Тенденции и перспективы экспорта мяса птицы

Хайруллина О.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать:
Хайруллина О.И. Тенденции и перспективы экспорта мяса птицы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 1. – doi: 10.18334/epp.13.1.116866.

Аннотация:
В статье проанализированы состав, структура и направления экспорта мяса птицы. На основе ретроспективного анализа автором уточнен экспортный профиль лидирующих стран-экспортеров. В частности, определены ключевые импортеры, доля рынка, товарная номенклатура мяса птицы. Оценены производственные возможности российских аграрных компаний. Систематизированы ключевые проблемы, препятствующие росту российского экспорта мяса птицы на международном рынке. Даны рекомендации по расширению географии поставок для дальнейшей диверсификации рисков. Предложены перспективные направления развития экспорта, которые позволят увеличить доходы российских субъектов. Статья будет интересна научным работникам, специалистам в области экспортной деятельности.

Ключевые слова: мясо птицы, экспорт, производство, спрос, перспективы

JEL-классификация: Q02, Q13, Q18



Введение. Экспортная деятельность приобретает особую актуальность в условиях насыщения отечественного продовольственного рынка. Движение товаров в данном аспекте с одной стороны – удовлетворяет растущий спрос на международных рынках, а с другой – увеличивает доходы аграрных компаний, тем самым открывает возможности для дальнейшего развития и инвестирования. Полная самообеспеченность мясом птицы свидетельствует о том, что рост объемов продаж в ближайшей перспективе будет связан с расширением географии поставок за рубеж.

Мировая продовольственная торговля за последние пять лет увеличилась на 22,4 % и достигла 1 трлн долларов США. В 2021 году экспорт пищевых обработанных продуктов и продуктов сельскохозяйственного происхождения России составил 16,5 млрд. долларов США, что в 1,9 раза больше, чем в 2017 г. Динамично развивающаяся внешняя торговля позволила стране занять 20 место в рейтинге экспортеров [15].

По мнению А.Г. Папцова и А.В. Колесникова, увеличение доли реализации продовольствия с высокой добавленной стоимостью будет способствовать динамичному наращиванию экспорта продовольствия. Подчеркивается необходимость увеличения объёмов отечественного производства сельскохозяйственной продукции и повышения его качества для выхода на новые рынки продовольствия [9].

Д.Н. Осяниным, Н.Ф. Небурчиловой Н.Ф., И.В. Петрунининой систематизированы проблемы развития мясной отрасли. Среди них наиболее важные следующие: несовершенство нормативной основы обеспечения биологической и эпизоотической безопасности, технико-технологическая отсталось, низкий уровень государственной поддержки. Неразвитость инфраструктуры рынка мясной продукции приводит к дополнительным издержкам [8].

Санкции и продовольственное эмбарго стимулировали экспорт, вместе с тем, обозначились сложности с поставками зарубежного ресурсного обеспечения. Наличие жестких требований на ветеринарную документацию со стороны потенциальных импортеров также сдерживают вывоз продукции [1, 2].

В последние годы среди продуктов животного происхождения особое место стало занимать мясо и субпродукты домашней птицы.

Акцент на мировом потреблении данного вида продукта обусловлен с одной стороны – растущим предпочтением белого мяса, а с другой - в странах с низким и средним уровнем дохода данная тенденция связана с более низкой ценой. По прогнозам ФАО, мясо птицы будет составлять 47% белка, потребляемого от продуктов животного происхождения [13].

В 2021 г. мировой экспорт мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы составил 29,7 млрд. долларов США [13].

Показатели потребления птицы свидетельствуют о значимости данного вида продукта в национальном рационе питания нескольких густонаселенных стран, включая Китай, Индию, Индонезию, Малайзию, Пакистан, Перу, Филиппины и Вьетнам.

Кроме того, птица остается основным драйвером роста мирового производства мяса.

Птицеводческие компании могут быстро реагировать на рыночные сигналы, используя достижения в области генетики, ветеринарии и зоотехнии. Ожидается, что производство будет расширяться благодаря устойчивому росту производительности в Бразилии, Китае, Индии, Индонезии и США.

Целью данного исследования является провести анализ динамики и структуры экспорта мяса птицы в разрезе ключевых стран-импортеров и товарной номенклатуры, определить на его основе перспективы дальнейшего развития отечественного экспорта мяса птицы.

