Место государственных корпораций в системе стратегического планирования в Российской Федерации
Рыжов Е.В.1
1 Институт сравнительных исследований умных городов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)
Цитировать:
Рыжов Е.В. Место государственных корпораций в системе стратегического планирования в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3923-3934. – doi: 10.18334/ce.16.10.116356.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846472
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
Цель исследования заключается в определении возможностей для совершенствования стратегического планирования в Российской Федерации через анализ места в ней государственных корпораций.
В исследовании анализируется в том числе нормативно-правовая база, регламентирующая структуру стратегического планирования в Российской Федерации, деятельность государственных корпораций в России, касающаяся стратегического планирования.
В настоящей статье выдвигается и проверяется ключевая гипотеза, о том, что действующая нормативно-правовая база стратегического планирования Российской Федерации не учитывает стратегические документы госкорпораций и не в полной мере адаптирована к достижению новых внешних вызовов, а также поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей.
Проведенный анализ позволил сделать выводы о месте госкорпораций в системе стратегического планирования в Российской Федерации и синтезировать их в конкретные рекомендации, направленные на совершенствование стратегического планирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: Государственные корпорации, стратегическое планирование в Российской Федерации, документы стратегического планирования, государственная программа Российской Федерации
JEL-классификация: L51, L53, M21
Введение
«Корпорация» (от позднелат. corporation) обозначает союз, группу лиц, объединенную общностью профессиональных или сословных интересов [1]. Вместе с тем, в настоящее время ученые приходят к выводам, что цель создания корпорации осуществляется зачастую вопреки целям их отдельных участников [2, с. 213].
Понятие государственной корпорации в Российской Федерации на законодательном уровне введено в июле 1999 года путем внесения изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 7.1 упомянутого федерального закона государственной корпорацией признается некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [4]. Также отмечено, что государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Согласно заявлениям главы Счетной палаты А.Л.Кудрина за последние 20 лет доля государства, включая госкорпорации, в экономике России значительна и составляла 46-48% [18, c. 5-7], что свидетельствует об их важности в достижении национальных целей Российской Федерации.
Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (далее – 172-ФЗ) [3].
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается шесть государственных корпораций: Ростех, Росатом, ВЭБ.РФ, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Роскосмос, Роснано.
Большая часть государственных корпораций (Росатом, Ростех, ВЭБ, Роснано) в Российской Федерации появилась в 2007 году с принятием соответствующих федеральных законов [5] [6] [7] [8]. В 2015 году появилась госкорпорация «Роскосмос» [9], АСВ – в 2003 году [10].
Целью настоящего исследования является выявление слабых мест в системе стратегического планирования в Российской Федерации путем анализа места в ней госкорпораций, как ключевых драйверов социально-экономического развития в России и формирования набора рекомендаций, направленных на совершенствование данного планирования.
Данное исследование обладает научной новизной, поднимая проблематику встроенности и влияния важнейших участников стратегического планирования на экономические процессы внутри страны.
Основная часть
В соответствии со 172-ФЗ стратегическое планирование по сути разделено на две ключевые составляющие. Первая составляющая это деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, вторая – по обеспечению национальной безопасности.
Среди значимых проблем стратегического планирования в современной России, рассматриваемых в рамках проводимых научным сообществом исследований, необходимо отметить проблему множественности, согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования. Так, например, в научной статье «Стратегическое планирование: проблемы и решения» обозначены такие важные проблемы, как отсутствие единой увязки прогнозных значений показателей развития социально-экономических систем разных уровней; слабого взаимного сопряжения целей и задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; нескоординированные или дублирующие друг друга управленческие процедуры и т.д. [14, с. 24]
Проблема множественности стратегических документов и их рассинхронизация друг с другом поднята и в других научных статьях, в частности «Стратегическое планирование развития экономики: мировой опыт и выводы для России» [16, с. 22–40] и «Проблемы и пути совершенствования системы стратегического планирования в России» [17, с. 14].
Вместе с тем, дополнительно должны рассматриваться концептуальные проблемы, касающиеся состава участников стратегического планирования Российской Федерации и их места в нем, в том числе применительно к государственным корпорациям, учитывая их важность для экономики России.
В настоящей статье рассмотрены проблемы, влияющие в большей степени на достижение стратегических целей Российской Федерации, как ключевого результата, ради которого в государствах разрабатываются системы стратегического планирования.
Во-первых, не смотря на то, что в соответствии с 7-ФЗ роль госкорпораций определена, как осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, в 172-ФЗ, конечная цель которого заключается в решении задач устойчивого социально-экономического развития, государственные корпорации напрямую не поименованы в качестве участников стратегического планирования.
