Public procurement in China: the role of digital tools and platforms in supporting small and medium-sized businesses

Umnova M.G.1, Lyu Yasin1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50211423
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
The digitalisation of socio-economic relations, support for entrepreneurship and improved efficiency of public administration are strategic priorities in Russia. Public procurement is an area of economic activity where it is possible to study all these issues simultaneously. The role of public procurement digitalisation in the development of medium and small businesses has not been sufficiently studied. So there are gaps in this area, both in scientific knowledge and in practice. Therefore, this article aims to explore the role of digital technologies, tools and platforms in supporting SMEs' participation in public procurement on the example of China. The scale of Chinese government procurement is steadily increasing. Demand for procurement is diversifying. SMEs are becoming more involved. At the same time, numerous digital tools and platforms are emerging in China's public procurement sector. For the first time, taking into account measures to support SMEs and the introduction of digital initiatives, a chronology of the development of China's public procurement sector is described. The authors analyse how the digitalisation of public procurement affects the participation of small enterprises in public procurement. The article will be of interest to government and business representatives, businessmen and IT professionals working with public procurement, as well as the general public. FUNDING: The research was carried out with the financial support of the Plekhanov Russian University of Economics (grant for research work by youth teams on "Research of indicators of participation in public procurement of small and medium-sized businesses", approved by Order No. 1952 of 24.11.2022).

Keywords: public procurement, China, digitalisation, digital tools, small and medium enterprises, small business

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РЭУ им. Г.В. Плеханова (грант на выполнение научно-исследовательской работы молодежными коллективами по теме «Исследование показателей участия в государственных закупках предприятий малого и среднего бизнеса», утвержденный приказом №1952 от 24.11.2022 г.)

JEL-classification: H57, L26, O31



Введение

С усилением влияния цифровизации, информатизации и маркетизации во всех сферах жизни мир вступил на путь цифровой революции, движущей силой которой являются современные цифровые технологии, такие как облачные вычисления, большие данные, Интернет вещей, мобильная связь 5G, искусственный интеллект, технология блокчейн и т.д. Эта цифровая революция имеет широкомасштабные и далекоидущие последствия, которые заставляют общество, рынки и государства воспринимать и реагировать на происходящие изменения. В частности, в различных странах можно наблюдать появление цифровых инструментов и платформ в сфере государственных закупок, что является новым трендом в этой области и драйвером цифровой трансформации государственного управления. Одним из перспективных направлений исследования является изучение влияния цифровизации в госзакупках на участие в них малого и среднего бизнеса, поскольку цифровые технологии имеют существенный потенциал для устранения тех барьеров, которые традиционно фиксируются при участии МСП (малых и средних предприятий) в госзакупках.

Неоспоримый интерес представляет исследование ситуации с цифровизацией госзакупок в Китае – одной из наиболее динамично развивающихся стран мира как в плане экономического потенциала в целом и сегмента МСП в частности, так и с точки зрения интеграции современных цифровых технологий во всех аспектах социально-экономической жизни. Оцифровка государственных закупок Китая началась с внедрения «Положения о реализации Закона о государственных закупках» в марте 2015 года, и с тех пор правительство Китая поощряет использование информационных технологий для осуществления деятельности по госзакупкам. В частности, большая роль уделяется использованию коммуникационных технологий (ИКТ-технологий) в госзакупках на институциональном уровне [22, с. 12] (Chzhan Yue, 2022, р. 12). На данный момент государственные закупки в Китае находятся на стадии развития, и роль цифровых технологий и инструментов в содействии участию МСП в китайских государственных закупках на волне современных цифровых технологий в Индустрии 4.0 является предметом исследования данной статьи.

Таким образом, основной целью исследования является изучение роли цифровых инструментов и платформ в поддержке и развитии участия МСП в госзакупках Китая. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть историю становления и развития госзакупок в Китае, в частности их цифровизации;

2) определить роль МСП в китайских госзакупках;

3) изучить влияние цифровых инструментов и платформ на работу китайских МСП с госзакупками.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует положительное влияние процессов цифровизации на участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках Китая, в частности, благодаря чему китайские МСП являются важным и активным игроком в данном типе экономических отношений.