Научная новизна работы состоит в том, что на основе ретроспективного и перспективного анализа экспорта мяса птицы были систематизированы ключевые проблемы, ограничивающие вывоз продукции за пределы РФ, сформулированы рекомендации по дальнейшему наращиванию экспортного потенциала.

Материалы и методы. Для анализа экспорта мяса птицы использовался диалектический, монографический и абстрактно-логический методы. Период исследования: 2017-2021 гг. Использованы базы данных ЕМИСС и ФАО.

Результаты. Мировой прогноз экспорта мяса птицы. Согласно прогнозу ФАО, удельный вес экспорта мяса птицы к 2031 году достигнет 37,9% общего объема мясных ресурсов (рис. 1). По России данный показатель составит 74,8% [13]. Таким образом, отечественное производство мяса в долгосрочной перспективе продолжит ориентироваться в большей степени на вывоз птицы.

Рисунок 1. Удельный вес экспорта мяса птицы в общем объеме мясных ресурсов

Источник: составлено автором на основе данных [13]

Мировой экспорт мяса птицы. В 2021 г. ключевыми экспортерами в данном товарном сегменте являются Бразилия, Соединенные Штаты Америки и Польша, доля которых составляет 50,3% [15].

В 2021 г. Бразилия экспортировала более 4,2 млн тонн мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы на общую стоимость 7 млрд долларов. В основном это части тушек и субпродукты домашних кур, мороженые (код 020714) и тушки домашних кур, не разделенные на части, мороженые (код 020712). Основным потребителем является Китай, который увеличил объем поставок по сравнению с 2017 г. практически в два раза (с 391 до 639 тыс. тонн).

США экспортировали более 3,8 млн тонн мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы (4,8 млрд долларов), где 76,3% приходится на замороженные тушки домашних кур. За последние пять лет ключевым импортером остается Мексика, однако с 2019 г. заметно увеличилась и доля Китая.

Экспорт Польши по данной категории товара составил 1,5 млн тонн (3,2 млрд долларов), где на части тушек и субпродукты домашних кур, мороженые (код 020714) и части тушек и субпродукты домашних кур, свежие или охлажденные (код 020713) приходится в равной степени 73,3% [15].

Основные потребители продукции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ключевые импортеры мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы*

Экспортер
Ключевые страны-импортеры
Удельный вес в поставках, %
Стоимость тонны, долларов США
Объем экспорта, тыс. тонн
Бразилия
Китай
15,04
1637
639,25
Япония
10,32
1991
438,35
Объединенные Арабские Эмираты
9,19
1897
390,31
Саудовская Аравия
8,35
1779
354,92
США
Мексика
23,85
1237
915,25
Китай
12,35
1891
473,84
Куба
8,01
909
307,35
Канада
3,38
2070
129,87
Польша
Германия
16,64
2855
244,13
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
9,47
3230
138,96
Франция
8,26
2859
121,18
Нидерланды
9,54
2279
140,01
* в разрезе стран-лидеров по экспорту мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы за 2021 г.

Источник: составлено автором с использованием [15]

Ожидается, что в Бразилии будет зафиксирован самый большой рост мирового экспорта мяса благодаря сложившимся рыночным условиям, а также обменному курсу и доступности фуражного зерна. Его доминирующее положение в качестве крупнейшего экспортера мяса птицы будет продолжать расти в течение прогнозируемого периода (до 2031 г.).

Российский экспорт мяса птицы. В 2021 г. по объему экспорта мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы Россия заняла 13 место, удельный в мировом товарообороте составил не более 1,9% [13].

За последние десять лет экспорт данного товара из РФ увеличился в 12,2 раза и составил 304,6 тыс. тонн (рис. 2). Стремительный рост вывоза данной продукции свидетельствует о том, что спрос на отечественный товар на международных рынках растет.

Рисунок 2. Динамика экспорта мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы РФ

Источник: составлено автором с использованием [15]

В основном осуществляется вывоз продукции по коду 020714 (части тушек и субпродукты домашних кур, мороженые) и коду 020712 (тушки домашних кур, не разделенные на части, мороженые) на долю которых в натуральном выражении приходится 88,8%.

