Тенденции развития мясоперерабатывающего подкомплекса Курганской области

Романова Т.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (11), Декабрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17678822

Аннотация:
Состояние и перспективы развития мясоперерабатывающего подкомплекса тесно связаны с сельским хозяйством. Сегодня эта отрасль во многом зависит от поставок мяса по импорту. В настоящее время мясоперерабатывающие предприятия активно проводят реконструкцию и модернизацию своих цехов, что дает возможность достигнуть положительных результатов в развитии отрасли и увеличить объемы производства выпускаемой продукции. Проведена оценка производства мясного сырья, колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов, проанализировано использование производственных мощностей на предприятиях по переработке мяса в Курганской области, выявлены проблемы развития мясоперерабаты-вающего подкомплекса и возможности их решения.

Ключевые слова: производство, колбасные изделия, импорт, мясные консервы, полуфабрикаты, производственные мощности



Мясной подкомплекс относится к числу наиболее крупных продуктовых подкомплексов, конечной продукцией которого является мясо, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, консервы, а также, получаемые из продуктов убоя скота и птицы, кожевенное и эндокринно-ферментное сырье, мясо-костная и кровяная мука, пищевой и технический жир и др.

Начиная с 1991 г., развитие мясной отрасли было сопряжено с процессами реформирования экономики страны. За это время сократились темпы производства мяса и мясопродуктов. Переход на рыночные отношения оказал негативное влияние на производство и потребление мясной продукции, в том числе, на душу населения. Причинами таких последствий являлось: неконкурентоспособность отечественных производителей, разрушение централизованной системы снабжения производства, падение доходов населения и, соответственно, снижение покупательской способности, отсутствие государственного регулирования, демпинговые цены поставляемого импортного мяса [4].

В настоящее время Курганская область опережает показатели УрФО по производству мяса на душу населения. Мяса и мясопродуктов в Зауралье производится62 кгна жителя, в среднем по Уралу —46 кг.

Основной прирост производства мяса в последние годы получен за счет модернизированных мощностей промышленного птицеводства, которые обеспечивают наибольшую рентабельность капиталовложений и всей производственной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Динамика производства мясного сырья промышленного выпуска

Наименование
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Отклонение2009 г. от2005 г., (+,-)
Мясо промышленной выработки, т
7980,0
7525,0
8581,3
12479,9
10777,0
2797,0
в т.ч.: говядина
1657,0
1003,3
1508,8
3277,3
2355,0
698,0
свинина
476,4
709,3
147,1
1297,0
419,0
-57,4
мясо птицы
5613,3
5743,2
6874,1
7634,8
7821,0
2207,7
Таблица составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

Стабильно набирает обороты производство мяса птицы. За анализируемый период оно увеличилось на 39%, производство говядины возросло на 42%. По выпуску свинины наблюдается нестабильная ситуация — данные варьируются от 147,1 т в 2007 г. до 1297,0 т в 2008 г. По итогам 2010 г. производство мяса составило 67 тыс. т, т.е. увеличилось в 6,2 раза по сравнению с 2009 г. [1].

Отечественные предприятия, занятые переработкой мяса, выпускают очень широкий ассортимент готовой продукции: это различные виды мясопродуктов, мясных полуфабрикатов, колбасных изделий. Колбасные изделия и мясные деликатесы относятся к товарам повседневного спроса. Экономический кризис незначительно повлиял на конъюнктуру этого сегмента российского продовольственного рынка. В 2008–2009 гг. рынок колбас и мясных деликатесов показывал относительную стабильность, предсказуемость и позволял своим игрокам достаточно эффективно планировать развитие собственного бизнеса [3]. В настоящее время внутренний рынок колбасных изделий развивается достаточно интенсивно. Заметен более высокий уровень конкуренции, чем на других продовольственных рынках.

Наряду с крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями на рынке существуют мелкие и частные производства, где выделяют следующие сегменты: вареные колбасные изделия, сосиски и сардельки, полукопченые колбасы, твердокопченые колбасы, копчености и другие колбасные изделия. Ежегодно растут объемы их производства (табл. 2).