Теоретическая и эмпирическая база исследования состоит из научных работ российских и международных авторов, особенно китайских, по теме государственных закупок в Китае, цифровых инструментов и развития субъектов МСП, а также практико-ориентированных публикаций и ресурсов, находящихся в открытом доступе на русском, английском и китайском языках.

Научная новизна исследования заключается в определении направления, характера и значимости влияния цифровых технологий и платформ на процесс участия в госзакупках малого и среднего бизнеса на примере Китая, а также изучение перспектив адаптации данного опыта в нашей стране.

Рассматриваемая тема актуальна по нескольким причинам. Во-первых, госзакупки во многих странах являются одним из основных каналов экономического взаимодействия между бизнесом и государством, они представляют собой не только инструмент стимулирования и поддержки экономики, но и своего рода канал связи для поддержания диалога. Это важно, в частности, в свете концентрации усилий и ресурсов в последнее время на увеличении доли активного гражданского и экономического общества в России. Кроме того, в нашей стране в сфере госзакупок часто появляются новые законодательные инициативы, повышается уровень информационного и технологического обеспечения. Во-вторых, несомненна высокая актуальность использования цифровых технологий во всех сферах социально-экономической жизни [8, 20] (Denisov, 2022; Kulapov, Odegov, Maslennikov, 2021). В России этот вопрос обсуждается на всех уровнях управления, поддерживается различными проектами и инициативами. В качестве примера можно привести Распоряжение Правительства «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» [17], в котором среди национальных целей развития до 2030 года поставлены такие показатели, как достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и увеличение инвестиций в отечественные ИТ-продукты и услуги. Наконец, другим приоритетным направлением развития экономики России является поддержка малых и средних предприятий. Так, в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [18] сформулированы такие стратегические ориентиры, как увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП страны до 40%, повышение производительности их труда в 2 раза и оборота в реальном выражении в 2,5 раза, а также повышение до 35% доли занятого населения в секторе МСП [7].

1. Обзор истории становления и развития госзакупок в Китае и участие в них малого и среднего бизнеса

История развития китайских государственных закупок представлена двумя этапами: этапом первоначального становления и этапом полномасштабного развития.

Рассмотрим подробнее этап первоначального становления, который проходил в период с 1995 по 2000 г. После реформы и открытия международных отношений (примерно в 1989 году) плановая экономика Китая постепенно превратилась в рыночную. С развитием системы социалистической рыночной экономики в Китае недостатки предшествующего порядка государственного управления нашли отражение в сфере государственных закупок, например, стали очевидными негативные последствия от отсутствия соответствующих ограничений на проведение госзакупок, растущей популярности «слепых» закупок или их дублирования. В этих условиях Министерство финансов Китая в 1995 году начало изучать вопрос о создании и совершенствовании системы государственных закупок в стране.

В 1996 году правительство Китая запустило пилотную программу государственных закупок в некоторых городах [21, c. 33] (Chzhan Detszyan, 2004, р. 33). В 1997 году правительство Шэньчжэня ввело систему государственных закупок для проектов по озеленению городов, что означало расширение деятельности по государственным закупкам от простых товаров или услуг одного стандарта до инженерных проектов с более сложными стандартами закупок.

В 1998 году Министерство финансов Китая еще больше расширило число пилотных провинций и городов системы государственных закупок. 26 января 1999 года состоялась конференция по компьютерным тендерным закупкам центральных государственных органов Китая, которая стала первым мероприятием по государственным закупкам, проведенным центральными государственными органами. Это событие ознаменовало начало работы по госзакупкам на уровне центральных государственных органов.

Параллельно с данным пилотным проектом Министерство финансов Китая и различные местные органы власти выпустили ряд нормативных документов, регулирующих деятельность в сфере государственных закупок, и добились определенных успехов в плане законодательной инициативы в этой сфере на институциональном уровне. В апреле 1999 года Министерство финансов Китая обнародовало «Временные меры по управлению государственными закупками», что стало первым национальным ведомственным нормативным актом по госзакупкам.

