Алгоритм заблаговременной разработки комплекса мероприятий по снижению уровня воздействия опасных и вредных факторов на производстве

Симанович С.В.1, Четкова Н.Б.1, Сергеева С.С.2
1 Уральский государственный университет путей сообщения, Россия, Екатеринбург
2 Уральский межрегиональный филиал ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика труда
Том 8, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать:
Симанович С.В., Четкова Н.Б., Сергеева С.С. Алгоритм заблаговременной разработки комплекса мероприятий по снижению уровня воздействия опасных и вредных факторов на производстве // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 7. – С. 753-762. – doi: 10.18334/et.8.7.112321.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46353421

Аннотация:
В статье анализируются действующие в настоящее время механизмы осуществления производственного контроля и специальной оценки труда на предприятиях. Рассматривая особенности действий руководителя предприятия по обеспечению безопасных условий труда, авторами обосновывается возможность заблаговременной разработки комплекса мероприятий с целью минимизировать воздействие вредных и (или) опасных производственные факторов до значений социально допустимого риска. Опираясь на действующую федеральную нормативно-правовую базу в области охраны труда, в статье предлагается пошаговый алгоритм действий руководителя накануне пуска предприятия в эксплуатацию, включающийформирование пакета необходимых документов, проведение комплекса экспертиз и разработку рекомендаций по проведению работ с целью снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов, принятие решение и закрепление его нормативным актом (приказом). Внедрение предлагаемой заблаговременной разработки комплекса мероприятий позволит руководителям предприятий снижать уровень рисковв начальный период деятельности предприятия, а также нивелировать возможные затраты по реализации предписанных мероприятий последующей и неизбежной специальной оценки условий труда

Ключевые слова: человеческий фактор, безопасность труда, производственный контроль, специальная оценка условий труда, заблаговременная разработка комплекса мероприятий

JEL-классификация: J24, J28, J81



Введение

Современные реалии показывают активное развитие в области автоматики и электротехники, что влечет за собой увеличение предприятий в этой области, в том числе количества электрических цехов.

Анализируя травматизм работников электроустановок, в том числе и со смертельным исходом, можно сделать вывод, что количество травм работников с каждым годом сохраняет нейтральную динамику. Так, за 12 месяцев в 2020 году, по данным Ростехнадзора, произошло 34 несчастных случая со смертельным исходом (38 погибших), а за аналогичный период в 2019 году произошло 39 несчастных случаев (40 погибших) [1].

Рисунок 1. Динамика несчастных случаев, по данным Ростехнадзора, за два года

Источник: составлено авторами на основе анализа данных Ростехнадзора [1].

За 2017–2020 годы статистика нечастных случаев, по данным Ростехнадзора, насчитывает 165 несчастных случаев.

Такое положение дел не соответствует стратегии Vision Zero (нулевого травматизма) в области производственной безопасности [2] (Kuznetsova, 2018), не вписывается в перечень главных приоритетов деятельности Минтруда в области безопасности и охраны труда и требует новых подходов, организационно-управленческих решений с использованием инновационных технологий и методов в области анализа, моделирования и прогнозирования в целях предупреждения производственного травматизма [3] (Ivanov, Grafkina, Klindukh, Sviridova, 2018).

В правовом поле Российской Федерации нормативно закреплено право на безопасный труд в Конституции РФ [4], Трудовом кодексе РФ [5] и Гражданском кодексе РФ [6]. Руководитель производства, руководствуясь данными положениями, обязан организовать безопасность трудового процесса, исключая производственные факторы, которые способны оказать неблагоприятное воздействие на здоровье и жизнь работников, или же спроектировать технологию производства таким образом, чтобы минимизировать это воздействие до значений социально допустимого риска.

Безусловно, исполнение требований нормативно-правовых актов в области охраны труда при организации и проведении всех видов работ, а также постоянный контроль и надзор за исполнением этих требований позволят сократить производственный травматизм. Моделирование существующей тенденции и прогнозирование изменения показателей производственного травматизма позволяют оценить закономерности, динамику и тенденции его изменения, способствуют повышению эффективности мероприятий по профилактике травматизма [7] (Grafkina, Klindukh, Sviridova, 2018).

