Digitalization of the agro-industrial complex: the main element of increasing competitive innovative development
Leushkina V.V.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Russia
Download PDF | Downloads: 57 | Citations: 13
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50211437
Cited: 13 by 30.01.2024
Abstract:
In the digital era, assessing the competitiveness of innovative development in agricultural enterprises is becoming more important in the development of the agro-industrial complex. Currently, an agricultural enterprise should be digitalised and competitive not only within the Russian Federation, but also beyond its borders.
The main factors of innovative development competitiveness and problems of increasing agricultural enterprise competitiveness amidst modern digital economy are considered.
Within the framework of the main state elements of changing the agricultural sector of the Russian Federation on the basis of agricultural production digitalisation, the level of financing of the departmental project digitalisation of the agro-industrial complex in the directions and development scenarios for 2021-2023 is estimated.
The main problems of increasing the level of competitiveness of agricultural enterprises' innovative development in the conditions of the sixth technological mode are identified; and five levels of the impact of the digital era on the competitiveness of an agricultural enterprise are presented.
The results of the scientific article are significant for specialized educational institutions and managers of agricultural enterprises aimed at digital transformation.
Keywords: digital economy, innovative development competitiveness, agricultural enterprise, agro-industrial complex, digital transformation, development scenario
JEL-classification: Q12, Q13, Q18, O31, O33
Введение. Введение санкций странами Западной Европы и США обозначило провалы в аграрном секторе России, одними из ключевых стали продовольственная безопасность страны и импортозамещение цифровых программных продуктов, используемых в основном в отраслях растениеводства и животноводства. Осознание правительством России возникших проблем в сельском хозяйстве послужило толчком к развитию инновационного отечественного агропромышленного комплекса (АПК).
Сегодня основная задача в сельскохозяйственной сфере заключается в обеспечении параметров продовольственной безопасности жителям отдаленных территорий Российской Федерации с учетом применения цифровых технологий. Большая часть регионов в период рыночной экономики были сконцентрированы не на продовольственном самообеспечении и оптимальном развитии растениеводства и животноводства, а на производстве востребованной и высокорентабельной продукции, которая была выгодна в тот промежуток времени. Коммерциализация сельского хозяйства привела к высокой конкуренции среди сельскохозяйственных производителей, особенно в условиях цифровой трансформации.
Цель исследования: аналитический обзор цифровых возможностей инновационного развития сельскохозяйственного производства как основного элемента конкурентоспособного сельскохозяйственного предприятия.
Авторская гипотеза: цифровая инновационная трансформация сельского хозяйства в ближайшем будущем спровоцирует повышение объемов производства, качества сельскохозяйственной продукции и конкурентоспособности на мировом рынке.
Результаты исследования направлены на профильные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, а также на сельхозтоваропроизводителей.
Методологический подход анализа уровня цифровизации АПК был основан на исследованиях: российских ученых, статистических данных Росстата по индикаторам цифровой экономики, характеризующим цифровую трансформацию сельского хозяйства как основного элемента инновационного конкурентоспособного сельхозпроизводителя. В рамках исследования авторами использованы методы статистического и сравнительного анализа, логического обоснования.
За последнее десятилетие основной проблемой для мелких и средних сельскохозяйственных предприятий стала растущая конкуренция. Отечественные ученые Пинягин А.А. [10] (Pinyagin, 2020), Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. [17] (Skvortsov, Skvortsova, Sandu, Iovlev, 2018), Тогузаев Т.Х., Кудаев З.Р. [19] (Toguzaev, Kudaev, 2020), Иовлев Г.А., Саакян М.К., Голдина И.И., Несговоров А.Г. [8] (Iovlev, Saakyan, Goldina, Nesgovorov, 2019), Холманских М.В., Садов А.А., Кибирев Л.К., Вырова О.М. [21] (Kholmanskikh, Sadov, Kibirev, Vyrova, 2019), Алтухов А.И. [2] (Altukhov, Dudin, Anishchenko, 2020), Носков А.И., Волков Д.О. [16] (Sadov, Noskov, Volkov, 2019) на сегодняшний день основной проблемой повышения уровня конкурентоспособности агропредприятий считают:
- распространение сетевых ритейлеров;
- ограничение финансовых ресурсов;
- отсутствие на сельских территориях молодых квалифицированных специалистов;
- слабое техническое и технологическое оснащение;
- невозможность сбора, анализа и обработки информации о потенциальных агропромышленных конкурентах, их производстве и методах продаж;
- отсутствие отечественных (или ограниченное количество) адаптивных AgroTech для сельскохозяйственного производителя;
- трудности с защитой и передачей цифровых данных и переобучением сотрудников;
- отсутствие желания двигаться в условиях выдвигаемых Правительством РФ курсов развития АПК.
