Approaches to ensuring the foreign economic security of the national economy amidst the global trends and risks
Tuleyko E.V.1
1 Институт экономики НАН Беларуси, Belarus
Download PDF | Downloads: 41 | Citations: 7
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49860697
Cited: 7 by 30.01.2024
Abstract:
The relevance of the research is due to the increased tension and aggravation of international and global processes. This requires an analysis of current trends and risks of the global economy in order to protect national interests in the foreign economic sphere.
Theoretical approaches to ensuring foreign economic security are defined. The current trends and risks of the global economy are examined. The results and outcomes of the main international summits and economic forums in 2021 and 2022 are reviewed. Taking into account the risk analysis of the global economy, the most relevant internal and external risks and threats to the foreign economic security of the Republic of Belarus have been identified. The main directions of improving the system of ensuring foreign economic security of the Republic of Belarus are proposed.
Keywords: foreign economic security, national security, national interests, global economic risks, global economic trends, economic security
JEL-classification: F52, H56, H12, F02, F63
Введение. Современный мир находится в состоянии глубоких перемен, характеризуемых ростом геополитической напряженности, конкурентной борьбой на мировых рынках, ростом протекционизма, формированием новой архитектуры и правил мироустройства, активным становлением новых центров силы.
Обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Нарастают межгосударственные противоречия, экономическое давление снижает влияние и значение международных институтов в контексте глобального управления и регулирования, что сводит к минимуму эффективность системы глобальной безопасности.
Разрушительное социально-экономическое воздействие пандемии COVID-19, риск распространения новых инфекционных заболеваний будут оказывать дальнейшее влияние на развитие мировой экономики. Под влиянием событий в мировой экономике и политике трансформируется система международных отношений, усиливается тенденция регионализации.
В этих условиях возрастает значение внешнеэкономических аспектов в системе обеспечения национальной безопасности. Вместе с этим, как показывает анализ научных исследований, внешнеэкономической безопасности уделяется недостаточное внимание. Как правило, внешнеэкономическая безопасность рассматривается либо в контексте обеспечения национального потенциала в сфере внешнеэкономической деятельности, либо с позиции международной экономической безопасности [6, 17, 23, 25, 30] (Afontsev, 2020; Lev, Leshchenko, 2022; Myasnikovich, Polonik, Puzikov, 2005; Nikitenko, Bulavko et al., 2009; Polonik, Khorobryh, Litvinchuk, 2013).
В действующей Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, как, в частности, и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, подходы к обеспечению внешнеэкономической безопасности в полной мере не отражены. Некоторые аспекты, касающиеся повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества, изложены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
Научная значимость исследования заключается в систематизации теоретических подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности в контексте глобальных рисков и угроз.
Практическая значимость состоит в обзоре и анализе тенденций и рисков глобальной экономики, выявлении актуальных угроз внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь, а также выработке направлений совершенствования системы обеспечения внешнеэкономической безопасности.
В целях определения теоретических подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности рассмотрим понятие «безопасность». В наиболее общем виде безопасность рассматривается как отсутствие опасности (или защищенность от угроз) для функционирования или развития объекта, процесса, явления, то есть характеризует свойство или состояние (стабильность, устойчивость) последних [23, с. 46] (Myasnikovich, Polonik, Puzikov, 2005, р. 46).
Применительно к экономике безопасность означает функционирование и развитие экономики и ее элементов (на микро- или макроуровне) без опасности, прежде всего, со стороны субъектов экономических отношений, а также со стороны других факторов (политических, экологических и др.).
В контексте настоящего исследования наибольший интерес представляет национальная безопасность, под которой понимается состояние защищенности национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз [1]. Термин «национальная безопасность» используется для характеристики состояния основных сфер жизнедеятельности государства, включая экономическую, политическую, военную, информационную и др.
Структура национальной безопасности Республики Беларусь изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура национальной безопасности Республики Беларусь
Источник: составлено автором на основе [1].
