Classification of municipal districts in the region according to the level digital infrastructure and digital technology in organisations

Zinich L.V.1, Kuznetsova N.A.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (July-september 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49551604
Cited: 3 by 07.08.2023

Abstract:
The introduction of digital technologies is one of the main strategic opportunities of the modern agro–industrial complex. Digital technologies at agricultural enterprises have significant potential in solving such tasks as reducing material and labour costs while increasing yields, increasing the degree of sustainability of the industry, productive interaction with suppliers, buyers, development institutions, etc. Currently, both the range of agricultural enterprises using certain elements of digital technologies and the range of digital devices used in the industry are expanding. The article presents a comprehensive assessment of the agricultural organizations' potential. It includes a differentiated approach to the formation of local digital zones. The authors' study assessed the digitalization of agriculture in the Omsk region. Digital infrastructure in the region is analyzed. The analysis of digital technologies in agricultural organizations of the region is carried out. The classification of municipal districts of the region according to the level of digital technologies is carried out. The developed classification made it possible to draw up a heat map of the Omsk region in the context of municipal districts of the digitalization potential in agriculture. The applied significance of the study is given by its direct connection with the tasks of the National Program "Digital Economy of the Russian Federation", projects and programs digitalization of agriculture, involving large-scale transformations of business and infrastructure based on the principles of Industry 4.0. The proposed classification will provide a differentiated approach in the development of targeted programs and projects at the regional and district levels, as well as in making management decisions at the local level.

Keywords: digitalisation, digital infrastructure, digital technology, natural areas

JEL-classification: R11, R12, R13, O31, O33



Введение

Цифровизация процессов взаимодействия в социально-экономической территориальной системе формирует за счет проникновения цифровых технологий возможности повышения конкурентоспособности экономики, роста уровня и качества жизни населения, способствует созданию новых продуктов и услуг (или их цифровых форм) и тем самым выступает структурообразующим элементом формирования нового уровня потенциала территориальной системы [4, 10] (Kotsur, Liverko, Melnikova, Tsybenko, 2020; Pechatkin, 2020). Охватывая своей единой коммуникативной сетью производственные подсистемы (ресурсы, оборудование, транспортно-логистические и маркетинговые модули), комплекс отраслей производственной и социальной инфраструктуры, а также организацию и процесс управления, цифровизация выступает новым компонентом потенциала территориально-пространственной системы [1]. Потенциальные преимущества от цифровизации агропродовольственной отрасли потребуют серьезных изменений в системах производства, жизни населения, сельской экономике и управлении природными активами.

Оценка уровня цифровизации российского агропромышленного комплекса показала низкий уровень: по разным оценкам, не более чем в 10% хозяйств внедрены цифровые технологии, в то время в европейских странах данный показатель составляет порядка 60–80%. Первой целью цифровой трансформации сельского хозяйства согласно ведомственному проекту заявлена сама цифровая трансформация посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в два раза к 2024 году [7].

Целью настоящего исследования стало обоснование неоднородности степени цифровизации в разрезе природных зон Омской области и последующая классификация муниципальных районов региона с учетом уровня развития цифровой инфраструктуры, технической оснащенности и использования цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях.

Научная новизна исследования заключается в том, что показана необходимость дифференцированного подхода к формированию локальных цифровых зон и управлению процессами развития цифровизации для конкретного района региона.

Цифровизация АПК повлечет значительное движение вперед не только в сельском хозяйстве в целом, но и производстве продуктов питания [11]. Практически все виды экономической деятельности сталкиваются сегодня с необходимостью эффективного использования цифровых технологий и принципов Индустрии 4.0 [2, 16] (Schumacher, Erol, Sihn, 2016). Это принесет социальные, экологические и экономические блага, однако может спровоцировать ряд институциональных и социальных проблем. Различия в степени доступа к цифровым технологиям и услугам способен спровоцировать цифровой разрыв [14]. Мелкие фермеры и жители отдаленных сельских районов рискуют отстать от преобразований в силу не только низкого уровня компьютерной грамотности и доступа к цифровым ресурсам, а элементарно незначительной способности к социальной и экономической интеграции [9]. Для качественного внедрения цифровых решений в отраслях АПК одних технологий недостаточно. Экономические, общественные и политические экосистемы должны обеспечить необходимые условия для комплексной цифровизации – наличие развитой цифровой инфраструктуры, повышение компьютерной грамотности и информационной культуры, формирование благоприятной регулятивной среды, разработка моделей использования больших объемов данных и механизмов установления права на данные и их использование, популяризация электронных сервисов и платформенных решений индустрии цифровых продуктов [3] (Eshet, 2012).