В связи с этим Плотников А.А., Айтпаева А. А., Робинсон Дж. считают, что вероятность перспектив сохранения конкурентоспособности сельскохозяйственным предприятием должна поддерживаться или подкрепляться комплексом конкурентных преимуществ на основе имеющегося инновационного потенциала и сохранения его в долгосрочной перспективе. В результате этого основным признаком потенциала конкурентоспособности необходимо считать наличие у таких предприятий устойчивых конкурентных преимуществ. Но существует проблема сложности идентификации и количественной интерпретации возможных результатов реализации указанных преимуществ [1, 11, 15] (Aytpaeva, 2019; Plotnikov, 2018; Robinson).
Зеновина В. и Меденников В.И. указывают на то, что в настоящее время под конкурентоспособностью отечественного АПК следует понимать способность всех сфер сельского хозяйства производить высококачественную, безопасную, биологически полноценную, конкурентоспособную инновационную продукцию в объемах, обеспечивающих параметры продовольственной независимости [6, 9] (Zenovina, 2018; Medennikov, 2020).
В процессе рассмотрения законодательных решений, направленных на цифровизацию производства сельского хозяйства и переход на зеленый курс экономики, агропредприятия теперь должны обладать определенными факторами конкурентоспособности инновационного развития, которые отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Пирамида основных факторов конкурентоспособности инновационного сельскохозяйственного предприятия в условиях современной экономки
Источник: составлено авторами на основе источников литературы [1, 5, 6, 9, 19] (Aytpaeva, 2019; Godin, Belousov, Terekhova, 2020; Zenovina, 2018; Medennikov, 2020; Toguzaev, Kudaev, 2020).
В период цифровой эпохи воздействие на конкурентоспособность инновационного сельскохозяйственного предприятия происходит на пяти основных уровнях: первый – в основе которого лежит государство; второй – современная личность, включающая в себя как работников сельскохозяйственной организации, так и потребителей продукции; третий уровень – сама сельскохозяйственная организация с установленным уровнем специализации; четвертый уровень – это почвенно-климатическая зона, с ее экологической обстановкой, которая является основополагающей для ведения сельского хозяйства; пятый – разнородные биологические особенности живых организмов (растения, животные, птица).
В рамках решаемых проблем конкуренции инновационных сельскохозяйственных предприятий следует выделить:
1) внедрение, повышение или улучшение цифровизации сельскохозяйственного производства;
2) производство продукции на контрактной основе, что стабилизирует обеспечение инклюзивного доступа к рынкам;
3) структурная трансформация устойчивых производственно-сбытовых цепочек;
4) интеграция многомерных концепций добавленной стоимости и устойчивости их применения при измерении, анализе и улучшении показателей продовольственной системы;
5) инновационные партнерства между государственным и частным производителями;
6) стимулирование или поощрение территориального развития агропредприятий определенного вида специализации для привлечения трансформирующих инвестиций в агробизнес и координации межсекторальных целей [19] (Toguzaev, Kudaev, 2020).
Проводя анализ наиболее актуальных направлений цифровизации сельского хозяйства, было отмечено, что положительный эффект от ее использования позволяет на четверть сократить расходы на семена и удобрения, на 20% снизить время холостого прохода техники, на 15–30% повысить собираемость продуктов [13] (Putevaya, 2017).
В эпоху становления цифровой экономики в условиях шестого технологического уклада, создавшего новую цифровую экосистему, основой которой является прогнозный характер, развитое сельскохозяйственное производство теперь не может существовать без цифровизации и быть инновационным и конкурентоспособным. Так, на основе статистических данных Росстата по индикаторам цифровой экономики было выявлено, что индекс цифровизации сельского хозяйства в 2019 году занимал последнюю ступень среди других отраслей хозяйства (где средний показатель – 32) и составил лишь 23 с наибольшей интенсивностью использования широкополосного интернета (73,4%) и в разрезе сельскохозяйственных отраслей с превалированием в лесоводстве и лесозаготовках (рис. 2).
Рисунок 2. Индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий в сельском хозяйстве за 2019 год
Источник: составлено авторами на основе источника литературы [7] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg, 2021).