Начиная с 2000 года китайская система госзакупок вступила в современную фазу полномасштабного развития, которая продолжается по настоящее время. В 2000 году Министерство финансов Китая провело внутреннюю организационную реформу и создало в составе Департамента казначейства Отдел государственных закупок, отвечающий за управление всеми аспектами госзакупок в стране. Под руководством центрального правительства финансовые департаменты и бюро местных правительств также создали агентства по управлению государственными закупками, после чего сфера и масштаб госзакупок значительно расширились. В 2002 году бюджеты государственных закупок были официально включены в бюджеты всех подразделений центрального правительства.

29 июня 2002 года китайское правительство приняло «Закон о государственных закупках» [16, с. 152] (Prodanova, Zatsarinnaya, 2015, р. 152), который вступил в силу с 1 января 2003 года. В его состав вошел принятый ранее в 2000 году Закон Китайской Народной Республики о торгах и тендерах, а также некоторые другие связанные с ним акты и постановления, что ознаменовало начало стандартизации и легализации китайских государственных закупок. В 2012 году был запущен официальный сайт http://www.china-cpp.com/ для размещения информации по госзакупкам для нужд центрального правительства, который управляется Китайской федерацией логистики и закупок (CFLP) [19, с. 74] (Sidorenko, 2020, р. 74). Стоит отметить, что в Китае не существует единой информационной системы по госзакупкам для всей страны, вместо этого используются многочисленные сайты и системы по госзакупкам для нужд центрального правительства и нужд локальных властей. Например, в Пекине используются порталы http://www.ccgp-beijing.gov.cn/ и http://www.ccgp-beijing.gov.cn/, а в Гуандуне http://www.ccgp-guangdong.gov.cn/, http://www.ccgp-guangdong.gov.cn/ и еще три других портала [11].

В результате благодаря расширению масштабов закупок и диверсификации потребностей в закупках с 2003 года масштаб китайских государственных закупок вырос с 165,94 млрд юаней (23,7 млрд долларов США) до 36970,06 млрд юаней (5281,44 млрд долларов США) к 2020 году, то есть в 22,28 раза [22, с. 9] (Chzhan Yue, 2022, р. 9). В 2017 году объем рынка госзакупок в Китае составлял около 20% от ВВП страны [23] (Chorbadzhyan, 2018).

Отдельно следует рассмотреть роль малого и среднего бизнеса в китайских госзакупках. Субъекты МСП являются важным игроком в этой сфере, что неудивительно, ведь эти предприятия составляют основу экономики Китая. Однако китайские МСП испытывают некоторые трудности, характерные для компаний такого размера; среди основных проблем можно отметить нехватку капитала, тяжелое финансовое (налоговое) бремя и отсутствие рыночного спроса [15] (Petrenko, Vechkinzova, 2021), на что накладывается тот факт, что большинство МСП находятся на стадии стартапа и роста и в меньшей степени способны противостоять внешним рискам. Поэтому в последние годы правительство Китая ввело ряд мер фискальной, налоговой и кредитно-денежной политики для поддержки развития небольших компаний. Государственные закупки являются одной из важнейших мер, принимаемых странами всего мира для поддержки развития МСП, и постепенно они также становятся объектом внимания правительства Китая.

В 2002 году Китай принял «Закон Китайской Народной Республики о содействии развитию малых и средних предприятий», а в 2011 году издал «Временные меры по государственным закупкам для развития малых и средних предприятий», которые предусматривают резервирование в государственных закупках позиций специально для МСП, предоставление МСП определенного процента вычета из цены на закупки, для которых не зарезервирована доля, а также другие меры, направленные на предотвращение дифференцированного обращения и ценовой дискриминации. В декабре 2020 года Министерство финансов Китая и Министерство промышленности и информационных технологий Китая издали «Меры по управлению государственными закупками для развития МСП», которые еще больше усилили поддержку МСП в государственных закупках. В частности, в данном нормативном акте установлено, что в принципе все закупки небольшого размера должны быть зарезервированы для МСП, а также предусматривает выплату средств, различные кредитные гарантии и специализированные услуги. В итоге, в 2019 году доля контрактов, заключенных с МСП в китайских государственных закупках, составила 74,1% [6, с. 22] (Van, 2021, р. 22).

