной для российской экономики. Если рассматривать тему ESG и устойчивого развития только с позиции бренд-маркетинга, ориентированного на все новые и новые тренды, то действительно, тема устойчивого развития кажется избитой. Однако с позиции крупных инвестиционных проектов, реализация и окупаемость которых в среднем может занимать 5–7 лет, устойчивое развитие – это необходимый курс действий, который нам полностью предстоит освоить. Ввиду удаленности и масштабности проектов развитие синей экономики потребует значительных инвестиций. Необходимость в привлечении ответственного финансирования, в том числе с помощью синих облигаций, может сблизить Россию с другими странами БРИКС. В этой ситуации у России есть возможность не просто следовать мировым тенденциям устойчивой экономики и быть ведомой, а быть лидирующей экономикой.
Источники:
2. См Список 173 стран мира по объему общих возобновляемых водных ресурсов. Statdata.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru.
3. Репорт Концепции «синей экономики» Минэкономразвития России
4. Leszczycki “Marine economy of Poland 1945-1975”
5. Cruikshank K. The intercolonial railway, freight rates, and the maritime economy // Acadiensis. – 1992. – № 1. – p. 87-110.
6. Colgan C.S. The ocean economy of the United States: measurement,distribution, & trends // Ocean & Coastal Management. – 2013. – p. 334-343. – doi: 10.1016/j.ocecoaman.2012.08.018.
7. Joroff M. The Blue Economy: Sustainable industrialization of the oceans [at] Proceedings // In International Symposium on Blue Economy Initiative for Green Growth, Massachussets Institute of Technology and Korean Maritime Institute. Seoul, Korea, 2009.
8. Pauli G The blue economy: 10 years, 100 innovations, 1000 million jobs. Paradigm Publication. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=aJ3HZD1H7ZsC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false.
9. Michelle Voyer, Genevieve Quirk, Alistair McIlgorm, Kamal Azmi Shades of blue: what do competing interpretations of the blue economy mean for oceans’ governance? // Journal of Environmental Policy and Planning. – 2018. – № 5. – p. 595-616.
10. Конференция Ассоциации нефтегазодобывающих компаний Аляски прошедшую в сентябре 2022. Alaska: America’s Key to Energy Independence. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akbizmag.com.
11. Страшнее пандемии коронавируса. Что тревожит глав крупнейших компаний от 23 июня 2022. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5423974.
12. Kedong Y., Liu Z., Zhang C., Huang S., Li J., Lv L., Su X., Zhang, R. Analysis and forecast of marine economy development in China // Marine Economics and Management. – 2022. – № 1. – p. 1-33. – doi: 10.1108/MAEM-10-2021-0009.
13. Importance of india’s blue economy. Ibef.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/blogs/importance-of-india-s-blue-economy.
14. Gerhardinger L., Martins de Andrade M., Ribeiro Corrêa M., Turra A. Crafting a sustainability transition experiment for the brazilian blue economy // Marine Policy. – 2020. – p. 104157. – doi: 10.1016/j.marpol.2020.104157.
15. Joint Research Centre, Addamo, A., Calvo Santos, A., Carvalho, N., et al. The EU Blue Economy Report. 2021. Publications Office of the European Union. Publications Office of the European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/0b0c5bfd-c737-11eb-a925-01aa75ed71a1.
16. Кокурина А.Д., Монастырский Д.И. Деятельность международных финансовых институтов по стимулированию «синего» финансирования // Образование и наука в России и за рубежом. – 2021. – № 12(88). – c. 237-242.
17. Wickberg E. Early Chinese Economic Influence in the Philippines, 1850–1898. Kuscholarworks.ku.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/1072/CEAS.1962.n3.pdf;sequence=1.
18. Li Y., Zhang S. Relationship between environmental information disclosure and cost of equity of listed companies in China's marine industry // Journal of Coastal Research. – 2019. – № 1. – c. 42-45. – doi: 10.2112/SI98-011.1.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:37:40