Семья как фактор склонности к предпринимательству
Винокурова Н.А.1, Комарова К.А.1, Светлов Н.М.1
1 Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)
Цитировать:
Винокурова Н.А., Комарова К.А., Светлов Н.М. Семья как фактор склонности к предпринимательству // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 12. – С. 4945-4964. – doi: 10.18334/ce.15.12.113986.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995233
Цитирований: 3 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Изучается склонность российских студентов к предпринимательству в связи с характеристиками их семей. Данные для исследования получены с помощью анкетирования, проведенного среди студентов городов - центров регионального развития. Cклонность к предпринимательству – понятие, отражающее осознанное предпочтение предпринимательства в сравнении с другими формами занятости вне связи с наличием или отсутствием действий либо конкретных замыслов, связанных с предпринимательской деятельностью. Семья определена как один из значимых факторов, влияющих на мнение индивида в отношении предпринимательской деятельности, на его ориентацию как в процессе выбора направления обучения, так и в формировании предпочтений относительно формы занятости. Выявлено упование склонной к предпринимательской деятельности молодёжи на помощь со стороны родственников, что подтверждается принадлежностью большинства из них к высшей прослойке среднего класса, а также многочисленностью представителей бизнеса среди родителей данной группы студентов. Выявлена группа студентов – «скрывающихся экономистов» среди обучающихся по инженерно-техническим направлениям подготовки, чей выбор направления обучения объясняется сочетанием желания получить диплом за счёт бюджетного финансирования и пренебрежения содержанием учебной программы.
Ключевые слова: молодежь, студенты, формы занятости, собственное дело, инновационное предпринимательство, семья, источники доходов, направления подготовки
JEL-классификация: J24, I23, L26, M21
Введение
В последние два десятилетия правительство России сталкивается с проблемой обеспечения устойчивого социально-экономического развития в сложной и непредсказуемой среде, которая характеризуется ускорением научно-технологических изменений, высоким уровнем конкуренции среди мировых экономик в условиях становления шестого технологического уклада [3] (Glazev, Dementev et al., 2009). Стимулирование развития предпринимательства играет важную роль в решении этой проблемы, так как предпринимательство не только является источником экономического развития, но и способствует росту конкурентоспособности и созданию новых рабочих мест [33, с. 373] (Linan et al., 2011, р. 373).
Особая роль отводится государством разработке программ развития и популяризации молодежного предпринимательства [15], так как именно молодые люди считаются носителями инновационного и интеллектуального потенциала общества [11, с. 1] (Lukov, Lukov, Pogorskiy, 2012, р. 1); стратегическим ресурсом, дополняющим национальные производительные силы [31, с. 116] (Kvedaraite, 2014, р. 116).
Идея открытия собственного бизнеса с каждым годом становится все более привлекательной для российской молодежи, что можно проследить по стабильному росту доли студентов, желающих открыть собственное дело через пару лет после окончания вуза, отраженному в результатах анкетирования, проведенного среди российских студентов для Национального отчета GUESSS [4–6] (Shirokova, Tsukanova et al., 2014, 2016, 2019). Одна из основных причин – предпринимательская деятельность на сегодняшний день рассматривается многими молодыми людьми как возможность реализации потенциала на рынке труда без потери личной свободы [34, с. 99–117] (Martinez, Mora, Vila, 2007, р. 99–117), что также подтверждается результатами нашего исследования для российской молодежи: 42,4% студентов, желающих связать трудовую деятельность с предпринимательством, одним из наиболее важных аспектов своего выбора определяют возможность работать «на себя» (при 30,7% среди группы студентов, в планах которых после окончания вуза наемная работа).
Рассматривая университетский социум как среду, формирующую карьерные предпочтения, полезно изучить распространенность предпринимательских наклонностей среди студентов, выявить факторы их формирования. Авторы статьи [26, с. 6–25] (Shirokova, Bogatyreva, Belyaeva, 2015, р. 6–25) считают, что результаты таких исследований могут содействовать созданию комфортных внешних условий для реализации предпринимательского потенциала молодых людей, а также обнаружить способы влияния на развитие предпринимательского мышления у студенческой молодежи. Для этого, в частности, требуется ответ на вопрос: «По каким причинам молодые люди решают заниматься предпринимательством?». Большинство исследований на данную тематику фокусируются на трех уровнях, связывающих студенческую молодежь и предпринимательство:
1) уровень университета;
2) индивидуальный уровень;
3) социально-культурный контекст каждой страны и влияние семьи на формирование предпочтений индивидов [6] (Shirokova, Tsukanova et al., 2014).
