Синдицированное кредитование: новые вызовы

Ушанов А.Е.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576869

Аннотация:
В статье рассмотрена актуальность дальнейшего развития инструментов долгосрочного финансирования инвестиций в российскую экономику. Отмечены достоинства и недостатки инвестиционного кредита, выступающего в качестве такого инструмента. Проанализирована динамика реальных инвестиций в России и мире за последние годы. Раскрыты проблемы, сдерживающие развитие отечественного инвестиционного кредитования, одна из которых заключается в особенностях экономической модели Российской Федерации, при которой спрос на синдицированный кредит предъявлялся в основном предприятиями отраслей, связанных с добычей, первичной переработкой и транспортировкой сырья. Сформулированы причины невозможности функционирования рынка синдицированных кредитов в том виде, в каком он существовал до введения санкций, когда кредит организовывался в основном банками-нерезидентами, с привлечением зарубежного финансирования и с кредитованием в основном в иностранной валюте. Отмечены значимость и особенности организации процесса синдицированного кредитования в новых условиях. Выявлены резервы дальнейшего развития рынка российского синдицированного кредитования.

Ключевые слова: синдицированный кредит, инвестиционная активность, инвестиционный климат, кредитный синдикат

JEL-классификация: E22, E51, G11, H81, P45



Введение

Отход России от сырьевой модели развития и задача построения инновационной экономики предопределяют необходимость ускоренного развития такого инструмента долгосрочного финансирования инвестиций, как синдицированный кредит. До настоящего времени рынок отечественного синдицированного кредитования в силу ряда причин развит недостаточно, и характеризуется относительно небольшими объемами. Дефицит реальных инвестиций является важным фактором замедленной макроэкономической динамики. В связи с санкциями и уходом из страны ряда ведущих игроков рынок синдикации претерпевает серьезные изменения, поэтому стратегия его дальнейшего развития нуждается в коррективах.

Теоретической и методологической основой исследования послужили официальные нормативные документы и научные труды, содержащие вопросы теории и практики синдицированного кредитования. Теоретические и организационные основы синдицированного кредитования, вопросы развития российского и мирового рынка синдицированного кредита, проблемы формирования его нормативно-правовой базы в России нашли отражение в научных публикациях таких авторов как Тарасов А.А. [3, с. 57-62] [6, с. 50-54], [10, с. 56-59], Якубова Т.О. [8, с. 211-212], Балюк И.А. [5, с. 98-104], Сорокина И.О. [9, с. 117], Сологубов А.С. [11, с. 161-164], Горбунова О.А. [15, с. 2182-2200], Горбатко Е.С. [16, с. 1-9], Петрикова Е.М. [17, с. 58-68] и др., В работах дается сравнительная характеристика форм временной банковской консолидации, одна из которых – синдикат [9, с. 4]; приводятся типы сделок по привлечению международного финансирования с рынков инвестиционных кредитов, делается SWOT-анализ синдицированных кредитов, дается сравнительная характеристика синдицированного кредита и еврооблигация [3, с.59-60]; обосновывается тезис о том, что именно значительное сокращение инвестиций в основной капитал как главный драйвер роста – центральная причина начавшейся в 2013 г. стагнации российской экономики [4, с. 6]; высказывается мнение, что, несмотря на сокращение доли России в совокупном объеме мирового рынка синдицированных кредитов, российские частные компании и банки, имеющие доступ к международному синдицированному кредиту, будут и дальше пользоваться этим источником ресурсов [5. с. 102]; обращается внимание на отсутствие в законодательной базе детально проработанных схем юридической ответственности банков-участников друг перед другом и по отношению к заемщику, не ущемляющих их права [11, с. 163].

В то же время, проблемы развития синдицированного кредитования в новых условиях пока не нашли достаточно полного отражения в научной литературе.

Цель исследования – на основе анализа современного рынка синдицированного кредитования, используя литературные источники и эмпирические данные, выявить особенности и проблемы российского рынка, охарактеризовать его в условиях западных санкций, сформулировать ряд мер по дальнейшему развитию отечественного синдицированного кредитования в этих условиях.

Научная новизна состоит в новой трактовке главного фактора формирования спроса на синдицированный кредит в России - инвестиционной активности, фундаментом которой выступает инвестиционный климат в стране.