Таблица 2

Динамика производства колбасных изделий, т

Наименование
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г. в % к2005 г.
Колбасные изделия, всего
6827,0
12281,4
14915,3
18451,5
13815,0
202,4
в т.ч.: вареные
3428,0
4980,5
5935,8
7417,3
5593,8
163,2
сосиски и сардельки
1704,9
2639,4
3145,6
3630,5
2783,0
163,2
полукопченые
1059,6
2516,9
2979,6
4028,0
3033,5
в 2,9 раза
твердокопченые
14,0
17,0
20,1
53,0
111,3
в 8 раз
копчености
490,5
1788,9
2419,6
2777,9
2115,1
в 4,3 раза
студень, прочие колбасные изделия
130,0
338,7
414,6
544,8
347,8
в 2,7 раза
Таблица составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

За анализируемый период прослеживается увеличение выпуска всех видов колбасной продукции. Наибольший удельный вес занимает производство вареных колбас, которое возросло за 5 лет на 63,2%, полукопченых колбас — практически в 3 раза. Расширению ассортимента и роста объемов выпуска колбасных изделий способствовали наращивание производственных мощностей, внедрение нового оборудования и современных технологий.

Еще один вид продукции — это мясные консервы, которые отличаются высокой пищевой ценностью, длительным сроком хранения, удобством транспортирования. Для увеличения емкости рынка первоочередной задачей отечественных производителей должно стать повышение качества продукции, ее соответствие ГОСТам, улучшение информативности потребителя и убеждение его в целесообразности приобретения продукции именно отечественных производителей. При ответственном отношении производителей мясных и мясорастительных консервов к качеству выпускаемой продукции, можно не только удержать емкость рынка на определенном уровне, но и увеличить ее, привлекая новых потребителей гарантией высокого качества продукта [5]. Производство мясных консервов в Курганской области относительно стабильно (табл. 3).

Таблица 3

Динамика производства мясных консервов, тыс. усл. банок

Наименование
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г. в % к2005 г.
Консервы, всего
119827,0
123839,0
196373,2
171072,8
52444,0
43,8
в т.ч.: из мяса птицы
47,0
119,0
-
29
20
42,6
мясные
3413,0
13294,0
13426,0
8565,3
10497,0
в 3,1 раза
из них: говядина тушеная
2959,0
11812,0
11761,0
7947,3
9762,2
в 3,3 раза
свинина тушеная
454,0
1482,0
1665,0
618,0
734,8
161,9
Таблица составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

За последний год производство консервов составляет около 52,4 млн. условных банок. В ассортименте мясных консервов продолжает преобладать говядина тушеная, выпуск которой увеличился в 3,3 раза. С 2005 г. началось производство консервов из мяса птицы, и к концу исследуемого периода оно составило 20 тыс. условных банок.

Объем производства мясных полуфабрикатов увеличился в 2,5 раза (табл. 4), что объясняется их популярностью у потребителей. Особенно это касается быстрозамороженных полуфабрикатов высокой степени готовности к употреблению — пельменей, котлет, натуральных полуфабрикатов из мяса птицы, поступающих в розничную торговлю уже подготовленными для кулинарной обработки.

Таблица 4

Динамика производства мясных полуфабрикатов, т

Наименование
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Отклонение2009 г. от2005 г.,
(+,-)
Мясные полуфабрикаты, всего
3281,1
4369,3
4397,4
7500,0
8100,0
4818,9
в т.ч.: котлеты
412,7
448,4
396,6
550,6
600,0
187,3
пельмени
1451,0
1319,5
1519,1
3198,4
3483,0
2032,0
полуфабрикаты натуральные
1087,1
2282,8
2164,1
3124,4
3338,6
2251,5
мясной фарш
322,4
311,6
314,7
558,3
605,5
283,1
прочие виды полуфабрикатов
7,9
7,0
2,9
68,3
72,9
65,0
Таблица составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

Так, производство котлет за анализируемый период увеличилось на 45,4%, пельменей — в 2,4 раза, полуфабрикатов натуральных — в 3,1 раза, мясного фарша — на 87,8%.

В настоящее время потребление мясной продукции значительно растет, в связи с чем возникает необходимость увеличения производства данного вида продукта (рис. 1).

Рис. 1. Производство мясной продукции на душу населения по Курганской области

Диаграмма составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

Производство колбасных изделий в 2009 г. составило14,6 кгна человека, что в 2,1 раза больше уровня 2005 г. Выпуск мясных консервов увеличился в 3,2 раза, а мясных полуфабрикатов — в 2,5 раза за анализируемый период, что составило8,5 кгна человека в год. Вместе с тем, уровень использования промышленного потенциала на предприятии остается низким — менее чем на 60% (табл. 5). За 2009 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение использования производственных мощностей по выпуску колбасных изделий на 31,5%, мясного сырья — на 0,2%. По производству мясных консервов данный показатель значительно увеличился — на 43,8%.

