Система управления инновационным развитием региона в контексте цифровой трансформации
Кузьминых Н.А.1, Милицкая А.О.1
1 Уфимский университет науки и технологий, Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211429
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлена система управления инновационным развитием региона, основанная на подходах и принципах управления, отличающаяся моделью управления в контексте цифровой трансформации, что позволяет принимать решения инновационного характера. Авторами рассмотрены различные подходы к управлению инновационным развитием региона. В ходе исследования систематизированы принципы управления инновационным развитием региона, раскрывающие процесс эффективного управления инновационной деятельностью в условиях цифровой трансформации. Предложенная система принципов управления инновационным развитием региона включает: принцип стратегической направленности, принцип иерархичности, принцип непрерывности, принцип оперативной адаптации принцип динамичного развития, принцип комплексности, принцип интеграции и кооперации, принцип обратной связи, принцип заинтересованности и осознанности власти и субъектов инновационной деятельности в создании и внедрении инноваций как драйвера социально-экономического развития региона, принцип доступности к инфраструктурному и информационному обеспечению, принцип работы в группе, принцип цифровой трансформации. Разработана модель управления инновационным развитием региона в контексте цифровой трансформации, основанная на гармонизации взаимодействия хозяйствующих субъектов инновационной сферы, отличающаяся выделением зон ответственности органов власти и предусматривающая реализацию адресной инвестиционно-инновационной программы и выбор стратегии управления инновационным развитием региона. Предложенная модель рассмотрена на примере Республики Башкортостан
Ключевые слова: инновационная экономика, инновации, управление инновационным развитием, модель управления, цифровая трансформация
JEL-классификация: R11, R12, R13, O31
Введение
Проблематика управления инновационным развитием в условиях политического давления стран мира на Россию будет находиться в центре внимания не только изучающих вопросы инновационного развития, но и у аппарата управления страны, так как возможен риск снижения эффективности инновационной деятельности, упадок инновационного развития всех регионов Российской Федерации. В настоящее время наблюдается недостаточное финансирование, неразвитость инновационной инфраструктуры в регионах и их дифференциация, проблема кадров и ее зависимость от урбанизации и др. Сегодня управление инновационным развитием больше носит теоретический характер, так как в нестабильных экономических условиях, встречающих постоянные вызовы извне, сложно создать гибкую модель управления инновационным развитием, а также выстроить грамотную стратегию развития для поддержания и роста уровня инновационного развития страны. Далеко не все регионы Российской Федерации имеют стратегические цели в инновационной сфере, поэтому развитие происходит низкими темпами, что, безусловно, тормозит инновационное развитие страны в целом. В этой связи управление инновационным развитием региона требует пересмотра в рамках разработки модели управления и разработки стратегии с действующими инструментами развития.
Существующая проблема разноплановости подходов к управлению инновационным развитием социально-экономических систем, представленная Бойкачевым М.А. [3] (Boykachev, 2021), Валинуровой Л.С., Казаковой О.Б., Кузьминых Н.А., Россинской Г.М. [4] (Valinurova, Kazakova, Kuzminyh, Rossinskaya, 2015), Кузьминых Н.А. [4, 11] (Valinurova, Kazakova, Kuzminyh, Rossinskaya, 2015; Kuzminyh, 2013), Волчковой И.В., Вотяковой И.В., Воробьевой Е.С., Недоспасовым А.А., Недоспасовой О.П. [5] (Volchkova, Votyakova, Vorobeva, Nedospasov, Nedospasova, 2017), Головой И.М. [6] (Golova, 2021), Дмитриевой С.И. [8] (Dmitrieva, 2012), Касьяновым А.С., Прусовым М.А. [9] (Kasyanov, Prusov, 2020), Красовой Е.В., Вокес И.В. [10] (Krasova, Vokes, 2019), Лавреновой Г.А., Лавреновой Е.В., Ивашининой Т.Б. [13] (Lavrenova, Lavrenova, Ivashinina, 2022), Погожевой С.Ю. [16] (Pogozheva, 2020), Суязовым В.Н. [18] (Suyazov, 2009), Уандыковой М.К. [19] (Uandykova, 2019), Шелкуновой Т.Г. [21] (Shelkunova, 2016), Шубиной Н.В. [22] (Shubina, 2014) и др., а также принципов, рассмотренных Валинуровой Л.С., Казаковой О.Б., Россинской Г.М. [4] (Valinurova, Kazakova, Kuzminyh, Rossinskaya, 2015), Кузьминых Н.А. [4, 11] (Valinurova, Kazakova, Kuzminyh, Rossinskaya, 2015; Kuzminyh, 2013), Дегтяревой Н.М., Самадовым З.С. [7] (Degtyareva, Samadov, 2015), Дмитриевой С.И. [8] (Dmitrieva, 2012) и др., является останавливающим фактором в инновационном развитии регионов Российской Федерации. Не имея общего теоретического базиса, в науке происходят расхождения относительно создания системы управления инновационным развитием региона. Данная проблематика по сей день является актуальной и востребованной, а возникающие вопросы в рамках нестабильности экономики остаются нераскрытыми и дискуссионными.