В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь экономическая безопасность определена как «состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз» [1].
Как видно на рисунке 1, внешнеэкономическая безопасность не выделена в качестве отдельного элемента национальной безопасности. В научной литературе и практической деятельности государственных органов, как правило, внешнеэкономические аспекты рассматриваются в структуре экономической безопасности.
Определение внешнеэкономической безопасности в национальном законодательстве не закреплено. В экономической науке представлены различные определения понятия «внешнеэкономическая безопасность» (табл. 1).
Таблица 1
Определение понятия «внешнеэкономическая безопасность»
№ п/п
|
Определение
понятия
|
1
|
Такое состояние
экономической системы государства, при котором обеспечивается неуязвимость и
независимость национальных экономических интересов от воздействия внешних
угроз первого и второго порядка в геоэкономическом пространстве
|
2
|
Интегральное состояние
баланса между потребностями и возможностями субъектов внешнеэкономической
деятельности, в рамках сохранения которого достигается гарантированная защищенность
всей социально-экономической системы от различного рода угроз
|
3
|
Такое состояние
национальной экономики, которое характеризуется способностью к защите
внешнеэкономических интересов государства, их неуязвимостью по отношению
к возможным угрозам
|
4
|
Совокупность
взаимодействующих научно-теоретических и практических приемов и способов
(механизмов), создающих для государства возможности обеспечить
необходимый и достаточный уровень защиты национальных интересов,
предотвращения угроз и конкурентоспособности в рамках
национально-территориальных границ при сложившейся системе воспроизводства, распределения
общественного продукта и производственных отношений
|
5
|
Устойчивость национальной экономической
системы к экзогенным шокам экономического или политического происхождения,
проявляющаяся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и
минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками
|
6
|
Устойчивое ко внешним и внутренним
угрозам состояние удовлетворенности интересов страны во внешнеэкономической
сфере хозяйственной деятельности
|
7
|
Создание условий
для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение
труда и достижения баланса экономических интересов во
внешнеэкономической деятельности
|
Анализ научных определений внешнеэкономической безопасности позволяет сделать вывод, что главное место в содержании рассматриваемого термина занимают интересы, угрозы этим интересам, а также способность государства к защищенности интересов.
Исходя из этого, можно определить внешнеэкономическую безопасность как состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее возможность реализации и защищенности экономических интересов страны во внешнеэкономической сфере от внешних и внутренних угроз.
В настоящее время национальные интересы в области внешнеэкономической безопасности в той или иной степени закреплены в ряде нормативных правовых актов и включают в себя:
- качественный рост экспорта и его географическую и товарную диверсификацию;
- создание условий для наращивания выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции, созданной с использованием технологий V и VI технологических укладов;
- снижение себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;
- сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной систем;
- обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг;
- повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост, в том числе на основе развития «взаимовыгодной экономической интеграции в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ» [16] (Lev, Leshchenko, 2021);
- многовекторность внешнеэкономической политики, включая укрепление стратегического партнерства с КНР, расширение сотрудничества со странами «Дальней дуги», развитие внешнеэкономических связей с другими государствами;
- создание комплексной системы поддержки экспорта и импорта, представляющей собой организованную совокупность информационных ресурсов и технологий, а также национальных институтов поддержки экспорта;
- повышение эффективности использования финансовых и нефинансовых инструментов поддержки участников внешнеэкономической деятельности, расширение доступа к механизмам такой поддержки [1–5].
Следует отметить, что риски, вызовы и угрозы экономической (внешнеэкономической) безопасности рассматриваются как разные степени опасности, где риски – самый низкий уровень опасности, а угрозы – самый высокий уровень. Соответственно, анализ внешнеэкономических аспектов национальной безопасности должен начинаться с анализа рисков, вызовов и угроз, а также возможностей перевода угроз в вызовы, а вызовов – в риски [7; 30] (Verush, 2018; Polonik, Khorobryh, Litvinchuk, 2013).
