Youth entrepreneurship in the Republic of Belarus: analysis and development trends

Klimuk V.V.1, Degil V.1
1 Барановичский государственный университет, Belarus

Journal paper

Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49999820
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The regulatory and legal infrastructure of the Republic of Belarus in the field of the state innovation policy, youth entrepreneurship, startup movement is systematized. A questionnaire to assess the level of youth entrepreneurial competencies has been developed. The surveys were conducted in 2021 and in 2022, which made it possible to perform a comparative analysis of the results obtained. There is a growing trend in the level of desire among young people to engage in their own business. Priority types of business among young people are identified; and problematic issues that slow down the development of entrepreneurial ideas and the launch of youth startups are particularised. A number of stimulating factors that provide conditions for starting your own business, including the most important role of educational institutions, have been identified.

Keywords: youth entrepreneurship, entrepreneurial competencies, startup project, business, stimulating entrepreneurial activity



Реализация предпринимательских молодежных инициатив позволяет генерировать инновационные бизнес-модели, успешное функционирование которых позволяет создавать новые (дополнительные) рабочие места, производить новые виды товаров. В Республике Беларусь уделяется особое внимание развитию предпринимательских компетенций у молодежи (в частности, рамках государственной программы «Образование и молодежная политика», Национальной стратегии развития государственной молодежной политики до 2030 года, государственной программы «Малое и среднее предпринимательство»).

В международном рейтинге Всемирного банка «Doing Business» [1] Республика Беларусь в 2019 году заняла 49-е место (74,3 балла). Для сравнения: у России – 78,2 балла, Китая – 77,9 балла.

В Республике Беларусь совершенствуется законодательная система, регулирующая вопросы эффективности инновационной политики (табл. 1).

Таблица 1

Инфраструктура нормативно-правового регулирования эффективности инновационной политики в Республике Беларусь

Название нормативно-правового акта
Содержание
Государственная программа инновационного развития на 2021–2025 гг.
В целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения ее инновационного развития Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348 была утверждена [2]
Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы
Государственная программа разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными в концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года и направлена на создание благоприятной деловой среды для развития предпринимательства, стимулирование инициативности и предприимчивости граждан [3]
Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года
Она представляет собой руководство для деятельности субъектов молодежной политики на республиканском и местном уровнях, носит межсекторальный характер и предполагает тесное межведомственное взаимодействие в реализации совместных программ, проектов и мероприятий, которые ориентированы на молодых граждан [4]
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года
Долгосрочная стратегия определяет цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Она призвана создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления на всех уровнях [5]

Результаты исследований в области молодежного предпринимательства представлены в научных трудах белорусских ученых Климука В.В. [7; 13; 18] (Klimuk, Terziev, 2021; Klimuk, 2021), Быкова А.А. [8] (Bykov, 2014), Рудого К.В. [9] (Rudyy, 2015), Яшевой Г.А. [10] (Blinov, Yasheva, 2014), Шимова В.Н. [11] (Shimov, Kryukov, 2014), Касперовича С.А. [12] (Kasperovich, 2018) и др. Также результаты научных исследований по тематике механизмов развития молодежного предпринимательства представлены в работах российских ученых Андреевой О.В. [16] (Andreeva, 2018), Черновой О.А., Матвеевой Л.Г. [17] (Matveeva, 2019), Астратовой Г.В. [19] (Astratova, Klimuk, Minin, 2015) и других.

В первую очередь для развития системы стартап-движения, процессов генерации молодежных предпринимательских инициатив необходима реализация образовательных траекторий модульного обучения. Данный процесс предусматривает совершенствование содержания образовательных программ в системе учреждений образования (образовательных программ общего высшего, углубленного высшего образования в учреждениях высшего образования, а также на уровне учреждений общего и среднего специального образования), что позволит сформировать как теоретические, так и практические подходы к развитию предпринимательских компетенций у молодежи с целью их последующего применения при создании стартапов.

Для анализа существующих проблемных вопросов в системе общего, среднего специального и высшего образования и выявления трендов развития молодежного предпринимательства авторами были проведены опросы среди студентов и учащихся в 2021 и 2022 годах (на основе разработанных опросников в Google Forms). Систематизация полученных результатов представлена в таблице 2.

