Стратегия перехода предприятий на инновационный путь развития под воздействием нестабильности внешней среды: стоимостной подход

Зайцев А.В.1, Седларж Й.
1 Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (2013)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26240234

Аннотация:

В статье продемонстрированы особенности влияния изменений внешней среды и процессов глобализации при переходе предприятий на инновационный путь развития. Обобщены факторы, оказывающие воздействие на реализацию предприятием концепции роста стоимости. Обосновано, что современная концепция управления предприятием предполагает комбинированные подходы. С этой целью предлагается подход к формированию совокупности показателей эффективности деятельности предприятия посредством синтеза нескольких управленческих инструментов. В качестве подобных инструментов рассмотрены бюджетный метод управления и система сбалансированных показателей, применяющихся при реализации в комплексе со стратегией максимизации рыночной стоимости.

Ключевые слова: глобализация, рыночная стоимость, система сбалансированных показателей, конкурентная стратегия, инновационные методы управления, бюджетный метод управления, инновационный путь, стратегия максимизации стоимости



На развитие инновационных преобразований народнохозяйственной системы, а также отдельных отраслей и предприятий в настоящее время влияют не только процессы глобализации, но и полномасштабное изменение макроэкономической среды (последствия финансового кризиса, стагнация мировой экономики, трансформация геополитических интересов, новые военные доктрины и т.д.). Неизменно идет существенное сокращение инвестиционного потенциала в инновационной деятельности, т.е. инвесторы находятся в состоянии неуверенности и неопределенности. Эти процессы проявляются в системе международного разделения труда, при внедрении наукоемкой продукции и выполняемых промышленных разработок. В этой связи для высокотехнологичных отраслей национальных экономик возросла актуальность решения задачи адаптивного управления предпринимательской деятельностью, в том числе задач, связанных с созданием новых продуктов, отвечающих повышенным требованиям рынка. В современных условиях решение подобной задачи практически невозможно без активизации инновационных факторов, как в производственной сфере, так и в области менеджмента. Это приводит к необходимости формирования управления бизнесом при интеграции предпринимательского потенциала и ограниченных ресурсов предприятий. Для этого предприятия начинают активно изыскивать и объединять материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Сегодня конкурентная среда предприятий подвержена мощным изменениям. Она не только воздействует на внутренние, но и на международные рынки. Макроэкономическая система становится более сложной и непредсказуемой. Следовательно, разрабатывая и принимая стратегию перехода на инновационный путь, менеджмент должен формировать мероприятия в рамках действующей инновационной политики государства, извлекая максимальные преференции для развития своего бизнеса. Спектр этих мероприятий увязывается с улучшением и совершенствованием бизнес-среды, стимулированием инновационной активности предприятий. Важным в данном процессе являются разработка организационно-экономических и финансовых инструментов, поддержка технологической модернизации и перевооружения предприятий.

Изменения макроэкономической системы и усиление конкуренции приводит к необходимости консолидации активов и ресурсов предприятий. Однако подобные воздействия оказывают существенное влияние также на микроэкономический уровень. Именно на этом уровне факторы эффективности формируются в первую очередь за счет использования современных технологий управления бизнес-процессами. Поскольку каждая из отраслей национальной экономики характеризуется своим финансово-экономическим, инвестиционным и интеллектуальным потенциалом, то необходимо учитывать эти обстоятельства при формировании стратегии перехода предприятий на инновационный путь развития. Именно учет всей совокупности факторов, характерных для глобальной экономики, во многом предопределяют эффективность реализации конкурентных стратегий предприятий. Реализация такой стратегии обеспечит предприятию рост его рыночной стоимости в долгосрочном периоде [1-3].

Разработанная стратегия, максимизируя рыночную стоимость, нацелена на формирование управленческих решений для развития различных видов бизнеса. Поэтому менеджмент предприятия определяет оптимальный уровень диверсификации бизнеса и форм совместной деятельности стейкхолдеров. Это впоследствии окажет существенное влияние на формирование конкурентных преимуществ от совместной деятельности. Значимую роль в осуществлении стратегии играет создание организационно-экономических механизмов распределения ограниченных ресурсов для решения задачи диверсификации бизнеса.

Каждый отдельный инвестиционный проект или самостоятельное направление бизнеса должны обладать уникальными возможностями, в результате реализации которых менеджмент предприятия сможет добиться конкурентных преимуществ. В дальнейшем эти преимущества позволят всем бизнес-процессам создавать экономическую добавленную стоимость. Эффективному исполнению конкурентной стратегии способствуют разработанные его функциональные стратегии: финансовая, инновационная, инвестиционная, маркетинговая, управления рисками и т.д. Менеджмент, эффективно реализуя систему функциональных стратегий, оказывает существенное влияние на формирование прироста стоимости предприятия.

Ориентируясь на инновационные процессы при воплощении функциональных стратегий, предприятие предполагает осуществить инвестиционную деятельность для разработки новых продуктов и технологий, в том числе и капиталовложений с высоким уровнем риска. В практике возникают различные варианты формирования результатов и затрат, поэтому необходим выбор наилучшего варианта стратегии управления стоимостью. С этой целью для каждой стратегии производится оценка потребностей и стоимости ресурсов, а также величина создаваемой экономической добавленной стоимости. Такую оценку делают посредством инструментов прогнозирования и стратегического планирования для формирования альтернативных стратегий. Оценивая стратегию, выделяют ключевые факторы стоимости, потенциальные угрозы со стороны конкурентов и возможности предприятия. Следовательно, менеджменту для выбора варианта необходимо осуществить расчеты совокупности динамических (дисконтированных) показателей и по критерию максимума стоимости определить наилучшую альтернативу [1, 2].