В этом направлении важное значение принадлежит системе обеспечения экономической (внешнеэкономической) безопасности, под которой понимается система организационно-экономических и правовых мер, направленных на реализацию и защиту экономических интересов от внешних и внутренних угроз.
Анализ подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности как подсистемы экономической безопасности позволил выделить основные ее составляющие:
- правовое регулирование, основанное на действии нормативных правовых актов общего регулирующего характера и нормативных правовых актов, направленных на регулирование конкретных сфер внешнеэкономической безопасности, включая внешнеторговую деятельность, международное инвестиционное сотрудничество, финансово-кредитные операции и др.;
- система государственных органов по обеспечению внешнеэкономической безопасности (Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет, Комитет государственной безопасности и др.);
- меры, направленные на обеспечение внешнеэкономической безопасности: определение национальных интересов во внешнеэкономической сфере; мониторинг тенденций, влияющих на внешнеэкономическую деятельность; выявление рисков и угроз экономической и внешнеэкономической безопасности; определение компетенции субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению внешнеэкономической безопасности; реализация комплекса мероприятий по предупреждению, минимизации и нейтрализации рисков и угроз внешнеэкономической безопасности; оценка внешнеэкономической безопасности, основанная на определении соответствующих индикаторов и показателей, а также пороговых значений внешнеэкономических показателей и др.
Таким образом, при обеспечении внешнеэкономической безопасности могут использоваться ряд методов:
- общие: формирование системы национальных интересов во внешнеэкономической сфере, выявление рисков и угроз, развитие системы критериальной оценки состояния внешнеэкономической безопасности и др.;
- специальные: разработка информационных систем отслеживания и прогнозирования изменений и критических сдвигов в потоках товаров и услуг, использование финансовых и нефинансовых инструментов поддержки участников внешнеэкономической деятельности, автоматизация инструментов проверки внешнеторговых партнеров – участников внешнеэкономической деятельности и др.
Следует отметить, что одним из важнейших инструментов обеспечения внешнеэкономической безопасности является анализ тенденций и рисков глобальной экономики. Так, анализ научных публикаций, отчетов международных и региональных организаций, аналитических материалов международных консалтинговых компаний позволил выявить актуальные тенденции развития глобальной экономики, которые условно можно разделить на пять групп: геополитические, экономические, социальные, технологические и экологические (табл. 2).
Таблица 2
Тенденции глобальной экономики
Тенденции
|
Характеристика
|
Экономические
|
Расширение
торгового протекционизма; регионализация; неравномерное восстановление
экономик в результате пандемии; увеличение национального долга;
локализованное производство и продажа на фоне нарушения глобальных цепочек
поставок; инфраструктурный разрыв; борьба с монополиями
|
Социальные
|
Неравномерность
воспроизводства, размещения, миграции и старения
населения; рост неравенства доходов; изменение структуры занятости в
развивающихся и развитых странах; возрастающая урбанизация; сохранение
социальных противоречий из-за растущей социальной поляризации и высокого
уровня неопределенности
|
Геополитические
|
Уменьшение влияния
развитых экономик по мере роста развивающихся стран, прежде всего стран Е7
(Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, России и Турции); рост
напряженности между США и Китаем; изменение международного влияния и
структуры глобальных или региональных институтов (НАТО, ВТО и др.)
|
Технологические
|
Ускорение
научно-технического прогресса и технологической трансформации отраслей
экономики; увеличение киберзависимости; расширение цифрового разрыва;
технологическая гонка США и Китая; противостояние технологических компаний;
формирование и развитие цифровых платформ в отдельных отраслях
|
Экологические
|
Ухудшение качества
воздуха, почвы и воды из-за повышения концентрации загрязняющих веществ и
других видов деятельности и процессов; усиление
значимости зеленой экономики и политики,
ориентированной на предотвращение изменения климата; переход на возобновляемые
источники энергии; разработка программ по сокращению объемов выбросов
парниковых газов в атмосферу
|
Можно утверждать, что выделенные группы тенденций тесно взаимосвязаны между собой и, по сути, определяют дальнейшее мировое развитие, которое находит свое отражение в соответствующих сферах экономики.