Таблица 2 Результаты опросов молодежи по тематике молодежного предпринимательства в 2021–2022 гг.

Вопрос
2021 год
2022 год
Желание заняться бизнесом («да» или «вероятно»)
86,7%
86,9%
Приоритетные виды бизнеса, планируемые к открытию
Информационные технологии – 32,1%
Спорт и туризм – 29,4%
Реклама – 21,7%
Информационные технологии – 32,5%
Услуги населению – 27,4%
Культура – 21,8%
Образование – 19,7%
Отсутствие (или наличие 1–2) учебных предметов, связанных с бизнес-тематикой, в своих учреждениях образования
75,1%
86,5%
Основные стимулы для реализации собственного бизнеса
Улучшение материального состояния – 30,2%
Польза для общества – 20,9%
Реализация своих инновационных идей – 14%
Улучшение материального состояния – 45%
Польза для общества – 30,7%
Реализация своих инновационных идей – 26,9%
Основные барьеры при развитии собственного бизнеса
Риск неудачи – 25,6%
Отсутствие финансирования – 23,3%
Отсутствие самой идеи – 14%
Рису неудачи – 15,6%
Отсутствие финансирования – 45,4%
Отсутствие самой идеи – 14,9%
Проблемные вопросы развития компетенций у молодежи в области предпринимательства в учреждениях образования
Отсутствие практического опыта ведения бизнеса у преподавателей – 22,3%
Недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе) – 23,1%
Большой объем теоретического материала – 18,2%
Отсутствие практического опыта ведения бизнеса у преподавателей – 18,7%
Недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе) – 19,2%
Большой объем теоретического материала – 20,7%
Источник: собственная разработка на основе опросов в Google Forms.

Компаративный анализ полученных результатов опросов позволяет сделать следующие выводы:

1. Следует отметить высокий уровень желания у молодежи открыть свой собственный бизнес (86,7% в 2021 году и 86,9% в 2022 году), что характеризуется инициативностью современной молодежи и стремлением обеспечения коммерческого эффекта от реализации собственных идей.

2. Приоритетным видом желаемого бизнеса у молодежи были информационные технологии – 32,1% и 32,5% в 2021–2022 гг. соответственно, что свидетельствует о дальнейшем развитии цифровизации. Также высокой приоритетностью в 2022 году отличаются такие виды деятельности, как услуги социально ориентированного характера (услуги населению – 27,4%, культура – 21,8%, образование – 19,7%), что обусловливает рост уровня осознанности молодежи, ее стремления обеспечить социальное развитие в стране.

3. Высокой является доля отсутствия или наличия 1–2 учебных предметов, связанных с бизнес-компетенциями, в учреждениях образования: 85,1% в 2021 году и 86,5% в 2022 году, что обусловливает необходимость актуализации образовательных программ. Особенно данный вопрос является актуальным для учреждений образования, функционирующих на основе модели «Университет 3.0».

4. Основными стимулами для создания собственного бизнеса стали: улучшение материального состояния (в 2022 году – 45% респондентов, что на 14,8% выше прошлогоднего значения) – с целью получения коммерческого эффекта; польза для общества (в 2022 году – 30,7%, что на 9,8% больше, чем в прошлом году) – для обеспечения социального развития региона (страны); реализация своих инновационных идей (в 2022 году – 26,9% против 14% в 2021 году) – с целью самовыражения и самоопределения своей значимости молодежью в обществе для развития своей страны.

5. Основными барьерами при развитии собственного бизнеса стали: отсутствие финансирования (в 2022 году – 45,4%, в 2021 году – 23,3%) – для обеспечения закупки материально-сырьевых ресурсов, инвестиций в основной капитал в первую очередь; при этом существенный рост в 2022 году, почти в 2 раза, обусловливает необходимость дальнейшего развития фондов финансирования инноваций, стартапов, в т.ч. молодежных; отсутствие самой идеи (в 2022 году – 14,9%, в 2021 году – 14%) – для запуска стартапа на основе принципа оригинальности; риск неудачи (в 2022 году – 15,6%, в 2021 году – 25,6%), обусловленный неуверенностью в собственных силах (идеях, компетенциях, команде, финансовых ресурсах и др.); причем в 2022 году произошло сокращение на 10% уровня влияния данного барьера на развитие бизнеса.