Принимая во внимание высокую неопределенность и нестабильность внешней среды, команда менеджеров должна обеспечить экономическую адаптивность системы управления предприятием к быстро изменяющимся условиям рыночных отношений. Эта команда, обладая сформированной способностью разрабатывать и внедрять инновационные методы управления, будет успешно реализовать их в процессе развития предприятия. Подобный комплекс решений может содержать организационные изменения структуры предприятия или реализуемых бизнес-процессов, перераспределение товарных и финансовых потоков, разработку и реализацию инвестиционных проектов инновационной направленности.

Менеджменту, осуществляя рассмотренную нами концепцию, необходимо учитывать, что современное предприятие представляет собой достаточно сложную производственно-технологическую и организационно-экономическую систему. В этой связи процесс развития и текущая деятельность предприятия охвачены совокупностью инновационных методов управления. Такие управленческие подходы должны включать следующие методы:

· исследования, диагностики и оценки деятельности предприятия;

· формирования системы ключевых индикаторов компании (системы сбалансированных показателей – ССП);

· создание системы бюджетного управления – бюджетирования;

· перераспределения товарных и финансовых потоков и т.д.

Чтобы инновационная деятельность предприятия была устойчивой необходимо создать механизмы для управления во времени процессами формирования результатов бизнеса. Поскольку современная концепция управления предприятием предполагает комбинированные подходы, то перед предприятием встает задача формирования и применения целостной системы показателей эффективности его деятельности посредством синтеза нескольких управленческих инструментов. Среди большого множества экономических инструментов по созданию, внедрению и текущему контролю исполнения конкурентной стратегии предприятия особое место занимает система сбалансированных показателей (ССП) и система бюджетирования [3-6].

Стратегия предприятий инновационной направленности достаточно динамична и существенно влияет на его конкурентные позиции. Управление бизнесом рационально проектировать на нескольких уровнях, например, оперативном, тактическом и стратегическом. По этой причине сформированный подход на основе синтеза бюджетного метода управления и ССП является действенным инструментом, применяющимся при реализации стратегии максимизации рыночной стоимости предприятия. В этом подходе менеджмент сочетает систему бюджетного управления, охватывающую планирование, организацию, контроль, мотивацию, и ССП, которая является инструментом стратегического и оперативного управления.

Таким образом, целесообразно сформировать совокупность показателей, характеризующих эффективность процесса создания прироста стоимости на каждом шаге реализации стратегии. Поэтому такой инструмент как ССП позволит увязать в единое целое стратегические цели предприятия с его бизнес-процессами и ежедневными действиями персонала на каждом уровне управления. Бюджетирование в свою очередь будет отражать финансовые потоки, состояние активов и пассивов, формирование финансового результата.

Реализацию стратегии, методов управления и проведение оценки эффективности бизнеса менеджмент предприятия осуществляет посредством набора индикаторов ССП, который является системой конкретных показателей. Эта система дает возможность определить, насколько деятельность организации соответствует ее запланированной стратегии по четырем составляющим ССП: финансовой, клиентской, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития. Система бюджетного управления и ССП в процессе реализации стратегии позволяют оценивать результаты деятельности менеджмента предприятия. Такая комбинация управленческих технологий используется как средство контроля над деятельностью предприятия и его руководящего состава. С помощью этих технологий менеджмент предприятия располагает формализованными ориентирами в своей работе, выраженными в числовом формате.

Для реализации конкурентной стратегии руководство предприятия должно сформировать совокупность долгосрочных и краткосрочных планов, установив целевые нормативы, которые на практике определяются через ключевые факторы стоимости. Далее необходимо разработать совокупность бюджетов, в рамках которых намечаются конкретные шаги по достижению поставленных целей на планируемый период деятельности. Затем разрабатываются системы экономической и внеэкономической мотивации и оценки результатов деятельности структурных подразделений предприятия, позволяющие осуществлять мониторинг выполнения целевых нормативов и побуждающие персонал к решению поставленных перед ними задач.

Рассмотренный нами подход обеспечивает экономическую адаптивность системы управления предприятием к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Разработка и реализация конкурентной стратегии, в рамках которой осуществляется максимизация стоимости предприятия, будет охватывать следующие управленческие процессы:

· формирование комбинированного подхода на основе синтеза бюджетного метода управления и ССП;

· установление набора индикаторов бюджетирования и ССП;

· формализацию ориентиров в работе менеджмента, выраженных в числовом формате;

· разработку альтернативных стратегий и выбор наилучшей альтернативы;

· определение целевых нормативов;

· составление совокупности операционных и финансовых бюджетов;

· организацию системы стимулирования и поощрения персонала на основе оценки результатов его деятельности.


Источники:

1. Зайцев А.В Особенности формирования стратегии управления стоимостью бизнеса в холдинговых структурах // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2009. - №2. – С.52-57. – ISSN 2072-4098.
2. Зайцев А.В. Управление инновационными изменениями и оценка эффективности их реализации на высокотехнологичных предприятиях. – М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2012. – 91 с. – ISBN 978-5-8196-0230-0.
3. Круглов М.Г. Инновационный проект: управление качеством и эффективностью: учеб. пособие. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 336 с. – (Сер. «Образовательные инновации»). – ISBN 978-5-7749-0534-8.
4. Kaplan R.S., Norton D.P. Balanced Scorecard. Boston, Harvard Business School Press, 1996.
5. Kaplan R.S. Strategy Execution in a Dynamic World. Live in Prague, 21.5.2009, p. 3.
6. Sedlar J. Balanced Scorecard as a Corporate Strategy Execution Tool / Proceedings of the 9th International Conference Liberec economic forum 2009. – Liberec, Czech Republic, EU: TUL, 2009. – p.336-343. – ISBN 978-80-7372-523-5.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:12