Санкционное давление как фактор развития малого и среднего предпринимательства
Репникова В.М.1, Дмитриева А.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2024)
Цитировать:
Репникова В.М., Дмитриева А.С. Санкционное давление как фактор развития малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 671-680. – doi: 10.18334/epp.14.3.120597.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861763
Аннотация:
Статья посвящена обзору и анализу ответной реакции предприятий малого и среднего предпринимательства на антироссийские санкции. Санкционное давление на сектор МСП исследовано как фактор его развития. В работе проанализирована динамика основных экономических показателей сектора МСП за период 2022-2023 гг., а также выявлены отрасли, наиболее всего подверженные влиянию санкций.
Ключевые слова: санкции, санкционное давление, МСП, малый и средний бизнес, адаптация, перспективы
JEL-классификация: F51, Д 2, М 21
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивая и стабильная экономика предполагает сбалансированность развития всех существующих форм ведения бизнеса: крупномасштабного, среднего и малого. Каждый субъект предпринимательства выполняет определенные функции, тем самым придавая всей экономической системе резильентность – способность к полному восстановлению после шоков. Малое и среднее предпринимательство (МСП) – важнейший сектор экономики, который обеспечивает значимую долю в валовом внутреннем продукте РФ. Предприятия МСП создают конкурентную среду, обеспечивают поступление налоговых доходов в государственный бюджет, стимулируют рост объемов экспорта, а также удовлетворяет спрос потребителя на внутреннем рынке. Более того, именно сектору МСП свойственно наиболее быстрое, эффективное восстановление и адаптация.
Целью исследования является анализ ответной реакции предприятий малого и среднего предпринимательства на антироссийские санкции. Научная новизна исследования связана с тем, в работе определены ключевые направления адаптации российского бизнеса в условиях санкционного давления.
Методология исследования. В ходе исследования были использованы общенаучные методы: сравнительный, структурный, системный анализ, а также конкретно-научные методы: статистический анализ, экспертные оценки и визуальный анализ данных.
ПОСЛЕДСТВИЯ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В феврале-марте 2022 года Российская Федерация подверглась серьезнейшему санкционному давлению со стороны Америки и ряда европейских, азиатских стран. Санкции Запада оказали ощутимое влияние на деятельность большей части российского бизнеса: согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения (ФОМ), санкции повлияли на деятельность не менее чем 73 % предприятий [12].
Следует более детально рассмотреть последствия антироссийских санкций для сектора МСП. В таблице 1 проанализируем типы санкций и их влияние на малый и средний бизнес.
Таблица 1
Последствия антироссийских санкций для сектора МСП
Тип антироссийских санкций
|
Последствия санкций для сектора МСП
|
1. Финансовые санкции (в частности, отключение от SWIFT,
уход VISA и Mastercard, блокировка валютных резервов РФ на иностранных
счетах)
|
Усложнение взаимодействия предприятий с иностранными
контрагентами: в частности, появление проблем с денежными расчетами и
ограниченность валютных операций. В связи с тем, что расчеты через систему SWIFT
под запретом, предприятия малого бизнеса столкнулись с необходимостью
регистрации юридического лица, открытия банковских счетов в других странах.
Кроме того, вследствие финансовых санкций снижается доступность кредитных
ресурсов для МСП.
|
2. Логистические санкции (связаны с отказами в поставках
со стороны зарубежных компаний)
|
Возникновение трудностей с проведением расчетов,
разрывы существующих и отработанных логистических цепочек, рост транспортных
расходов, рост закупочных цен, задержки поставок. В условиях санкций
логистические цепочки стали более сложными. Предприятия МСП вынуждены быстро
искать новых поставщиков, с нуля организовывать и оптимизировать цепочки
поставок.
|
3. Санкции, связанные с импортными и экспортными
ограничениями (в том числе запрет на ввоз высокотехнологичного оборудования)
|
Предприятия МСП, зависящие от импорта и экспорта,
столкнулись со значительным сокращением базы клиентов, количества заказов.
Вследствие этого предприятия вынуждены не только осуществлять поиск новых
контрагентов, но и в ряде случаев «урезать» масштабы собственной деятельности
(путем сокращения персонала, урезания зарплаты, оптимизации расходов и пр.).
Кроме того, последствиями указанных санкций являются нехватка оборудования,
снижения уровня автоматизации, заметное технологическое отставание России от
зарубежных стран.
|
4. Уход крупнейших зарубежных компаний с российского
рынка
|
После ухода крупных иностранных компаний сектор МСП
столкнулся с ощутимым сокращением количества потенциальных потребителей,
потенциальных инвесторов.
|
Наиболее остро российский сектор МСП воспринял уход с рынка крупных производителей ПО (Adobe, Avast, Microsoft, Nvidia, Oracle и т.д.) и телекоммуникационного оборудования (IBM, Nokia, Cisco и пр.). Российские предприятия серьезно зависели от зарубежного программного обеспечения: так, не менее 65 % компаний МСП использовали IT-продукцию иностранного производства в своей деятельности. Более всего от иностранного ПО оказались зависимы такие отрасли как химическая, банковская и нефтегазовая. Однако предприятия МСП быстро адаптировались к сложившимся условиям: спрос на отечественные IT-продукты стремительно вырос на 300 % всего за год. При этом стоимость российского ПО увеличилась только на 15-20 % [8, c. 114].