Исследование вышеуказанных тенденций, а также анализ итогов главных саммитов и экономических форумов в 2021 году позволяют сделать вывод, что в глобальной экономической повестке фигурируют следующие вопросы: оценка социально-экономических последствий COVID-19 и направления восстановления экономики; инвестиции в развитие инфраструктуры; роль Китая в глобальной экономике; совершенствование торговой политики; цифровая трансформация и кибербезопасность; экология и устойчивое развитие [8, 10, 14, 18, 20, 24, 28, 29, 34, 38] (Leshchenko, Ermolovskaya, Nikulin, 2020).
Так, определяя направления социально-экономического развития в контексте COVID-19, аналитики прогнозируют:
- синхронное восстановление мировой экономики начиная со второй половины 2021 года, в том числе за счет массовой вакцинации. Это будет способствовать повышению уровня потребления, оживлению наиболее пострадавших от карантина отраслей, развитию производства и др.;
- сохранение социальных противоречий из-за крайне «высокого уровня неопределенности (социальной поляризации)» [13] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Frenkel, Bykovskaya, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2020);
- развитие цифровых инструментов и сервисов в экономике, образовании, расширение дистанционных форм занятости;
- разработку на основе вакцины против Covid-19 новых вакцин и препаратов, в том числе против модификаций вируса.
Еще одной тенденцией глобального развития, в том числе обусловленной негативными последствиями пандемии, является активизация инвестиционной деятельности и развитие инфраструктуры. В результате COVID-19 рынки инфраструктурных проектов в мире находятся в зоне риска, что характеризуется заморозкой реализации и запуска многих инвестиционных проектов.
Как отмечают эксперты, реализация инфраструктурных проектов даже в условиях кризиса может способствовать увеличению темпов роста ВВП за счет: создания новых рабочих мест и заказов для бизнеса, своевременного и качественного предоставления услуг населению через объекты инфраструктуры, развития инфраструктуры, создающей возможности для дальнейшего роста экономики и притока частных инвестиций. В связи с этим мировое сообщество рассматривает инвестиции в инфраструктуру и поддержку государственно-частного партнерства как фактор роста экономики и достижения Целей устойчивого развития [15].
На международном уровне наблюдается высокая обеспокоенность ужесточением конкурентной борьбы на рынках Китая и США. По оценкам экспертов, американо-китайское противостояние сфокусировано на следующих направлениях: технологии, военно-стратегическое противостояние (территориальные споры в Южно-Китайском море, проблема Тайваня), двусторонние торговые конфликты, права человека и демократия (вопросы нарушения прав мусульман и этнических меньшинств в Синьцзяне, ситуация в Тибете и вокруг Гонконга). В связи с этим тренд в сторону дальнейшего усиления противостояния между США и Китаем имеет все необходимые предпосылки [19].
Актуальной тенденцией глобальной экономики является совершенствование многосторонней системы регулирования торговли. Процесс реформирования ВТО, включая вопросы использования повсеместного субсидирования государственных предприятий, принудительной передачи технологий и урегулирования споров, затрудняется различными подходами стран-участниц в указанном направлении.
По мнению экспертов, вопросы реформирования ВТО зависят от способности устранить основные торговые трения, а также возможности США, ЕС и Китая достичь компромисса по ключевым торговым вопросам. Так, на Саммите G7 в 2021 году были выделены следующие направления реформирования ВТО:
- совершенствование свода правил глобальной торговли (с учетом цифровизации и перехода к зеленым технологиям);
- укрепление правил защиты от недобросовестной практики, такой как принудительная передача технологий, кража интеллектуальной собственности, снижение трудовых и экологических стандартов для получения конкурентных преимуществ;
- строгое соблюдение существующего и модернизированного свода правил, в том числе за счет соблюдения обязательств по обеспечению прозрачности, а также усиления функции мониторинга и обсуждения ВТО;
- развитие подходов к выполнению различными странами свода правил ВТО, в том числе на основе рассмотрения механизмов особого и дифференцированного режима с учетом особых потребностей наименее развитых и развивающихся стран;
- надлежащее функционирование переговоров ВТО, функций и системы урегулирования споров и др. [38].