Схематично основные события на пути развития госзакупок в Китае с учетом мероприятий по их цифровизации и привлечению МСП представлены на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Основные события в истории развития госзакупок в Китае

Источник: составлено авторами.

2. Роль цифровых технологий в поддержке участия китайских малых и средних предприятий в госзакупках

В рамках нашего исследования мы определили четыре основных пути влияния цифровых инструментов, технологий и платформ на участие китайских МСП в госзакупках:

· государственные закупки ИТ-услуг, а также закупки китайским правительством цифровых технологий и инструментов оказывают стимулирующее воздействие на развитие МСП, в основном в плане роста компаний и инноваций;

· китайское правительство использует закупки цифровых технологий и инструментов для прямой помощи МСП в их цифровой трансформации;

· использование цифровых инструментов и платформ при проведении госзакупок в Китае помогает МСП снизить затраты и повысить общую эффективность;

· цифровая платформа государственных закупок Китая помогает МСП решить проблемы с финансированием.

Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов.

2.1. Стимулирующий эффект китайских госзакупок цифровых инструментов и платформ на развитие МСП

Известно, что государственные закупки среди прочего являются инструментом политики управления спросом, а получение заказов на закупку может непосредственно улучшить бизнес-показатели предприятий. Такая зависимость продемонстрирована в таблице 1 ниже, в которой представлено отраслевое распределение государственных закупок среди субъектов МСП за период с 2015 по 2017 г. В таблице представлены сведения о том, сколько предприятий, зарегистрированных на национальной бирже акций и котировок (NEEQ, National Equities Exchange Quotations) Китая, приняли участие в закупках в той или иной отрасли.

Таблица 1

Отраслевое распределение государственных закупок среди зарегистрированных на NEEQ МСП в Китае, кол-во предприятий

Отрасль
2015г.
2016г.
2017г.
Итого
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство и рыболовство
0
0
0
0
Горнодобывающая отрасль
0
0
0
0
Производство (обрабатывающая промышленность)
3
14
5
23
Производство и снабжение электроэнергией, теплом, газом и водой
0
0
0
0
Строительство
0
5
2
7
Оптовая и розничная торговля
1
0
1
2
Транспортная, складская и почтовая отрасль
0
0
0
0
Проживание и питание
0
0
0
0
Отрасль передачи информации, программного обеспечения и услуг в области информационных технологий
18
42
28
88
Недвижимость
0
0
1
1
Аренда и бизнес-услуги
1
1
1
3
Научные исследования и технические услуги
1
3
0
4
Управление водными ресурсами, окружающей средой и общественными объектами
0
1
2
3
Жилищные услуги, ремонт и прочие услуги
0
0
1
1
Образование
1
0
1
2
Здравоохранение и социальная работа
0
0
0
0
Культура, спорт и развлечения
0
0
0
0
Итого
25
66
43
134
Источник: составлено авторами на основании [6] (Van, 2021).

Из таблицы 1 видно, что существует неравномерное распределение китайских МСП в отрасли государственных закупок, в основном они участвовали в закупках, предмет которых был связан с передачей информации, программным обеспечением и услугами информационных технологий: суммарно за 2015, 2016 и 2017 гг. из 134 компаний в таких тендерах приняли участие 88 МСП, т.е. около 65,67%. На втором месте обрабатывающая промышленность, а в других отраслях китайские МСП участвовали намного меньше. Согласно последним данным по госзакупкам в Китае за 2021 год, количество контрактов по закупке ИТ-услуг достигло 85 993, что составляет 9,98% от общего количества контрактов (поставщиками являются все компании, не только МСП). При этом общая сумма закупок в данном сегменте в 2021 году составила 187,012 млрд юаней (26,7 млрд долларов США), что составляет 4,67% от общей суммы госзакупок в 2021 году и занимает второе место среди всех отраслей [10].

