Синяя экономика как фактор стратегического развития экономики России в современных условиях
Кокурина А.Д.1
, Монастырский Д.И.2
1 Школа финансов научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2 Банк России
Скачать PDF | Загрузок: 52
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52305219
Аннотация:
В статье рассматривается развитие концепции синей экономики в международном экономико-государственном и академическом пространстве. Рассмотрены действия развитых экономик по оценке вклада деятельности на море и в прибрежных зонах в ВВП. Кроме того, рассмотрены актуальные предпосылки развития отраслей синей экономики России для внутреннего потребления и увеличения экономической кооперации со странами БРИКС.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивое финансирование, синие облигации, международные финансовые институты, банки развития
JEL-классификация: F3, F65, P33, P45
Несмотря на то, что рынок зеленых облигаций в России с каждым годом набирает все больше оборотов, рынок облигаций, направленных на финансирование проектов синей экономики, все еще находится в процессе образования. Финансирование проектов синей экономики также пока отстает в процентном соотношении и от других коммерческих инициатив. Например, из всех 18 проектов на территории России, финансируемых Новым банком развития БРИКС, только 5 относятся к проектам синей экономики. [1] Однако, учитывая объем возобновляемых водных ресурсов России [2] и площадь прибрежных зон, можно с уверенностью обозначить синюю экономику в качестве одного из ключевых внутренних ресурсов для развития экономики России.
Концепция синей экономики часто ассоциируется и с экологическими показателями [4], и со стейкхолдерами. Однако если внимательно изучить развитие концепции синей экономики и терминов, в определенные периоды к ней относящихся, то становится очевидно, что синяя экономика относится как к жизненно необходимой хозяйственной деятельности, так и к развитию таких важных вспомогающих компонент, как экологические показатели и развитие местных сообществ. Синяя экономика является современной интерпретацией термина «морской сектор экономики» (marine economy), к которой в основном относились морские природные ресурсы. Однако уже начали выходить исследования [5] (Cruikshank, 1992), авторы которых начали включать показатели деятельности портов, связанных с ними экспорта и импорта, и развитие туризма.
Экономические исследования, вышедшие после 1960-х годов, уже включали в понятие морской экономики полноценную экономическую деятельность на море: судоходство, транспорт, судостроение и ремонт судов (maritime economy) [6] (Colgan, 2013). В 1972 году Бюро экономического анализа США сделало первые шаги по подсчету удельного веса от морской экономической деятельности в валовом внутреннем продукте, а в 2004 году Чарльз Колган провел анализ не только морской экономики, или экономики океана (ocean economy), но и прибрежных зон США (coastal economy) [7] (Joroff, 2009). Таким образом, прослеживается постепенное понимание того, что экономическая деятельность в морских водах во многом связана с экономической деятельностью в прибрежных районах.
В 2009 году термин синяя экономика (blue economy) впервые прозвучал в Сенатском комитете по торговле, науке и транспорту США, признавая роль экономики, связанной с морем и прибрежными зонами, для экономического развития. В том же году на Международном симпозиуме, посвященном Инициативе синей экономики, обозначили концепцию устойчивого использования океана как принцип бережного отношения к окружающей среде и как возможность оценки, насколько бизнес-модели и новые технологии могут отвечать экономическим и природным условиям, способствуя устойчивому использованию ресурсов [8] (Pauli, 2010). Начиная с 2009 года термин синяя экономика официально закрепился, хотя термины, упомянутые выше, также используются в профессиональной среде, официальных документах и исследованиях [9] (Michelle Voyer, Genevieve Quirk, Alistair McIlgorm, Kamal Azmi, 2018).
Примечательно, что если раньше концепция устойчивого использования природных ресурсов предполагала сокращение использования традиционных методов и ресурсов, например нефтегазовой добычи и использования недр [10], то сегодня можно наблюдать поддержку со стороны местных стейкхолдеров [11]. Получается, что при использовании новейших технологий эти традиционные отрасли могут приводить к развитию удаленных районов России. Таким образом, можно сказать, что полноценное развитие сектора синей экономики неразрывно связано с исследованиями и разработками российского высокотехнологичного сектора.
По данным опроса, проведенного в 2021 году «АлeксПартнерс» среди 3 тыс. топ-менеджеров крупных компаний в девяти отраслях, основными причинами для беспокойства были выделены технологическое отставание и возможность конкурировать с бизнес-моделями. Этот опрос был проведен до февраля 2022 года, когда для российских компаний фактически прекратился доступ к рынкам капитала и западным технологиям на фоне общего подрыва операционной и инвестиционной деятельности. Очевидно, что сегодня вопросы выживаемости российских компаний, в особенности высокотехнологичного сектора, и экономики в целом являются ключевыми. Одним из движущих факторов сохранения и наращивания конкурентоспособности российской экономики должны стать международное сотрудничество со странами БРИКС и внутренний ресурс российской экономики – синяя экономика. Отрасли синей экономики могут благоприятствовать развитию высокотехнологичного сектора как на местном, так и на уровне страны. Это поддержит местных предпринимателей, увеличит рабочие места, в том числе и для специалистов в области цифровых технологий.
В Китае морской сектор (измеряемый как валовой морской продукт, или Gross Ocean Product) стабильно рос в среднем по 7,48% в период с 2011 года до начала пандемии в 2020 году и стал одним из важнейших факторов роста китайской экономики в целом, достигнув 9–10% от общего ВВП [12] (Kedong, Liu, Zhang, Huang, Li, Lv, Su, Zhang,, 2022).
В Индии сектор синей экономики составляет примерно 4% от ВВП страны, но с растущей ролью Индии в международном судоходстве и торговых путях можно ожидать роста вклада синей экономики в экономический рост Индии [13]. В Бразилии общий объем экономической деятельности в прибрежных и морских зонах составил 19% от ВВП [14] (Gerhardinger, Martins de Andrade, Ribeiro Corrêa, Turra, 2020).