Детализация информации по коду 020714 позволила определить, что на

прочие субпродукты приходится - 44,9%, прочие части тушек - 20,5% и прочие крылья цельные – 15,1% (рис. 3).

Рисунок 3. Структура экспорта РФ по коду 020714 (2021 г.)

Источник: составлено автором с использованием [15]

Следует отметить, что экспорт частей тушек индеек и субпродуктов мороженных за последние пять лет значительно увеличился (в 11,3 раза) и составил 21,5 тыс. тонн (46,9 млн. долларов США). В 2021 г. Россия заняла 8 место среди стран-экспортеров. Объем вывоза данной продукции остается пока несущественным – 333 тонны, но имеет дальнейшие перспективы роста.

Ключевые партнеры России за период 2017 г. по 2021 г. несколько поменялись. Так, например, с 2019 г. главным импортером продукции стал Китай, доля которого возросла до 81,91%. В основном это реализация прочих мороженных субпродуктов домашних кур и крыльев цельных – 76,3%. Данная концентрация экспорта по партнеру является весьма рискованной (табл. 2).

Ключевыми странами-импортерами замороженных частей тушек индеек и субпродуктов являются Бенин и Китай, на долю которых приходится 25,01% и 24,92% соответственно.

Таблица 2

Ключевые направления экспорта по коду 0207 (Россия)

Год
Ключевые страны-импортеры
Объем, тн
Cтоимость, тыс. долл. США
Удельный вес, %
2017
Украина
49 996
55 933
30,62
Вьетнам
45 384
31 058
27,80
Казахстан
29 886
37 545
18,30
Кыргызстан
12 927
16 485
7,92
2018
Украина
58 672
55 294
31,92
Вьетнам
51 433
45 608
27,98
Казахстан
30 639
36 218
16,67
Кыргызстан
14 496
16 030
7,89
2019
Китай
62 966
144 111
30,01
Украина
43 208
48 369
20,59
Казахстан
29 559
36 738
14,09
Вьетнам
21 884
28 496
10,43
Саудовская Аравия
13 261
15 460
6,32
Кыргызстан
12 106
15 328
5,77
2020
Китай
145 234
262 878
89,17
Казахстан
45 630
45 163
15,32
Украина
37 959
38 908
13,20
Саудовская Аравия
15 820
27 481
9,32
Кыргызстан
10 950
10713
3,63
2021
Китай
124 179
249 524
81,91
Казахстан
36 512
82 260
27,00
Саудовская Аравия
31 086
47 951
15,74
Украина
27 118
36 472
11,97
Источник: составлено автором с использованием [15]

Состояние российского производства и ключевые проблемы экспорта мяса птицы. В 2021 г. поголовье птицы составило 518,7 млн голов, что на 4,1% меньше, чем в 2019 г. Основной категорией производителей являются сельскохозяйственные организации, доля которых составила 83,1%. Всего было получено 5,1 млн тонн продукции, из них только 6 % приходится на экспорт. Таким образом, на современном этапе развития птицеводство в большей степени ориентировано на внутренний рынок. Производственные мощности сконцентрированы в двух федеральных округах: Центральном (37,4%) и Приволжском (23,1%) [14].

Анализ регионов-лидеров по производству мяса птицы позволяет сделать вывод о существенной дифференциации. Так, например, на ТОП-10 субъектов РФ приходится 52,7% совокупного предложения. Между тем значительная часть произведенной продукции экспортируется только двумя регионами Московская область и Ставропольский край. Сокращение экспорта наблюдается в Брянской и Челябинской областях (табл. 3).

Таблица 3

ТОП – 10 регионов по производству и экспорту мяса птицы (2021 г.)