Политическая поддержка правительства Китая создает благоприятные условия для участия все большего числа МСП в государственных закупках. Преимущества собственных продуктов и услуг МСП в области цифровых технологий позволяют им получать больше заказов через госзакупки, благодаря чему предприятия увеличивают прямые доходы и прибыль. Это также оказывает прямое воздействие на потребителей и косвенно увеличивает спрос на продукцию и услуги МСП [1] (Geroski, 1990).

Государственные закупки также являются важным инструментом для стимулирования инноваций в компаниях и привлекают все больше внимания со стороны правительства и научных кругов [2] (Hommen, 2009). Государственные закупки могут предоставить фирмам возможности для специализации [3] (Kim Lowder, 2005), стимулировать увеличение инвестиций в НИОКР [14] (Lyu Fen Chao, 2014) и способствовать увеличению выпуска инновационных продуктов [4] (Marco Herzonia, 2015). Госзакупки значительно стимулируют готовность и побуждают компании к инновациям, сильнее даже, чем прямые государственные субсидии на НИОКР или налоговые стимулы [5] (Rothwell, 1981).

2.2. Китайское правительство использует закупки цифровых технологий и инструментов для оказания прямой помощи МСП в их цифровой трансформации

Цифровая трансформация оказывает положительное влияние на снижение затрат предприятий, повышение их общей эффективности, ускорение процессов трансформации и модернизации, эффективное повышение устойчивости к рискам и конкурентоспособность. Хотя большинство МСП, в том числе и в Китае, осознают важность цифровой модернизации и трансформации, их уровень цифровизации гораздо ниже, чем у крупных предприятий, из-за многочисленных трудностей, связанных с размером бизнеса. По данным Национального исследовательского института больших данных Китая, 79% китайских малых и средних предприятий все еще находятся на стадии первичной «разведки» с низким уровнем цифровизации [9].

Принимая во внимание трудности малого и среднего бизнеса при проведении цифровой трансформации, в 2020 году Центр содействия развитию МСП Министерства промышленности и информационных технологий Китая и компания Jingdong совместно запустили «Звездный план полного неба». План направлен на создание дифференцированной системы обслуживания МСП посредством совместных инноваций в цепочке промышленных поставок, а также на построение новой бизнес-экосистемы для интеграции и развития крупных, средних и малых предприятий. План реализуется, в частности, через госзакупки и включает в себя всю цепочку закупок, эксплуатации и продаж; его целью является создание дифференцированной системы обслуживания для МСП по модели «Платформа обслуживания + углубление города». С момента своего запуска он был развернут в 28 городах Китая, а к участию в нем были привлечены преимущественно МСП (более 1,2 миллиона предприятий) [9].

2.3. Использование цифровых инструментов и платформ при проведении госзакупок в Китае помогает МСП снизить затраты и повысить общую эффективность

В то время как традиционные коллективные закупки, как правило, требуют долгих и утомительных процессов по подготовке документации и решению других организационно-административных задач, платформа онлайн-закупок через сеть Интернет кардинально изменила формат государственных закупок. Благодаря интеграции информации о спросе и предложении на единой онлайн-платформе снижается порог и стоимость сбора информации на начальном этапе закупок, а информация о тендерах становится более прозрачной и открытой, что уменьшает информационную асимметрию и дает возможность большему количеству поставщиков из числа МСП участвовать в торгах, обеспечивая более полную рыночную конкуренцию.

В то же время использование таких технологий, как облачные вычисления, большие данные и распознавание изображений с помощью ИИ, делает возможным осуществление процесса торгов в режиме онлайн с помощью стандартизированных правил и положений о закупках. Другими словами, появляется возможность визуализировать государственные закупки через Интернет, что снижает нагрузку на МСП, связанную с изучением закупочных процессов, снижает финансовый порог участия МСП в государственных закупках и значительно повышает эффективность их участия.