Авторская гипотеза состоит в том, что в условиях невозможности функционирования российского рынка синдицированных кредитов в том виде, в каком он существовал до 2022 года, поскольку этому препятствуют санкции и изменившийся характер взаимоотношений России с остальным миром, повышение эффективности данного рынка требует дополнительных мер со стороны государства – в плоскости как расширения активности на нем отечественных игроков, так и поисков компромисса с западными партнерами.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия, сравнение, обобщение научной литературы.

Синдицированный кредит: плюсы и минусы

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» поставлены задачи по ускорению экономического роста, отходу от сырьевой модели развития и построению инновационной экономики в достаточно сжатые сроки. Установлен целевой показатель - обеспечить к 2030 г. реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года [1]. В инвестициях нуждается восстановление многих собственных производств с целью замещения импорта. Кроме этого, в планах развития - запуск в течение ближайших двух лет индустриальных мегапроектов в целом ряде отраслей, прежде всего в обрабатывающей промышленности [2].

В этих условиях возрастает потребность в увеличении финансирования экономического развития, структурной перестройки российской экономики. Повышаются актуальность и практическая значимость развития инструментов долгосрочного финансирования инвестиций, к числу которых относится и синдицированный кредит.

Синдицированный кредит как заем, предоставляемый двумя или более банками на единых условиях в соответствии с подписанным всеми сторонами кредитным соглашением, распространен как в России, так и в международной практике. Предназначенный для развития бизнеса и реализации крупных инфраструктурных проектов, когда прибыль между банками распределяется пропорционально их вложениям, синдицированный кредит привлекателен для банков снижением рисков: выдача займа даже крупному заемщику с безупречной репутацией несет в себе риски, связанные, например, с изменением экономической ситуации настолько, что даже крупный бизнес может обанкротиться. Здесь же эти риски разделяются с другими кредитными организациями.

К недостаткам синдицированного кредита следует отнести длительный процесс оформления, более жесткие требования к заемщику, чем в стандартном корпоративном кредитовании, значительный объем дополнительных расходов, связанных с затратами на организацию синдиката и оформление сделки, а также на комиссионные вознаграждения организатору, агенту, букраннеру и другим участникам синдиката, и др. [3]. Несмотря на это, синдицированный кредит как эффективный инструмент привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на сегодняшний день имеет значительный потенциал развития, прежде всего при реализации крупных инвестиционных проектов.

Мировой и российский рынок синдикаций: генезис и современное состояние

Мировой рынок синдицированного кредита развивался с начала 1970-х гг., а в современном его виде – с 1990-х. По данным Банка международных расчетов, на синдицированные кредиты приходилось около 3/4 всего трансграничного финансирования нефинансовых корпораций в мире с начала 2000-х гг. Синдицированные кредиты широко используются в финансировании сделок по слиянию и поглощению, в экспортном и проектном финансировании.

В России первые сделки по синдицированному кредитованию российских заемщиков были проведены позже, с середины 1990-х годов, с началом формирования рыночной экономики и интеграции в мировую финансовую систему. Однако до настоящего времени этот рынок нельзя назвать развитым - в сравнении с другими странами он имеет незначительные объемы, оставаясь в контексте мирового рынка по-прежнему недостаточно развитым для того, чтобы конкурировать с ведущими игроками.

С начала 2000-х годов объемы синдицированного кредитования в России не превышали 2% к ВВП, в то время как в развитых странах, таких как США, Канада, Франция, Германия, его объемы составляют от 5 до 15% к ВВП и более (табл. 1). И если во многих государствах объемы таких сделок в последние два десятилетия устойчиво росли, в России аналогичной тенденции не наблюдалось.

Таблица 1 Норма накопления основного капитала, %% к ВВП

Страна
2000
2012
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Канада
6
11
13
13
14
14
14
8
15,8
США
11
10
10
11
12
12
13
8
11,2
ОАЭ
1
3
6
5
5
6
8
8
6
Франция
6
3
6
5
5
6
8
8
6
Германия
2
3
4
4
4
5
6
5
4,7
Китай
0
1
1
1
1
1
4
1
0,8
Индия
0,2
3
2
2
2
1
1
1
0,9
Россия
1,8
0,4
1,5
0,5
0,4
0,3
1,3
1,3
1,8