В нашей статье исследуется индивидуальный уровень.
Цель и объект исследования
Цель исследования – установить влияние семьи, во-первых, на возникновение интереса российских студентов к предпринимательству, во-вторых, на обусловленность этого интереса. Объект исследования – студенчество пяти городов России.
Методология и выборка исследования
Статья основана на материалах социологического опроса студентов, проведенного в 2018/2019 учебном году в пяти городах России. Опросник содержит 28 вопросов. Примерное время заполнения – около 20 минут.
Для проведения анкетирования выбраны города – центры регионального развития. При выборе принимались во внимание численность населения и наличие в городе федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования. При разработке программы анкетирования учтены положения, изложенные в современной Концепции пространственного развития России, согласно которой экономический рост будет сконцентрирован в ограниченном числе центров, а социально-экономическая роль городов будет возрастать [19].
Отобраны пять городов – областных центров, различающиеся численностью населения, где имеются как университеты, известные своими достижениями, так и рядовые вузы.
1. Москва – мегаполис, где в обследование вовлечены пять вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Дипломатическая академия МИД России, Государственный академический университет гуманитарных наук.
2. Воронеж – представитель российских городов-миллионников. В обследовании приняли участие Воронежский государственный университет и Воронежский государственный технический университет.
3. Тюмень – входит в число городов с населением от 500 тысяч до 1 млн жителей. Обследован Тюменский государственный университет.
4. Астрахань также относится к числу городов с населением от 500 тысяч до 1 млн Обследованы пять вузов: Астраханский государственный университет, Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Астраханский филиал Международного юридического института (Москва), Астраханский государственный технический университет, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет.
5. Тверь представляет в выборке города с населением от 100 до 500 тысяч населения. В обследовании приняли участие Тверской государственный технический университет и Тверской государственный университет.
Участие в опросе было добровольным. Откликнулись на предложение принять участие в обследовании преимущественно студенты экономических и технических специальностей. В анкетировании приняли участие 816 студентов.
Использование таких сравнительно малочисленных выборок не редкость для подобных исследований. Мы ориентируемся в этом отношении на наиболее известные исследовательские проекты, признанные международным научным сообществом: GUESSS – международный проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов»; EBRD – исследования Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), PSED – панельное исследование динамики предпринимательства, GEM – Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor). Даже на основе малого числа анкет можно делать предварительные выводы, признавая необходимость их перепроверки в последующих исследованиях.
Респонденты – студенты семи различных специальностей, обучающихся по образовательным программам разного уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура). Среди респондентов большинство (44,1%) студентов изучают право и экономику (включая менеджмент и бизнес), 20,2% – технические науки, 12,4% – математику и информационно-коммуникационные технологии. В GUESSS доля российских респондентов, обучающихся специальностям бизнеса, экономики и менеджмента, в 2019 году составила 61%, в 2016 году 60,73%. Это существенно больше, чем в нашей выборке. Подобная ситуация связана с высоким интересом к предпринимательской деятельности со стороны студентов данных специализаций: наибольший отклик на предложение проведения анкетирования поступает именно от них [6] (Shirokova, Tsukanova et al., 2014).
Большинство респондентов составили студенты бакалавриата – 78,4%, 16,4% – студенты магистратуры, 5,24% – специалитета. Это соотношение не противоречит данным о соотношении численности студентов, обучающихся по разным программам в целом в РФ. Так, в 2018 году было выпущено по программе бакалавриата 70,9% от всех выпускников вузов, 18,2% – выпущено по программе магистратуры и 10,9% – по программе специалитета [13] (Gokhberg, Ozerova et al., 2020).