Исходя из этого, целью исследования является разработка рекомендаций по формированию системы управления инновационным развитием региона в контексте цифровой трансформации.
Авторская гипотеза состоит в том, что эффективная система управления инновационным развитием региона должна строиться на синтезе подходов и системе принципов, учете цифровой трансформации экономики в модели управления инновационным развитием региона.
Методологию исследования составили системный и логический анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация.
Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию системы управления инновационным развитием региона на основе синтезированного подхода и системы принципов управления, отличающихся моделью управления, раскрывающей процесс эффективного управления инновационной деятельностью в контексте цифровой трансформации экономики, обеспечивающей гармонизацию взаимодействия хозяйствующих субъектов инновационной сферы с выделением зон ответственности органов власти и предусматривающей реализацию адресной инвестиционно-инновационной программы, что позволяет принимать стратегические решения инновационного характера.
Подходы к управлению инновационным развитием региона
Для обеспечения качества управления инновационным развитием региона в условиях текущего положения экономики возникает необходимость опираться на опыт имеющихся подходов к управлению инновационным развитием региона, а также разрабатывать свои уникальные подходы для формирования гибкой системы управления инновационным развитием. Эффективность данной системы заключается в проведении анализа имеющихся ресурсов у региона, когда система будет гибкой ко всем вызовам, как внутренним, так и внешним. Поэтому при наличии действенного подхода в рамках управления инновационным развитием будет виден прогресс выполняемых работ по сформированным стратегиям.
Для успешного функционирования системы управления инновационным развитием региона необходим подход к эффективному выстраиванию инновационных процессов. Как показали результаты исследования, существуют различные подходы к управлению инновационным развитием социально-экономических систем [3–6, 8–11, 13, 16, 18, 19, 21, 22] (Boykachev, 2021; Valinurova, Kazakova, Kuzminyh, Rossinskaya, 2015; Volchkova, Votyakova, Vorobeva, Nedospasov, Nedospasova, 2017; Golova, 2021; Dmitrieva, 2012; Kasyanov, Prusov, 2020; Krasova, Vokes, 2019; Kuzminyh, 2013; Lavrenova, Lavrenova, Ivashinina, 2022; Pogozheva, 2020; Suyazov, 2009; Uandykova, 2019; Shelkunova, 2016; Shubina, 2014). В связи с этим целесообразно рассмотреть основные подходы к управлению инновационным развитием социально-экономических систем: проектный, процессный, системный, функциональный, маркетинговый, ситуационный.
Проектный подход вобрал в себя методологические основы проектного менеджмента, используя инструменты, дорожные карты для успешного выхода инноваций на рынок.
«По мнению некоторых авторов, процессный подход базируется на функциональном разделении труда между производством и управлением с учетом факторов периодичности и непрерывности» [8] (Dmitrieva, 2012). Данный подход, предложенный Л. Файолем [20] (Fayol, 1923), включает в себя базисные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль, а также учитывает то, что данные функции имеют прочные взаимосвязи между собой.