Источник: Рейтинг Всемирного банка стран мира по доле объемов синдицированного кредитования в ВВП [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/global-financial-development/Series/GFDD.DM.12# (дата обращения 20.10.2023)

Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. объем привлеченных российскими заемщиками синдицированных кредитов резко снизился, составив за весь 2009 г. всего 6,7 млрд долл. (в 2007 г. - 67 млрд долл.), но затем, начиная с 2010 г., их величина постепенно увеличивалась: в 2010 г. - 33,3 млрд долл., в 2011-м - 46,9 млрд, в 2012-м - 37,5 млрд, в 2013-м - 44,5 млрд. долл. [5]. Однако уже в 2014 г., в связи с обострением геополитической ситуации из-за событий на Украине и присоединением Крыма к России, она упала до 19,1 млрд долл., снизившись в сравнении с 2013 г. в два с лишним раза [5].

Показательны данные Всемирного банка о доле российских сделок на мировом рынке синдикаций в период с 2013 по 2019 гг. (табл. 2).

Таблица 2 Доля российских сделок на мировом рынке синдикаций (%%)

Год
Доля российских сделок, %%
2013
1,0
2014
0,2
2015
0,22
2016
0,27
2017
0,46
2018
0,49
2019
0,54

Источник: Доля российских сделок на мировом рынке синдикаций. Всемирный банк [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения 25.10.2023)

В 2020 г. общий объем российского рынка синдицированных кредитов составил более 11,7 млрд долларов [6] (в мире - 4 трлн долл.), в 2021 г., согласно рэнкингу Cbonds, - 39.2 млрд долларов [7].

Старые проблемы и новые вызовы

Развитие российского рынка синдицированного кредитования характеризуется рядом проблем экономического и организационно-правового характера (рис. 1); необходимо также учитывать особенности экономической модели Российской Федерации, при которой спрос на синдицированный кредит предъявлялся в основном предприятиями отраслей, связанных с добычей, первичной переработкой и транспортировкой сырья. Именно предприятия этих экспортно-ориентированных отраслей в основном

Скругленный прямоугольник: Экономические проблемы Скругленный прямоугольник: Организационно-правовые проблемы

Подпись: Неразвитость сделок M&A Подпись: Трудности поиска кредиторов, готовых принять на себя риски большого объема средств

Рисунок 1. Проблемы развития синдицированного кредитования в России

Источник: Составлено автором по данным [9], [10], [11].

и имели возможность привлекать синдицированные кредиты, предоставляемые преимущественно в иностранной валюте и с участием банков-нерезидентов. Кроме этого, значительная часть таких кредитов привлекалась не на инвестиционные цели, а на рефинансирование задолженности по облигационным займам и по ранее привлеченным корпоративным ссудам [8].

В 2022 г. российский рынок синдицированного кредитования претерпел серьезные изменения в связи с санкциями и уходом из страны ряда игроков. Иностранные платежные агенты попросту перестали распределять выплаты в отношении российских кредиторов, опасаясь вторичных санкций, особенно если среди российских кредиторов были банки, включенные в SDN-лист [1]. И если после введения санкций в 2014 г. активность нерезидентов на рынке синдицированного кредитования в России снижалась, то в результате новых санкций сократилась практически до нуля. Что касается отечественных игроков, то в первом полугодии 2022 г. он был представлен госкорпорацией ВЭБ. РФ и банком ВТБ с общим объемом сделок 2,3 млрд долларов [12]. Как отмечали по этому поводу в Банке России, после введения «беспрецедентных санкций … иностранные банки выходили из синдицированных кредитов, новые синдицированные кредиты с участием нерезидентов, соответственно, не организовывались» [13].

Стало очевидным, что рынок в том виде, в котором он существовал до 2022 года, когда синдицированный кредит организовывался в основном банками-нерезидентами, с привлечением зарубежного финансирования и с кредитованием в основном в иностранной валюте, а в качестве заемщиков выступали в основном крупные компании, занятые в секторах, связанных с добычей, первичной переработкой и экспортом сырья, в текущих условиях функционировать не может. Этому препятствуют санкции и изменившийся характер взаимоотношений России с остальным миром.