Субъект РФ
Производство, тыс. тонн
Экспорт, тыс. тонн
Удельный вес экспорта в производстве, %
Место в рейтинге по экспорту
Место в рейтинге по производству
Прирост (снижение)
экспорта в 2021 г к 2019 г., %
Белгородская область
579,6
52,5
9,06
3
1
в 1,6 раза
Ставропольский край
455,7
80,6
17,7
2
2
в 1,2 раза
Тамбовская область
419,5
17,5
4,17
5
3
в 4 раза
Краснодарский край
391,8
9,5
2,42
6
4
в 1,4 раза
Пензенская область
363,8
16,5
4,54
4
5
в 13,4 раза
Республика Марий Эл
332,2
0,5
0,15
10
6
в 1,7 раза
Брянская область
295,8
0,8
0,27
9
7
-87,23
Ленинградская область
263,1
7,3
2,77
7
8
в 2,25 раза
Челябинская область
254,3
3,1
1,22
8
9
-13,04
Московская область
251,8
87,9
34,91
1
10
в 9,2 раза
Источник: составлено автором с использованием [15]

Экспортные производственные мощности в основном сконцентрированы на крупных интегрированных предприятиях холдингового типа. Например, группа Черкизово АО «Петелинская птицефабрика», на долю которой приходится около 40% от общего объема производства бройлеров в Москве и Московской области, агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» - крупнейший производитель мяса птицы в России. Производство АО «Приосколье» включает убой и глубокую переработку мяса птицы мощностью 40 тонн в сутки, имеются репродукторы и собственный инкубационный парк.

ОАО «Токаревская Птицефабрика» является производителем халяльной продукции, имеет замкнутый цикл производства продукции, собственную кормовую базу и элеватор для хранения зерна.

Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева – одна из крупнейших агропромышленных компаний России, является многопрофильным, где производится не только мясо птицы, но и другие продукты [10].

В настоящее время сложилась следующая структура производства птицы на убой в хозяйствах всех категорий: бройлеры - 88,3%, технологическая выбраковка кур яичных кроссов - 3,3%, индейки - 7,5%, утки - 0,8% и гуси - 0,1% [6].

Однако следует отметить и проблемы, которые сдерживают темпы роста производства птицеводства на современном этапе. В частности, к ним относятся: разрыв логистических цепочек поставок и, как следствие, рост транспортных расходов, удорожание себестоимости в виду роста цен на потребляемые ресурсы. Например, в последнее время значительно выросла цена импортных кормов, на которые приходится около 70% себестоимости [7].

В бройлерном птицеводстве почти 90% российских компаний работают на иностранной генетике. Среди зарубежных компаний, ведущих работу по созданию кроссов, следует отметить «Кобб» (США), «Иза» (Франция), «Росс» (Шотландия) [3].

Снижение роста реальных доходов населения не позволяет производителям увеличивать цены, а значит, у компаний с ростом себестоимости значительно снижается доходность и ограничиваются возможности дальнейшего развития. Кроме того, укрепление рубля негативно сказалось на экспорте, поэтому компании в основном предпочитают отечественный рынок зарубежному. В данных условиях наращивание объемов вывоза продукции не является приоритетным.

Кроме того, текущее финансовое положение средних и малых организаций приведет к дальнейшей консолидации бизнеса и их поглощению.

Заключение. Ситуация на рынке мяса птицы остается стабильной, однако темпы наращивания производства явно снизились. Внутренний рынок в полной мере насыщен продукцией птицеводства и для дальнейшего наращивания необходимо создание благоприятных условий для экспорта продукции. Увеличение объемов вывоза мяса птицы требует повышения доходности отрасли в условиях жесткой зарубежной конкуренции. Настоящая ориентация птицеводства преимущественно на внутренний рынок свидетельствует о том, что экспортный потенциал будет зависеть прежде всего от национальных приоритетов и поддержки. В этом аспекте представляется крайне важным работа по наращиванию собственной качественной кормовой базы, а также по снижению зависимости от импортного генетического материала путем развития собственных научных исследований в области генетики. Данные положения должны найти отражение, прежде всего, в соответствующих направлениях государственной поддержки на основе государственно-частного партнерства.

Следует развивать инфраструктуру экспорта и повышать качество продукции в соответствии с международными стандартами. Это потребует дополнительные финансовые средства для реализации инвестиционных проектов по технико-технологической модернизации птицеводства.

Нельзя не отметить необходимость стимулирования потребления данной продукции на внутреннем рынке. Падение реальных доходов домашних хозяйств создает угрозу дальнейшего развития птицеводства. Необходимо принятие программ продовольственной помощи [4,5].