Особое значение в контексте глобальной экономики принадлежит цифровой трансформации и киберпространству. На Саммите G7 отмечено, что будущие границы глобальной экономики будет определять киберпространство, основанное на сотрудничестве в области открытых данных, использовании предприятиями электронной цифровой подписи, повышении безопасности в сети Интернет, продвижении безопасных цепочек поставок цифровой, телекоммуникационной и ИКТ-инфраструктуры; углублении сотрудничества в области цифровой конкуренции в целях стимулирования инноваций в мировой экономике.
На Саммите G7 в 2022 году одной из важнейших тем стала продовольственная безопасность. Лидеры G7 полагают, в связи с событиями на Украине и введенными Западом санкциями против России ситуация с нехваткой продовольствия, сложностями в поставках и значительным ростом цен на продукты питания может обостриться.
В центре международного внимания находятся экология и устойчивое развитие. Неотложной глобальной задачей является достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Необходимо также отметить, что наблюдается тенденция к согласованию торговой и тарифной политики с устойчивым развитием. Уделяется особое внимание деятельности ВТО в сфере окружающей среды, изменения климата, глобальной цифровой торговли. В настоящее время ВТО предоставляет статистику по тарифам и импорту технологических товаров, влияющих на выполнение ряда «целевых показателей» в рамках ЦУР 3 (Обеспечение здорового образа жизни и содействие благосостоянию для всех в любом возрасте) и ЦУР 7 (Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех).
Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать, что в настоящее время на фоне протекционизма, недобросовестной конкуренции, санкционного давления происходит фрагментация единого экономического пространства, разрушаются сложившиеся экономические связи, ослабевает влияние международных институтов (ВТО, ООН и др.). Можно сделать вывод, что рассмотренные выше глобальные тенденции, с одной стороны, могут рассматриваться как новые возможности для экономики, с другой – риски и угрозы.
Так, в рамках Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) определены риски, угрожающие миру в 2021 году и в последующее десятилетие (табл. 3).
Таблица 3
Риски глобальной экономики
Тип
рисков
|
Характеристика
|
Экономические
|
Падение системно
значимой отрасли, долговые кризисы в крупных экономиках, распространение
незаконной экономической деятельности, длительная экономическая стагнация,
серьезные сырьевые шоки и др.
|
Экологические
|
Утрата
биоразнообразия и разрушение экосистем, неэффективность действий по смягчению
изменений климата, экстремальные погодные явления, антропогенный ущерб
окружающей среде, крупные геофизические катастрофы; истощение природных
ресурсов
|
Геополитические
|
Межгосударственный
конфликт; террористические атаки; развертывание оружия массового уничтожения;
снижение
эффективности деятельности глобальных или региональных институтов и др.
|
Социальные
|
Падение уровня
занятости и отсутствие средств к существованию; низкий доступ к социальной инфраструктуре;
распространение инфекционных заболеваний; вынужденная миграция; разочарование
молодежи и потеря доверия к институтам и др.
|
Технологические
|
Разрушение
критической информационной инфраструктуры; цифровое неравенство; низкий
уровень инфраструктуры и мер кибербезопасности; несоблюдение технологий
управления цифровыми сетями и технологиями и др.
|
По оценкам экспертов, наиболее вероятными рисками в ближайшие два года станут: длительная экономическая стагнация, распространение инфекционных заболеваний, падение уровня занятости, разочарование молодежи, цифровое неравенство, низкий уровень инфраструктуры и мер кибербезопасности, экстремальные погодные явления, террористические атаки.