Средний возраст респондентов нашего исследования составляет примерно 20 лет. Доля студентов младше 24 лет в международной выборке GUESSS чуть меньше 73%, в то время как в ее российской части [4] (Shirokova, Tsukanova et al., 2019) она составляет более 95%. Данная ситуация может быть связана с особенностями институций и образовательных систем разных стран. Так, в Европе и в странах Северной Америки многие выпускники школ не идут получать высшее образование сразу после получения среднего. Средний возраст студентов в Германии – 27–28 лет [20], европейского выпускника вуза – 27 лет [25] (Chernyshev, 2017).
Гендерный состав российских студентов представлен в следующем соотношении: 69,5% девушек и 30,5% юношей. В GUESSS, как в международной выборке, так и в выборках по отдельным странам, доля женщин также превалирует. Преобладание девушек в нашей выборке объясняется несколькими причинами. Во-первых, девушки преобладают среди студентов вузов: в 2018 году по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета обучалось 54% девушек и 46% юношей [8, с. 98]. Во-вторых, существует традиционный гендерный дисбаланс в распределении по специальностям. Женщины преобладают в таких специальностях, как экономика, образование, искусство, здравоохранение, а в технических специальностях, математике, физике преобладают мужчины. Последние опубликованные Росстатом данные о доле женщин в числе студентов разных специальностей относятся к 2001/2002 учебному году: тогда среди студентов, обучающихся по специальности «Экономика», девушки составляли 68,9%. Гендерный профессиональный дисбаланс в образовании сохранился и впоследствии, что отмечается в работах Титаренко Л.Г. и Забары Л.И. [21, 9] (Titarenko, 2020; Zabara, 2018). В 2017 году, по данным Росстата, в сфере финансов и страхования работало 69% женщин и только 31% мужчин [8, с. 77]. В работе [18, с. 663] (Razdevilova, Salyaeva, Antonova, 2014, р. 663), где предлагается портрет типичного российского студента, составленный на базе статистических данных, таким студентом представлена девушка-экономист в возрасте 21 года.
Ранее в научной литературе при проведении подобных исследований изучение индивидуальных характеристик студентов чаще всего основывалось на студентах – потенциальных предпринимателях [4–6, 16] (Shirokova, Tsukanova et al., 2014, 2016, 2019, GEM Russia, 2007). Потенциальный предприниматель (далее – ПП) – это либо человек, начавший подготовку и осуществляющий какие-либо практические шаги для реализации своих идей, либо человек, уже сталкивавшийся с предпринимательской деятельностью в прошлом и получивший от нее позитивный/негативный опыт [4, 5] (Shirokova, Tsukanova et al., 2016, 2019).
Мы не можем назвать наших респондентов, заявивших о желании заняться бизнесом, потенциальными предпринимателями. Понятие потенциального предпринимателя включает в себя наличие у индивида твердых предпринимательских намерений – убеждения человека в том, что он намерен создать новое деловое предприятие и сознательно планирует сделать это в какой-то момент в будущем [37, с. 669–694] (Thompson, 2009, р. 669–694).
В представленной работе мы будем исследовать не предпринимательские намерения, а склонность к предпринимательству, то есть осознанное предпочтение этой формы занятости в сравнении с другими вне связи с наличием или отсутствием действий либо конкретных замыслов, связанных с предпринимательской деятельностью. Для обозначения респондентов, склонных к предпринимательству, используем далее аббревиатуру СкП, а остальных респондентов, то есть не склонных к предпринимательству, обозначим аббревиатурой НкП.
Результаты исследования
Первый вопрос анкеты предлагает респондентам отнести себя к одной из четырех групп в зависимости от желаемой формы занятости после окончания вуза.
Рисунок 1. Предпочтения студентов в отношении формы занятости после вуза, % от числа ответивших
Источник: составлено авторами по данным анкетирования.
Среди респондентов 47,2% расположены к предпринимательской работе и определены как СкП (рис. 1). Далее наше исследование фокусируется на этой группе респондентов.
Как показал опрос, студент – СкП чаще всего относит себя к высшей прослойке среднего класса – 64% респондентов (рис. 2). При этом с сокращением достатка снижается и процент студентов, готовых начать собственное дело.
Рисунок 2. Распределение студентов по материальному достатку, % к численности соответствующей группы по карьерным предпочтениям
Источник: составлено авторами по данным анкетирования.
