Факторы развития иностранного предпринимательства в России (историко-сравнительный анализ)
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (54), Июнь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Селившиеся в Москве и Петербурге и открывавшие в XIX веке свою коммерческую деятельность иностранцы не являлись, как правило, ни богатыми людьми, ни носителями сколько-нибудь крупных капиталов. Чаще всего они начинали свою деловую карьеру в роли приказчиков или младших компаньонов, создавая затем накопления, необходимые для основания собственных торговых, а в перспективе и промышленных предприятий. Это был импорт «человеческого капитала», привносивший дух капиталистического предпринимательства, коммерческие и технические знания[1].
Ключевые слова: человеческий капитал, торгово-коммерческая деятельность, иностранное предпринимательство, историческая справка
Селившиеся в Москве и Петербурге и открывавшие в XIX веке свою коммерческую деятельность иностранцы не являлись, как правило, ни богатыми людьми, ни носителями сколько-нибудь крупных капиталов. Чаще всего они начинали свою деловую карьеру в роли приказчиков или младших компаньонов, создавая затем накопления, необходимые для основания собственных торговых, а в перспективе и промышленных предприятий. Это был импорт «человеческого капитала», привносивший дух капиталистического предпринимательства, коммерческие и технические знания [1].
Умения и навыки, приобретаемые иностранными предпринимателями в российских столицах, становились для них своего рода рамками, проявлявшимися в неформальных институциональных ограничениях. Сошлемся на мнение американского экономиста Дугласа Норта о том, что «культурные ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим, но и дают нам ключ к пониманию пути исторического развития» [2].
Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Применительно к царской России эта устойчивость зависела от индивидуальной способности выходцев из других стран адаптироваться к условиям нашей страны, завязать необходимые деловые и дружеские отношения, понять и принять существовавшие здесь «правила игры», и, в конечном итоге, интегрироваться в ту среду, в которой они собирались достичь успеха.
К началу XIX века в России возникла необходимость в фирмах как некоей целостности, отстраненной от личности собственника и от семьи, которая обеспечивала бы непрерывность связей между теми, кто в ней работает, и была способна, как и семейное дело, создавать чувства долга и верности. Требовалось создать чисто экономическую организацию, способную формировать связи, эквивалентные семейным.
Начальным шагом на этом пути стал Манифест от 1 января 1807 года «О даровании купечеству новых выгод, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этим документом в стране вводились два рода фирм (торговых домов), которые должны были действовать на основе особых договоров между товарищами, а именно: товарищество полное и товарищество на вере. Первое представляло собой объединение предпринимателей, действовавших совместно с солидарной ответственностью по делам предприятия всем своим имуществом. Отсюда следовало, что участник одного торгового дома не мог одновременно участвовать в другом. Для товарищей на вере было характерно участие в деле с привлечением одного или нескольких вкладчиков со стороны. Последние в отличие от первых должны были отвечать за действия торгового дома лишь суммой своих взносов.
В целом обе формы торгового дома благоприятствовали развитию деловых начинаний (в том числе иностранцев), созданных ранее в виде семейных коммерческих предприятий. В этом случае собственник (в лице одного или нескольких полных товарищей, связанных родственными узами) имел возможность принимать решения, основываясь только на личном «разумении» и интересах. Партнерские же решения, характерные для более высокой, акционерной формы предпринимательства, требовали обязательного согласования интересов группы владельцев (акционеров, пайщиков). Для последнего случая отметим, что императорский манифест предусматривал возможность создания акционерных компаний как таковых (в форме «товариществ по участкам»), правда, лишь как исключение, с разрешения верховной власти.
Лишь спустя 30 лет, в 1836 году, было принято «Положение о товариществах по участкам или компаниях на акциях». Этот закон предусматривал разрешительный принцип образования компаний (в виде товариществ на паях и акционерных обществ) – с утверждением устава каждой компании в качестве сепаратного законодательного акта. Порядок их создания был одинаков как для русских, так и для иностранных подданных. Иностранные компании могли действовать на основе особых конвенций России с соответствующими странами и в случае утверждения российским правительством особых «условий деятельности» каждой из компаний [i] [3].
Распространенным видом неформальных ограничений в деловой среде являлись обычаи, связанные, например, с поведением иностранцев в быту и коммерческих делах, наличием предпринимательских навыков и соблюдением традиций семейного дела. Важную роль играло также расселение в определенных частях города и проживание при торговых предприятиях (последнее в значительной мере облегчало ведение деловых операций в чужом для них городе). Например, в открытии иностранцами магазинов в центре Москвы и Петербурга проявлялись два фактора их деловой инициативы: «престижность» и «функциональная эффективность». Размещение здесь торговых заведений, рассчитанных на состоятельного покупателя, свидетельствовало, с одной стороны, об успешности коммерческих операций того или иного лица, с другой ‑ позволяло максимально полно использовать выгоды территориального размещения для продажи дорогих товаров состоятельным клиентам, проживашим в центре города.
Продолжение следует
Страница обновлена: 24.09.2024 в 21:27:31