Кроме того, в марте 2022 года американская холдинговая компания «Meta Platforms» была признана экстремистской ввиду призывов к насилию против российских военнослужащих. В связи с этим такие ресурсы как «Instagram» и «Facebook» – основные источники реализации товаров/услуг для малых и микропредприятий – подлежали блокировке на территории РФ. Более всего пострадали фирмы, занимающиеся продажей одежды, косметических средств, аксессуаров, продуктов питания. Не менее 80 % маркетинговых расходов такие компании направляли именно на таргетированную рекламу через площадки «Instagram» и «Facebook». Несмотря на это, российский малый бизнес адаптировался и восстановился достаточно быстро: многие предприниматели перешли на отечественные площадки (в подавляющем большинстве – «VK» и «Одноклассники») и начали продвигать продукцию через них.
Антироссийские санкции затронули также и сферу туризма. Предприятия МСП, ведущие деятельность в этой сфере, ранее уже сталкивались с трудностями: карантин и изоляционная политика 2020 года, связанная с пандемией Covid-19, привели к ликвидации не менее чем 20 % туристических агентств. В 2022 году на туристическую отрасль обрушился новый, еще более сокрушительный удар – «закрытие» воздушного пространства, сложности с иностранным авиатранспортом, отключение от транснациональных систем бронирования. В данном случае сектор МСП вновь проявил способность к быстрой адаптации. Туристические предприятия переориентировались на развитие внутреннего авиасообщения. Самыми востребованными регионами для полетов стали Сочи, Крым, Минеральные воды (Кавказ), Анапа. Так, за 2022 год количество бронирования поездок внутри России выросло на 83 % [3, c. 134].
Итак, несмотря на постоянное усиление санкционного давления Запада и возникший экономический кризис, российский сектор МСП демонстрирует рост. Согласно Единому реестру субъектов МСП, который ведет Федеральная налоговая служба, на конец 2023 года на территории РФ зарегистрировано 6 310 279 малых и средних предприятий. В 2022 году их количество составляло 5 991 349, тогда как в 2021 году – 5 866 703. (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика количества зарегистрированных субъектов МСП , 2019-2023 гг.
Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, 2019-2023
Наибольший вклад в рост количества предприятий МСП внесли новые микропредприятия. Так, в 2022 году их количество составило 5 761 069, а в 2023 году – уже 6 076 783. При этом количество малых и средних предприятий растет менее активно. Так, в 2022 году число субъектов малого и среднего предпринимательства составило 212 271 и 18 009 соответственно. В 2023 году – 214 772 и 18 724 предприятия соответственно. Однако параллельно росту количества субъектов МСП в период 2022-2023 гг. происходило и сокращение количества занятых в этом секторе. Так, к 2023 году количество работников микропредприятий сократилось на 48 тысяч человек, работников малых предприятий – на 14 тысяч человек [9].
Согласно аналитике ФНС, в 2021 году на один субъект малого и среднего предпринимательства приходилось 2,51 работника (среднее значение по стране), в 2022 году – 2,45 работников, в 2023 году – 2,37. При этом тенденция к сокращению среднего числа работников на один субъект МСП стала наблюдаться еще в апреле 2021 года, а антироссийские санкции поспособствовали ее усилению [9].
СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Необходимо отметить, что предприятия сектора МСП – самые гибкие и мобильные агенты экономической системы. Именно поэтому они могут «перетекать» в другие отрасли с платежеспособным спросом. Санкционное давление стимулирует МСП заполнять новые, еще свободные, рыночные ниши, переориентироваться на удовлетворение узкоспециализированного спроса. На практике предприятия МСП выбирают один из следующих путей развития [5, с. 521]:
1. «Миграция» предприятия из одного рыночного сегмента в другой, более прибыльный. К примеру, подобным путем идут малые и средние компании, ведущие деятельность в сфере услуг: частные спортивные клубы, салоны красоты, частные детские садики и школы и пр.;
2. Переход в другой рыночный сегмент (более доходный) после осуществления трансформации и реорганизации предприятия. Как правило, это предприятия производственной направленности;
3. Редомиляция – процедура, в ходе которой предприятие осуществляет перерегистрацию в более выгодный для ведения деятельности регион, страну. Такая «бизнес-иммиграция» за границу осуществляется предприятиями планомерно: они продают свои активы, выстраивают взаимодействие с иностранными контрагентами, трансформируют подходы к управлению бизнес-процессами, завершают текущие дела в РФ;
4. Прекращение операционной деятельности либо ликвидация предприятия.