Системный подход помогает разграничить объект и субъект в управлении инновационным развитием, рассматривая их взаимодействие как цель для разработки инновации. Именно данный подход объединил в себе такие принципы, как взаимосвязанность, согласованность и синхронизация, тем самым получая синергетический эффект от их взаимодействия. Основоположником данного подхода является Л. Фон Берталанфи [2] (Bertalanfi, 1969). Основой подхода является постановка цели, а выстроенные в нем задачи – это комплекс мер либо процесс по достижению этих целей. Подход предполагает, что каждый из элементов имеющейся системы имеет свои собственные цели, которые должны повысить эффективность управления в целом. Поэтому в данном подходе необходимо соблюдать грамотную постановку генеральной цели, иерархичность, определение методов и средств достижения цели, при этом достижение результатов происходит за счет применения инструментов сравнительного анализа. Особенностью системного подхода является то, что нарушение любой части системы приводит к полному нарушению работы в целом, что довольно критично для современных условий управления.
Функциональный подход – это подход, основанный на совокупности определенных функций, необходимых для достижения поставленной цели. Особенностями данного подхода являются: строгая иерархичность, четкое распределение функционала и обязанностей с учетом специфики, управление с использованием функционального принципа, то есть одна функция имеет одного руководителя как исполнителя.
Сегодня отдается предпочтение проектному подходу взамен функциональному. Раньше считалось, что инновация как отдельная функция, а соответственно, процесс организации деятельности концентрировался в отдельных подразделениях, таких как лаборатории, конструкторские отделы и тому подобное. В дальнейшем в таком разделении функций начали возникать конфликтные ситуации, хотя изначально каждый функциональный отдел показывал высокую эффективность благодаря высокой специализации сотрудников. Вследствие этого и возник новый подход – проектный. Теперь вся организация инновационной деятельности заключалась в одном отделе, имеющем все необходимые функции и специализации. Поэтому сегодня и существует большое разнообразие структур управления, прогрессирующих от линейно-функциональной, таких как матричные, проектные. Но при этом проектный подход плохо учитывал потребности потребителей на рынке, то есть не мог правильно сделать анализ по целевым группам как потребителям инноваций, динамику рыночной конъюнктуры, а также не отслеживал своих конкурентов, тем самым мог породить либо псевдоинновации, либо стать имитатором на рынке инновационных товаров и услуг. От проектного подхода перешли к процессному, одному из самых распространенных на данный момент. Этот подход рассматривает инновационную деятельность в комплексе и охватывает все подразделения, отслеживает имеющиеся внутренние бизнес-процессы. Положительной чертой данного подхода является сохранение специализации участников процесса, а также их интеграция, межведомственное взаимодействие и непрерывность работы. Одной из отрицательных черт проектного подхода является срок окончания реализации проекта, что несвойственно процессному подходу.
Смысл маркетингового подхода заключается во взаимодействии коммуникационной составляющей между потребителями и производителями услуг или продуктов. Исследования в области маркетинга в данном подходе производятся на всех стадиях инновационного процесса. В рамках данного подхода соблюдается принцип «чистого маркетинга», при котором выпускаемые на рынок инновации имеют реальный спрос и будут востребованными.
Ситуационный подход предполагает использование конкретных методов управления в рамках определенных ситуаций. Под определенной ситуацией подразумевается определенный набор методов, инструментов, мероприятий. Благодаря данному подходу у руководителя есть возможность более четко и детально рассмотреть ситуацию и подобрать подходящие способы и методы достижения целей либо решения каких-либо проблем, но при этом, как и во всех вышеуказанных подходах, необходимо учитывать влияние внешней среды для построения более гибкой системы реагирования и дальнейшего развития.
В теории ситуационного подхода существуют четыре закрепленных положения: действия руководителя всегда подкреплены эффективными средствами управления, необходимо проводить анализ на вероятностные последствия от применяемых действий по управлению, руководство должно всецело понимать ситуацию, определять эффект от приносимых им изменений, уметь проводить анализ последствий, имеющих негативный эффект. При этом важно понимать, что каждый субъект выбирает для себя сам подход, модели – целостную систему управления, ориентируясь в первую очередь на свое состояние.