Направлением, обеспечивающим прирост объемов экспорта мяса птицы, является увеличение производства мяса индеек. В данном случае весьма перспективны рынки Объединенных Арабских Эмиратов, Конго, Габона и Либерии в дополнение к уже существующим направлениям, где ключевое место занимает Китай.

Для экспорта мяса бройлеров следует развивать торговые отнощшения со следующими странами: Саудовская Аравия, Вьетнам, Беларусь, Бенин, Узбекистан и Монголия.

Все большее значение для освоения рынков мусульманских стран приобретает халяльное мясо. Из-за экономической значимости халяльного мясного рынка многие операторы продовольственного бизнеса уже начали торговать данными продуктами. Некоторые предприятия полагаются исключительно на услуги органов по сертификации халяль, чтобы гарантировать потребителям подлинность данных мясных продуктов. Однако требуется создание единых национальных или международных стандартов халяль [12].

Крайне важно предпринять согласованные усилия по формированию торговых соглашений в рамках международного сообщества для устранения потенциальных препятствий для торговли [11].

Таким образом, дальнейший рост экспорта мяса птицы будет определяться, с одной стороны, мировой рыночной конъюнктурой, а с другой – конкурентоспособностью отечественных производителей, где важная роль отводится государственным инструментам регулирования и платежеспособному спросу.


Источники:

1. Бородин К.Г. Прогнозирование экспортно-ориентированных рынков агропродовольственной продукции // Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 2(191). – c. 142-154. – doi: 10.47711/0868-6351-191-142-154.
2. Бородин К.Г. Развитие российского экспорта мяса // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 12(69). – c. 3-12. – doi: 10.33938/2012-3.
3. Кравченко В. Птицеводство в России: тренды, проблемы, перспективы. Specagro.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://specagro.ru/news/202103/pticevodstvo-v-rossii-trendy-problemy-perspektivy?ysclid=lb383cv61l423560797 (дата обращения: 17.11.2022).
4. Мазлоев В.З., Хайруллина О.И. Импортозамещение и экспорт мяса: проблемы экономической доступности – за и против // АПК: Экономика, управление. – 2019. – № 6. – c. 44-54. – doi: 10.33305/196-44.
5. Мазлоев В.З., Хайруллина О.И. Институциональные основы государственной поддержки агропродовольственного экспорта: зарубежный опыт и российская практика // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2019. – № 10. – c. 11-17. – doi: 10.31442/0235-2494-2019-0-10-11-17.
6. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Mcx.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f2347d3eb724ab9b57c61a9ac269.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
7. Немчинов Н. Птицеводство на паузе. Какие факторы мешают развитию птицеводства в России и мире. Agroinvestor.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/companies/article/38552-avgust-postroit-nauchno-issledovatelskiy-tsentr (дата обращения: 17.11.2022).
8. Осянин Д.Н., Небурчилова Н.Ф., Петрунина И.В. Основные экспортные возможности и препятствия в мясной отрасли АПК РФ // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 3(174). – c. 60-64.
9. Папцов А.Г., Колесников А.В. Анализ мировых рынков сельскохозяйственной продукции и возможности наращивания экспорта россии c учетом обеспечения продовольственной безопасности // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 9(78). – c. 4-20. – doi: 10.33938/219-4.
10. Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России. [Электронный ресурс]. URL: https://aemcx.ru/?ysclid=lb5fh3yb5z120362529 (дата обращения: 10.10.2022).
11. Cao L., Li T., Wang R., Zhu J. Impact of COVID-19 on China's agricultural trade // China Agricultural Economic Review. – 2021. – № 1. – p. 1-21. – doi: 10.1108/CAER-05-2020-0079.
12. Fuseini A., Hadley P., Knowles T. Halal food marketing: an evaluation of UK halal standards // Journal of Islamic Marketing. – 2021. – № 5. – p. 977-991. – doi: 10.1108/JIMA-02-2020-0037.
13. OECD-FAO Agricultural Outlook 2022-2031. Oecd/fao. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/f1b0b29c-en.pdf?expires=1671291963&id=id&accname=guest&checksum=B78A52C8F774FC0AE75C680363743149 (дата обращения: 20.10.2022).
14. Federal State Statistics Service. Rosstat. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 15.10.2022).
15. Trade statistics for international business development. Trademap.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 10.10.2022).

Страница обновлена: 21.12.2022 в 13:28:48