Влияние санкций на формирование Евразийского экономического союза
Дробот Е.В.1, Абросимова А.С.1, Савицкая К.С.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 37
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)
Цитировать:
Дробот Е.В., Абросимова А.С., Савицкая К.С. Влияние санкций на формирование Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 1. – С. 55-64. – doi: 10.18334/eo.7.1.37391.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29774228
Цитирований: 37 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проведен анализ основных проблем развития России и стран ЕАЭС в условиях санкций, определены основные тенденции изменения показателей внешней торговли, проанализированы возможности выхода из кризиса и сохранения единства рынка ЕАЭС.
Ключевые слова: экономический потенциал, санкции, Евразийский экономический союз, товарная структура экспорта
Введение
С учетом сложившейся на сегодняшний день неустойчивой экономико-политической ситуацией на мировой арене вопрос обеспечения стабильной экономической безопасности государства для каждой страны выходит на первый план. Особенно остро этот вопрос задевает интересы Российской Федерации. В современных условиях, когда страны запада планомерно накладывают на нашу страну все большее количество санкций [1–4] (Belokopytov A.V., 2016; Drobot E.V., 2016a; Melnik A.N., Anisimova T.Yu., 2016; Drobot E.V., 2016b), развитие интеграционных объединений и обеспечение их устойчивого функционирования приобретает особую значимость [5–11] (Bisultanova A.A., 2015; Vlazneva S.A., Mishina N.A., 2015; Dyusenbaev S.S., 2015; Goncharova O.Yu., 2015; Chibisova E.I., Chibisov O.V., Soltakhanov A.U., 2015; Rovnyh E.A., 2015; Demchenko S.K., Kaplun V.V., 2014). Все это обуславливает актуальность нашего исследования.
Основная цель нашего исследования состоит в выявлении основных проблем развития экономики России и ЕАЭС, которые повлекло за собой введение антироссийских санкций.
Для достижения этой цели необходимо определить следующие задачи:
– изучить влияние экономических санкций на развитие ЕАЭС;
– определить тенденции изменения показателей внешней торговли в современных условиях;
– выявить основные проблемы, возникшие в результате применения экономических санкций;
– проанализировать возможности выхода из кризиса и сохранения единства рынка ЕАЭС.
Основная часть
Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) – «молодое» интеграционное объединение, действующее с 1 января 2015 г. на основании Договора «О Евразийском экономическом союзе». ЕАЭС начал свою деятельность на пике применения «антироссийских санкций». Первый год функционирования организации прошел в сложных, весьма неблагоприятных международных условиях, и России, как главной движущей силе евразийской интеграции, в дальнейшем придется в приложить немало усилий для обеспечения стабильной работы объединения.
Как уже было сказано выше, Россия, как ведущая сторона в интеграционном объединении в первую очередь ощущает на себе изменения, происходящие в экономическом и политическом мире. Все эти изменения по инерции будут отражаться на экономиках стран-участниц ЕАЭС – Казахстане, Белоруссии, Армении и Киргизии. Какое же влияние оказывают на данный момент и окажут в последствии применяемые западом в отношении России экономические санкции на развитие ЕАЭС? Попробуем разобраться.
На момент вступления в силу Договора о ЕАЭС суммарный ВВП стран-участниц составил 85 % ВВП всех стран СНГ, промышленный потенциал оценивался в 600 млрд долл. Совокупный объем ВВП ЕАЭС составляет 4,5 % мирового ВВП. Т.е. экономический потенциал территории ЕАЭС является мощной площадкой для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика стран-членов ЕАЭС (на 01.01.2015 г.)
Страны
|
Население,
млн чел |
Размер
реального ВВП млрд долл. |
Размер ВВП
на душу населения, тыс. долл. |
Инфляция, %
|
Уровень
безработицы, %
|
Экспорт, млн долл.
|
Импорт, млн долл.
|
Торговый баланс,
млн долл.
|
Россия
|
143,7
|
2111
|
6,9
|
11,4
|
5,3
|
496,9
|
286,0
|
210,9
|
Белоруссия
|
9,5
|
72,1
|
4,9
|
16,2
|
0,5
|
36,4
|
40,85
|
–4,4
|
Казахстан
|
17,4
|
241,9
|
11,5
|
7,4
|
5,0
|
78237,8
|
41212,8
|
37025
|
Армения
|
3,0
|
10,7
|
2,3
|
4,6
|
17,9
|
1519,3
|
4401,6
|
–2882,3
|
Киргизия
|
5,8
|
7,5
|
–
|
10,5
|
2,4
|
1879,99
|
5732,4
|
–3852,5
|
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что интеграционное объединение принесет взаимную выгоду всем его участникам, а именно:
– обеспечится стабильное увеличение ВВП;
– благодаря снятию взаимных ограничений в торговле снизятся цены на ряд товаров;
– повышение производительности труда будет способствовать увеличению уровня заработной платы;
– повышение производительности также будет способствовать увеличению спроса на товары и как следствие увеличению объемов рынка товаров;
– развитие экономики повлечет за собой увеличение уровня благосостояния населения.