В 2022 году эксперты ВЭФ отметили, что основные риски планетарного масштаба будут связаны с климатическими угрозами. Большинство опрошенных экспертов ВЭФ полагают, что восстановление мировой экономики будет носить волатильный характер и будет неравномерным в течение следующих трех лет. Как отмечается в докладе, «долг мировых лидеров – объединиться и внедрить скоординированный многосторонний подход для преодоления неослабевающих глобальных вызовов» [9].
Экспертная площадка «Астана Клуб» представила исследование «ТОП-10 наиболее вероятных рисков, с которыми могут столкнуться страны макрорегиона Евразия в 2021 году», подготовленное казахскими аналитиками и ведущими международными экспертами. При составлении рейтинга экспертами также оценивалась вероятность наступления экономических, социальных, геополитических, технологических рисков.
Так, наиболее вероятными экономическими рисками являются: мировой кризис, глобальная торговая война и рост протекционизма, социальными – всплеск миграции в Евразии и гуманитарный кризис. Наиболее вероятным технологическим риском является усиление тотального цифрового контроля за гражданами, геополитическая неспособность международных институтов отвечать на существующие вызовы и угрозы [39].
С учетом проведенного анализа рисков глобальной экономики можно определить наиболее актуальные внутренние и внешние риски и угрозы внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь:
1. Появление новых торговых ограничений и барьеров, направленных на реализацию протекционистской политики.
2. Снижение доли высокотехнологичной продукции в экспорте.
3. Высокая степень зависимости отечественных производителей от комплектующих, на определяющие виды продукции и резкий рост цен на них.
4. Сокращение притока прямых иностранных инвестиций в результате геополитической и экономической конфронтации между странами, санкционного давления.
5. Нарушение производственно-сбытовых цепочек и потеря значительной части традиционных рынков сбыта продукции.
6. Миграционный кризис.
7. Нарушение кибербезопасности в сфере внешнеэкономической деятельности в части ведения электронной (трансграничной) торговли.
8. Неразвитая инфраструктура поддержки внешней торговли и внешнеэкономической деятельности, включая правовое, методическое, организационное и информационное обеспечение.
Заключение
Анализ рисков и угроз внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь обуславливает необходимость совершенствования национальной системы обеспечения внешнеэкономической безопасности, в частности:
- внесение изменений в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь в части уточнения новых рисков и угроз экономической безопасности, введения в стратегические документы понятия «внешнеэкономическая безопасность»;
- разработка Стратегии обеспечения экономической и внешнеэкономической безопасности, включающей следующие аспекты: угрозы и вызовы; меры по прогнозированию, минимизации и предотвращению рисков и угроз; система мониторинга рисков и угроз; критерии измерения экономической (внешнеэкономической) безопасности; структура исполнительных органов и их компетенция и др.;
- установление индикаторов и показателей внешнеэкономической безопасности;
- формирование системы мониторинга внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь, основанной на использовании цифровых сервисов;
- выработка и принятие мер по минимизации актуальных рисков и угроз внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь;
- повышение качества взаимодействия между компетентными органами в области обеспечения внешнеэкономической безопасности, научными организациями (в части подготовки аналитических материалов), частным сектором (в части разработки цифровых систем), специализированными учреждениями (Агентством внешнеэкономической деятельности), местными органами власти и др.;
- координация и взаимодействие в сфере экономической и внешнеэкономической безопасности Союзного государства.
References:
Afontsev S.A. (2020). Kontseptualnye osnovy analiza natsionalnoy i mezhdunarodnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [Conceptual framework for the analysis of national and international economic security]. Na strazhe ekonomiki. (2(13)). 27-47. (in Russian). doi: 10.36511/2588-0071-2020-2-27-47.
Carbis bay g7 summit communiquÉWhitehouse.gov. Retrieved September 02, 2021, from https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/13/carbis-bay-g7-summit-communique
Denisevich A.V. (2006). Problemy pravovogo regulirovaniya obespecheniya vneshneekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Problems of legal regulation of ensuring foreign economic security of the state]. Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnosheniy. (1). 20-26. (in Russian).