В результате анализа индексов цифровизации сельского хозяйства и ряда других показателей, отраженных в Стратегии развития инновационного общества в РФ на 2017–2030 годы, Минсельхоз России разработал ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» с планом реализации до 2024 г. [4, 14], по разработанным показателям развития АПК от внедрения информационных технологий государство ждет масштабных изменений, которые отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные государственные элементы изменения аграрного сектора РФ на основе цифровизации сельскохозяйственного производства Источник: составлено автором на основе источников [4, 14].
Сложившаяся в настоящее время экономическая обстановка в России спровоцировала заторможенность продвижения инновационных принципов цифровизации сельского хозяйства. В период с 2017 года по 2020 год количество цифровых инновационных разработок в сельском хозяйстве увеличилось лишь на 18%, из которых лишь 25% оказали высокое влияние на обеспечение соответствия объекта стандартам [18], в результате чего Министерству сельского хозяйства и продовольствия России пришлось обратиться к крупных сельскохозяйственным производителям о возможности профинансировать 20% стоимости импортозамещения необходимого программного обеспечения [20].Так как основная проблема эффективного перехода АПК на цифровую трансформацию заложена в значительном отсутствии необходимой доли российской электронной продукции, то к 2022 году приоритетным стало увеличение в общем объеме инновационнной электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного подкомплекса, до 37,5% [3, 7, 22] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg, 2021; Abdrakhmanova, Vasilkovskiy, Vishnevskiy, 2022). В связи с этим Министерство сельского хозяйства и продовольствия России проработало плановое финансирование ведомственного проекта цифровизации АПК, в рамках которого за период с 2019 года по 2024 год выделено 118 млрд руб. (рис. 4).
Рисунок 4. План финансирования ведомственного проекта цифровизации АПК (платформа «Цифровое сельское хозяйство»)
Источник: cоставлено автором на основе [13] (Putevaya, 2017).
Крупные инновационные цифровые компании отмечают увеличение запроса со стороны сельхозтоваропроизводителей на цифровые технологии, но, в свою очередь, указывают на существующие в этом направлении проблемы [13] (Putevaya, 2017) (рис. 5).
Рисунок 5. Проблемы цифровизации сельхозпроизводителей России Источник: составлено автором на основе источника литературы [12] (Prakhalad, Khemel, 2010).
Устранение вышеперечисленных проблем цифровизации АПК возможно лишь за счет финансовой поддержки государства и разработки планомерного сценарного подхода (табл. 1).
Таблица 1
Годовой объем финансирования развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на 2021–2023 гг.
Направления цифровой трансформации / проекты
(мероприятия) Программы
|
Сценарий
развития (тыс. рублей)
|
Базовый
сценарий (тыс. рублей)
| ||||||
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
| |||
Цифровая трансформация государственных услуг и
функций
|
580 402,9
|
658 725,1
|
359985,9
|
1685475,0
|
3704175,0
|
2495450,0
| ||
Создание и развитие
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и технологических сервисов
|
35268,2
|
4435,6
|
1739,6
|
0
|
0
|
0
| ||
Обеспечение
функционирования информационных систем и компонентов
информационно-телекоммуникационной системы
|
571258,8
|
508226,6
|
508289,0
|
91500,0
|
439354,6
|
505354,6
| ||
За
счет бюджетных средств
|
1186929,9
|
1171387,3
|
870014,3
|
1776975,0
|
4143529,6
|
3000804,6
| ||
Финансирование развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на основе Ведомственной программы цифровой трансформации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2021–2023 годы планируется по трем основным направлениям:
- цифровая трансформация государственных услуг и функций;
- создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и технологических сервисов;
– обеспечение функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной системы.
Суммарный трехгодовой объем бюджетных средств по сценариям развития составляет: 3 228 331,5 руб., в свою очередь, на базовый сценарий – 8 921 309,2 руб. Наибольший объем бюджетных финансовых средств запланирован на цифровую трансформацию государственных услуг и функций, что составляет 38,4% от объема финансирования развития направлений цифровой трансформации проектов АПК на 2021–2023 гг. (табл. 1).