Стоит обобщить, что в современной науке выделяют множество подходов в сфере управления инновационным развитием региона. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Такое разнообразие подходов можно объяснить тем, что большинство социально-экономических систем не может уложиться в те или иные рамки подходов, поэтому с каждым разом их разрабатывается все больше и больше, что грамотно с точки зрения внедрения инноваций в повседневную жизнь.
Принципы управления инновационным развитием региона
В современном мире в связи с тяжелой экономической обстановкой, политикой санкционного давления в Российской Федерации наступил сложный этап инновационного развития. В связи с этим необходимо внедрять новую систему принципов для налаживания процесса работы в кризисных условиях, выстраивать свою модель управления инновационным развитием региона.
В ходе исследования были проанализированы различные принципы управления инновационным развитием [4, 7, 8, 11, 17] (Valinurova, Kazakova, Kuzminyh, Rossinskaya, 2015; Degtyareva, Samadov, 2015; Dmitrieva, 2012; Kuzminyh, 2013; Polyakova, Solodkov, 2015). Исходя из сегодняшней повестки систематизированы принципы управления инновационным развитием, раскрывающие процесс эффективного управления инновационной деятельностью в современных условиях хозяйствования. Их можно использовать для понимания особенностей формирования и развития системы управления инновациями или как инструмент для оценки возможностей субъектов в области управления в инновационной сфере. Учитывая это, предлагается система принципов, положенная в основу модели управления инновационным развитием региона:
1) принцип стратегической направленности – определение стратегических ориентиров и целей необходимо для реализации эффективной деятельности региона в сфере инновационного развития;
2) принцип иерархичности – важным фактором является соблюдение различных приоритетов инновационной политики, которая проводится государством на различных уровнях: национальном, региональном, муниципальном;
3) принцип непрерывности – процесс необходимо поддерживать на постоянной основе, так как это способствует поиску более совершенных мер, принципов, моделей и т.д.;
4) принцип оперативной адаптации – модель должна моментально адаптироваться под различные ситуации, происходящие как вовне, так и внутри;
5) принцип динамичного развития – модель должна совершенствоваться, тем самым соблюдая принцип оперативной адаптации и непрерывности;
6) принцип комплексности. Модель – это взаимосвязь различных подсистем, без данных связей она не может функционировать, а соответственно, нет инновационного развития;
7) принцип интеграции и кооперации – у субъектов хозяйствования должны быть интеграционные и кооперационные связи с другими субъектами;
8) принцип обратной связи позволяет точно определить «методы достижения поставленной цели, сократить затраты за счет отказа от ненужных действий в процессе управления инновационной деятельностью» [17] (Polyakova, Solodkov, 2015);
9) принцип заинтересованности и осознанности власти и субъектов инновационной деятельности в создании и внедрении инноваций как драйвера социально-экономического развития региона. Последнее десятилетие продемонстрировало, насколько важно запускать и реализовывать «настоящие» проекты, когда они приносят прорывные инновации. Принятие мер часто оказывается наиболее эффективным способом обучения в любой стратегической области, единственным способом мобилизовать ключевых участников и убедить их инвестировать, а также наиболее эффективным способом заставить потенциальных клиентов реагировать. Вдобавок ко всему это часто заставляет топ-менеджеров (или инвесторов) мечтать. Это также способствует развитию навыков, которые могут иметь значение;
10) принцип доступности инфраструктурного и информационного обеспечения за счет информационной открытости в рамках одного окна;
11) принцип работы в группе. Идея открытых инноваций так популярна, поэтому внедрять инновации в одиночку становится все труднее. На практике необходимо найти способы совместного внедрения инноваций и управления этим процессом с группой партнеров, которые смогут вместе продвигаться в потенциально инновационном направлении;
12) принцип цифровой трансформации инновационной экономики. Под цифровой трансформацией инновационной экономики предлагается понимать процесс использования цифровых технологий и реализации цифровой стратегии для создания новых или совершенствования существующих инноваций или инновационных систем, меняющихся с требованиями бизнес-процессов и рынка. Цифровая трансформация для успешного функционирования и развития обеспечена технологическими основами – это большие данные, социальность, мобильность, облачность. Каждая технологическая основа имеет огромное влияние на успешность в цифровом развитии того или иного объекта. Большие данные являются основой для развития искусственного интеллекта, прорыв которого будет в ближайшем будущем; социальность помогает развить и продвинуть ту или иную инновацию в массы; мобильность и облачность – как залог более быстрого развития за счет мгновенного доступа к необходимой информации.