Fadtsman V. (2020). Vladimir, Rossiya: faktory rosta v kontekste mirovoy ekonomiki [Russia: growth factors in the framework of the global economy]. Modern Europe. (1(94)). 5-14. (in Russian). doi: 10.15211/soveurope120200513.
Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Frenkel A.A., Bykovskaya Yu.V., Ivanov E.A., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2020). Osnovnye tendentsii razvitiya ekonomiki Rossii na ocherednoy trekhletniy period: analiz, riski, prognoz [Main trends in the development of the Russian economy for the next three-year period: analysis, risks, forecast]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 3 (4). 415-442. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
Leschenko Yu.G., Ermolovskaya O.Yu., Nikulin S.V. (2020). Institutsionalnaya model regulirovaniya finansovogo rynka Kitaya [Institutional model of regulation of the financial market of China]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (1). 139-154. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.1.41535.
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2021). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v mezhdunarodnyh finansovo-ekonomicheskikh organizatsiyakh v protsesse integratsii [Ensuring Russiaʼs economic security in international financial and economic organizations in the process of integration]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 669-688. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2022). Analiz kontseptsii bezopasnosti Organizatsii Obedinennyh Natsiy v protsesse globalnoy integratsii [Analysis of the United Nations security concept amidst global integration]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5 (1). 11-44. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
Mikhaylova N.S. (2017). Vneshneekonomicheskaya bezopasnost gosudarstva: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [External economic safety of the state: theoretic–methodological aspect] Innovative potential of youth: information, social and economic security. 570-573. (in Russian).
Myasnikovich M.V., Polonik S.S., Puzikov V.V. (2005). Upravlenie sistemoy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Management of the economic security system] Mn.: IOOO «Pravo i ekonomika». (in Russian).
Nikitenko P.G., Bulavko V.G. i dr. (2009). Ekonomicheskaya bezopasnost: teoriya, metodologiya, praktika [Economic security: theory, methodology, practice] Minsk: Pravo i ekonomika. (in Russian).
Polonik S.S., Khorobryh E.V., Litvinchuk A.A. (2013). Teoretiko-metodologicheskie osnovy obespecheniya vneshneekonomicheskoy bezopasnosti Respubliki Belarus v usloviyakh usileniya mezhdunarodnoy konkurentsii [Theoretical and methodological principles of ensuring of external economic security in the Republic of Belarus in conditions of intensification of international competition]. Bulletin of the Polotsk State University. Series D. Economic and legal sciences. 7-16. (in Russian).
Russkikh O.I. (2015). Vneshneekonomicheskaya bezopasnost Rossiyskoy Federatsii [External security of the Russian Federation]. Scientific and methodical electronic journal Concept. (8). 131-135. (in Russian).
Sandalov Kh.A. (2012). Teoreticheskie osnovy vneshneekonomicheskoy bezopasnosti v usloviyakh otkrytoy i perekhodnoy ekonomiki: na primere Respubliki Tadzhikistan [Theoretical foundations of foreign economic security in an open and transitional economy: on the example of the Republic of Tajikistan] Dushanbe. (in Russian).
Simachev Yu.V. i dr. (2019). Strukturnye aspekty torgovoy politiki Rossii [Structural Aspects of Russia's Trade Policy] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Stasev M.A. (2008). Vneshneekonomicheskiy komponent kak funktsionalno-orientirovannyy element sistemy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Foreign Economic Component as a Functionally-oriented Element of Russia's Economic Security System] Rostov-on-Don. (in Russian).
The Global Risks Report 2021Weforum.org. Retrieved April 28, 2021, from http://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Risks_Report_2021.pdf
Verush A.I. (2018). Sootnoshenie kategoriy «risk», «vyzov», «ugroza» v teorii natsionalnoy bezopasnosti [Relation of categories «risk», «challenge», «threat» in the theory of national security]. Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshey shkoly. istoricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki. (17). 24-30. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 00:46:40