Соответственно, можно предположить, что студент СкП чувствует себя более уверенно, надеясь на поддержку семьи. Это предположение подтверждается тем, что среди студентов, относящих себя к богатым, 55% желают открыть собственное дело именно со своей семьей, что более чем на 10% выше, чем у студентов с более низким (по мнению самих респондентов) уровнем благосостояния (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение студентов СкП по желательным бизнес-партнерам, % от численности группы с указанной оценкой достатка семьи
Источник: составлено авторами по данным анкетирования.
Принадлежность большинства СкП к среднему классу подтверждается результатами более раннего исследования [10, с. 41–46] (Krasavin, 2012, р. 41–46). Согласуются с указанной работой и наши оценки влияния семьи на предпринимательские намерения индивидов: по данным об ответах на вопрос «С кем бы вы предпочли делать бизнес?», полученных из проведенного нами анкетирования, преобладающая доля СкП (46% респондентов этой группы) в качестве партнера по бизнесу предпочла бы видеть своего члена семьи либо родственника (на втором месте друзья вне института – 35,5%) , что можно объяснить дефицитом доверия и коммуникационными барьерами за пределами семьи. Эта оценка согласуется с результатами более раннего исследования [2, с. 196–204] (Vinokurova, 2020, р. 196–204), выполненного по материалам того же опроса на основе анкет, заполненных в вузах Астрахани; а также с данными о доле семейного предпринимательства в России, в 2021 году достигшей 65% [1] (Aleksandrov, 2020).
Один из каналов влияния семьи на формирование склонности к предпринимательству – восприятие детьми трудового опыта родителей. По результатам исследований, проведенных в США, Германии, Франции [36, 32, 27] (Stavrou, 1999; Laspita et al., 2012; Chlosta et al., 2012), родители, имеющие собственный бизнес и готовые поддержать наследника с его собственным делом, положительно влияют на предпринимательские намерения детей. В нашем опросе среди респондентов группы СкП процент родителей-предпринимателей, а также родителей, работающих в малом и среднем бизнесе, наибольший. Судя по данным таблицы 1, более чем у 21% студентов, желающих открыть собственное дело в будущем, есть образец для подражания. Особенности формирования более сильной мотивации к собственному делу в семьях, члены которых уже вовлечены в предпринимательскую деятельность, проясняет исследование, где отмечается, что 11% устоявшихся предпринимателей планируют передать собственное дело своим детям во владение, но с привлечением профессиональных управленцев (при этом в 2014 году этот процент равнялся 4), а 9% планируют передать предприятие полностью в управление [23].
Наличие в семье представителя достаточно стабильной (как в денежном, так и в социальном плане) профессии, не требующей риска и дающей стабильный доход, например военнослужащего или работника органов государственного управления, сокращает вероятность возникновения желания у младших членов семьи к ведению предпринимательской деятельности. Дети работников сферы здравоохранения, государственной службы, работников промышленного предприятия в большей степени отдают предпочтение работе по найму, чем предпринимательству (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов СкП на вопрос: «Член Вашей семьи, вносящий основной вклад в семейный доход, относится к категории», % к численности групп по предпочитаемой форме занятости
|
По найму, %
|
Основать собственное дело, %
|
Наемный работник в крупном
бизнесе
|
15,86
|
9,74
|
Наемный работник в среднем
или малом бизнесе
|
15,86
|
16,33
|
Предприниматель
|
9,31
|
21,20
|
Рабочий промышленного
предприятия
|
13,45
|
12,03
|
Работник органов
государственной власти и управления
|
10,00
|
8,60
|
Военнослужащий
|
3,45
|
4,3
|
Научный работник
|
1,03
|
1,43
|
Работник торговли, общепита,
ЖКХ
|
4,14
|
4,01
|
Работник в сфере
здравоохранения и образования
|
12,41
|
9,17
|
Руководитель предприятия,
организации или его заместитель
|
9,66
|
10,6
|
Другое (что именно)
|
5,17
|
4,58
|
Несмотря на ожидания того, что студенты, специализирующиеся на праве, экономике, менеджменте и бизнесе (их большинство в выборке), будут проявлять более высокий интерес к предпринимательской карьере, чем остальные респонденты, только 41,7% студентов, обучающихся экономике и бизнесу, проявили желание открыть свое дело в будущем (рис. 4).