Учитывая, что государственные корпорации в России, по сути, представляют собой целые отрасли (промышленность, атом, космическая деятельность, нанотехнологии и т.д.), их влияние на достижение стратегических целей Российской Федерации, в частности национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», очевидно и должно иметь большое значение.
Оценка важности государственных корпораций, как драйверов для перехода к инновационной экономике и их вклада в социально-экономическое развитие, описана в научной статье «Роль государственных корпораций в развитии реального сектора экономики» [15, с. 132-133]. В исследовании обозначено три крупных фактора, придающих важность государственным корпорациям в социально-экономическом развитии страны: во-первых, это возможность доступа к государственной поддержке, во-вторых, способность продвигать свои интересы в вышестоящих структурах, в-третьих, учреждение госкорпораций происходит за счет средств федерального бюджета с целью решения важных социально-экономических задач.
Второй проблемой является, то что стратегические документы государственных корпораций, в частности их стратегии деятельности, не имеют четкого отнесения к какому либо уровню стратегического планирования в иерархии документов стратегического планирования, определенных в 172-ФЗ.
Систему документов стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии с 172-ФЗ укрупнённо можно представить в следующей иерархической структуре (на примере федерального уровня).
Схема 1. Система документов стратегического планирования в РФ на примере федерального уровня. Составлено автором. Источник данных: [3]
Уровень в приведенной иерархии документов 172-ФЗ, который прямо может относиться к государственным корпорациям – это уровень планирования и программирования, в целом представляющий собой деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ.
Из приведенной выше структуры следует, что единственным инструментом, прямо встроенным в систему стратегического планирования Российской Федерации на уровне программирования и который потенциально может иметь отношение к государственным корпорациям, является государственная программа.
При этом место госкорпораций в системе стратегического планирования Российской Федерации может быть прямо определено только при условии, что соответствующая государственная корпорация является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации, как, например, в случае с госкорпорацией «Росатом» и госкорпорацией «Роскосмос», которые являются ответственными исполнителями государственной программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» и «Космическая деятельность России» соответственно.
Однако, например, Госкорпорация «Ростех» не является ответственным исполнителем государственных программ Российской Федерации.
При этом в настоящее время возникает все больше вопросов к эффективности данного механизма.
Так, изначально государственные программы задумывались, как документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам направленных на достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [11].
Спустя семь лет государственные программы были признаны неэффективным инструментом с точки зрения достижения стратегических целей Российской Федерации. Экс глава Счетной палаты Российской Федерации Т.А.Голикова еще в 2017 году отмечала, что «само правительство в своих документах говорит о том, что институт государственных программ не состоялся, около трети государственных программ самим кабинетом министров признаны неэффективными». А глава Минфина России А.Г.Силуанов назвал государственные программы «мертворожденными», а сам механизм неработающим. «Почему? Потому что они начали реализовываться в период, когда начали урезать бюджет, и программы постоянно сокращались» [19].
Более того с 1 января 2022 года начало действовать новое положение о системе управления государственными программами Российской Федерации [12], предусматривающее, разделение госпрограмм на программную [13] и процессную часть. Наработка данных об эффективности данного механизма с точки зрения достижения стратегических целей Российской Федерации потребует времени.
Важно отметить, что состав мероприятий государственных программ Российской Федерации и их целевое назначение могут отличаться и быть даже уже, например, чем в стратегиях деятельности государственных корпораций.
При этом в 172-ФЗ есть только косвенные ссылки на стратегии деятельности корпораций, но четкое отнесение подобных документов к стратегическим документам отсутствует, соответственно на государственном уровне не определен и порядок их разработки, реализации и мониторинга.
Например, согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона № 172-ФЗ: «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации является основой для разработки в том числе плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием».
Стратегии деятельности государственных корпораций в настоящее время имеют отношение к корпоративным документам, нежели к документам стратегического планирования Российской Федерации.
Учитывая важную и очевидную роль государственных корпораций в достижении стратегических целей страны, необходимым условием в стратегическом управлении государственными корпорациями становится обеспечение встроенности их стратегий деятельности в систему стратегического планирования по 172-ФЗ.
В-третьих, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность госкорпораций, не содержат информации о том, какой стратегический документ государственной корпорации является основным с точки зрения достижения стратегических целей Российской Федерации.
Например, в федеральных законах о соответствующих государственных корпорациях установлено, что в полномочия Наблюдательного совета корпорации входит утверждение Стратегии корпорации и/или программы деятельности корпорации. При этом федеральный закон от 19.07.2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» не содержит упоминаний о каких либо стратегических документах Корпорации.