Данные перспективы были построены с учетом стабильного развития мировой экономики и торговли. Однако современные реалии внесли свои коррективы.
Внедрение странами Европы и США санкций вынудило Россию принять противодействующие меры. В такой ситуации было бы естественным присоединение наших партнеров по ЕАЭС к ответным санкциям. Однако соучредители союза не только не присоединились к антисанкциям, но и решили на них заработать.
На сегодняшний день санкции подрывают основную цель Евразийского экономического союза – создание единого рынка. Западные санкции позволяют получать Казахстану и Белоруссии значительную выгоду путем реэкспорта в Российскую Федерацию запрещенных для ввоза товаров. Западные компании, которые сомневаются в перспективах инвестирования в российскую экономику смогут инвестировать в Казахстан или Белоруссию, создавая на их территории производства, а потом выходить на российский рынок без пошлин и ограничений.
Интерес представляет количественная оценка влияния изменения структуры экспортно-импортных товаропотоков на основные макроэкономические показатели России. Результаты показали, что в структуре экспорта России (1991–2014 гг.) преобладают топливные и сырьевые ресурсы, на их долю в отчетном периоде приходилось более 70 % (рис. 1).
Рисунок 1. Товарная структура экспорта РФ, %
Источник: составлено авторами.
Для того чтобы оценить влияние экономических санкций на основные показатели, то необходимо обратиться к данным таможенной статистики.
По оперативным данным объем внешней торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза с третьими странами за январь – сентябрь 2015 года составил 437 млрд долларов США, в том числе экспорт – 285,9 млрд долларов, импорт – 151,1 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года объем внешней торговли сократился на 34,5 %, или на 229,6 млрд долларов. Объем экспорта товаров снизился на 33,1 %, или на 141,5 млрд долларов, импорт уменьшился на 36,8 %, или на 88,1 млрд долларов (табл. 2).
Таблица 2
Объемы внешней торговли товарами государств-членов
ЕАЭС с третьими странами за январь-сентябрь 2015 г.
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдо
|
В % к январю– сентябрю 2014 г
| |
Экспорт
|
Импорт
| ||||
ЕАЭС
|
285896,2
|
151081,1
|
134815,1
|
66,9
|
63,2
|
Армения
|
930,6
|
1588,6
|
–658,0
|
106,9
|
65,8
|
Беларусь
|
12228,9
|
9400,7
|
2828,2
|
78,9
|
70,3
|
Казахстан
|
31897,8
|
14851,9
|
17045,9
|
56,3
|
76,3
|
Кыргызстан
|
736,2
|
1508,2
|
–772,0
|
103,6
|
71,6
|
Российская Федерация
|
240102,7
|
123731,7
|
116371,0
|
67,9
|
61,3
|
Одними из причин снижения рассматриваемых показателей являются нестабильная экономическая ситуация и сырьевая направленность экспорта нашей страны.
На фоне общего снижения товаропотоков с Евросоюзом, динамика взаимоотношений со странами Северной Африки и Азии выглядит позитивно. Так в отчетном году по сравнению с 2013 г. наблюдается рост экспорта в такие страны как: Сингапур (194 %), Египет (97 %), Мексика (61 %), Таиланд (38 %), Нигерия (31 %), Бразилия (19 %), Корея (23 %). Что касается импорта, то наибольшие результаты достигнуты в отношении таких стран как: Куба (124 %), Алжир (108 %), Египет (22 %), Гонконг (19 %), Бразилия (14 %) (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика доли экспорта (импорта) России со странами дальнего зарубежья, %
Источник: составлено авторами.
Отсутствие в настоящий момент времени факторов оказывающих существенное влияющие на смену вектора развития внешнеэкономических связей, по итогам 2015 года, эти цифры значительно увеличатся и список стран расширится, т.е. происходит переориентация товаропотоков со стран Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион.
После введения антироссийских санкций многие аналитики начали писать о том, что сложившаяся ситуация окажет благотворное влияние на экономику России, в том числе на развитие экономики ЕАЭС. Для этого лишь требуется направить имеющиеся ресурсы на импортозамещающее производство. Однако существуют некоторые нюансы.