Для решения задач комплексной цифровизации необходим дифференцированный подход к формированию локальных цифровых зон путем классификации муниципальных районов по уровню потенциала использования цифровых технологий.

Необходимо учитывать ряд условий, которые определяют масштаб цифровых модификаций в сельском хозяйстве под влиянием следующих предпосылок: 1) базовые условия, позволяющие использовать технологии (наличие технологий); подключенность; финансовая доступность; меры государственной поддержки и программы стратегии цифровизации; компьютерная грамотность и образование в области ИКТ; 2) способствующие условия: использование интернета; использование мобильных телефонов; использование соцсетей; поддержка общей культуры предпринимательства и цифровых инноваций в агропродовольственном секторе; навыки работы с цифровыми технологиями.

В авторском исследовании на базе обозначенного методологического подхода изучен потенциал сельскохозяйственных организаций региона на основе характеристик, отражающих: 1) оценку уровня информационно-коммуникационных технологий инфраструктуры; 2) оценку наличия и уровня использования цифровых технологий.

Комплексная оценка потенциала сельскохозяйственных организаций в разрезе муниципальных районов предполагает, во-первых, формирование системы показателей, во-вторых, наличие и ведение информационной базы данных для расчета показателей, в-третьих, возможность применения оценок для последующей классификации и выделения локальных цифровых зон [6] (Kusakina, 2003).

При анализе уровня информационно-коммуникационных технологий инфраструктуры были оценены уровень мобильной связи в организации, составляющие сетевой инфраструктуры организации, наличие и уровень интернета в организации [15]. В оценку наличия и уровня использования цифровых технологий закладывался уровень цифровизации организации, личный уровень владения цифровыми технологиями, уровень знаний специалистов по применению цифровых технологий, анализу и применению данных в управлении предприятием.

Исследование проводилось в апреле – мае 2022 года путем анкетирования руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств Омской области (249 анкет заполнили главы крестьянских фермерских хозяйств (65,9%), 129 анкет – руководители и ведущие специалисты сельскохозяйственных организаций (34,1%)). Анкетным опросом оценивался уровень информационно-телекоммуникационных технологий, наличие и использование цифровых технологий, по которому была проведена средневзвешенная балльная оценка. Показателям с нулевым или низким уровнем присваивалось 0 баллов, показателям со средним уровнем – 1 балл, показателям с высоким уровнем – 2 балла. В последующем определялась средневзвешенная оценка по муниципальному району.

В осуществляемом исследовании предложено рассматривать цифровой потенциал в общем виде как совокупную возможность имеющихся информационно-коммуникационных технологий инфраструктуры и цифровых технологий в организации, а также существующих умений и навыков людей, участвующих в цифровой трансформации процессов [5] (Kuznetsova, Zinich, 2019).

На основе комплексной оценки потенциала сельскохозяйственных организаций в разрезе муниципальных районов была проведена группировка муниципальных районов Омской области по уровню развития цифровой инфраструктуры и использованию цифровых технологий в организации (табл. 1).

Таблица 1

Группировка муниципальных районов Омской области по уровню развития цифровой инфраструктуры и использованию цифровых технологий в организации


Оценка уровня информационно-телекоммуникационных технологий инфраструктуры

низкий
высокий
Оценка уровня использования цифровых технологий и технического обеспечения
высокий

Омский,
Азовский,
Любинский
низкий
Тевризский,
Муромцевский,
Тюкалинский,
Колосовский,
Тарский,
Черлакский,
Знаменский,
Большеуковский,
Усть-Ишимский, Седельниковский, Называевский,
Полтавский,
Москаленский, Нововаршавский, Марьяновский, Большереченский,
Крутинский
Таврический, Калачинский,
Русско-Полянский, Оконешниковский, Горьковский, Шербакульский, Кормиловский,
Одесский,
Саргатский, Павлоградский, Исилькульский, Нижнеомский
Источник: составлено авторами.

По результатам группировки были выделены четыре локальные цифровые зоны. В группу «Открытый стандарт» вошло большинство муниципальных районов региона с низким уровнем цифровой среды и готовности субъектов к цифровизации. Группа «Цифровая ниша» включает районы с высоким уровнем использования цифровых технологий и технического обеспечения и низким уровнем информационно-телекоммуникационных технологий инфраструктуры (в данную зону не попал ни один район). Группа «Цифровой массив» охватывает районы с низким уровнем использования цифровых технологий и технического обеспечения и высоким уровнем информационно-телекоммуникационных технологий инфраструктуры. Группа «Индустрия знаний» представляет районы с высоким уровнем использования цифровых технологий и технического обеспечения и информационно-телекоммуникационных технологий инфраструктуры (рис. 1).