Однако, как отмечают специалисты в области мониторинга и аналитики современного состояния уровня производственного травматизма в России и мире, финансовая система стимулирования руководителей предприятий различных организационно-правовых форм, которая функционировала бы непрерывно и мотивировала компании не только на создание безопасных технологий и средств производства, но и на организацию предупредительных мероприятий, в настоящее время в России несовершенна и крайне неэффективна. Вместе с этим нельзя не отметить, что мотивировать компании на создание безопасных технологий и средств производства помимо снижения внеплановых издержек случаев травматизма в процессе работы допустимо частичным использованием средств Фонда социального страхования на предупредительные мероприятия и дифференциацией страховых тарифов по обязательному страхованию от несчастных случаев в процессе трудовой деятельности [8] (Lukyanchikova, Yamshchikova, Kletsova, 2018).

Трудовой кодекс РФ (статья 212) обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [9] идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, однако проводится им уже в процессе деятельности предприятия.

Следует подчеркнуть, что предприятие начинает свою работу, основываясь на решении контрольных органов о соответствии данного предприятия строительным правилам, СанПиН, нормам пожарной безопасности и т.д. Таким образом, до момента проведения специальной оценки труда некоторое время работники предприятия выполняют свои трудовые функции в условиях имеющей место вероятности существования рисков для своих здоровья и жизни. Специальная же оценка условий труда производится спустя некоторое время, уже в ходе осуществления трудовой деятельности конкретными работниками предприятия на конкретных рабочих местах.

Такой алгоритм выстраивания мероприятий по охране труда содержит потенциальную возможность производственного травматизма уже в начальный период деятельности предприятия, что негативно отражается на показателях производственного травматизма, и прежде всего несчастных случаях с тяжелыми последствиями, так как они наносят невосполнимый урон трудовым ресурсам.

Использование современных информационных технологий, инновационных методик в области анализа и прогнозирования, обработки статистических данных по видам несчастных случаев на производстве позволяет реализовать предлагаемую систему разработки заблаговременных мероприятий по снижению уровней воздействия вредных и опасных факторов на основе комплексного анализа фактических условий труда на рабочих местах [10] (Grafkina, Sviridova, Korolev, 2019).

Вышесказанное определило цель авторов дополнить существующие стратегии снижения производственных рисков, представив алгоритм действий для создания комплекса мероприятий, предупреждающих возникновение случаев производственного травматизма.

Научная новизна работы обусловлена тем, что предлагается применять создаваемые в рамках алгоритма комплексы мероприятий по снижению воздействия опасных и вредных факторов, способных оказывать неблагоприятное воздействие на работников, превентивно, заблаговременно, до начала пуска предприятия в эксплуатацию.

Можно предположить, что идея проведения мероприятий по снижению уровня производственных рисков заблаговременно позволит в значительной степени нивелировать экономические затраты по реализации предписанных мероприятий последующей и неизбежной специальной оценки условий труда.

Заблаговременная разработка мероприятий по снижению уровня рисков

В настоящее время у работодателя есть инструмент контроля за соблюдением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – производственный контроль [11]. Следует отметить, что объекты производственного контроля весьма разнообразны, включают в себя производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, и т.д. [12]

В ходе производственного контроля случаи выявленных нарушений санитарных правил на объекте обязывают принять меры, направленные на их устранение и недопущение их возникновения. Но все это также реализовывается после пуска предприятия в период его непосредственной эксплуатации.

Возникает вопрос: есть ли возможность у работодателя в рамках очевидной необходимости, а также предписываемой ему законодательством обязанности сохранения здоровья и жизни работников реализовать мероприятия по снижению уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, не дожидаясь идентификации их экспертом по специальной оценке условий труда, то есть заблаговременно?

В соответствии с требованиями ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственную экспертизу условий труда на территории субъекта Российской Федерации осуществляют в установленном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. В этих целях они уполномочены проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты и в случае необходимости (а необходимость существовала всегда) привлекают для этого исследовательские (измерительные) лаборатории, аккредитованные в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

К примеру, на территории Свердловской области органом исполнительной власти в области охраны труда является УрМФ ФГБУ ВНИИ труда. Для осуществления экспертной деятельности данной структурой предусмотрены аккредитованные в установленном порядке лаборатории: научно-методического сопровождения государственной экспертизы условий труда и, в частности, лаборатория охраны труда в субъектах малого предпринимательства.

Таким образом, в современных условиях законодательно обоснованного существования сети аккредитованных лабораторий возможность заблаговременной разработки комплекса мероприятий по снижению уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов у руководителя предприятия, безусловно, имеет место быть.