Госкорпорация
|
Ключевые
стратегические документы
|
Росатом
|
1. Стратегия деятельности Корпорации
2. Программа деятельности Корпорации на долгосрочный период |
Ростех
|
1. Стратегия развития Корпорации на
долгосрочный период
2. Программа деятельности Корпорации на среднесрочный период |
Роскосмос
|
1. Стратегия деятельности Корпорации
2. Программа деятельности Корпорации |
Роснано
|
Упоминание
отсутствует
|
ВЭБ.РФ
|
Стратегия
развития ВЭБ.РФ
|
Указанные стратегические документы, как отмечалось, могут иметь более широкий набор целей и мероприятий, чем в государственных программах Российской Федерации. В свою очередь такие мероприятия также будут оказывать влияние на достижение стратегических целей Российской Федерации, в частности национальных целей.
Важное значение приобретает также необходимость синхронизации указанных стратегических документов друг с другом, в т.ч. при их корректировке, по целям, срокам, результатам и показателям и исключение дублирования.
Заключение
Синтез полученных в ходе анализа результатов, говорит о том, что наличие недостатков в регулировании стратегического управления в Российской Федерации, в частности отсутствие среди участников стратегического планирования государственных корпораций, неясность места их стратегических документов в структуре документов стратегического планирования Российской Федерации, отсутствие четкости в определении, какой из стратегических документов государственной корпорации является основным и содержащим полный перечень мероприятий, направленных на достижение стратегических целей Российской Федерации, не дает возможности построить четкую декомпозицию стратегических целей уровня целеполагания, в частности национальных целей Российской Федерации, до уровня конкретной государственной корпорации, а также оценить вклад государственных корпораций в реализацию национальных целей Российской Федерации.
Для совершенствования стратегического планирования в Российской Федерации, направленного на достижение национальных целей Российской Федерации, целесообразно:
1) включить государственные корпорации в состав участников стратегического планирования Российской Федерации;
2) определить единый стратегический документ для всех государственных корпораций в качестве основного (например, стратегии деятельности государственной корпорации), содержащего полный набор мер, направленных на достижение стратегических целей Российской Федерации;
3) привязать стратегии деятельности государственной корпорации к конкретному уровню стратегического планирования в системе документов стратегического планирования, определенных Федеральным законом № 172-ФЗ;
4) разработать методологию формирования, корректировки и отчетности о ходе реализации стратегии деятельности государственной корпорации на государственном уровне;
5) провести ревизию иных программных документов, которые фактически дублируют друг друга и снижают эффективность мониторинга и принятия управленческих решений на государственном уровне и исключить их из перечня необходимых для формирования и отчетности государственными корпорациями.
·
Источники:
2. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. / Учеб. пособие. - М., 2003. – 213 c.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 21.09.2022).
4. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 21.09.2022).
5. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72969/ (дата обращения: 21.09.2022).
6. О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции Ростех: Федеральный закон от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72710/ (дата обращения: 21.09.2022).
7. О Российской корпорации нанотехнологий: Федеральный закон от 19.07.2007 г. № 139-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69932/ (дата обращения: 21.09.2022).
8. Федеральный закон от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68404/ (дата обращения: 21.09.2022).
9. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182616/ (дата обращения: 21.09.2022).
10. О страховании вкладов в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/ (дата обращения: 21.09.2022).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/ (дата обращения: 21.09.2022).
12. Постановление Правительства Российской Федерации постановление от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385064/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 21.09.2022).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/ (дата обращения: 21.09.2022).
14. Афиногенов Д. А., Кочемасова Е.Ю., Сильвестров С. Н. Стратегическое планирование: проблемы и решения // Экономическая Политика. – 2019. – № 2. – c. 24.
15. Ешугова С.К., Хамирзова С. К. Роль государственных корпораций в развитии реального сектора экономики // Новые технологии / New Technologies. – 2020. – № 15 (4). – c. 132-133.
16. Заверский С.М., Киселева Е.С., Кононова В.Ю., Плеханов Д.А., Чуркина Н.М. Стратегическое планирование развития экономики: мировой опыт и выводы для России // Вестник ИЭ РАН. – 2016. – № 2. – c. 22–40.
17. Золотарева А.Б., Соколов И.А. Проблемы и пути совершенствования системы стратегического планирования в России // Экономическая политика. – 2018. – № 5. – c. 14.
18. Батаева Б.С., Гайнуллина Н.Р. Растет ли доля государственного участия в экономике России? // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2021. – № 7(238). – c. 5-7.
19. Новости на канале Красная линия «Министр финансов Силуанов назвал государственные программы «мертворожденными». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rline.tv/news/2017-06-01-ministr-finansov-siluanov-nazval-gosudarstvennye-programmy-mertvorozhdennymi-/ (дата обращения: 21.09.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:24:12