6. В системе образования основными проблемными вопросами в направлении развития бизнес-компетенций у молодежи выявлены:

- отсутствие практического опыта ведения бизнеса у преподавателей: в 2022 году – 18,7%, в 2021 году – 22,3%;

- недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе): в 2022 году – 19,2%, в 2021 году – 23,1%, что обусловлено привлечением к образовательному процессу преподавателей, имеющих опыт в области предпринимательства;

- большой объем теоретического материала: в 2022 году – 20,7%, в 2021 году – 18,2%, что еще раз подтверждает необходимость систематического совершенствования образовательных программ в учреждениях образования в сторону увеличения доли учебных дисциплин, включающих развитие бизнес-компетенций.

Таким образом, следует подчеркнуть высокий уровень актуальности и практической значимости для регионов, страны развития молодежного предпринимательства, способствующего процессу интеграции интересов образовательных учреждений, предпринимателей, населения (общественности) и органов государственной власти, для достижения синергетического – социально-экономического эффекта – для регионов (страны). Особую роль в развитии бизнес-компетенций играют учреждения образования, обусловливающие необходимость постоянного совершенствования своих образовательных программ с учетом современных условий и трендов социально-экономического развития.


References:

Andreeva O. V. (2018). Risk-orientirovannyy investitsionno-finansovyy mekhanizm obespecheniya ustoychivogo razvitiya kompaniy [Risk-oriented investment and financial mechanism for ensuring the sustainable development of companies]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (2). 57-60. (in Russian).

Astratova, G.V., Klimuk V.V., Minin V.V. (2015). Kachestvo zhizni v sozidatelnom aspekte regionalnogo blagopoluchiya [Quality of life in the creative aspect of regional well-being]. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (1 (931)). 72-74. (in Russian).

Blinov A. O., Yasheva G.A. (2014). Reinzhiniring biznes-protsessov kak upravlencheskaya innovatsiya sovremennyh organizatsiy: metodologicheskiy aspekt [Business process reengineering as management innovation of modern organizations: methodological aspect]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. (1(26)). 147-160. (in Russian).

Bykov A. A. (2014). Tekhnologicheskie uklady i prostranstvennaya sostavlyayushchaya ekonomicheskogo razvitiya [Technological modes and the economic development''s spatial component]. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal. (1). 114 -126. (in Russian).

Kasperovich S. A. (2018). O sovershenstvovanii deyatelnosti uchrezhdeniy vysshego obrazovaniya na osnove modeli «Universitet 3.0» [Improving the activities of higher education institutions based on the University 3.0 model]. Vysshaya shkola: nauchno-metodicheskiy i publitsisticheskiy zhurnal. (2 (124)). 5-7. (in Russian).

Klimuk V., Terziev V. (2021). Directions of the development of youth innovative start-ups in Belarus

Klimuk V.V. (2021). Evolyutsiya i tendentsii razvitiya innovatsionnogo molodezhnogo predprinimatelstva [Evolution and development trends of innovative youth entrepreneurship]. Vestnik Akademii znaniy. (45 (4)). 126-136. (in Russian).

Matveeva L. G. (2019). Upravlenie investitsionnymi proektami v usloviyakh riska i neopredelennosti [Investment project management under conditions of risk and uncertainty] (in Russian).

Rudyy K. V. (2015). Strukturnye ekonomicheskie reformy: neobkhodimost dlya Respubliki Belarus i zarubezhnyy opyt [Structural economic reforms: necessity for the Republic of Belarus and overseas experience]. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal. (1 (70)). 30-41. (in Russian).

Shimov V. N., Kryukov L.M. (2014). Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Belarusi: dvizhushchie sily i natsionalnye prioritety [Innovative development of the Belarusian economy: driving forces and national priorities] (in Russian).

Yaschuk A. I. Yaschuk A.I., Kurilovich O.S. (2018). Problemy zanyatosti molodezhi Respubliki Belarus i puti ikh resheniya [Problems of youth employment in the Republic of Belarus and ways to solve them] Abstracts of the 51st International Scientific and Technical Conference of Teachers and Students. 76-77. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 02:39:51