Способность к инновациям – одна из основных опор, поддерживающих предпринимательскую деятельность. Со все более быстрыми технологическими волнами, насыщенными и глобализированными рынками, универсальностью потребителей, потрясениями в механизмах обмена конкуренция, основанная на инновациях, не оставляет много места, чтобы избежать выбора постоянно запускать новые и более инновационные продукты и услуги. Современный мир и наука требуют быстрого создания необходимых рынку инновационных продуктов и услуг, что затрудняет деятельность для инновационного бизнеса. Это требует пересмотра текущих инструментов. Предложенные принципы являются основой модели управления инновационным развитием региона.
Модель управления инновационным развитием в регионе
В научной литературе есть различные классификации и примеры моделей [11, 12, 14] (Kuzminyh, 2013; Kuzminyh, 2013; Militskaya, Kuzminyh, 2021), но для эффективного развития региону необходимо выстроить собственную модель управления инновационным развитием. Исходя из этого, региону необходимо реализовывать модель управления инновационным развитием таким образом, чтобы она была проста в управлении и имела высокую эффективность. При этом построение модели – сложный и кропотливый труд. Здесь объединяются государственные органы, институты прогнозирования, отделы по стратегическому планированию, а также орган или команда, отвечающая за цифровую трансформацию, определенную оцифровку всех данных, активов.
Целью разработки данной модели является упорядочивание процесса управления, установление эффективных взаимосвязей, которые непосредственно будут влиять на инновационное развитие региона. Учитывая это, предлагается модель управления инновационным развитием региона в контексте цифровой трансформации на основе синтезированного подхода, включающего проектный, процессный, системный, функциональный, маркетинговый, ситуационный подходы (рис. 1).
\
Рисунок 13. Модель управления инновационным развитием региона в условиях цифровой трансформации*
*Разработано автором.
Рисунок 1. Модель управления инновационным развитием региона в контексте цифровой трансформации
Источник: составлено авторами.
«Под моделью управления инновационным развитием региона понимается совокупность принципов, функций, методов и инструментов, с помощью которых путем целенаправленного взаимодействия субъектов управления регион достигает наилучшего режима функционирования. Управление региональным развитием требует детальной проработки стратегических программ развития, оптимального сочетания административных, экономических и социально-психологических методов прямого и косвенного воздействия, что позволяет наиболее полно реализовать базовые принципы управления: системности, целеполагания, сбалансированности, адаптивности, научной обоснованности, партнерства и селективности» [15] (Osipova, Butorina, Tolstobrova, 2017).
Данная модель, отраженная в рисунке 1, содержит в себе «вход» и «выход», которые необходимы для реализации продуктов инновационного или научного характера на рынке товаров и услуг. Все это – внешняя среда модели. Внутренняя среда должна состоять из такого набора взаимосвязанных составляющих, которые должны обеспечить процесс достижения поставленной цели самой модели, то есть эффективного инновационного развития [14] (Militskaya, Kuzminyh, 2021). Эта среда будет являться некой системой взаимодействия всех заинтересованных лиц и реализовывать себя как рабочая группа по управлению инновационным развитием региона. В нее должны входить: государственные органы исполнительной власти, подведомственные им органы в лице институтов развития, предприниматели-инноваторы, инвесторы, учебные заведения региона, научные центры и представители общественных организаций.
Новизной данной модели является разработка и создание Федеральной адресной инновационно-инвестиционной программы в рамках поддержки заинтересованных лиц в сфере инновационных разработок и их коммерциализации, кураторами которой будут выступать Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, а также институты развития. Прототипом данной программы выступает Федеральная адресная инвестиционная программа [1], направленная на строительство и реконструкцию объектов социального назначения. Данная программа реализуется Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно при помощи выделения бюджетных средств различных уровней бюджетов страны. В соответствии с реализацией предложенной программы будет осуществляться предоставление субсидий из федерального, регионального и муниципального бюджетов на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, реализация которых направлена на производство и коммерциализацию инновационных продуктов в регионе. При этом финансирование научно-исследовательских проектов в сфере инноваций должно происходить за счет средств национального проекта Российской Федерации «Наука».