Исходя из вышеизложенного, можно построить алгоритм действий руководителя предприятия по заблаговременной разработке комплекса мероприятий по снижению уровня воздействия опасных и вредных факторов на производстве.

Первым шагом в этом алгоритме будет формирование пакета документов, который позволит руководителю предприятия обосновать с точки зрения действующего законодательства свое обращение в аккредитованную лабораторию экспертизы условий труда с последующим оформлением заявки на проведение предварительной оценки условий труда на определенных рабочих местах предприятия. Целесообразно, чтобы в перечень этих документов входили:

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- лист записи единого государственного реестра юридических лиц.

В случае же, если предприятие управляется индивидуальным предпринимателем, то требуются другие документы:

- свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя);

- лист записи ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей);

- свидетельство ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика).

После регистрации заявки на основе предварительно разработанного технического задания на конкретные рабочие места руководитель предприятия совместно со специалистом лаборатории конкретизирует предстоящую задачу предварительной оценки по целям, рабочим местам, возможным факторам и времени. Результатом этой работы будет договор между сторонами на проведение предварительной оценки условий труда, который позволит руководителю предприятия, с одной стороны, получить квалифицированные рекомендации по принятию управленческих решений в области обеспечения безопасности труда, а с другой – обеспечит правовую защищенность как заказчика, так и исполнителя.

Вторым шагом будет являться непосредственная работа специалиста лаборатории на объекте, заключающаяся в:

- проведении замеров согласно техническому заданию, договору и расчету производимых работ;

- занесении полученных данных в первичную форму замеров;

- проведении анализа полученных данных на предмет имеющих место превышений показателей факторов воздействия на работника;

- составление и утверждение протокола проведенных измерений, сравнение их с нормативными показателями;

- разработка рекомендаций по проведению работ с целью снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов на конкретных (указанных в техническом задании и договоре) рабочих местах до допустимых параметров, а также снижения существующих рисков до социально приемлемых.

Для этого проводятся замеры основных физических факторов.

Освещение. Измерения проводятся с использованием люксметров, имеющих измерительные преобразователи излучения с пределом допускаемой относительной погрешности не более 10% (с учетом погрешности спектральной коррекции) [13].

Микроклимат. Измерения проводятся с использованием прибора, способного проводить одновременное измерение температуры, влажности и скорости движения воздуха [14].

Шум. Измерение шума на рабочем месте выполняют с помощью интегрирующих усредняющих шумомеров или персональных дозиметров шума. Шумомер вместе с микрофоном и соединительными кабелями должен удовлетворять требованиям к средствам измерений класса 1 или 2 по IEC 61672-1. Шумомеры класса 1 предпочтительны [15].

Вибрация. Система для проведения измерений включает в себя один или несколько акселерометров, снимающих сигналы вибрации с вибрирующей поверхности. Преобразование сигналов вибрации для получения результатов измерений может быть осуществлено с использованием одного прибора – виброметра, имеющего встроенные функции частотной коррекции и интегрирования [16].

В частности, в электроцехе будет логично проводить измерения электромагнитного излучения промышленной частоты в 50 Гц. Измерение осуществляют прибором, принцип действия которого основан на автоматическом вычислении и непрерывной индикации вектора напряженности переменного электрического и магнитного поля, одновременном измерении всех пространственных координат поля, что позволяет получать достоверные результаты при оценке электромагнитной обстановки на контролируемом рабочем месте [17].

В результате проведенной работы руководитель предприятия получает:

- утвержденный руководством экспертной лаборатории протокол проведенных измерений;

- перечень рекомендаций по проведению мероприятий для снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов;

- акт выполненных работ.

Наряду с этим руководителю предприятия целесообразно получить от специалиста экспертной лаборатории примерный расчет предстоящих расходов (смету) на необходимые к выполнению работы, а также профессиональные рекомендации по приобретению необходимых средств, защитного оборудования и объективную информацию о лицензированных государством поставщиках и специалистах по установке такого оборудования. Такая услуга может быть предусмотрена в договоре отдельным пунктом.

Получив все необходимые документально оформленные данные, руководитель предприятия:

- оценивает существующую социально-экономическую обстановку, финансовое положение и свои возможности;

- производит расчет сил, средств и времени;

- составляет план действий, которые помогут реализовать необходимые меры по охране труда;

- совместно со специалистом по охране труда или выполняющим его обязанности лицом разрабатывает приказ по предприятию о реализации намеченных работ и мероприятий с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.

