Проблемы формирования современного инновационного бизнеса на рынке синтетических моющих средств
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (61), Январь 2012
Цитировать:
Керимова М.Д. Проблемы формирования современного инновационного бизнеса на рынке синтетических моющих средств // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 52-56.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310480
Аннотация:
Отмечается важность различного опыта государственного регулирования инновационной деятельности, выделяются три типа модели научно-инновационного развития стран. Азербайджан относится к четвертому типу, где научно-инновационное развитие осуществляется весьма высокими темпами. Государство содействует развитию новых прогрессивных секторов экономики, способствует организации нового бизнеса – инновационного.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, рынок синтетических моющих средств, стратегия инноваций, концептуальные направления
Инновационная экономика обладает наивысшей сопротивляемостью по отношению к неблагоприятным для нее внешним факторам и отличается новыми методами государственного регулирования. Государство заинтересовано в стимулировании создания развитых факторов, улучшении качества внутреннего спроса, оно содействует развитию новых прогрессивных секторов экономики, поддерживает внутриотраслевую конкуренцию.
Важным условием перехода на более высокую стадию конкурентоспособности является способность к организации нового бизнеса, коим является именно инновационный бизнес. Его формирование происходит и на рынке синтетических моющих средств Азербайджанской Республики.
Зарубежный опыт
Заслуживает внимания изучение зарубежного опыта государственного регулирования инновационной деятельности [2]. В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития [3]:
1) страны, ориентированные на лидерство в науке, на реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла (США, Англия, Франция);
2) страны, ориентированные на распространение нововведений, на создание благоприятной инновационной среды, на рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3) страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости и достижения мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Четвертым типом модели научно-инновационного развития мы бы включили те страны, которые развиваются весьма высокими темпами и находятся на стадии разработки крупных инновационных проектов. К их числу можно отнести и Азербайджанскую Республику.
Концепция регионального развития инновационной деятельности базируется на основных принципах государственной политики.
Потенциал заложен в стратегии
Представление об основных системах и факторах, составляющих основу экономического роста инновационного типа, позволяет сформулировать модель региональной инновационной политики и выявить характер взаимозависимости и взаимообусловленности между составляющими ее элементамиприменительно к рынку синтетических моющих средств (табл.1).
Таблица 1
Модель инновационной политики и факторный анализ основных инновационных систем рынка синтетических моющих средств [4]
Именно знания наряду с материальными, природными, трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации инновационных проектов, освоения новых технологий и получения наукоемкой продукции, составляют основное содержание инновационного потенциала, включая и рынок синтетических моющих средств.
Степень использования инноваций во многом определяется тем, в какой степени инноватор проявляет свою предпринимательскую способность и в какой степени развиты элементы среды поддержки инновационной деятельности.
К основным и решающим экономическим факторам, препятствующим инновациям на промышленных предприятиях, включая предприятия по выпуску синтетических моющих, средств относятся:
• недостаток собственных денежных средств;
• недостаточность финансовой поддержки государства;
• низкий платежеспособный спрос на новую продукцию;
• высокая стоимость нововведений;
• высокий экономический риск и др.
Среди производственных факторов можно выделить:
• низкий инновационный потенциал фирмы;
• недостаток информации о новых технологиях;
• недостаток возможностей для кооперирования с другими фирмами и другие.
Основными положениями и концептуальными направлениями инновационной стратегии организаций, включая предприятия по производству синтетических моющих средств, можно представить следующим образом [5]:
1. Центр тяжести в экономической стратегии необходимо перенести на базисные инновации, на подготовку и реализацию технологического прорыва в тех узких сферах, где есть предпосылки для освоения рыночных ниш, производства товаров и услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
2. Исходя из указанного выше критерия и стандартного для рыночной экономики критерия рентабельности, окупаемости инвестиций формируется портфель инновационных программ, подлежащих первоочередному освоению на республиканском, региональном и межрегиональном уровнях.
3. Представляется целесообразным объединение наиболее перспективных инновационных программ в республиканскую инновационную программу.
4. Потребуется поиск эффективных целевых организационных форм для осуществления инновационных программ. В развитых странах для этого активно используются венчурные фонды.
5. Актуальной задачей является правовое обеспечение инновационной деятельности. Думается, что в ближайшее время данная ниша будет заполнена.
6. Немаловажным фактором развития и реализации стратегии технологического прорыва является формирование профессионального инновационного менеджмента.
Первостепенное значение
На современном этапе развития экономики Азербайджанской Республики венчурный капитал и трансферт технологий приобретают первостепенное значение в инновационном бизнесе.
Итак, можно заключить, что:
• только на основе крупномасштабного освоения высоких технологий современного, пятого технологического уклада представляется возможным повышение конкурентоспособности отечественной продукции синтетических моющих средств;
• развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры поможет повышению доходов ученых, инженеров и квалифицированных рабочих;
• освоение базисных инноваций и трансферта технологий поможет сохранению единого технологического пространства в рамках СНГ.
К важным концептуальным направлениям развития инновационной деятельности можно отнести и анализ эффективности компаний по производству синтетических моющих средств. К этим направлениям анализа можно отнести:
• анализ обоснованности идеи и структуры проблем;
• анализ рационализации структуры организации;
• анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;
• анализ финансового и материально-технического обеспечения фирмы;
• анализ качества нормативно-методического обеспечения фирмы;
• анализ информационного обеспечения фирмы;
• анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных подходов менеджмента;
• анализ использования конкурентных преимуществ фирмы;
• анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;
• анализ качества экспертизы проектов;
• анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности;
• анализ системы мотивации инновационной деятельности [6].
К основным этапам анализа эффективности инновационной деятельности относятся:
• выявление проблемы и задач анализа;
• разработка проекта программы анализа;
• выбор методов выполнения работ;
• сбор и обработка необходимой экономической информации;
• проведение анализа по системе показателей;
• подготовка, согласование и утверждение результатов о проделанной работе;
• принятие мер по результатам анализа.
ВыводК сожалению, рассмотренному направлению в республике не уделяется должного внимания. По нашемумнению, основную роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Источники:
2. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]. – М.: Интел-Синтез, 2000.
3. Инновационный менеджмент [Текст] / Под ред. П.Н. Завлина и др. – СПб, Наука, 1997.
4. Минниханов Р.Н. и др. Инновационный менеджмент в АПК [Текст]. – М. МСХА, 2003.
5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент [Текст]. – М.: Дашков и К, 2002.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:34:53