Благодаря сетевому принципу построения китайской онлайн-платформы государственных закупок после проведения закупок услуги МСП могут достичь нескольких уровней правительства и распространить влияние и зону охвата своих товаров и услуг. В то же время, используя возможности накопления и анализа данных цифровой платформы закупок, МСП могут использовать инструменты анализа больших данных для дальнейшего совершенствования своих товаров и услуг без создания собственной базы цифровых систем. Схематично принцип работы цифровой онлайн-платформы для проведения госзакупок представлен на рисунке 2 ниже.

Рисунок 2. Роль цифровой платформы государственных закупок Китая для поддержки участия МСП в госзакупках, сокращения расходов и повышения общей эффективности предприятий

Источник: составлено авторами.

2.4. Цифровая платформа государственных закупок Китая помогает МСП решить проблемы с финансированием

Финансирование уже давно является одним из основных факторов, сдерживающих рост и развитие МСП в Китае. Небольшой размер, единая организационная структура, малая доля рынка и плохая ликвидность МСП в сочетании с тем, что банки и другие финансовые учреждения сокращают масштабы кредитования таких предприятий, а также небольшое количество малых и средних финансовых учреждений, подходящих для финансирования МСП [13] (Lin Ifu, 2001), являются ключевыми проблемам финансирования небольших предприятий в Китае. Госзакупки могут помочь в решении этих проблем, в частности благодаря их существенному влиянию на развитие МСП и устранение или сокращение их финансовых ограничений.

В ходе применения и развития цифровой платформы государственных закупок Китая было накоплено большое количество данных о МСП, участвующих в государственных закупках. Основываясь на этих данных, сторонние финансовые компании разрабатывали и адаптировали свои кредитные продукты таким образом, чтобы открыть каналы финансирования для МСП и облегчить финансовое давление, необходимое для работы с госзакупками. Типичным примером является платформа государственных закупок «Government Procurement Cloud», которая запустила онлайн-продукт инклюзивных финансовых услуг для МСП под названием «Кредит на государственные закупки», составленные на основе данных о МСП, участвующих в государственных закупках. Сообщается, что компания «Government Procurement Cloud» в настоящее время сотрудничает с более чем 20 банками по всей стране для удовлетворения различных потребностей поставщиков в финансировании и кредитах.

В качестве другого примера можно привести платформу zhengcaiyun, которая, благодаря проектам электронных закупок, электронных продаж и другим инновациям сыграла ведущую роль в отмене депозита заявки на государственные закупки, сократив связанные корпоративные расходы примерно на 16 млрд юаней (2,9 млрд долларов США) в год. На этой платформе поставщики могут получать закупочную документацию, подавать документы на участие в торгах и подписывать контракты на закупку в режиме онлайн, что повышает удобство участия в государственных закупках и экономит поставщикам около 1 млрд юаней (0,14 млрд долларов США) в год на операционных издержках. В настоящий момент общая сумма кредита на государственные закупки превысила 5 млрд юаней (7,14 млрд долларов США) [12].

Заключение

В данной статье была рассмотрена роль цифровых технологий, инструментов и платформ для поддержки и стимулирования участия малых и средних предприятий в госзакупках. Ниже представлены основные выводы нашего исследования.

Во-первых, большой масштаб государственных закупок в секторе ИТ-услуг в Китае и высокая доля участия МСП в них поддерживается китайской государственной политикой, оказывающей прямое стимулирующее воздействие на рост производительности МСП в целом. Основными участниками в китайских госзакупках, предметом которых являются информационные услуги, ИТ-продукты и т.д., являются небольшие предприятия.

Во-вторых, для помощи и ускорения цифровой трансформации МСП правительство Китая создает единую цифровую инфраструктуру и платформу цифровых приложений для МСП через государственные закупки цифровых технологий.

В-третьих, применение онлайн цифровой платформы государственных закупок Китая привело к стандартизации системы государственных закупок, повышению прозрачности информации и открытости сделок, что позволило снизить порог участия МСП в государственных закупках, сократить затраты и повысить общую эффективность бизнеса.

В-четвертых, благодаря применению и развитию цифровой платформы государственных закупок Китая накопленные данные о финансах и сделках участвующих в госзакупках предприятий стали основой для разработки кредитных продуктов, что открыло дополнительные каналы финансирования для участия в госзакупках МСП.