Одной из важнейших адаптационных возможностей предприятий МСП является и так называемое импортозамещение. Однако в ряде отраслей – в первую очередь, в IT-сфере – процесс импортозамещения нуждается в серьезной государственной поддержке. На сегодняшний день в России сложилась ситуация «неклассического» импортозамещения: так, на место крупных иностранных фирм, ушедших с рынка, приходят не такие же крупные компании-аналоги, а множество субъектов малого и среднего предпринимательства. Предприятия МСП переходят на массовое производство товара как для B2B, так и для B2C сегментов [2, c. 201].
Предприятия МСП используют и другие способы адаптации к сложившемуся режиму санкционного давления. В частности, это выстраивание теневых схем с использованием «параллельного импорта», переоборудование собственного производства, использование механизмов государственной поддержки.
Кроме того, в условиях санкционного режима возрос и интерес предприятий МСП к государственно-частному партнерству.
В отличие от малых и микропредприятий, компании среднего масштаба оказались менее всего подвержены санкционному давлению. Это связано с тем, что такие предприятия уже изначально являлись стабильными (как с позиции финансовых ресурсов, так и с позиции накопленного опыта).
На рисунке 2 обобщим все рассмотренные пути развития субъектов МСП в условиях санкционного давления.
Рисунок 2. Возможные пути развития субъектов МСП в условиях санкционного давления
Источник: составлено автором
Развитию субъектов МСП в условиях санкционного давления поспособствовала и государственная поддержка. Государство разработало и утвердило перечень отраслей, наиболее пострадавших от антироссийских санкций. Предприятия МСП, вошедшие в данный реестр, получают активную поддержку: например, кредитные и налоговые каникулы, грантовую поддержку, налоговые льготы, получение субсидий и пр. Количество мер государственной поддержки в условиях санкционного давления превышает их количество в период валютного кризиса РФ 2014 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сделаем несколько итоговых выводов касательно темы исследования. Антироссийские санкции, безусловно, нанесли ощутимый удар по финансовой, логистической, торговой, высокотехнологичной и прочим отраслям экономики РФ. Предприятия сектора МСП столкнулись с дефицитом ресурсов, падением спроса, нехваткой материалов и оборудования. Одна часть компаний вынужденно сократила масштабы деятельности, другая – прекратила свое существование. Однако сложное положение субъектов малого и среднего предпринимательства, вызванное санкционным давлением, имеет и обратную сторону. Сложившаяся обстановка дала компаниям возможность восстановления потенциала отечественной экономики, повышения собственной конкурентоспособности на внутреннем рынке. Активная государственная поддержка, а также достаточные объемы трудовых, природных ресурсов открывают перед предприятиями МСП новые перспективы. Компании могут не только занимать пустующие рыночные ниши, но и переориентироваться на новый, ранее не освоенный вид бизнеса. В конечном итоге, Россия сможет достойно встать в один ряд с крупнейшими мировыми производителями.
Источники:
2. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 195-214. – doi: 10.18334/eo.12.2.114792.
3. Исламутдинов В.Ф. Адаптация российского бизнеса к последствиям санкций: первые итоги // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. – c. 132-136.
4. Королева Е.А. Об актуальных вопросах поддержки малого бизнеса в России в условиях введения новых санкционных мер // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы ХХIII Всероссийского симпозиума. Москва, 2022. – c. 259-262.– doi: 10.34706/978-5-8211-0802-9-s3-09.
5. Королева Е.А. Экстерналии политики санкционного давления и ее последствия для развития российского малого и среднего бизнеса // Russian Journal of Economics and Law. – 2023. – № 3. – c. 515-531. – doi: 10.21202/2782-2923.2023.3.515-531.
6. Нюренбергер Л.Б., Краковецкая И.В., Далибожко А.И. Функционирование МСП сферы услуг в условиях санкционного давления: вызовы и перспективы развития // Исследование проблем экономики и финансов. – 2023. – № 2. – doi: 10.31279/2782-6414-2023-2-7.
7. Лаврикова Ю.Г., Васильева Е.В., Берсенёв В.Л., Сухих В.В. и др. Риски и возможности развития регионов России в условиях санкционного давления. / Коллектиная монография. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2022. – 644 c.
8. Теребова С.В., Устинова К.А. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2022. – № 2. – c. 107-123. – doi: 10.37614/2220-802X.2.2022.76.009.
9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 2022-2023 гг. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 07.01.2024).
10. Елисанова И. Параллельный импорт: текущие результаты и развитие законодательства. Alta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www. alta.ru/expert_opinion/100367/ (дата обращения: 07.01.2024).
11. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Россия в условиях санкций: пределы адаптации // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 6. – c. 52-67. – doi: 10.52180/2073-6487_2022_6_52_67.
12. ФОМ: 73% российских предпринимателей ощутили западные санкции. Московский комсомолец. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2022/06/29/fom-73-rossiyskikh-predprinimateley-oshhutili-zapadnye-sankcii.html (дата обращения: 06.01.2024).
Страница обновлена: 13.08.2024 в 00:08:30