Организация кредитных синдикатов под руководством и при финансовом участии банков-нерезидентов стран, присоединившихся к санкциям, а именно они в значительной мере финансировали синдицированное кредитование в России до 2022 г., стало невозможно или

сопряжено со значительными издержками. При этом тенденция к уходу западных банков с российского рынка сформировалась задолго до 2022 г., а именно с 2014 года, после введения первых санкций и с началом замедления

макроэкономической динамики в экономике России; в 2022 г. этот процесс просто активизировался. Среди банков топ-30 по участию в синдицированном кредитовании числились такие банки с иностранным капиталом как Societe Generale, UniCredit, Citigroup, Commerzbank, Credit Agricole CIB, Credit Suisse, Deutsche Bank, JP Morgan, Barclays, ING Bank и другие. Многие из них ушли с российского рынка в свете событий 2022-2023 гг.

Новые условия – новые особенности синдицированного кредитования

Необходимо подчеркнуть, что в сегодняшних геополитических условиях синдицированное кредитование приобретает особую значимость; потребность в нем с резким ужесточением экономических санкций, введенных против России после начала СВО в 2022 г., только увеличилась. Прежние технологии привлечения долгосрочного финансирования на мировом финансовом рынке, в том числе и через облигационные займы либо в форме синдицированного кредита, в настоящее время не работают.

Новые условия определяют и новые особенности организации синдицированных кредитов, среди которых необходимо отметить следующие:

- кредитование преимущественно в рублях: важным является финансирование предприятий, ориентированных на внутренний, а не на внешний спрос, с доходами в основном в рублях, прежде всего, предприятий обрабатывающей промышленности;

- организация кредитных синдикатов российскими банками и ГК ВЭБ РФ как банком развития Российской Федерации, а не только банками-нерезидентами;

- кредитование не только наиболее крупных инфраструктурных долгосрочных проектов с участием системообразующих банков, но и привлечение к синдицированному кредитованию более мелких кредитных организаций, в том числе через развитие вторичного рынка синдицированного кредита.

Выступая в июне 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме, президент России В. Путин отметил, что «...речь идет о переходе на качественно новый уровень развития, о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночные конъюнктуры и учитывает спрос, а сама его формирует. Такая экономика, ее часто называют экономикой предложения, предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг". В этой связи представляется, что наиболее весомым фактором формирования спроса на синдицированный кредит в России является инвестиционная активность, фундаментом которой выступает инвестиционный климат в стране. Недостаточная инвестиционная активность, отражающая эффективность использования ресурсов для достижения целей функционирования экономической системы, как раз и является ключевой проблемой в российской экономике.

Необходимые меры по развитию рынка синдицированного кредитования

Создание благоприятного инвестиционного климата внутри страны и совершенствование инвестиционной политики России предполагает улучшение инфраструктуры, повышение качества правовой защиты инвесторов, уменьшение налоговой нагрузки на бизнес, снижение бюрократических барьеров. Очевидно также, что в ответ на санкции и дальше необходимо принимать меры по снижению зависимости от зарубежных инвестиций и развитию внутренних рынков капитала. Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением, что на долгосрочную перспективу такая стратегия может привести к замедлению экономического роста и ограничению доступа к новым технологиям и инновациям. Необходимо продолжать поиски компромисса с западными партнерами, развивать сотрудничество с другими странами и регионами, чтобы обеспечить стабильное экономическое развитие в будущем.

Государством предпринимаются определенные меры по повышению доступности рублевых синдицированных кредитов через создание механизмов синдицированного кредитования с господдержкой. Тем не менее, даже в рамках «Фабрики проектного финансирования» уровень льготных ставок по синдицированным кредитам на 2,5 процентных пункта выше ключевой ставки Банка России, а это выше среднего уровня рентабельности в реальном секторе российской экономики.

В дополнение к вышеназванным мерам, а также обобщая мнения, высказанные в публикациях на данную тему, сформулируем наиболее актуальные, на наш взгляд, меры по развитию рынка отечественного синдицированного кредитования:

- разработка российских стандартов синдицированного кредитования с учетом новых условий, в которых находится в настоящее время российская экономика, ее потребностей и санкционных ограничений, с использованием международного опыта;

- внесение изменений в Федеральный закон 486-ФЗ и другие нормативные документы в части расширения разрешенного перечня организаций-кредиторов, имея в виду крупные нефинансовые компании;

- изменение экономических нормативов Банка России в части ограничения крупных рисков для возможности привлечения более мелких банков к организации кредитных синдикатов;

- введение во всех законодательных документах возможности переуступки долга в синдикате банков в интересах развития вторичного рынка синдицированного кредитования;

- создание центров для обучения специалистов по синдицированному кредитованию [17];

- гарантии части проекта синдицированного кредитования со стороны государства или институтов развития, например ВЭБ. РФ.