References:

Chorbadzhyan L. Z. (2018). Sistema gosudarstvennyh zakupok v Kitae [China's public procurement system]. Alley of Science. (10(26)). 854-857. (in Russian).

Chzhan Detszyan (2004). Kompleksnyy analiz vygod ot raskhodov na gosudarstvennye zakupki [Comprehensive analysis of the benefits of spending on public procurement] (in Russian).

Chzhan Yue (2022). Issledovanie udovletvorennosti tsifrovoy reformoy gosudarstvennyh zakupok s tochki zreniya upravleniya vzaimootnosheniyami s klientami - na primere provintsii Chzhetszyan [A study of satisfaction with the digital reform of public procurement from the point of view of customer relationship management (on the example of Zhejiang Province)] (in Russian).

Denisov I.V. (2022). Vliyanie transformatsii sotsialno-ekonomicheskikh sistem na izmenenie osnov teorii menedzhmenta: perspektivnye biznes-modeli [Impact of the socio-economic systems transformation on changing management theory: promising business models]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 479-494. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114243.

Geroski P. A. (1990). Procurement Policy as a tool of industry policy International Review of Applied Economics. 182-196.

Hommen L. (2009). Public Procurement and Innovation: Towards A Taxonomy Journal of Public Procurement. (9(1)). 17-56.

Kim Lowder (2005). Supporting SMEs through government purchasing activity International Journal of Entrepreneurship and Innovation. (6(17)). 17-26.

Kulapov M.N., Odegov Yu.G., Maslennikov V.V. (2021). Chem opasen menedzhment bez rulya i vetril: kontury budushchego otechestvennogo menedzhmenta [What is the danger of management without a rudder and sails and what are the contours of the future of domestic management]. Drukerovskij vestnik. (5(43)). 63-80. (in Russian). doi: 10.17213/2312-6469-2021-5-63-80.

Lin Ifu (2001). Razvitie MSP i finansirovanie MSP [SME development and SME finance]. Ekonomicheskie issledovaniya. (1). (in Russian).

Lyu Fen Chao (2014). Sposobstvuyut li gosudarstvennye zakupki korporativnym investitsiyam v NIOKR? -- Empiricheskiy analiz na osnove kompaniy MSP, zaregistrirovannyh na birzhe [Does Public Procurement Promote Corporate R&D Investment? Empirical Analysis based on Listed SME Companies]. Nauka i nauchno-tekhnicheskiy menedzhment. (3 (61)). 81-84. (in Russian).

Marco Herzonia (2015). Demand-side vs. Supply-side Technology Policies: Hidden Treatment and New Empirical Evidence on the Policy Mix Research Policy. (44(3)). 726-747.

Petrenko E.S., Vechkinzova E.A. (2021). Analiz effektivnosti finansirovaniya programm podderzhki malogo biznesa v Respublike Kazakhstan [The analysis of the efficiency of financing small business support programs]. Journal of Central Asia Economy. 5 (4). 463-474. (in Russian). doi: 10.18334/asia.5.4.41498.

Prodanova N. A., Zatsarinnaya E. I. (2015). Osobennosti sistemy gosudarstvennyh zakupok v Kitae [The peculiarities of state procurement in China]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 151-158. (in Russian).

Rothwell R. (1981). Government Regulation and Innovation - Industrial Innovation and Public Policy

Sidorenko A. P. (2020). Sistema gosudarstvennyh zakupok za rubezhom [Public procurement system abroad] Modern scientific research: theory, methodology, practice. 69-74. (in Russian).

Van I Pu. (2021). Issledovanie gosudarstvennyh zakupok dlya razvitiya MSP -- Dannye, osnovannye na dannyh kompaniy, vklyuchennyh v listing NSS [Analysis of the current state of measures to support small and medium-sized businesses in russia amidst the coronacrisis]. Spravochnik po ekonomicheskim issledovaniyam. (14). (in Russian).

Страница обновлена: 26.03.2025 в 09:14:22