Заключение. Неограниченные потребности населения становятся предпосылкой к увеличению объемов производства инновационной сельскохозяйственной продукции, которая в настоящее время невозможна без цифровизации АПК. Ведь современная экономическая среда ежедневно развивается все более быстрыми темпами. Согласно исследованию Global Center for Digital Business Transformation, в ближайшие 5 лет цифровая революция вытеснит с рынка 40% [17] (Skvortsov, Skvortsova, Sandu, Iovlev, 2018) компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в своих отраслях, если они не проведут цифровую трансформацию. Чтобы оставаться на плаву и иметь высокий уровень конкурентоспособности, сельскохозяйственные предприятия должны учитывать современные тенденции ведения бизнеса и будут вынуждены функционировать на принципах технологичности, гибкости и повышения качества продукции. В результате чего им не обойтись без цифровизации, которая направлена на достижение и удержание конкурентных инновационных преимуществ отечественным АПК, позволяющей обеспечить эффективное управление комплексом и решить проблему продовольственной безопасности на федеральном уровне.
References:
Abdrakhmanova G.I. Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M. (2021). Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2021 [Digital Economy Indicators 2021] (in Russian).
Abdrakhmanova G.I., Vasilkovskiy S.A., Vishnevskiy K.O., (2022). Tsifrovaya ekonomika: 2022 [Tsifrovaya ekonomika: 2022] (in Russian).
Altukhov A. I., Dudin M.N., Anischenko A.N. (2020). Tsifrovaya transformatsiya kak tekhnologicheskiy proryv i perekhod na novyy uroven razvitiya agropromyshlennogo sektora Rossii [Digital transformation as a technological breakthrough and transition to a new level of development of the agro-industrial sector of Russia]. Food policy and security. (2). 81-96. (in Russian).
Aytpaeva A.A. (2019). Tsifrovizatsiya selskogo khozyaystva v kontekste povysheniya konkurentosposobnosti otechestvennogo agropromyshlennogo kompleksa [Digitalization of agriculture in the context of increasing competitiveness of national agroindustrial complex]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (3). 56-63. (in Russian).
Godin V. V., Belousov V.A., Terekhova A.E. (2020). Selskoe khozyaystvo v tsifrovuyu epokhu: vyzovy i resheniya [Agriculture in the digital age: challenges and solutions]. E-Management. (3). 4-15. (in Russian).
Iovlev G.A., Saakyan M.K., Goldina I.I., Nesgovorov A.G. (2019). Rol tsifrovizatsii tekhnicheskogo servisa v povyshenii effektivnosti selskokhozyaystvennogo proizvodstva [The role of digitalization of technical services in improving the efficiency of agricultural production]. Agrarnoe obrazovanie i nauka. (2). 8. (in Russian).
Kholmanskikh M.V., Sadov A.A., Kibirev L.K., Vyrova O.M. (2019). Monitoring v APK posredstvom ispolzovaniya veb servisov [Monitoring in the agricultural sector through the use of web services]. Nauchno-tekhnicheskiy vestnik tekhnicheskie sistemy v APK. (5 (5)). 13-19. (in Russian).
Medennikov V. I. (2020). Komplementarnye zavisimosti nauki i biznesa – neobkhodimoe uslovie uspeshnosti tsifrovizatsii agrarnoy ekonomiki [Complementary dependences of science and business are a necessary condition for the success of the digitalization of the agricultural economy]. Tsifrovaya ekonomika. (3). 41-54. (in Russian).
Pinyagin A. A. (2020). Sovremennye faktory povysheniya konkurentnyh preimushchestv organizatsiy APK [Modern factors of increasing the competitive advantages of agricultural organizations]. The young scientist. (51 (341)). 95-97. (in Russian).
Sadov A.A., Noskov A.I., Volkov D.O. (2019). Model poluavtomatizirovannoy rotornoy gidroponiki [Model of semi-automated rotary hydroponics]. Nauchno-tekhnicheskiy vestnik tekhnicheskie sistemy v APK. (4 (4)). 50-56. (in Russian).
Skvortsov E.A., Skvortsova E.G., Sandu I.S., Iovlev G.A. (2018). Perekhod selskogo khozyaystva k tsifrovym, intellektualnym i robotizirovannym tekhnologiyam [Transition of agriculture to digital, intellectual and robotics technologies]. Economy of the region. (3). 1014-1028. (in Russian).
Toguzaev T. Kh., Kudaev Z. R. (2020). Razrabotka mekhanizma upravleniya predpriyatiyami APK v usloviyakh rastushchey konkurentsii [Development of a mechanism for managing agricultural enterprises in the face of growing competition] National priorities and security. 123–128. (in Russian).
Страница обновлена: 03.05.2025 в 10:10:52