Рисунок 4. Распределение студентов СкП по специальностям обучения, % от числа ответивших
Источник: составлено авторами по данным анкетирования.
Предпринимательские наклонности студентов заметно различаются в зависимости от сферы обучения. Оказалось, что наибольший процент студентов СкП в исследованных городах – среди респондентов, изучающих технические науки – более 60% (рис. 4). В свете результатов проведенного анкетирования представляется, что студенты именно этих специальностей, если окажутся в благоприятствующей предпринимательству среде, могут стать «трудовой основой» инновационного предпринимательства в будущем.
Но опрос также выявил одну интересную особенность респондентов СкП, обучающихся техническим специальностям: мнение данных студентов, их мотивация при открытии бизнеса и, что особенно примечательно, области, в которых они предпочли бы развивать свое дело, во многом совпадают с мнением студентов экономических специальностей. Несмотря на проявленный высокий интерес к предпринимательству, такие «технари» подобно «экономистам» не готовы к нестабильным доходам (54% по данным нашего анкетирования); указывают одни и те же личностные качества, наличие которых у индивида, по их мнению, в дальнейшем положительно сказывается на ведении бизнеса; определяют схожие критерии для выбора сферы открытия дела.
Такая схожесть дает основания для умозаключения, что значительная часть студентов технических специальностей – это «скрывающиеся экономисты». Причиной их поступления в вуз на специальность, связанную с техническими науками, могло быть желание учиться бесплатно. Проблема неудовлетворенного спроса на инженерно-технический персонал, актуальная для развитых стран [29] (European Engineering Report, 2010), порождает рост бюджетных мест «технарей» в России, что закономерно ведет к снижению проходных баллов на эти места. При этом число бюджетных мест по направлению «Экономика» планомерно сокращается в последние 10 лет [12], в 2021 году доля бюджетных мест будет уменьшена еще на 11% [17]. Соответственно, студенты, не прошедшие по баллам на бесплатные места экономического направления, отдают предпочтение другой специальности, поступление на которую для них оказалось более реальным. Другой важный фактор, который способен объяснить феномен «скрывающихся экономистов», – ожидаемые студентами трудности поиска работы по техническим специальностям с достойной оплатой труда. Хотя потребность в инженерных кадрах существует и растет, для получения высокой заработной платы в этой сфере требуются высокая квалификация и опыт работы. Возраст респондентов говорит о том, что мало кто из них успел приобрести собственный трудовой опыт, поэтому представляется вероятным, что такое ожидание формируется преимущественно в общении с членами семьи. Косвенным подтверждением этого фактора служит довод о том, что «в большинстве случаев профессиональные навыки выпускников не соответствуют потребностям региональных рынков труда. Существует также явный переизбыток выпускников вузов» [30, с. 225–244] (Kliucharev, Latov, 2016, р. 225–244). Данный фактор может быть особенно важен для тех студентов с низкими баллами ЕГЭ, которые, поступая в вуз, изначально были настроены на овладение техническими специальностями. Принимая во внимание свои способности, они либо сами, либо с подачи близких дают низкую оценку своим будущим конкурентным позициям на рынке труда в случае работы по избранной специальности.
Вышеизложенное приводит к выводу о том, что явление «скрывающихся экономистов» относится к числу следствий влияния семьи и уровня ее материального благосостояния на вынужденные карьерные предпочтения молодых людей. По результатам проекта «Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний (страны БРИК)», проведенный российской частью межстранового сравнительного проекта на основе опроса и анкетирования студентов технических вузов, было выявлено, что вторым по популярности мотивом выбора учебного заведения у студентов были «легкость поступления и наличие нужных связей» – 35,6%; наличие выбранной специальности в качестве причины указали только 36,2% опрашиваемых [22] (Frumin, Dobryakova, 2012). У молодого человека, только получившего полное среднее образование, знакомства, позволяющие облегчить поступление, как правило, отсутствуют: здесь в процесс вовлекаются социальные связи родителей, а не абитуриента. Поэтому в выборе вуза и специальности, даже если этот выбор вынужденный, решающее слово часто остается за родителями абитуриента. Около 10% опрошенных представителей технических специальностей отметили, что специализация или направление обучения также стали не их личным выбором, а выбором родителей [22] (Frumin, Dobryakova, 2012). Большинство родителей, особенно если их ребенок собирается получать платное образование, при выборе специальности будут полагаться не только на его способности и интересы, но и на собственные материальные возможности, так как в России плату за обучение в большинстве случаев родители берут на себя. При этом платить любую сумму готовы лишь 20% родителей, 37% будут исходить из размеров платежа в год [14]. Соответственно, выбор специальности, позволяющий семье избежать в будущем чрезмерного бремени материальных расходов (поступление на бюджет) и не требующий труднодостижимых результатов по ЕГЭ, также будет инициативой родителей, а не абитуриента.