Факторами, оказывающими влияние на внешнюю среду, могут быть: инновационная политика, инвестиционная политика и так далее.
Центром данной модели будет взаимодействующая между собой рабочая группа по управлению инновационным развитием региона, реализующая Федеральную адресную инновационно-инвестиционную программу в рамках поддержки предпринимателей-инноваторов, и «Центр управления», выполняющий цифровую функцию. Современный мир, в том числе и экономика, требует незамедлительного ответа на реакции извне. С помощью оцифровки всех больших данных, активов и пассивов может облегчиться отдача всех субъектов инновационного развития региона. Такие модели внедряются на территориях многих высокоразвитых регионов Российской Федерации, например, в Москве, Республике Башкортостан. Многие другие регионы страны выстроили Центры управления, работающие по принципу «ящика», то есть принимают информацию, большие данные, которые оцифровываются, и они уже поступают, по требованию, например, в региональные органы исполнительной власти или в открытый доступ. Такая модель максимально быстро и четко может давать реакцию на внешние воздействия, при этом затрачивается меньшее количество ресурсов, а также является информационно значимой [14] (Militskaya, Kuzminyh, 2021).
Данный способ развития помогает минимизировать ошибки в расчетах или в более быстром темпе ликвидировать их, а также выстроить более точные прогнозы развития каких-либо сфер экономики, страдающих от различных негативных воздействий извне или внутри регионов в рамках управления инновационным развитием.
В сегодняшнее время влияние цифровизации несомненно важно, поэтому современные модели необходимо перестраивать в ускоренном темпе, чтобы поддержать развитие или повысить его темпы.
При этом, чтобы реализовать модель, необходимо продумать различные стратегии, мероприятия, новые меры поддержки, чтобы данная система действительно функционировала. Одной из важнейших мер поддержки для региона является создание платформы – центра поддержки субъектов инновационного развития. Другой не менее важной мерой поддержки и развития станет создание отдельного органа управления или крупного подразделения, курирующего вопросы инновационного развития.
Создание новых управленческих структур может установить более четкие взаимосвязи в инновационном процессе как непосредственной части инновационного развития.
Новизной данной модели является то, что включается блок по оценке характера инновационного развития, а также уровня управления инновационным развитием региона, раскрывающих результаты инновационной деятельности, за счет мер, реализуемых в регионе, что позволяет разработать стратегию инновационного развития, нацеленную на активизацию инновационной деятельности.
Целесообразно рассмотреть работу предложенной модели управления инновационным развитием на примере Республики Башкортостан (рис. 2).
В рамках реализации данной модели управления инновационным развитием Республики Башкортостан необходимо создание рабочей группы по развитию, инициатором которой будет выступать Министерство промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан. Другими участниками, непосредственно контролирующими процесс работы группы и реализации Региональной адресной инновационно-инвестиционной программы Республики Башкортостан, являются: Правительство Республики Башкортостан – как орган, отвечающий за реализацию данной программы в целом, Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан – как куратор всех инвестиционных проектов республики, оценщик эффективности использования бюджетных средств, а также составитель данной программы, Министерство финансов Республики Башкортостан – как орган, выделяющий бюджетные средства главным распорядителям бюджетных средств республики, Министерство предпринимательства и туризма Республики Башкортостан совместно с АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» в рамках привлечения инвесторов для реализации инновационных проектов, ЦУР РБ – как главная площадка для реализации аналитической и информационной работы в рамках привлечения как инноваторов в регионе, так и инвесторов, и другие региональные органы исполнительной власти Республики Башкортостан и институты развития.
Рисунок 14. Модель управления инновационным развитием Республики Башкортостан*
*Разработано автором.
Рисунок 2. Модель управления инновационным развитием Республики Башкортостан
Источник: составлено авторами.
Заключение
Таким образом, реализация Региональной адресной инновационно-инвестиционной программы позволит привлекать в регион больше средств из федерального бюджета, заручаться поддержкой Ассоциации инновационных регионов России в рамках трансферта различных субсидий, а также повысить уровень государственной власти, показывая свою заинтересованность в инновационной сфере республики.