Заключение

В заключение следует отметить, что реализация возможности заблаговременной разработки комплекса мероприятий по снижению уровня воздействия опасных и вредных факторов целесообразна как с точки зрения повышения уровня безопасности работников, так и с точки зрения социально-экономической выгоды. Это позволит руководителю предприятия:

- обеспечить безопасность работников в начальный период деятельности предприятия, до проведения специальной оценки условий труда и производственного контроля;

- снизить временные и финансовые затраты при непосредственном проведении специальной оценки условий труда в процессе функционирования производства;

- нивелировать возможные затраты по реализации предписанных мероприятий последующей и неизбежной специальной оценки условий труда.

Наряду с этим появляется возможность перенацелить часть финансовых средств, предназначенных для будущих выплат за вредность работникам предприятия, на реализацию таких немаловажных мероприятий, как лечебно-профилактические (организация мест с доступом к минеральной воде, кабинеты ЛФК), а также реабилитационные (организация комнат психоэмоциональной разгрузки, комнат отдыха работников).


Источники:

Информация о несчастных случаях со смертельным исходом на энергоустановках организаций, подконтрольных органам Ростехнадзора [Электронный ресурс]: // URL:http://volok.gosnadzor.ru/info/analiz_ns_en_12_20.pdf(дата обращения: 01.06.2021)
2. Кузнецова Е.А. «Нулевой травматизм»: история и современность // Экономика труда. № 2 / 2018
3. Иванов Е.Н., Графкина М.В., Клиндух М.А., Свиридова Е.Ю. Влияние региональной специфики видов экономической деятельности на показатели производственного травматизма // Экономика труда. № 4 / 2018
4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.06.2021)
5. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой 21.12.2001 г. №197-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 01.06.2021)
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой 21.10.1994 г. №151-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 01.06.2021)
7. Графкина М.В., Клиндух М.А., Свиридова Е.Ю. Моделирование существующей тенденции и прогнозирование изменений показателей производственного травматизма // Экономика труда. № 1 / 2018
8. Лукьянчикова Т.Л., Ямщикова Т.Н., Клецова Н.В. Компаративистский анализ производственного травматизма: Россия и мир // Экономика труда. № 3 / 2018
9. О специальной оценке условий труда [Электронный ресурс]: Федеральный закон принят Государственной Думой 23.12.2013 г. №426-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/ (дата обращения: 01.06.2021)
10. Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Королев В.И. Информационные технологии в анализе и прогнозировании производственного травматизма // Экономика труда. № 2 / 2019
11. О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01 [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 №18 (ред. от 27.03.2007) // URL: https://docs.cntd.ru/document/901793598(дата обращения: 01.06.2021)
12. Производственный контроль на предприятии [Электронный ресурс]: // URL: https://ceut.ru/proizvodstvennyj-kontrol/ (дата обращения: 02.06.2021)
13. ГОСТ 24940-2016 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности [Электронный ресурс]: // URL: https://docs.cntd.ru/document/1200140599 (дата обращения: 02.06.2021)
14. МУК 4.3.2756-10 Методические указания. Методы контроля. Физические факторы. Методические указания по измерению и оценке микроклимата производственных помещений [Электронный ресурс]: // URL: https://docs.cntd.ru/document/1200085911 (дата обращения: 02.06.2021)
15. ГОСТ 23337-2014 Межгосударственный стандарт. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий [Электронный ресурс]: // URL: https://docs.cntd.ru/document/1200114242(дата обращения: 03.06.2021)
16. МУК 4.3.011-16 Методические указания по методам контроля. Методы контроля. Физические факторы. Методика измерений локальной вибрации ручной машины в условиях эксплуатации на рабочем месте на предприятиях с особо опасными условиями труда [Электронный ресурс]: // URL:https://docs.cntd.ru/document/456023337(дата обращения: 03.06.2021)
17. МУК 4.3.3672-20 Методика проведения измерений электрических и магнитных полей промышленной частоты 50 Гц в жилых и общественных зданиях [Электронный ресурс]: // URL: ttps://docs.cntd.ru/document/456023337 (дата обращения: 03.06.2021)

Страница обновлена: 09.10.2021 в 13:55:39