Проблемы формирования современного инновационного бизнеса на рынке синтетических моющих средств

Керимова М.Д.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (61), Январь 2012

Цитировать:
Керимова М.Д. Проблемы формирования современного инновационного бизнеса на рынке синтетических моющих средств // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 52-56.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310480

Аннотация:
Отмечается важность различного опыта государственного регулирования инновационной деятельности, выделяются три типа модели научно-инновационного развития стран. Азербайджан относится к четвертому типу, где научно-инновационное развитие осуществляется весьма высокими темпами. Государство содействует развитию новых прогрессивных секторов экономики, способствует организации нового бизнеса – инновационного.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, рынок синтетических моющих средств, стратегия инноваций, концептуальные направления



Инновационная экономика обладает наивысшей сопротивляемостью по отношению к неблагоприятным для нее внешним факторам и отличается новыми методами государственного регулирования. Государство заинтересовано в стимулировании создания развитых факторов, улучшении качества внутреннего спроса, оно содействует развитию новых прогрессивных секторов экономики, поддерживает внутриотраслевую конкуренцию.

Важным условием перехода на более высокую стадию конкурентоспособности является способность к организации нового бизнеса, коим является именно инновационный бизнес. Его формирование происходит и на рынке синтетических моющих средств Азербайджанской Республики.

Зарубежный опыт

Заслуживает внимания изучение зарубежного опыта государственного регулирования инновационной деятельности [2]. В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития [3]:

1) страны, ориентированные на лидерство в науке, на реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла (США, Англия, Франция);

2) страны, ориентированные на распространение нововведений, на создание благоприятной инновационной среды, на рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3) страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости и достижения мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Четвертым типом модели научно-инновационного развития мы бы включили те страны, которые развиваются весьма высокими темпами и находятся на стадии разработки крупных инновационных проектов. К их числу можно отнести и Азербайджанскую Республику.

Концепция регионального развития инновационной деятельности базируется на основных принципах государственной политики.

Потенциал заложен в стратегии

Представление об основных системах и факторах, составляющих основу экономического роста инновационного типа, позволяет сформулировать модель региональной инновационной политики и выявить характер взаимозависимости и взаимообусловленности между составляющими ее элементамиприменительно к рынку синтетических моющих средств (табл.1).

Таблица 1

Модель инновационной политики и факторный анализ основных инновационных систем рынка синтетических моющих средств [4]

Именно знания наряду с материальными, природными, трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации инновационных проектов, освоения новых технологий и получения наукоемкой продукции, составляют основное содержание инновационного потенциала, включая и рынок синтетических моющих средств.

Степень использования инноваций во многом определяется тем, в какой степени инноватор проявляет свою предпринимательскую способность и в какой степени развиты элементы среды поддержки инновационной деятельности.

К основным и решающим экономическим факторам, препятствующим инновациям на промышленных предприятиях, включая предприятия по выпуску синтетических моющих, средств относятся:

• недостаток собственных денежных средств;

• недостаточность финансовой поддержки государства;

• низкий платежеспособный спрос на новую продукцию;

• высокая стоимость нововведений;

• высокий экономический риск и др.

Среди производственных факторов можно выделить:

• низкий инновационный потенциал фирмы;

• недостаток информации о новых технологиях;

• недостаток возможностей для кооперирования с другими фирмами и другие.

Основными положениями и концептуальными направлениями инновационной стратегии организаций, включая предприятия по производству синтетических моющих средств, можно представить следующим образом [5]:

1. Центр тяжести в экономической стратегии необходимо перенести на базисные инновации, на подготовку и реализацию технологического прорыва в тех узких сферах, где есть предпосылки для освоения рыночных ниш, производства товаров и услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

2. Исходя из указанного выше критерия и стандартного для рыночной экономики критерия рентабельности, окупаемости инвестиций формируется портфель инновационных программ, подлежащих первоочередному освоению на республиканском, региональном и межрегиональном уровнях.

3. Представляется целесообразным объединение наиболее перспективных инновационных программ в республиканскую инновационную программу.

4. Потребуется поиск эффективных целевых организационных форм для осуществления инновационных программ. В развитых странах для этого активно используются венчурные фонды.

5. Актуальной задачей является правовое обеспечение инновационной деятельности. Думается, что в ближайшее время данная ниша будет заполнена.

6. Немаловажным фактором развития и реализации стратегии технологического прорыва является формирование профессионального инновационного менеджмента.

Первостепенное значение

На современном этапе развития экономики Азербайджанской Республики венчурный капитал и трансферт технологий приобретают первостепенное значение в инновационном бизнесе.

Итак, можно заключить, что:

• только на основе крупномасштабного освоения высоких технологий современного, пятого технологического уклада представляется возможным повышение конкурентоспособности отечественной продукции синтетических моющих средств;

• развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры поможет повышению доходов ученых, инженеров и квалифицированных рабочих;

• освоение базисных инноваций и трансферта технологий поможет сохранению единого технологического пространства в рамках СНГ.

К важным концептуальным направлениям развития инновационной деятельности можно отнести и анализ эффективности компаний по производству синтетических моющих средств. К этим направлениям анализа можно отнести:

• анализ обоснованности идеи и структуры проблем;

• анализ рационализации структуры организации;

• анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;

• анализ финансового и материально-технического обеспечения фирмы;

• анализ качества нормативно-методического обеспечения фирмы;

• анализ информационного обеспечения фирмы;

• анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных подходов менеджмента;

• анализ использования конкурентных преимуществ фирмы;

• анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;

• анализ качества экспертизы проектов;

• анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности;

• анализ системы мотивации инновационной деятельности [6].

К основным этапам анализа эффективности инновационной деятельности относятся:

• выявление проблемы и задач анализа;

• разработка проекта программы анализа;

• выбор методов выполнения работ;

• сбор и обработка необходимой экономической информации;

• проведение анализа по системе показателей;

• подготовка, согласование и утверждение результатов о проделанной работе;

• принятие мер по результатам анализа.

ВыводК сожалению, рассмотренному направлению в республике не уделяется должного внимания. По нашемумнению, основную роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.


Источники:

1. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран [Текст]. – СПб. Изд-во Михайлова В.А., 2001.
2. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]. – М.: Интел-Синтез, 2000.
3. Инновационный менеджмент [Текст] / Под ред. П.Н. Завлина и др. – СПб, Наука, 1997.
4. Минниханов Р.Н. и др. Инновационный менеджмент в АПК [Текст]. – М. МСХА, 2003.
5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент [Текст]. – М.: Дашков и К, 2002.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:34:53