Рисунок 1. Классификация муниципальных районов региона по уровню цифровизации

Источник: составлено авторами.

Следует отметить, что только 3 муниципальных района региона (Омский, Азовский, Любинский районы) имеют высокий уровень цифровой инфраструктуры и использования цифровых технологий, который можно отнести к группе «Индустрия знаний», 12 районов (37,5%) имеют средний уровень (группа «Цифровой массив», остальные 17 районов (53,1%) с низким уровнем цифровизации относятся к группе «Открытый стандарт»).

Наглядно результат зависимости уровня цифровизации от природно-климатической зоны региона представлен на рисунках 2–5.

Рисунок 2. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в степной зоне Омской области

Источник: составлено авторами.

Рисунок 3. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в южной лесостепной зоне Омской области

Источник: составлено авторами.

Рисунок 4. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в северной лесостепной зоне Омской области

Источник: составлено авторами.

Рисунок 5. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в северной зоне Омской области

Источник: составлено авторами.

Структуризация (зонирование) территорий выступает не только инструментом оценки темпов роста (снижения) экономики и уровня жизни населения, но и способом доказательности принимаемых управленческих решений по развитию территорий [12].

Разработанная классификация позволила составить тепловую карту Омской области в разрезе муниципальных районов потенциала использования цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях в зависимости от уровня технической оснащенности и развития цифровой инфраструктуры (рис. 3).

Рисунок 3. Тепловая карта Омской области в разрезе муниципальных районов потенциала использования цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях в зависимости от уровня технической оснащенности и развития цифровой инфраструктуры

Источник: составлено авторами.

Заключение

Анализ текущего состояния, определение уровня цифровой трансформации сельхозтоваропроизводителей является ключевым фактором, который позволяет охарактеризовать направления цифровой трансформации, достижение ключевых показателей эффективности при реализации Стратегии цифровой трансформации [8, 13] (Nikola Trendov, Samuel Varas, Men Tszen, 2019).

Классификация муниципальных районов поможет определить направления повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, в том числе позволяет выявить риски и угрозы информационной безопасности при создании цифровой экосистемы управления сельским хозяйством, осуществить дифференцированный подход к функционированию и повышению эффективности агропродовольственных систем, обеспечить существенные выгоды экономического, социального и экологического характера в условиях цифровизации сельского хозяйства. Полученные результаты могут лечь в основу разработки целевых программ и проектов на региональном и районном уровнях.


References:

Eshet Y. (2012). Thinking in a digital era: A revised model for digital literacy Issues in informing science and information technology. (9). 267–276.

Kotsur, E.V., Liverko, A.Yu., Melnikova, A.M., Tsybenko, O.V. (158). Primenenie tsifrovyh tekhnologiy pri realizatsii proekta «Tsifrovoe selskoe khozyaystvo» [Application of digital technologies in the implementation of the Digital Agriculture project] (in Russian).

Kusakina O.N. (2003). Teoreticheskie aspekty ekonomicheskogo mekhanizma povysheniya konkurentosposobnosti proizvodstva v usloviyakh rynka [Theoretical aspects of an economic mechanism to improve the competitiveness of production in market conditions]. Nauchnaya mysl Kavkaza. (7). (in Russian).

Kuznetsova N.A., Zinich L.V. (2019). Transfert novyh znaniy i tsifrovyh tekhnologiy v podgotovku spetsialistov dlya agropromyshlennogo kompleksa [Transfer of new knowledge and digital technologies in the training of professionals for the agro-industrial sector] Digital Agriculture in the Region: Key Challenges, Promising Directions and Systemic Effects. 362-366. (in Russian).

Measuring Your Digital Business Aptitude. Retrieved September 19, 2022, from https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ pdf/2016/04/ measuring-digital-businessaptitude.pdf

Nikola M. Trendov, Samuel Varas, Men Tszen (2019). Tsifrovye tekhnologii na sluzhbe selskogo khozyaystva i selskikh rayonov [Digital technologies in the service of agriculture and rural areas] (in Russian).

Pechatkin V.V. (2020). Tsifrovizatsiya ekonomiki kak faktor konkurentoustoychivosti regiona v usloviyakh globalnyh vyzovov [Digitalization of the economy as a factor of the region's sustainable competitive advantages in the face of global challenges]. Regional Economics: Theory and Pactice. (8). 1478-1495. (in Russian).

Schumacher A., Erol S., Sihn W. (2016). A maturity model for assessing Industry 4.0 readiness and maturity of manufacturing enterprises Procedia CIRP 52. 161 – 166. doi: 10.1016/j.procir.2016.07.040.

Страница обновлена: 27.04.2025 в 10:51:16