В рамках работы группы необходимо проведение оценки характера инновационного развития Республики Башкортостан, а также уровня управления инновационным развитием республики, с помощью которых будет составляться стратегия инновационного развития региона, нацеленная на повышение уровня управления инновационным развитием республики, а также положительные тенденции в изменении характера инновационного развития региона.
Подводя итоги, можно сказать, что реализация предложенной модели управления инновационным развитием региона направлена на решение существующих проблем, а также на достижение стратегической цели – повышение уровня инновационного развития региона, а соответственно, и конкурентоспособности его на уровне страны.
Источники:
2. Берталанфи Л. Общая теория систем ‒ Критический обзор. / Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. – 28 c.
3. Бойкачев М.А. Инновационные подходы управления в развитии транспорта // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). – 2021. – № 1 (14). – c. 130-136.
4. Валинурова Л.С., Казакова О.Б., Кузьминых Н.А., Россинская Г.М. Методологические основы управления инновационным развитием региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 3(125). – c. 67-70.
5. Волчкова И.В., Вотякова И.В., Воробьева Е.С., Недоспасов А.А., Недоспасова О.П. Стратегическое управление инновационным развитием муниципальных образований: теоретический аспект // Экономика строительства. – 2017. – № 4 (46). – c. 30-44.
6. Голова И.М. Теоретические основы инновационного развития территориальных сообществ: современное состояние и направления формирования // Журнал экономической теории. – 2021. – № 2. – c. 161-184.
7. Дегтярева Н.М., Самадов З.С. Принципы и методы управления инновационным развитием региона // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. – № 1 (33). – c. 224-229.
8. Дмитриева С.И. Основные принципы и подходы к управлению инновационным развитием промышленных холдингов // Проблемы экономики. – 2012. – № 6. – c. 272-276.
9. Касьянов А.С., Прусов М.А. Современные подходы к управлению инновационным развитием предприятий и организаций // Научно-практические исследования. – 2020. – № 7-4 (30). – c. 8-12.
10. Красова Е.В., Вокес И.В. Направления оптимизации территориального управления инновационным развитием в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – № 4(29). – c. 223-226.
11. Кузьминых Н.А. Новый взгляд на модель управления инновационным развитием социально-экономической системы // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – № 3. – c. 116-123.
12. Кузьминых Н.А. Управление инновационным развитием муниципальных образований // Экономические и гуманитарные науки. – 2013. – № 8(259). – c. 3-9.
13. Лавренова Г.А., Лавренова Е.В., Ивашинина Т.Б. Стратегическое управление инновационным развитием предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 8(152). – c. 60-70.
14. Милицкая А.О., Кузьминых Н.А. Модель управления инновационным развитием региона в условиях цифровой трансформации // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – № 6(162). – c. 60-64.
15. Осипова М.Ю., Буторина О.В., Толстоброва Н.А. Разработка модели управления инновационным развитием в регионе // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. – 2017. – c. 135–144.
16. Погожева С.Ю. Методы управления человеческим капиталом в контексте инновационного развития предприятий // Экономический вектор. – 2020. – № 2(21). – c. 103-109.
17. Полякова А.П., Солодков М.В. Инновационное развитие региона: экономическая сущность и принципы // Baikal Research Journal. – 2015. – № 1. – c. 11.
18. Суязов В.Н. Процессный подход в управлении инновационным развитием предприятия // Инновационная деятельность. – 2009. – № 3(8). – c. 20-22.
19. Уандыкова М.К. Интегрированное управление инновационным развитием региона на основе сценарного подхода // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – № 2. – c. 228-239.
20. Файоль А. Общее и промышленное управление. / А. Файоль; пер. Б.В. Бабина-Кореня с предисл. А.К. Гастева. - Москва: Центральный институт труда, 1923. – 122 c.
21. Шелкунова Т.Г. Сценарный подход в стратегическом управлении региональным развитием // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – № 7. – c. 87–91.
22. Шубина Н.В. Влияние инновационного развития на экспорт продукции в деревообрабатывающей промышленности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 2. – c. 94-108.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:10