Заключение
Опрос, проведенный среди учащейся молодежи университетов пяти российских городов разного размера, показал, что респондент, склонный к предпринимательству, – это чаще всего студент, происходящий из семьи, которую он считает принадлежащей к высшей прослойке среднего класса. При открытии собственного дела данный индивид будет ориентирован в большей степени на семейный бизнес: около 46% представителей группы респондентов, склонных к предпринимательству, желают видеть родственников в качестве бизнес-партнеров.
Родители студента, желающего заниматься предпринимательством, также чаще всего каким-либо образом связаны с предпринимательской деятельностью: либо являются наемными работниками в бизнесе (размер компании не сказывается на ориентации индивида), либо сами владеют им; если родители студента – предприниматели, то ему свойственно вовлечение в семейный бизнес с раннего возраста.
Студент, склонный к предпринимательству, обучается на специальностях, связанных с техническими науками, общественными и естественными науками, экономикой, бизнесом, правом; в меньшей степени – математикой и информационно-коммуникационными технологиями. Среди представителей технических специальностей сформировалась специфическая группа индивидов – «скрывающихся экономистов», схожая с представителями экономических специальностей в мотивациях относительно причин создания и ведения бизнеса, но отдавшая предпочтение техническим специальностям – вероятно, из-за меньшего проходного балла на бюджетные места. Строгое подтверждение этого умозаключения, а также гипотезы о том, что студенты, отказавшиеся от экономического либо управленческого образования и поступившие на технические специальности по причине меньших проходных баллов, чаще склонны к предпринимательству, чем их сокурсники, изначально ориентированные на техническую специальность, требует проведения дополнительных исследований при участии психологов, предполагающих включение в анкету вопросов, направленных на исследование мотивов выбора специальности.
Проведенное анкетирование позволило изучить влияние факторов, связанных с семьей, на склонность к предпринимательству преимущественно у студентов экономических, математических и технологических специальностей. Признавая большой интерес к предпринимательству у студентов данных специальностей, целесообразно в последующих исследованиях расширить выборку, включив в нее обучающихся по другим направлениям подготовки, находящимся на переднем крае научно-технического прогресса: медиков, биологов и т.д.
Источники:
2. Винокурова Н.А. Отношение астраханского студенчества к предпринимательству // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2020. – № 27. – c. 196-204. – doi: 10.20537/mce2020econ20.
3. Глазьев С.Ю., Дементьев В.Е. и др. Становление нового технологического уклада в российской экономике. / Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике. - М.: Тровант, 2009.
4. Широкова Г.В., Цуканова Т.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет: Россия 2019. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 53 c.
5. Широкова Г.В., Цуканова Т.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет: Россия 2016. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. – 48 c.
6. Широкова Г.В., Цуканова Т.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет: Россия 2013/2014. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. – 47 c.
7. Глобальный мониторинг предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gemconsortium.org.
8. Женщины и мужчины России. 2018. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. – 241 c.
9. Zabara L.I. Women in russian science and education // Pedagogical education in Russia. – 2018. – № 1. – p. 102-104. – doi: 10.26170/po18-01-21 .
10. Красавин Е.М. Ресурсно-мотивационный портрет и типология потенциальных предпринимателей // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 3. – c. 41-46.
11. Луков В.А., Луков С.В., Погорский Э.К. Российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: подходы к исследованию // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 1. – c. 1.