Для создания эффективной системы производства импортозамещающей продукции необходимо направить достаточный объем свободной рабочей силы и неиспользованных производственных мощностей. На сегодняшний день картина такова, что Россия не имеет необходимого количества ресурсов для осуществления своих планов. Выходом может стать перепрофилирование существующих производств. В условиях нестабильности это может лишь ослабить российскую экономику.
Заключение
Таможенный союз Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России далеко не идеален – внутри него экспортные пошлины определяются самостоятельно каждой страной, нет единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора и т. д. Положение, при котором в рамках ЕАЭС действует российский запрет на импорт продовольствия из некоторых стран, не может в долгосрочной перспективе соответствовать принципам общего рынка, декларированным в ЕАЭС.
На наш взгляд в дальнейшем возможны четыре варианта поддержания принципов общего рынка в ЕАЭС:
1) торговая политика становится согласованной за счет присоединения Армении, Белоруссии и Казахстана к российским контрсанкциям;
2) торговая политика становится согласованной за счет отмены Россией эмбарго на поставку продовольствия из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
Однако в данном случае под угрозу подпадает авторитет России на мировой арене.
3) российское эмбарго сохраняется, однако в этом случае говорить об ЕАЭС как интеграционном объединении можно будет весьма условно;
4) Совместный поиск Россией и западных партнеров выхода из экономического кризиса.
Представляется, что в ближайшие время в результате противостояния России и стран Запада определится расстановка сил на мировой арене. Пока же в ближайшие пару лет неопределенности страны-члены ЕАЭС вероятно займут выжидающую позицию, будут учиться работать с Россией в нынешних условиях и одновременно диверсифицировать свои экономики.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что ЕАЭС имеет большие перспективы для развития экономических, политических социально-общественных сфер жизни государств-участников. Однако в первую очередь союз может стать новым полюсом глобальной экономики, который будет представлять интересы всего постсоветского пространства на мировой арене.
Большую роль в успешном функционировании интеграционного объединения сыграет Россия. Именно от способности нашей страны найти выход из кризисного положения путем применения нестандартных подходов для стимулирования взаимовыгодного сотрудничества с союзными государствами будет зависеть стабильное развитие Евразийского экономического союза.
Источники:
2. Дробот Е.В. Оценка экономических последствий санкционных войн для экономики европейских стран // Российское предпринимательство. – 2016. – № 20. – С. 2685–2696. – doi: 10.18334/rp.17.20.36847.
3. Мельник А.Н., Анисимова Т.Ю. Моделирование динамики энергоемкости отечественной экономики в условиях продолжающегося санкционного давления со стороны западных стран // Российское предпринимательство. – 2016. – № 22. – С. 3159–3170. – doi: 10.18334/rp.17.22.37086.
4. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. – 2016. – № 16. – С. 1879–1902. – doi: 10.18334/rp.17.16.36478.
5. Бисултанова А.А. Российская банковская система в условиях сохранения санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – № 4. – С. 209-214. – doi: 10.18334/epp.5.4.2108.
6. Влазнева С.А., Мишина Н.А. Продовольственная безопасность России в период санкций // Продовольственная политика и безопасность. – 2015. – № 3. – С. 153-166. – doi: 10.18334/ppib.2.3.1911.
7. Дюсенбаев С.С. Выживаемость нефтегазовых компаний РФ в условиях действия экономических санкций // Российское предпринимательство. – 2015. – № 20. – С. 3545-3552. – doi: 10.18334/rp.16.20.1991.
8. Гончарова О.Ю. Развитие малого предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Российское предпринимательство. – 2015. – № 5. – С. 679-690. – doi: 10.18334/rp.16.5.127.
9. Чибисова Е.И., Чибисов О.В., Солтаханов А.У. Валютный курс, его поэтапное движение к бивалютной корзине и переход к свободной конвертации в условиях санкций // Российское предпринимательство. – 2015. – № 15. – С. 2437-2450. – doi: 10.18334/rp.16.15.564.
10. Ровных Е.А. Роль информационного пространства в стимулировании инновационной деятельности РФ в условиях экономических санкций // Креативная экономика. – 2015. – № 5. – С. 565-576. – doi: 10.18334/ce.9.5.269.
11. Демченко С.К., Каплун В.В. Воздействие государства на совокупный спрос в условиях экономических санкций // Российское предпринимательство. – 2014. – № 23. – С. 4-11.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:28:49