Таблица 5

Динамика использования производственных мощностей по крупным и средним мясоперерабатывающим предприятиям, %

Производство
продукции
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Отклонение2009 г. от2005 г.,
(+,-)
Мясо
45,1
39,9
55,3
74,3
45,3
0,2
Колбасные изделия
26,1
20,4
40,2
60,4
57,6
31,5
Консервы мясные и мясорастительные
19,9
73,4
71,1
49,5
63,7
43,8
Таблица составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

К факторам сдерживающим рост объемов промышленной выработки мяса относится недостаток современных мощностей по убою и первичной переработке скота, его транспортировке, а также несбалансированность структуры производства скота: на долю хозяйств населения и фермеров приходится 68% его объема.

Предприятиями отрасли в 2009 г. закуплено для переработки более 30,4 тыс. т скота и птицы в живом весе или 44,1% от общего производства во всех категориях хозяйств. Вместе с тем, в течение года наблюдались значительные колебания закупочных цен: если в начале 2009 г. крупный рогатый скот закупали по цене 89–95 руб. за 1 кг убойного веса, то в конце года — 95–110 руб. за 1 кг; по свинине, соответственно, 77–82 руб. за 1 кг и 105–110 руб. за 1 кг.

За 2009 г. в области было отгружено мясной продукции собственного производства более чем на 1793 млн.руб., что в 5,6 раз больше уровня 2005 г. (табл. 6). Удельный вес реализации мяса и мясопродуктов в общих объемах отгруженной пищевой продукции постепенно увеличивается, и на конец периода составил 21,3%.

Таблица 6

Отгружено мясной продукции собственного производства в фактических ценах

Наименование
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Отклонение2009 г. от2005 г.,
(+,-)
Отгружено мяса и мясопродуктов, тыс. руб.
319927
743780
782420
1591436
1793272
1473345
в % к предыдущему году
143,1
236,9
105,2
203,4
112,5
-30,6
Удельный вес реализации мяса и мясопродуктов в общих объемах отгруженной пищевой продукции крупными и средними предприятиями, %
8,7
16,9
15,4
17,7
21,3
12,6
Таблица составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

Недостаток отечественного мясного сырья для производства продукции предприятия покрывают закупом мяса промышленной выработки из других регионов и по импорту.

За 2009 г. Ветеринарным Управлением Курганской области выдано разрешений на ввоз импортного мяса для 4 крупных перерабатывающих предприятий (рис. 2).

Большинство мясной продукции предприятия отправляют на экспорт. Это связано с тем, что цены реализации на внутреннем рынке сравнительно низкие.

Рис. 2. Объем импорта мяса, т

Диаграмма составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области

Выводы

Рынок мяса и мясопродуктов в Курганской области, как и в целом по России, развивается недостаточно эффективно. Наблюдается нехватка сырья для мясоперерабатывающих предприятий. Для выхода мясного подкомплекса из кризисного состояния, необходимо наращивать имеющееся поголовье скота, а также восстанавливать кормовую базу. Причем, наряду с решением этих задач на местном и региональном уровне, нужны кардинальные улучшения макроэкономической среды, формируемой общими государственными мерами.

Ключевыми факторами успеха крупных мясоперерабатывающих комбинатов являются консерватизм потребителей, высокое качество продукции, гарантированный сбыт через сеть фирменных магазинов и налаженные связи с предприятиями торговли. Слабой стороной является низкая степень загрузки имеющихся производственных мощностей, высокие издержки на производство продукции [4].

Важно понимать, что увеличение производства предприятиями пищевой промышленности достигается не только за счет ввода новых мощностей, но и в результате интенсификации, механизации и автоматизации технологических процессов, повышения выхода готовой продукции. Поэтому необходимо проводить большую работу по техническому перевооружению предприятий мясной промышленности и внедрению прогрессивных технологий.


Источники:

1. В Курганской области выросло производство мяса и молока [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kazakhzerno.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=29346:2011-01-06-06-14-05&catid=16:newssngworld&Itemid=75 (дата обращения 17.06.2011).
2. Мясоперерабатывающая промышленность [Электронный ресурс]. – URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a101/43771.html (дата обращения 25.06.2011).
3. Обзор российского рынка колбасных изделий и мясных деликатесов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1490 (дата обращения 23.06.2011).
4. Разработка стратегического плана по предприятию «Вит» [Электронный ресурс]. – URL: http://otherreferats.allbest.ru/management/00021257_0.html (дата обращения 26.06.2011).
5. Состояние рынка мясных консервов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tharnika.ru/clients/clients/articles.asp?idp=rus&idd=articles&ids=/clients/&id=2006_07 (дата обращения 27.06.2011).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:12:22