В представленной таблице сформулированы некоторые цели, задачи и действия, которые могут быть применимы в разработке планов развития и сотрудничества.
|
Цели
|
Задачи
|
|
Продвижение морских путей
|
Развитие
инфраструктуры морских путей
Улучшение морской навигации
Сбор и анализ информации о морской коммерческой деятельности
|
|
Продвижение продукции морского промысла
|
Продвижение
российских морепродуктов
Контроль за законностью рыбного промысла
Культивирование отечественные аквакультур
|
|
Расширение
предложений и возможностей для туризма и отдыха в прибрежных зонах
|
Увеличение
спектра услуг
Улучшение состояния прибрежных зон
|
|
Повышение
устойчивости и адаптации прибрежных и морских зон
|
Увеличение
исследований отраслей, связанных с синей экономикой
Коммуникации разработок и возможностей в доступном формате для населения
Структуризация моделей управления отраслями синей экономики в каждом регионе
|
Заключение
В такой ситуации логичен вопрос, насколько повестка целей устойчивого развития остается релевантной для российской экономики. Если рассматривать тему ESG и устойчивого развития только с позиции бренд-маркетинга, ориентированного на все новые и новые тренды, то действительно, тема устойчивого развития кажется избитой. Однако с позиции крупных инвестиционных проектов, реализация и окупаемость которых в среднем может занимать 5–7 лет, устойчивое развитие – это необходимый курс действий, который нам полностью предстоит освоить. Ввиду удаленности и масштабности проектов развитие синей экономики потребует значительных инвестиций. Необходимость в привлечении ответственного финансирования, в том числе с помощью синих облигаций, может сблизить Россию с другими странами БРИКС. В этой ситуации у России есть возможность не просто следовать мировым тенденциям устойчивой экономики и быть ведомой, а быть лидирующей экономикой.
Источники:
2. См Список 173 стран мира по объему общих возобновляемых водных ресурсов. Statdata.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru.
3. Репорт Концепции «синей экономики» Минэкономразвития России
4. Leszczycki “Marine economy of Poland 1945-1975”
5. Cruikshank K. The intercolonial railway, freight rates, and the maritime economy // Acadiensis. – 1992. – № 1. – p. 87-110.
6. Colgan C.S. The ocean economy of the United States: measurement,distribution, & trends // Ocean & Coastal Management. – 2013. – p. 334-343. – doi: 10.1016/j.ocecoaman.2012.08.018.
7. Joroff M. The Blue Economy: Sustainable industrialization of the oceans [at] Proceedings // In International Symposium on Blue Economy Initiative for Green Growth, Massachussets Institute of Technology and Korean Maritime Institute. Seoul, Korea, 2009.
8. Pauli G The blue economy: 10 years, 100 innovations, 1000 million jobs. Paradigm Publication. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=aJ3HZD1H7ZsC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false.
9. Michelle Voyer, Genevieve Quirk, Alistair McIlgorm, Kamal Azmi Shades of blue: what do competing interpretations of the blue economy mean for oceans’ governance? // Journal of Environmental Policy and Planning. – 2018. – № 5. – p. 595-616.
10. Конференция Ассоциации нефтегазодобывающих компаний Аляски прошедшую в сентябре 2022. Alaska: America’s Key to Energy Independence. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akbizmag.com.
11. Страшнее пандемии коронавируса. Что тревожит глав крупнейших компаний от 23 июня 2022. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5423974.
12. Kedong Y., Liu Z., Zhang C., Huang S., Li J., Lv L., Su X., Zhang, R. Analysis and forecast of marine economy development in China // Marine Economics and Management. – 2022. – № 1. – p. 1-33. – doi: 10.1108/MAEM-10-2021-0009.
13. Importance of india’s blue economy. Ibef.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/blogs/importance-of-india-s-blue-economy.
14. Gerhardinger L., Martins de Andrade M., Ribeiro Corrêa M., Turra A. Crafting a sustainability transition experiment for the brazilian blue economy // Marine Policy. – 2020. – p. 104157. – doi: 10.1016/j.marpol.2020.104157.
15. Joint Research Centre, Addamo, A., Calvo Santos, A., Carvalho, N., et al. The EU Blue Economy Report. 2021. Publications Office of the European Union. Publications Office of the European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/0b0c5bfd-c737-11eb-a925-01aa75ed71a1.
16. Кокурина А.Д., Монастырский Д.И. Деятельность международных финансовых институтов по стимулированию «синего» финансирования // Образование и наука в России и за рубежом. – 2021. – № 12(88). – c. 237-242.
17. Wickberg E. Early Chinese Economic Influence in the Philippines, 1850–1898. Kuscholarworks.ku.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/1072/CEAS.1962.n3.pdf;sequence=1.
18. Li Y., Zhang S. Relationship between environmental information disclosure and cost of equity of listed companies in China's marine industry // Journal of Coastal Research. – 2019. – № 1. – c. 42-45. – doi: 10.2112/SI98-011.1.
Страница обновлена: 30.08.2025 в 14:45:14
Download PDF | Downloads: 52
The blue economy as a factor of strategic development of the Russian economy in modern conditions
Kokurina A.D., Monastyrskiy D.I.Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Abstract:
The article examines a new type of sustainable development financing instrument - “blue” bonds. Actions of the world's leading financial institutions to promote this type of investment are considered. In addition, the current conditions for assigning the “blue” status to projects applying for this type of financing from international financial institutions were discussed.
Keywords: responsible finance, sustainable finance, blue bonds, international financial institutions, development banks
JEL-classification: F3, F65, P33, P45