Заключение

Резкое обострение в 2022-2023 гг. тенденции ухода с российского рынка банков-нерезидентов стран, присоединившихся к санкциям, с одной стороны, сделало невозможным функционирование отечественного рынка синдицированного кредитования в прежнем формате, а с другой – выявило особую значимость данного вида финансирования основного капитала в сегодняшних геополитических реалиях. В этих условиях как никогда актуальным является активизация государственных мер по повышению доступности рублевых синдицированных кредитов, расширение числа внутренних участников синдикации, поиск компромисса с западными партнерами.

[1] SDN-лист (SDN, Specially Designated Nationals – Специально Назначенные Лица) - черный список людей и организаций, с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено вести бизнес. Включение в SDN-лист означает для банка, в частности, заморозку его активов в США и запрет на расчеты в долларах с любыми американскими контрагентами. В 2023 году в SDN-лист находится 25 российских банков. К настоящему времени под западные санкции разной степени жесткости попали такие банки, как ВТБ, Промсвязьбанк, «Открытие», Совкомбанк, госкорпорация ВЭБ. РФ, банк «Россия», Новикомбанк, Сбербанк, Альфа-банк, Газпромбанк, МКБ и Россельхозбанк.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 22.10.2023).
2. Из выступления Председателя Правительства РФ М. Мишустина на Стратегической сессии по развитию промышленности. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/48412/ (дата обращения: 21.10.2023).
3. Тарасов А.А. Управленческий анализ инструментов привлечения международного финансирования // Управление. – 2020. – № 2. – c. 57-62. – doi: 10.26425/2309-3633-2020-2-57-62.
4. Аганбегян А.Г. От стагнации и кризиса – к социально-экономическому подъему // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. – 2021. – № 2(24). – c. 4-27. – doi: 10.33029/2411-8621-2021-7-2-4-27.
5. Балюк И.А. Мировой рынок синдицированных кредитов: современное состояние, структура и тенденции развития // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 4(94). – c. 98-104.
6. Тарасов А.А. Инвестбанки уходят в синдикаты // Национальный банковский журнал. – 2021. – № 3. – c. 50-54.
7. Рэнкинг организаторов синдицированных кредитов России и стран СНГ по итогам 2021 года. Cbonds.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbonds.ru/news/1551267/ (дата обращения: 27.10.2023).
8. Якубова Т.О. Проблемы рынка синдицированного кредитования // Colloquium Journal. – 2019. – № 26-9(50). – c. 211-212.
9. Сорокина И.О. Проблемы развития синдицированного кредитования в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2009. – № 16. – c. 242-250.
10. Тарасов А. Перспективы рынка синдицированного кредитования: взгляд китайского банка // Cbonds Review. – 2020. – № 1. – c. 56-59.
11. Сологубов А.С. Недостатки и проблематика сложившейся в России нормативно-правовой базы организации синдицированного кредитования // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 4(52). – c. 161-164.
12. РФ стал лидером в рейтинге организаторов синдицированных кредитов в России и СНГ по итогам первого полугодия 2022 года. Вэб. [Электронный ресурс]. URL: https://вэб.рф/press-tsentr/52900/. 01.07.2022 (дата обращения: 15.10.2023).
13. Обзор финансовой стабильности за IV кв. 2022, I квартал 2023 года. Аналитический материал Банка России. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/44007/4q_2022_1q_2023.pdf (дата обращения: 24.10.2023).
14. Выступление В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/18038125 (дата обращения: 27.10.2023).
15. Горбунова О.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций // Российское предпринимательство. – 2018. – № 8. – c. 2185-2200. – doi: 10.18334/rp.19.8.39262.
16. Горбатко Е.С. Инвестиционная политика Российской Федерации: влияние санкций // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 3. – c. 1-9.
17. Петрикова Е.М., Кудряшова М.В. Особенности синдицированного кредитования как нового инструмента на российском рынке капиталов // Банковское дело. – 2019. – № 5. – c. 58-68.

Страница обновлена: 22.11.2024 в 12:41:56