12. Мониторинг качества приема в вузы. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://ege.hse.ru.
13. Гохберг Л.М., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2020. / краткий статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. – 63(120) c.
14. Опрос показал отношение россиян к платному образованию. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f48dab39a794772f9fda504.
15. Постановление правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 8.06.2016 № 510. Официальный интернет-портал правовой информации. - 2016
16. Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации: промежуточный доклад по итогам реализации проекта Научного фонда ГУ ВШЭ «Предпринимательский потенциал общества: GEM Россия». - Москва: ГУ ВШЭ, 2007. – 73 c.
17. Приказ Минобрнауки России "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год" от 13.03.2020 № 395. Официальный интернет-портал правовой информации. - 2020
18. Раздевилова О.П., Саляева А.Р.. Антонова М.О. Социальный портрет современного студента // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – № 5. – c. 663.
19. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 13.02.2019 № 207р // Официальный интернет-портал правовой информации. 2019 г. с изм. и допол. в ред. от 31.08.2019
20. Статистика высшего образования. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spbstu.ru/upload/inter/statisticshighereducationeurope.pdf.
21. Титаренко Л.Г. Гендерный дисбаланс или рост гендерного равенства? // Женщина в российском обществе. – 2020. – № 1. – c. 17-28. – doi: 10.21064/WinRS.2020.1.2 .
22. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. – 2012. – № 2. – c. 159-191. – doi: 10.17323/1814-9545-2012-2-159-191.
23. Частный и семейный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. Pwc. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/newsitecontent/fbs/familybusinesssurvey_rus.pdf.
24. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства. / Учебник. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007. – 386 c.
25. Чернышев А. Почему они не торопятся: 5 историй немецких студентов «в возрасте». Europulse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://europulse.ru/eurocampus/pochemuoninetoropyatsya5istoriynemetskihstudentovvvozraste.
26. Широкова Г., Богатырева К., Беляева Т. Предпринимательская ориентация российских фирм: роль условий внешней среды // Форсайт. – 2015. – № 3. – c. 6-25. – doi: 10.17323/1995-459X.2015.3.6.25 .
27. Chlosta S. et al. Parental role models and the decision to become self-employed: The moderating effect of personality // Small Business Economics. – 2012. – № 1. – p. 121-138. – doi: 10.1007/s11187-010-9270-у.
28. Ebrd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ebrd.com/ru/home.html.
29. European Engineering Report. - Kuln: VDI in cooperation with Institut der deutschen Wirtschaft, 2010. – 32 p.
30. Kliucharev G.A., Latov Iu.V. Continuing Education A Bridge Between the Educational System and the Labor Market // Sociological Research. – 2016. – № 4. – p. 225-244. – doi: 10.1080/10610154.2016.1264192.
31. Kvedaraitė N. et al. Reasons and obstacles to starting a business: Experience of students of Lithuanian higher education institutions // Management. – 2014. – № 1. – p. 1-16.
32. Laspita S. et al. Intergenerational transmission of entrepreneurial intentions // Journal of Business Venturing. – 2012. – № 4. – p. 414-435. – doi: 10.1016/j.jbusvent.2011.11.006.
33. Liñán F., Santos F. J., Fernández J. The influence of perceptions on potential entrepreneurs // International Entrepreneurship and Management Journal. – 2011. – № 3. – p. 373390. – doi: 10.1007/s11365-011-0199-7.
34. Martinez D., Mora J.G., Vila L.E. Entrepreneurs, the Self‐employed and Employees amongst young European higher education Graduates // European Journal of Education. – 2007. – № 1. – p. 99-117. – doi: 10.1111/j.1465-3435.2007.00285.x.
35. Psed. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psed.isr.umich.edu/psed/home.
36. Stavrou E.T. Succession in Family Businesses: Exploring the Effects of Demographic Factors on Offspring Intentions to join and Take Over the Business // Journal of Small Business Management. – 1999. – № 3. – p. 43-61.
37. Thompson E.R. Individual entrepreneurial intent: Construct clarification and development of an internationally reliable metric // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2009. – № 3. – p. 669-694. – doi: 10.1111/j.1540-6520.2009.00321.x.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:26:13